Эмиль Золя «Западня»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Этот роман Эмиля Золя поразил читателей скандальной правдивостью изображения обыденной жизни и принес автору долгожданные славу и богатство.
Муж главной героини напропалую пропадает в кабачке под названием «Западня», но для обитателей городских предместий того времени вся жизнь превращается в «западню», выбраться из которой практически невозможно.
В некоторых изданиях переводчиком ошибочно указывают А. Ромма.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Ругон-Маккары»
— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
- /языки:
- русский (17), французский (1)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. В. Романов (1), О. Моисеенко (6), М. Ромм (7), Е. Шишмарёва (6)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 13 января 2021 г.
У этой книги просто потрясающая ретроспектива.
Эпизод 2. Они женаты, порядочны и трудолюбивы, воспитывают детей, твёрдо стоят на ногах, скромно и ладно живут, успевают что-то откладывать и планируют собственное дело. Вызывают уважение и зависть соседей.
Эпизод 3. Два алкоголика, пропившие дело, дом и всё, кроме пыли по углам свой конуры. Дети разбежались, единственные их спутники – грязь, драки, ненависть друг друга и презрение соседей. Последнее бельё закладывается ради бутылки в день, но неделями могут не съесть и сухаря – не на что.
И это одни и те же люди. Которые опускались шаг за шагом. И до боли правдоподобно прописана каждая новая морщинка, и на лице, и в душе.
Вы всё ещё считаете истории про зомби страшными? Да ладно, почитайте «Западню»! Вот где мне действительно было страшно.
strannik102, 2 января 2020 г.
В прицеле — обыватели
И в самом деле, кем ещё иначе можно назвать тех, кого показывает нам в этом романе Эмиль Золя и о ком рассказывает, как не обывателями. Но обыватели не в уничижительном смысле этого слова, а обыватели как самые простые работящие небогатые и бедные горожане-парижане, обитатели предместий и окраин, ремесленники и мастеровые, прачки и кухарки — в общем, самый простой парижанский обывательский люд. Чем наполнена жизнь таких людей, о чём они мечтают и как проводит свои бесконечные небогатые обыденные дни и вечера, а то и ночи?
В попытке максимально честно и без прикрас ответить на этот самый простой вопрос Золя нам просто показывает и рассказывает жизнь одной такой простой парижанки. Начинаем мы знакомство с Жервезой в не очень простой период её жизни — двадцатидвухлетняя живущая гражданским браком мать двух детей Жервеза оказалась в самой простой и одновременно крайне обидной и трудной бытовой ситуации — загулял её гражданский муж/любовник Лантье, а денег на содержание семьи у неё нет. Честно говоря я думал, что вот сейчас Эмиль Золя отправит Жервезу на улицы Парижа, чтобы она стала зарабатывать средства на проживание самым простым доступным женщинам способом. Однако наша героиня не такова, и найдя себе более-менее постоянную работу, Жервеза сумела выпутаться из долговой ямы.
А тут и простое личное счастье помаячило и позвало Жервезу замуж за неплохого работящего человека. Казалось бы вот оно, то простое женское счастье, которое сама Жервеза формулирует очень просто и без выкрутасов: «спокойно работать, всегда иметь хлеб, спать в чистенькой комнатке, хорошо воспитать детей, не знать побоев, умереть в своей постели». Но его величество случай резко и решительно меняет всё и вся в жизни нашей героини.
Как можно догадаться из предыдущей фразы, судьба совершила резкий поворот фордевинд и отправила жизнь Жервезы обратным курсом. Рассказывать далее все перипетии судьбы несчастной женщины будет совсем уже нечестно, ибо интрига сюжета непременно должна сохраняться, однако в конце-концов судьба делает поворот уже оверкиль и жизненная лодка Жервезы и её семьи терпит катастрофу.
Сам кабачок «Западня» в этом романе имеет скорее символическое значение, потому что муж Жервезы папаша Купо пьянствует не только в нём, а пьянствует он вообще и везде, где только может и куда приносят его во второй половине романа блудливые ноги. И в контексте содержания романа понятно, что «Западня» питейного заведения превратилась просто в жизненную западню и для мужа Жервезы (и ещё для тысяч таких же как он бездельников и пьяниц, постепенно превращающихся в запойных алкоголиков и заканчивающих свою жизнь от белой горячки или просто в пьяной ножевой драке) и для некоторых её знакомых, да и для неё самой.
Для меня эта книга Эмиля Золя оказалась на сегодняшний день пожалуй самым тяжёлым и грустным романом цикла «Ругон Маккары». Уж больно талантливо и впечатляюще ярко рассказывал нам Эмиль Золя о судьбе Жервезы и сумел не просто вызвать искреннюю к ней симпатию, но и заразить читателя самым неподдельным волнением в отношении перипетий её жизни. И насколько сильными были переживания читателя даже в те минуты, когда дела Жервезы шли на подъём и вроде как жизнь её налаживалась, настолько же мощными и в разы сильнее стали читательские переживания в резко изменившейся ситуации. А последние главы романа просто жёсткие до предела.
Мне кажется, что именно вот в этом романе творчество Эмиля Золя максимально тесно соприкоснулось с творчеством уже более позднего русского писателя Максима Горького. Такая же беспощадная и буквально публицистическая правда жизни. И понятно, почему этот роман вызвал вокруг себя скандал — какому обществу захочется признавать, что его теневая и изнаночная сторона имеет вот такие формы!
PS Непременно нужно отметить как нельзя лучше подходящий стиль и манеру чтения Екатерины Семёновой, мастерски управляющей не только своим голосом, но и читательскими эмоциями.
Antuan, 4 июня 2021 г.
Эта книга — настоящий ужастик. Страшнее всяких Кингов и других писателей, потому что тут показано то, от чего реально люди умирают в бедности или алкогольной зависимости, болезней.
Очень тяжелый осадок остался после этого романа. Концовка — просто дичь!!!
Книга напоминает «Собор парижской богоматери» Гюго — там тоже очень жестокая концовка. Мода у них что ли была такая в то время? Или просто писатели таким образом хотели, чтоб правители увидели жизнь обычных людей?
Жестокая. Читать этого автора больше у меня нет желания. Просто мазохизм психический / психологический / депрессия / неприятие / душевная боль.
Слог легкий, и читается не трудно, но сама суть читаемого... Вроде и интересно, но при этом ждешь постоянно чего-то плохого от сюжета, особенно ближе к концу. Книга как бы идет взлетами и падениями, ассоциируешь себя с главной героиней (хотя я и другого пола, но все равно), сопереживаешь ей, поэтому такая оценка. Из-за неприятного осадка, жуткой концовки.
Moloh-Vasilisk, 5 апреля 2021 г.
В данном романе автор погружает читателя с бытом обычных представителей рабочего класса в предместьях Парижа девятнадцатого века. Революции уже отгремели, но жизнь простых людей не стала проще. Прачки, цветочницы, кузнецы и кровельщики изнуряют себя работой изо дня в день пытаясь свести концы с концами.
Одним из таких персонажей оказывается главная героиня. Жервеза — молодая девушка, оказавшиеся в столице в весьма сложной ситуации. На протяжении всего романа случай, несколько раз кардинально меняет судьбу антагонистки, и вмести с этим меняется и сама героиня, проходя путь с низин до вершин и в обратном направлении.
Произведение очень хорошо написано, ровное на всем протяжении, без просадок сюжета и без отступления в сторону, герои и происходящие с ними события реалистичны, порой слишком, но без отвращения.
sergio22, 23 августа 2017 г.
Разве рабочий человек, который трудится на благо аристократов и буржуа, не может позволить себе отдохнуть? Разве можно считать, что он, отдающий свои силы и молодость на благо отечества, поступает плохо, пропуская стакан вина в хорошей компании? Стакан, не больше.
Да и что такое вино, если разобраться? Всякий трудяга знает, что бутылочка вина в день идёт на пользу уставшему, изношенному организму. Без этого в нашем деле никак. И будьте добры, не приравнивайте вино, этот благородный напиток, к водке, которую пьют только пропащие, скатившиеся на самое дно люди, готовые вложить последние двадцать су в руку дядюшки Коломба, чтобы он нацедил им очередную рюмку обжигающей желудок отравы.
Отчего же не выпить с друзьями? Разумеется, нельзя поощрять их увлечение крепкими напитками, но прослыть скаредом, который отказался угостить товарищей рюмочкой сивухи, и того хуже. Они напиваются вдрызг, но рабочего человека, каждый день унижающегося за несколько франков, понять можно. К тому же они такие весёлые. А за здоровье друга можно выпить чего-нибудь покрепче. Хуже от этого уж точно не будет.
Проклятые аристократы! Разве знают они хоть что-нибудь о жизни рабочего класса? Мы надрываем спины, рискуем своими жизнями, и всё это ради разжиревшей братии, которая побрезгует пройтись с нами по одной улице. В сущности, мы глубоко несчастны, и не затыкайте нам рот! Мы имеем право сказать вам всё в лицо, грязные свиньи! Я угощаю, ребята! Дядя Колобм, налей нам ещё своего пойла.
Мы, рабочие, создаём этот мир, застраиваем пустынные улицы растущими семиэтажными гигантами, стираем ваше грязное бельё, чистим вашу обувь, и не смейте говорить нам, что мы не имеем право на счастье, хотя бы такое, какое дарит нам сонное, беспросветное забытье. По правде говоря, нам глубоко плевать на вас и на ваши подачки.
С каких это пор мне, честному рабочему, говорят, что я потерял человеческий вид, и в лицо называют грязной свиньёй? Какое вам дело до того, куда уплывают мои денежки, заработанные честным трудом?
Погружение во тьму, в мир, который уже не отличается от смерти, капля за каплей убивающей организм, сознание, чувства. Нет больше ничего, кроме страха, отчаяния и бутылки водки, которая даёт временное облегчение. Исчезают свет и тепло, все желания фокусируются на одном, превращая жизнь в медленное, лишённое надежды движение вниз. Смерть, которая могла бы принести облегчение, уже давно позади, а мир по-прежнему не стал лучше. Неужели в кармане бренчат несколько су? Дядя Коломб!
Отважная, 13 января 2015 г.
Очень жесткое произведение. Интересное, безусловно, хорошо написанное, но сюжетные ходы просто поражают. Хотя оттого, что это всё-таки реализм, как-то немного не по себе. Такие произведения обычно надолго остаются в памяти, на протяжении многих дней читатель всё еще обдумывает западню, которую уготовала жизнь героям книги (или они уготовали ее сами себе), анализирует все те вещи, что происходят в романе, ужасается, возможно даже мысленно причитает и умоляет героев поступить по-другому, не опускаться, наладить свою жизнь... Но всё тщетно.
И это печально.