FantLab ru

Дэн Симмонс «Мерзость»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Голосов:
288
Моя оценка:
-

подробнее

Мерзость

The Abominable

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

В 1924 году гонка за то, чтобы подняться на самую высокую гору в мире, была приостановлена из-за шокирующего исчезновения Джорджа Мэллори и Сенди (Эндрю) Ирвина на одном из уступов Эвереста. К следующему году трое альпинистов – британский поэт и ветеран войны, молодой французский гид и молодая американка-идеалистка – нашли способ добраться до вершины благодаря финансированию скорбящей леди Бромли, чей сын также исчез на Эвересте в 1924-ом году. Юный Бромли наверняка уже мертв, но мать отказывается в это верить и оплачивает расходы тройки, чтобы они вернули его домой.

В глубинах Тибета, высоко на Эвересте, трое альпинистов в сопровождении кузины пропавшего юноши, обнаруживают, что ночью их преследует кто-то… или что-то. Этот кошмар становится самым главным препятствием для выживания на высоте 28 тысяч футов. Но какую цель он преследует? И что стоит за исчезновениями в 1924-ом? По мере того, как поднимаются всё выше и выше, друзья раскрывают отвратительную тайну этого существа…

© Перевод аннотации WiNchiK

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Историческая проза

номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2020 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мерзость
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Abominable
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1924 год, экспедиция Ирвайна-Мэллори исчезла на Эвересте, группа сочувствующих энтузиастов альпинизма отправляется на выручку. Учитывая климатические условия в районе квеста, легко определить главный источник самоцитат Симмонса: да-да, тот самый «Террор» (обложка в этом окончательно убеждает), вот только сверхъестественных элементов в «Мерзости» будет еще меньше (прочитав книжку под определенным углом зрения, их можно не заметить совсем). Кроме того, от «Утехи падали» в качестве загустителя взяты злобные нацисты.

Как всегда, текст под завязку набит историческими деталями и прочими элементами прошивки, создающими эффект погружения. Как обычно, плачевный (в английском есть хорошее словечко futile) исход криптоистории известен заранее:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Адольф Шикльгрубер не взял планку, заданную Вильгельмом Завоевателем, а как раз наоборот, сам получил неотразимый выпад в тыл после переговоров в нормандском формате.

Проблема в том, что с каждым годом тексты Симмонса становятся все килобайтнее, в очевидном смысле слова, и подчас развязка вырождается в собственную противоположность --- anti-climax. Однако нельзя отрицать, что после мучившей в начале 2000-х депрессии и ее литературного продукта --- ужасного троянского цикла --- Дэн немного оправился и даже прибавил как профессиональный автор.

Остается вспомнить замечание Геймана о том, что начинающих и успешных авторов преследуют разные проблемы. Начинающего автора заботит, как бы опубликоваться. Успешного автора --- как бы случайно не протолкнуть в печать суррогат.

Кстати, отсылка к «Доктору Кто» (The Abominable Snowmen) удовлетворительно спойлериста.

Оценка: 5
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет 15 назад замечательный Леонид Каганов опубликовал на своем сайте рецензию, в которой поделился ощущениями и переживаниями от просмотра советского фильма про шпионов. Желающие могут найти этот шедевр критики самостоятельно, а мне он вспомнился по прочтению «Мерзости» Симмонса прежде всего из-за последней фразы той рецензии: «Я плакал».

Но все по порядку. Придется спойлерить, но иначе никак не передать ту гамму чувств, которая захлестнула меня. Я реально ожидал чего-то сопоставимого с «Террором» — вещью спорной, мрачной, но однозначно талантливой и цепляющей. Ан нет! Все оказалось гораздо круче.

Книга объемом почти в 700 страниц разделена на три части. Итак, по порядку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часть 1. 1924 год. Три британских экспедиции по покорению Эвереста потерпели крах. Без вести пропали несколько знаменитых альпинистов, в том числе отпрыск знатного рода лорд Персиваль Бромли. Его богатая семья нанимает для его поисков трех друзей (далее — «Трио»): суровый британский офицер, герой Первой Мировой; туповатый, но физически развитый и надежный американец; слегка экзальтированный, но ловкий и героический француз (чем-то напоминает гайдаевскую троицу). Всю первую часть мы читаем довольно нудное описание альпийских и валлийских вершин, которое покорило Трио, подробнейше знакомимся с особенностями альпинистского снаряжения почти столетней давности и разнообразными техниками скалолазания. Оживляет весь этот «Справочник юного альпиниста» только красочное описание поездки в Мюнхен, где Трио в знаменитом пивняке «Бюргер Брой» встречается со своими немецкими коллегами, дабы уточнить некоторые подробности трипа. По странному стечению обстоятельств 9 из 10 присутствующих на встрече лучших германских альпинистов оказываются убежденными нацистами, а десятый – и вовсе Рудольфом Гессом.

Часть 2. 1925 год. Трио прибывает в Индию, где к ним для восхождения на Эверест присоединяются сестра пропавшего лорда (ну куда же в горы без бабы-то!), ее телохранитель-индус и три десятка шерпов-носильщиков. После долгих споров, кому из них лезть на Эверест, всем табором они трогаются в путь. Тут автор, очевидно, забывает, что 200 страниц до этого рассказывал обо всех хитроумных альпинистских штучках и вторично дает их красочное описание приблизительно теми же словами. Из новинок – описание жуткой гималайской погоды, причем поскольку она особо не меняется, то и приходится читать раз десять снова одно и то же: ветер, мороз, метель, разреженный воздух. Бесспорным украшением второй части является очень подробная и явно с любовью выписанная автором сцена похорон погибшего шерпы. Оказывается (как утверждает м-р Симмонс) это происходит так: усопшего прямо в тибетском монастыре, в присутствии родных и близких разрезают на мельчайшие кусочки и скармливают специально обученным воронам-падальщикам. Делается это с благословения Будды и разрешения ламы. Вот такой этнографический экзерсис.

Часть 3. На лагерь шерпов кто-то нападает и вырезает половину. Оставшиеся в живых утверждают, что это шалости семейки йети в количестве семи штук, постоянно проживающей на Эвересте. У убаюканного читателя появляется интерес. Но не тут-то было! Буквально через пару страниц мы узнаем, что никаких йети нету, а есть подлые фашисты-альпинисты (те самые, из пивняка, только без Гесса), вознамерившиеся всех поубивать и самим найти тело лорда Персиваля, у которого с собой была ихняя главная фашистская тайна. Сразу вспоминается Индиана Джонс, начинаешь гадать, что же это – чаша Грааля? «Некрономикон»? карта объектов Шамбалы? И вот тут-то…

...Оказывается, в молодости Гитлер очень любил еврейских детей, особенно мальчиков. Прознав про это, британская разведка в начале 20-х годов внедрила в число тех самых мальчиков своего агента, юного патриота из Вены Карла. Непосредственно внедрением занимался лорд Персиваль, а руководил всем сам Уинстон Черчилль (!). Он-то еще в начале 20-х, когда нацики представляли из себя кучку мюнхенских маргиналов, предвидел, что именно они через 20 лет будут главной угрозой Британской короне. Поэтому решил заранее озаботиться компроматом.

Так вот, этот самый юноша из Вены умудрился поставить в спальне (!) у Гитлера (!!) скрытую фотокамеру и заснять одну из оргий (!!!). Прознавшие неведомо как про это фашисты, пока их лидер загремел на кичу, начали гоняться за юношей. Его непосредственный начальник лорд Персиваль не нашел ничего лучшего, как забить Карлу стрелку на Тибете. Преследуемые фашистами, они чуть с перепугу не покорили (первыми!) Эверест, но погибли метров за 400 до вершины.

Короче, книга кончилась хорошо. Всех гадов поубивали, при этом погибла часть главных героев и все до одного второстепенные. Суровый офицер с англичанкой вдвоем таки залезли на Эверест, после чего спустились с другой стороны и ушли в Непал искать просветление. Именно поэтому об их рекорде до м-ра Симмонса никто не знал.

Бравый янки (ну а кто же еще?) добрался до Англии, был принят Черчиллем за обедом, на котором также присутствовали дети сэра Уинстона и Лоуренс Аравийский (я не шучу!). Фотки были переданы по назначению и сыграли свою роль в мировой истории: именно их в 1940 году Черчилль пригрозил опубликовать, если Гитлер нападет на Англию. Тот испугался и напал на СССР.

А американский альпинист прожил долгую и счастливую жизнь и написал про это роман, который случайно попал к м-ру Симмонсу, и тот опубликовал его под своей фамилией.

Так вот, возвращаясь к Каганову и его рецензии: «Я ПЛАКАЛ»!!!

PS. А если серьезно, то очень обидно, что отличный писатель (а я продолжаю считать Симмонса таковым — за «Гиперион» и «Террор») втюхал нам всем откровенную халтуру с тошнотворным сюжетом. Я просто попробовал очистить многостраничные излияния от альпинистской «шелухи» и получить сухой остаток. И оценка моя — не за язык. он по-прежнему хорош, а за попытку прикрыть этим языком полную ахинею сюжета. У нас про «попаданцев» иногда лучше вещи попадаются. чем эта «мерзость» — во всех смыслах.

PPS. Кстати, огромная просьба к модераторам: ну не вводите людей в заблуждение, уберите аннотацию к книге авторства WiNchiK!!! Ибо это описание какого-то другого романа! Иначе как объяснить, что почти двухметровый громила-янки превратился у нее в «молодую американку-идеалистку», а группа из 20 фашистов, палящих налево-направо и скачущих по гималайским ледникам при свете дня — в «таинственное существо», преследующее героев по ночам...

Оценка: 2
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Гипериона», «Террора» и «Песни Кали» Симмонс для меня, что называется, маст рид. Но вот уже которая его книга — после «Флэшбэка» и «Черных холмов», которая повергает меня в грустное недоумение.

Когда я писал рецензию на «Флэшбэк» я уже упоминал, что у книг два измерения. Первый — это непосредственно действие, второй — это система координат, в которой это действие разворачивается. Первое — это приключения, переживания, лишения, радости героев в постраничном, так сказать, измерении; второе — то, ради чего все это затевается, что движет книгой, с чего все начинается и к чему все итоге приводит.

С первым у Симмонса никогда не было проблем, он хорош и хорош весьма. Альпинизм и альпинисты, что гонит их в горы, что им приходится преодолевать и ради чего они все это преодолевают — описано здорово. Скалы, холод, ветер, нехватка кислорода, страх, ярость, торжество — все это описано так, что влезает в тебя и пробирает до самых печенок. Описания подготовки экспедиции, самого Эвереста, подступов к нему, ежедневного напряжения сил — все это хочется перечитывать, ибо написано сильно, сочно, со всеми подробностями, которые позволяют почувствовать себя в шкуре штурмующего высочайшую вершину мира. Со времен «Террора» не читал ничего подобного.

И все бы хорошо, если б в книге было только это. Прочитав книгу на четыре пятых я был в полном восторге. В цельном и мощном полотне был всего один — очень маленький — изъян. Правда он был одной из основ сюжетной интриги и как-то на него нужно было ответить.

И Симмонс ответил. Да так, что лучше бы, блин, не отвечал. Финал книги — это буквально нагромождение одной нелепости на другую, концовка (что в итоге спасло Англию) вообще за гранью моего понимания. Будто начинал писать и большую часть написал один человек, а концовку быстро застрогал совсем другой.

Честно сказать, я даже в некоторой растерянности. Книга могла бы стать одной из любимейших — так уж вышло, с альпинизмом меня связывает очень многое. Но не стала и не станет — за каким чертом автору понадобился этот дикий треш в финале я никогда не пойму.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Представьте себе, что «Террор» идет себе и идет как шел в реальности, но на последних ста страницах вдруг выясняется, что экипажи убил не страх, не холод, не голод и не человеческое безумие, а спецназ японского императора.

Оценка — среднее арифметическое за все части.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это самоё ёмкое, точное название книги, которую я читала. Действительно МЕРЗОСТЬ. Видимо лавры отличнейшего «Террора» не дают покоя г-ну Симмонсу, но увы. Как говорил один из моих преподавателей по возрастной психологии (в полу-шутку): «Ведущая деятельность после 60-ти — маразм». Видимо преподаватель прав.

Начнем с того, что тема само по себе интересная — одни из первых покорений Эвереста. Но исполнение!!! Только к 300-й стр. (я читала электронку, в которой 768 стр.) герои наконец-то подгребли к Эвересту. Почти половину книги идет вполне сносная ахинея, с небольшими вкраплениями интересностей на тему альпинизма. Но не посвящать же этому почти половину произведения!

Как только начинается восхождение, кажется что вот! наконец-то. Но вскоре все скатывается в полнейший трешак.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нацисты в начале 20-х годов шарят по Эвересту в поисках компрометирующих Гитлера фотографий(!) шифруясь под Йети(!!!).

Главные герои до начала нападений с таким трудом преодолевали высоты, а как появились немцы, так скачат почище горных козлов. Причем даже если учесть стрессовые ситуации и адреналин, большая часть лазаний по горам почти сутками считается мне маловероятным.

Гитлер таки оказывается любил евреев, причем очень даже плотски — г-н Симмонс очень подробно, даже слишком, описывает педофилию. Можно было бы менее «мерзячнее», но название книги видимо обязывает.

Пойдем ещё глубже — английская разведка со шпионами, во главе с еврейскими мальчиками пытаются подловить Гитлера и скомпрометировать. Я молчу про то, как они незаметно смогли сделать фотографии (не маленькие фотоаппараты тогда были). Да кому в те года нужен был Гитлер со своей кучкой нациков! Это же не 30-е. Но английская разведка видимо передовая, просчитывает и вангует широко и четко.

Также не понравилось что роман оказывается автобиографическими воспоминаниями и дневниками главного героя. Уж если и делать что-то подобное, то нужно либо очень четко излагать исторические факты либо не лесть в такие дебри.

Я не удивлюсь что n-ное кол-во людей поверят и решат что все это исторический факт. Может даже и фото «всплывут».

Мерзость в общем. Полная.

Оценка: 1
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какая жалость, какая мерзость!

Так здорово начавшийся роман почти любимого автора после завершения чтения оставил меня в состоянии дикого разочарования!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Притянутая за уши смехотворная история с фотографиями Гитлера-извращенца и педофила. Нацисты-йети-альпинисты. Лорд Перси, косивший под гомосексуалиста (для чего???), ладно бы он работал против советской разведки, алчно запускавшей щупальца в среду аристократов Кембриджа и прочих представителей «Гоминтерна». Занудные описания перемещений группы Дикона по Эвересту вниз-вверх, туда-сюда. Бесконечные рояли в кустах в лице Реджи и ее индуса — ходячие совершенства, сплошные ништяки с кучей знаний и умений и нечеловеческой выносливостью...

Я лично ожидала какого-то развития противостояния Мэллори и Дикона, связанного с контекстом их истории во времена Первой Мировой.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Более точный перевод имени Джомолунгма, говорит Его Святейшество, должен звучать так: высокий пик, который можно видеть сразу с девяти сторон, с вершиной, которая становится невидимой, когда подходишь ближе, такая высокая гора, что все птицы, пролетающие над ее вершиной, мгновенно слепнут».

Вариант для приключенческого романа практически беспроигрышный: история покорения Эвереста — история долгая, трагическая и полная тайн. И можно было бы удивляться, что до сих пор тема практически никак не эксплуатируется писателями, хотя и предлагает огромное разнообразие опасностей, неожиданностей и трудностей.

Тут дело, видимо, вот в чем. Любой может представить себе сегодня джунгли и даже побывать там. Не требуют подробных описаний арктические приключения или путешествия по пустыне: многочисленные фильмы и книги щедро снабжают нас необходимыми сведениями в объеме вполне достаточном для понимания сути происходящего. Но внятно написать о любом более-менее сложном восхождении, не прибегая к массе специфических терминов и деталей, практически невозможно даже в наше время, когда покорение Эвереста поставлено на коммерческую основу.

Вот и получается, что при всей своей завлекательности, тема изначально провальная, поскольку приключения, которые она подразумевает совсем не те, к которым привыкло большинство читателей, что в полной мере демонстрирует этот роман.

Весь объем этого обширного произведения можно разделить на три части. И первая целиком и полностью, на протяжении сотен страниц, посвящена подробному, до малейших деталей, описанию техники восхождений и снаряжения, какими они были в середине 20-х годов прошлого века. Описанию яркому и великолепно прописанному, но настолько перегруженному специфическими терминами, что за ними теряется все великолепие альпийских пейзажей и напряжение опасности.

Собственно, к самому сюжету в этой части относятся только два небольших эпизода, обеспечивающие «завязку» основной истории, в центре которой загадка гибели молодого лорда Бромли и его безвестного спутника Майера на склонах Эвереста, которая произошла одновременно с трагическими событиями в британской экспедиции 1924 года и рождением главной загадки всего альпинизма — покорили ли пропавшие Мэллори и Ирвин Эверест или нет.

Только когда автор счел, что читатель твердо усвоил теоретический курс молодого альпиниста, нам позволено отправиться в Гималаи. И это не тот вариант, когда мы сразу на месте: нам предстоит пройти весь путь первых экспедиций на Эверест пошагово. И каждый шаг вновь сопровождается огромным количеством исторических и этнографических сведений, великолепными описаниями видов и сцен из жизни тибетцев и шерпов, подробностями жизни самых разных слоев населения целых стран, что я с радостью бы прочитала бы в отдельном труде по истории 20-го века.

И опять практически мало, что происходит, поскольку восхождение — это, да, опасное приключение на фоне впечатляющих видов, но это, прежде всего, тяжелая и однообразная работа по поиску безопасного пути и переноске тяжестей с одной высоты на другую.

Согласитесь, описанное выше звучит привлекательно скорее для любителя публицистики, чем приключений. К сожалению, и автор посчитал именно так, выплеснув в последней трети романа целую охапку динамичных сцен. Погони, драки, перестрелки, вроде бы, должны были бы скомпенсировать долгую описательную часть. Но с моей точки зрения, они погубили все окончательно.

Потому что, находка тел Мэллори и Ирвина, получение сведений об их судьбе и возможность разгадать главную тайну Эвереста, а затем внятное и, главное, логичное объяснение/даже с привлечением монстров-йети/, почему этого так и не произошло в 1925 году, тема, сама по себе достойная отдельной книги, как судьба экспедиции Франклина в «Терроре». Да, это был бы клон «Террора», но тогда не надо было бы пришивать белыми нитками и небрежными торопливыми стяжками нацистов, Гитлера и мировую политику. Может и был план показать чуждость нацизма всему существующему во Вселенной на фоне великолепия Гор, но получилось настолько чуждо, что это ни в коем виде нельзя рассматривать в каких-либо- философском или историческом — смыслах.

Кстати, еще одна моя претензия к роману лежит именно в этой части: в отсутствии вообще какой- либо идеи, связанной с местом и временем действия. Осталось совершенно непонятно, почему эта история должна была происходить именно на склонах Эвереста и именно в 1925 году. Хотя ведь основа для придания всему смысла была и довольно ясная, и намного более привлекательная, чем скачки по ледникам и стрельба на высоте в 8 км. А именно вот это:

«В таких вселяющих страх, суровых местах, как Ронгбук и скованные льдом горы вокруг него — или в населенных духами склепах, кладбищах, местах небесного погребения, — в самых грязных, самых убогих и опасных местах можно найти источник истинного духовного преображения.

— Мачиг Лабдрон однажды написала: «Без того, чтобы сделать действительность хуже, невозможно достичь освобождения… Посему удаляйтесь в страшные места и убежища в горах… чтобы не отвлекаться на догматы и книги… а просто постигать мир… в ужасе и одиночестве».

— Другими словами, — говорю я, — посмотрите в лицо своим демонам».

Второй «Террор» не состоялся, превратившись из триллера в банальный голливудский боевик. Не получилось ни исторического приключения, ни философской притчи. А жаль, исторический материал, как и фон для любой истории — великолепны и востребованы. И ждут очередного воплощения на бумаге.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, особенной какой-то мерзости в книге не обнаружилось, а если она и есть, то маленький холмик мерзости заслонен Джомолунгмой нелепости, Эверестом занудности и Сагарматхой неумения сочинить вразумительную развязку...

Помнится, в результате прочтения «Террора», посвященного жуткой гибели экспедиции Франклина и Крозье в арктических льдах, я ворчал по поводу того, что участь сих отважных до безрассудства британских моряков и без того была столь ужасна, что нет никакой нужды сию трагедию усугублять кровожадным чудовищем из эскимосского фольклора. Гибель Мэллори и Ирвина и история поиска их останков тоже вполне может обойтись без того, чтобы к ней приплетать байки про отвратительного снежного человека, но...

Но, подразнив читателя призраком пресловутого йети, Симмонс затем поступает так, что лицезрея беготню английских альпинистов по склонам Эвереста от шайки нацистских штурмовиков с альпенштоками, начинаешь понимать: лучше бы это все же были снежные люди или какие-нибудь еще реликтовые гоминоиды, или даже злые духи из тибетских легенд, но только не превращение эпического повествования о штурме высочайшей вершины земного шара в третьесортный боевичок...

Впрочем, даже началу этого самого боевичка изрядно радуешься, потому как сперва Симмонс смастерил описание приготовлений к экспедиции размером в 150 страниц, развлекая читателя сведениями о кислородных баллонах и прочем снаряжении. Потом ему никак не удается достичь должного драматизма в описании того, как альпинисты взбираются в гору, все ограничивается лишь нагнетанием ожидания чего-то плохого и жуткого, которое, как известно, не оправдается в должной мере...

Историческая составляющая романа крайне сомнительна. В описании национал-социалистического движения времен сразу после пивного путча есть ряд досадных ляпов. Явно неправдоподобно то, что уже в 1924 году британские лорды считают мелкого баварского политика Гитлера самым потенциально опасным врагом Альбиона и пытаются скомпрометировать его как гомосексуалиста и педофила одновременно. В мелочах тоже обнаруживаются всякие несуразицы, но самой главной несуразицей является сама идея романа...

Какого лешего устраивать битву между британскими спецслужбами и коварными нацистами едва ли не на вершине Эвереста? Может, надо было их еще в Антарктиду отправить, раз в предисловии к «Мерзости» Симмонс рассуждает о том, что был у него замысел и насчет поедающего полярников гигантского пингвина-мутанта...

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения остался в недоумении. Никогда еще не видел такого несоответствия аннотации издательства (и обсуждений на фантлабе) и, собственно, текста. Не знаю под каким углом зрения нужно читать эту книгу, чтобы увидеть хоть что-то сверхъестественное. Самый банальный исторический триллер в экзотических декорациях. И да, злобные нацисты такие злобные, что ... Начиная со второй половины от лютой банальщины скулы сводит.

Как ни странно, однозначно назвать «Мерзость» полным г.... не получается. Симмонс, как рассказчик, на высоте, фирменный слог, стиль, характеры героев (хоть и несколько гиперболизированные) присутствуют. Решил поставить соответствующую оценку, списав негативное впечатление на неоправданные ожидания, и в надежде на результаты от повторного прочтения

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга не отпускает, пока не перевернута последняя страница – даже в загруженные дни выкраиваешь полчаса на чтение. Правда, настолько увлекательные книги попадаются редко, но вот с «Мерзостью» мне однозначно повезло.

Конечно, как многие, я ждал чего-то похожего на прекрасный «Террор». Но получил совершенно другой роман – и очень этому рад. Начитавшись негативных отзывов, ждал, когда же мне наскучит чтение, но не дождался. А последние полторы сотни страниц проглотил буквально залпом.

Да, есть огрехи. Иногда сюжет притормаживают чересчур подробные описания техники восхождения, снаряжения и прочих деталей. Но в целом неспешная манера Симмонса мне нравится. Подготовка к путешествию, которая занимает добрую половину книги, ничуть не менее интересна, чем, собственно, восхождение.

В финале нас ждет небольшой финт. Тогда и станет понятно, что подразумевается под «мерзостью» и чем на самом деле движимы главные герои. Наверное, это самое тонкое место книги, здесь Симмонса можно обвинить в надуманности. Но все-таки история о трех друзьях-альпинистах настолько хороша, что в них невозможно не влюбиться, и лично я простил автору не самую удачную концовку.

И напоследок об ощущении, которое оставил роман. В детстве я, как и многие, любил приключенческие книги Жюля Верна и некоторых других авторов. Сейчас я уже не подросток, и не могу читать его романы с прежним удовольствием. Так вот: Дэн Симмонс стал моей взрослой версией Жюля Верна.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера — согласен, присутствует. Сюжет — слаб и абсурден до невозможности. Убогая попытка из явной лажи, правящей миром, соорудить очередную тайную ложу, предвидящую в 1924 г. возвышение Гитлера и использующую такие американские методы компрометации последнего... В следующем романе Сталина/Муссолини/Пол Пота будут пытаться скомпрометировать зоофильскими фото. А что, Мерзость 2... Денежка же капает! Ну да это просто от непонимания природы привязанности масс к диктатору. Ее конвертом с фотографиями (любыми) не порвешь, увы((

Не могу назвать себя фанатом Симмонса, хотя весьма удачный Террор прочел с интересом — историк как-никак... Но вот за Мэллори и Ирвина по-настоящему обидно. Не заслужили они, чтобы в поисковиках появляться в связи с этим «шедевром». Хотя. с другой стороны. лишний повод вспомнить их появился для читателей 21-го века...

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучше бы это были йети. Или какой-нибудь зомби-альпинист даже. Или само божество горы в виде чего-либо. Но немцы... И сама мерзость...

С другой стороны немцы занимают лишь треть книги. А еще Симмонс явно провел много времени во всех подробностях изучая тонкости альпинизма в 20-ых годах прошедшего столетия, что само по себе достойно уважения. Подробности о Мэллори и Ирвине побуждают залезть в википедию и на сайты альпинистов чтоб посмотреть фотографии, изучить что о них на самом деле известо сейчас. А еще очень и очень подробный экскурс на северный склон Эвереста. Заодно я прониклась и Маттерхорном (он прекрасен).

А недостаток кроме самого сюжетного хода с немцами ещё и в том, что нет нагнетения ситуации перед ихним приходом. Т.е. просто они лезли-лезли, случались какие-то небольшие трудности, а потом хопа... немцы.

Концовка с Черчиллем и Чаплином понравилась.

В общем хорошая книжка для тех, кто интерисуется альпинизмом (как для альпинистов-профи — не знаю). Мне замечательно пошла после недавно вышедшего фильма «Эверест». А про немцев можно и по диагонали читать. В любом случае надеюсь Симмонс всё-таки учтёт недостатки этой книги, соберётся и напишет что-нибудь достойное про Антарктиду и поход на полюс Р.Ф.Скотта.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никто не знает, есть ли у Дэна Симмонса русские в родне? Он долго запрягал с этими своими айсбалями и зайльцугами, траверсами и реверсами, не спеша наряжался в шекльтоны, но потом поехал очень быстро(дюльфер!). Понеслось (во всяком случае для меня)примерно со страницы 245. «Я хочу сказать что то саркастическое, но застываю с открытым ртом, потому что в комнату входит самая красивая женщина, какую я когда – либо видел- и когда либо увижу в своей жизни. Леди Кэтрин Кристина Реджина Бромли – Монфор. Я не могу её адекватно описать. Я это понял спустя несколько десятилетий назад, когда впервые попытался сесть за эти мемуары. Её глаза…В глазах этой женщины ровно столько, сколько нужно, чтобы завершить и подчеркнуть её красоту. Эти глаза совершенны. Она совершенна…»Дык ..тык ....Адекватной картины у Джейка Перри и в самом деле не получилось. Но попробуйте сами описать женщину в которую мгновенно и смертельно втюрились? Невозможно! Дык ..тык ....Язык немеет, а перед глазами постоянно какие то радужные пятна. Вот товарищ Саахов мог :«Перед нами новый тип Женщины Гор, паанимаэтэли- графиня, спортсменка, альпинистка…,наконец она просто красавица! »Все аплодируют.. Кончили аплодировать.. Наконец (ммм…вкуснятина) –сама эта тема – три верных товарища, брутальные мужики , явно влюблены в одну леди и готовы ради неё на всё, но все, кроме рассказчика это тщательно скрывают. Не плагиат, но явный и уважительный поклон в сторону Эриха Марии Ремарка. Время то же и люди те же – солдаты и женщины, настоящие леди и настоящие джентльмены. .Громадная проделана работа по изучению бытовых, исторических , технических реалий и деталий. И получилось то, что собственно и создаёт произведение – атмосферность. Роман слишком затянутый? Ну не знаю…Я с сожалением перевернул последнюю страницу. Кино с открытым финалом, в котором многое осталось за кадром. Одни только намеки на антарктическую историю с адмиралом Бэрдом и робинзонаду в хижине Шеклтона чего стоят! Отличная бы получилась Книга в Книге, но Мастеру видней. Как говаривал Хэнк Муди «нельзя впихнуть невпихуемое».Есть еще один ,хотя и не явный ,но столь же уважительный поклон Симмонса ,на этот раз русской экспедиции Брусилова. Love-story Редли и Дикона удивительна похожа на историю любви врача Ерминии Жданко и лейтенанта Георгия. А вернее похож конец этой истории, скорее всего додуманный и придуманный .Ведь ясно же, что погибли, сгинули во льдах, но так хочется верить, что спаслись, жили потом долго счастливо в далекой стране, рожали детишек. Эх,эх так хочется во всем хэппиэнда.

А русские корни у Симмонса наверняка есть. Вот так и вижу: Дэн в своем горном маленьком домике в Виндволкере, на высоте 8400 метров…Сидит и пишет «The Abdominable». Тихо, уютно. Рядом посапывает верный пушистый друг Ферги ,а из кассетника на тумбочке доносится хриплый голос Владимира Семеновича:

Ох, какая же ты близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя.

Мы теперь с тобой одной верёвкой связаны,

Стали оба мы скалолазами!

Дэн отхлебнул ещё виски, и стал подпевать:

Hет алых pоз

И тpауpных лент,

И не похож

Hа монумент

Тот камень

Что покой тебе подаpил.

Как вечным огнем свеpкает днем

Веpшина

Изумpудным льдом,

Котоpую

Ты так и не покоpил.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко почитаемый мною Симмонс входит в когорту лучших писателей-фантастов, с творчеством которых мне довелось ознакомиться. Переведенную на русский «Мерзость» я терпеливо ждал два года. И теперь, проглотив эту книгу буквально за пару недель, могу сказать, что разочарован. Однако, как это подмечалось многими, это именно разочарование, а не полное фиаско.

Прежде всего, нельзя не отметить атмосферу книги, которая полностью погружает читателя в холодный, враждебный человеку мир Эвереста — плод высочайшего мастерства Симмонса. За это — твердая пятерка.

Однако дам рекомендацию будущим читателям: перед прочтением книги загляните в словарь альпинистов. Или держите его под рукой во время прочтения «Мерзости». Повествование изобилует такими терминами как «траверс», «свободный стиль», «перила». Знание определений этих слов сделает впечатления от прочтения более яркими.

Сюжет. Никогда не думал, что напишу такое, но в этом произведении Симмонс получает безоговорочный неуд.

Конечно, я тоже приступал к прочтению, держа в уме, как и многие читатели, шедевральный «Террор».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не то чтобы я ожидал в «Мерзости» появления эверестского Туунбака, но хотелось увидеть что-то пусть отдаленно мистическое. Пусть что-то неосязаемое, антинаучное, но чужое, разумное и враждебное отважным альпинистам. Тем более, содержание аннотации к этому располагало.

Дойдя до кульминации, я почувствовал себя обманутым. Безумные нацисты? Фотографии извращений Гитлера, найденные на теле загадочно погибшего аристократа-агента британской разведки? И все это — недалеко от вершины высочайшей горы мира? Это даже не просто банальщина, — это цирк и фарс.

Намеренно или нет, но Симмонс использовал славу и антураж своего «Террора» как приманку к сюжетной мерзости «Мерзости» (намеренная тавтология).

Вдвойне обиднее оттого, что эта халтура — работа (или наоборот — отсутствие настоящей работы) Симмонса, который, как мы знаем по «Гипериону», «Террору», «Илиону», способен на гораздо большее. И мне кажется, в случае с «Мерзостью» Симмонс даже не пытался вытянуть сюжет на приемлемый уровень, хотя зацепок и возможностей для этого тематика предоставила с лихвой.

Главное же достоинство книги — это представленные в романе образы, пусть даже гиперболические. Я не буду углубляться и анализировать их. Каждый найдет среди героев своего фаворита.

Я же просто хочу поблагодарить автора за Ричарда Дэвиса Дикона, Пасанга и, разумеется, камео Черчилля.

Резюмируя сказанное: 3\10 в контексте ожиданий от Симмонса. Разочаровал.

Если абстрагироваться от автора и его опыта — что, конечно, читавшим хотя бы один-единственный «Террор» не под силу — можно смело ставить 7\10.

И рекомендовать книгу не могу. Именно по той причине, что у Симмонса есть вещи на порядок более стоящие.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, при чтении книги в перую очередь приходит на ум «Террор» — опять постоянный холод, люди, работающие на пределе сил, постоянное изнеможение.

В книге очень много географии Эвереста и переходов героев туда-сюда по этой георафии. Для удовлетворительного понимания неплохо бы вложить в книгу карты горы.

Собственно альпинизм описан очень подробно. Веревки, печки, палатки, кошки, ледорубы, ледобуры и т.д., и т.п.

Опять же книга расширяет знания о попытках покорения Джомолунгмы в двадцатых годах. Но в целом роман не очень — и вся шпионская составляющая, и особенно вторая половина книги, в которой начинается триллер.

Рекомендовать не могу

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замах на рубль, удар на копейку. Всё, что относится к альпинистской части — великолепно и атмосферно. Да, это занудная повторяющаяся рутина, но в этом и вся соль.

Последняя треть романа — полное безобразие, скверно написанный и набитый шаблонами трэшак категории «С», как небрежно сляпанный фанфик с Мэри Сью, инфернальными злодеями и чудесными спасениями. Полное ощущение, что ближе к концовке Симмонс всё сильней маялся животом, а роман дописывала бригада литературных афроамериканцев, причем как знаменитые «Большие пожары», методом буриме.

Очень, очень слабо. Возможно, слабейший роман Симмонса, что я читал. Объективно оценка где-то на тройке по 10-балльной, но за тщательно прописанную часть, посвящённую подготовке и альпинизму как таковому — ну пусть будет стыдная пятёрочка. И от этого ещё грустней — ведь могла получиться Вещь.

(И да, уже в одной из первых рецензий отмечали: смените вы аннотацию, в самом деле, главный герой — двухметровый здоровяк с руками Шварценеггера — наверное был бы в некотором шоке, узнав про себя, что он, оказывается, юная идеалистка).

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх