fantlab ru

Эмиль Золя «Ругон-Маккары»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.97
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

Ругон-Маккары

Les Rougon-Macquart

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Примечание:

Во «Введении» своего последнегo романа «Доктор Паскаль», Золя дал рекомендованный порядок чтения, хотя принципиально он не важен, так как сюжет каждого романа развивается независимо от других.

Рекомендованный порядок чтения

«Карьера Ругонов» (1871)

«Его превосходительство Эжен Ругон» (1876)

«Добыча» (1871—1872)

«Деньги» (1891)

«Мечта» (1888)

«Завоевание Плассана» (1874)

«Накипь» (1882)

«Дамское счастье» (1883)

«Проступок аббата Муре» (1875)

«Страница любви» (1878)

«Чрево Парижа» (1873)

«Радость жизни» (1884)

«Западня» (1877)

«Творчество» (1886)

«Человек-зверь» (1890)

«Жерминаль» (1885)

«Нана» (1880)

«Земля» (1887)

«Разгром» (1892)

«Доктор Паскаль» (1893)



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.29 (100)
-
4 отз.
7.93 (68)
-
2 отз.
8.18 (80)
-
4 отз.
8.35 (42)
-
2 отз.
7.64 (45)
-
3 отз.
7.62 (45)
-
2 отз.
8.52 (97)
-
6 отз.
7.88 (54)
-
2 отз.
7.97 (97)
-
2 отз.
8.01 (42)
-
2 отз.
8.52 (153)
-
4 отз.
8.11 (35)
-
2 отз.
8.47 (154)
-
2 отз.
8.39 (41)
-
1 отз.
7.97 (36)
-
1 отз.
7.64 (36)
-
3 отз.
8.29 (58)
-
2 отз.
7.96 (52)
-
3 отз.
8.22 (27)
-
3 отз.
7.70 (33)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Разгром
1928 г.
Нана
1930 г.
Разгром
1935 г.
Жерминаль
1937 г.
Чрево Парижа
1937 г.
Разгром
1938 г.
Разгром
1946 г.
Жерминаль
1949 г.
Его превосходительство Эжен Ругон
1951 г.
Жерминаль
1951 г.
Деньги
1955 г.
Жерминаль
1955 г.
Жерминаль
1956 г.
Нана
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 1
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 10
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 11
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 12
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 13
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 14
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 15
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 16
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 2
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 3
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 4
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 5
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 6
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 7
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 8
1957 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 9
1957 г.
Страница любви
1957 г.
Чрево Парижа
1957 г.
Творчество
1959 г.
Том 3. Руггон-Маккары: Карьера Ругонов. Добыча
1962 г.
Том 4. Руггон-Маккары: Чрево Парижа. Завоевание Плассана
1962 г.
Том 5. Ругон-Маккары: Проступок аббата Муре. Его превосходительство Эжен Ругон
1962 г.
Том 6. Ругон-Маккары: Западня
1962 г.
Том 10. Ругон-Маккары: Жерминаль
1964 г.
Том 11. Ругон-Маккары: Творчество
1964 г.
Том 12. Ругон-Маккары: Земля
1964 г.
Том 13. Ругон-Маккары: Мечта. Человек-зверь
1964 г.
Том 14. Ругон-Маккары: Деньги
1964 г.
Том 15. Ругон-Маккары: Разгром
1964 г.
Том 7. Ругон-Маккары: Страница любви. Нана
1964 г.
Том 8. Ругон-Маккары: Накипь
1964 г.
Том 9. Ругон-Маккары: Дамское счастье. Радость жизни
1964 г.
Том 16. Ругон-Маккары: Доктор Паскаль
1965 г.
Жерминаль
1971 г.
Тереза Ракен. Жерминаль
1975 г.
Западня
1978 г.
Жерминаль
1979 г.
Чрево Парижа
1979 г.
Карьера Ругонов. Добыча
1980 г.
Тереза Ракен. Жерминаль
1981 г.
Дамское счастье
1983 г.
Страница любви. Доктор Паскаль
1983 г.
Жерминаль
1984 г.
Жерминаль
1984 г.
Чрево Парижа
1984 г.
Деньги
1986 г.
Страница любви. Нана
1986 г.
Жерминаль
1987 г.
Жерминаль
1988 г.
Жерминаль
1988 г.
Жерминаль. Западня
1988 г.
Западня. Жерминаль
1988 г.
Страница любви
1988 г.
Жерминаль
1989 г.
Страница любви. Дамское счастье. Тереза Ракен
1989 г.
Жерминаль
1990 г.
Западня. Рассказы
1990 г.
Нана.Мечта
1992 г.
Том 1. Карьера Ругонов. Добыча
1992 г.
Том 2-3. Чрево Парижа. Завоевание Плассана
1992 г.
Дамское счастье
1993 г.
Дамское счастье
1993 г.
Том 4-5. Проступок аббата Муре. Его превосходительство Эжен Ругон
1993 г.
Том 6-7. Западня. Страница любви
1993 г.
Трильби. Творчество
1993 г.
Том 8. Нана
1994 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 9
1997 г.
Том 10-11. Дамское счастье. Радость жизни
1997 г.
Том 12. Жерминаль
1997 г.
Том 13. Творчество
1997 г.
Том 14. Земля
1997 г.
Том 15. Мечта. Человек-зверь
1997 г.
Том 16. Деньги
1997 г.
Том 9. Накипь
1997 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 10
1998 г.
Том 17. Разгром
1998 г.
Том 18. Доктор Паскаль
1998 г.
Дамское счастье
1999 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1999 г.
Творчество. Человек-зверь. Статьи
2003 г.
Французская эротическая проза
2003 г.
Тереза Ракен. Дамское счастье
2004 г.
Западня
2007 г.
Страница любви
2007 г.
Дамское счастье
2009 г.
Завоевание Плассана
2010 г.
Добыча. Чрево Парижа
2011 г.
Западня
2011 г.
Карьера Ругонов
2011 г.
Чрево Парижа
2012 г.
Дамское счастье
2013 г.
Нана
2013 г.
Жерминаль
2015 г.
Дамское счастье
2016 г.
Западня
2017 г.
Дамское счастье
2017 г.
Западня
2017 г.
Деньги
2018 г.
Страница любви
2018 г.
Дамское счастье
2019 г.
Дамское счастье
2019 г.
Доктор Паскаль
2019 г.
Жерминаль
2019 г.
Проступок аббата Муре
2019 г.
Деньги
2020 г.
Чрево Парижа
2020 г.
Дамское счастье
2020 г.
Доктор Паскаль
2021 г.
Чрево Парижа
2021 г.
Западня
2021 г.
Человек-зверь
2022 г.
Карьера Ругонов. Его превосходительство Эжен Ругон. Добыча
2023 г.
Нана
2023 г.
Деньги. Мечта. Покорение Плассана
2023 г.
Пена. Дамское Счастье
2024 г.

Аудиокниги:

Карьера Ругонов
2005 г.
Дамское счастье
2006 г.
Западня (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.
Радости жизни
2006 г.
Добыча
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
Гроші
1929 г.
(украинский)
Земля
1929 г.
(украинский)
Людина-звір
1929 г.
(украинский)
Том V: Нана
1930 г.
(украинский)
Мрія
1932 г.
(украинский)
Здобич
1960 г.
(украинский)
Черево Парижа
1960 г.
(украинский)
Щастя Ругонів
1969 г.
(украинский)
Завоювання Плассана
1972 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончилось моё чтение эпохального цикла Эмиля Золя. Настолько законченного и завершённого, что у меня не возникло обычного желания узнать, что будет с героями дальше. Ничего не будет. Все отыграли свои роли и умерли. Как умерла и та Франция, описанию которой посвятил Золя двадцать два года (22 года) своей жизни, своего кропотливого труда. Период, выбранный Золя, неисторичен. Он начал писать свой цикл ровно на обломках этой Франции, в 1871 году. Это период правления Наполеона Третьего, время Второй Империи, от 1851 года до 1871 — поражения в франко-прусской войне, провозглашения Третьей республики и Парижской коммуны. Всего двадцать лет жизни Франции и двадцать два года, чтобы о ней рассказать. Уже по этим срокам понятно, что писатель подошёл к задаче основательно. Но мы знаем больше. Мы знаем, как детально Золя изучал архивы, беседовал с очевидцами, делал выписки из технических источников, советовался со специалистами. Почти каждый роман писателя сопровождался нападками со стороны критиков, желавших уличить Золя в искажении событий, на что немедленно получали подтверждённый документами ответ, опровергающий их домыслы. Количество подготовительного материала почти всегда превышало в разы объём самого романа, вот насколько тщательно Золя готовился к работе над своим циклом.

Общее отношение Золя к времени своей юности (в 1851 ему было 11 лет, в 1871 — 31), как я понял, это время обжорства долго голодавшего. Относительный мир, процветание, наступившие после череды чудовищных потрясений, гражданских и захватнических войн, экономических кризисов и периодического голода. Не знаю, можно ли сравнить с каким-то периодом нашей истории, но где-то близко к смеси брежневского застоя и нулевых. Но лучше не сравнивать. Лучше почитать.

