Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Городское фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
О этот дивный мир Бас-Лаг! Чего кого здесь только нет! Маги усиливают мощности паровых и динамо машин, влюблённые садомазохисты правят плавучим городом, крылатые и ползающие создания делят с людьми общее пространство, начиная от плодородных полей, заканчивая койками в дешёвых борделях. Добро и зло растворились в пёстрой межрасовой толпе, которая создаёт всевозможными конечностями коктейль из всех чувств и эмоций, которые им доступны. Религия и политика, трущобы и особняки, энтузиазм и отчаянье, порядок и хаос, и многое другое в самых необычных формах!
И это лишь малая часть того, что ждёт вас при знакомстве с этой прекрасной и уродливой Вселенной.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (16), английский (10), немецкий (1), французский (7), чешский (5), украинский (2), польский (3), болгарский (2)
- /тип:
- книги (44), аудиокниги (2)
- /перевод:
- О. Акимова (6), Е. Баухе-Эпперс (1), Д. Беззадина (2), Т. Беронь (2), Н. Екимова (4), М. Жачек (5), Г. Корчагин (6), Г. Крылов (4), Н. Маслова (1), Н. Меж (7), А. Павлов (2), Н. Слипенко (1), М. Шиманьский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nattsorg, 25 марта 2021 г.
Да уж, насколько же негостеприимным был мир Бас-Лага поначалу и как же тяжело покидать его сейчас. Как же органично Мьевиль объединил гротескную реальность необъятных просторов и множество совершенно безумных (по внешнему виду и образу жизни) рас в одно единое целое. Да, это смог бы сделать только ярый коммунист. Да, в этих словах, конечно, сквозит ирония, но это ирония чистого восхищения трудом, который проделал автор.
Неуютный «Вокзал потерянных снов» робко и постепенно знакомил нас с суровыми социальными реалиями жизни Нью-Кробюзона, но все же он был больше развлекательным и головокружительным вирдом. «Шрам» же подобен мотиву вечного субъективного поиска, непрестанного движения вперед и вперед, как и титаническая поступь локомотива «Железного Совета», наиболее полно раскрывшего политические взгляды автора, а также объединившего разнообразие мира второго романа цикла и динамизм первого.
Хочется отметить, что в идеях Чайны, кроме «обрюзгшей и жирной морды» пожирающего самого себя капитализма в образе Нью-Кробюзона никак не можно не заметить откровенный антиглобализм автора, который с омерзением осуждает захватнические аппетиты города-государства, уничтожающего все на своем пути, подобно современным вездесущим корпорациям, стирающим традиции, народы, культурную память…
Подытожив прочитанное, могу смело утверждать, что Мьевиль вывел new weird на новый уровень, вскрывающий извечную проблематику социально-философской фантастики, но не забыл смешать свой диковинный коктейль из хоррора, фэнтези и других жанров.
Angvat, 21 мая 2017 г.
Чайна мне в этом цикле напоминает голодающего подростка, которого запустили в огромный продуктовый магазин и сказали « бери что хочешь». А он и давай грести все с полок подряд. В корзинку у нас угодили фэнтези, стимпанк, социальная фантастика и много чего ещё. Придя домой Чайна стал метать множество ингредиентов в кастрюлю: водяных, вампиров, разумных кактусов, мутантов, роботов, голосов, жукоголовых женщин, плавучий город, город-поезд, упавший космический корабль... И приправил все это рваным действием, левыми политическими идеями, половыми извращениями, странными персонажами...
И на выходе у нас вышло варево. Очень странное варёво. Потому что Чайна забыл его толком размешать и довести до нужной кондиции. Некоторые ингредиенты вполне съедобны, от других воротит, третьи вкинуты просто до кучи. Вот к примеру кулинар вкинул в этот котёл демонов, одну щепотку. Они никак толком не прописаны, не влияют ни на мир, ни тем паче на сюжет любой из трёх книг. Чайна их бросил в общий котёл, а потом попросту о них забыл. Они здесь не нужны совсем, без этого элемента блюда можно было обойтись вовсе.
Является ли конечный результатом некой неопытностью Чайны или того, что он слишком распустил свою фантазию, потом не зная как и куда развивать, судить сложно. Слишком забористые тараканы обитают в его голове. Возможно, всего понемногу.
