Джордж Р. Р. Мартин «Стеклянный цветок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Игра. Смертельный бой, на котором трое хотят выжить, двое хотят жить, а двое — победить. И лишь у одного победа означает экзистенциальное право на смерть. Конечно, это то ли киборг, то ли робот, то ли призрак полоумного ученого. В своем романтическом стиле Джордж Мартин пытается разобраться в понятии бессмертия машины и бессмертия живой плоти.
Входит в:
— цикл «Тысяча миров» > Повести и рассказы
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, September 1986», 1986 г.
— сборник «Portraits of His Children», 1987 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
— сборник «Миры Джорджа Мартина», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1987 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (8), английский (3)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Поляков (3), Т. Черезова (7)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 19 февраля 2017 г.
Фантастические рассказы Д. Мартина, как всегда великолепны. Сложно, красиво, изысканный, яркий и образный язык.
В основе сюжета бессмертие разума, обмен сознаниями, сравнение мышления и ценностей машины и человека. Как всегда, у автора загадок и вопросов больше, чем ответов. Финал читатель должен додумывать сам, какой ему больше нравится.
В рассказе действия мало, зато моральных и философских проблем не сосчитать. Для любителей поразмышлять и посмаковать красивый и сложный текст.
yemets, 5 января 2014 г.
Повесть-головоломка, но мне понравилось, особенно «знание — моё хобби, моя страсть».
primorec, 13 октября 2012 г.
Два взгляда на Жизнь и Смерть, такие разные и оба — притягательные. Первый — долгое, бесконечное путешествие в поисках новых знаний и ощущений, без страха увядания и болезней, без чувств и эмоций — хрустальный цветок, прекрасный, но неизменный, застывший во времени, не знающий не только тления, но и прохладного прикосновения росы. И второй — скоротечное мелькание дней, наполненных в равной степени радостью и горем, страстью и горечью неизбежного конца — живая роза, красота и аромат которой столь мимолетны.
Два взгляда — два героя. Мудрая — распорядительница странной Игры, призом в которой — возрождение в новом теле и шанс прожить еще одну жизнь. 200 лет она бежит от смерти и увядания, меняя тела и маски, обманывая время, теряясь среди лиц незнакомцев, которые постоянно смотрят на нее из зеркала. И киборг — почти вечный, слишком много узнавший и видевший, но не способный ощутить даже малого проблеска чувств и эмоций, и, как скупец, хранящий воспоминания о них в кладовой своей безмерной памяти. И каждый из этих двоих жаждет то, что есть у другого. Один — бессмертия хрустального цветка, другой — быстротечной яркости живой розы.
И оба пути в рассказе — равно привлекательны и трудны. Просто, каждому — свое, в том числе и для читателя, за которого автор не намерен думать и решать. И эта свобода выбора делает историю еще более глубокой и человечной.
Но я нашла в повести еще кое-что занимательное. Будучи поклонницей Вселенной Тафа, я всегда жалела, что многое в том великолепном Космосе осталось «за кадром». В том числе, история войны, разбросавшей человечество по Вселенной, генетических изысканий, созиданий и разрушений. И в этой повести кое-что станет понятно. Правда, самую малость, но все же...
Arzak, 3 октября 2012 г.
Спорный рассказ, слишком многое осталось «за кадром», но тем интереснее становятся смутные мысли и прозрения, к которым он подталкивает. Меня лично он покорил своей какой-то совершенно пост-человеческой этикой, что-то похожее можно встретить во многих рассказах Ди Филиппо. И только по прочтении «Стеклянного цветка» я внезапно понял и оправдал мироощущение Стальных Ангелов. Кто знает, может и в самом деле далекий космос приемлет только тело из стали, а опыт самого себя будет как раз той единственной слабостью, которую вменяет своим последователям во грех Бледное Дитя Баккалон.
Kartusha, 11 мая 2012 г.
Для интриги — игра. Три игрока против трех, плюс опытный игрок. Борьба в мире иллюзий, где можно пускать в ход самые изощренные фантазии. А в основе — извечная философская тема: что лучше быть бессмертным разумом, меняющим оболочки, или прожить обычную жизнь смертного?
Стеклянный цветок двояк – смерть в жизни или жизнь в смерти. Окунувшись в Игры Разума, читатель определяет свой путь.
Yazewa, 19 декабря 2010 г.
Красивый философский рассказ. Он — не столько для ума, сколько для эмоций. Можно просто воспринимать его содержание, следуя за изящными стилистическими построениями...
В этот раз Мудрая выбрала необыкновенные возможности кибернетического тела. А кибер-разум отдал все за возможность ощутить жизнь в человеческом теле. Что ценнее? Выбирать конкретному разуму, — это его игра. Через очищение немыслимой болью — к приобретению новых возможностей.
Я — позавидовала Мудрой.
Лэйла, 22 мая 2010 г.
Очень интересная, глубокая, я бы сказала, повесть. Это сравнение: человеческая жизнь и стеклянный цветок. Героиня постоянно меняет тела, чтобы не стареть, а стеклянный цветок не подвержен увяданию.
Когда я читала, то думала. Столько вопросов встают сразу. А сама ли ты переходишь в новое тело? Или с потерей своего тела, ты что-то теряешь сама? Героиня мечтала о своем первоначальном образе.
Автор ставит и другую возможность — стать кибернетическим организмом, он так же бессмертен, но он робот. В этом случае — ты постепенно забываешь, что ты человек. Согласилась бы я на такое? Каково это жить много-много лет? Неужели, когда ты долго проживешь, уже ничего не сможет тебя заинтересовать, все надоест?
azgaar, 14 апреля 2009 г.
Обалденный рассказ, очень понравился. Идея старая, но переосмысление завораживает. Больше философии чем фантастики — на любителя.
CONSUL, 6 июля 2008 г.
Если пригледется, «Стеклянный цветок» — это очень филисофский, глубокий рассказ, но.. очень затянутый. Идея о перерождении хороша, и мысль о поглащении разума очень интригует, но окружение совершенно портит всякое впечатление от рассказа, а жаль...
ivanov, 13 декабря 2007 г.
Тема очень интересная, но по-моему, слишком серьёзная для выбранного автором формата. Однако вещь, несомненно, интересная, изящная и дающая богатую пищу для размышлений.
Тимон, 5 ноября 2007 г.
Честно признаюсь, что не смог проникнуть в таины рассказа. Сумбурно и не понятно. Не люблю такие!
Pupsjara, 7 мая 2007 г.
Не понял смысла рассказа, особенно концовку. Перечитал даже 2 раза концовку и все-равно остался при своем мнении. :insane:
volkman, 3 августа 2005 г.
Темны закоулки микропроцессорной души робота. По мне так они остались темны и для Мартина. Красиво, глубоко, но не верю.