Роберт Шекли «Лавка бесконечности»
Сборник рассказов классика американской фантастики Р. Шекли состоит из произведений, написанных в ранний период его творчества.
Юмористические истории, наполненные неуемной фантазией писателя, принесли ему заслуженную славу не только в Америке, но и во всем мире.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rodman47, 25 января 2020 г.
Хорошая подборка рассказов о утопический мирах будущего с явной проекцией на настоящее. Хоть и написаны они в развлекательном формате, но заставляют глубоко задумываться о том куда может привести нас настоящее.
Нескорений, 30 апреля 2016 г.
Всё-таки я поражаюсь той стабильности с которой Р. Шекли удавалось на протяжении многих лет в своих авторских сборниках рассказов держать марку и не скатываться до самоповторов, продолжая удивлять и развлекать читателя, исподволь донося до сознания важные мысли и необходимую мораль. Этот уже пятый по счету сборник состоит всего из семи рассказов и одной повести, каждое произведение могу без преувеличения назвать запоминающимся. Автор не пытается паразитировать на чужих идеях и находках, напротив каждым своим словом вносит новую струю, свежие мысли. Его ирония и неповторимый стиль здесь уже становятся привычными, поэтому планка читательских ожиданий неизмеримо высока, надо отдать должное — автор раз за разом берет означенную высоту. Различные варианты будущего — волнующие, пугающие, интригующие, вызывающие здоровый смех или циничную усмешку — всем сёстрам по серьгам, каждому свое, но можно утверждать однозначно — скучно не будет.
Будущее шоу-бизнеса, развитие телевизионной индустрии развлечений, доведенное с помощью гротеска до абсурда, предстает перед нами в рассказе «Премия за риск». Ещё вчера различные реалити и ток-шоу были для нас в диковинку, сегодня этим никого не удивишь. Народ требует хлеба и зрелищ, а медиамагнаты готовы удовлетворять любую потребность толпы. Что нужно обывателю — секс, скандалы и насилие, а спрос, как известно, рождает предложение. Главный герой рассказа прошёл через горнило испытаний в ряде опасных телешоу, каждый раз чудом выживая, но денежный куш раз за разом заставляет его продолжать. Теперь он дошёл до финала, в котором ему нужно в течение суток под прицелом телекамер убегать от банды наемных убийц, при этом будучи полностью безоружным. Надеяться можно только на себя, да на сердобольных зрителей, которые, дозвонившись в эфир, могут помочь советом или же действием. Напряжение и динамика рассказа достойны хорошего, годного триллера.
Одна из лучших хроноопер на моей памяти — рассказ «Три смерти Бена Бакстера». Перечитывая эту историю, буквально с первых страниц я вспомнил сюжет в подробностях, хотя читал еще по школе, название рассказа из головы выветрилось, но события четко впечатались в память. В будущем люди научились решать глобальные мировые проблемы одним щелчком переключателя, переводящим генеральную историческую линию на альтернативную ветку развития событий. На повестке дня вопрос о нехватке кислорода, на Земле почти не осталось деревьев. Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо переключиться на ветку, в которой некий бизнесмен Бен Бакстер, занимавшийся скупкой лесов и природных заповедников, дожил до преклонных лет. Проблема в том, что для переключения доступны всего три ветки, в каждой из которых Бакстер погибает во время встречи с деловым партнером Бринном. Единственный выход — попытаться расстроить намеченное рандеву Бринна и Бакстера, для этого в прошлое направляется три бригады агентов.
Все мы привыкли к тому, что исследователи новых миров выглядят почти супергероями — мужественными, отважными и находчивыми. В рассказе «Человекоминимум» всё иначе — роль основателя колонии на другой планете предстоит исполнить Антону Настойчу — патологическому неудачнику, вся жизнь которого с самого рождения представляет собой непрерывную черную полосу. Такое оригинальное решение вызвано тем, что среди предполагаемых колонистов, как правило, маловато героев, зато довольно много слабых, глупых, неприспособленных к выживанию людей. Настойчу предстоит на свое шкуре проверить, смогут ли подобные люди выжить в новом мире. Контроль за ходом операции осуществляет практически неуничтожимый робот, который постепенно становится главной проблемой на пути становления главного героя, медленно привыкающего к суровым условиям и превращающегося из эталонного неудачника в космического первопроходца, из человекоминимума в человекооптимум.
Заглавный рассказ сборника я без малейших колебаний заношу в категорию лучших произведений автора. Изначально я ожидал от этой истории совсем другого — что-то типа легкой юмористической хронооперы, финальный эффект оказался гораздо круче, оставив на душе тяжелый осадок, заставив задуматься. Главный герой по совету знакомых приходит в небольшой магазинчик Томпкинса, который предлагает нестандартные услуги. За солидную плату любой желающий может на один год переместиться в мир своих потаенных желаний, мир своей мечты. Помимо финансовых затрат клиент теряет десять лет своей жизни, но хозяин уверяет, что дело того стоит. Томпкинс работает над тем, чтобы эффект перемещения стал постоянным, тогда каждый житель Земли сможет навсегда уйти в мир своих фантазий, пока же перемещение носит временный характер. Герою предстоит серьезно поразмыслить и сделать осознанный выбор, стоит ли игра свеч.
Тему новых изобретений, призванных облегчить жизнь освоителям новых миров, которая уже поднималась в рассказах «Опытный образец» и «Земля, воздух, огонь и вода», продолжает история под названием «Пушка, которая не бабахает». Главный герой предстает в образе крутого парня, фанатичного любителя оружия, который обожает рассказывать истории из своей жизни, связанные с различными приключениями, всем случайным знакомым. В очередной раз ему предстоит совершить высадку на незнакомой планете, чтобы рассмотреть возможность её колонизации. Попутно ему предлагается испытать в полевых условиях новейший прототип мощного стрелкового оружия — дезинтегратор. Несмотря на спорную эргономику и недоработанный дизайн, пушка внушает крайнее почтение — заряда батареи хватает на 18 часов непрерывного использования, скорострельность практически мгновенная, а радиус поражения максимально широкий, т.е. можно стрелять практически не целясь хоть одиночными, хоть очередями. После первого применения этого супероружия на практике герой начинает понимать, что разработчики упустили из внимания одну очень важную деталь...
Антивоенная тематика периодически прослеживается в творчестве Р. Шекли, очередным рассказом на эту тему стал «Право на смерть». Основное фантдопущение особого интереса не вызвало, я уже встречал подобную идею в нескольких произведениях других авторов. Не буду копаться в том, кто был первым, это не суть важно, хотя воплощение идеи у Шекли исполнено на приличном уровне, ожидаемый эффект воздействия на читателя достигается, хотя в моем случае он мог бы быть больше при наличии ощущения новизны. В будущем развернулась бесконечная война между Советами и Штатами, благодаря ядерному паритету в конфликте стороны полагаются исключительно на пехоту. Главный герой обычный солдат, который трижды погибал на поле боя, и вот по недосмотру «браминов», как здесь кличут полевых медиков, его воскресили в четвертый раз. Непомерная усталость персонажа, бессмысленность войны — всё это автор умело передает посредством текста читателю.
Повесть «Четыре стихии», впоследствии переработанная в роман «Алхимический марьяж Элистера Кромптона», в первую очередь подкупает великолепной идеей, которая легла в основу сюжета. Несмотря на то, что роман мне понравился больше повести за обилие интересных деталей, более глубокую проработку образа персонажа, повесть вполне достойна прочтения, особенно если вам нравится раннее творчество Р. Шекли, лишенное тотального уклона в сюрреализм — в финальной части романа этот уклон присутствует. Главный герой в детстве перенес тяжелую форму вирусной шизофрении в результате чего его личность была хирургическим путем разделена на три компонента, основной компонент остался в базовом теле, а извлеченные части сознания поместили в андроидные тела и отдали на усыновление на Марс и Венеру. Теперь, когда по достижении 35-летнего возраста герой получил законное право на реинтеграцию личности, он собирается снова стать полноценным человеком, хотя доктора предупреждают, что вероятность успеха крайне мала, ведь разделение произошло слишком поздно, и теперь вряд ли все компоненты сумеют слиться в единое целое.
Заключительный рассказ сборника под названием «Триптих» сперва показался мне просто забавным. Однако после первого прочтения ближе к вечеру возникло стойкое желание перечитать его повторно, после чего я повысил оценку и уверился в том, что это как раз то, что мне нравится. Рассказ состоит из трех отдельных историй, не связанных между собою ничем, кроме общего настроения, которое я бы определил как ироничную мизантропию и чёрный юмор. Это произведение по атмосфере и замыслу перекликается с небольшой зарисовкой «Регулярность кормления» про то, чем и как сферический ботаник в вакууме накормил мифического грифона. Кстати, рекомендую всем ценителям хорошей шутки и самоиронии. Первая часть «Триптиха» посвящена серии судебных разбирательств о поджогах сиротских приютов на разных планетах. Вторая часть о профессоре-мизантропе, который намеревался создать личную утопию на отдельно взятой планете, для чего создал пятьсот клонов себя и своей жены. Завершает «Триптих» зарисовка о спасательной операции, посланной к поясу астероидов, где потерпел крушение звездолёт в котором летел известный учёный и его робот. На этой мажорной ноте сборник, к сожалению, завершается, а мне остается только вслед за Бендером из «Футурамы» воскликнуть: «Слава роботам! Смерть...» ну вы поняли, в общем.