Так или иначе, в итоге мы имеем что-то вроде мясной солянки, ростбифа с пюре и компота с булочками, приготовленных и перемешанных в одной кастрюле. Запускать туда свою ложку, отведывать ли сей кулинарный шедевр — каждый пусть решает сам. Но если осмелитесь, будьте готовы, что сразу же после вкусного кусочка вам на зуб может угодить что-то маложующееся и плохо сочетающееся с другими ингредиентами. Также после блюда может остаться некое послевкусие, будто бы повар мог приготовить лучше и больше, но не смог или не захотел.
Molekulo, 11 мая 2016 г.
Вряд ли можно представить себе мир, более странный, чем мир «Нью-Кробюзона». Фэнтези — не фэнтези, стимпанк — не стимпанк, а эдакое совершенно безумное смешение жанров и стилей. Впрочем, изнутри мир выглядит тоже весьма своеобразно.
Начинается наше знакомство в «Вокзале потерянных снов», где мы впервые видим водяных, людей-кактусов, людей-птиц, людей, переделанных на специальных фабриках, и женщин с жуками вместо головы.
«Шрам» — однозначно лучшее произведение цикла. Отличный сюжет, грандиозные интриги, колоритные персонажи, интересная главная героиня, в чью роль вживаешься с самого начала книги. Действие происходит за многие тысячи миль от Нью-Кробюзона и, видимо, поэтому автор продолжает лихо добавлять новые виды: появляются люди-комары, вампиры, мертвые и немертвые, струподелы, а также Утер Доул, который один стоит их всех.
В «Железном Совете» в мир очередной раз добавляется что-то новое: на этот раз целое государство, с которым многострадальный Нью-Кробюзон ведет кровопролитную войну. Здесь чуть больше магии (големы, элементали) и социального подтекста, чем в предыдущих произведениях, и, пожалуй, самая неоднозначная концовка.
Если оценивать весь цикл, то стоит отметить: во-первых, неординарность, ибо второго такого мира нет, во-вторых, внимание к деталям и мелочам (все, что случилось в первой книге влияет на дальнейший ход событий, а описания живых существ хороши при всей их невозможности), а в-третьих, интересные сюжеты. А самым главным минусом я бы назвал обилие грязи и гнили: тут одинаково тошнотворны описания городских трущоб, канализации, тюрьмы, моря (!), отношений и всего мира в целом. Также несколько раздражает «кавалерия из-за холмов» , т.е. ситуация, когда от неминуемой гибели героев спасают невесть откуда взявшиеся силы (применяется многократно на протяжении цикла). И напоследок роялями в кустах выглядит появление новых видов, существ, опасностей, когда мы узнаем о них чересчур внезапно (ну ладно, читателям-то мир не родной, они могли этого не знать, но герои в этом мире с рождения, но им, видимо, по сюжету тоже до определенного момента некоторые вещи знать не положено).
В целом вышел ни на что не похожий мир, грязный, противный, но местами интересный, а местами пугающий. Читать интересно, но не сказал бы, что очень приятно.
dimon1979, 8 мая 2017 г.
Цикл британского фантаста Чайны Мьевиля «Нью-Кробюзон» выглядит чем-то нереальным и малопонятным. Назвать это просто литературой нельзя, эта серия книг достаточно легко выходит за рамки всех жанров, создает особое направление, смешанное с живописью и поэзией.
Конечно, назвать чтение данных произведений отдыхом, наверное, нельзя. Слишком неоднозначная фантазия у автора, слишком непрезентабельные темы он выбирает для собственных историй. В книгах Мьевиля много грязи, причем, самой мерзкой и тошнотворной. Сексуальные отношения построены по невообразимым для понимания меркам. В одной из книг главный герой вполне комфортно живет полноценной половой жизнью с женщиной с головой жука. Если вы думаете, что автор обойдется без подробностей, то вы ошибаетесь, все будет довольно подробно описано. Не станут исключением и другие персонажи, которые живут с мужчинами, с переделанными монстрами, мало имеющими общего с людьми в обычном понимании. Вообще, тема гомосексуальности поднимается довольно часто и вполне вписывается в авторский мир, так как здесь найдется место самому уродливому проявлению человеческой низости.
Я уверен, что создать подобные произведения нельзя без употребления каких-то препаратов изменяющих реальность и сознание. Не знаю чем автор подпитывает свою «музу», но это явно что-то тяжелое. Вообще, придумать подобный мир и населить его огромным количеством самых невообразимых существ, это уже маленький подвиг. Такое ощущение, что писатель с кем-то поспорил, что он создаст максимально возможное количество рас и народов, различных чудовищ и монстров, иногда имеющих искусственное происхождение. Для этого созданы целые фабрики, которые изменяют внешний облик преступников, делая из них смесь человека и машины, человека и животного, насекомого, то есть, нет пределов в изменении и вполне возможен облик из самых немыслимых кошмаров. Человеческая натура всегда была кладезью по созданию самых мерзких вещей, имеющих под собой мало похожего на общепринятые нормы, но в этом цикле Мьевиль вышел совсем на новый уровень. Забудьте, что вы знали о «плохой» стороне человека, в этом мире все в тысячу раз хуже и вы вряд ли можете понять насколько, не прочитав данную серию книг.
Цикл состоит из трех книг, которые абсолютно никак не связаны между собой. Единственное, что необходимо иметь ввиду перед чтением этой серии, что не все книги одинаковы по качеству. На мой взгляд, самым ярким и более-менее адекватным можно назвать «Шрам». Именно это произведение может легко втянуть вас в миры Мьевиля и если понравится, тогда можно смело читать серию дальше. Нельзя сказать, что я стал фанатом автора, но несомненно одно, что ничего подобного ни у кого больше не встречал.
Серия в обязательном порядке должна быть помечена «18+«, потому что здесь есть масса подробностей, которые даже взрослого человека могут неприятно удивить и вызвать самые противоречивые ощущения.
Я не буду ничего писать о сюжете, потому что это бессмысленно. Автор не ставит перед собой задачи рассказать какую-то одну историю, все его книги описывают самые разные ситуации из его мира, в которых участвуют сотни персонажей, меняющиеся с быстротой калейдоскопа. Однозначно, это обязательное чтение для всех поклонников фантастики, особенно для любителей необычных миров, уж этого в книгах Чайны Мьевиля вы найдете в достатке и вряд ли встретите где-то еще.
eldozavr, 3 апреля 2019 г.
Цикл романов современного британского автора в жанре фэнтези-стимпанка является мощнейшим противоядием против жанра эскапистского фэнтези с его ненавистью к индустриальному обществу и любовью к «старым добрым временам». Ничем не сдерживаемая фантазия автора в выдумывании новых и новых чудес магии и альтернативной технологии, невероятных живых существ и сущностей, чья природа так и остается загадкой, сочетается с трезвым и беспощадным социальным анализом противоречий капиталистического города. Нью-Кробюзон, город, в котором борются за существование люди и водяные, разумные кактусы и насекомоголовые женщины, раздираем социальными противоречиями, город, который разъедают социальные противоречия и гнетет неумолимая логика капитала, выглядит гораздо более реальным, чем многие менее «экзотические» миры. Никакая магия не способна опрокинуть законы исторического материализма — поэтому вас ждет кровавая подпольная борьба, дикая и бессмысленная империалистическая бойня, революция и … впрочем, книги Мьевиля не нуждаются в спойлерах, они нуждаются в прочтении.
Black ermine, 28 октября 2013 г.
Этот цикл определенно стоит почитать любителям утонченно-уродливой стилистики и воспаленного (в хорошем смысле) воображения. Также следует помнить, что форма в этом цикле важнее содержания и не стоит пенять автору за то, что сюжет часто теряется в описаниях реалий Бас-Лага и лирических отступлениях.
Лично я поставил всему циклу 10 баллов, так как мастерство автора несомненно и нельзя не отдать ему должное. Субъективно я бы поставил 8.
Что в цикле есть:
— Подробное, детальное и скрупулезное описание мира;
— Необычные существа (тоже описанные весьма подробно);
— Переживания героев, психологизм;
— Дотшоное описание социальных проблем Нью-Кробюзона и не только (особенно в «Железном Совете»).
— Мрак и макабр;
— Стимпанк.
Чего нет:
— Четкого и ясного сюжета. Самым последовательным и связным из трех романов является «Шрам». «Вокзал потерянных снов» и «Железный совет» гораздо более расплывчаты и их основные сюжетные линии могли бы уместиться примерно во втрое меньший объем;
— Битвы Добра со Злом;
— Радости жизни;
На мой взгляд, мир, придуманный Мьевилем, еще не реализовал свой потенциал даже наполовину. Воображение автора настолько богато, что многие интересные и свежие идеи очерчены лишь широкими взмахами руки и хотелось бы узнать о них больше.
Любить этот цикл или не любить — личное дело каждого, разумеется. Но вот прочитать (или хотя бы попробовать) надо обязательно.
Небольшой совет: если вы взялись за «Вокзал потерянных снов» и он вам НЕ понравился настолько, что вы решили бросить чтение, попробуйте почитать «Шрам».
Он выгодно отличается от первой книги внятным сюжетом и вместе с тем почти с ней не связан, так что непонятных моментов не будет.
Тимолеонт, 9 мая 2018 г.
Ох уж этот таинственный, завораживающий и по-хорошему странный Бас-Лаг... Я даже не могу сходу вспомнить, в какой художественной вселенной я ещё встречал такое оригинальное многообразие всего и вся. Иные расы и виды у Мьевиля действительно ДРУГИЕ — автор изящно и умело, со знанием реальной земной культуры и традиций, подчёркивает пропасть между самыми разными людьми, видами и цивилизациями. Какты, гаруды, струподелы, всякие водные жители, мотыльки, переделанные и огромное множество других — и тем не менее, они, пусть и не все, умудряются сосуществовать. Иногда даже в пределах одного города. Местный мегаполис Нью-Кробюзон — это воплощение огромного, богатого и развитого (пусть и не для всех его жителей), циничного и хищного города, который жадно поедает ресурсы, культуры и людей. Это и реальные Лондон, Париж и Нью-Йорк, это и вымышленные Анк-Морпорк, Дануол и Готэм. Это квинтэссенция Города.
Этот мир со своей технологией и магией настолько странный, что иногда сложно поверить в даже литературную «реальность». На моменте, где упоминается «зубная бомба» я подумал, что всё действие всех трёх книг — это чей-то кошмарный сон. После пришёл к мысли, что в древности в Бас-Лаге здорово порезвились некие биомаги, которые только и могли обеспечить такие причуды эволюции, с её хепри, кактами, людьми-комарами и прочими.
Весь цикл, прежде всего, об обществах. О Нью-Кробюзоне, об Армаде, о Железном Совете. Все они одновременно и похожи, и бесконечно различны.
В любом случае это один из самых интересных и оригинальных фантастических миров, который лично для меня уже вошёл в число лучших.
drenay, 24 августа 2012 г.
Считаю,что есть писатели,которые родились или не в свое время или являются людьми не с нашей планеты.К таким писателям я отношу Рэя Бредбери,который писал уникальные вещи,снискал мировую славу у читателей во всем мире,но получивший всего несколько индивидуальных наград.К таким писателям отношу и Чайну Мьевиля,слава богу с премиями все в порядке.Каким же воображением надо обладать,чтобы писать такое...
«Нью-Кробюзон» считаю самым шокирующим и самым революционным циклом за всю историю фэнтези.Читал только романы «Вокзал потерянных снов» и «Шрам«и скажу,что в мировой литературе точно нет чего-то схожего на этот мир.
Оба романа читаются как отдельные произведения,одно их связывает-это уродливый и завораживающий мир Нью-Кробюзона.
В «Вокзале потерянных снов» мы увидим противостояние этого мира или вернее кучки разных существ(человека -ученого Айзека Гримнебулина,его «любимую«жукоподобную Лин,безкрылого гаруду Ягарека и других) с исчадиями «ада» мотыльками,которые сеют панику и доводят до сумасшествия весь город.
Персонажи-это вообще козырь Мьевиля.Где еще мы встретим людей-кактусов,водянных,жукоголовых и самого колоритного персонажа Ткача-самого могучего и страшного существа во вселенной,который следит за равновесием сил в разных измерениях.Без помощи этого харизматичного героя,врядли наши положительные персонажи(и слово не поварачивается их назвать таковыми,потому что в этом мире есть зло и еще большее зло) справились бы с мотыльками.
Удержал планку качества автор и в романе «Шрам».Скажу больше этот роман мне понравился даже больше «ВПС»,хотя куда уж больше.Что понравилось,это то,что Мьевиль не стал придумывать очередную историю в городе Нью-Кробюзон,а выходит за его рамки.В этом романе мы увидим совершенно другой мир,мир Армады-пиратского города куда после захвата пиратов попадает основная героиня Беллис Хладовин.Основная сюжетная линия здесь закручивается вокруг основной тройки-это Уолтер Доул-сверхчеловек(как персонаж из комикса прям)и жестокими и загадочными Любовниками....В очередной раз мы увидим новых персонажей придуманных беззудержной фантазией Чайны Мьевиля.Это-струподелы,жукоголовые хепри,люди-комары и другие.
Что можно сказать:читатель, «Нью-Кробюзон«это уродливый и завораживающий мир, стоит только в него попасть и ты пропал растворившись в нем!
k2007, 21 июня 2016 г.
Автору удалось создать один из тех городов, в которых совершенно не хочется жить, но которые тем не менее крепко западают в память читателя. Нью-Кробюзон — это отличный сплав воображения и умения это воображение передать через книгу. У автора очень хорошо получилось погрузить читателя в этот сумасшедший город, город безумных магов, нечеловеческих существ, живущих рядом с людьми, тайных организаций, ночных монстров.
Под стать этому городу и герои книг — такие же странные и безумные.
В целом, трилогия крепко западает в память, особенно первый роман
zafar, 19 июня 2016 г.
Мне Мьельвиль пошел не сразу «Железный совет» после прочтения десятка страниц был отложен,как сложносочиненный бред но......по прошествии какого то времени я снова попытался его прочитать и все запал видимо в первый раз звезды как-то не так стояли.
Прекрасный и суровый огромный город,отсутствие попыток нравоучений и морализаторства. Это полноценный мир полностью созданный автором,за что ему большое человеческое спасибо мир ни на что не похож и это замечательно,герои выписаны тщательно и главное читается легко и не принужденно спасибо переводчикам я представляю как им было сложно адаптировать весь этот поток сознания к «великому и могучему»
Если выйдет что еще буду читать обязательно так как здесь уже это говорили ,поввторюсь от романа к роману Мьельвиль все лучше и лучше
Yazewa, 8 июня 2012 г.
Безумный мрачный уродливый мир... что ж, фантазии автора можно позавидовать, но настоящего удовольствия от чтения не получилось. Здесь и не особый восторг от стиля (неровный, с неоправданными длиннотами), и отсутствие позитивно воспринимаемых персонажей, и малоинтересные революционные события в «Железном Совете»... Порой казалось, что живописание крови, грязи, уродств и смертей смакуется, становится целью, — это скучно и досадно.
В целом — да, мир запоминающийся, манера автора оригинальна и узнаваема, работа ярко индивидуальна. Но это не мой автор, и как в случае с «Бойцовым клубом» напишу, что, возможно, это и культовая работа, но это — не мой культ.
Vlad Tot, 13 июля 2010 г.
Прочитал «Вокзал» и «Шрам». Это шедевры. Всё логично, прекрасно оформлено, все персонажи более чем убедительны, уникальный, не пафосный мир.
100 баллов из 10.
Сказочник, 27 января 2012 г.
Самый странный и один из самых противоречивых миров из всех, с которыми сталкивался на страницах книг... После прочтения цикла о Нью-Кробюзоне понял, что Чайна Мьевиль — мой самый любимый писатель. Мрачное порождение разума автора, этакая темная сторона Лондона, где есть герои и подонки... и герои-подонки... Где из тебя могут сделать что угодно, и не только фигурально... Прекрасная мозаика из наших кошмаров и мечтаний, фантастичнее вымысла...
razrub, 30 августа 2009 г.
Странный и завораживающий мир Нью-Кробюзона... Совсем не тот мир, в котором хочется жить... Мир, рожденный безудержной фантазией Ч.Мьевиля... Или мир, подсмотренный Мьевилем, величайшим писателем-визионером современности? После Ф.Дика так не писал никто! Впрочем, рассказывать об этом бесполезно, это нужно просто прочесть. С нетерпением ожидаю перевода следующих романов. При всей моей нелюбви к циклам и сериалам. Хотя, эти романы вполне цельны, лишь связаны общим местом действия.
oman, 29 июля 2008 г.
Это наверное будет единственный цикл произведении которому я поставлю 10 баллов, хотя ни одной книге из него не могу этого сделать. Почему? Да наверное потому что разнообразных вкусных безумных сюрреалистических идей в книгах заложено больше чем где не было ( и только за это хочется поставить 12 баллов при 10 возожных=) ) но вот реализация... нет, она хороша, но почему-то у меня создавалось впечатление что до максимальной оценки она не дотягивает.
PS: жду Iron Council. Потому что прогресс автора именно в реализации идей от Крысиного короля до Шрама расстет.
PPS: Да и вообще — жду от Мьевила новых книг, т.к. никак не хочется расстоваться с его «картинами».