Майкл Муркок «Крепость Жемчужины»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Элрик отправляется в путешествие к Жемчужной Крепости. Его отравили медленнодействующим ядом, и по возвращении в Кварцхазаат альбинос должен получить противоядие.
Входит в:
— цикл «Элрик из Мелнибонэ» > Поздние произведения об Элрике
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- Г. Крылов (3), А. Лидин (1), Ю. Новиков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гриф Рифт, 8 февраля 2010 г.
Этот роман, в отличии от первого романа саги, произвёл гораздо большее впечатление. Конечно же сразу бросается в глаза буйство красок и чёткость деталей, с помощью которых описан окружающий мир, и пройти мимо этого факта практически невозможно. Но всё-таки хочется заострить внимание именно на героях романа и их поведении. Зная из первого романа Элрик из Мелнибоне создавался как отрицательный герой, слуга Хаоса, всё-таки автор показывает в этом романе его совершенно противоположным задуманному. Да конечно в начале кажется что у отравленного Элрика нет другого выхода, кроме как отправиться за Жемчужиной, потому как если бы Элрик этого не сделал, он бы погиб.
glupec, 16 сентября 2015 г.
Первое знакомство Элрика с Похитителями Снов — людьми, которые играют в странную и загадочную «Игру Времени». Вместе с красавицей Оуне он организовывает такой... с позволения сказать... «дрим-тим», и отправляется на поиски священной Жемчужины (которой на самом деле, понятно, нет — однако юная, энергичная «хакерша сновидений» вместе с наивным, но даровитым колдуном, хорошо усвоившим мудрость предков, унывать не намерены. «Ну и что, что нет? Не найдем — так сами сотворим из ничего!»)
Потом эта идея — «дрим-квесты», отчасти напоминающие галлюцинацию больного мозга, измученного наркотой — будет едва ли не самой важной в последних книгах Муркока. Вот, например, что он пишет в своей «автобиографии»:
«...мои постоянные встречи с ангельским воинством, равно как и зреющее убеждение, что в их миры совсем несложно попасть (ведь проникают же они как-то к нам), привели — уже после первой моей женитьбы — к некоторым опасным шагам на неизвестной территории, и (вполне осознанно) я попытался сыграть один раунд в Игре Времени, обрекая себя на миллионы лет страданий и сожалений… А потом — внезапно оказался дома, спустя всего несколько секунд, как покинул его. Это отвратило меня от Игры на какое-то время, однако азарт к исследованиям уже пробудился…»
Но вернемся к нашим героям.
Порадовало явление Спутника Героев (снова инициалы «Дж. К.», снова крылатый котяра, запросто лопающий на лету гигантских трехголовых ворон :D). А кто сказал, что спутником Элрика может быть ТОЛЬКО Мунглум?.. Нету в каноне такого. Тем более, что канон — это безумная фантазия Майкла; как он захочет, так и будет... «Хаос! Повсюду — хаос!!! Каюсь, каюсь, каюсь...»
Колоритно. «Вкусно». Ярко. Более чем живо. И почему этот роман так не любят знатоки-муркоковеды?.. ;)))
AlisterOrm, 1 июля 2018 г.
Когда я читаю «The Fortress of the Pearl», то у меня сразу возникают ассоциации с написанным чуть ранее «Dragon in Sword», что, впрочем, неудивительно. Нарочито простенький сюжет, стандартная завязка и слегка ироничный тон — вот главные черты, которые отличают две истории об инкарнациях Вечного Воителя. И недаром выбрана пора юности Элрика из Мелнибонэ, когда он ещё не был безумным одиночкой, истребителем рода и женоубийцей, а юным странником, полным надежд и желания учиться.
С одной стороны, в нарочито классическом сюжете кроется и необычность. Многие поступки Элрика в других произведениях вели к худшему — а здесь всё же нет. Он, как и положено классическому герою, выполняет квест, спасает юную принцессу, достаёт артефакт и даже не убивает никого из своих близких. Здесь Элрик становится действительно героем, недаром Го Фаази спрашивает его: «Много ли пришлось убить народу»?, а император-автоизгнанник как бы с удивлением отвечает: «Живых — ни одного». Вот таким славным парнем может быть проклятый Элрик из Мелнибонэ... В конце он, впрочем, исправляется.
Ну а второе — это сны. Стараясь не грузить стандартного поклонника героики, Муркок аккуратно ведёт Элрика и его спутницу Оуну по пути их синапсов, а заодно пробует и мозг читателя, вбрасывая ему в сознание нехитрые моральные задачки. Всё это, конечно, простенько, но со вкусом, симпатично изображено и читается гладко. Пожалуй, главным недостатком сей вещи стала именно затянутость — роман мог бы быть на треть короче.
Так что — традиционное фэнтези об обречённом герое, который, как и все, оказывается, тоже хочет справедливости.
Гризельда, 21 октября 2018 г.
После отличной повести о том, как и почему Элрик отправился странствовать, «Крепость жемчужины» смотрится на порядок хуже. Вместо сомневающегося и рефлексирующего героя, который меня и привлёк, здесь герой уверенный, во всём положительный и непобедимый. А что самое скучное – непобедимый не из-за собственных умений и стараний, а благодаря услужливо расставленным роялям в кустах. Стадо огненных чудовищ стоит на пути или злобный демон собирается вонзить свои зубы в героя? Кто-нибудь обязательно спасёт его или поможет, даже если дело происходит в необитаемой пустыне. И так с каждой проблемой. Надо ли говорить, что неуязвимость героя делает сюжет скучным и предсказуемым?
К слову о сюжете. Он прост. И напоминает произведения о Конане – есть злодей, есть дева в беде и непобедимый герой, который всё разрулит самым унылым и банальным способом – методом массового насилия. Которое автор к тому же оставил «за кадром». Не то чтобы сюжет в «Элрике из Мелнибонэ» был сложнее, однако там постоянные сомнения героя, его тяга к смерти, буйная и яркая фантазия автора делали его увлекательным. Здесь же персонажи довольно плоские, нераскрытые, скучные. Волшебный мир напоминает описание фэнтези-сериала 80х – никакой эпичности и обречённости, зато характерных штампов навалено по самое не могу. На горизонте появилась женщина, метящая на главную роль – значит она обязательно переспит с героем, злой и жадный будет повержен, зло искоренено, дева спасена, слабый поднят с колен. Такие сказки хороши под настроение, но, когда ждёшь сюжета с неожиданными поворотами, а внезапно натыкаешься на это… Сплошное разочарование.
Более всего огорчило путешествие в страну снов. Казалось бы, великолепное поле для полёта фантазии, но выглядит оно на удивление не атмосферно. А ещё выражения в духе «Элрик ничего не понял, но в их словах был смысл» относительно элементарных вещей, просто бесили. Как может умный и начитанный герой, который умнее похитителя снов, не понять пару предложений, которые понятны и пятилетнему ребёнку?
В общем, книга нанесла серьёзный удар по моему интересу к циклу. Надеюсь, эта скукота была исключением, и дальше будет лучше.
Кел-кор, 19 октября 2007 г.
Не знаю, что именно, но что-то меня зацепило в этом произведении. Прочитал практически мгновенно, одним махом. Очень понравилось, хотя вроде ничего выдающегося, запоминающегося тут и нет. Что точно осело в памяти — так это история с ядом. Элрик снова вышел победителем, да разве могло быть иначе?..
Magribinus, 21 марта 2011 г.
Роман неплохой, только первая половина все же затянута изрядно. К тому же многовато рассуждений, иногда наивных (хоть и претендующих на некую философию), иногда чрезмерно пафосных...Было также пару моментов, где слишком уж выпячена рефлексия Элрика... Вторая половина книги намного лучше, но это улучшает общее впечатление от романа лишь частично.