Майкл Муркок «Волшебница Безмолвной Цитадели»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса ) | Вторичный литературный мир
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Действие повести происходит на Марсе. Но не на Марсе нашей вселенной, и не на Марсе из соответствующего цикла Муркока, а на планете из произведений Ли Брэкетт, памяти которой повесть и посвещена.
Главный герой — Джон Макшард — это тот самый герой-супермен американской фантастики тридцатых-сороковых годов, рыцарь без страха и упрёка, готовый взяться за любое дело, приносящее ему прибыль или же позволяющее показать его геройскую натуру.
В повести Макшард борется против древней марсианской чародейки, которая спала много тысячелетий, и, наконец, проснулась. Особенностью «Волшебницы» являются постоянные отсылки к произведениям Ли Брэкетт.
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Mars Probes», 2002 г.
— антологию «Utopiae 2003», 2003 г.
— антологию «Year's Best SF 8», 2003 г.
— журнал «Если 2004'4», 2004 г.
— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.
- /языки:
- русский (3), английский (4), французский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Новиков (2), К. Фор-Жорс (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 28 июля 2016 г.
Марс, созданный воображением авторов бульварной фантастики прошлого века, имеет мало общего с реальной Красной планетой, тем не менее его особое очарование, атмосфера неведомой тайны, заветной мечты будят воображение и ностальгию, заставляют читателя переноситься в особый ни с чем не сравнимый мир красочных иллюзий и переживаний. Посетить именно такой Марс предлагает нам М. Муркок в своей повести, посвященной творчеству Ли Брэкетт. Здесь не стоит искать психологизма, хитроумного сюжета, насыщенного нестандартными ходами — у автора совершенно иные цели. Да, это литературная игра, постмодернистская космоопера, но не пародия и не тупое подражание, в первую очередь повесть будет интересна любителям старой фантастики, которые отыщут здесь массу реминисценций и аллюзий на любимые произведения, причем не только Ли Брэкетт.
Классическая завязка происходит в марсианском баре, куда заглянул легендарный авантюрист, капитан Джон Макшард, чтобы встретиться с купцом Морриконе, который готов заплатить любые деньги, только бы вернуть свою любимую дочь Мерседес, похищенную безжалостными теннетами. Как видим, перед нами стандартный квест на спасение красавицы из лап негодяев. Теннеты — это мутировавшие потомки землян, чей корабль в прошлом потерпел крушение на Марсе, с тех пор они и живут в своих подземных логовах, наводя ужас на мирное население. Основное внимание автор уделяет описанию своего главного героя — это идеальный супермен, обладатель всех героических качеств и свойств, которые когда-либо встречались на страницах произведений жанра палп-фикшен, во многом Макшард напоминает героя романа «Шпага Рианона» Ли Брэкетт.
Образ гиперактивного брутального сверхчеловека, космического Индианы Джонса с несгибаемой волей, который ценит личную свободу превыше всего — всё это заключает в себе Джон Макшард. При этом он обладает чёткими принципами, благородством, чувством справедливости, но в то же время его тягу к приключениям подпитывает и желание личного обогащения — каждый положительный герой по законам жанра должен иметь хотя бы одну черту «плохого мальчика». Забавно, что история происхождения Макшарда перекликается с «Тарзаном» Э.Р. Берроуза — бравый капитан в детстве потерял родителей и воспитывался среди меркурианских обезьяноподобных дикарей, которые дали ему прозвище Тан-Арз, что значит «смуглокожий», сумел возвыситься и стать вождём, а впоследствии был найден землянами, встретился с дядей и получил образование на Земле.
Как и все супергерои Макшард не может обойтись без уникальных артефактов, среди которых инопланетное стрелковое оружие «бэннинг» и загадочный звездолёт «Герцогиня Мальфи», который Макшард отыскал в поясе астероидов. Интересно, что среди обладателей «бэннинга» автор также упоминает известных литературных героев — Эрика Джона Старка Ли Брэкетт, Нордвеста Смита Кэтрин Мур и Дюмареста с Терры Эдвина Ч. Табба. Одним взмахом пера автор соединяет в единое целое различные литературные вселенные, подчёркивая, что уважает не только Ли Брэкетт, но и прочих известных создателей космических опер. Художественное мастерство Муркока воссоздает всю палитру, свойственную авторам пульпы, в объеме небольшой повести. Предыстория этого мира напрямую связана с Морскими Королями, носителем древнего Зла — Рианоном, вновь реверанс Брэкетт.
Сам квест очень короткий и носит вспомогательный характер, время, необходимое для перемещения в точку финального поединка, автор тратит на описание картин окружающего мира и исторические экскурсы. Даже сама финальная сцена подается читателю постфактум, хотя и описана довольно подробно, и все требуемые пояснения на месте, но автор недвусмысленно даёт понять, что это здесь совсем не главное — почувствуйте атмосферу, забудьте о сюжете — он здесь, можно сказать, для галочки. По итогам нужно сказать, что с поставленной задачей автор блестяще справился — описания Красной планеты, образ главного героя — всё это воссоздано по классическим лекалам с аптекарской точностью. Все прочие необходимые элементы также на месте — темный властелин, древнее Зло, загадочные машины и артефакты древней цивилизации, ментальные поединки и прекрасная красавица в качестве награды для героя — всё то, за что мы полюбили и продолжаем любить подобную литературу в повести М. Муркока присутствует в полном объеме.
glupec, 2 августа 2016 г.
И все-таки Муркок не удержался от стеба. Даже сделав реверанс в сторону Брэккетт, он втайне усмехается в бороду.
«Капитан Джон Макшард и его верный бэннинг» — а Бэннинг, между протчим, ггерой «Молота валькаров» Гамильтона. Представьте себе Конана с верным мечом Эльриком — и вы поймете всю глубину... Впрочем, нет. Слово «глубина» тут не подходит, скорее уж — «аффтар, жжи есчо! Напалмом».
И он жжот. Рыцари Равновесия кого-то там изгоняют из созвездия Денеб (по книгам самого же Муркока, это были сугубо земные личности. С чего б их потянуло в космос?..) Главная злодейка — та самая волшебница, упомянутая в названии — вдруг оказывается из народа элдренов (т.е., тот же Эльрик, видимо, был ее родственником ;)) Ну и т.д. Воспитанник обезьян по прозвищу Тан-Арз (sic!!) должен добить даже самого неискушенного читателя.
Словом, настоящему фэну читать оч. приятно. Что ни слово — то «пасхалка». А такие мелочи, как легковесный, слишком простой сюжет... Да о чем вы, право? ;))
UnrealQW, 27 июня 2015 г.
Эпичность через край. Крутой главный персонаж, который, несомненно, еще в колыбели готовился убивать драконов. Зашкаливающее чувство собственного превосходства. Убийство ужасных монстров мощнейшим холодным и огнестрельным оружием, секс с богинями-инопланетянками и превозмогание самых страшных пыток. Герой (или даже «ГЕРОЙ!!!») настолько мачо, что вся Галактика должна бы содрогаться только от мысли о его крутизне! Ну и еще он настолько умен, что обманывает даже читателей. Вот о чем эта повесть... Читать временами просто невозможно: настолько серьезно преподносится сюжет, что я невольно смеялся.
Вообще, написано неплохо, занимательно, экшен не останавливается ни на минуту. Однако если бы было побольше намеков на пародийность произведения, то оно бы от этого только выиграло. А так -- сложно понять: Муркок серьезен на 100% или так шутит на все 200%... Советую читателю принять сразу второй вариант и тогда, я надеюсь, чтение пойдет легче -- не будет того диссонанса, который грозил разорвать мне голову.
Намек на сиквел не менее занятен:
Seidhe, 24 ноября 2015 г.
После прочтения данной повести осталось впечатление, что автор попросту отпустил на волю своё воображение, совершенно не заботясь о результате. Но вышло в итоге — замечательно!!! Я не особо знаком с творчеством Ли Брэкетт (читал лет пятнадцать назад два тома издательства «Полярис»), но даже мне понятно, что данная повесть — весьма изящная стилизация. Кто-то, естественно, поморщится, а я как-будто в детство вернулся, в то время, когда и Джон Картер на ура шёл =))) После недавних неудачных опытов с «постмодернистскими» рассказами автора, разочаровался уже было в Муркоке, но всё-таки решил попробовать начать «Волшебницу Безмолвной Цитадели». Какой там начать — я пока последнюю страницу не перевернул, оторваться не смог! Благо чтения там минут на сорок от силы. До меня уже успели высказаться, какой в повести Герой, но помимо этого — какие там цитаты! «Их потомки все еще обитали среди обветшалых и шепчущих холмов – останков великих горных хребтов Марса времен его могущества, когда Морские Короли правили планетой – голубой, как бирюза, красной, как рубин, и зеленой, как Изумрудный остров, породивший земных предков капитана Джона Макшарда, таких же крепких, таинственных и полных страсти к путешествиям, как этот пасынок меркурианских дебрей, в чьих жилах текла кровь Бриана Бору, Генри Тюдора и Чарлза Эдварда Стюарта. А кровь Морских Королей взывала к нему сквозь века и наполняла глубокой мудростью его марсианских предков. Эти давно умершие родственники воевали против норманнов и англосаксов, были рыцарями в армии Стюарта и маршалами в армии Наполеона. Они сражались за и против штандарта Рианнона, как в мужском, так и женском облике, выжили после сокрушительных магических ударов и вывели голодающие армии Барракеша на решающее сражение на полюсе Марса. Их рассказы, храбрость и безумная отвага перед лицом неминуемой смерти вошли в легенду...» Да и характеристики главного Героя хоть на цитаты растаскивай: «В обитаемой Вселенной вряд ли нашелся бы музей, где не выставлялись бы с гордостью находки капитана Джона Макшарда. Поговаривали, что некоторые расы, создавшие эти артефакты, еще не были полностью вымершими, пока их не отыскал капитан. Его боялись все враги – те, кто еще остался жив. И не было в системе женщины, знавшей капитана, которая не вспоминала бы о нем». Одним словом, рекомендую всем, кто не плюётся от старой доброй «марсианско-венерианской» фантастики, непобедимых благородных Героев и непременно прекрасных, таинственных женщин.
Pupsjara, 12 марта 2010 г.
Произведений Брэкетт про Марс я не читал, поэтому трудно сказать, удалось ли автору передать атмосферу и дух героев того мира. Но очень сильно сомневаюсь, что Брэкетт писала пародии, а вот у Муркока как раз и получилась пародия на раннюю классическую оперу, без улыбки на приключения главного героя трудно было смотреть. Но в целом рассказ довольно средний, только для любителей подобного жанра.
bvelvet, 31 марта 2012 г.
Прекрасный образец того, как из абсолютно идиотского сюжета (одинокий герой спасает красавицу из лап нелюдей) Мастер может сделать увлекательную и неглупую историю. Конечно, автор этот — Муркок, и обилие цитат из Ли Брэкетт вынуждает к соответствующему восприятию. Перед нами стилизация под космическую оперу, но стилизация, в которой есть немного здорового цинизма и постмодернистских игр. На фоне прочего в антологии вещь Муркока — действительно ВЕЩЬ!
Belial666, 28 января 2011 г.
Один из лучших рассказов Муркока!
Ли Брэкет-очень обрадовалась если бы прочитав его узнала что он посвящен ей:blush:
shickarev, 12 мая 2009 г.
Веселая пародия на космическую оперу. Лет так семьдесят назад приняли бы за чистую монету.
Nonconformist, 11 апреля 2008 г.
Не обязательно быть поклонником творчества Ли Брэкетт, чтобы по достоинству оценить рассказ, посвященный памяти писательницы. Прочитав ее биографию, я понял, что Муркоку удалась самостоятельная история и в тоже время наполненная множеством отсылок к героям и событиям книг Ли Брэкетт. Джон Макшард теперь для меня стоит в ряду сильнейших (как физически, так и морально) литературных героев вместе с Гулливером Фойлом Альфреда Бестера.