Эмиль Золя «Ругон-Маккары»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Во «Введении» своего последнегo романа «Доктор Паскаль», Золя дал рекомендованный порядок чтения, хотя принципиально он не важен, так как сюжет каждого романа развивается независимо от других.
Рекомендованный порядок чтения
«Карьера Ругонов» (1871)
«Его превосходительство Эжен Ругон» (1876)
«Добыча» (1871—1872)
«Деньги» (1891)
«Мечта» (1888)
«Завоевание Плассана» (1874)
«Накипь» (1882)
«Дамское счастье» (1883)
«Проступок аббата Муре» (1875)
«Страница любви» (1878)
«Чрево Парижа» (1873)
«Радость жизни» (1884)
«Западня» (1877)
«Творчество» (1886)
«Человек-зверь» (1890)
«Жерминаль» (1885)
«Нана» (1880)
«Земля» (1887)
«Разгром» (1892)
«Доктор Паскаль» (1893)
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (150), французский (1), украинский (9)
- /тип:
- книги (155), аудиокниги (5)
- /перевод:
- Е. Александрова (7), М. Брусовани (1), Н. В. Романов (1), И. Валевич (1), Н. Гнедина (5), Б. Горнунг (4), Ю. Данилин (17), А. Дмитриевский (2), В. Дубровский (1), Н. Жаркова (5), К. Жихарева (4), А. Зельдович (9), Т. Иванова (6), М. Ильтычная (1), Т. Иринова (12), Е. Клокова (2), И. Ковтунов (1), Я. Лесюк (3), Д. Лившиц (7), А. Линдегрен (7), Э. Липецкая (1), Д. Лифшиц (2), К. Локс (2), Е. Лопырева (5), О. Моисеенко (6), Н. Надеждина (5), Н. Немчинова (14), Г. Нерадова (1), В. Парнах (4), В. Пахаревская (1), Л. Пахаревский (1), В. Пяст (5), В. Ранцов (2), М. Рожицына (2), М. Ромм (12), К. Рубинский (1), Е. Рудинская (1), Г. Соловьёва (1), М. Столяров (11), А. Тетеревникова (10), Д. Усов (3), Э. Фельдман (4), Т. Черторижская (1), Е. Шишмарёва (6), В. Щербаченко (1), М. Эйхенгольц (4), Е. Яхнина (12)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 13 августа 2023 г.
Вот и закончилось моё чтение эпохального цикла Эмиля Золя. Настолько законченного и завершённого, что у меня не возникло обычного желания узнать, что будет с героями дальше. Ничего не будет. Все отыграли свои роли и умерли. Как умерла и та Франция, описанию которой посвятил Золя двадцать два года (22 года) своей жизни, своего кропотливого труда. Период, выбранный Золя, неисторичен. Он начал писать свой цикл ровно на обломках этой Франции, в 1871 году. Это период правления Наполеона Третьего, время Второй Империи, от 1851 года до 1871 — поражения в франко-прусской войне, провозглашения Третьей республики и Парижской коммуны. Всего двадцать лет жизни Франции и двадцать два года, чтобы о ней рассказать. Уже по этим срокам понятно, что писатель подошёл к задаче основательно. Но мы знаем больше. Мы знаем, как детально Золя изучал архивы, беседовал с очевидцами, делал выписки из технических источников, советовался со специалистами. Почти каждый роман писателя сопровождался нападками со стороны критиков, желавших уличить Золя в искажении событий, на что немедленно получали подтверждённый документами ответ, опровергающий их домыслы. Количество подготовительного материала почти всегда превышало в разы объём самого романа, вот насколько тщательно Золя готовился к работе над своим циклом.
Общее отношение Золя к времени своей юности (в 1851 ему было 11 лет, в 1871 — 31), как я понял, это время обжорства долго голодавшего. Относительный мир, процветание, наступившие после череды чудовищных потрясений, гражданских и захватнических войн, экономических кризисов и периодического голода. Не знаю, можно ли сравнить с каким-то периодом нашей истории, но где-то близко к смеси брежневского застоя и нулевых. Но лучше не сравнивать. Лучше почитать.
В построении цикла автор исходил из идеи описать жизнь представителей одного семейства, но эта идея провалилась. Никакой семьи в романах нет. Никакого взаимодействия между членами семейства нет, за малым исключением. Никакого среза общества эта семья не представляет. Это не «Сага о Форсайтах». Наоборот, Ругон-Маккары разбегаются от родительницы во все стороны, знать друг друга не хотят и занимают произвольные места в обществе: и министр, и банкир, и лавочник, и священник, и доктор, и шахтёр, и крестьянин, и проститутка, и старушка-процентщица. Поэтому порядок, в котором рекомендует читать автор, бесполезен. Ничего отец не передаёт сыну, ничему мать не учит дочку — все начинают жизнь босяками и добиваются чего-то исключительно своими силами. Поэтому читать романы можно в произвольном порядке.
Но! Как прочитавший всё полностью, я предлагаю свой порядок, вернее, несколько порядков, в зависимости от интереса к той или иной стороне цикла.
Географически цикл делится на романы, действие которых происходит в Париже, романы про юг Франции и вымышленный город Плассан, где началось семейство Ругон-Маккаров, и несколько романов про другие места Франции.
Есть романы, непосредственно вплетённые в исторические события, а есть те, которые рассказывают о жизни определённого общества или сообщества или профессиональной среды.
Есть такие, которые я считаю обязательными прочесть, а есть и другие.
Всё это отражено в пометках. А уж выбор за читателем, принять их во внимание или нет. (Сначала хотел поставить пометку «любовь», но понял, что так придётся маркировать почти все романы. Однако я позволил себе выделить в конце пять романов, которые больше о любви, чем о чём-то другом).
Итак, вот что у меня получилось:
(обяз. истор. Юг, семья) «Карьера Ругонов»
(необяз, истор. Париж, политика) «Его превосходительство Эжен Ругон»
(необяз, Париж, земельные спекулянты) «Добыча»
-----
(обяз. Юг семья, религия) «Завоевание Плассана»
-----
(необяз, Париж, мелкие буржуа, клерки) «Накипь»
(необяз, Париж, становление торговых центров) «Дамское счастье»
(необяз, Париж, нищета, алкоголь) «Западня»
(необяз, истор. Север, шахтёры) «Жерминаль»
(необяз, Париж, пищевая торговля, рынок) «Чрево Парижа»
(необяз, Париж, художники) «Творчество»
(необяз, Париж, банкиры) «Деньги»
----
(необяз. Юг, крестьяне) «Земля»
(необяз, Париж, куртизанки) «Нана»
(обяз. истор. Восток и Париж, солдаты) «Разгром»
------
(необяз. Север, железная дорога) «Человек-зверь»
-----
(необяз, Юг, религия) «Проступок аббата Муре»
(необяз. Северо-Запад, рыбаки, усадьба) «Радость жизни»
(необяз, Париж, женщина с ребёнком и врач) «Страница любви»
(необяз. Север, религия) «Мечта»
(необяз. Юг, семья, наука) «Доктор Паскаль»
Siberia, 3 августа 2020 г.
Читая некоторых авторов, пишущих в жанре реализма и натурализма, порой чувствуешь себя вывалявшимся в грязи от которой хочется отмыться и долго остаешься оглушенным впечатлениями. Жизнеописание представителей генеалогического древа Ругон-Маккаров как раз из таких. В той или иной степени каждый из романов этого цикла по-своему отвратителен и прекрасен. Главные герои его — представители разнообразных прослоек общества, среды обитания, совершенно различных склонностей, устремлений и характеров. Объединяет их только семейное древо и, как правило, та или иная степень подлости и упертости.
Романы можно читать как отдельные произведения — они вполне самостоятельны, но чтобы понять насколько это мощный пласт, титанический труд Золя, нужно охватить хотя бы несколько. Если по отдельности они не оставляют равнодушным, то вместе производят огромное впечатление. Причем надо иметь ввиду, что порядок их написания и рекомендованный порядок чтения, данный самим Золя, не совпадают.
В цикле о Ругон-Маккарах у меня есть свои «любимчики» — наиболее яркие, возмутительные и поразительные произведения, так что оценивала я романы не одинаково, но в целом цикл заслуживает десятки. И я смело берусь предположить, что те, кому нравятся Драйзер и Мопассан, оценят и Золя.
O.K., 26 января 2017 г.
Автор поставил перед собой амбициозную задачу: написать портрет эпохи. И справился с нею на отлично.
Всё романы разные. В них разные герои, разные декорации, разные проблемы. И именно этот охват восхищает. Мы как под микроскопом видим жизнь самых разных слоёв населения: и больших чиновников, и духовенства, и крупных промышленников, и мелких лавочников, и творческой интеллигенции, и подзаборных алкоголиков.
Каждый роман цикла — самостоятельное произведение, и можно начинать чтение с любого тома, но все они нанизаны но тонкую нить генеалогии.
Ни один роман сам по себе шедевром не назвала бы. Одни увлекли и вызывали море эмоций, но были и такие, которые хотелось поскорее поставить на полку и забыть. Ценность и уникальность именно в том, что много таких разных, казалось бы не имеющих ничего общего, произведений, все вместе, соединяясь, дают такую исчерпывающую картину Франции XIX века, что просто дух захватывает...