fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Пропасть искупления»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
515
Моя оценка:
-

подробнее

Пропасть искупления

Absolution Gap

Роман, год; цикл «Пространство Откровения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Если во Вселенной появляется новая форма жизни и достигает определенного порога разумности, с ней беспощадно расправляются ингибиторы, древние чистильщики космоса. Сейчас под их ударом оказалось человечество.

Спасаясь от армады машин-убийц, тысячи беженцев, возглавляемые ветераном многих войн Клавэйном, основали колонию на планете-океане, которой дали имя Арарат. Но гибель подступила и сюда. И когда уже казалось, что все кончено, ангелом мщения с небес спустилась нежданная гостья — чтобы предать мученической смерти своего обидчика и подарить остальным призрачный шанс.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2004 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика в двух томах (Великобритания)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2016 // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Пропасть искупления
2015 г.
Ковчег спасения. Пропасть искупления
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Пропасть Искупления
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Absolution Gap
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня для вас две новости. Традиционно: одна хороша и одна...как всегда. Вам какую сначала? Я, знаете ли, предпочитаю первой хорошую, поскольку я оптимист. Если сразу плохую, то получается, что хорошая — лишь слабая попытка подсластить горькую пилюлю. А если первой хорошую — совсем другое дело. К бочке меда — малюсенькая ложка дегтя, пусть она и значительно влияет на вкус. Но ведь малюсенькая, несравнимая по объему с целой бочкой.

Так и поступим. Итак, новость хорошая: этот роман ничем НЕ ХУЖЕ предыдущего. Все по-прежнему по-космически масштабно. Это все то же великолепно декорированное путешествие по пространству и времени, с посещением экзотических мест. Мы сможем остановиться на одной из планет жонглеров образами, этих удивительных накопителей информации. Мы отправимся на еще более экзотичную Хелу, которая вращается вокруг исчезающей планеты Халдоры. Мы будем скакать по разным пространственно-временным линиям, пока они не сойдутся в одной точке — на Хеле, где процветает странное и безумное общество религиозных фанатиков.

Это, пожалуй, самая большая удача книги — Хела и странная цивилизация, которая расцвела на ее бесплодных равнинах. С завораживающими пейзажами — серые пустыни и ледники, черный шрам разлома и ажурная арка перекинутого через него неизвестно кем и для чего моста, загадочные артефакты вертунов — расы новой для нас и непонятной. Бесконечная дорога, по которой идут, ползут, катятся гигантские Соборы, с которых святые отцы-фанатики пытаются поймать слова «божьего откровения», готового пролиться на них с огромного шара висящей в зените гигантской загадочной Халдоры.

Это было кратко о новости хорошей. Теперь, как обещано и как положено, новость плохая: этот роман ничем НЕ ЛУЧШЕ предыдущего. Герои — новые и старые — продолжат поступать вопреки всякой логике, они будут много спорить, говорить, очень мало думать и, тем более, поступать разумно. Хотя, как всегда, достаточно было немного пораскинуть мозгами, сопоставить некоторые факты и провести некоторые исследования, чтобы добиться того же результата, как и после их почти векового путешествия, сражений, предательств и интриг. Мне, вообще, кажется, что люди Пространства Откровения напрочь забыли, что такое наука и для чего она нужна. Они не любопытны, не образованы и не любят пользоваться мозгами. Зато агрессивны, жадны, вороваты и непомерно жестоки. Т.е. я хочу сказать, что порой не могла понять, чем же таким человечество заслужило право продолжить жить, размножаться и засорять такое замечательное Пространство безумными идеями и их не менее безумными воплощениями.

Есть и еще одна вещь, которая портит впечатление. Наши старые знакомцы — Скорпион, Клавэйн, капитан «Ностальгии по бесконечности» — подробно и многословно объясняют едва ли не каждый свой шаг, и главное — каются в своих прошлых грехах. Каются пафосно и занудно. К сожалению, эти особенности переняли у патриархов и новички. Все это порождает множество скучных и имеющих отдаленное отношение к основному действию сцен, которые занимают едва ли не треть романа.

Ну и финал. Его трудно не отметить. Сотни страниц интрига закручивалась в спираль, завлекая тайнами и недомолвками, обещая кульминацию, какой еще не было в истории Пространства Откровения. Но, Цзинь! Пружинка порвалась: скороговоркой, быстренько перечислим все ответы, по пунктикам разложим для непонятливых, одновременно заложим фундамент для продолжения. Эпилог? Пролог? Пространство большое, Откровений еще больше, герои — вечные. А значит, до новых встреч.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень затянутое начало, очень занудная середина, очень разочаровывающая концовка. Это первая книга цикла при прочтении которой у меня начала возникать мысль «Не верю!», и частота её возникновения возрастала по мере приближения к финалу. Хоть какая то движуха появляется в последней четверти книги, а частота «Не верю!» начинает причинять физическую боль. Большая часть персонажей начинает вести себя как слабоумные:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Адвентисты пытаются захватить четырехкилометровый корабль в двадцатером с ножами и без брони, при этом начинают штурм не из машинного отделения или центра управления, а из случайного коридора. Хотя чего взять с верующих, им вирус мозги давно разъел, наверное ожидали десяток человек команды со схожим уровнем интеллекта.

С другой стороны у нас «Ностальгия по бесконечности», несколько сот членов экипажа, в их составе люди уже имеющие опыт штурма другого космического корабля(нынешний корабль Ремантуара). Последние технологии сочинителей и старые технологии ультра. Серьезная мотивация. Опытные лидеры. 9 лет на подготовку в ожидании Ауры. И что мы видим? Сотню планов на все случаи жизни типа смены первосвященника, тайной экспедиции к Халдоре или блокады планеты? Штурмовой отряд в автономных бронекостюмах? Эскадрилью боевых шатлов? Шпионские спутники над планетой? Агентурную сеть? Хотя бы план обороны корабля? Нет, мы видим пару сотен оборванцев которые только что сбежали с Арарата, полетели туда куда им ткнули пальцем и пытаются решить проблему в слепую и с наскока. Мы видим параноика Скорпиона, который решил в одиночку водить по кораблю делегацию попов которых он не хотел даже пускать на борт. Мы видим капитана Бренигана который по первому свистку как собачонка выполняет требования какого то психа. Мы видим Хоури, которая не сделала за всю книгу ни одного выстрела. Мы видим Ауру, которая за 17 лет после своего рождения принесла меньше пользы чем за 9 месяцев до рождения.

Ну и ещё по мелочи — главный инженер который не может остановить собственный собор. Культистов, которым плевать что их объект поклонения исчез. Корабль ультра, который способна сбить противошталовая турель. ИИ которые ссутся докладывать об аномалиях.

В общем я жалею что читал это. Стоило остановится на Ковчеге спасения.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор очень устал от своего же сюжета. Герои устали, состарились, половина погибла, часть просто пропала. Ингибиторы устали и из уничтожителей планет перепрофилировались на сугубо тактические операции с захватом людей с целью добычи информации. Да и вообще, они не то, чтобы плохие, а глобальная цель у них вообще состоит в спасении разумных форм жизни, надо только подождать.

Как завершить такое повествование? Ружьями, которые не выстрелят, и роялями, которые внезапно начнут вылезать из кустов. Даже обидно в самом конце узнать, что были некие супермогущественные третьи-четвертые силы, которые все время наблюдали за происходящим, и надо было просто попросить о помощи.

Оценка: 6
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последняя книга цикла, к сожалению, разочаровала. Уже в первых книгах серии концовки получались несколько смазаннными — как будто автор, качественно написав необходимое количество листов, считал свою задачу выполненной и наспех придумывал развязку. К примеру, в конце «Ковчега спасения» автор как-то совсем уж бессмысленно устроил конфликт между не имеющими противоречий героями и зачем-то наспех умертвил одну из главных героинь цикла. А в «Пропасти искупления» смазанной получилась не только концовка, но и середина. Испытаннный прием — бессмысленная аннигиляция главных героев — позволяет вывести в главные герои второстепенных персонажей. И поначалу это даже интересно — Рейнольдс прекрасно придумывает сюжетные зачины (девочка убегает из дома, чтобы выяснить судьбу пропавшего старшего брата; пилот, которому угрожает смерть, обнаруживает инопланетный мост и исчезновение целой планеты), но продолжение просто убивает сюжетной нелепостью, немотивированностью и абсурдностью. Часть книги я читал с глубочайщим отвращением к идиотам, населяющим Хелу (вдумайтесь: всему человечеству угрожают инопланетные механизмы, которые повсюду разрушают звезды и планетные системы, а на одной захудалой планете, ждущей своей очереди, местные идиоты и в ус не дуют — водят себе молельные хороводы и ходят по экватору бесконечным крестным ходом. Более того, регулярно прибывают новые кретины-паломники, желающие присоединиться к хороводу. Если в читателе до этого момента и не просыпается Станиславский, говорящий «Не верю», то здесь будильник звенит вовсю. Вообще, начиная со второй половины, книга представляет собой апофеоз бессмыслицы. Не знаю как у вас, а у меня сложилось впечатление, что автора просто все достало. Мотивация и действия персонажей и до этого не отличались убедительностью, но тут все они как с цепи сорвались, соревнуясь в идиотизме. И к последним страницам уже не выглядит странным или разочаровывающим дебильный финал с богами из ниоткуда. Из машины все же появился Бог, но не тот, и не из той машины. Жаль, но финал отличного цикла испортил все впечатление от него. Худшая книга цикла сама по себе ухудшила весь цикл, оставив неприятное послевкусие.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга про уставших людей, уставших свиней и один уставший корабль.

Буду высказывать сегодня непопулярную точку зрения на роман Аластере Рейнольдса «Пропасть искупления», хотя по опыту чтения отзывов на различные книги много раз ловил себя на том, что один отрицательный отзыв среди многих положительных зачастую является наиболее приближенным к действительности. Но на эту книгу отзывы в основном отрицательные, хоть и с высокой оценкой (что уже подозрительно).

Так вот. Мне эта книга понравилась больше «Ковчега спасения». Думаю, что она мне понравилась даже больше «Пространства откровения». Почему? Не знаю. Вот правда. Здесь нет сложности «Пространства...», нет простоты и ясности «Ковчега», у Ренольдса получилось слепить что-то среднее, длинное, но интересное. В этой книги нет откровенно проходных героев, которыми были в «Ковчеге спасения», к примеру» Антуанетта Бакс и Ксавьер. От многих из них автор избавился в начале книги. Даже Хоури отходит на второй план. На авансцену выходит измученный Скорпион и не менее измученный капитан Джон Бреннеган. С уверенность можно назвать эту книгу книгой про уставших людей, уставших свиней и один уставший корабль.

В этой части цикла много внимание уделено, пожалуй, самой интересной фракции людей — Ультра. Уж здесь-то было куда разыграться фантазии Рейнольдса. По сравнению с вырезающей себе глаза принцессой Жасминой, старый добрый триумвират «Ностальгии по бесконечности» и зараженный чумой капитан Бреннеганн выглядели абсолютно нормальными ребятами. Украшением книги стала линия Куэйхи, страдающего индоктринационным вирусом, пленника королевы Жасмины и настоятеля собора «Пресвятая Морвенна» на Хеле. Его и его помощника Грилье также можно назвать Ультра. И именно эти герои дали роману ту самую фирменную толику футуристического безумия, так характерную для «Пространства откровения». Исчезающая Халдора, вечно открытые веки древнего старца, вращающиеся зеркала. Это было здорово.

Начало книги, где события происходят на Арарате, повергает в шок. Та самая нежданная гостья, которая спустилась с небес, чтобы предать мученической смерти своего обидчика, решила это сделать очень уж радикально. Я с некоторым даже содроганием ждал, что Рейнольдс начнет описывать все в подробностях в стиле Маккамона, но, слава Богу, он пожалел мои слабые нервы. Однако ужас положения Скорпиона заставил по-другому сопереживать этому не сильно располагающему к сочувствию персонажу. В результате такие, вроде бы, по-началу приятные люди, как Васко Малинин, в конце-концов превратились в отрицательных героев, таких, каким был Клавейн в противостоянии с Илией Вольевой во второй части. Но здесь сложно разделять персонажи на плохих и хороших. Во вселенной Рейнольдса некогда размышлять над решением, и каждый герой способен принять его самостоятельно, не оглядываясь на других. Что они и делают, ошибаясь, входя в конфликт со своими друзьями. Решение Скорпиона о спасении людей на корабле у Йеллоустоуна, решение Капитана об ударе по Халдоре, решение Ауры об отправке на Хелу, решение не отдавать Ремонтуа все оружие класса «Ад». Все эти решения приняты, фактически, единолично. И со всеми этими решениями кто-то был не согласен. По сути мы видим, что не смотря на технологическую революцию, усовершенствование человеческого тела и мозга, развития искусственного интеллекта, роль сильного лидера в будущем остается такой же важной, что и в эпоху бронзы.

Ну а что же самая ругаемая часть романов Рейнольдса? Так уж он не справился с концовкой? Мое мнение опять будет отличаться от нижеотписавшихся. Концовке двух предыдущих циклов показались мне очень сильными, они вытянули провисающую середину этих романов. Но здесь, читая книгу и видя, что остается совсем уже мало страниц до конца, я в недоумении думал, а как же Ингибиторы, когда мы будем с ними воевать? А тени? Они же до сих пор сидят в скафандре! А про что мы читаем? Как обезумевший настоятель Куэйхи пытается повернуть свою планету, чтобы всегда видеть чудо на небе. Как капитан Бреннеган ведет свой последний бой не с врагами человечества, а с фанатиками-адвентистами и не менее безумным Грилье. Как Скорпион не спасает остатки человечества от неминуемой гибели, а из последних сил бредет взрывать неизвестно кем и неизвестно для чего построенный мост на забытом богом спутнике. И читая все это, начинаешь понимать, что не будет никакой финальной битвы людей с Ингибиторами или Теней с Ингибиторами, или Теней с Гнездостроителями, да хоть кого-нибудь с кем-нибудь! Роман Рейнольдса не об этом. Он о все том же выживании, инстинкте самосохранения, где такая экзистенциальная угроза как Ингибиторы — необходимое звено в развитии человечества, без которого невозможны все это гипометрическое оружие, управление инерцией и продление жизни. И даже если Ингибиторы отступят, то на их месте появятся другие враги, внутренние и внешние, что эта битва бесконечна. Осознав это, оставив в покое ингибиторов, ты понимаешь, что концовка получилась отличной. Что «Ностальгия по бесконечности», оставляя за собой темный шлейф, наконец-то окончила свой путь. Что капитан Джон Бреннеган, сделав все что мог, наконец-то обрел душевный покой. Что вера Куэйхи дала ему верные ответы на его вопросы, но удача, которая спасла его когда-то, так же нелепо повернулась к нему спиной. Что Скорпион, жалкая пародия человека, старый, глупый, преданный своей командой, оказался мудрее порождения Гадеса, сочленителей и новых надежд человечества. Это была самая пронзительная концовка в цикле, но и самая неожидаемая.

Рейнольдс весь цикл пытался приучить читателя к тому, что причинно-следственные связи в поведении его героев отличаются от общепринятых в 21-м веке, так стоит ли удивляться тому, что концовка его цикла получилась такой же нетипичной?

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И так, в первой части мы встретились с масштабной угрозой человечеству в лице бездушных ингибиторов, во второй, мы драли от неё во все лопатки, ну и в третьей, по логике, мы должны бы навалять по мордасам наглым ингибиторским вражинам. Но Рейнольдс не был бы Рейнольдсом, если бы у него всё было так просто. Хотя изначально, начиная читать «Пропасть искупления», всё к тому и шло.

Практически в самом начале книги у меня складывалось впечатление, что нам подсовывают сразу два огромных рояля в кустах. Роль первого рояля исполняет новорожденная дочь Аны Хоури. Девочка Аура, мягко говоря, рождённая при странных и весьма жёстких обстоятельствах, обладает некими знаниями, которые должны будут помочь в битве с «волками». А потому часть сбежавших с Ресургема беженцев под предводительством гиперсвиньи по имени Скорпион, пытаются выполнить предназначение и отправляются к спутнику далекого и загадочного газового гиганта под названием Халдора. Отправляются, конечно же, на субсветовике «Ностальгия по бесконечности», который, как вы, наверное, помните, очень близко «сроднился» с капитаном Джоном Бреннигеном. Халдора это и есть второй рояль, который как я думал припас нам Рейнольдс. Дело в том, что планета периодически, на долю секунды, исчезает. Из-за чего на его спутнике, Хеле, образовался довольно экзотический культ этого небесного светила. Фишка в том, что религиозные фанатики не отрывают своего взгляда от него. От чего огромные соборы находятся постоянно в движении, чтобы Халдора была всегда для них в зените. Кстати, вот эта картина движущихся огромных зданий вырисовывается впечатляющая, но по отношению к «Опрокинутому миру» Приста, немного вторична. Ну так вот, исчезновения эти и внимание младенца-провидца, намекают, что Халдора может быть тем самым спасением всего человечества.

Конечно, после такой вот диспозиции, несмотря на вполне интригующее развитие событий, создаётся впечатление, что Автор в заключительной трилогии взял тупо и довольно топорно себе подыграл. Но уверяю вас, старина Рейнольдс в итоге всех нас обвёл вокруг пальца. Неоднозначный, я бы сказал, спорный финал заставляет взглянуть на весь цикл заново и оценить его немного с другой стороны.

Это не просто рассказ о войне человечества с ингибиторами. Это вполне себе философские размышления о природе человека, о её перспективах в далеком будущем. Как измениться психология, мораль, какие приоритеты буду властвовать в мире «Пространства откровения». Будет ли во вселенной место старым, добрым героям, для которых этические дилеммы не подчиняются законам математики.

Алистер Ренольдс, нам открыл не только неприветливые перспективы на развитие рода человеческого. Он нам открыл и совсем другой космос. Мрачный, холодный, крайне неуютный и во многом депрессивный. Чёрный вакуум населенный причудливыми расами, существами и гибридами. Космос, в котором не будет конца войнам. Будут меняться враги, союзники, будут выигрываться и проигрываться битвы, но круг этот разомкнуть не в силах, ни одной сверхразвитой цивилизации.

Но давайте вернёмся к роману, как к самостоятельной части цикла. «Пропасть искупления» по-своему хороша. Автор дотошен в деталях, его фантазия всё так же не имеет границ. Не смотря на большой объём произведения, интрига поддерживается на протяжении всего повествования, к финалу набирая очень хорошие обороты. Но, к сожалению, есть и недостатки. Не все персонажи, играющие ключевые роли хорошо прописаны. Например, Васька, ой простите, Васко Малинин. Молодой парень из службы безопасности вдруг становиться одним из лидеров команды «Ностальгии», вымещая Скорпиона. Рейнольдс пытается уделять внимание этапам становления этого нового героя истории, но совершенно неубедительно. Васко оказывается в верхушке командования практически «за красивые глаза». Никаких заслуг или выдающихся поступков он в принципе не совершал. Почему выбор пал на него известно одному лишь Автору.

И ведь это не единственный пример. Есть такая черта у Алистера Рейнольдса, где-то скрупулёзно не жалея чернил описывать устройство двигателя или внешний вид космического катера, но тут же опустить детали ключевого для понимания момента. Можно было бы отнести это к неумению описывать психологию поступков. Но посмотрите, какие колоритные персонажи в итоге получились и наверняка надолго западут нам в память. Куэйхи, Скорп, Клавэйн, да та же Аура или Грилье – все они великолепны и естественны в своих отведённых ролях. Странно и то, что некоторые казалось бы важные моменты, в итоге не получают развития. Остаётся только гадать, задумывалось так или же Автор жертвовал чем-то, безжалостно вырезая куски текста, в стремлении убраться хотя бы в 1000 страниц.

Подводя итог, вернусь опять к финалу, как книги, так и всей трилогии. Да, меня тоже поначалу смутила концовка. Да, она кажется скомканной и слепленной наспех. Но немного остынув от жаркого экшена последней сотни страниц и посмотрев более трезвым взглядом, мне стало казаться, что подобный финал, пожалуй, не случаен. Ведь именно такое окончание цикла даёт пищу для размышления, именно подобное завершение большого приключения не даёт нашим впечатлениям замкнуться на, скажем, банальном хэппи-энде. В самом конце книги нам дают возможность принять участие в авторстве и немного пофантазировать, правда, задав вполне определенные ориентиры. Ну разве это не замечательно?!

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Видел, что некоторые поставили очень положительные оценки этой книге, включая высший бал... не знаю я как могла рука на такое подняться. Мое ощущение после прочтения книги выражается одним жирным словом DISAPPOINTMENT.

Оказывается автор не умеет писать! До этого я был его поклонником, прочитав 4 книги, выбранные по популярности, и был в восторге от них. Город бездны вообще пробил линию моего крайнего восхищения. Возможно такая вершина его и погубила. Ощущение, что автор забыл как писать сердцем и начал пытаться копировать свое произведение, пытаясь вынайти математически ту формулу успеха книги. Что ж.... не удалось.

Еще в его прошлой книге (Ковчег спасения) я был шокирован контрастом восприятия по сравнению с предыдущими, особенно Город Бездны, который для меня был глаз не оторвать. Да и Пространство Откровения была классной. А эта — очередной геометрический прыжок вниз после Ковчега. В том я впервые на своем веку начал в тупую пропускать главы из-за писательного непотребства (монологи волков), а тут вообще после трети книги перешел к зверскому — то есть начал читать главы не так, как автор написал — а писал он парралельно из нескольких точек времени, (ибо в насильственное потребление УГ чтение превратилось), а вначале одну сюжетную линию (про Скорпиона и Ко), а потом уже оставшиеся две недолинии.

Кто-то ниже написал, про невыстрелившие ружья на стене. Я бы сказал так... в той книге не выстрелили ВСЕ ружья, которые были повешены всеми предыдущими книгами.

И да... опять пованивало моментами, когда сюжет разворачивался не так, как логично было, а просто потому, что автору так захотелось и не было желания как-то правдиво об этом написать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Капитан в конце книги)

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу, с пылу с жару, совет для тех, кто собирается прочитать этот «кирпич», чтобы узнать, чем же, всё-таки, закончилась серия.

Прочитав сразу эпилог вы убьёте двух зайцев — достигнете своей цели и сэкономите кучу времени )

Если поподробнее — автор с самого начала щедрой рукой насыпал новых ключевых сущностей, навешал соблазнительных ружей на стенах, набросал несколько сюжетных линий в разных местах и временах, в общем — все предпосылки к качественному чтиву были.

И что в итоге? Новые сущности так и остались за кадром, ружья не выстрелили, сюжетные линии сошлись и закончились пшиком, Оккам и Чехов вертятся в гробах, как пропеллеры турбовинтового самолёта... Завершает же всё это тошнотворный эпилог в стиле «блин, надо же всё-таки разъяснить на пальцах, что вообще это было».

К сожалению, серия завершилась жирной кляксой. Можно констатировать, что к уровню «Города Бездны» Рейнолдс более не подобрался даже и близко.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

М-да. Рейнольдс в своём репертуаре. Сигареты у него заканчиваются, что ли к концу написания романов? Мол, извините, надо срочно в магазин, поэтому «сорри», но «наши победили/не победили (нужное подчеркните сами), самых-самых ГГ я убью (ну нет у меня времени продолжать их линию в романе!!!), а остальные справились сами», всё, я побежал за сигаретами!» Это же надо умудриться раскручивать столько сюжетных ходов в цикле, нагнетать атмосферу, подготавливать читателей к жёсткому финалу, к сильнейшей развязке, войска на боевых, разведгруппы отозваны, пушки заряжены, техника прогревает моторы, пехоте выданы 100гр боевых( до боя), все ждут сигнала к атаке и.....Всё. Эпылог: битву мы выиграли. Нам помогла третья сила (не листайте предыдущие романы, о третьей силе там ни слова), они очень крутые и могущественные. Ура. И ты, закрыв последнюю страницу книги, лежишь и думаешь: А я ещё гнал на Вандермеера с его Аннигиляцией...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История борьбы подавляющих и людей подходит к концу

***

«Трилогия об ингибиторах» — это достаточно связанное между романами полотно, которое сильно отличается внутренне в плане стиля. Первый роман («Пространство откровения») – приключенческий экшен, в котором много интриг. Книга эта хороша еще и тем, что она многое приоткрывает для цикла в целом. Несколько сюжетных линий, которые в итоге связываются воедино, концовка и вовсе получилась непредсказуемой. Второй роман («Ковчег спасения») – чуть послабее, интриг в нём меньше, зато есть мир конджойнеров, способный удивлять. Так же несколько сюжетных линий – боевик, приключения, немного политики. Наконец, третья книга («Пропасть искупления»). Она, по уму, должна была краеугольным камнем всей трилогии. Более того, ей следовало бы подчеркнуть все, что произошло во всем масштабном цикле «Пространство откровения». При большом объеме «Пропасть искупления», увы, не справляется с ожиданиями (частично ожидания навеяны самим автором, так что здесь не только субъективные ожидания).

В данном романе классические три сюжетные линии. Первая – это Арарат. Та самая планета, где решила остановиться «Бесконечность». Здесь всё те же привычные Скорпио, Клавейн, Бакс, Ли. Правда, прошло целых 20 лет. Колония уже разрослась, люди прижились к непростым условиям. Правда, есть беда – корабль осел на планете, он уже не взлетит, если только не появятся ультра \ конджойнеры и иже с ними, чтобы помочь. Но….Скорпио уже не такой жесткий, Клавейн – отшельник. Бакс и Ли – статисты. Поэтому читать про Арарат не очень интересно. Вторая линия – это линия Куэйхи – специалиста по поиску артефактов, он входит в команду ультра. Эта сюжетная ветка достаточно любопытная. Вот только беда – Рейнольдс очень резко её обрывает, скатываясь в банальный «пересказ» того, чем всё закончилось. Третья линия – это планета Хела, за главного героя здесь выступает девушка по имени Рашмика. Она сбегает от родителей, чтобы найти пропавшего некоторое время назад брата. Пожалуй, это самая странная линия сюжета из всех, что когда-либо использовал автор. Гипотетически интерес большой к подобной ветке, но исполение захромало очень быстро. Идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
движущихся городов не нова, нечто похожее было еще у Приста годы назад
. Религиозная составляющая слаба и скучна. Автор не дотянул атмосферы в загадочности события — [наблюдаемое небесное тело – газовый гигант – исчезает из поля зрения на считанные доли секунды], хотя в перспективе могло бы получиться очень неслабо. В итоге сюжет романа не так уж хорош. Плюс планетарная фантастика у Рейнольдса получается не всегда удачно. Конкретно в этом романе – неудачно. Выход в космос случается лишь в финальной трети, когда автор вспоминает, что пора бы и заканчивать трилогию (и цикл) на мажорной ноте.

Так ли уж всё плохо? Не сказал бы. Рейнольдс не был бы Рейнольдсом, если бы в его произведении не промелькнули интересные идеи. Например, теория бран. Её, кстати, автор использовал в своем рассказе «Инспектор в тигровой шкуре». Теория бран вполне вписывается в текущую космологию (авторскую, да и вообще в космологию в целом). Много внимания Аластер уделяет Капитану «Бесконечности». Опять же, можно было бы и сильнее подкрутить эту составляющую, но и так неплохо получилось. Еще одна находка – это рокировка оружия класса «Ад» и гм-орудий.

Заключение: это не лучшая книга Рейнольдса. Я бы даже назвал её самой слабой в цикле. Рядом лишь «Город Бездны», но тот хотя бы многое давал для истории цикла. Жаль, конечно, что автор заканчивает все на минорной, а не на мажорной ноте. Плюс финал. Как уже неоднократно отмечено в отзывах ниже, автор смазал финал романа. Остались нераскрытые вопросы, увы.

PS: крайне расстроен разночтением многих терминов и имен в «Пропасти искупления» относительно трилогии. Более подробно об этом можно почитать в моем отзыве на цикл «Пространство откровения».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал цикл впервые, было ощущение, не всё в порядке, но не понятно, что именно: масштаб и смелость авторского замысла по неволе захватывали, на рефлексию не оставалось внимания.

При повторном прочтении понял: плох сам текст, как по языку, так и по структуре.

«Одета она была в кожаный жилет со шнуровкой на груди и короткую матерчатую юбку из такой же темной кожи», «Пауза зависла, как дефектная видеозапись» и так далее с начала до конца. За это, возможно, несут ответственность переводчики.

Но вот за что точно ответственен именно автор:

- бессодержательные диалоги страницами, которые и читателю не раскрывают никаких нюансов, и участники остаются каждый при своём мнении;

- неспособность корректно распутать заявленную интригу без «богов из машины»;

- неравные старания, уделенные разным сюжетным фрагментам;

- высокая фрагментированность текста, как таковая. У меня у одного ощущение, что несколько относительно самостоятельных повестей произвольно порубили (не менее 10 точно), смешали между собой, и выдают за трилогию (или тетралогию)?

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот, наконец, и я прочел эту книжку... нет, Книжищу! даже с большой буквы К! Уже пару лет меня ужасно расстраивала невозможность узнать, что там у Рейнольдса было дальше, и вот — свершилось! Как уже отмечено, роман очень велик по объёму, как обычно у писателя, насыщен всякими локациями и персонажами, действия и душевные терзания которых описаны с такими подробностями, которые иногда кажутся даже немного излишними. Но структура романа удачна. Не совсем линейный сюжет, заставляющий читателя оказываться то в одном месте и времени, то в другом, и при этом явно ведущий к кульминации книги и всего цикла, держит в напряжении на протяжении по крайней мере 2/3 книги. Я долго думал, с чем можно сравнить чувство, возникающее при чтении. Лучшего образа, чем летящая стрела, в голову не пришло. Читаешь на одном дыхании, практически без пауз, без промежуточных концовок, постоянно от одного к другому, каждый предыдущий раздел тащит за собой следующий. Примерно по такому принципу написана «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина. Не скажу, что это прям гениальная идея (читатель тоже иногда нуждается в отдыхе, особенно когда читает длинную книгу), но во всяком случае Рейнольд отдыхать не даёт. Как всегда на высоте описание технологий будущего, хотя в самой первой книге «Пространство откровения» (и отчасти в «Городе бездны») мне все больше понравилось. Здесь автор не вырос над собой, не смог изменить жанр, творческий почерк, пошел проторенной дорожкой, от которой тоже уже устаешь.

С концовками у Рейнольдса действительно выходит какая-то фигня... Так вышло и тут. Как я уже писал выше, атмосфера в книге сгущается на протяжении первых 2/3 ее объема. Затем автор раскрывает все карты, наступает длинная и затянутая развязка, в которой все вроде бы ведет к одному, что герои ради спасения человечества... Но внезапно на основании явно шатких предположений они делают по-другому. При этом в книге погибает куча народу, но особого сочувствия к ним в книге нет. Есть там эпизод, когда «Ностальгия по бесконечности» входит в пространство системы, подвергшейся нападению Подавляющих. Сама картинка описана очень хорошо, хотя и без подробностей, мазками художника-импрессиониста. Но эмоций в этом ноль. Герои решают, спасать или не спасать беженцев, рассуждают о какой-то морали, — и снова все это как-то безжизненно. Интересно, захватывающе, но на редкость безэмоционально. И вообще все герои книги лишены нормальных человеческих качеств. Какое-то сочувствие вызывает только свинья. Концовки книга фактически лишена, ее роль играет эпилог, невнятно описывающий, что будет через 400 лет. Это, конечно, сильный ход... Похоже на то, что автору просто надоело писать, и он решил завязать с книгой просто так, на том месте, до которого он смог дописать. Представьте себе Джорджа Мартина, который так и не допишет седьмую книгу своей саги, написав поклонникам: а черт с ним, с рублем! — и просто на почтовой открытке набросает от руки, что там будет в конце...

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман завершает цикл «Пространство Откровения». К сожалению, грандиозного финала, который предполагался после прочтения предыдущих книг цикла, вызвавших у меня настоящую бурю положительных эмоций, не получилось.

Многие читатели отметили, что завершающие аккорды, это одно из слабых мест автора. Не могу согласиться по другим произведениям, но «Пропасть искупления» оказалась в плане концовки чересчур лаконичной и в какой-то степени неправдоподобной, несмотря даже на фантастический жанр.

Это произведение является прямым продолжением истории про жестоких чистильщиков космоса от разумной жизни, которые начали необъявленную войну против человечества. Если сравнивать эту книгу с другими романами автора, которые были насыщены событиями, эмоциями, впечатлениями, тайнами, то сравнение будет совсем не в пользу «Пропасти». Не могу сказать, что в этой истории мало событий. Нет, происходит много всего, но все какое-то несерьезное и почему-то совсем не трогает. Многие интересные загадки, так и остались без ответов, хотя именно этого больше всего хотелось получить от последней книги цикла. Узнать обрывочную информацию про еще нескольких представителей иных цивилизаций, которые влияют на процессы вселенной и не только в нашей, но об этом в книге всего лишь несколько предложений.

Я не буду оправдывать писателя, придумывать ему какие-то замыслы недоступные простым читателям. Может это все и есть на самом деле, но мне то от этого не легче. Мне хотелось узнать об очень многом, найти ответы на многочисленные загадки космоса, иных цивилизациях, но этого не произошло.

В целом, к этому роману у меня нет претензий. Интересное и очень увлекательное путешествие по разным мирам, множество необычных персонажей, новые впечатления и дополнительные тайны древности. На мой взгляд, обязательно нужна еще хотя бы одна книга про этих же героев и про их борьбу за выживание. Я не буду считать этот цикл завершенным полностью, так как здесь осталось еще масса дел для Аластера Рейнольдса и его таланта писателя.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ингибиторы продолжают угрожать всему человечеству, которое вынуждено спасаться бегством, чтобы прожить еще хоть чуть-чуть. А может быть найдется способ избежать гибели?

«Пропасть искупления» сначала немного обманывать, предлагая читателю 3 сюжета из разных временных промежутков. Такой прием нам всем давно известен — где-то ближе к концу все 3 истории должны как-то сплестись вместе. Но в итоге оказалось, что один сюжет — это просто приквел, небольшая история к другой истории. А сюжета на самом деле 2. В одном сюжете наши старые знакомые (Свинья, Клавэйн, Хоури и т.д.) сражаются за внеутробную дочь Хоури, которая выполняет роль провидицы, ибо уметь вещать через маму.

Вторая история рассказывает о религиозном культе на холодной планете Хела. Сумасшедший проповедник следит за спутником планеты, который в любое время может неожиданно исчезнуть, что было уже один раз. Поэтому он смотрит, не моргая, на планетку и велит делать то же самое своим последователям. И вот одной девушке из небольшого поселения вдруг захотелось чего-то вдруг примкнуть к веренице соборов, которые передвигаются по Хеле, дабы всегда видеть спутник, который вот-вот исчезнет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И да, обе истории пересекутся. Довольно ожидаемо, на мой взгляд. Я сразу догадался, кто такая Рашмика с Хелы

Рейнольдс все тот же. Перед нами опять здоровый кирпич с уставшими героями, все с теми же ненасытными ингибиторами. Добавился религиозный культ, который прячем некую тайну. Что здорово — тайна действительно интересная, и ради нее стоило читать до конца. Что не очень здорово — история не имеет четкой концовки, потому что на последних страницах Рейнольдс покопался в карманах и достал оттуда все, что у него еще было где-то припасено на черный день, но времени на объяснения уже не было. Может быть это намек на продолжение истории? Но меня книга совершено не расстроила. Мне очень нравится творчество автора, поэтому я знал, чего от него ожидать (затянуто, провисает середина, концовка не самая продуманная).

Мне кажется, что ингибиторы — это не самое главное в цикле. Кто хотел финальной битвы со злыми кубиками, тот ее не получит. Это история про то, кому следует доверять, чтобы человечество не исчезло, как другие древние цивилизации, возомнившие себя повелителями вселенной.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал, домучил, дотянул. В основном *Пропасть Искупления* пришлась мне по душе. Есть здесь главы, которые заставляли полностью погружаться в Мир книги, отключаться и не замечать окружающий меня «реал». А есть главы, которые просматривал по деагонали, беспощадно перелистывая страницы. И вот эти главы убили общее хорошее впечатление о книге. Ненавижу религиозных мракобесов и прочих экзальтированных фанатиков, а они здесь присутствуют и загаживают космическую фантастику своей мерзостью. Причём присутствуют зря, без уродов запросто можно было бы обойтись и прописать Будущее без религии. И постоянное моё несогласие с автором о безнадёжном будущем человечества напрягает больше всего остального бреда. Всеобщая погибель и безысходность так и прёт со всего текста. После *Галактического шторма* Дэвида Вебера и Стива Уайта читать депрессняк Аластера Рейнольдса крайне сложно и вредно. Психика остаётся утомлённой и изъеденной пустотой и обречённостью. Лучше бы я в третий раз повторил *Рейд* и *Дракон не спит никогда* Глена Кука.

Тем не менее я никому ничего не советую и никого не отговариваю, если кому-то по-душе кисляк и депрессуха, то приступайте к прочтению цикла «Пространство Откровения».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх