fantlab ru

Томас Манн «Доктор Фаустус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Доктор Фаустус

Doktor Faustus

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

В центре романа — судьба композитора Адриана Леверкюна. Этот образ вобрал в себя черты многих музыкантов и писателей (например, Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Фридриха Ницше, Федора Достоевского). Биография Адриана мифологична — кажется, что он сам выбирает свой путь, но потом становится ясно, что все уже было предопределено заранее. Название романа применимо в равной мере к главному герою и к персонажу последнего опуса композитора.

Экранизации:

«Доктор Фаустус» / «Doktor Faustus» 1982, Германия (ФРГ), реж: Франц Зайц



Похожие произведения:

 

 


Доктор Фаустус
1959 г.
Доктор Фаустус
1960 г.
Доктор Фаустус
1975 г.
Доктор Фаустус
1997 г.
Доктор Фаустус
2004 г.
Доктор Фаустус
2006 г.
Доктор Фаустус
2007 г.
Доктор Фаустус
2009 г.
Доктор Фаустус
2009 г.
Новеллы. Доктор Фаустус
2009 г.
Доктор Фаустус
2010 г.
Доктор Фаустус
2011 г.
Доктор Фаустус
2015 г.
Доктор Фаустус
2016 г.
Доктор Фаустус
2017 г.
Доктор Фаустус
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Доктар Фаўстус
1989 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же меня умиляют отзывы читателей, с искренне восхищающиеся многогранностью, аллюзиями и скрытыми смыслами каждого второго классического романа, манипулируя читательской благосклонностью к данного рода мудрым и не всем понятным словам. И появляется легкое недоумение от самоотверженности некоторых читателей, которые настолько сознательно подходят к процессу чтения классики, что, прекрасно отдавая себе отчет в том, что произведение, будучи откровенно пресным, тяжеловесным, неудобочитаемым или излишне для простого обывателя интеллектуальным, они в один присест прочитать не в силах, как мыши, которые лакомились кактусом, в анекдоте, растягивают сие сомнительное удовольствие на долгие месяцы только по той простой причине, что это произведение кто-то когда-то назвал обязательной к прочтению классикой мировой литературы. Ребята, в нашем мире существует достаточно много прекрасных произведений мировой литературы, чтение которых уже с первых страниц приносит удовольствие и даже литературный экстаз, — вот именно им и стоит уделять наше драгоценное время, поскольку за скучным и откровенно переоцененными произведениями мы можем упустить то немногое, к чему захочется еще неоднократно возвращаться, дабы вновь и вновь впитывать в себя наслаждение высокой литературой.

Что же касается самого произведения, то никаких аллюзий и скрытых смыслов мной в романе мною не замечено – это довольно амбициозная и креативная вариация на ставшую вечной тему Фауста – поиске себя в искусстве, рождения шедевра из страданий и самоотречения. Тема далеко не нова и изрядно замусолена в мировой литературе, но Манн был бы не Манн, если бы не привнес в нее чего-то нового, авторского, переданного посредством его философских рассуждений и лирических отступлений, которые в данном случае мне также показались несколько избитыми и банальными – лично для себя я не почерпнул ничего нового, она не заставила меня задуматься или хотя бы сопереживать героям.

И, что касается уже упомянутых множественных смыслов и аллюзий, надо обладать по крайней мере глубокими академическими знаниями предмета, о котором пишешь, надо быть Эко или Джойсом, которые на этом собаку съели. Кстати, в случае с Джойсом, которого я не очень жалую именно за его академичность, с этим явный перебор, особенно с «Улиссом», в котором, чтобы понять о чем речь, неподготовленному читателю стоит читать сноски, которые могли бы выйти отдельной довольно увесистой книгой. В Фаустусе идея до банальности проста, все лежит на поверхности, но преподнесено это прекрасным фирменным манновским языком, за который я так люблю его «Будденброков». Из этой же книги я не вынес ничего нового, размышления автора о религии, искусстве, гениальности и влиянии гения на окружающий мир уже сотни раз были воспроизведены в более ранних классических произведениях и повторены в новых, значительно более интересных и живых. И если другие произведения, даже вялотекущие, медленно, но верно, развивали сюжет, то в данном случае сюжет развивается маленькими скачками после многостраничного топтания на месте. Просто взрывное для мозга читателей внимание автора к несущественным (и даже существенным) деталям создает иллюзию болота, медленно затягивающего и убивающего читательский интерес. Слишком много подробностей, слишком много лишних страниц, слишком заезженная тема и (это уже личное отношение) довольно невзрачный персонаж. Тем более на фоне других классических произведений, которые прочел или перечел в последнее время, и от которых невозможно было оторваться, а здесь же – соглашусь со мнением многих читателей – читать было совершенно неинтересно и трудно, поскольку смысла в дальнейшем чтении, помимо уже упомянутого штампа обязательного к прочтению сокровища мировой литературы, я не видел – каждые 50 страниц порывался бросить, но, поскольку эта книга была единственной, которую я взял с собой в длительную поездку, пришлось дочитывать.

Для галочки всем любителям классической литературы книгу, наверное, прочитать стоит, но рекомендовать однозначно не буду – лучше ограничиться «Будденброками». Но все же лучше отдать предпочтение сотням других, более мудрых, ярких и самобытных книг, которые привнесут в вашу жизнь что-то новое, заставят задуматься и непременно напомнят о себе годы спустя, с которыми время пролетит незаметно, авторам, произведения которых не напоминают кактус, обязательный к проглатыванию, а читаются на одном дыхании и наполнены глубочайшими небанальными философскими мыслями и сюжетами – а это я считаю признаком качественной классической литературы на все времена. Не читайте книг, которые не захочется после прочтения перечитать заново. «Доктор Фаустус» же у читателей, у которых хватило терпения и времени осилить его до конца, такого желания явно не вызовет.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный роман 20 века.

Не для средних умов.

Единственная книга, которую не удавалось читать более чем по 4-5 страниц за раз — при том, что не оторвёшься. Плотность текста, кол-во и глубина спрессованной мысли и аллюзий из истории европейской культуры на единицу текста вряд ли с чем сравнима.

Тяжёлый для восприятия текст, который, раз прочитав, невозможно забыть.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальная книга! Настоящий Opus Magnum мировой литературы, сложный, многогранный, с бесчисленными, вложенными друг в друга смыслами и подтекстами, аллюзиями, отсылками, метафорами и игрой значений. Словно в колдовской мастерской Творца — Гения, рождается Музыка, в которой история мира, история души человеческой, все надежды и страдания, личные ангелы и демоны, суеверия и науки. Из мира внутреннего — микрокосма, рождается Макрокосм, вселенная всех вещей. И пусть мы никогда не узнаем, был ли Искуситель на самом деле, или он всего лишь плод больного изможденного разума Гения, итог один — волшебство Искусства рождается из великой муки и жертвы, когда Творец растворяется в своем творении.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великое произведение Томаса Манна (без преувеличений великое — и по размеру, и по смыслам, в нем заложенным) мне кажется схожим с грандиозной симфонией, в партитуре которой заложено все: и тайны Природы, и загадки людской Цивилизации, и не менее таинственные уголки и коридоры человеческой Личности, и крутые повороты Истории, и магия величественной Музыки.

Грандиозность замысла великого немецкого писателя очень трудно выразить в нескольких словах.

В этом ключевом для творчества писателя произведении творчески преобразована старинная легенда о Творце, продавшем душу Мефистофелю за великий талант, и как известно, за все нужно платить!

Талант Манна превращает средневековый миф в магическое, философско — музыкальное полотно о сущности и судьбе человека — творца на фоне значительных исторических событий.

Центральное место в романе занимает очень интересный диалог молодого композитора с посланцем ада, поймавшим писателя на крючок возможного заболевания сифилисом после посещения публичного дома.

Писателю удается создать почти мистическую атмосферу этой важной сцены: темная комната, жуткий холод, меняющий свой лик хитрый, остроумный незнакомец-гость. Дьявол соблазняет двадцати четырьмя годами гениального творчества, почета и славы, после чего, как он говорит — «мы тебя заберем».

Леверкюн действительно приобретает великую славу, пишет гениальную музыку, но он не имеет любви, и его талант не причиняет людям ничего, кроме бед и страданий.

Чтение трудное! В романе множество философских отступлений, теологических размышлений, искусствоведческих терминов. Я приступал к роману трижды, и лишь в последний раз мне удалось взобраться на его «волшебную гору».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх