Джордж Р. Р. Мартин «Пир стервятников»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: С множеством интриг | Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В Вестеросе продолжается война и связанная с этим смута.
Потеряв отца, который по сути и был правителем, Серсея в роли регентши при своем малолетнем сыне пытается сохранить в своих руках единоличную власть над страной. Она ссорится со всеми, кто пробует ей возражать, и добивается некоторых успехов, но как оказывается — временных.
Леди-рыцарь Бриенна ищет в разоренной стране сбежавшую Сансу Старк. Люди Железных островов выбирают себе нового короля и с ним совершают набеги на материковые земли. Арья Старк становится в Браавосе воспитанницей храма Многоликого бога. Страна разорена, но короли и правители продолжают делить власть и земли...
Входит в:
— цикл «Песнь Льда и Огня»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга не русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2006 // Роман — Премия им. Августа Дерлета | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2006 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2006 // Роман фэнтези | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Фэнтези или хоррор в двух томах (США) | |
номинант |
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2006 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга фэнтези (США) | |
номинант |
Мраморный фавн, 2007 // Переводная книга | |
номинант |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, III (2008) // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Premi Ictineu, 2013 (V) // Роман, переведённый на каталанский (США) |
- /языки:
- русский (10), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (15), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (10), Н. Тисовская (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 27 августа 2023 г.
А Мартин пошёл на достаточно смелый шаг! Не будет спойлером, если напишу, что в четвёртой части неожиданно сменилась большая часть Главных Героев, а старые звёзды отошли на третий-четвёртый план или вовсе даже не появляются в книге. С одной стороны — это раздражает, я же хочу знать, что там с ними дальше! Но с другой — это прекрасно, ибо даёт возможность показать историю с новых углов зрения, что удалось просто блестяще.
Но в то же время, именно четвёртая книга, кажется, стала здесь хронически промежуточной — есть, конечно, важные события, но на эпохальность они не тянут. Фактически, описывается «передышка» в бушующих событиях после радикальных потерь и смены фигур в третьей части. В то же время создаётся и мощный задел под пятую книгу — есть минимум несколько крайне многообещающих этапов, которые грозят громыхнуть по полной.
Iriya, 15 июля 2023 г.
...Война за Железный трон выгорела в огне своего же пламени. После ожесточенной борьбы враждующие стороны решили заключить непростое для каждого из них перемирие. Отныне в Семи Королевствах плетутся новые заговоры и создаются опасные союзы. Выжившие словно стервятники начинают объединяться, подбирая кости побежденных и сражаясь за добычу тех, кто вот-вот умрет. Однако притязания на власть в Вестеросе все еще существуют, несмотря на то, что одни из них звучат издалека, а другие принадлежат слабым претендентам. Поэтому пришел черед новым игрокам приобрести опыт и власть, чтобы пережить суровые времена и от своего имени вступить в Игру Престолов. Настало время, чтобы собраться и поставить на карту не только свое богатство, но и жизнь. Потому что немногие смогут остаться в живых после пира стервятников...
«Пришло время зверей: львов, волков, злых псов и стервятников — воронов и ворон.»
Кульминационные события «Битвы мечей» настолько шокировали меня, что чтение этого романа я начала незамедлительно. Однако найти на страницах данной части цикла прямого продолжения всего произошедшего ранее я не смогла. Все дело в том, что дальнейшее повествование Мартин разделил на две части («Пир стервятников» и «Танец с Драконами»), придерживаясь не хронологического порядка, а географического расположения описываемого действа. О тех героях, которые не вошли в содержание этой книги, читателям пришлось узнавать в следующей. Однако такой авторский ход не вызвал во мне разочарования. Здесь по-прежнему присутствовало то, что мне невероятно нравится в уже прочитанных книгах автора: запутанный сюжет, увлекательное повествование, детальное построение мира и, самое главное, глубина описания персонажей. Лично я наслаждался этой книгой от начала и до конца.
«Мертвая история пишется чернилами, а живая — кровью.»
По мнению большинства читателей, открывших для себя Мартина значительно раньше меня, этот роман является самой слабой составляющей цикла. Думаю, что во многом это связано с долгим ожиданием данного продолжения — прошло пять лет между публикациями «Битвы мечей» и «Пира стервятников». Также данная книга никак не оправдала надежд тех, кто намеревался узнать о судьбах героев, территориально находящихся вне Вестероса и абсолютно здесь отсутствующих (по уже упомянутой мной выше причине). Это означало, что многие интересные сюжетные линии и загадки, связанные с ними, не получили на этих страницах своего продолжения. Мне повезло больше! С одной стороны, я поздно познакомилась с творчеством писателя, поэтому не страдала от долгих перерывов между книгами. С другой стороны, я прекрасно понимала, что совсем скоро смогу узнать о происходящем на другом континенте из следующей книги цикла, которая уже ждала меня на полке.
»- Никогда бы не подумал, что держать заезд — смертельно опасно.
- Опасно быть низкородным в те времена, когда великие лорды играют в свою Игру Престолов.»
Мне понравилось, что в данной части «Песни Льда и Огня» на первый план автор вывел тех действующих лиц, которые в большинстве своем имели лишь второстепенные роли в предыдущих романах. Под девизом «Вы не видели на дороге тринадцатилетнюю высокородную девушку с синими глазами и золотисто-каштановыми волосами?» у меня даже появилась любимая героиня. На уровне этой книги она блистала во всей необычной красе своего образа. Настолько насколько вообще может блистать меленький огонек в темном мире Мартина. Ее линия сюжета напоминала безнадежное блуждание по страницам. Однако именно глазами этой девушки автор отобразил ужасы войны: потерянные жизни, измученных выживших, мрачные пейзажи и ощущение, что мир стал более бездушным — миром без смысла... Было тяжело лицезреть, как храбрый человек идет по этому опустошенному ландшафту и упрямо пытается творить никому не нужное добро. Но именно это и позволило мне еще больше проникнуться и произведением, и прекрасной героиней.
«Был у нас один король, а стало пять. Теперь же я вижу лишь воронов, которые скубаются за тело Вестероса.»
Мартин — блестящий прозаик: его описания антуража не просто щедры, они красивы. Он хорошо владеет литературным слогом и умеет создавать образы, которые являются одновременно суровыми и очаровательными, неприятными и ностальгически притягательными. Непревзойденный мастер контрастов! Если книга «Битва мечей» сводила с ума неожиданными поворотами, то данная — оказалась скорее созерцательной, чем судьбоносной. Автор как будто взял тайм-аут и погрузил читателей во временную передышку перед следующим рывком. Ничего захватывающего, как в предыдущих романах, не происходило — реки не горели, поединки сводились к минимуму, битвы отсутствовали. Все происходящее отражало усталость разрушенного войной Вестероса, который ужасал свежими могилами, сгоревшими домами и кишащими преступниками дорогами. И все же в финальной части Мартин заставил меня вздрогнуть на моменте, где один из персонажей болтался с веревкой на шее. И мне самонадеянно кажется, что я знаю, каким будет продолжение.
«Наши новые друзья совсем нам не друзья. Поскребешь их — и всю преданность сколупнешь.»
Поскольку огромная доля сюжета находилась в руках прекрасной половины человечества, то для меня «Пир стервятников» — это прежде всего история о женщинах Вестероса. Мир цикла по всем своим чертам схож со Средневековьем, где очень мало внимания уделялось устранению гендерного дисбаланса в обществе. Мне кажется, что созвучные этой теме вопросы присутствуют сейчас практически во всех современных произведениях, в том числе и литературных. Отразились они и в творчестве Мартина. Большинство образов главных героинь стали олицетворением стремлений женщин быть в мужском обществе заметными, хоть мало-мальски. Их существование — постоянная борьба как минимум за уважение со стороны сильной половины человечества, как максимум за власть в патриархальной системе. Их становление — вечное стремление доказать, что жизнь иногда противоречит установленному порядку вещей. С таким послевкусием я и перехожу к чтению пятой книги цикла под названием «Танец с Драконами». Всем добра!
«Смолоду каждый мужчина должен проиграть в битве, чтобы в старости на проиграть в войне.»
Double Black, 26 июня 2022 г.
Мартина я люблю душевно.
Но ... но книга эта («Пир стервятников») вызвала какое-то странноватое ощущение. То ли автор хотел растянуть и без того некороткую эпопею еще длиннее, ввести новых действующих лиц, которые почему-то были бездействующими раньше, то ли у него слишком много идей, и он не умеет обрезать то, что лишнее — не знаю. Пересказывать сюжет не в моих правилах, не дождетесь. Но, быть может, поэтому Джордж Мартин и не в состоянии завершить серию. А хотелось бы вместо неизвестного числа посредственных книг получить три или четыре великолепных, как первые. Но пока даже посредственных не происходит. :(.
URRRiy, 27 июня 2020 г.
Четвертая или половина четвертой, если учесть временной ход событий, книга серии песен Льда и пламени. Рассказывает о Вестеросе и Браавосе, городе тайн, достаточно унылом путешествии Сэма Смертоносного с товарищами в Старомест, королевстве Дорн и его политической деятельности, коварной королеве Серсее и ее одноруком брате Джейме, Железных островах и людях моря, а также о событиях и персонах менее значимых: рыцарском поиске кавалер-девицы Бриенны, сопровождаемом мрачными и кровавыми приключениями, немного о Долине Аррен и местных обитателях, и в целом -о затухании гражданской войны в Вестеросе и добивании оставшихся разбойников и сопротивленцев.
В отличие от предыдущих книг серии, четких по логике и плотных по динамике, эта часть носит откровенно телесериальный характер. Мессир Джордж Мартин явно почуял запах золотых драконов и как грамотный бизнесмен построил свой труд как сценарий к фильму, то есть, с одной стороны, яркий и зрелищный, с другой — во многом нелогичный, упростив интригу и усилив эмоциально-резкие эпизоды. Тем не менее, впечатления, что это плод «литературных негров», не создаётся, просто изменился метод подачи «контента».
На мой взгляд, подобный подход существенно девальвирует ценность романа. Сказка для взрослых превращается в сказку для взрослых, впавших в детство, с картинками «+18». В общем, заметно очевидное снижение литературного качества сего труда, хотя пока и не деградировавшее до откровенного трэша.
HDRip, 8 декабря 2019 г.
Эта книга сильно выделяется на фоне первых трёх. Такое ощущение, что изменения коснулись даже стиля повествования. Но, возможно, это мнимое. Ключевая особенность романа в том, что автор решил отойти от десятка сюжетных линий, разбросанных по всему миру, и сконцентрироваться на определённых местах и определённых событиях. В «Пире стервятников» все персонажи связаны между собой и так или иначе друг с другом пересекаются. Лично мне такой подход понравился. Больше нет тех неприятных ощущений, когда в самый напряжённый момент повествование вдруг обрывается и тебя переносит из Королевской Гавани куда-нибудь на другой материк к Дейнерис, а потом на Стену или в иные отдалённые места, возвращаясь к заветной напряжённой сцене только спустя половину книги. Нынче рассказ не уходит далеко от основной гущи событий, а, напротив, зачастую показывает одну ситуацию от лица разных персонажей, из-за чего кажется, что концентрация этих самых событий в новом романе значительно выше, чем в предыдущих. Это здорово.
Но есть и те моменты, что мне не понравились. Ключевой из них — обесценивание жизни. Жизни персонажей, основных и второстепенных. В романе так легко и просто разбрасываются жизнями второстепенных персонажей, выделив им пару страниц на знакомство, а затем убив, что ты не только не испытываешь к ним никакой жалости, ты ещё и перестаёшь испытывать жалость к персонажам ключевым. Перестаёшь верить в персонажей. Достаточно вспомнить первые книги. Сколько усилий прилагала, скажем, королева Серсея, чтобы от кого-нибудь избавиться? А какая панихида поднялась, когда Кейт похитила Беса? Можно вспомнить и некоторых второстепенных персонажей, к которым читатель успевал привязаться за первые две книги, и смерть которых была трагична. Что же мы наблюдаем в «Пире»? Серсея взмахом руки посылает одного за другим людей на плаху, независимо от знатности их происхождения. И этому не придаёт никакого внимания вообще никто. Новоявленный белый рыцарь, не успев появиться в истории, тут же самоубивается, проявляя вместо доблести невероятную глупость. Какую роль для сюжета сыграла его смерть? Самую незначительную — такое ощущение, что автор просто не знал, как от него избавиться. В целом же, глядя на то, какие откровенно безумные и бессмысленные поступки совершают некоторые персонажи, что прежде казались более здравомыслящими и разумными, лишь усиливается ощущение неправдоподобности происходящего. Всё это печально, ведь до сих пор мне нравилась эта серия именно тем, насколько живыми были персонажи, как верилось в их поступки, как приходилось за них переживать. Логика в их действиях, по большей части, была объяснима. А заранее взведённые ружья в момент выстрела порой оглушали осознанием того, что все предпосылки к этому выстрелу были обоснованы. Но в четвёртой книге серии всё это ощущение, увы, сходит на нет. Персонажи мрут как мухи, а единственная мысль: «ну, умер и умер, ну и ладно».
Кроме того, складывается ощущение, что убийство персонажей укрепляется в основе сценария. То есть, сюжет на протяжении всего длинного тома почти не сдвинулся с мёртвой точки. Сэм Тарли с первой по последнюю главу плыл со Стены в Старомест. Джейме почти всю книгу рефлексировал, а Риверран захватил за одну короткую главу. Кошка Кэт продавала моллюсков. А о том, что творила Серсея, и говорить не хочется. Но что от этого изменилось? Ну, разве что Железный Флот определился с целью и пошёл боем на сушу. А королевский совет и королевская гвардия сократились чуть ли ни до одних Кэттлблэков. Словно шахматный поединок, на котором пешек одну за другой срубают, но тут же заменяют их новыми на поле. И заветный исход поединка не виден на горизонте.
Поговорил немного о плохом, вернусь к хорошему. В новой части нам демонстрируют не только давно знакомый Вестерос, но и совершенно новую локацию: Дорн. И, наверное, это как раз самая приятная часть романа. Дорн не похож на вольные города, но не похож и на Вестерос. Это достаточно самобытное королевство. А Доран Мартел выходит на сцену как совершенно уникальный, не похожий на большинство других (храбрых и трусливых, честных и подлых, умных и не очень) персонаж. Жаль, что этим краям не уделили большего внимания. Зато не обделили вниманием Железные Острова. Нынче это не просто «место, где родился Теон-перевёртыш». Автор даёт читателю понять, что это действительно своеобразное «королевство», где быт и культура в корне отличаются от того, к чему привыкли на суше. В конце концов, даже морского короля выбирают на Вече по всем принципам демократии! События, происходящие в двух этих локациях, оставили наибольшие впечатления от романа.
scafandr, 29 октября 2019 г.
К сожалению, из первых четырех книг цикла эта мне понравилась меньше всего. Если говорить о стиле текста, то Мартин тут как всегда на высоте, но вот в плане интриг тут все как-то слишком вяло. Всех лордов перебили в предыдущих книгах, претендентов на трон стало еще больше за счет детей, жен, родственников и просто бандитов. Вот прям всем неймется стать главным в доме, никому не нравится быть обычным князем с небольшим наделом. Всем подавай огромные территории и необъятную власть.
В предыдущих книгах мне очень нравилось то, что каждая ее глава заканчивалась на самом интересном. В «Пире стервятников» практически ни одна глава не заканчивалась интригой, которая гнала бы меня читать быстрее, чтобы узнать, чем же там все закончилось. Из всех линий мне понравилась разве что только Бриенна. Многих старых знакомых в этой части цикла нету, что тоже немного меня расстроило.
«Пир стервятников» мне показался роман-передышкой перед новыми глобальными событиями. Полбалла оценке натянул, потому что цикл ведь хороший
lwiw, 20 июня 2019 г.
Похоже на какой-то фанфик. Большая часть оставшихся в живых героев предыдущих частей разве что упоминается изредка, на передний план выведены второстепенные и новые персонажи. Книга растянута и крайне бедна на события. Так низко даже сериал не опускался.
Stalk-74, 15 июня 2019 г.
Самая неинтересная книга по сравнению с первыми тремя томами. Автор подсадил читателя на иглу происходящего, и просто гонит объем, продолжая давно заданные линии. Причем с наименее любопытными персонажами, вроде Большой дамы-рыцаря. Интриги свелись до мыльно-сериальных. Ни тебе нечисти Севера, ни тебе драконов. Женщина-вамп Серсея стала клушей-домоседкой. Подросток Арья из главы в главу занимается сбором городским сплетен, кто кого опердолил на крыше. Джейми превратился в рефлексирующего тюленя. Тириона и Дейнерис вообще выбросили за корешок. А перспективного Джона Сноу заменили трусливым Сэмом.
Конечно, алкоголику уже все равно, что пить хоть Метаксу, хоть боярку. Абы спиртом кровь разбавить. Но неужели восторгающиеся «Пиром стервятников» не видят резкое ухудшение по сравнению с первыми частями? Как будто не Мартин писал, а литературные негры, получившие приказ особо не вторгаться в повороты сюжета, а просто тянуть бесконечную жвачку происходящего.
professorinc, 27 января 2019 г.
Откровенно скучная книга. Очень слабая на фоне предыдущих томов. Я бы назвал ее «Бесконечное путешествие Бриенны и 1000 других историй незнатных домов».
Тириона, Вариса, Дейенерис, Сноу, Брана и их свиты нет. Ария неприкаянная. Санса блеклая (если в первых частях она хотя бы раздражала своей наивностью, то здесь она растворилась в пустых речах Мезинца).
Грубо говоря, в 80% книги толком ничего не происходит. Пиры, малознакомые дамы, длинные перечни знаменосцев, прогулки, ночлежки, вонючие улицы и припадки малолетнего Аррена. В остальных 20% появляются новые герои, которые вытесняют из повествования привычных персонажей.
Все в целом воспринимается как спинофф втиснутый между основными томами. Все сюжетные повороты вместе с описанием мизансцен можно втиснуть в 100 страниц, остальные 600 можно смело выбрасывать. Читать ее было очень нудно, хотелось бросить после трети. Сотни новых имен и их родословные вовсе сбивают с мысли. Была даже идея послушать ее в формате аудиокниги, но побоялся, что усну.
Если первые три книги я оценил на 9, то эта получает скромных 6.
Солнечный ветер, 6 ноября 2018 г.
Одна из самых спокойных и не торопливых частей саги, но от того не менее интересная.
Такое впечатление, что в предыдущих томах расставляли фигуры и рассказывали о том, кто, где и почему оказался. Книга затишье, которая является по сути трамплином к грядущим сражениям.
Этот том — медленный разбег, перед тем, как все закрутится в бешеном танце клинков, крови и судеб.
Возможно кому-то эта часть покажется какой-то нудной и мало насыщенной действиями по сравнению с предыдущими томами. Однако тут Вы узнаете много нового об основных героях, чего раньше не знали. Мир еще больше обрастет деталями и станет более целостным.
Обязательно к прочтению всех поклонников!
Ctixia, 27 июля 2018 г.
Буря в виде Битвы королей позади, и перед нами раскрывается Пир стервятников. По сравнению с предыдущим томом, этот куда более спокоен и размерен, местами даже скучноват, признаюсь. В конце автор поясняет, почему разделил ПОВов по книгам, но это ничуть не утешает — совсем нету Дейенерис с драконами, мы так и не узнаем, что случилось с Тирионом и Варисом, Бран все еще шастает где-то за Стеной, ни единой весточки про Лукового рыцаря (я отказываюсь верить слухам!). Зато вот имена оставшихся и новых ПОВов меняются в соответствии с событиями — это приятно радует, хотя поначалу вводило в ступор.
Появились новые линии — в частности, Железные острова. Что в сериале, что в книге, эти люди не вызывают во мне бурного интереса, несмотря на повествование от лиц Эйерона и Виктариона, которых в адаптации нету вообще (насколько я помню). Интересно было лишь одно — где там Теон запропастился, но и его, видимо, приберегли для следующей книги.
А вот Мартеллы полностью оправдали мои ожидания. Принц Дорнийский оказался ровно таким, каким я его представляла. Замыслы его дочери на счет Мирцеллы оказались неожиданным сюрпризом. Вспоминая пророчество Серсеи (которое она поминает каждую страницу), корона ей обеспечена. Интересно, в Дорне ли?
Главы Ланнистеров — Серсея и Джейме — вообще самое интересное в книге, имхо. Смотреть на события их глазами доставляет неимоверное удовольствие. Равно как и находить мелкие пасхалочки и упоминания о других сторонах в разных главах. А порой и прямые упоминания и встречи (привет из Браавоса).
В общем, пока делаем небольшой перерыв, и очень ждем дальнейшей встречи с полюбившимся героями. Буду стараться максимально растянуть удовольствие, а то Мартин так быстро пишет... Боюсь не успеть.)))
Fenixomanii, 25 июля 2017 г.
Мне кажется, что замедление действия в «Пире» и «Танце» было оправдано.
Что оно нисколько не противоречит развитию сюжета и под конец планомерно закручивает каждую линию до кульминации.
И что куча новых мест, развернутое описание локаций, персонажей и их (персонажей) внутренних размышлений дает лучше погрузиться в этот выдуманный мир.
Мне вот в «Пире» очень нравится то, за что его ругают, а именно «броуновское движение героев». Взять ту же Бриенну: одна глава практически полностью посвящена септону Мерибальду, другая — Дику Крэббу, который рассказывает о хлюпалах и истории родного захолустья. Эти главы и их персонажей можно было бы целиком выбросить из книг без всякого ущерба для сюжета, но характеры, описания, диалоги и монологи в них настолько хороши, что сама мысль об этом кажется мне кощунством.
Одна из характерных особенностей саги – проработанность мира, и достигается она именно вниманием к мелочам и фону, на котором разворачивается сюжет. Конечно, если выбросить тысячу персонажей, экскурсы в историю, несколько сотен названий кораблей, описания обычаев, стран, городов и народов, черепах, одежды и еды, то вполне можно было бы уложиться и в три книги. Но лично на меня в этом случае они едва ли произвели бы такое впечатление.
Приведу пример из Бури мечей: там сначала автор дает нам главу Санса-2, в которой для нее шьют новые одеяния, и она в восторге от каких-то новых предстоящих ей событий. И только через две главы мы читаем главу Тирион-3, в которой ему приказано жениться на Сансе. С точки зрения хронологии, эти главы должны стоять в обратном порядке. А с точки зрения читателя? Дочитав до конца главу Тирион-3, мы понимаем почему полетели прахом все планы Тиреллов. Будь главы расположены по порядку — такого эффекта не было бы.
Ashenwail, 7 мая 2017 г.
«Пир стервятников» — первый роман, который я читал ПОСЛЕ начала сериала. (Хотя роман появился на прилавках задолго до сериала, как-то не сложилось, читал его после 1 сезона сериала, но года за 2 до соответствующего сезона). ИМХО, сезон вышел лучше.
Ну а теперь — о книге и только о книге.
Локация первая — выборы на Железных Островах и семейка Грейджоев. Атмосферно, но слишком локализовано, как самостоятельная новелла. С тем же успехом можно было бы выкинуть все эти ПОВы из книжки и, наравне с Бриенной, локализовать как отдельную сюжетную линию, параллельно проходящую в романе. Да, мы понимаем, что вся эта орда пиратов-викингов плывёт к Дейенерис и за её драконами, но всё же они — второстепенные персонажи и повествование о их делах слишком затянуто. (а вот в сериале — суровые виды, солёное море, постельные сценки — класс!)
Локация вторая — Королевская гавань. Суть — повседневная жизнь Серсеи и умняшки Томмена. Мило, но без драйва. (посмотрел бы я, если бы не было бы сериала, и не имя «Мартин», а иное, менее раскрученное стояло на обложке, сколько было бы отзывов, ругающих за отсутствие экшена). Читалось не каждую строчку, а страницами — как сплетню, как полулюбовный роман. Серсея привычно источает иад, что, однако, доставляет меньше, чем в других романах.
Локация третья — Арья. Тоже, по сути, повседневная жизнь, тоже, по сути, ни о чём, но..... Арья — подлинный герой Дж. Мартина, читать о ней всегда интересно. Именно здесь, в «Пире стервятников» происходит раскрытие её личности, становление, социализация.
Локация третья — подавленное либидо взрослого дядьки. Да! Да! Одни из лучших ПОВщв в романе, ибо, помимо незримой связи Санса-Мизинец мы знакомимся с подлинно английским восприятием этого мира.
Итак, внимание: Челночная дипломатия от Мизинца.
Занавес.
- Зачем я должна выйти замуж за безродного бастарда?
- Потому что он — не просто бастард, но как только перемрут законнные дети, станет наследником многих владений, конкретно — Гнезда.
- Но он — бастард!
- Ничего страшного! Из шести официальных детей его родителей, двое умерли в младенчестве, трое ушли в монастырь или были изнасилованы, ещё одного скинула лошадь, а оставшиеся — бесплодны. Значит, он — наследник своего рода, хотя и бастард.
- Какое это имеет отношение к Гнезду? Он — бастард захудалого рода.
- Не совсем так. Дедушка нынешнего слюнявого дегенерата (бедного Зяблика) имел двух сыновей и дочь. От старшего сына произошёл Зяблик, который, как мы видим, страдает гемофилией венценосных, а, следовательно, не жилец. От младшего сына произошёл один отпрыск, которого убил безумный король Эйерис. А дочь вышла замуж за дядю матери твоего мужа-бастарда. По разным причинам одни из участников драмы оказались бесплодны, а вторые сошли со сцены — стали моряками, купцами, в общем — быдлом.
- Куда сошли?
- Со сцены.
- Но куда?
- Куда надо, туда и сошли!
- А что будет со мной?
- Когда Зяблик умрёт, твой бастард станет Лордом-Протектором Долины, а ты, как супруга, сможешь раскрыть секрет своего происхождения.
- Какой ужас! Всё узнают, что я — Санса Старк, дочь изменника Старка, сложившего голову на плахе!
- Это — твой козырный туз! Открой себя, и владений увеличится вдове, а свежая армия, не участвовавшая в боях, станет приятным дополнением.
- Вау, Мизинец, когда же ты меня ......?!
Мизинцу хватает смелости поцеловать Алейну в губы, а дальше он строит умника, рассуждая о пользе интриг.
Занавес.
В мире, где все е..т всех, (странно как с животными не было, впрочем, до конца сериала ещё далеко), Мизинец олицетворяет.... да в общем, мизинчик и олицетворяет.
Локация N (Бриенна), локация N+1 (Сэмвел). — отдельные новеллы, имеющие к миру одно отношение — придание атмосферности.
Прочие ПОВы: лишнее.
Хороший, годный том. И, тем не менее:
Мне представляется, если ты пишешь отдельный том по своей вселенной, то для него должна быть своя, локальная интрига, которая начинается на 1 странице и завершается на последней, при чём такая, чтобы не идти в разрез с глобальной интригой.
Здесь этого нет.
Я бы классифицировал жанр этого, 4 тома ПЛИО, как «Повседневная жизнь в мире Семи Королевств» *помните, была такая серия — Повседневная жизнь?) Понятно, что 4 том — затишье перед бурей, но... хотелось бы чего-то, что появилось и исчезло только в 4 томе, а его нет. Ну это я уже повторяюсь.
Как всегда, сама фантастическая часть (драконы, магия) у Мартина такая же слабая, как сексуальная — для антуража, чтобы было. (А вот в сериале наоборот, подано прекрасно, на голову лучше).
Стронций 88, 6 марта 2017 г.
Вот и прочитан четвёртый роман цикла. Такое окончание, прямо взять бы следующую книгу и читать дальше – прямо так, сразу, без разрыва… Но нет, стоп-стоп, переждать, дух перевести… Накал! А по началу-то было даже обидно – надо же, взять и оставить за бортом стольких персонажей, да ещё (как всегда) в весьма пиковые моменты. Одно это решение вносит некоторую сумятицу. Это позже я прочитал о связи «Пира…» с «Танцем…». Но сдаётся мне, не только техническая сторона была главной. Где-то к середине стало ясно, что автор сознательно убрал именно этих персонажей. Он вырвал из этого громадного полотна две величины – Стену с её ходоками и Дэйнерис с её драконами (да и за небольшим исключением весь Эссос). Он будто бы выделил один Вестерос, оставил его наедине с самим собой. Он убрал ещё и главные магические величины, сделав всё ближе к роману историческому, не фентезийному – сделав жёстче, страшнее. И без ходоков и армии Станниса, и без драконов и их матери уже вовсю глядящей в сторону Железного трона видно, как разваливаются. Семь королевств, как стервятники потрошат их, раздирая когтями и без того мёртвое тело королевства. И в этом пронзительно звучало название романа – «Пир стервятников». Вот, вроде бы закончилась война (по крайней мере, львов с волками), но это зыбкое сырое послепобедье едва ли не трагичней и страшнее войны. Процессы, начатые в Битве королей, всё больше и больше разламывают королевство, и это происходит всюду – и на Железных островах, где выбор правителя, кажется, вот-вот ульётся кровью, а итоги его, несомненно, зальют (и заливают!) кровью весь Вестерос; и Дорн, где неудавшийся дерзкий переворот рушит надежды решить всё мирно и, в любом случае, должен принести в Вестерос очередную большую кровопролитную войну; и в долине Аррен, где манипуляции Мизинца на крови лордов по факту не игра на дудку Ланнистеров, а собственная игра, далеко идущая и неизвестно к какому итогу способная привести, неизвестно, каких жертв и потрясений ещё требующая; и в самой Королевской гавани… Будущее кажется всё чернее и чернее. Конечно же, это многосложное, многоплановое произведение. Но, мне кажется (СЕЙЧАС кажется – перечитай я ещё раз, может другое выйдет на первый план), что этот роман в большей степени о том, как на героев влияет их прошлое.
Я бы сказал, что главные персонажи здесь, это такой треугольник людей в плену своих призраков, в плену прошлого: Серсея – Бриенна – Джейме. Главная персона, вершина этого треугольника, несомненно Серсея – персонаж самый частый и единственный из всех от которых ведётся повествования, который не вызывает абсолютно никаких симпатий. Наоборот, она вызывает стойкую неприязнь своими решениями, поступками – она превращается в жуткую смесь Безумного короля и своего нелюбимого пьяного мужа. Страсть к вину, змеиная хитрость и чудовищная недальновидность – по сути, она и есть «главный стервятник», её решения – перестановки в совете, её упорные отталкивание (дядя и брат, как она уничижала собственного сына, из которого вышел бы отличный правитель, мотивируя этого заботой о его же безопасности), её звериная ревность и ненависть к союзникам – всё это разрывает страну сильнее всяких войн. Даже смотреть жутко, с каким самолюбием она просерает (уж простите!) всё то, что создал её отец, и что в трудные минуты войны удерживал её ненавистный брат-карлик. Её эта хитрость и жуткая глупость (страшная смесь), в конце концов, вознаграждает её тем, что она заслужила (едва ли не единственный персонаж саги, который получил то, что заслужил) – яма которую она рыла для других разверзается над её ногами. Даже зная, что случится по фильму, тут это выглядит шокирующее. Но всё это – следствия призраков, следствие её прошлого, того страшного предсказания, которое она получила в детстве, и которое теперь преследует её каждую ночь. Она не честна даже сама с собой, не судьба детей её беспокоит (и это видно из её поступков, а не слов и мыслей), её беспокоит лишь та тень из прошлого, что должна отнять её трон… Всё это будто ошкуряет её, заставляет предстать перед нами такой, какая она есть на самом деле – и это её настоящее «я» отталкивает и пугает. Как противоположность ей – Бриенна. Путь её страшен, и цель кажется совершенно недосягаемой – как искать Сансу, где её искать? Перед ней практически весь Вестерос после войны – одно сплошное кровавое пепелище, кишащее разбойниками всех мастей. И всюду ей встречаются призраки, преследуют её, не отступая – призраки-воспоминания из прошлого, начиная от самой юности, затем уже облечённые в плоть призраки её пребывания в радужной гвардии и плену Кровавых скоморохов, и в конце, как апогей, Бессердечная – тоже призрак из её жизни. Но каким бы чудовищным не был её путь, как бы ни давили на неё эти призраки, она остаётся той самой Бриенной Тарт, уродливой внешне, но чистой внутри. Я бы охарактеризовал её названием её же меча – «Верная клятве»… какой бы невыполнимой эта клятва ни была. Но только с этим ли мечом, или может, с любовью к Джейме к ней будто перешло и его проклятье, его карма – как бы не была она верна свой клятве, на ней будто проступает призрачная печать клятвопреступницы, и финал всего этого – будто жуткая кровавая усмешка судьбы. Меж ними (меж Бриенной и Серсеей) Джейме Ланнистер. Да, это уже другой Джейме и тому, что случилось в «Буре мечей», я думаю, отката уже не будет. Но печать цареубийцы и клятвопреступника ещё при нём. И дорога его – тоже дорога призраков, дорого прошлого, которое мучает. Слова Тириона зародили в нём боль и подозрения – подозрения, которые всё больше и больше обрастают плотью. И прошлое, которое он вспоминает всё чаще и чаще, начинает казаться ему другим, начинает видеться ему по-другому. Да и все, что было между ним и Серсеей, теперь выглядит для него по-другому. И в этой связи интересно наблюдать, как он изредка вспоминает Бриенну Тарт… Вот он выбор между красавицей с душой монстра и «монстром» с чистой и честной душой. Если путь Бриенны это путь «по земле», то путь Джейме – путь «по верхам», по замкам Вестероса; но и там нет согласия, и там то, что создавал и планировал его отец, рушится (вспомнить, хотя бы Ланселя и его решение). А миссия Джейме тоже издёвка судьбы, ему суждено покорить последний оплот войны со Старками. И он делает это, прикладывая все свои силы, находя пути между долгом и данной им клятвой, но делает это, не зная, что его сестра в этот самый момент разрушает своё королевство, сидя на железном троне, погружая в хаос и королевство и, в итоге, саму себя… Всё это ведущий треугольник книги. Но и пути остальных персонажей тоже интересны. Я беру за скобки калейдоскоп персонажей Дорна и Железных островов; их миссия – показать, что Пир стервятников происходит не только вокруг Железного трона; они будто подтверждают основной посыл именно этого романа (как я его вижу): не обязательно иметь образного Тёмного властелина, чтобы мир охватил хаос, не нужно пришествия потустороннего зла, чтобы мир катился в тартарары… всё это дело рук человеческих; одним словом, зачем нужен Тёмный властелин, если есть такая Серсея Ланнистер… Санса и Арья Старк. И их я тоже взял бы в одно целое, так связаны они. Связаны и противоположны. Они обе – призраки (опять призраки!), тени. Арья – девочка, которая должна стать «никем», тенью, чтобы научится выбранному ей страшному ремеслу, но вместо этого всё сильнее и сильнее чувствующая собственное «я», всё чаще осознающая себя Арьей Старк. И Санса – которая уже стала тенью, тенью Мизинца, прирожденного манипулятора, хитреца (а ведь он уже предвидит будущую «битву трёх королев»!), стала «никем» и в то же время участницей его преступлений… То, что желала одна, невольно и мучительно стало достоянием другой. Есть ещё Сэмвелл, но, мне кажется, роль его особая. Мне кажется, во всей саге он как какая-то такая связующая сила. На своём пути, мне кажется, ему суждено встретить едва ли не всех героев истории, как он уже встретил всех живых Старков. Что-то есть в его линии, как в нитке связывающей эту книгу с предыдущей – какое-то неуловимое ощущение. Да, и он тоже во власти призраков. По сути, он проводник одного из них – столетнего Таргариена. И через него он видит прошлое… и будущее, которое должно случиться. Конечно же, он отягощён и своими проблемами, и путь его тоже рисует картину мира, особенно моря терроризируемого железными людьми. И через него мы видим, что и в Староместе не всё ладно, что там тоже расколы (и что повинно в вырождении драконов мы тоже узнаём); мало того, через него мы видим, что в эту игру играет и кто-то другой, кто-то таинственный… Для меня эта книга – книга призраков. Но это сейчас – такое сложное тонкое полотно создал автор, что, мне кажется, всё происходящее в ней (как и в предыдущей) можно переворачивать и так, и эдак, находить то одни, то другие закономерности, то одни, то другие смыслы, но неизменно восхищаться ей, этой книгой, и мастерством автора. Просто блестяще! Рука горят взяться за следующий роман, но чувствую, что нужно подождать, подольше переварить этот – так много мыслей и эмоций он вызывает.
анрюша, 17 декабря 2016 г.
Бывает в жизни такое, что хочется остановиться, вырваться из ритма повседневной жизни и осмыслить свои действия, причины, которые побуждают к таким действиям, и сделать из этого выводы. Неважно, хорошие или плохие. В четвертой части саги автор абсолютно так и поступил, поскольку в предыдущем романе был выпущен практически весь накопленный пар.
Все зализывают раны, подсчитывают выживших и умерших, думают, что делать с разграбленным и сожженным королевством, которое когда-то было единым. Поэтому описание сюжета романа вполне уместится в несколько строк — первые куда-то едут, вторые чего-то ждут, третьи думают, как устроить заговор, а про четвертых вообще ничего не написано.
Думается, что есть еще одна причина, почему автор решил несколько притормозить развитие — все герои, да и весь придуманный мир, стали частью его жизни, а в жизни не каждый день кого-то убивают и грабят, бывают вполне мирные и сытые времена, когда все всех устраивает.
Поэтому четвертая часть стала таким «одним днем из жизни...», само собой потеряв в динамике и непредсказуемости, но не перестала быть от этого хорошим романом. Хорошим, но не более.