В построении цикла автор исходил из идеи описать жизнь представителей одного семейства, но эта идея провалилась. Никакой семьи в романах нет. Никакого взаимодействия между членами семейства нет, за малым исключением. Никакого среза общества эта семья не представляет. Это не «Сага о Форсайтах». Наоборот, Ругон-Маккары разбегаются от родительницы во все стороны, знать друг друга не хотят и занимают произвольные места в обществе: и министр, и банкир, и лавочник, и священник, и доктор, и шахтёр, и крестьянин, и проститутка, и старушка-процентщица. Поэтому порядок, в котором рекомендует читать автор, бесполезен. Ничего отец не передаёт сыну, ничему мать не учит дочку — все начинают жизнь босяками и добиваются чего-то исключительно своими силами. Поэтому читать романы можно в произвольном порядке.

Но! Как прочитавший всё полностью, я предлагаю свой порядок, вернее, несколько порядков, в зависимости от интереса к той или иной стороне цикла.

Географически цикл делится на романы, действие которых происходит в Париже, романы про юг Франции и вымышленный город Плассан, где началось семейство Ругон-Маккаров, и несколько романов про другие места Франции.

Есть романы, непосредственно вплетённые в исторические события, а есть те, которые рассказывают о жизни определённого общества или сообщества или профессиональной среды.

Есть такие, которые я считаю обязательными прочесть, а есть и другие.

Всё это отражено в пометках. А уж выбор за читателем, принять их во внимание или нет. (Сначала хотел поставить пометку «любовь», но понял, что так придётся маркировать почти все романы. Однако я позволил себе выделить в конце пять романов, которые больше о любви, чем о чём-то другом).

Итак, вот что у меня получилось:

(обяз. истор. Юг, семья) «Карьера Ругонов»

(необяз, истор. Париж, политика) «Его превосходительство Эжен Ругон»

(необяз, Париж, земельные спекулянты) «Добыча»

-----

(обяз. Юг семья, религия) «Завоевание Плассана»

-----

(необяз, Париж, мелкие буржуа, клерки) «Накипь»

(необяз, Париж, становление торговых центров) «Дамское счастье»

(необяз, Париж, нищета, алкоголь) «Западня»

(необяз, истор. Север, шахтёры) «Жерминаль»

(необяз, Париж, пищевая торговля, рынок) «Чрево Парижа»

(необяз, Париж, художники) «Творчество»

(необяз, Париж, банкиры) «Деньги»

----

(необяз. Юг, крестьяне) «Земля»

(необяз, Париж, куртизанки) «Нана»

(обяз. истор. Восток и Париж, солдаты) «Разгром»

------

(необяз. Север, железная дорога) «Человек-зверь»

-----

(необяз, Юг, религия) «Проступок аббата Муре»

(необяз. Северо-Запад, рыбаки, усадьба) «Радость жизни»

(необяз, Париж, женщина с ребёнком и врач) «Страница любви»

(необяз. Север, религия) «Мечта»

(необяз. Юг, семья, наука) «Доктор Паскаль»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая некоторых авторов, пишущих в жанре реализма и натурализма, порой чувствуешь себя вывалявшимся в грязи от которой хочется отмыться и долго остаешься оглушенным впечатлениями. Жизнеописание представителей генеалогического древа Ругон-Маккаров как раз из таких. В той или иной степени каждый из романов этого цикла по-своему отвратителен и прекрасен. Главные герои его — представители разнообразных прослоек общества, среды обитания, совершенно различных склонностей, устремлений и характеров. Объединяет их только семейное древо и, как правило, та или иная степень подлости и упертости.

Романы можно читать как отдельные произведения — они вполне самостоятельны, но чтобы понять насколько это мощный пласт, титанический труд Золя, нужно охватить хотя бы несколько. Если по отдельности они не оставляют равнодушным, то вместе производят огромное впечатление. Причем надо иметь ввиду, что порядок их написания и рекомендованный порядок чтения, данный самим Золя, не совпадают.

В цикле о Ругон-Маккарах у меня есть свои «любимчики» — наиболее яркие, возмутительные и поразительные произведения, так что оценивала я романы не одинаково, но в целом цикл заслуживает десятки. И я смело берусь предположить, что те, кому нравятся Драйзер и Мопассан, оценят и Золя.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор поставил перед собой амбициозную задачу: написать портрет эпохи. И справился с нею на отлично.

Всё романы разные. В них разные герои, разные декорации, разные проблемы. И именно этот охват восхищает. Мы как под микроскопом видим жизнь самых разных слоёв населения: и больших чиновников, и духовенства, и крупных промышленников, и мелких лавочников, и творческой интеллигенции, и подзаборных алкоголиков.

Каждый роман цикла — самостоятельное произведение, и можно начинать чтение с любого тома, но все они нанизаны но тонкую нить генеалогии.

Ни один роман сам по себе шедевром не назвала бы. Одни увлекли и вызывали море эмоций, но были и такие, которые хотелось поскорее поставить на полку и забыть. Ценность и уникальность именно в том, что много таких разных, казалось бы не имеющих ничего общего, произведений, все вместе, соединяясь, дают такую исчерпывающую картину Франции XIX века, что просто дух захватывает...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх