Томас Манн «Доктор Фаустус»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В центре романа — судьба композитора Адриана Леверкюна. Этот образ вобрал в себя черты многих музыкантов и писателей (например, Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Фридриха Ницше, Федора Достоевского). Биография Адриана мифологична — кажется, что он сам выбирает свой путь, но потом становится ясно, что все уже было предопределено заранее. Название романа применимо в равной мере к главному герою и к персонажу последнего опуса композитора.
Экранизации:
— «Доктор Фаустус» / «Doktor Faustus» 1982, Германия (ФРГ), реж. Франц Зайц
- /языки:
- русский (16), белорусский (1)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- С. Апт (15), Н. Ман (15), В. Сёмуха (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
r9snick, 9 мая 2025 г.
Вряд ли можно спорить с тем, что Томас Манн — величайший прозаик XX века и современный классик. Именно с таким ощущением я начинал «Доктора Фаустуса» после долгого перерыва с «Волшебной горы», которая действительно оказалась потрясающей.
Увы, «Доктор Фаустус» шёл очень тяжело. Бесконечно тяжело, так что регулярно возникало желание оставить это произведение и взять что-то попроще. Но является ли сложность романа его достижением? Да, чтобы завернуть теологические размышления, философские экзерсисы, музыкальную теорию и подать это как биографию неизвестного великого композитора от лица его друга детства — надо обладать невероятным талантом. Манн — бесспорно, отринутый своей родиной в эпоху нацизма гений.
Но что здесь увидит не критик, литературовед, а читатель, даже весьма эрудированный и начитанный? Во-первых, интеллектуальная нагрузка здесь нарочита. Книга заставляет тебя читать с полным погружением, внимательно, осмысляя каждый эпизод и сцену. Для тех, у кого чтения — это хобби, а не осмысленное упражнение ума, здесь рискуют отвалиться. Далее: повествование безгранично монотонно и предсказуемо. О дальнейшей судьбе Леверкюна становится понятно уже на 13 главе из 40, всё укладывается в закономерную канву. Ярких эпизодов, кроме душераздирающей истории племянника Леверкюна по прозвищу Эхо да расстроенной помолвки просто нет — это череда затворнической жизни, редких встреч с узким кругом общения и создание гениальных произведений.
С ними, кстати, тоже просто беда. Музыка часто есть в книгах, например, это одна из тем «Альтиста Данилова» или истории Фробишера из «Облачного атласа» — но там никто не душит читателя всеми этими терминами, аллюзиями, описаниями и бе-молями мажор. Если человек вообще не представляет, как устроена музыка, все эти многочисленные описания устройства музыки текстом просто будут напоминать поток слов. Кому, кроме профессиональных академистов-музыкантов и знатоков это будет понятно без пояснительных справок?
Наконец, самое важное и жуткое. Этот текст, несмотря на трагизм и эмоциональный окрас, максимально сух и отстранён. Сопереживать героям не получается, потому что какие-то попытки в вовлечение тонут в философских пережёвываниях и музыкальных паузах. Видно, что роман — это продукт рационального и интеллектуального упражнения, а не тонко выстраданного опыта.
При всём уважении и любви к Манну, признании величины его таланта, оценки больше тут быть не может.
Тамийа-химэ, 15 марта 2018 г.
Гениальная книга! Настоящий Opus Magnum мировой литературы, сложный, многогранный, с бесчисленными, вложенными друг в друга смыслами и подтекстами, аллюзиями, отсылками, метафорами и игрой значений. Словно в колдовской мастерской Творца — Гения, рождается Музыка, в которой история мира, история души человеческой, все надежды и страдания, личные ангелы и демоны, суеверия и науки. Из мира внутреннего — микрокосма, рождается Макрокосм, вселенная всех вещей. И пусть мы никогда не узнаем, был ли Искуситель на самом деле, или он всего лишь плод больного изможденного разума Гения, итог один — волшебство Искусства рождается из великой муки и жертвы, когда Творец растворяется в своем творении.
tarasovich09, 4 июня 2016 г.
Великое произведение Томаса Манна (без преувеличений великое — и по размеру, и по смыслам, в нем заложенным) мне кажется схожим с грандиозной симфонией, в партитуре которой заложено все: и тайны Природы, и загадки людской Цивилизации, и не менее таинственные уголки и коридоры человеческой Личности, и крутые повороты Истории, и магия величественной Музыки.
Грандиозность замысла великого немецкого писателя очень трудно выразить в нескольких словах.
В этом ключевом для творчества писателя произведении творчески преобразована старинная легенда о Творце, продавшем душу Мефистофелю за великий талант, и как известно, за все нужно платить!
Талант Манна превращает средневековый миф в магическое, философско — музыкальное полотно о сущности и судьбе человека — творца на фоне значительных исторических событий.
Центральное место в романе занимает очень интересный диалог молодого композитора с посланцем ада, поймавшим писателя на крючок возможного заболевания сифилисом после посещения публичного дома.
Писателю удается создать почти мистическую атмосферу этой важной сцены: темная комната, жуткий холод, меняющий свой лик хитрый, остроумный незнакомец-гость. Дьявол соблазняет двадцати четырьмя годами гениального творчества, почета и славы, после чего, как он говорит — «мы тебя заберем».
Леверкюн действительно приобретает великую славу, пишет гениальную музыку, но он не имеет любви, и его талант не причиняет людям ничего, кроме бед и страданий.
Чтение трудное! В романе множество философских отступлений, теологических размышлений, искусствоведческих терминов. Я приступал к роману трижды, и лишь в последний раз мне удалось взобраться на его «волшебную гору».
ganesha82, 16 января 2020 г.
Как же меня умиляют отзывы читателей, с искренне восхищающиеся многогранностью, аллюзиями и скрытыми смыслами каждого второго классического романа, манипулируя читательской благосклонностью к данного рода мудрым и не всем понятным словам. И появляется легкое недоумение от самоотверженности некоторых читателей, которые настолько сознательно подходят к процессу чтения классики, что, прекрасно отдавая себе отчет в том, что произведение, будучи откровенно пресным, тяжеловесным, неудобочитаемым или излишне для простого обывателя интеллектуальным, они в один присест прочитать не в силах, как мыши, которые лакомились кактусом, в анекдоте, растягивают сие сомнительное удовольствие на долгие месяцы только по той простой причине, что это произведение кто-то когда-то назвал обязательной к прочтению классикой мировой литературы. Ребята, в нашем мире существует достаточно много прекрасных произведений мировой литературы, чтение которых уже с первых страниц приносит удовольствие и даже литературный экстаз, — вот именно им и стоит уделять наше драгоценное время, поскольку за скучным и откровенно переоцененными произведениями мы можем упустить то немногое, к чему захочется еще неоднократно возвращаться, дабы вновь и вновь впитывать в себя наслаждение высокой литературой.
Что же касается самого произведения, то никаких аллюзий и скрытых смыслов мной в романе мною не замечено – это довольно амбициозная и креативная вариация на ставшую вечной тему Фауста – поиске себя в искусстве, рождения шедевра из страданий и самоотречения. Тема далеко не нова и изрядно замусолена в мировой литературе, но Манн был бы не Манн, если бы не привнес в нее чего-то нового, авторского, переданного посредством его философских рассуждений и лирических отступлений, которые в данном случае мне также показались несколько избитыми и банальными – лично для себя я не почерпнул ничего нового, она не заставила меня задуматься или хотя бы сопереживать героям.
И, что касается уже упомянутых множественных смыслов и аллюзий, надо обладать по крайней мере глубокими академическими знаниями предмета, о котором пишешь, надо быть Эко или Джойсом, которые на этом собаку съели. Кстати, в случае с Джойсом, которого я не очень жалую именно за его академичность, с этим явный перебор, особенно с «Улиссом», в котором, чтобы понять о чем речь, неподготовленному читателю стоит читать сноски, которые могли бы выйти отдельной довольно увесистой книгой. В Фаустусе идея до банальности проста, все лежит на поверхности, но преподнесено это прекрасным фирменным манновским языком, за который я так люблю его «Будденброков». Из этой же книги я не вынес ничего нового, размышления автора о религии, искусстве, гениальности и влиянии гения на окружающий мир уже сотни раз были воспроизведены в более ранних классических произведениях и повторены в новых, значительно более интересных и живых. И если другие произведения, даже вялотекущие, медленно, но верно, развивали сюжет, то в данном случае сюжет развивается маленькими скачками после многостраничного топтания на месте. Просто взрывное для мозга читателей внимание автора к несущественным (и даже существенным) деталям создает иллюзию болота, медленно затягивающего и убивающего читательский интерес. Слишком много подробностей, слишком много лишних страниц, слишком заезженная тема и (это уже личное отношение) довольно невзрачный персонаж. Тем более на фоне других классических произведений, которые прочел или перечел в последнее время, и от которых невозможно было оторваться, а здесь же – соглашусь со мнением многих читателей – читать было совершенно неинтересно и трудно, поскольку смысла в дальнейшем чтении, помимо уже упомянутого штампа обязательного к прочтению сокровища мировой литературы, я не видел – каждые 50 страниц порывался бросить, но, поскольку эта книга была единственной, которую я взял с собой в длительную поездку, пришлось дочитывать.
Для галочки всем любителям классической литературы книгу, наверное, прочитать стоит, но рекомендовать однозначно не буду – лучше ограничиться «Будденброками». Но все же лучше отдать предпочтение сотням других, более мудрых, ярких и самобытных книг, которые привнесут в вашу жизнь что-то новое, заставят задуматься и непременно напомнят о себе годы спустя, с которыми время пролетит незаметно, авторам, произведения которых не напоминают кактус, обязательный к проглатыванию, а читаются на одном дыхании и наполнены глубочайшими небанальными философскими мыслями и сюжетами – а это я считаю признаком качественной классической литературы на все времена. Не читайте книг, которые не захочется после прочтения перечитать заново. «Доктор Фаустус» же у читателей, у которых хватило терпения и времени осилить его до конца, такого желания явно не вызовет.
wwwuser, 2 августа 2021 г.
Главный роман 20 века.
Не для средних умов.
Единственная книга, которую не удавалось читать более чем по 4-5 страниц за раз — при том, что не оторвёшься. Плотность текста, кол-во и глубина спрессованной мысли и аллюзий из истории европейской культуры на единицу текста вряд ли с чем сравнима.
Тяжёлый для восприятия текст, который, раз прочитав, невозможно забыть.