Майкл Муркок «Рыцарь Мечей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хаос уничтожил всю его семью. Хаос искалечил его тело... и чуть не искалечил душу. Любовь вернула его к жизни — и теперь он намерен мстить...
Принц Корум отправляется на поиски злокозненного божества — Рыцаря Мечей...
Входит в:
— цикл «Хроники Корума» > роман-эпопею «Повелители Мечей»
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1972 // Роман — Премия им. Августа Дерлета |
- /языки:
- русский (9), английский (4), болгарский (1)
- /тип:
- книги (14)
- /перевод:
- М. Гилинский (3), Н. Петров (1), И. Тогоева (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 7 апреля 2024 г.
Перечитал в очередной раз «Рыцаря мечей».
Очень олдскульное повествование, завораживающее своей простотой и целостностью.
Лаконичная история про последнего из древнего рода вадагов, мстящего за гибель своей расы и людям, и богам, и самому Мирозданию.
Многим современным ценителям книга, вероятно, покажется устаревшей — в ней герой в основном путешествует один и молча, без гарема хихикающих девочек, без говорящих котов, без остроумных пикировок на привале, без подробных описаний, кто что выпил и чем закусил.
А лично для меня история Принца в Алой Мантии — платиновый эталон героической фентези с уклоном в дарк.
Corwin Morgan, 7 декабря 2023 г.
В моей провинциальной библиотеке книг Муркока практически не было — имелась лишь пара экземпляров из середины различных циклов, поэтому в отрочестве познакомиться с творчеством этого писателя толком не удалось. Вот, навёрстываю сейчас. Для пробы был выбран не слишком объёмный цикл «Хроники Корума» и, его первая книга — «Рыцарь мечей».
Первые страницы мне показались скучными — опять какие-то эльфоподобные существа, которые лениво воюют с другими «эльфами», а всё остальное время посвящают высоким материям — математике, живописи, музыке и т.д. . Но дальше автор конкретно так накидывает жести. Замечу, что в какой-то статье, из которой я и узнал про данный цикл, «Хроники Корума» позиционировались как классическое фэнтези. И по общей структуре это, может быть, и так. Но отдельные моменты сильно тянут книгу в тёмную ипостась жанра. В романе масса насилия разного рода и автор не то чтобы его смакует, но передаёт достаточно «красочно», чтобы такие сцены неприятными образами остались в памяти. Да и сам Корум, конечно, за всё хорошее против всего плохого, но не совсем белый и пушистый — он и его семья пятьдесят лет держали человеческую женщину в своём зоопарке на правах зверька, о чём по тексту он особо не сожалеет; да и на сделку, пусть и вынужденную, с Шулом, он соглашается, не сильно рефлексируя о моральных качествах последнего. Это всё не недостаток, просто особенность.
Во всём остальном, при попытке как-то ёмко охарактеризовать роман, возникает только слово «крутизна». Здесь нет какого-то глубинного смысла, нет стилистических изысков и тщательно прописанных персонажей. Но вскоре, после начала романа каждая новая сцена становится захватывающей и круче предыдущей: знойная вдова, сражение на затапливаемом перешейке, корабль мертвецов и так далее. Это касается и местной вселенной: вроде сначала «эльфы» сражаются с полудикими людьми, но потом оказывается, что древние расы, не такие уж и древние, и в игру вступают полубоги, боги и невесть кто ещё.
Вообще, эта книга оставила впечатление, как какой-нибудь классический боевик из 80х со Шварцнеггером или Сталоне — просто, почти примитивно, но жутко динамично, захватывающе и круто.
stas-no, 9 сентября 2021 г.
Решил вспомнить молодость и перечитать Корума, про которого уже давно и забыл. Всему свое время. В подростковом возрасте такое, пожалуй, будет небезынтересно. Но в целом как литература это на «троечку с минусом». Бесцветный язык (переводчица Тогоева тоже «постаралась»), трафаретные персонажи, банальнейшая фабула с надерганными из чужих произведений образами и мотивами, сама по себе завязка с местью — все это просто скучно. Чуть интереснее было читать страницы про замок Рыцаря мечей, но в целом — блеклое сочинение без огонька. И заметим, это написано уже спустя несколько лет после выхода в свет блестящей сатиры на весь жанр героического фэнтези — «Дороги доблести» Р. Хайнлайна. Муркок, как и Асприн, исключительно подростковый автор.
homo legens, 24 сентября 2017 г.
С этой книги, в далеком 1991 году, у меня и началось знакомство с жанром фэнтези.
Книга издательства «северо-запад», синенькая такая.
Помню купил ее на улице у перекупщиков, тогда в начале 90-х, когда книжный бум только начинался, для меня эта книга стала откровением. Я буквально «проглотил» ее за день, а потом неоднократно перечитывал. С тех пор минуло много дней, книг прочитано бесчисленное множество, но в моей немаленькой библиотеке эта книга стоит на почетном месте, а фэнтези я полюбил именно благодаря приключениям Корума....
...я понимаю что для нынешнего читателя, при сегодняшнем изобилии и информационной доступности ко всему и вся, она может произвести совершено другое впечатление. Но тогда, это было что-то... и лично для меня Муркок и Желязны, (только в тех, — старых переводах!) так и останутся навсегда теми путеводными звездами, что открыли мне дорогу в мир меча и магии.
Elijah, 25 июня 2020 г.
Впервые дочитал произведение Муркока.
До «Рыцаря мечей» пробовал начать серию «Вечный воитель», но мне не понравилась завязка. С Корумом тоже не сразу сложилось, но он сумел удержать меня до конца первой книги.
Вселенная, в которой древняя, высокоинтеллектуальная раса не знает что творится в их мире что-то не так. Народ Корума наивен, но в итоге платит за это высокую цену. Такое допущение подходит, пусть они будут наивными, важно, к чему это их привело. На этом связано все произведение. Поступки героев обоснованы и читателю сразу показывают последствия. Даже если сцена кажется нелепой, потом ее объясняют и остается только пожать плечами. Мир Муркока легко принять, даже если сначала не понравилось.
Поразительно, как много сюжетных ходов из «Рыцаря мечей» потом разошлось по другим фантастическим и фэнтези-произведениям, превратилось в клише, стало обязательными.
В «Рыцаре мечей» нет лишних ходов, персонажи появляются, чтобы развивать сюжет. Нет никакого трепа, побочных квестов, даже ответвления сюжета приводят героя туда, куда он и сам собирался придти. Мне такой подход нравится, произведение не переполнено, оно плотное и увлекательное.
AlisterOrm, 30 апреля 2019 г.
И снова новая хроника, и снова несчастный, забитый Вечный Воитель вынужден прервать годы и века покоя, беря в руки меч и сражаясь за Вселенское Равновесие, ломая дрова и судьбы всех окружающих...
...И снова мир, в котором Древние эльфийские народы противостоят молодым, жестоким и многочисленным людям. Элдрены научились сражаться с ними, в конечном счёте победив, мелнибонэйцы до предела «очеловечелись» и даже построили империю, что отсрочило их гибель. А вадаги... Они остались высокими, тонкими и нечеловечными существами, более всего ценящими искусство и красоту. За это они и поплатились, пав жертвой сил Хаоса, Повелителей мечей, которые принесли вместе с собой ненависть к Порядку, который эта мудрая и древняя раса олицетворяли. Да, вадаги пали жертвой меча и огня, который несли с собой мабдены-люди... Ой ли?
Жестокий и повальный геноцид пробудил к жизни живущего в спячке Вечного Воителя, калеку-вадага в алой мантии, который отныне вынужден очеловечится, полюбить скрип рукояти меча в руке, и запах пота боевого коня. Принц Корум, попав в петлю судьбы, идёт навстречу своим победам, ещё не подозревая, что рок для него всегда был жесток, неизбежно снова и снова приводя к жестокой гибели всех, кто его окружает.
Да, старый мир погиб, и, наверное, редко где Муркок настолько поэтичен в описании погибшего старого мира, в печали его ухода, в безвозвратности наступающих перемен. Описан он скупыми красками и широкими мазками, как любит наш добрый англичанин, не столь топорными, как это было в Мернадине, который завоёвывал Эрекёзе, и не является кричащим и аляпистым, как Земля после Страшного Тысячелетия. Нет, Бро-Ан-Вадаг и окружающие его материки и острова покрыты лесами и красивыми замками, голубыми морями и скалистыми, суровыми островами. Красивый мир...
Что до сюжета, то он традиционен и прост... За исключением того, что принц Корум не хочет идти навстречу своей судьбе, так же, как Хокмун не желал выполнять миссию Рунного Посоха, а Элрик не собирался губить свой народ. Но Рок — вечное проклятие Воителя, и он вынужден снова и снова сражаться, и вновь он противостоит герцогу Ада Ариоху, которому некогда, в другой жизни, служил. Его приключение больше напоминает схему классической волшебной сказки, с чудесными друзьями, коварными советчиками-дарителями (тут вам и Баба Яга вспоминается, и множество других сюжетов), огнём, водой и медными трубами, и смертью в яйце... На месте и Немезида нашего героя, на этот раз воплощённая в руке Кулла. Муркок весь сюжет пропитывает нескрываемой иронией, которая знакома нам по другим текстам о Воителе, которая одновременно является и горечью. Рыцарь мечей побеждён, но есть и другие Повелители... И дальше. И снова. И снова... Битва без конца.
Итак, необычное фэнтези, которое вроде бы простое, незамысловатое, но которое заставляет прилипать к страницам, вычитывать там лёгкий стёб Муркока, и задумываться над трагической, по сути, судьбой принца Корума, которому Рок готовит непростую жизнь. Оставим пока Принца в Алой мантии в заме Мойдел, и не будем пока его тревожить...
Ведь мы знаем, что это мгновение покоя будет недолгим.
SVadimA, 28 сентября 2022 г.
Короткие предложения, короткие главы, короткий смысл... Видимо, читать надо было в раннем возрасте.
Ashenwail, 9 июня 2019 г.
Только что перечитал первый роман цикла. Ощущения так себе: с одной стороны виден индивидуальный стиль Муркока, его слог и образ мысли, за которые мы и любим его роман. С другой — перед нами фэнтезийное мыло:
- (1) — штампы, как то геноцид старых магических рас людьми, герой-одиночка, не похожий на окружающий мир, божественные артефакты, квест за ледяные моря и огненные пустыни.
- (2) — линейность повествования. Муркок писал до всяких этих интернетов и японско-корейских РПГ, но из современности этот роман воспринимается как коридорное РПГ с неписями и характерными диалогами, когда неписи сообщают лишь то, что нужно и ни капли больше, минимумом альтернативных концовок и максимумом боёвки.
- (3) — за то как аватара вечного воителя победила Герцога Хаоса надо вообще ставить «2», но из уважения к легендарному издательству «Севро-Запад», которое первое издало Муркока и книжку которого я держал в руках в далёком 92 году.............
По итогу:
1) классное издание «Азбуки-Фантастика Книжный Клуб», которым ты будешь любоваться, глядя на полку.
2) Муркок всё же глубже, чем большинство авторов современной «Вахи» или «Стар Варс».
3) чтиво на ночь, чтобы не напрягаться, наоборот, расслабиться и последить за судьбами одного из самых узнаваемых героев фэнтезийных вселенных.
NightMiRe, 17 июля 2016 г.
Очень поверхностный роман. Я так и не понял, вадхаги жили только в четырёх замках и ни армии, ни крестьян, ни государства у них не было? Дикари тупо обошли четыре замка, сожгли их и народа не стало. И каким образом главгерой книги умудрился накачанный снотворным переспать со своей возлюбленной, да еще и после этого почему то влюбился до гроба, хотя до этого они не общались. Проработки мира никакой, интриги нет, «химии» между персоонажами тоже. Вот бывают книги которые вроде бы и ничем не примечательные и насквозь вторичные, а почитать в электричке или на работе, отключив мозг, вполне себе увлекательные. А тут даже не за что зацепиться — скучно.
TerraSpice, 28 июля 2018 г.
Автор знакомит нас с древними расами и племенами людей, едва переставшими быть дикарями. Он рассказывает о губительности человеческой природы. ГГ выступает красавец Корум, внешность которого впоследствии претерпевает изменения. Древний воитель, ведомый местью, странствует по стране и ввязывается в различные авантюры. Написано увлекательно, чем-то похоже на Толкина, однозначно сильная весчь.
Amorphis, 2 марта 2017 г.
В процессе чтения романа возникает очень много всяких вопросов. То ли книга рассчитана на наивного читателя, то ли просто не продуманы часть моментов. Принц посылает своего сына Корума навестить других вадагов которые не выходят на магическую связь. Почему одного Корума, это понятно,нет людей для сопровождения.Но зачем посылать своего единственного сына в одиночку чувствуя тревогу, тем более он никогда не покидал пределы замка? Вхождение мабденов в вадагский замок Врорн вводит в полное недопонимание разумных вещей. В общем не хочется все перечислять и открывать суть книги, но некоторые моменты смотрятся слишком пафосно и рассчитаны по всей видимости на наивного читателя. Оценку поставлю 6.
olpo70, 11 января 2018 г.
Я перечитал этот роман для того чтобы сравнить свои ощущения тогда(девяностые, более подробную дату не помню) и сейчас. И решить для себя читать весь цикл или нет(хотя подсознательно пару лет назад приобрел его весь в ШФ).
Здорово. Впечатления от прочитанного не стерлись. И я с огромным удовольствием возьмусь за продолжение. Не хочется вдаваться в достоинства и недостатки этой книги. И того и этого в ней хватает. Буду руководствоваться своими чувствами. А они говорят что я получу кайф от прочтения и это главное.
AnOwl, 16 апреля 2015 г.
Именно с этой книги началось мое знакомство с мультивселенной Вечного Воителя. Понравилась тема одиночества,раскрываемая в книгах о Коруме Алом плаще — все таки он последний представитель своего народа и живет настолько долго, что люди к которым он привязывается стареют и умирают...
Не могу сказать,что это прямо шедевр, но чем то Вечный Воитель напомнил мне ведьмака Геральта — один в своем роде и обязан поступать так,как велит предназначение..
В общем мне понравилось — ставлю 8
intuicia, 26 ноября 2014 г.
Давно приглядывалась к этому циклу и вот наконец я до него добралась. Первая книга «Рыцарь мечей» погружает нас в интересный мир с необычными героями и расами. Начало довольно интригующее и я думала,что меня будет просто не оторвать от этой книги. Но чем дальше страница за страницей, тем более непонятные эмоции я испытывала. История сама по себе очень увлекательная, герои неоднозначные, довольно неординарный мир. Но вот реализация всего этого совсем не в моем вкусе. Я все ждала что
Тут же все описано просто и прямолинейно, что для меня очень скучно. Возможно жанр «героическое фэнтези» именно такой и это просто не мой стиль. Возможно перевод подкачал. Непременно хочу узнать продолжение истории, но не сейчас. Постараюсь найти другой перевод и сравнить ощущения.Так что пока только первый том осилен.
Хочу еще добавить что для 1971 вполне достойное произведение в плане фантазии и образов героев, автор в этом хорош, тут не поспоришь!
Так что за сюжет твердая — 8 , а за реализацию увы всего — 6. Итого = 7 баллов.
Magribinus, 20 мая 2011 г.
Хорошее начало цикла. Замечательная атмосфера мира, где старым расам нет более места, где хозяйничают полускоты-мабдены, а те из них, которые считаются высококультурными, все равно не могут быть никем иным, как порождениями Повелителей мечей, и сопротивляться им не в силах... Впрочем, оказывается, что колесо истории уже поворачивалось таким образом не один раз, и старые расы оказываются не нужны миру не впервые... Роман, безусловно, прямолинеен, но в нем есть своеобразное очарование старомодной фэнтези. Очень понравилось то, что герой романа вадхаг Корум — по сути инвалид, но тем не менее именно сильные чувства делают его, всегда бывшего существом рациональным, способным противостоять напастям и выживать в иррациональном для него мире. Несколько подпортили впечатление не совсем уместные ближе к концу романа наивность и пафос, но это, пожалуй, единственное отрицательное впечатление. Идея с рукой Кулла и глазом Ринна тоже неплоха, причем рука ведет себя последовательнее, чем тот же Буревестник в цикле об Элрике. Занятно и то, что Ариох по сути скучает и развлекается, в том числе с тем же Шулом. На мой взгляд, этот цикл из всех циклов о Вечных Воителях (я не беру в учет более поздние сериалы Муркока — типа Края Времени и Семьи фон Бек и пр., или наоборот, ранние вещи типа цикла о Зилоре или Марсе, ибо там тема Вечного Воителя, как мне кажется, скорее приклеена к циклу, чем пронизывает его; учитываю только циклы об Элрике, Эрекозе, Хоукмуне и Коруме) — наиболее удачный. Здесь, по-моему, получился наилучший баланс описаний мира, раскрытия персонажей, некоторых литературных кунштюков и собственно экшена. Правда, собственно для меня сейчас читать было не так интересно, поскольку я читаю трилогию о Повелителях Мечей уже в третий раз...:-))).