Брайан Олдисс «Вне досягаемости»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Антивоенное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земля в недалёком будущем. Человечество погрузилось в пучину глобальной войны, грозящей уничтожить жизнь на планете. Люди, не желающие видеть суровой реальности, спят в гигантских мечтальниках, отрешившись от проблем. Один из спящих, Флойд Милтон, недавно вернулся с планеты Солит, куда загадочные инопланетяне, так похожие на людей, перед войной вывезли тигров и цветы, деревья и экзотических птиц, а также некоторых людей, которые не хотели воевать. Что скрывают эти миролюбивые пришельцы, и где на самом деле находится планета Солит? Это предстоит выяснить главному герою.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— сборник «Галактики как песчинки», 1960 г.
— журнал «Antarès Volume 32», 1988 г.
— сборник «The Complete Short Stories: The 1950s», 2013 г.
- /языки:
- русский (1), французский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- Д. Зинони (1), В. Лапин (1), М.-Ж. Молл (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 4 июля 2023 г.
Первая глава-автономный рассказ из «стэплдонской» эпопеи Олдисса завораживает, поражает и ужасает одновременно. Имея сравнительно простой сюжет, он в то же время являет собой мегатонное антивоенное высказывание, направленное на то, чтобы с горечью и отчаянием показать весь ужас войны, основанной на национализме и расовой розни. Участник событий многолетней войны между народами Земли попадает в условный технорай, организованный инопланетянами-гуманоидами, став мужем местной красавицы, однако , как говорится, «можно вывезти в Москву девушку из деревни, но нельзя вывезти деревню из девушки». Военные инстинкты включились у героя при первой же встрече с другим землянином из враждебной нации — и в раю пролилась кровь… Однако истинная природа вещей оказалась еще страшнее , чем казалось главному герою, и скрывалась она не в прошлом, а в близком будущем Земли… Во время создания этот сложный и изощренный по форме модернистский рассказ казался манифестом против холодной войны между большевизмом и остальным человечеством, в начале 90х казалось, что актуальность его не очевидна , в 2023 году — спустя почти век! — он читается как футурологический прогноз , да и пожалуй медицинский диагноз обществам , обсуждающим с улыбкой на лице , как нация-враг обратится в радиоактивный пепел вместе со всей жизнью на планете в северном полушарии. Мои аплодисменты мистеру Олдиссу — все предугадал, все предсказал, попал в самую точку («нам говорили, что глобальная война будет вестись только на Луне» — это вообще 5 баллов) . Надеюсь хоть один из экземпляров этого рассказа уцелеет в ядерном апокалипсисе близких времён.
god54, 12 мая 2022 г.
Неплохой антивоенный рассказ, оригинальный сюжет, неплохой текст... Не хватает какой-то мелочи... Чуточку души, интриги, напряжения, загадки... Человеческих чувств наконец. А так просто механическое перечисление и описание ряда событий. Слишком пресно, хотя идея очень даже неплоха.
Darth_Veter, 28 марта 2022 г.
Первая новелла сборника посвящена войнам, которые ведет человек против самого себя. Практически вся современная история — это история войн и разного рода конфликтов. Те же США возникли в результате одного из них, известного как «Бостонское чаепитие». По-видимому, так уж устроен человек, что не может мирно решать самые острые вопросы. Виновата тут его пресловутая гордость или банальная глупость — не так уж и важно. Главное — сам результат. О «последней» войне, после которой рухнет цивилизация, и история заново начнет свой отсчет, в 50-е годы писали многие авторы. Особенность данного произведения Олдисса в том, что он решил сделать из него эпопею, эпизоды которой разделены огромными промежутками времени в тысячи лет. Первый эпизод рассказывает не о «последней» войне — она является для него только фоном, — а о спасении. Потому что хорошо известно, что за любой войной всегда неизбежно следуют регресс и деградация. Автор задается вопросом: если нельзя предотвратить саму войну, можно ли спасти от нее хоть часть приобретенных ценностей? Причем, речь идет не только о материальных ценностях, но и о жизни в целом. Именно этой цели служат «мечтальники», где в объятьях Морфея спят те, кто пытается пережить глобальную катастрофу. Среди них находится и некий Флойд Милтон, которому суждено разгадать интригующую тайну инопланетной расы солитян, посетивших Землю еще до войны...
-------------
РЕЗЮМЕ: новелла, в которой предложен один необычный способ сохранения цивилизации после ядерной войны. Способ, скорее, философский, нежели прагматический, ибо реализовать его вряд ли получится.
drogozin, 22 февраля 2010 г.
Главной мыслью этого, по сути, антивоенного рассказа мне видится усталость от бесконечного бряцанья оружием, непроходимой серости и глупости руководителей по обе стороны железного занавеса, которые не усвоили уроков двух мировых войн и на всех парах мчатся к третьей. А люди, робко намекающие, что жить можно и без войны, воспринимаются в лучшем случае, как трусы, а в худшем как враги. Классические мотивы для разочарованной интеллигенции того времени. В общем-то одинаковые, как для Нас, так и для Них.