Стивен Кинг «Томминокеры»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Контакт
- Возраст читателя: Только для взрослых
Хронического алкоголика и талантливого писателя Гарденера посещает предчувствие. Он, уверенный в том, что его любимая женщина, Роберта Андерсон, в опасности, отправляется в городок Хэвен. Он выясняет, что Андерсон обнаружила на своем земельном участке некий металлический предмет, погребенный глубоко под землей. Но стоит ли извлекать его оттуда, где он пролежал не одно столетие? Гарденер осознает — если раскопки не остановятся, то под угрозу становится не только жизнь Роберты, но и существование Хэвена, а то и всей Земли...
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— условный цикл «Дерри»
Экранизации:
— «Томминокеры» / «The Tommyknockers» 1993, США, Новая Зеландия, реж: Джон Пауэр
- /языки:
- русский (20), болгарский (1)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- М. Волкова (14), Т. Дадьянова (14), М. Казанская (3), В. Манова (1), Ю. Моисеенко (3), Ф. Постовалов (14)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
baroni, 9 февраля 2009 г.
После того, как прочитываешь некоторое количество страниц «Томминокеров» возникает странное чувство «дежа вю»: этот кинговский роман начинает казаться большим и затянувшимся эпилогом к более ранним «Оно», «Необходимые вещи», «Противостояние». Действительно, экспозиция, заданная в романе, не выглядит оригинальной: провинциальный новоанглийский городок Хэйвен, затерявшийся в самой глубинке штата Мэн, надежно скрывающий свои тайны и всевозможные скелеты; подробные, тщательно проработанные истории жителей этого городка; наконец, странное излучение, накрывшее Хэйвен и превратившее его обитателей то ли в мутантов, то ли в своеобразных зомби... Однако прочитав примерно половину текста, вдруг понимаешь, что несмотря на внешнее сходство с более ранней кинговской прозой, «Томминокеры» представляют собой глубоко оригинальное произведение с самостоятельным и многозначным авторским мессиджем, специфически расставленными акцентами. Если рискнуть и провести аналогии между прозой Кинга и автопромом, то можно заметить, что автор использует для «сборки» своих романов-«машин» практически идентичные узлы и детали, получая на выходе с конвейера не клоны-штамповки, а штучный, оригинальный продукт.
Я как-то уже писал, что практически все романы С.Кинга содержат в себе скрытые отсылки к тем или иным цитатам из Св. Писания. Вслух эти библейские слова Кинг почти никогда не проговаривает — для прямолинейных отсылок «в лоб» он слишком умный и тонкий писатель. Если читать текст романа внимательно, то становится очевидным, что «Томминокеры» — это произведение, главным образом о том, что происходит с человеком и социумом в результате забвения едва ли не важнейшей библейской заповеди «... да не будет у тебя других богов...». Обнаруженное на садовом участке НЛО становится настоящим божеством для жителей Хэйвена. «Там живет Бог» — размышляет, стоя над полузакопанным в земле «объектом» один из персонажей романа. Впрочем, то, что «божеством» для хэйвенцев стало именно НЛО — дело лишь случая. «Объектом» может быть что угодно — например, прекрасная идея «научного прогресса», или «борьба за мир», или «защита прав животных»... «Объект» постепенно подчиняет себе людей (именно людей, остальные «небесные и земные» твари — птицы, животные — просто-напросто дохнут от его излучения) благодаря «превращениям» — он исцеляет болезни, разглаживает морщины, наделяет телепатическими способностями... Но за все чудеса придется платить, и сколь высокой может оказаться цена не знает пока никто. Что ж, «превращение требует большой лжи», — осознает еще одна героиня романа.
Разумеется, роман не только о сотворении ложных кумиров. Текст Кинга многозначен и глубок. «Томминокеры» — о тех немногих, кто может хоть как-то противостоять массовому психозу, лжи и истерии. Роман о том, что самое малое, казалось бы, безнадежное противостояние злу имеет свой смысл и вес. И кто знает, чья рука положит ту соломинку, которая если перефразировать известную восточную поговорку, «ломает спину томминокеру».
avsergeev71, 22 июня 2017 г.
... Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать,
стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку,
которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо,
и история эта тянулась и тянулась (совсем как эта фраза) ...
---
Шедевральный роман. Но очень уж затянутый.
И хотя краткость никогда не была сильной стороной Кинга, в этом романе он явно превзошел самого себя. По части затянутости повествования, пожалуй, только «Оно» и «Противостояние» могут составить достойную конкуренцию «Томминокерам». При чтении мне порой казалось, что сюжет не то что стоит на месте, а даже движется вспять. Некоторые места приходилось читать по диагонали — нервы просто не выдерживали. Ей-богу, сокращение объема не менее чем в два раза пошло бы этому произведению только на пользу. Без второй части можно было бы вообще обойтись, превратив ее в небольшую главу. После знакомства с творчеством Кинга я начал понимать переводчиков, которые безжалостно выбрасывают целые куски текста. В связи с изложенными обстоятельствами я бы искренне советовал приступать к чтению только в том случае, если у вас есть несколько свободных вечеров — оторваться будет трудно, а быстро «проглотить» не удастся.
Но, помимо затянутости, других минусов «Томминокеров» я, пожалуй, и не назову. По всем остальным параметрам (общая идея, сюжет, главные герои) роман идеально сбалансирован. Сложная паутина сюжета, заботливо сотканная автором и вызывающая оторопь у читателя своей необъятностью, в конце повествования аккуратно сходится в одну точку. Все развешенные на стенах ружья выстреливают, не дав ни одной осечки.
Что касается жанровой принадлежности романа, то я бы не назвал это хоррором в общепринятом смысле, хотя конечно отдельные элементы жанра здесь присутствуют. Как по мне, то это гораздо ближе к научной фантастике. Именно к научной. По крайней мере, ничего мистического я не узрел — все в пределах допустимого рациональным мышлением. Атеисты-дарвинисты будут довольны. А вот по части напряженности сюжетной линии я бы назвал это триллером. Остросюжетным фантастическим триллером. Особенно последняя часть выделяется в этом плане. А уж концовка — вообще на валидоле.
По части широты охвата темы это вообще — нечто. Грандиозность масштаба буквально подавляет. И это несмотря на то, что место действия практически ограничено захолустным американским городком. Из ближайших аналогов на ум приходит почему-то «Война и мир» Льва Николаевича. Как и произведение нашего уважаемого классика, «Томминокеры» — роман-эпопея, ни больше ни меньше. После прочтения некоторое время ловишь себя на мысли, что мыслишь масштабами вселенной (ну или галактики, как минимум). Прямо сердце болит. За все человечество.
Как уже было сказано выше, действие романа происходит в захолустном американском городке. Как, впрочем, в подавляющем большинстве произведений Кинга. Разве что подробностей жизни местных обитателей больше (хотя мне порой хотелось, чтобы их было значительно меньше). Каждый момент автор рассматривает чуть ли не под микроскопом. В этом плане роман — настоящая энциклопедия американского захолустья 80-х. Эти лавры с ним может разделить, пожалуй, только Кинговское же «Оно». В общем, всем, кто хочет понять загадочную американскую душу, «Томминокеры» однозначно рекомендуются к прочтению.
Несмотря на изложенные недостатки, «Томминокеры» — один из самых любимых моих романов. Его можно перечитывать бесконечно. Причем знание сюжета никак не влияет на восприятие. Просто есть такие книги, которые ты вроде бы знаешь чуть ли не наизусть, но каждый раз находишь в них что-то новое.
dimasg, 2 мая 2012 г.
Кто бы что там не говорил, роман прочитал быстро, без нервов. Было интересно читать на протяжение всей книги. Некоторые говорят, что она скучная, другие что из-за ее объема было сложно читать. Оно и понятно если больше 100 страниц прочитать сложно, то сразу ссылаются на не интересность сюжета. Нет чтобы признаться: «Много букаф не осилил»
Frost, 19 июня 2008 г.
Книга не скучная и пропускать ее не стоит.
Просто надо задуматся почему томминокеры так легко вселились в жителей города, не потому ли что мы хотим этого, мы все немного томминокеры. Томминокеры нашли слабость в каждом, сыграти на этом и получили что хотели, если бы не ... . В прочем каждый видит посвоему. Книги Кинга не про пришельцев из космоса, из глубин земли, и.т.д. они про нас, про ужасных существ копашащихся в темных закутках каждого из нас. В каждом живет томминокер, у каждого в водостоке есть ОНО, каждый хоть раз но прокатился на пуле. Просто
Вы либо незаметили этого либо закрыли глаза сказав «этого небыло», тогда мне Вас искренне жаль, Вас догонят лангольеры.:)))
Makisima Shogo, 29 марта 2023 г.
Это было легендарно. 10 из 10. Книга длинная. Ещё бы! Столько человек жило в провинциальном новоанглийском городке Хейвен в глуши штата Мэн, и смерть каждого из них можно круто описать. Да ещё добавить историю самого Хейвена. В книге всё намного жёстче, чем в фильме. Вот – книга, которой срочно необходима достойная переэкранизация. Писательница вестернов Бобби Андерсон гуляла со своим пёсиком по своему участку и перецепилась через выступавший из земли край чего-то металлического. Ну и начала копать. Поэт и хронический алкоголик Джим Гарденер, который чуть было не застрелил свою бывшую жену, тяпнул лишнего на очередных поэтических чтениях, начал всем рассказывать про опасность атомных электростанций. Вобщем вечеринка закончилась рукоприкладством. Потом Джим чувствует, что его подруга Бобби в большой опасности, и едет к ней. Вместе они продолжают раскопки. Пока они раскапывают гигантскую летающую тарелку, пролежавшую под землёй уже бог весть сколько милионов лет, жители Хейвена начинают меняться. Опасная находка заражает сам воздух. Лесные животные давно покинули это место или передохли, как передохли здесь птицы и даже мухи. Хейвенцы начинают мастерить вундервафли буквально из мусора, батареек, упаковок из-под яиц, ... и палок. Бобби модернизирует нагревательный бак и теперь тот шпарит кипятком, работая от нескольких батареек и небольшого зелёного солнца внутри, защищённого силовым полем; апгрейдит свою пишущую машинку и теперь та печатает очередной вестерн, принимая телепатический сигнал писательницы во время сна. Хилли Браун изобретает устройство, при помощи которого на своём втором выступлении в качестве величайшего фокусника отправляет своего младшего брата в другой конец Вселенной. Нэнси Восс изобретает машину, которая сортирует на почте письма – даже те, адрес на которых написан неправильно. Все в Хейвене мастерят что-нибудь эдакое: роботов-убийц, космобластеры, разлагающие жертву на атомы, летающий бесшумный бульдозер, прибор для открывания порталов. Потом все становятся телепатами. Бич Джерниган вдруг исцелился от рака лёгких. У людей, попадающих в зону влияния тарелки, выпадают зубы. У особо приближённых выпадают волосы, их кожа становится прозрачной.
Роман написан в 1987-м. Поэтому многочисленные отсылки на опасность АЭС, Чернобыль и симптомы, которые отчасти напоминают лучевую болезнь, присутствуют. Ещё есть отсылка на фильм “Сияние”, появляется мальчик из “Талисмана” и Пенивайз из “Оно” (хоть и в виде галлюцинации), упоминается Джон Смит из “Мёртвой зоны”, ну и сам “чудик из Бангора, чьи книжки так и кишат вымышленной нечистью и режут взгляд грязной бранью”. Сверхъестественное не сваливается на хейвенцев сразу, оно приходит постепенно, заставляет сомневаться. “Может просто показалось?” – “Надо просто прилечь отдохнуть”. И это прекрасно. Каждый раз автор подкидывает что-то новенькое, обещающее, что полностью оправдывает длину книги. Нет ни проваленных сюжетных ходов, ни лишних отступлений. А ещё здесь вполне убедительный финал, чего не скажешь о том же романе “Под куполом”. Томминокеры по-настоящему пугают. Эти томасы эдисоны глубокого космоса, использующие других живых существ в качестве батареек для своего корабля и мастерящие свои супергаджеты без какого-либо понимания их принципов работы или этической составляющей. И плевать, что концепция человеческой батарейки, которую потом ещё в “Матрице” использовали, не выдерживает никакой научной критики. Но знаете, что было бы круто? Если бы внутри летающей тарелки Бобби и Гард нашли ещё более древний корабль, который пришельцы из тарелки подобрали где-то на задворках Вселенной и сами стали его жертвами, как теперь ими стали хейвенцы, в результате чего посходили с ума и врезались в доисторическую Землю. ВОТЭТОПОВОРОТ! Интеллектуалы, вроде меня, найдут этот роман крайне актуальным. Ведь он не столько про сотворение ложных кумиров, сколько о тех немногих счастливчиках, которые могут противостоять массовому психозу, лжи и истерии (и пропаганде). А героем может вдруг оказаться обычный пьяница и забулдыга.
Max Plissken, 14 мая 2011 г.
Самый любимый роман Стивена Кинга. Именно здесь все его любимые приемы и персонажи получили полноценное развитие и, благодаря не такой уж насыщенной событиями истории, что называется, развернулись. Джим Гарднер у меня самый любимый из Кинговских персонажей-писателей-хроников. Истории жителей города все пробирают и запоминаются. Конечно если настраиваться на приключения с инопланетянами — может быть скучновато. Но книга захватывает неспешным гнетущим мороком, атмосферой обволакивающего кошмара и абсолютной беспросветностью. А главное:
В итоге считаю «Томминокеров» если не лучшим романом, то в тройке определенно :smile:
wertuoz, 31 мая 2011 г.
Кинг много говорил об этой книге, о её многочисленной критике..но я вам скажу одно, нигде я не читал об инопланетянах, представленных в жанре — ужасы, с таким интересом..да, возможно, где-то сюжет прыгает и вихляет задом, но только для того, чтобы обрисовать читателю это гнетущее состояние предстоящих событий, эту кардинальную смену(ломку) характеров героев.. и это ГЕНИАЛЬНО!
Tatyana23, 29 ноября 2009 г.
Мне книга очень понравилась, пока это лучшее, что я читала у С.Кинга. Тема внеземного разума меня очень завораживаети интригует. Понравилось то, что в данном произведении много сюжетных линий, показаны разные судьбы. Правда все герои со своими тараканами и недостатками, но таков стиль автора. Много загадок и тайн, хочется поскорее узнать, что находится в сарае и на корабле... В общем впечатления от книги самые лучшие:smile:
Пьюрик, 18 декабря 2007 г.
Что мне понравилось , так сами идеи — которые переплетаются в книге, что в свою очередь состоит из несколькиз рассказов, объединённых одной темой, происходящих в одном месте, очень интересны, увлекательны и активируют кожные мырашки.
Не понравилось лишь то, что она и правду затянута, много есть «как бы» лишнего, возможно, всем этим можно было бы ограничестся....
Вцелом роман всё же неплохой, и концовка великолепная....
И кроме всего прочего, как у Кинга заведённо — под общей картинкой скрывается маленькая, но слишком глобальная проблема, затрагивая им — так вот здесь, как мне думается, затронута проблема Атома, т.е развития Атомной энергетики, и возможности применения её человеком...(не знаю, всё как это соряженно с текстом — везде радиация — все становятся от неё сверхчеловеками, да и герой в большущем отступлении размышляет по поводу этой же проблемы)
Fekla, 5 июня 2008 г.
Кому то кажется слабой книгой, и в то же время они в восторге от «Оно», а мне кажется самое то для Кинга.:glasses:
Heleny, 11 июня 2007 г.
Томминокеры — вещь конечно неоднозначная. в ней нет масштаба Темной башни, ужаса ОНО, или силы безумия Сияния. тем не менее, она займет достойное место на вашей книжной полке с другими творениями Кинга. потому что, если к вам постучаться томминокеры, вы не сможете устоять, вы им откроете. и помните, на прогулке в лесу, смотрите внимательно под ноги, и не надо проводить фокусы со своим младшим братом...
kira_a@list.ru, 1 июня 2007 г.
Да, книга мрачная. Но, как мне кажется, это книга о победе человеческого духа.
DIvan, 21 февраля 2007 г.
Есть время пить, есть время завязывать... за образ писателя в романе 10 баллов.
Romax_FC, 31 августа 2007 г.
Классная книга! Чем-то мне напомнила X-files по своему духу и атмосфере.