Жерар Клейн «Развилка во времени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Количественная многомерность и сложность телефонной сети породили её качественное изменение: теперь можно совершить звонок из одного времени в другое. Даст ли это что-то главному герою?
Первая публикация: журнал «Fiction» №183, март 1969 года.
Входит в:
— антологию «Пески веков», 1970 г.
— сборник «La loi du talion», 1973 г.
— сборник «Le livre d'or de Gerard Klein», 1979 г.
— антологию «Французская фантастическая проза», 1987 г.
— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.
— антологию «Денежное дерево», 1992 г.
— антологию «Отель «Танатос», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Золотое время», 2006 г.
— антологию «Кровь звёзд», 2018 г.
- /языки:
- русский (11), английский (2), французский (5)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Григорьев (1), А. Игюили (1), Ф. Мендельсон (9)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 8 ноября 2022 г.
Увы и ах. Не впечатлило. Две трети объема текста — психологические экзерсисы и словесная эквилибристика, собственно Фантастики, то бишь — заявленного Жанра — чуть. Сугубо на любителя. Которому, кстати, видимо не очень и принципиально соответствие жанровым канонам.
Таковой взбрык — не шибко корректен по отношению к читателю именно жанровому. Ибо смысл в тексте — да, есть. И смысл — достаточно привлекательный, чтобы вызывать читательский интерес. Но, пардон — Форма… Это же практически непереносимо. Надо уметь — так испортить свою же собственную идею
Mishel78, 1 декабря 2019 г.
Рассказ интересен прежде всего тем, что в нём обыгрывается мысль, которая так или иначе посещала каждого человека, хоть раз в жизни стоявшего перед принятием судьбоносного решения: а что будет, если я скажу да или нет? Человек понимает, что от его решения будет зависеть вся его дальнейшая жизнь и потому он наполняется сомнениями и предчувствиями. Представляю, насколько тяжело было главному герою Жерому Боску выслушать две разных просьбы от самого себя. Как в сказке про богатыря, который стоял на распутье дорог и читал на камне: направо пойдёшь — богатство, славу ты возьмёшь, а налево пойдёшь — совсем пропадёшь.
Только у рассказа есть один жирный минус — это его недосказанность. По-крайней мере, для меня финал рассказа выглядит очень нелепо. Ведь я так и не увидел развилки времени. Поэтому мне остаётся только домысливать, что же под ней подразумевает автор? Непосредственно решение, которое принял главный герой? Но у него не оставалось другого выбора, потому что предложение от его успешного будущего «я» имеет переспективы и признаки в настоящем. А у второго будущего «я» нет вообще ничего, кроме каких-то очень уж прозрачных намёков.
Может быть развилка во времени — это странное физическое явление, которое Жером увидел в конце? Но автор недодал мне эмоций и удовольствия от повествования, потому что на этот вопрос ответа нет.
Мой вердикт: либо я не дорос до автора, либо Жерар Клейн так неудачно решил «удивить» меня, как читателя. В любом случае, я не слишком огорчён, потому что рассказ короткий и много времени я не потерял.
kven irden, 20 августа 2018 г.
Что мне очень понравилось в этом рассказе, так это то, что герой встает перед довольно трудным выбором. Оказывается в ситуации, когда любое решение способно значительно повлиять на будущее. Люблю такие произведения, всегда интересно, как герой будет выпутываться. Наверняка каждый и не один раз сталкивался в жизни с необходимостью выбора. Хотя мы обычно только предполагаем, к каким последствиям он может привести. А здесь герой знает точно. Тем не менее более простым для него выбор не становится. Открытая концовка, опять же, как мне показалось, органично вписывается в общее настроение рассказа — напряженное, немного мрачноватое, отдающее некоторой безысходностью. Впрочем, наверное, как и всегда в подобных ситуациях, когда выбор неизбежен, и можно лишь оттягивать момент принятия решения.
Очень неплоха, даже замечательна фант. идея с телефонной сетью. Цитата: «Иногда бывает, что телефон вместо двух точек пространства соединяет два момента времени». И пусть сейчас уже повсеместно распространена сотовая связь, а не проводная (как предполагал автор), эту идею легко применить и к ней. Есть тут какая-то притягательность.
amak2508, 20 августа 2019 г.
Совершенно экзотический вариант фантастики — фантастика психологическая. Замысел рассказа прост до гениальности — всего лишь взять и неожиданно поставить человека перед нелёгкой проблемой выбора.
Задача героя вроде бы проста донельзя — выбрать, как ему поступить. Но вот тут-то и начинается самое любопытное — метания человека между желаемым и страхом в условиях неполной информации. Читать об этом интересно, но, думается, автор немного подзатянул с этими самыми метаниями — ближе к финалу текст начинает казаться несколько нудноватым. Что касается самого финала... — наверное автор выбрал оптимальный его вариант. Любой другой просто портил бы эмоциональное состояние читателя, созданное всем предшествующим повествованием.
Кстати, а как же всё-таки и откуда звонил второй клиент, у которого всё было так плохо? :)
ab46, 27 декабря 2016 г.
Иногда кажется, что за нас всё уже решено и трепыхаться глупо. Корабль уже тонет, самолёт уже падает, лавина уже над головой. Что-нибудь менять поздно и некогда. В такой ситуации супермен с быстрым умом и тренированным телом гибнет столь же легко, как и любой хиляк и дебил. Но это не значит, что у нас нет выбора, просто мы пропустили момент, когда выбирать можно было со всеми удобствами. Было для этого и время и все возможности, но мы проглядели свою развилку судьбы.
А вот герой рассказа Клейна не мог её проглядеть. Критический момент в его жизни и без того ясно обозначился, так ещё и сигналы-советы из будущего пошли. Только от этого проблема выбора не исчезла и даже легче не стала. Да, и так ли это необычно? Ведь сигналы из будущего и мы с вами получаем, и также в них разобраться не можем. Нет, я в мистику не впадаю, и вас за собой не тяну. Но где будущее каждого человека? В нём самом. А от самого себя каждый из нас каких только сигналов не получает. Так что, по существу, немного в этом рассказе фантастического. Просто хороший рассказ о проблеме выбора.
Carex, 19 ноября 2015 г.
Не понимаю я столь восторженных отзывов. Рассказ очень слабый.
Вся его суть сводится вот к чему:
Другой телефонный голос говорит: ни в коем случае этого не делай, иначе будет плохо.
Главный герой делает выбор и следует первому голосу.
Что произойдет — автор не соизволил поведать.
Всё, конец.
Меня эти бесконечные телефонные звонки уже к середине рассказа утомили.
Есть еще многочисленные косяки и недоработки.
1. Человек, который звонил из далекого будущего, и у которого все хорошо — чем он мотивировался? Ему-то какое дело до того, что он сам выберет в прошлом? Сколько таких выборов человек делает ежеминутно, которые могут изменить будущее, которое уже состоялось? До этого ему и дела не было до самого себя в прошлом.
2. Человек, который звонил из недалекого будущего, на что он надеялся? Что у него в будущем сразу станет все хорошо? Или он о самом себе в прошлом заботился как о другом человеке?
То есть мотивы этих двоих не понятны и не прописаны. Видимо, чтобы избежать временных парадоксов, автор решил просто их не заострять и о них умолчать.
Авось не заметят.
3. Далее, второй голос, у которого все плохо, из недалекого будущего, он-то как звонил и чем, как он так быстро освоил телефонную сеть, да еще после катастрофы? Автор умолчал.
По ходу рассказа есть многочисленные намеки, что у главного героя сюжет по плохому сценарию развивается. Но автор не захотел его описать.
Единственная интересная мысль — это про телефонную сеть.
Но, вы, наверное, догадались, автор не стал подробно эту мысль раскрывать.
Вывод такой — Жерар Клейн поленился, когда писал это рассказ.
Не понимаю, как можно этому рассказу поставить оценку 10.
Я ставлю 2.
god54, 4 декабря 2013 г.
Мне кажется, что автор еще раз подчеркнул, что у человека нет определенного и навсегда установленного будущего. У него всегда есть выбор и только он сам выбирает то будущее, которое его ждет, вернее то, которое он хочет. Но для этого нужно и труд приложить. Или же это «тарелочка с голубой каемомочкой». Автор бросил читателя на развилке: выбирай сам. А вот идея про машину времени мне очень понравилась и она нашла свое выражение в пронзительном рассказе К.Булычева «Можно попросить Нину?».
serjww, 29 января 2016 г.
Что-то как-то все быстро.. Думаю-вот сейчас!.. а нет.. вот-вот-и уже все кончилось. Тем не менее, автору-спасибо, рассказик зацепил, можно прочесть перед сном.
redmarie, 31 октября 2012 г.
Очень напряженный, интригующий рассказ в плане ожидания финала, который автор, как назло, оставил открытым.
Главный герой Жером Боск, по всему, талантливый писатель, но вечно сомневающийся и слабохарактерный. Боск работает в конторе, звезд с неба не хватает. Судьба преподносит ему подарок (или проклятье, с какой стороны посмотреть), он узнает о двух вариантах собственного будущего. Первый вариант четко сформулирован, изобилует подробностями и описывает мечту героя, второй — смутен, непонятен из-за статических помех, тревожен. Получив предсказанное предложение, главный герой начинает колебаться, подобно маятнику, не зная как поступить. К концу истории эти метания меня стали порядком раздражать, но Боска можно понять... И снова судьба оказывает услугу (возможно, медвежью) в лице человека, который продумывает, решает и выбирает за Боска все, включая будущее.
Рассказ необычен множеством возможных разветвлений, потенциальных продолжений истории. Эти «если..то» придают произведению как бы многомерность, и весьма захватывают. Так что же считать развилкой: двойной телефонный звонок, решение, принятое за главного героя, или, может, «зрачок небесного синего ока — расширяющийся и черный, черный, черный...»?
Я считаю, что своего будущего лучше не знать. Но если есть Мечта, то нужно стремиться максимально близко подойти к ней самостоятельно, без «поводка».
XXXXXXX, 12 ноября 2012 г.
Рассказ черезвычайно интересный, но концовка разочаровала. Я ее не понял и соответственно не могу понять взаимоувязку происходящего в рассказе действия (на мой взгляд не стыкуется...). Если кто-нибудь описанное понял, то прошу объяснить. Если неувязок все же нет, то это одно из лучших произведений, которое я знаю. Если они есть, то это в духе убийства в запертой изнутри комнаты без окон, без объяснения в итоге произошедшего — сказка придуманная за 1 минуту.
predatorre, 21 мая 2012 г.
Сюжет интересный, всё время держит тебя и не даёт оторваться от книги, а вот концовка подкачала.
А вообще в рассказе много белых пятен, да может иногда интересно, чтобы читатель сам «додумывал» концовку, но всё же много недосказанностей.
PCYCHOCAT, 12 марта 2011 г.
Интересный рассказ. Ситуация в которую попадает писатель Боск вроде довольно стандартная, но все зависит от того, как ее истолковать. Неплохо бы почитать эту вещь любителям всяческих гаданий и гороскопов:gy: Замечательный рассказ!
Vendorf, 11 июля 2008 г.
Хорошо наверное знать, что тебя ждет, так легче. Но когда вариантов грядущего невсколько — это только все усложняет и запутывает.
Уж лучше ничего тогда не знать...
arhan, 11 августа 2007 г.
Как работнику телефонной компании, мне этот рассказ наиболее интересен с технической точки зрения.
ms_pretender, 16 апреля 2008 г.
Это точно — из рассказов самый лучший. Постоянно его перечитываю и каждый раз нахожу для себя что-то новое. Во многих романах время величина, скажем так, или вообще ни от кого не зависящая, или зависящая от вмешательства человека. Тут у Клейна время изменилось по неизвестным, пока что, причинам, возможно повлияли какие-нибудь временные бури.