FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Картина в доме»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
549
Моя оценка:
-

подробнее

Картина в доме

The Picture in the House

Другие названия: Картинка в старой книге; Картинка в доме

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 78
Аннотация:

Случайный путник, укрываясь от дождя, вынужден остановится в ветхом домишке. А также познакомится с хозяином – странным представителем вырождающейся глубинки.

Примечание:

Рассказ был написан 12 декабря 1920 года. Впервые опубликован в «National Amateur», который номинально датировался июлем 1919, но на самом деле был выпущен летом 1921 года. Первая же серьезная публикация рассказа была в «Weird Tales» за январь 1924 года.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— журнал «Weird Tales» December 1923-January 1924», 1924 г.

— журнал «Weird Tales» March 1937», 1937 г.

— антологию «Шанс на выигрыш. Сокровища старого Яна», 1995 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— журнал «Огонёк № 8 1993», 1993 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


В склепе
1993 г.
Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Шанс на выигрыш. Сокровища старого Яна
1995 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Погребенный с фараонами
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.

Периодика:

Огонёк № 8 1993
1993 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» December 1923-January 1924
1924 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1937
1937 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2013 г.

Очень атмосферная и пугающая зарисовка, о которой именно что и хочется сказать: это картина, которая развернулась перед нами, сцена, где казалось бы не происходит ничего зловещего, но тем не менее нам всем страшно и жутко, не уютно, как будто все в описании этого дома, его хозяина, книги, все должно быть по другому, все это какое-то не естественное, чужое и до ужаса нелепое.

Это рассказ-угроза, где в каждом предложении кроется какая-то не явная, пока еще не проявившая себя угроза. Весь сюжет — это закрученная спираль, по дуге которой читатель постепенно движется к своей развязке, воля при этом собрана в кулак, а душа, как сжатая пружина, готова выстрелить в любой момент и убежать в пятки. Именно такие мысли и ощущения приходили мне на ум при прочтении данной работы.

Концовка, возможно, многим не понравилась, из-за обрывочности восприятия, из-за неоконченности, недосказанности. В защиту автора могу лишь заметить, что перед нами именно зарисовка, картина, сценка, автор просто показывает ситуацию, обыгрывает ее, нагнетает нужную пугающую атмосферу. И это работает у него на ура! Поэтому всем так пришлась по душе эта история, которая к сожалению не имеет конца. Это тот случай когда задуманное автором произведение переходит на более глобальный уровень, чем сам того хотел писатель.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2015 г.

Любопытный рассказ с той позиции, что именно здесь впервые появляются Аркхем и Мискатоникская долина, которые станут основным местом действия в большинстве рассказов Лавкрафта более позднего периода. Также впервые затрагивается хорошо проработанная впоследствии тема «плохих» домов и маньячных деревенщин, которые уже в наше время найдут место в десятках фильмов и книг ужасов.

Рассказ цепляет своей гнетущей атмосферой, тревожным ожиданием и ощущением какой-то болезненной безысходности. Да, впоследствии у автора будут намного более удачные вещи — и, возможно, в сравнении с ними этот рассказ покажется пустяком. Но стоит все же сделать скидку на то, что это был своего рода дебют, первый блин, который вышел далеко не комом.

Еще интересно то, что здесь мы видим явную историю из т.н. «мифологии Ктулху», но по сюжету и общей атмосфере рассказ скорее вписывается в сновидческий цикл, который автор активно разрабатывал в тот период. Сама манера повествования напоминает сон (и скорее всего им и является): например, соединение разрозненных элементов (негры с белой кожей и европейскими чертами лица, обстановка дома, соответствующая 18 веку и пр.), постепенное нарастание тревоги, обрывочная концовка.

Действительно, судя по отзывам, многие остались недовольны концовкой в силу того, что она слишком резко завершает историю. На мой же взгляд, резкости как раз и не хватает. Кажется даже, что рассказ должен был быть написан от третьего лица и завершиться обычным обмороком,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без каких-либо нелепых ураганов
— и этот обморок главного героя как раз бы соответствовал пробуждению автора от кошмара в реальном мире.

Образы из рассказа не сразу выветриваются из головы. А потому — заслуженная девятка.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2010 г.

Не смотря на всю нелепость концовки, и резком обрыве сюжета (так же как в «Музыке Эриха Цанна») картина предстаёт перед глазами совершенно жуткая.Заброшенный дом куда совершенно случайно наведается путник, совершая страшную и интересную находку в казалось бы заброшенном доме, совершенно жуткая картинка, которую смакует не пойми откуда внезапно взявшийся старик. И лишь под конец понимаешь куда делись все учителя, пастор Кларк из этой глухой местности. Но всё-таки хотелось бы чтобы из таких маленьких рассказов, внезапно обрывающихся, но создающих невероятную атмосферу. было создано нечто большее, чем просто миниатюрный рассказ. Безусловно он мне понравился и после прочтения впадаешь в некий ступор минут на 5, но неужели нельзя было написать более крупное произведение, развивая при этом гениальную идею? А так, создаётся впечатления что гениальную идею произведения погубили в зародыше... Очень жаль!:sad:

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2015 г.

Великолепный рассказ: густой, тягучий, как то самое пятно крови на потолке, с обволакивающе-удушающей атмосферой. Всегда вот такое примитивное, полуграмотное, убогое Зло в грязном домишке на отшибе пугало намного больше Ужасных-Древних-Теней-Из-Безвременья. Рассказ прилично выбивается из стереотипной лавкрафтовской канвы и потому особенно ценен. Балл скинул, как и многие до меня, за примитивную концовку — тоже, увы, вполне в духе Г.Л.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2011 г.

Рассказ просто пропитан животным страхом. Взгляд старика ощущаешь собственной кожей. Его шепот слышишь. По-моему, самые захватывающие рассказы Лавкрафта как раз те, где нет ни Ктулху, ни мерзких чешуйчатых змеелюдей. Хотя Ктулху тоже хорош, собака! Фхтагн!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2008 г.

Видимо таков стиль писателя... создавать гладкую, ровную картину, постепенно увеличивая темп, будто «прибавляя звук». Медленными неспешными мазками изображать страх, неизвестность, загадку. При этом намеренно забывая про конец. Словно автору самому становится страшно продолжать и он ставит точку. Казалось бы все только начинается, краски сгущаются, впереди еще интересная развязка, но не тут-то было. Герой или сбегает (как-то было в «Музыке Эриха Занна» или же природное явление внезапно прерывает историю, как случилось уже в этом рассказе.

Конечно, недосказанность оставляет читателю право самому домысливать, пуская в ход уже собственное воображение. И это прекрасно!.. но все-таки хотелось бы, чтобы автор сам досказал свою страшную сказку, потому что недомолвки украшают произведения с развитым сюжетом, с хорошей развязкой, которую можно трактовать двояко, а так остается чувство будто тебя обманули, и, показав первую серию фильма, сказали, что продолжения не будет.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2016 г.

Первый мой рассказ, который я прочел когда начинал знакомиться с творчеством Лавкрафта, и наверно один из наиболее любимых мной.

Случайный путник попадает в дом, с первого взгляда необитаемый, но оказывается что там живет старик, со своими, мрачными тайнами.

Мрачная и таинственная атмосфера, которая заставляет тебя бояться, и при этом, тайна, которую ты все таки хочешь узнать. Финал хоть и предсказуем уже на средине повествования, все равно заставляет тебя сжаться в кресле от страха.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2009 г.

Мне кажется, самое неудачное в этом рассказе — концовка, слишком уж невероятная и надуманная. А сама история получилась вполне атмосферная, и герой вполне живой (в отличие от многих других работ Лавкрафта), а потому и реально жутковатый. Хорошо, что до конца действие не раскрылось потому что любая определенность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в виде логично обнаруживающегося расчлененного старым каннибалом трупа
только сбила бы психологический настрой...»

И непонятен вариант названия «Картина в доме» . :confused:«Картинка в старой книге» — вот это правильно...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Атмосфера рассказа одновременно пугающая и завораживающая: почти ночь; унылый пейзаж; мерзкий непрекращающийся дождь; ветхий дом в Бог весть какой глубинке — старый, покосившийся; и, естественно, все это дополняется странным обитателем. Эту историю хорошо читать не спеша, в тишине, ни на что не отвлекаясь. Удовольствие гарантировано.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2016 г.

При всей одиозности сюжетной сути этого произведения оно обладает несомненным шармом истории о Синей Бороде, ставшей классикой зловещей тайны. В рамках такого сюжета сложно не создать текст, который будет утомлять или даже раздражать, как оскомина, но Лавкрафту определенно удался миниатюрный шедевр. Более того, мне особенно нравится незначительность действия (того самого «экшна», который у Лавкрафта как раз редко получался интересным и натуральным), что только усиливает психологический эффект.

Что касается отмеченной практически всеми предыдущими рецензентами концовки (которую посчитали слабой), то я не склонен считать ее недостатком. Рассказ очень короткий (и это хорошо, ибо ни к чему растекаться мыслью по древу — это далеко не всегда на пользу), и делать в нем какой-то выдающийся финал означало бы порождать дисгармонию.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2014 г.

Прекрасный рассказ, интригующий, легкий, нетипичный для Лавкрафта с его катакомбами и миазмами... Но все испортила концовка, очень типичная: вырубающая героя и якобы спасающая его от смерти перед лицом открывающегося на полную ужаса.

Сюжет мне даже напомнил кинговские вещи, что явно подняло репутацию живущего раньше Лавкрафта в моих глазах. Сумасшедший старикан в местечке с загнивающими нравами получает удовольсвие при рассматривании книжной иллюстрации. Ужасающее зрелище приобретает дополнительную эстетическую привлекательность, когда становится ближе к зрителю: негры изображены как белые с европеоидными чертами лица. Чуть ближе опьяняюще зрелище стало после появления главного героя, начавшего переводить для старика латинские записи. Радость открытия вкупе с ощущением обладания источником этой радости толкает на причастие к таинственному действу. Книга становится своеобразной библией сумасшедшего, сочетая в себе как наглядную истину, так и таинственность ее содержания словно настоящий Священный текст. Эстетика греховного начинает вдохновлять, вызывать возбуждение. Рассказ глубоко психологичен в этом плане, раскрывает отношение косного человека к искусству и своеобразным вечным ценностям. Причем дополнительный смысл здесь имеет и слово «ценность». Часто то, что ценно, и становится сакральным.

Лавкрафтово вторжение древности на этот раз идет протоптанными тропами: через старые таинственные фолианты. Но на этот раз не интеллектуальная сила текста влияет на подсознание, а искусно выполненная иллюстрация. Древность на сей раз бьет не по слоям высшей аристократии, а обычному люду, не лишенному тяги к прекрасному.

Как только идея раскрыта полностью, главный герой обрывает повествование своим внезапным обмороком. Лавкрафт в очередной раз не заморочился с концовкой, что после прочтения многих рассказов с подобными концами создает в воображении картину Новой Англии, погрязшей в раскрывшихся во всем великолепии кошмарах, в то время как все ее население валяется без памяти во имя сохранения рассудка. Ох уж эти новоангличане...

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2011 г.

Странно, но мне понравились первые пару страниц рассказа. Очень уж удачно и красочно описывает автор неприязнь к всякого рода одиноким, пугающим домам. Дальше все больше неприятностей. Они постепенно как-будто бы выравниваются, когда читаешь о встрече со стариком. Мотивы его понятны и ты ожидаешь закономерной концовки. Но Лавкрафт берет и все рушит. Непонятная, смазанная, нелогичная концовка. В голове только и вопросы: как? почему? зачем?

Но стоит отметить атмосферу. Я очень ярко представил себе заброшенный дом около леса, путника решившего там переждать дождь, странного хозяина и мне стало, не то чтобы страшно. Мне стало не по себе.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2017 г.

Жуткий и атмосферный рассказ.Ветхий дом,странные книги в библиотекк,сумасшедший хозяин...путник,который забрел туда...сейчас,это кажется клише,но не стоит забывать,что Говард Филлипс был один из первых.Не очень страшный,но зловещий и мрачный,один из тех рассказов,где пугают люди ,а не божества и иноземные чудища.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с одной стороны,конец хорошо подходит произведению- додумай сам.Но с другой стороны...он какой-то оборванный,будто развязки не оказалось.Саспенс,и вдруг молния.Конец.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2017 г.

Отличный рассказ, очень атмосферный. Наконец-то у Лавкрафта не таинственный б-гмерзкий обряд ужасных древних чудовищ, неимеющих названий и формы, а конкретно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кровь, кишки, расп%*дорасило

Правильный перевод на мой взгляд — «Картинка в доме», т.е. речь идёт о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гравюре из книги,
а не о картине на стене, как можно подумать исходя из названия.

Смазанная концовка слегка портит впечатление, на мой взгляд надо было

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
писать рассказ от третьего лица, тогда смерть ГГ была бы оправданной

Однако, как и большинство произведений у Лавкрафта, рассказ написан от первого лица.

Рекомендуется всем любителям жанра.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2013 г.

Один из лучших рассказов сборника. Он одновременно является классическим лавкрафтовским, и напрочь выбивающимся из общей канвы Мифов и сновидческих приключений. Персонажи поданы просто сказочно-красиво, хоть их всего двое. Финал предсказуем, но менее красивым он от этого не становится.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх