fantlab ru

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
749
Моя оценка:
-

подробнее

Эйфельхайм: город-призрак

Eifelheim

Роман, год

Аннотация:

Шерон Нэги – учёный, и всё её свободное время посвящено исследованиям в области космологии. Размерность существующей вселенной — вопрос, который волнует её больше всего. А её друг Том Шверин, вместе с которым она живёт уже несколько лет, историк. Такой же увлечённый, как Шерон, он занимается проблемой, связанной с исчезновением в XIV веке маленького немецкого городка Эйфельхайма.

Казалось бы, задачи, стоящие перед друзьями, настолько далеки друг от друга, что вряд можно было предположить, что они пересекутся...

© duke
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман создан на основе одноимённой повести 1986 года этого же автора.


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (США)

лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Переводной роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Роман

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник не русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Научная фантастика года

FantLab рекомендует:

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Бодров (1)

Эйфельхайм: город-призрак
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  47  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1348 год. Деревушка Оберхохвальд где-то в северной Германии. Здесь исполняет пастырские обязанности Дитрих Дитль, бывший ученый, ученик Буридана, друг Уильяма Оккама, истый христианин и блестящий ученый. Его приход мал, но прошлое не позволяет уйти в мир, пока однажды не происходит нечто из ряда вон выходящее. Одним прекрасным днем в лесу рядом с Оберхохвальдом терпит крушение летательный инопланетный аппарат, в результате на Земле оказываются без помощи и поддержки группа Кренкенов, созданий с четкой социальной иерархией, продвинутыми технологиями и кузнечикоподобным видом. Часть местных жителей немедленно принимают их за демонов, но пастор Дитрих, несмотря на первый шок, замечает, что это живые существа, нуждающиеся в помощи, и идет им навстречу. Так начинается история невиданного контакта, столкновение двух мировоззрений. Уже к зиме Кренкены, плохо переносящие холод, переселяются в деревню. Естественно, кто-то в ужасе, а кто-то наоборот видит в появлении нелюдей особую миссию, ибо одно дело наставить на путь истинной веры язычника, и совсем другое – воцерковить бесовское отродье. К тому же технологиями Кренкенов начинает интересоваться местный герцог Манфред. Сложные, далеко не гладкие отношения землян и инопланетян приводят к диалогу, чему-то мы учимся у них, чему-то – они у нас. А рядом начинает бушевать очередная феодальная распря, а по Европе уже идет смертельная эпидемия черной чумы, и вскоре она доходит и до Оберхохвальда.

Недалекое будущее. Клиолог Том (клиология – это историческая дисциплина, напоминающая современная количественно-статистические модели, применяющиеся в макро- и микроисторических исследованиях) выясняет, что в Германии существует деревушка Эйфельхайм, которая после эпидемии чумы так никогда и не была заселена, так как местные жители вплоть до сегодняшних дней считали ее проклятой. Когда-то ей дали прозвище Тойфельхайм (Дом Дьявола), а до этого она носила вполне обычное имя Оберхохвальд. Подруга Тома, Шэрон, физик, параллельно разрабатывает теорию, которая должна опровергнуть постулат о неизменности скорости света и постоянной Планка. Поначалу два их исследования вроде не имеют ничего общего друг с другом, но в финале объединятся.

«Эйфельхайм» — очень необычная книга, редкий случай, когда рекламные слоганы не преувеличивают. Это действительно смесь Умберто Эко и Карла Сагана, и фантастический пласт романа, посвященный межцивилизационному контакту, и исторический, тщательно проработанная картина Средневековья, выполнены на высоком уровне и не прописаны в ущерб друг другу. Соответственно, это диктует особенности повествования книги. Она достаточно нетороплива, переполнена деталями, рассуждениями на исторические и философские темы, хотя в отличие от того же «Имени розы» или тем более «Острова накануне» роман Флинна читается не в пример интереснее. Одной из главных задач автора было передать ощущение мировоззрения Средневековья, дать взгляд на мир глазами пастора XIV века, что Флинну удалось прекрасно. Писатель представляет нам несколько другое Средневековье, не такое мрачное, не такое романтическое, не такое грязное, как обычно, прежде всего, потому что пытается описывать его не как человек XXI века, а как непосредственный участник событий, поэтому момент оценки происходящего с точки зрения настоящего в романе просто убран.

Со смысловой и философской точки зрения «Эйфельхайм» чрезвычайно глубок. Автор сталкивает в прямом споре Аристотеля и Эйнштейна, давая понять, насколько плохо мы знаем самих себя, так как в романе зачастую читателю гораздо ближе по взгляду на мир пришельцы-Кренкены, а не наши средневековые предки. Флинн рассуждает на темы вселенского мироустройства, между делом, развивая теорию уже постэйнштейновской физики, в которой теория относительности станет частным случаем, как теперь механика Ньютона. Причем все это объяснено на доступном, понятном любому читателю языке, без излишнего обилия терминологии. Повествуя о Средневековье, Флинн, в отличие от многих писателей, в том числе и исторических, не избегает религиозных вопросов, не сводит все к войнам и голому феодализму, показывает внутренний мир средневекового человека, который в романе оказывается не таким примитивным, как полагаем мы сейчас, заодно давая исчерпывающий ответ, почему же контакт и понимание вообще состоялись, а не закончились открытым противостоянием. Ответ Флинн находит в вере, в особом мироощущении средневекового человека, когда мир еще не стал рациональным, а необычное еще не считалось безопасным только на столе патологоанатома.

В отличие от того же Эко и Сагана Флинн не играет в постмодернистские ребусы, как итальянский медиевист и семиотик, и не смотрит с упоением в небеса, ища там дружелюбных братьев по разуму. Несмотря на глубину мысли Флинн эмоционален, он увлекает и помнит не только об играх разума, но и о чувствах, сюжете, конфликте, завязанном прежде всего не на логических построениях, а на сплетении судеб различных персонажей. Отдельно хочется сказать о способности писателя выписывать своих героев. Флинну удалось создать объемный образ действительно положительного героя, пастора Дитриха, не плоского, не стандартного, но живого и бесконечно привлекательного без стандартных приемов изъязвленной души, столь часто использующихся авторами для придания положительным персонажам хоть какой-то доли интереса. Не отстают от него и другие персонажи этого достаточно густо населенного романа: Кренкены (Кратцер, Ганс, Готфрид), жители деревни, герцог Манфред. Все это живые люди, которым хочется сопереживать, которых бесконечно жалко, и чье поведение в тяготах жизни, или перед лицом смерти действительно надолго запоминается.

В целом, все достоинства этого романа можно перечислять еще долго, но есть у него и один недостаток: слабая сюжетная связь между двумя линиями, современности и средневековья. Они скорее помогают понять нам мысль автора, оттеняют друг друга с философской точки зрения, но, в общем, воспринимаются несколько разрозненно, сами по себе. Хотелось бы их сопряжения не только в смысловом плане, но и на сюжетном уровне. И хотя современная линия помогает до конца понять, что же произошло в Оберхохвальде, лично мне все же от такого романа хотелось бы большей композиционной стройности.

В целом, перед нами прекрасный научно-фантастический, историко-психологический роман с замечательно прописанной эпохой, интересным сюжетом, четко выверенными характерами средневековых персонажей и нетривиальными идеями.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, когда я прочитал «Книгу страшного суда» Конни Уиллис, которая произвела на меня огромное впечатление, я начал искать что-то похожее в жанре фантастики и про чуму. По-моему единственное, что мне предложили — это «Эйфельхайм» Майкла Флинна, в поисках которого мне пришлось изрядно попотеть, т.к. давно уже не было в продаже.

Спойлер книги находится на самой обложке — на средневековую деревушку рушится НЛО. Совершенно обычный человек на этом месте покрутит пальцем у виска и пройдет дальше. Любители странной фантастики останутся и узнают, чем же все закончилось. Ах да, второй спойлер кроется в самом начале повествования — деревня пропала с карт в 15 веке. Все, можно дальше не читать? Отнюдь!

Как и в «Книге страшного суда» в «Эйфельхайме» идет описание двух сюжетов. Один — это некое нынешнее время (или ближайшее будущее), когда два ученых (мужчина и женщина, любящие друг друга) занимаются изучением пропажи деревни. Точнее, занимается по большей части мужчина, он историк, а женщина спорит с ним. Она физик. но ближе к финалу все должно сойтись воедино, верно?

Второй сюжет — это непосредственно тот самый странный сюр про пришельцев в Средневековье накануне чумы.

И если судить книгу строго по сюжету, то тут на самом деле все плохо. У пришельцев случилась поломка и они были вынуждены экстренно приземлиться на странную планету. Вскоре их находят местные жители, раскуривают вместе трубку мира и все вместе пытаются починить космический корабль, дабы добрые гости с неба улетели к себе домой. Да вот только время пришельцы выбрали не очень хорошее — ходят слухи, что чума совсем рядом. Действие происходит в Германии, а чума пока во Франции и Швейцарии, еще пока можно дышать спокойно (на самом деле нет).

Перипетии же ученых вообще практически никак не влиют на сюжет. Они общаются, ссорятся, мирятся, спорят о сжимании пространства.

не читайте эту книгу, если вам нужен бодрый сюжет.

«Эйфельхайм» про совсем другое. Про то, как две разные цивилизации пытаются понять друг друга сквозь призму своего понимания мира. Пришельцы не понимают, что такое религия (их главный друг в книге — это священник), а священник не понимает, как можно не помогать друг другу в беде. Пришельцы пытаются донести до людей, что когда в браке состоит три гуманоида — это здорово. Что ходить не слышно — это уважать других. Вся книга — это изящное столкновение двух совершенно разных культур. Как, например, ацтеки знакомились с испанскими конкистадорами.

Когда я понял, что развития сюжета тут не будет, стал получать огромное удовольствие от философских аспектов, которые тут поднимаются практически на каждой странице. Майкл Флинн сумел поднять множество интересных тем и показать из с двух точек зрения.

Что касается чумы... Вот тут я понял, что с «Книгой страшного суда» у «Эйфельхайма» мало общего. Уиллис показала чуму, как она есть. Она закинула героиню в прошлое и сказала — вот так люди умирали. А Флинн чумой просто приблизил концовку книги. Мол, хватит тут философствовать, скоро сказочку заканчивать пора. И ты читаешь, как умирают персонажи, к которым ты не успел прикипеть, а тебе не особо и жалко... А еще в книге можно узнать, почему пришельцам не страшна чума, но они тоже умирают, но от чего-то другого. Спойлерить не буду — в книге все интересно описано.

Сложно дать книге оценку. Она больше из рассудительных, нежели повествовательных. Если хочется задуматься над чем-то — «Эйфельхайм» хорош. Если надо экшен во время чумы — тогда это не та книга.

Но я все-таки всячески советую ее тем, кто сможет переступить дикость задумки о пришельцах в эпоху Средневековья.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В книге две параллельных сюжетных линии. Первая − наше время. Пара ученых, живущие в гражданском браке, увлечены каждый своей научной проблемой. Он − историк, его интересует, почему исчез средневековый германский городок Эйфельхайм. После чумы люди туда так и не вернулись, и о самом этом месте до сих пор идет дурная слава. Она − физик и с головой погружена в проблемы размерности Вселенной и изменений скорости света. Этой сюжетной линии в книге уделено сравнительно мало места, герои схематичны, и похоже, что она введена только затем, чтобы подвести базу под научно-фантастические допущения.

Основное же действие разворачивается в 1348-1349 годах в этом самом Эйфельхайме, который тогда назывался Оберхохвальдом. В лесу вблизи этого городка, а по существу скорее деревни, потерпел крушение корабль пришельцев. Выжившим инопланетянам пришлось вступить в контакт с местными.

Несмотря на такой фантастический сюжет роман смело можно назвать историческим. Он очень достоверно показывает жизнь провинциального городка той эпохи, а персонажи кажутся живыми, существовавшими реально. Собственно, какой у нас стереотип о средневековье? Рыцари, турниры, инквизиция сжигает еретиков, народ суеверный и забитый, феодалы зверствуют. Оказывается, не совсем так. Церковь не сжигала еретиков без очень веских оснований, наука двигалась вперед, а идея об обращении Земли вокруг Солнца не казалась кощунственной. Местный феодал Манфред − вовсе не самодур, его отношения как с крепостными, так и с вольными арендаторами строго регламентируются законами.

Главный герой романа − местный священник Дитрих. Его прошлое довольно туманно, и явно неспроста он скрывается в этом глухом горном углу. Это очень образованный и умный человек, в молодости учился в Сорбонне и водил дружбу с выдающимися философами того времени, с Буриданом и Оккамом. Тем не менее он нашел свое призвание в Оберхохвальде и стал истинным пастором для односельчан. Во многом именно благодаря ему жители приняли инопланетян не как демонов, а как заблудившихся пилигримов, нуждающихся в помощи.

Крэнки выглядят как типичные инопланетяне, похожие на гигантских пучеглазых насекомых, то есть люди той эпохи вполне могли счесть их демонами. Еще один слом шаблона − крэнки, освоившие путешествия между мирами, вовсе не мудрые и гуманные высшие существа. Им не знакомы понятия милосердия и прощения, у них принято повиноваться сильнейшему. И вот они попадают в истинно христианский мир, где даже дни календаря обозначают не числами, а соответствующими святыми.

Забавно было читать научные диспуты Дитриха с крэнками, когда они, хоть и через механического переводчика, но все же своеобразно понимали друг друга. Дитрих − идею о далеких мирах, крэнки − о господине, который явится с небес и их спасет. Дитрих даже смог подобрать в известных языках термины к их объяснениям. Так он придумал elektronikos, mikroskopus и даже биты с байтами.

Роман очень хорош. Конечно, он не читается влет, но затягивает и будет безусловно интересен тем любителям исторической прозы, которые не чураются ереси в виде фантастического элемента.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это -- самая настоящая научная фантастика, в самом строгом ее понимании. В нашем времени (или в совсем недалеком будущем) двое ученых, женщина-физик Шэрон и историк-клиолог Том ведут совершенно разные исследования, каждый в своей области. Но постепенно в них возникают странные параллели. Том и Шэрон объединяют усилия, и в итоге их исследования сходятся в одной точке, приводя сразу к двум открытиям – в истории и физике. Оба эти открытия имеют общие корни, общую первопричину, которая скрывается в XIV веке, в загадочной деревушке Эйфельхайм в северной Германии. Кстати, у этой деревни есть еще два названия, одно из которых – весьма говорящее...

А параллельно развивается вторая линия действия – собственно, в том самом Эйфельхайме XIV века, где обыденную жизнь местных жителей нарушает некое загадочное и пугающее событие...

При том, что это самая настоящая научная (и одновременно – историческая!) фантастика, обе линии написаны весьма увлекательно, сюжет хорошо выстроен, интрига держит в напряжении, герои – живые и вызывающие симпатию и сопереживание, а история научного поиска Тома и Шэрон читается как захватывающий детектив.

Умная и необычная книга с увлекательным сюжетом. Физика и история, новые научные идеи, теории и гипотезы, проблема контакта и взаимопонимания, человеческие взаимоотношения и ломка стереотипов...

Оценка: нет
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для начала анекдот:

Археологическая экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой одиннадцатого века. В результате месяца раскопок найден единственный предмет — кусок медной проволоки. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси одиннадцатого века уже существовал проволочный телеграф. На следующий год экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой двенадцатого века. За месяц работы не найдено вообще ничего. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси двенадцатого века на смену проволочному телеграфу пришел беспроволочный.

Действтительно, порой толстые тома учебников истории базируются на весьма скудных, разрозненных фактах, а исторические предположения не всегда удается проверить. Любая мелочь может стать зацепкой для историка, а уж куда заведет его фантазия и логика предсказать сложно.

Майкл Флинн — один из ведущих современных фантастов. Более того, он — один из немногих авторов, которые считают, что научная фантастика может базироваться не только на математике или физике, но и на гуманитарных науках, в том числе истории и социологии. Зацепившись за занятный исторический факт — заказ сельским священником из средневековой Германии большого мотка медной проволоки, Флинн создал масштабное произведение, в котором причудливым образом пытается соединить исторические и физические исследования, что у него и получается не без успеха.

В основу романа положено достаточно нестандартное предположение о том, что некие загадочные инопланетяне посетили Землю в средневековье. Их аппарат для перемещения в пространстве потерпел крушение и оказался в в середине 14 века в Шварцвальде, возле деревушки Оберхохвальд, позднее получившей название Эйфельхайм.

В романе две основных сюжетных линии. Одна из них описывает жизнь обитателей средневековой Германии и их попытки найти общий язык с инопланетянами — крэнками. Вторая рассказывает о супружеской паре двух ученых, занимающихся историей и физикой и их попытках объединить результаты своих исследований.

Начну с хорошего. Средневековая линия хороша. Нет, она просто прекрасна! Флинн с поразительным тщанием и мастерством реконструирует жизнь в средневековой Германии. Блестяще описаны тонкости взаимоотношений между жителями Оберхохвальда, мастерски выписаны их характеры. К середине романа чувствуешь себя так, будто прожил в селении не один год и прекрасно занешь, к кому можно сходить в гости, с кем легко поссориться, кто честен, а кто слегка жульничает. При этом автору прекрасно удается показать и трудности жизни в то время, и нехитрые развлечения и даже образ мыслей жителей средневековья, столь отличавшийся у представителей разных сословий, и столь далекий от нашего сегодняшнего образа мыслей.

Прекрасен образ священника Дитриха, подлинного философа и гуманиста, человека сильных чувств и сильной веры. Не менее удачен образ монаха Иоахима. А уж герр Манфред и вовсе выглядит образцовым господином и при этом вполне живым человеком. Порой поведение части жителей деревни кажется даже слишком уж положительным, впрочем, в другом случае роман выглядел бы совсем по-другому. Ведь прояви жители Оберхохвальда чуть больше ксенофобии, столь естественной в подобных условиях, и перед нами была бы история короткой и трагической схватки жителей двух миров. Нечто подобное в залихватской манере описал в свое время Пол Андерсон в «Крестовом походе в небеса». Флинн же сумел создать гораздо более сложное произведение о взаимодействии с нечеловеческим разумом.

Инопланетяне-крэнки, описанные автором с не меньше тщательностью и обладающие не меньшей индивидуальностью, чем жители деревни, не похожи на людей не только внешне. Даже их образ жизни и образ мыслей далек от человеческого. Вместе с тем, даже у столь странных существ удается найти вполне человеческие качества и, самое главное — душу, которая дает им возможность гневаться и радоваться, страдать и наслаждаться, отдавать всего себя товарищам или цепляться любой ценой за власть. Образ крэнка Ганса получился убедительным и, я бы сказал, человечным, несмотря на всю его нечеловеческую сущность. В своем романе Флинн поднимает очень непростые вопросы веры, разума, познания, власти, справедливости. Автор убедительно показывает, что во многом превзойдя своих далеких предков, мы и многое утеряли из их достояния.

При этом, несмотря на всю глубину произведения, оно не производит впечатления перегруженного информацией и читается достаточно легко для читателя обладающего опеределенными знаниями по истории и философии. Во-первых, произведение очень динамично. В самой деревушке и в окружающем ее мире постоянно что-то происходит и эти события постоянно держат читателя в напряжении. Во-вторых, роман, точнее его средневековая часть просто очень хорошо написаны. Хороший язык, удачное соединение средневековых и современных выражений, сноски в необходимых местах — все это дает возможность легко усвоить весьма непростой текст. В-третьих, многие моменты приковывают внимание читателя. Сложные отношения между Дитрихом и его приемной дочерью Терезией, определенное противостояние Дитриха и Иоахима, большая трагедия герра Манфреда и маленькая, но от этого не менее трагичная история мельника — все это цепляет. Просто невозможно не сопереживать героям, тем более зная о нависающей над ними беде. Особенно мощно написаны финальные сцены средневековой части романа и отчаянная борьба с чумой, обрушившейся на деревню

И если бы автор ограничился только средневековой частью произведения, роман безусловно заслуживал бы высшего балла. Увы, сорвременная линия намного слабее. Попытка показать работу историка, распутывающего сложную загадку прошлого заслуживает внимания, но исполнение получилось не самым убедительным, особенно описание ключевого вывода Тома. Соединение исторических и физических проблем — интересная находка автора, хотя в ряде случаев историко-физические параллели кажутся мне несколько натянутыми. Однако, главная беда современной части в том, что на фоне средневековой линии образы наших современников оказываются невзрачными, их характеры — слабыми, а проблемы во взаимоотношениях — мелочными. Кульминация средневековой линии и всего романа оказывается смазана и дальнейшие объяснения исторической загадки уже не производят того впечатления на читателей. В итоге современной линии я не могу поставить выше семерки.

Тем не менее, общая оценка романа высока. Перед нами — умная научная фантастика, дающая достаточно пищи и для ума и для души, заставляющая думать и чувствовать, спорить с автором и восхищаться его героями. Вместе с тем, «Эйфельхайм» — еще и увлекательное произведение. Рекомендую его всем, кто не боится читать сложные, нестандартные тексты.

Оценка: 9
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую ищущим классическую фантастику о первом Контакте, о научном поиске, ждущим серьезных и суровых историй. При условии, что они способны к несуетливому чтению.

Последнее — обязательно. Манера изложения далека от шустрой беличьей пробежки Кларка или Крайтона. Совершенно другая энергетика. Текст объединяет теоретическую физику и скорбные свидетельства чумных пандемий. Читать роман об исчезнувшей в Шварцвальде деревеньке, что следовать за плугом, переворачивающим тяжелые, сырые земляные пласты. Веселья и легкости мысли от пахаря лучше не ждать. Юмор? В основном, в греческих корнях современной терминологии.

Вниманию предложена НФ, кондовая, гуманитарная. Многослойная, полифоничная, крепкая и толковая, без сучка-задоринки от начала до конца.И очень старомодная, чуть ли не срубной конструкции. Перевод ли, стиль ли, но в голове вертелось одно:«Теперь так не пишут». Тем более, про Контакт.

Хотя здесь много того, что, статистически неминуемо, подобно подростковым прыщам маркирует западную историческую прозу. Детский посттравматический, гонения на евреев, роль пастора в общине, инквизиция, уравнители, убогая медицина... Есть. Но решены эти темы нетривиально, вовсе не по Хаггарду или Эллис Питерс. Кажется, Флинн воспроизводит другую традицию.

Понимание зыбкости посылок для суждения, ничтожности инструментария — Лем. Сапиенсы, очень мудрые и глупые, эгоизм и альтруизм которых не исправить никаким машинам для путешествий — Кир Булычев («Поселок» и «Голые люди» просто резонировали). Социалка, власть — Латынина. Беседы о космологии перед лицом гибели... Бакстер? Деревенские нравы, инквизиция и монахи Сапковского брутальнее.

Средневековая часть пересказана предшествующими отзывами вполне прилично. Отмечу только, что церковная составляющая нерелигиозна. Скорее, иллюстрация возможной реакции неглупого образованного верующего на говорящих кузнечиков, чем претензия на компетенцию в вопросах веры, вроде той, которым одарила нас Мери Расселл. В придачу, два типа мышления, рационального (пастор Дитрих) и экстатического (Йоахима), показаны и в разговоре, и в действии.

Современную часть легко упрекнуть в сухости. Наблюдать за тем, как трудолюбиво выращивается новое знание, иметь возможность оценить, насколько достоверно синтезируется прошлое из дошедших до Тома Шверина обрывков и обмолвок — действительно, удовольствие специфичное. Но стоит ли добавлять водичку с красителями и ароматизаторами в напиток несладкий и резкий по природе? Дело вкуса.

Том приличных размеров, но ощущения перегрузки не возникло. Лучше, конечно бы, знать, что история как наука не закончилась лекциями Соловьева, а физика — на Эйнштейне. Но помнящий школу, при минимальной любознательности, лбом не упрется. Разжевано, но довольно ненавязчиво.

Майкл Флинн пишет солидно. А торопиться не надо.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Танцора Января» прошло порядочно времени. К сожалению, воспоминания, включавшие в себя практически весь сюжет книги, предались в забвению. Остались всего лишь крупицы минувшего впечатления. Память о том, какой прекрасной была космоопера в стилистике таинственной, хмельной, свободолюбивой, зеленой и магической Ирландии. И теперь я пополнился новыми переживаниями, теперь уже от прочтения «Эйфельхайма: города-призрака» Майкла Флинна.

Что стилизация ирландскими мифо-поэмами далекого космоса, что средневековая Германия с вкраплениями современности автору удаются блестяще. Честно, оба романа в плане антуража и создания мира, эпохи (или, в случае с обозреваемой книгой, воссоздания их же) получились великолепными. Я верю что далекому будущему от Флинна, что давнему прошлому его же пера. Германская деревенька в гуще мрачных и необычных событий получилась потрясающе яркой, живой и реальной. Каждому персонажу из прошлого я верю, сопереживаю и внимаю с превеликим удовольствием. В особенности, конечно же, монах-интеллектуал, настоящий предвестник эпохи Возрождения, Дитрих явялется объектом моего сопереживания и симпатий. Замечательный образ, в который хочется верить и как-то вживить в современное российское поповство — жаль, что так нельзя. Ну, да бог с этим. Замечательно еще и то, что части с воссозданным Средневековьем являются доминирующими в тексте «Эйфельхайма». Потому что в разы читать интереснее, чем происходящее в настоящем. Серьезно, Том, Шерон, азиатка-библиотекарь вышли по сравнению с древними немцами и тамошними инопланетянами крайне невзрачными. Я страницы с современностью чуть ли не пролистывал побыстрее, чтобы очутиться снова в старушке Германии. Так что я в итоге не понял, разошлись Шерон и Том, или нет... Вроде бы, нет. В чем еще воспеть дифирамбы? Фантастическое допущение. Да, кто только не писал про палеоконтакты. Сколько всякого барахла от эзотериков и прочей шелухи каждый тут навидался и наслышался. Ан все-таки, миддл-Контакт в таком красивом оформлении — зверь редкий даже в фантастическом гетто. Только и остается его в Красную книгу разместить и лишь любоваться его дивными изгибами и геральдической грации! И тематика христианства-для-пришельцев — тема еще далеко не избитая. Крайне мало встречающаяся, на самом деле. В основном в виде юмористических зарисовок у того же Лема было. «На серьезных щах» припоминаю только в виде «Книги странных новых вещей» Фейбера. Еще у Лукьяненко была. И реализован данный нечастый фантдоп отлично.

Просто чудо, а не книга, да вот минуса два есть. Первый, как я уже сказал — эпизоды о наших дней слабые. Может, слабыми они кажутся лишь при сопоставлении с немецким Средневековьем, но все ж. И концовка. Что заключение в современности, что в немецком прошлом мне не понравилось. Не знаю, думалось, что по логике сюжета случится нечто вроде моментов из «Великого Крестового похода» Пола Андерсона. Но не случилось... Жаль! А книгу читаем как грандиозный и достоверный (исключая пришельцев, конечно) исторический роман!

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна жемчужина в серии «Сны разума». Вновь тема контакта, однако не холодно-враждебного, как в «Ложной слепоте», и не отстраненно-пугающего, как в «Спине». Кроме того, нам дадут возможность взглянуть сквозь века, но не в очень далекое будущее, как в «Городе в конце времен», а в гораздо менее далекое прошлое, всего-то на 6 с лишним веков назад. Приготовьтесь, скоро вы шагнете в «Эльфейхайм: город-призрак».

В романе две сюжетных (и временных) линии повествования, которые довольно неравнозначны. Нас знакомят с двумя учеными Томом и Шерон (грубо говоря, историком и физиком, на деле тут все тоньше и глубже), которые пытаются разгадать загадку города-призрака Эйфельхайма, который исчез в 14-м веке. Это первая линия, и ей уделено не так много внимания. А вот вторая... Мы видим сам Эйфельхайм (который, впрочем, назывался иначе) глазами священнослужителя Дитриха, видим, как рядом с городом терпит крушение корабль пришельцев, как происходит контакт человека с инопланетянами, видим, как к городку подбираются зима, чума и местные последствия геополитического конфликта. Но что же случилось в городе? Это нам, а также Тому и Шерон и предстоит выяснить.

Роман словно бы объединяет в себе конфликтующие понятия. В нем понятие Бога сталкивается с наличием пришельцев, однако они не разбиваются друг о друга, не опровергают друг друга, а наоборот, дополняют. Ученый-физик и ученый-историк объединяют свои усилия для разгадки тайны Эйфельхайма и будут сполна вознаграждены за свое взаимодействие. О многом говорит и то, что эти ученые – мужчина и женщина. (Возможно, я и не прав, но я не припомню много произведений, где герои разного пола с различающимися убеждениями равноправны и являются самостоятельными личностями... Ну, «Секретные материалы» вспоминаются и еще что-то по мелочи.) Но самое главное, что объединил Майкл Флинн, и это лежит на самой поверхности, – исторический роман и твердую научную фантастику. И в этом кроется главный, нет, не недостаток, а момент, о который спотыкается неподготовленный читатель: роман сложен. Сами по себе два жанра «Эйфельхайма» уже не являются легкими для восприятия, а вместе, да еще и приправленные научной лексикой... В общем, читатель быстро приходит к мысли, что с ходу такую книгу не одолеть и что тут «надо думать». То есть никаких «снов разума», надо проснуться и хорошо соображать, чтоб диалог с автором получился полноценным, и все идеи, столь бережно вложенные Флинном книгу, не убежали от читателя, словно песок сквозь пальцы.

Роман очень хорош. Для тех, кто может и хочет думать, а также тех, кому интересна идея гармонии в литературном произведении.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПРОСТИТЕ, БУДЕТ МНОГО СПОЙЛЕРОВ

Три раза начинал читать, постоянно бросая. Оттолкнуло то, что автор очень (ОЧЕНЬ) уж подробно остановился на житие-бытие деревушки. По учёных в будущем буквально страниц 20-25 за всю книгу не больше. А в деревушке 14го века что? Конечно только разговоры о боге, разговоры о вере, разговоры о душе, об искуплении. Я понимаю, что кругозор живущих тогда людей наверное был ограниченнее, чем наш, но меня очень уж не привлекает идея, когда священник посредством религии убеждает инопланетян в существовании гОспода. Типа, те настолько отчаялись вернуться назад, что поверили обычному дремучему человеку, потому что им некуда было деваться? И вообще непонятна позиция автора — он за науку или за религию? Если за науку, то почему не показать подробнее поиски крэнками выхода из положения и остановиться чуть подробнее на изысканиях Тома? Мне вот этого не хватило. Если за религию, то можно было, опять же, остановиться на мотивации крэнков к крещению. А то как-то, рррраз, и вот они в церкви принимают чуждый их разуму ритуал.

Показалось, что священник очень уж умный попался и слишком быстро понял многие вещи, которые и сейчас понятны будут не каждому. И почему не раскрыли его прошлое, раз на него было несколько намёков? Неоправданная недосказанность.

Но последние 70-80 страниц с чумой и обречёнными инопланетянами очень понравились. Я конечно, благодаря автору, не совсем понял их мотивации остаться (вроде бы они испугались нырнуть в ничто, боясь, что проволока могла не сработать. Ну и как понял, что они, проникнувшись религией, становятся для людей этакими аналогами Иисуса Христа. Ведь ограниченные в суждении жители деревни даже не поняли, что им помогали, и прокляли крэнков, хотя те того не заслуживали) И вот тут для меня сработал авторский замысел, если я его верно понял — вот зачем он так подробно нам показывал жизнь деревушки, вот зачем были эти перечисления фамилий — автор хотел, что бы мы, как бы сказать, прониклись, что бы мы втянулись в это размеренное повествование и жители стали для нас родными. Поэтому, когда в конце они стали буднично умирать один за одним — кто кроваво харкая кровью и извергая чёрную рвоту, а кто попросту падая замертво в чистом поле — я прямо расчуствовался. Ну и финал с приёмной дочерью очень зацепил.

В общем, книга получилась хорошая, хоть и не идеальная, она могла быть лучше, как наверное могли быть лучше жители Эйфельхайма.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замаскированная под фантастику историческая реконструкция

Эта книга в своем роде является экспериментом в ходе которого автор задался целью столкнуть на узкой тропе представителей разных рас, культур, мировоззрений. Как поведут себя существа с полярным мышлением, возможно ли найти общие точки соприкосновения и не дать уничтожить друг друга из-за чудовищной силы непонимания? Непростая задачка, но автор с ней справился, выдав на-гора оригинальный сюжет и колоритных, и что важно, умеющих думать героев.

Спойлер. Все началось с того, что около города Эйфельхайма неудачно приземлился корабль с пришельцами, похожими на кузнечиков. В условиях темного средневековья и тотального страха перед чертовщиной, это событие стало большим испытанием не только для жителей провинциального городка, но и для самих инопланетян. Настоящим чудом стало то, что местный священник оказался человеком продвинутым и мыслящим, ведь лишь благодаря ему удалось найти выход из непростой ситуации. Он решил задачку необычным, но эффективным способом, настолько эффективным, что спустя несколько столетий незаурядные умы бьются над загадкой бесследного исчезновения жителей того самого городка. И этим смешением времен и изломанностью сюжетной линии «Эйфельхайм» напоминает «Книгу страшного суда» Конни Уиллис.

Роман «Эйфельхайм. Город-призрак» стоит прочитать, если не из-за оригинального сюжета, то хотя бы из-за массы интересных философских диалогов, в которых герои обсуждают культурные, исторические проблемы социума, говорят о вопросах прогресса и божественности, о чувствах и прагматичности. Произведение представляет собой микс исторического романа и темпоральной фантастики с примесью религиозной тематики. Для нормального его восприятия необходима определенная подкованность читателя, как-то минимальные знания физики, истории средних веков, а также о теологической мысли средневековья.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал на днях , пока еще перевариваю...

Думал, что будет мало отзывов на эту книгу, а оказалось — 4 страницы народ накатал! Правда, книга вышла в 2010, так что по страничке в год примерно вышло. Значит, все ж таки читают у нас и сложную «медленно-текущую» фантастику.

Это мое второе обращение к творчеству Майкла Флинна. И если первое, что я у него прочитал — шикарный «Танцор Января» проглотился за пару выходных, то с Эйфельхаймом не всетак просто.

Роман ОЧЕНЬ понравился. Медленный, тягучий, средневековый манускрипт с вкраплениями эпизодов жизни неких ученых из ХХI века, которые лично мне только мешали. Жизнь средневекового селения описана настолько правдоподобно, что создается впечатление, что Флинн сам там жил и переносил свои наблюдения на бумагу, а после финала отправил нам свои записи в некой машине времени. Насколько монументально описан пастор Дитрих, кузнец Лоренц, рыцарь герр Манфред, как хорош кренк Ганс, да и вообще практически все основные персонажи романа самые настоящие, что крестьяне и копейщики, что пришельцы кренки.

Великолепно описан нехитрый быт селения, до сих пор представляется храм с его горгульями и прочими фантасмагорическими созданиями (и кренки там временами очень удачно поддерживали колорит!). И неимоверно много (и это на мой взгляд большой ПЛЮС для Флинна) рассуждений и бесед о религии (что неудивительно, век то XIII) и о науке (при том, что век то XIII)! А как мощно и пронзительно описание чумы, буквально сожравшей так полюбившийся Эйфельхайм. И концовка романа — смерть любимой дочери (пусть и приемной) на руках у Дитриха, и смерть его пожалуй лучшего друга пришельца-кренка Ганса практически в то же время. Тяжело и мощно.

Единственное, что вызывало недоумение — ЗАЧЕМ были оставлены автором четверо кренков на Земле , но в финале романа уже XXI века Флинн и на этот вопрос дает совершенно недвусмысленный ответ.

Получил огромное удовольствие от романа. Заслуженная оценка — почти шедевр! 9

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг о палеоконтакте на самом деле немного. Со времён Уэллса и по сей день с пришельцами, как правило, приходится общаться либо современникам автора, либо обитателям некой будущей Земли. А ведь интересно представить, как протекало бы общение инопланетян с людьми, понятия не имеющими ни об астрономии, ни даже об уфологии. Странные существа были бы приняты за богов или демонов? Возможно, но «Эйфельхайм» предлагает менее очевидный ответ. Недаром роман начинается с описания изображений фантастических народов в средневековой церкви. Инопланетяне с фасеточными глазами, вероятно, не более фантастичны, нежели блемии или сциоподы. И жители деревушки могут продемонстрировать более сложное и менее враждебное поведение, чем панический вопль «Изыди Сатана!». Интересно наблюдать, как меняет общение и обитателей Эйфельхайма, и жукоглазых «демонов».

Но чтение не назовешь легким (это не упрек, что вы!). По ходу приходится осваиваться и с теоретической физикой, и с особенностями средневековой философии, и с не менее экзотической в наших краях клиологией.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это добротная научная фантастика. Классическая, я бы даже сказал. Эта классика чувствуется в обстоятельности и подробности повествования. Из-за этого, правда, очень трудно было погрузиться в книгу. Особенно часто напрягали сноски и примечания, которых в книге около 200. Думаю, половину из них можно было выкинуть за ненадобностью.

Две сюжетные линии, одна из которых происходит в прошлом, а вторая в настоящем — весьма спорное, как мне кажется, решение. Нет, я не против, чтобы искались параллели, чтобы проводился анализ, чтобы раскрывалась подоплёка событий и как они отразились в летописях и исторических документах. Но мне бы хотелось, чтобы они происходили ПОСЛЕ того, как это описано в сюжетной линии в прошлом. К сожалению, часть событий описывается ДО произошедшего. В результате — не так интересно читать, поскольку линия будущего «спойлерит» прошлое. Да и вообще, мне кажется, что роман мало что потерял бы, если бы от настоящего остались бы только пролог и эпилог.

В остальном — я получил удовольствие от чтения, не буду скрывать. Но это удовольствие могло быть и больше.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация к книге, про совместную работу двух ученых вводит в заблуждение. Этим ученым в книге будет уделено не более 10% объема. И этого объема автору не хватило чтобы связно изложить научно-фантастическую «подложку» своего романа. Ученые получились картонные, их небольшие семейные ссоры наивными. Научное обоснование путешествия инопланетян, возможное на основании теории переменной скорости света дано очень скомканно. Вместо упрощенного объяснения принципов путешествия, в примечании автор просто отсылает нас к другой книге («Быстрее скорости света» Жоао Магейжу), мол если интересно — почитайте, а я буду писать про то что мне интересно.

А интересно Флинну было писать псевдоисторическую часть романа. Посвященную истории деревушки Оберхохвальд в Германии 14 века. Вот тут исторических, религиозных, бытовых и прочих подробностей столько, что становится скучно. Одно описание барельефов и украшений церкви на 10 страниц. Если Вы не специалист по истории Германии 14 века, многое останется непонятным, уж слишком достоверно и подробно все описано. Кроме того при чтении надо обладать знаниями по истории католицизма и его конфессиям. А также разбираться в философских дилеммах Жана Буридана и Уильяма Оккама. С моей точки зрения эта часть черезмерно затянута, пересыщена ненужными подробностями и скучна для широкой публики.

Итак, возле Оберхохвальда (впоследствии переименованного в Эйфельхайм) терпит крушение инопланетный корабль. Местный пастор оказывает пришельцам посильную помощь, но затем оказывается что починить корабль будет непростой задачей из-за неразвитости науки 14 века. Кроме того пришельцам нехватает протеинов из земной пищи, из-за чего они медленно погибают. Пришельцы и жители деревни пытаются вместе преодолеть трудности (холода, чума, починка корабля, итп). Пастор обращает в христианскую веру некоторых пришельцев. Как-то мне в это не верится.. (Пришелец говорит, мы умираем от холода и отсутствия полноценной пищи, а пастор им в ответ, терпите, покайтесь и примите крещение... И проситит вас господь, и помрете с миром...) Как-то не верится мне в рассказанное автором развитие событий.

На протяжении чтения сильно раздражало обилие вставок иностранных слов к месту и не к месту, сопровождаемых комментариями. В книге 288!! комментариев! Примерно такого вида (взял первую попавшуюся) «что вовсе не кажется за пределами понимания и сводит Господа к простому residuum. [Residuum- остаток(лат)]» Вот нельзя сразу написать было про остаток? И так раз 150 на протяжении книги.

В общем книга для любителей историко-филосовского чтения, а не НФ фантастики.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1348 году, в немецкой деревне Оберхохвальд случаются загадочные события – воздух наполняется статическим электричеством, где-то в лесу гремят взрывы, случается пожар... Жители деревни считают, что это козни дьявола, однако пастор деревенской церкви Дитрих Дитль, бывший учёный, а сейчас верный христианин, считает, что этому есть естественнонаучное объяснение. Отправившись в лес, он находит что-то, что оказывается потерпевшим крушение кораблём пришельцев, которых стали называть крэнками... Во второй сюжетной линии, развивающейся уже в наши дни, семейная пара – историк Том и физик Шэрон занимаются каждый своими исследованиями, которые, тем не менее, в итоге будут связаны с Оберхохвальдом...

«Эйфельхайм» многие описывают как «Умберто Эко с инопланетянами». Такие параллели и в самом деле могут возникнуть – как и «Имя Розы», «Эйфельхайм» рисует грандиозную по своей глубине и детализации картину средневековой жизни, а также сталкивает в тексте мышление двух разных эпох. Да, в этом книги схожи, но Флинн не углубляется в постмодернистские игры, как Эко, сюжет его романа более стремителен, чем в «Имени Розы», и к тому же у Флинна в романе есть инопланетяне! И, честно говоря, инопланетяне меня даже немного огорчили. Зачем они, если автор так прекрасно знает и описывает эпоху? Зачем эти неубедительные учёные, если автор создал яркие образы представителей почти всех сословий XIV века? Чего стоило написать добротный исторический роман? Разумеется, потом, по мере чтения, огорчение прошло, но этот достаточно показателен – «Эйфельхайм» убедительнее в исторических, а не фантастических фрагментах. Более того, второй подсюжет, события которого развиваются в наши дни, порой кажется лишним и вымученным. Если уж на то пошло, вряд ли роман потерял что-то, если бы эта сюжетная линия в нём отсутствовала.

Но если возвращаться к исторической части романа, то она прекрасна. Не знаю, насколько исторически достоверно описаны события, всё-таки я не являюсь специалистом в истории средневековой Европы, но выглядит всё убедительно. Термины, даты, события, описания – всё это складывается в единый мир, в который уходишь с головой после первого десятка страниц. Автор показывает средневековье не тем грязным и суровым местом, каким его обычно изображают, а людей тех лет – не тёмными и дремучими невеждами. Да, тогда люди думали немного иначе, чем мы сейчас, да, и жили они немного иначе, но это не значит, что тогда было плохо. А образ Дитриха настолько правдоподобен, что кажется, будто и в самом деле рассказ о первом контакте с пришельцами ведёт пастырь маленькой европейской деревушки, некогда бывший другом и учеником Оккама и Буридана, а сейчас скрывающийся от своих грехов в глуши. Да, Дитрих умён, и намного более образован, чем иные жители Оберхохвальда, инквизиция ещё не начала душить первые робкие попытки постигнуть мироустройство, но всё равно, знание мира пастора строится на Аристотеле, тогда как пришельцы живут по законам эйнштейновской (или даже более прогрессивной) физики. В то же время крэнки не знакомы с концепцией божественного, с понятиями сочувствия, эмпатии. На этих противопоставлениях, конфликте мышлений и попытках понять и принять друг друга строится значительная часть философии книги. И отдельное «спасибо» автору за то, что он, описывая «очеловечивание» пришельцев не скатился в морализаторство или пропаганду религии. Всё подано очень грамотно и очень тонко.

А если подумать ещё немного, то можно прийти к выводу, что «средневековая» часть «Эйфельхайма» – отличная иллюстрация к тому, каким может быть контакт человечества с инопланетным разумом. Пришельцы (если они существуют) настолько будут опережать нас в знаниях, насколько мы сейчас опережаем средневековых обывателей, и нет никаких гарантий, что нам легко удастся найти друг между другом хоть какое-то понимание.

На фоне «средневековой» части «современные» события романа выглядят очень бледно и сухо, но в этой сюжетной линии скрывается одна немаловажная мысль – мы крайне мало знаем о нашей истории. И чем дальше временной период от наших дней, тем меньше у нас возможности что-то узнать. Историю Оберхохвальда Том собирает даже не по кусочкам – по крупицам, анализируя случайные фразы в хрониках, пометки на полях рукописей и т.д. Также ещё один плюс «современной» сюжетной линии – её научная сторона, изложенная доступным и понятным языком. Даже сложные концепции многомирного пространства разжёваны так, что даже самый гуманитарный гуманитарий поймёт, о чём идёт речь.

В целом – это прекрасный роман, который я рекомендовал бы всем, но который далеко не все бы сочли интересным и захватывающим. Кто-то ведь больше любит «пиу-пиу» и летающие тарелочки.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх