fantlab ru

Синклер Льюис «Эроусмит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Эроусмит

Arrowsmith

Другие названия: Эрроусмит

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Интересный и со знанием дела написанный роман о состоянии и проблемах американской медицины 1920-х годов. Главный герой, молодой и талантливый врач, Мартин Эроусмит, борется с косностью и алчностью, процветающими в существующей системе здравоохранения. Победы редки и даются очень дорогой ценой...

Награды и премии:


лауреат
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 1926 // Художественная книга

Экранизации:

«Доктор Эрроусмит» / «Arrowsmith» 1931, США, реж: Джон Форд



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
Н. Вольпин (4)

Том 3
1965 г.
Бэббит. Эроусмит
1973 г.
Эроусмит
1990 г.
Эроусмит
1998 г.
Эроусмит
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К произведениям о медицине у меня особое отношение — не очень люблю их читать, по причине того, что в своей обычной жизни постоянно связан с этой сферой и в процессе художественного чтения хочется отдохнуть именно от медицины. Но по этой же причине некоторые книги о медицине всё-таки вызывают интерес.

И к Синклеру Льюису у меня особое отношение — знаю, что он талантливый писатель и читать его интересно.

В романе «Эроусмит» рассказывается о жизни врача в США в начале 20 века. Профессиональный путь главного героя Мартина Эроусмита начинается в несуществующем в реальности штате Уиннемак, затем он неоднократно меняет место работы и жизни. Интересно было сравнить американскую медицину столетней давности с нашей современной. В то время ещё не было той узкой специализации врачей, которая существует сейчас. Для того, чтобы сменить специальность, современный врач вынужден будет переучиваться несколько лет. Эроусмит же, получив диплом врача, работает сначала врачом общей практики, затем хирургом-патологом, чиновником в общественном здравоохранении, бактериологом в научном институте.

Синклер Льюис здесь как всегда остроумен и ироничен, но, кажется, что его фирменный стиль в «Эроусмите» заметен гораздо меньше, чем в поздних его романах (из крупной формы читал ещё «У нас это невозможно» и «Кингсблад — потомок королей»).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Порою берясь за чтение Нобелевского лауреата в итоге пожимаешь плечами с мыслью: «И что тут такого нобелевского?» Но не в случае Синклера Льюиса. Его роман «Эроусмит» — прекрасное произведение. Других не читал, но смею предположить, что «Эроусмит» не единственный достойный роман писателя.

В чём же прелесть этой книги? Больше всего понравилось, с какой выразительностью Льюис рисует персонажей. В нескольких метких и лёгких фразах он изображает готовый типаж. И пусть местами типажи кажутся слишком стереотипными, но, помещённые в водоворот событий повествования, они оказываются очень даже живыми. Более того — существующими вне времени и пространства. Такие персонажи живуть среди нас.

«Эроусмит» — это вроде как типичная история становления героя. Герой местами непроходимо глуп и эмоционален, излишне принципиален, одолеваем страстями, но он такой, какой есть. Не положительный душка, «гений, миллиардер, филантроп, плейбой», а человек, ищущий своё место под солнцем, ищущий себя. Разумеется, путь к себе отнюдь не устлан лепестками роз и овациями обожателей. Это дорога взлётов и падений, маленьких успехов и больших трагедий, приобретений и потерь.

В романе изображено классическое противостояние человека и системы. Причём человек против системы не бунтует. Он просто хочет полностью посвятить себя своей страсти, делу всей жизни — науке. Но общественное мнение, родственники, завистники, начальство, друзья и близкие далеко не всегда понимают этой страсти Эроусмита. И этот внутренний и внешний конфликт сопровождает учёного на протяжении всего романа. Конечно, поведение Эроусмита может (и наверное должно) показаться странным, когда он отказывается от почестей, от роскоши, от должностей, оставаясь верным своему призванию. Но автор, как кажется, хотел в лице своего героя показать ту самую радость самовыражения от занятия любимым делом, что приносит человеку счастье.

И самое удивительное, что канва «Эроусмита» отлично ложится на другие виды человеческой деятельности, где увлечённым и одарённым приходится сталкиваться с монетизацией своих талантов и умений. И делать выбор: богатство, положение, влияние в обществе с потерей себя или счастье творчества (работы) без гарантированных славы, положения, богатства. И это главная драма романа.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не помню точно, каким образом у меня оказался в читалке этот роман — я Синклера Льюиса отродясь не читала, не собиралась и даже не знала, что он, оказывается, получил Нобелевку. Но так уж вышло, что в самолете захотелось чего-то нового, и, в целом, я довольна.

Первое время я думала, что это такой Драйзер, который ради разнообразия решил написать не про [s]молодого Тома Риддла[/s] бездушного делягу, а нормального человека с недостатками, страстями и т.д. Как и с Драйзером, «Эрроусмит» — очень тщательный, детальный и суховатый роман-биография. Нельзя сказать, чтобы он был романом воспитания, поскольку детство и юность героя рисуются очень скупо, а в основном текст посвязщен его «взрослому» возрасту — от поступления в университет где-то до 40-летия. В центре повествования — студент-медик, который позже становится ученым-микробиологом в Америке начала 20 века.

Удивительным образом текст то ли специально, то ли бессознательно построен так, что герою совсем не сочувствуешь, во всяком случае, я так и не смогла найти в себе ни симпатии, ни сочувствия. Собственно, как и к герою «Трилогии желания». При этом нельзя сказать, чтобы герой был каким-то неприятным или даже слишком обыденным — нет, у него, в общем, достойная и вполне насыщенная жизнь и со взлетами, и с эпическими падениями.

Что замечательно по тексту — это описание жизни в многообразии, попытка охватить все стороны одной насыщенной жизни, в которой есть и работа, и любовь, и дружба. Автор очень удачно изображает, как герой пытается жонглировать этими «стеклянными шарами» и периодически какой-то из них роняет. Так и бывает, хотя обычно в романах-биографиях сосредоточиваются на какой-то одной стороне личности героя, упустив все остальные. Но в реальности-то все не так, никто не бывает просто ученым или просто мужем, во всяком случае, нормальные люди, всегда есть еще множество радостей и обязательств в других областях. Пресловутая тема work-life balance, который никак не может установить герой, для меня лично тоже весьма актуальна, поэтому меня так занимают его мучения и метания.

Правда, временами мне кажется, что более разумный человек все-таки смог бы привести все это воедино, получив тот же результат, но не принося в жертву своих близких. И страшно раздражает в герое это его периодическое вставание в красивую позу, когда он произносит, нет, я должен от всего, от всего отказаться ради науки! Не буду обедать с твоей тетей — ради науки!!11 Нуну))

Обидно в общем-то, что автор остановится, по сути, ни на чем, такое впечатление, что ему просто надоело. Герой не совершил ничего эпического, кроме дурацкой длительной ссоры с женой (ради науки!), нет никакого итога его жизни. А в глубине души я все-таки считаю, что если уж ты испортил кровь самым близким людям ради какого-то дела, причем сделал это с таким пафосом, — то должен тогда как минимум в этом деле добиться чего-то значительного. Иначе получается, что ты принес эти жертвы за других совершенно зря. А вот на этот вопрос мы ответ так и не узнаем — открыл ли герой что-то значимое или просто настолько замучился бороться с обстоятельствами, нести стандартный груз ответственности и обязанностей взрослого человека.

Удивительное дело, что настолько непростому в общении персонажу, как наш увлеченный герой, достаются настолько же адекватные и преданные женщины, которые терпят все его выкрутасы, понимают и тд до последнего. Хотя, по-хорошему, терпеть такое отношение не следует, особенно если кроме мужчины у тебя нет никакой собственной активной жизни, интересов и тд — в этом раскладе вполне можно было бы существовать параллельно.

Мне очень понравилось, как сделан роман технически во всех аспектах — и прорисованы персонажи, и обстоятельства, и стилистика. Перевод, кстати, очень хорош, и Льюиса выгодно отличает от Драйзера наличие чувства юмора — причем юмора того тонкого вида, когда автор не пытается пошутить специально, но находит настолько точные слова для описаний, что становится местами смешно. Так же хороши (хотя и мало привлекательны) персонажи — это отличная галерея характеров, практически ни одного из «серой массы», все — люди с исключительными и узнаваемыми особенностями. При этом ни один из характеров не является преувеличенным или комическим, хотя некоторые и создают такой эффект — но в то же время они все более чем жизнеспособные и легко представить их и в своем окружении. Правда, наблюдать за ними, как и за героем, интересно скорее с исследовательским интересом — чувств симпатии они не вызывают.

Единственное исключение — профессор Готлиб, в которого влюбился молодой Мартин Эрроусмит на заре своего студенчества. Льюис написал очень трагически-романтичную фигуру мрачного, замкнутого и фанатичного ученого, исключительно прямолинейного, жесткого и при этом давно принесшему себя в жертву своей науке. В того персонажа, который становится кумиром молодого Эрроусмита, действительно, легко влюбиться. Правда, спустя 20 лет, изображая уже постаревшего и сдающего Готлиба, Льюис сильно скрашивает это впечатление — но тем не менее нарисованный в начале книги характер вызывает самые яркие эмоции.

Еще очень хороши все описания работы Эрроусмита — я имею в виду не техническую, а организационную часть. Как он работал сначала врачом в захолустье, потом подвязался в общественном здравоохранении, потом, наконец, попал в приличное научное учреждение. Описание каждого места, всех деталей организации, взаимоотношений людей, непростых требований. И переход в каждое место кажется наконец-то лучом света для героя, и каждый раз оказывается, что и там свои проблемы, совершенно неожиданные, и все не так радужно. В общем, как с любой сменой работы. При этом, как и при любом нормальном развитии карьеры, герой все равно продолжает двигаться наверх, к своей цели. Забавно, что даже попадя в научный институт, где ему дают сразу приличные деньги, лабораторию и не требуют почти год вообще никаких отчетов и результатов, он тоже умудряется быть в итоге недоволен и спустя время не так уже восхищается коллегами, как раньше, — но это нормальное свойство человека. Реализм, детали и чувство юмора, с которым описаны все злоключения (а по сути, вполне нормальные переходы) героя от одной работе к другой — самое интересное, что есть в тексте.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх