Нил Гейман «Человек, который забыл Рэя Брэдбери»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вторичный литературный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Небольшой по объему, но насыщенный литературными аллюзиями рассказ, повествующий о человеке, который начал “терять слова”.
Рассказ является своеобразным переосмыслением любви автора к творчеству Рэя Брэдбери в частности, а также к литературе, книгам и чтению в целом.
По словам Нила Геймана, рассказ был отправлен Рэю Брэдбери на его 91-й день рождения.
Входит в:
— антологию «Театр теней. Новые рассказы в честь Рэя Брэдбери», 2012 г.
— антологию «The Year's Best Dark Fantasy & Horror 2013», 2013 г.
— журнал «Мир фантастики №12, декабрь 2013. Том 124», 2013 г.
— сборник «Осторожно, триггеры», 2015 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (7), английский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (1)
- /перевод:
- М. Бакалов (1), В. Кауфман (1), А. Осипов (4), Т. Покидаева (1), И. Суханов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 18 декабря 2024 г.
Рассказ о важности и силе знаний. И не просто знаний, а ЛЮБЫХ: то, что сейчас кажется неважным, через много лет неожиданно явится толчком к чему-то грандиозному. И наоборот, невероятно важное сегодня навсегда исчезнет в череде следующих дней. И, конечно же, литература, как мощнейший проводник знаний. В том числе, художственная. Та, в которую отдельный человек — хочет-не хочет — вкладывает себя, часть за частью, кусочек за кусочком. Так формируется знание о человечестве — из маленьких и больших личностей.
Произведения Брэдбери здесь просто проводник к подобной очевидной мысли. Конечно, знаковый фантаст взят за основу не просто так. Да и сам Гейман явно неровно дышит к Брэдбери. И это только помогает осознать, насколько важно каждое произнесенное и написанное слово. И потерять его — значит потерять связь с чем-то бОльшим, возможно, навсегда. С полочкой в твоем мозге, к которой больше не будет доступа. К твоему йогурту, который теперь довольно носит в желудке кто-то другой.
Светло-грустный рассказ, наполненный к отсылкам множества произведений, но не зацикливающийся на «угадайках», а вполне самостоятельный, даже если читатель не знаком с большинством упоямнутых историй. Притча о Боге, молитвах и алфавите прекрасна.
Deliann, 28 декабря 2013 г.
Есть у творчества Геймана такая отличительная черта: он в одно произведение вплетает множество идей, образов и даже историй. И рассказ «Человек, который забыл Рэя Брэдбери» не является исключением из правила. Рассказ оставляет сразу два сильных ощущения от прочтения:
• Удовольствие от самой истории. Человек рассказывает о своей проблеме: он забывает и это его пугает. Он забывает слова, иногда он забывает события. Главное не забыть сути. Ведь суть остается. Именно суть читатель и должен увидеть в этом рассказе. Неважно, если вы не читали всего Брэдбери, вы можете даже вообще не знать кто это и получить от истории удовольствие. Потому что перед нами литературный винегрет, который очень приятен на вкус, даже если вы не в состоянии распробовать каждый ингредиент. Воспринимать все в комплексе вы же в состоянии.
• Удовольствие от опознанных аллюзий и намеков. Я читал немало произведений Брэдбери, но хорошо помню не так уж много. Но и этого запаса знаний хватило, чтоб уловить довольно много. А сколько там еще скрыто? Рассказ как шкатулка с сокровищами, которые со временем будут только прибавляться. А уж если я освежу в памяти творчество Брэдбери, то точно разбогатею смыслами и идеями этого рассказа.
Один из лучших рассказов у Геймана.
Тимолеонт, 5 декабря 2017 г.
Конечно, это не полноценный самостоятельный рассказ. Это ода Бредбери и дань уважения-признания великому писателю. Получилось атмосферно, даже для меня, читавшего только «451 градус по Фаренгейту».
Через метафору человека, забывшего много очень-очень важных вещей, Гейман показывает важность творчества Бредбери и то, как он на него повлиял. Может, и ошибаюсь, но по-моему очевидно, что ГГ здесь — Гейман и именно свои переживания он изобразил.
Nicolle, 4 апреля 2014 г.
Так уж сложилось, что этот рассказ я впервые прочитала сегодня.
Прежде всего, это чудесное многомерное полотно, наполненное отсылками и намёками. Текст можно разобрать как старый сундук, наполненный дорогими твоему сердцу вещами. Каждая разгаданная аллюзия вызывает невольную улыбку и желание перечитать то, чего Гейман едва коснулся, задев этим за живое.
Даже если вы не знакомы с творчеством с Рэя Брэдери, рассказ останется великолепной литературной игрой. Неспешное повествование, пронизанное любовью к прочитанным книгам, трогает до глубины души. Забывать всегда печально. Но, если помнишь главное, так ли важны даты и имена?
Рассказ был написан ещё до смерти Брэдбери. Но, как мне кажется, это лучшее, что можно было бы написать в память о нём.
Wolf94, 16 июня 2017 г.
Небольшой по объему рассказ в котором каждый читатель найдет отражение себя. Не удивлена, что именно с этого рассказа и открыли сборник. Рэй Брэдбери – отец многих современных авторов. Наставник, открывший новые горизонты в литературе. В его творчестве сочетаются порой несочетаемые темы, будь то покорение космоса и влияние человеческого вмешательства в иную жизнь, или же потрясающий рассказ, где спорят двое и на что готов пойти человек, дабы доказать свою правоту («Убийство»), ну а чего страшного может произойти на Карнавале? Мы можем помнить суть, пересказать чуть ли не всю книгу, но так и не вспомнить автора. Он может вертеться на языке, но так и не быть озвученным.
«Дорогой Бог, слушай мою молитву.
А Б В Г Д Е…»
Deniz91, 12 марта 2013 г.
Слушал аудиорассказ, который озвучил сам Гейман. Аудио длится всего 13 минут в спокойном темпе. Рассказ в хорошем смысле простой, я не очень силен в английском, но почти все понял. Рассказ нельзя назвать сильным или слабым, хорошим или плохим. В нем в принципе нет сюжета и интриги, просто красивое повествование в стиле чистого монолога о том, как какой-то простой человек забыл имя Брэдбери и на протяжении всего рассказа делится своими мыслями и образами, где видны прямые отсылки к произведениям Рэя Брэдбери.
Тут мне кажется все зависит от вашего отношения к Брэдбери и в меньшей степени к Нилу Гейману. Так как, мне нравятся оба этих писателя, то мне было очень приятно послушать этот рассказ и лишний раз вспомнить отличные произведения великого фантаста, который, увы, уже не с нами. Так что если вы поклонник Рэя Бредберри и владеете английским, то рекомендую ознакомится с данным рассказом, остальным он вряд ли будет интересен.