Джин Вулф «УЖОСы войны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Война, джунгли. УЖОСы-андроиды с нержавеющими костями защищают свою территорию от врага. Под маской УЖОСа 2010 скрывается репортер, который делает незаметно репортажи. В этот раз УЖОСАм пришлось несладко, на них напала целая дивизия врага и шансов на выживание почти нет.
Входит в:
— антологию «Nova 1», 1970 г.
— антологию «A Pocketful of Stars», 1971 г.
— антологию «Combat SF», 1975 г.
— сборник «Plan[e]t Engineering», 1984 г.
— антологию «Super-Tanks», 1987 г.
— сборник «Endangered Species», 1989 г.
— антологию «Багряная игра», 1994 г.
— антологию «Citizens», 2010 г.
— антологию «The Mammoth Book of SF Wars», 2012 г.
- /языки:
- русский (2), английский (11)
- /тип:
- книги (12), самиздат (1)
- /перевод:
- П. Вязников (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 22 сентября 2012 г.
Когда читаешь учебник истории, то невольно приходишь к мысли, что в жизни человечества война занимает чуть ли не главное место. Войны захватнические, освободительные, революционные... Даже наши с Вами любимые жанры — фантастика и фэнтези — по большей части рассказывают истории о малых и больших войнах.
«УЖОСы войны» — редкая в фантастике вещь, Антивоенная. Жестокий рассказ о подразделении, оказавшемся в окружении без всякой надежды на помощь. Недаром не указано ни место, ни время действия: такая история происходила тысячу раз в нашей истории. И к сожалению, происходит где-то сегодня, и будет происходить в будущем.
Фантастичного в ней только одно: вместо людей сражаются специально созданные андроиды, которые сильнее, быстрее, выносливей обычного человека. «Пушечное мясо», безликие номера в инвентарной книге, призванные умереть за чужие цели, но которым создатели с изощренной жестокостью сохранили желание жить, чувство товарищества, привязанности, способность думать и чувствовать. Но, позвольте, какая тут фантастика: тысячи подобных солдат по всему миру находят смерть на полях сражений прямо сейчас.
Вулф рассказывает эту историю жестко и беспощадно, сдирая всю романтическую и патриотическую шелуху с самого понятия «война». Это рассказ об УЖАСах войны: погибающие в грязи перепаханных снарядами джунглей андроиды, преданные своими командирами-людьми, последние часы жизни солдат, когда ничего не осталось, кроме возможности умереть достойно. Жестокость и смерть- вот, что такое война.
Жуткая, не оставляющая равнодушным вещь. С фирменным вулфовским приемом, когда загадка, кем же был в действительности 2910 — человеком или андроидом, так и остается не разгаданной. Хотя, какая разница. Он был более Человек, чем все люди в рассказе: верным своим товарищам до самого конца, готовый ради них на смерть.
Наверное, самым лучшим завершением отзыва на этот рассказ будет вот это высказывание Анри Барбюса:«Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений».
vam-1970, 3 февраля 2022 г.
Жестокий сюжет, но что вы хотели от войны? И реальный — пушечное мясо во всей своей чудовищности, только здесь в основном андроиды им являются. Бессмысленная гибель во имя неизвестно чего. В это время шла война США во Вьетнаме ( закончилась в 1975 году) — учитывая наличие джунглей в описании, то автор выразил своё отношение к таким идеологическим войнам. Сильная вещь!
Kulpeo, 3 декабря 2011 г.
Этот рассказ о понимании и помощи, как ни странно это прозвучит... Для того, чтобы дать последний шанс даже не на жизнь, а на достойную смерть УЖОСам
А еще это гимн человеку.
Один из лучших рассказов Вулфа, ИМХО.
batguguy, 10 апреля 2011 г.
Блестяще! Произведение с большой внутренней энергией. И с правильным финалом.
aznats, 29 апреля 2008 г.
Летящий язык, мягко вспыхивающие образы, безупречная композиция, очень точно выдержанный ритм – для любого рассказа это уже очень много. Но вот у Вулфа это далеко не все.
Удивительно, но давно навязшие на зубах штампы – воины-андроиды (УЖОСы), расположенные в стандартной обстановке (война в джунглях), плюс поднадоевшая уже проблема «естественный/искусственный интеллект» должны бы были сделать рассказ, написанный почти сорок лет назад этаким реликтом, уважаемым, но давно потерявшим свою новизну и актуальность. А вышло почему-то совсем не так.
В чем секрет Мастерства понять невозможно. Но у Вулфа все вышеназванное выглядит только-что-рожденным, свежим и ясным – как будто очистили стекло от застарелой мути. И невозможно не сопереживать героям, и странно удивляться самому себе – как давно известное может вызвать такую чистоту ощущений, такую пронзительность видения , такое желание найти новые ответы на старые вопросы…
god54, 13 марта 2010 г.
Удивтельно оригинальное и необычное произведение. Взять обычные идеи (андроиды) и сюжеты (антивоенное направление) не один раз обыгранные в литературе и создать абсолютно новое произведение. Мне кажется, что это заключается в человечности передачи событий. Здесь отсутствует обязательное описание устройства роботов, особенностей войны, быта и т.п. Весь рассказ, как одна эмоция человека-войны. И самое главное, автор так и не дает читателю возможность разгадать загадку, поставленную в рассказе. Вот это всё вместе и делает рассказ таким привлекательным.
mtvietnam, 21 мая 2023 г.
Данный рассказ можно описать как «Бегущий по лезвию» (фильм вышел в 1982 г. — не удивлюсь, если кто-то из его авторов когда-то прочёл «УЖОСов» — настолько они близки тематически) в декорациях «Взвода». Соединённые Штаты ведут войну где-то в джунглях с неким неизвестным Врагом. Всё, казалось бы, как обычно, но есть одна особенность: со стороны Штатов сражаются репликанты-УЖОСы — выращенные в лабораториях человекоподобные генетически модифицированные бойцы. Один из этих УЖОСов — военкор, освещающий события для общественности дома.
Это также один из ранних рассказов Джина Вулфа, однако в нём уже появляются особенности и темы, характерные для всего его творчества:
• игра слов в названии (переданная в переводе, что редкость)
• финальный твист, когда читатель не может быть до конца уверен, что же, чёрт побери, тут на самом деле произошло
• неопределённость, которую испытывает читатель, пытаясь истолковать только что прочитанную историю (поскольку в тексте есть доказательства в пользу как одной точки зрения, так и противоположной)
• христианские отсылки
• символизм имён
• хорошую прозу можно не упоминать, поскольку у Вулфа она присутствует по умолчанию (в разных историях выполняет разную функцию, меняясь в соответствии с задачей)
Нехарактерна для Вулфа поднимаемая здесь тема войны: несмотря на собственный боевой опыт, он, тем не менее, нечасто обращался к нему (если не считать этого и пары других рассказов, навскидку можно припомнить краткое пребывание Северьяна в армии в «Цитадели Автарка» и боевые действия, служащие далёким фоном в «Домашнем очаге»).
Интересно, что Вулф предсказал появление:
• прикомандированных журналистов (embedded journalists)
• дронов
• боевых роботов (это, строго говоря, для нас ещё впереди, хотя они уже беспроводные)
• генетические манипуляции (это тоже уже не за горами)
О переводе: Павел Вязников хорошо поработал над этим рассказом, а за название вообще достоин отдельной похвалы. С другой стороны, при близком сравнении видны чрезмерные вольности. Некоторые решения (в частности, связанные с игрой слов) довольно удачны, однако порой переводчик играет в Капитана Очевидность, дополняя авторский текст отсебятиной (либо разжёвывая то, что не требуется, либо предлагая читателю свою интерпретацию текста и отсекая прочие варианты). У других авторов, возможно, этот подход был бы уместен, у Вулфа же — не очень. Хватает также мелких неточностей, но принципиальных ошибок всего несколько (к примеру, переводчик почему-то считает УЖОСов некими чудовищами Франкенштейна, называя их нежитью, в другом месте говорит, что протагонист держался особняком). Поэтому, как и с «Подменышем», порекомендую прочесть его в новой редакции.
О названии: помимо очевидной игры слов, это ещё и отсылка к серии гравюр Гойи «Бедствия войны» (Los Desastres de la Guerra), также известных именно как «Ужасы войны».
Pupsjara, 28 апреля 2009 г.
Сильный рассказ, написанный под впечатлением от войны во Вьетнаме. Автор не только задается вопросом, что же делают в стране, очень напоминающей Вьетнам, эти солдаты, не только рассказывает об ужасах войны глазами одного из УЖОСОв, но и поднимает тему человечности андроидов, понять, кто же такой на самом деле 2010, невозможно до самого конца рассказа, да и там автор оставляет пространство для собственной читательской трактовки произошедшего.
Yazewa, 21 мая 2014 г.
Здесь суть не в том, кто с кем и почему воюет (что стало бы, наверняка, основной темой для любого автора), а именно в содержании, изнанке войны. И вроде уж не нов прием, когда