FantLab ru

Николай Гоголь «Портрет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Голосов:
750
Моя оценка:
-

подробнее

Портрет

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

На последние гроши купил художник Чартков портрет незнакомца, сурового старика в азиатском халате. И старик не подвел его — материальное благополучие свалилось как Божий дар, а с ним и почет, и слава. Но талант — это привилегия достойных и их пути с Чартковым быстро разошлись.

Примечание:

Данная повесть издавалась также в редакции журнала «Арабески» в 1835 году.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 60

Активный словарный запас: низкий (2639 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 111 знак — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 3
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 3
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 3
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3-4
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Сочинения Н. В. Гоголя
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Портрет
1928 г.
Повести
1935 г.
Петербургские повести
1937 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 3. Повести
1938 г.
Повести
1947 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1949 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Портрет
1952 г.
Портрет
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 3
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 3
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1966 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Повести
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Петербургские повести
1974 г.
Повести. Пьесы. Мертвые души
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Петербургские повести
1976 г.
Петербургские повести
1976 г.
Повести
1977 г.
Проза. Статьи
1977 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1977 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Петербургские повести
1978 г.
Портрет
1979 г.
Русская романтическая повесть
1980 г.
Петербургские повести
1981 г.
Петербургские повести
1983 г.
Повести. Драматические произведения
1983 г.
Н. В. Гоголь. Повести. Драматические произведения
1984 г.
Петербургские повести
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3
1984 г.
Избранные повести
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Повести
1986 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1986 г.
Русская фантастическая повесть эпохи романтизма
1987 г.
Русская фантастическая повесть эпохи романтизма
1987 г.
Повести
1987 г.
Портрет
1988 г.
Повести. Воспоминания современников
1989 г.
Арабески
1990 г.
Тарас Бульба
1993 г.
Нежданные гости
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Повести; Комедии
1994 г.
Петербургские повести
1995 г.
Избранная проза
1996 г.
Невский проспект и другие повести
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Повести, Мертвые души
1998 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том II. Мертвые души. Ревизор. Повести
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Сочинения в одном томе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2001 г.
Мистические повести (подарочное издание)
2001 г.
Ревизор. Повести.
2001 г.
Записки сумасшедшего
2002 г.
Повести (с комментариями, темами и планами сочинений)
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Петербургские повести
2003 г.
Петербургские повести. Пьесы
2003 г.
Петербургские повести
2004 г.
Петербургские повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести
2004 г.
Повести. Мертвые души
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 2
2005 г.
Шинель. Петербургские повести
2006 г.
Записки сумасшедшего
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Портрет
2006 г.
Ревизор. Петербургские повести. Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 2. Том 3, 4. Повести. Комедии
2006 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души. Ревизор
2007 г.
Петербургские повести
2007 г.
Петербургские повести. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Портрет
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Мистика, ужасы. Лучшие произведения
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Н. В. Гоголь. Повести
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести
2009 г.
Петербургские повести. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 3, 4
2009 г.
Ревизор. Женитьба. Петербургские повести
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Петербургские повести
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Майская ночь, или Утопленница
2011 г.
Мертвые души. Петербургские повести. Ревизор
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Повести и рассказы
2011 г.
Мистические сумерки
2012 г.
Петербургские повести
2012 г.
Шинель
2012 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Петербургские повести
2013 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2016 г.
Петербургские повести
2016 г.
Петербургские повести
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Записки сумасшедшего
2017 г.
Петербургские повести
2017 г.
Петербургские повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Записки сумасшедшего. Повести
2018 г.
Петербургские повести
2018 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.

Аудиокниги:

Петербургские повести
2002 г.
Невский проспект. Петербургские повести
2004 г.
Портрет (аудиокнига на 2 CD)
2004 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 2
2005 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 2
2005 г.
Литературный коктейль №5
2005 г.
Петербургские повести
2005 г.
Портрет (аудиокнига MP3)
2006 г.
Петербургские повести
2007 г.
Записки сумасшедшего
2007 г.
Невский проспект. Портрет
2008 г.
Петербургские повести (аудиокнига MP3)
2009 г.
Портрет
2009 г.
Фантастические повести. Записки сумасшедшего. Портрет
2009 г.
Хрестоматия по литературе. 9 класс
2009 г.
О призраках, о вампирах и о прочей нечисти (аудиокнига MP3)
2010 г.
Петербургские повести
2011 г.

Издания на иностранных языках:

La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)
1975 г.
(французский)
Russian 19th-century Gothic Tales
1984 г.
(английский)
Страшната прокоба
1987 г.
(болгарский)
Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)
Plays and Petersburg Tales
2009 г.
(английский)
Racconti di Pietroburgo
2010 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2011 г.

Я всё время относился к произведениям, включённым в школьную программу как-то пренебрежительно. Но относился я так к ним лишь до момента открытия мною Петербуржских рассказов Гоголя. Гоголь-мистик: таким я вновь открыл для себя замечательного классика русской литературы. Мистика, порой даже пугающая переплетается с тонкой философией. Даже самого талантливого человека деньги могут совершенно «испортить». Это мы видим на примере Чарткова. Казалось бы! Он получил деньги, признание и вообще всё, что он хотел. Но как оказалось благосостаяние не дало художнику стимула для дальнейшего развития. Оно наоборот уподобило его всем прочим петербуржским раскрученным «творцам». Как не прискорбно, такое наблюдается и в реальной жизни. Посмотрите, из начала далёкого 19 века беспрепятственно проводятся анологиии в наше третье тысячелетия! На мой взгляд в этом состоит огромная ценность произведений автора. Темы, поднимаемые Гоголем актуальны во все времена. Ведь даже когда пройдёт ещё пара веков, Земля ещё более урбанизируется и люди освоят самые дальние закоулки галактики, сущность человека, нравы людей, останутся теми же. А Гоголь пишет именно о них!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2009 г.

Две части повести, по правде говоря, плохо сочетаются друг с другом. По сути, это два совершенно отдельных произведения, лишь слегка соприкасающихся. Первая половина, история художника Чарткова, случайно купившего старинный портрет, который принес ему богатство и славу, но убил тем самым его талант, написана действительно просто блестяще; Гоголь очень точно и достоверно описал одну из сторон жизни петербургского общества — чувствуется, что он немало времени провел, общаясь с художниками, наблюдая за ними. Вторая же часть, рассказ о самом этом портрете, по-моему, выглядит гораздо слабее и натужнее, что ли. Известно, что автор несколько раз ее переписывал, однако это не слишком помогло. Знаю, что по сути повторяю в этом мнение Белинского, ну и что с того?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2014 г.

Очень большая разница в настроении, в цвете — между первой и второй частями. Первая – пронзительная, очень человеческая, а вторая – притча. В первой части волшебный страшный старик с портрета – просто сон, видение, его влияние, кажется совсем крошечным. И когда читаешь начало, где у героя только появились деньги, и он поддался искушению юности, поехал в ресторан и любуется тем, какой он красивый, какие у него чистые завитые локоны – это самая страшная часть повести, до слез, потому что все еще хорошо, все еще очень трогательно и человечно, но уже понятно, что дальше судьба его будет сломана, и что эта последняя минута, в которую он счастлив. Очень милый, нежный, болезненный эпизод.

В первой части, волшебное зло почти не существует, его так просто обойти, но герой этого не сможет, это сразу видно. А вот во второй оно серьезно, оно становится не просто настоящим, но настоящим сверх меры, непобедимым на первый взгляд, но именно здесь оно, пусть отчасти, но побеждено. Портрет и зло вместе с ним когда-нибудь уничтожат, но и это не главное, главное, что молодого художника, героя второй части оно само уже не посмело коснуться, и отец его, также победил в себе это зло. То есть выходит наоборот, в хрупкой человеческой части зло обходимо, но не обойдено, а во второй, более поучительной, более строгой, оно неизбежно и все таки избегнуто.

До глубины души задела история самой картины. Там, где-то в самом конце, герой произносит, что дьявола не существует. Я не очень разбираюсь в теологии, но по сказкам, по мифам, так и есть. Все, что создано – есть любовь, потому что сам процесс создания ничто иное, как воплощение любви чем либо – мысль, будь она трагическая, страшная, какая угодно, воплощается только потому, что создатель, художник – любит ее. Поэтому дьявол, как идея противоположная любви не может существовать. Кем бы он ни был воплощен или нарисован, в основе картины будет вдохновение, нежность, жалость – то есть все равно любовь создателя, следовательно, воплощения не получится, получится иной персонаж. И тут появляется художник, зачарованный игрой света, взглядом, он привык во всем видеть суть, душу, Бога – и именно это рисовать. А тут он пытается увидеть и не видит, впервые в жизни не видит, потому что того, кого он рисует – нет. И вот тогда он рисует оболочку, внешность, рисует пустую природу, без любви. И в итоге создает дьявола своими руками.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2011 г.

«Портрет» я первый раз прочитал в детстве, незадолго до того, как изучают ее в школе – то есть где-то в 7-8 классе. Перечитываю довольно часто.

Первое впечатление было – повесть действительно страшная. Хотя не настолько, как «Вий» и «Страшная месть». Однако в «Портрете» пугает именно то, что чертовщина смешивается с обыденностью, проникает в повседневную, земную жизнь. Собственно, все происходящее можно списать на галлюцинации и совпадения, но от этого только больше начинаешь верить в потустороннюю природу портрета. Цепочка кошмаров – это вообще очень сильное и знакомое ощущение, когда страшный сон еще длится, хотя уже начинаешь понимать и пытаться проснуться. Этот бесконечный, затягивающий как болото сон – очень характерный кошмар для Гоголя, который боялся, что его похоронят заживо в бессознательном состоянии и поэтому, видимо, опасался таких состояний.

Уже потом, со временем, впечатление произвела идея повести – хоть она и достаточно проста. Автору удалось исчерпывающе раскрыть вопрос предназначения творчества. Дьявольский подарок судьбы толкает Чарткова на путь художника, как бы сейчас сказали – попсового; что ведет к вырождению его таланта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он довольно поздно начинает понимать это, но даже тогда, ослепленный завистью, не пытается что-то изменить в своей жизни – но начинает ненавидеть тех, кто идет другим путем, свободным от коммерческой выгоды и амбиций. Он прекрасно понимает, какие возможности упустил, но не может освободиться, прекратить погоню за наживой и хоть на склоне жизни сделать что-то стоящее – нет, его гордость подсказывает ему другое – зависть и ненависть к тем, кто не потратил лучшие годы жизни на малевание миловидных дамочек и пафосных вельмож, бесконечно далеких от оригинала.

Да и вся эта история началась с того, что другой художник взялся за кисть не по вдохновению, а по страшной и странной просьбе ростовщика-колдуна – создать портрет, который вместил бы его душу и дал ему бессмертие. Вот с этой чудовищной сделки и начался кошмар. Однако автор портрета оказался сильнее – ему удалось победить в себе гордыню и очистить свою душу от недостойных настоящего творца побуждений. Но даже для него это не прошло даром.

Человеку свойственно творчество. Это одна из самых естественных черт разума – стремление упорядочить и украсить мир вокруг себя. И это как раз то, в чем человек подобен Богу – он тоже может быть Творцом, тоже может сотворить свой мир. Возможно, именно творчество – это и есть предназначение существования разума, и нет ничего более священного, чем способность создавать вещи, делающие мир сложнее и прекраснее. И нет большего греха, чем извращать эту данную Богом способность, используя ее во зло окружающим или исключительно для извлечения материальной выгоды для себя. Именно такое использование своего таланта привело героев повести на путь саморазрушения. И вполне ясна метафорическая концовка «Портрета»

Достоинства произведения:

глубокая, проработанная авторская философия творчества;

реально страшная, депрессивно-мистическая атмосфера;

оригинальная композиция повести (объединение двух новелл в одно произведение).

Недостатки: не выявлено.

Итог: наряду с «Вием» — последняя мистическая вещь Гоголя. После в творчестве писателя начал преобладать сатирический реализм с элементами абсурда. А жаль – на мой взгляд, фантастика у Гоголя была гораздо убедительнее.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2012 г.

Первая мысль после прочтения — это действительно страшно. У Гоголя вообще много ужастиков (вспомнить «Вия» или «Страшную месть»), но этот для меня стоит особняком. Начиная с эпизода сна в душу проникает эта давящая, пугающая атмосфера и потом еще долго не отпускает. Окончишь рассказ, отложишь книгу и задумаешься: а о чем же она? Если отбросить громкие слова , что, мол, Чартков продал свой талант и , что лучше быть бедным, но гениальным, чем посредственным, но богатым и знаменитым. Это все верно, конечно. Но, мне кажется, тут есть еще что-то. Что-то глубокое, философское. Гоголь был мистик, у него было множество страхов, суеверий. Гений и сумасшествие — вещи часто неразделимые. В «Портрете» это видно. Для меня это — одна из его самых сильных вещей. Правда, на ночь ее лучше не читать.:wink2:А то еще явится.:spy:

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2010 г.

В школе я этот рассказ читала несколько раз, каждый раз получая удовольствие. Меня он не пугал (разве что чуть-чуть:wink:). Очень добротное мистическое произведение, по тем временам, наверно, было очень страшно.

Но здесь мы видим не только мистику, но и философский подтекст: что предпочесть- славу и много денег при написании бездушных картин, или же нестабильную жизнь, но зато интересную, которая позволяет таланту раскрыться? Чартков выббрал первое- и здесь встаёт вопрос- можно ли его осуждать? Он вышел из нищеты, стал жить хорошо. Разве это зазорно? Фортуна ему улыбнулась, он стал «раскрученным» художником. Требования клиентов, большие гонорары, такой резкий поворот судьбы вскружил ему голову. И он стал потакать клиентам, не понимая того, что зарывает талант. Когда он был бедным, он писал портреты так, как считал нужным- и они получались правдоподобными, а стал богатым- резко изменил тактику. Попав в хорошие условия из плохих, он не хотел возвращаться к своей прежней жизни. Новая «счастливая» жизнь свела его с ума в буквальном смысле слова.

Итог: очень запоминающееся произведение, атмосферное, с явным философским подтекстом. Написано тяжеловатым стилем, но при этом читается на одном дыхании.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Буду очень краток. Это лучшее из всего что я когда либо читал. Гоголь — гений, мастер слова и мысли... даже нет, не мастер, — ВИРТУОЗ. Очень сильное и атмосферное произведение. Обязательно к прочтению.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2007 г.

Одно из лучших мистических произведений в русской литературе. Сейчас бы жанр, в котором написан «Портрет» определили как «городское фэнтези с оттенками готики». Настоящий шедевр!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2013 г.

Ну наконец-то, узнаю прежнего Гоголя, а то читая сначала Мертвые души, а теперь Петербургские повести, потихоньку уже отвык от образов навеваемых Вечерами близ Диканьки, и как-то уж и не хватало прежнего гоголевского мистического антуража. Но Портрет дает насладиться этим в полной мере, будучи кроме того еще и глубоко психологическим и философским произведением. А из одного из отзывов я даже узнал — вот оно какое оказывается городское фэнтези да еще и с элементами готики; что-то все таки есть в подобном определении.

Что же касается судьбы самого художника, то удивительно в какой все таки мере деньги могут портить человека. Другое, что удивляет, это как Чертков упорно берег себя от популярного искусства, способного приносить достаточный для молодого человека доход, надеялся взрастить свой талант не разменивая его на популярные бульварные мотивы, и едва только на него упали шальные деньги, как он сразу же бросается в роскошь и кутеж. Не понимаю, если он мог так стойко воздерживаться от халтуры (читай легких денег, тем более, когда за квартиру платить нечем и есть нечего — я бы его не осуждал), так почему его так на найденных деньгах занесло?

Кстати, первоначальный вариант повести был сильно изменен Гоголем под влиянием многих критических отзывов, в частности Белинского, и в результате акцент был перенесен с фантастического элемента на психологизм, так что от прежнего портрета осталась лишь канва да мистический оттенок.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2013 г.

К Гоголю, как я заметил, есть некоторое предубеждение – что Гоголь это смех, это сатира, юмор, что если он и напугает, то потом обязательно заставит посмеяться. Да, сатира Гоголя сильна – она искромётна, точна как выстрел белки в глаз, она оригинальна и её нельзя не любить, и многое он нет-нет да раскрасит ею, прибавит такого вот привкуса. Однако этот рассказ – что-то совсем другое. Да, он тут как всегда подметчив, он оживляет острым взглядом всё… Но тут же, с самого начала, он вдруг берётся нагнетать какую-то мрачно-тяжёлую атмосферу, едва ли не удушая приступами тревоги. Он передаёт особую тяжесть бедного, но талантливого художника – и в этом подъезде со «следами кошек и собак» и в комнатке с низким потолком, заваленной его «опытми»… И как же жутко он передаёт купленный по роковому наитию портрет… Да, принято у нас глядеть на запад, на их По, Рэдклифф, Стокера и сонм других. Вот у них, дескать… а тут – на тебе… Да, может быть, портрет, из которого выходит призрак, и не новая вещь, да может быть золото (и ведь сразу чувствуется золото – недоброе) которое меняет жизнь – не новая вещь. Но здесь есть то, что в своё время поразило меня в другом «портрете» – «Портрете Дориана Грея» (они, кстати, были мне чем-то созвучны – в том числе и своей силой). Мистика, рок тут вещь подталкивающая, все эти деньги – они не были злом, они же давали и шанс на лучшее, но затронули то чёрное, что было внутри человека, дали возможность пуститься ему (имею в виду Чартков) по тёмному пути. Это фантастическое – лишь толчок, а дальше он сам себя толкал в пропасть. И как же всё выписано здорово, психологично – захватывает (и в этом падении тоже есть что-то созвучное с «Портретом Дориана Грея»). Читая Гоголя – буквально летишь по нему, читаешь взахлёб. А страх… страх ведь приходит к Черткову не столько из-за призрака. Страх приходит позже вместе с осознанием, что жизнь прошла в наслаждении, но зря, что талант загублен, уже не вернёшь ничего – вот, что дали эти проклятые деньги, вот, что выбрал он сам, имея возможность с этими же деньгами пойти по другой дорожке. И страх приходит к нему вместе с безумием. Очень удачно Гоголь расположил всю историю – сначала история Черткова, а потом уже собственно портрета. Так создаётся какой-то дополнительный объём. И история портрета – тоже заставляет поёжиться. Этот ростовщик, чьё золото творит беды… и портрет, в котором дьявол-ростовщик задумал сохранить свою жизнь вечно. И тут же всё это превращается в нечто иное, приобретает второе дно – ведь это всё – об искусстве. О том, что такое искусство и какие жертвы оно требует (Чертков, позарившийся на «легкую жизнь» и навсегда погубивший в себе художника; ведь лучше б было как тот неназванный автор картины (в конце)– призреть всё мирское, терпеть голод, но оттачивать, оттачивать своё мастерство – и вышел бы из него такой же величайший Мастер). И о том, какую ответственность несёт творец за свои творения, о том как должно подходить к работе (вот отец рассказчика из второй части создал картину «с отвращением… не чувствуя любви к своей работе», и сила тьмы, сила этого ростовщика прижилась в ней неся и неся обладателям своим зло). И концовка, дающая понять, что неискоренимо это зло. И был до этого не один такой Чартков. И будет ещё не один… Очень сильное произведение, очень слаженное, очень насыщенное – и чем-то таинственным и мрачным, и своим духом, и смыслом – в чём-то остерегающим, поучающим; слова отца рассказчика из второй части – это буквально выписать и повесить на стенку: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Отличнейшая вещь. Наполненная смыслом и эмоциями – многогранная.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2008 г.

Потрясающий рассказ, невозможно оторваться! Гоголь поражает своей нестандартностью.

Это один из моих любимых авторов. Он был фантастом, когда не было еще фантастики.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2008 г.

Замечательное произведение, очень ярко и выразительно написанное. Описание портрета настолько живое, что какждый раз буквально мурашки по телу! И хороша концовка: где-то сейчас этот Богом проклятый портрет?? :insane:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2007 г.

Скорбный путь утерянного таланта. Как же страшно на исходе жизни понять, что вот оно: сверкающее, вечное, чистое, было рядом, и потеряно навсегда в погоне за грошами.

Великолепно!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2008 г.

Среди всех прочитанных мною повестей и рассказов Гоголя — это безусловно лучшее произведение.

Жутковатое, философское и изумительно написанное!

Не зарывайте талант в землю и не предавайте самого себя!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх