fantlab ru

Робин Хобб «Миссия шута»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
2122
Моя оценка:
-

подробнее

Миссия шута

Fool's Errand

Роман, год; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

В королевстве Шесть Герцогств царят мир и спокойствие. В прошлом остались войны красных кораблей. Нет больше короля Верити. Страной, пока не достиг совершеннолетия принц Дьютифул, правит вдовствующая королева Кетриккен. Фитц Чивэл, бывший королевский убийца, давно отошел от дел и вот уже много лет живет в хижине неподалеку от покинутого городка Кузница.

Но однажды к Фитцу является его старый учитель Чейд и зовет бывшего ученика в Олений замок — обучать юного принца владению древней магией династии Видящих. Навещает Фитца и давний друг, который некогда был шутом в Оленьем замке. Он также утверждает, что пришла пора вернуться в большой мир. Фитц не поддается на уговоры.

Но вот приходит страшное известие — наследник трона бесследно исчез, и если его не найти, сорвется помолвка принца и не будет заключен союз, на который королева возлагала большие надежды…

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Миссия Шута
2004 г.
Миссия шута
2008 г.
Миссия шута
2017 г.
Сага о шуте и убийце. Книга 1. Миссия шута
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, я неудачно выбрала книгу для первого знакомства с миром Хобб. Думала, что первая часть саги окажется действительно романом, открывающим подцикл, а вышло, что это по ощущениям какой-то промежуточный текст между другими романами. Во всяком случае, все интересные события, видимо, происходят в других книгах: и активные действия, и раскрытие авторского мира, и масштаб. А тут половину текста герои сидят «на завалинке» и вспоминают минувшие дни. Насчет завалинки я даже не особо шучу: примерно половину большого романа главный герой, человек немолодой и помятый жизнью, что неоднократно подчеркивается, тихонько живет отшельником своим деревенским бытом и изредка к нему наезжают старые друзья, преимущественно чтобы выпить и повспоминать. Заодно мы наблюдаем его немудрящий быт, мальчика-приемыша, дряхлого ручного волка и цыплят, которых нужно кормить. Все это было бы мило, но начинает утомнять уже на 20 странице, а когда продолжается ровно в таком же духе и на 400, невольно задумываешься, почему я до сих пор это читаю.

Вот Ле Гуин, например, умела создать ту же атмосферу — герой, отошедший от дел и ведущий тихую деревенскую жизнь в глуши — буквально несколькими страницами, если не абзацами. И этого было достаточно. А у Хобб эта скучнота заняла больше трети текстового времени, и на мой взгляд, это не украсило.

Впрочем, когда сюжет начинает разворачиваться, столь же долгое время ждешь, что вот сейчас, сейчас станет наконец интересно, и масштабно, и оригинально — должна же популярность автора объясняться. Но нет, сюжет так и остается каким-то не просто местечковым, а дремуче местечковым. Пропадает наследник престола в стране — и на его поиски отправляют всего троих человек, один из которых немолод и помят, второй никогда не сражался, а третий — женщина. Нет, ок, я понимаю все про конфиденциальность — но у них там реально нет даже приличной охраны, получается?

Сама история пропажи тоже какая-то странная, и я в итоге, несмотря на безумную длину текста и объем рассуждений, так и не поняла толком, чего эти таинственные недо-похитители хотели и как так легко отказались от своих замыслов. Точнее, поняла, но это как-то странно и очень уж по-дилетантски. И похитители дилетанты, и преследователи, и история не стоит того, чтобы ради нее писать такой длинный роман.

Осталось настойчивое впечатление, что все интересное, действительно, дано в пересказе или в воспоминаниях героев, будто оно могло бы происходить в других книгах, но вот тот сюжет, который разворачивается здесь и сейчас, по сравнению с этим великолепием совершенно местечковый, и герои не тянут на героев, а тянут на двух немолодых придурков, решивших тряхнуть стариной, но изрядно переоценивших себя. Простите, поклонники Хобб.

Отдельно скажу про перевод — читала в единственном переводе и пожалела об этом. Ладно я знаю английский, а вот людям не знающим что должны сказать слова «уит», «скилл» и «принц Дьютифул»? Мне же все это слишком сильно напоминает наш профессиональный суржик, особенно «скилл» — так сразу в памяти всплывает «софты и харды». Нет уж, не дело так переводить.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга скучная. Как обычно, 35-и летний мальчик продолжает ныть. А еще продолжает смотреть на все и на всех исключительно со своей точки зрения и, при этом, упорно отказывается подумать.

Сюжет книги можно уложить на одной странице.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мальчик живет как отшельник, т.к. сам это выбрал, т.к. всех бросил, но ему не нравится. Или нравится. И он ноет. Треть книги об этом. Придумал причину поругаться с единственной женщиной из прошлой жизни. И ноет об этом тоже. Потом приезжает Шут и они поехали в замок. Чтобы мальчика не узнали, он стал слугой. По этому поводу он тоже ноет, т.к. слугой ему быть не нравится. Выясняется, что принц пропал. Но т.к. мальчик — это не просто бомж, а наделен несколькими видами магии, оказывается, что он знает, где принц.

Для того, чтобы принца вернуть, решено отправить за ним отряд спасения в количестве трех человек (мальчик, шут и женщина-охотница) и волка.

Волк находит принца ночью, но отряд добирается до него только днем, поэтому его упускают. Идут по следу. Доходят до деревни. В деревне выясняется, что принц был тут. Люди, которые с ним — одаренные. Деревенские одного поймали и казнили, а потом погнались за остальными. Отряд спасения дальше идет по следу. Наталкиваются на трупы деревенских. Потом Наталкиваются на засаду, ловят лучника. Уходят вместе с пленником немного в сторону. Устраиваются на привал.

Пытаются узнать у лучника, где принц: несколько ударов сапогом и нож в качестве угрозы приводят всех в ужас, ведь спасение принца, наследника и весь мир этого не стоит. В итоге женщина-охотница ломается от подобной бесчеловечности и убегает вместе с пленником. Отряд спасения все равно продолжает преследование. Настигает принца. Выясняется, что принца увезли с собой человек 10 и, внезапно оказывается, что отряд спасения с задачей вернуть принца, наследника и надежду государства, справиться не в состоянии. Но они пытаются. Улучив момент, отряд спасения атакует, чудом удалось забрать принца, при этом ранив и убив нескольких врагов. Принято решение убегать. Но не получилось. Гениальный план главного героя дал трещину.

Но сюжет делает несколько головокружительных кульбитов: главный герой с принцем убегает в камень. Потом возвращается, но не туда. Потом возвращается туда. Их ловят. Но женщина-охотница вместе с пленником возвращается с подмогой из 5 человек и принца спасают. Волк умирает.

У меня подгорает от Хобб, которая создала такого протагониста.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлеры!

Я просто не верю, что «Сагу о Видящих» и «Сагу о Шуте и Убийце» писал тот же человек, что и «Сагу о живых кораблях«! Просто не верю. Робин Хобб точно использует гострайтера, и никто меня в этом не переубедит. Не может один и тот же человек в одном цикле написать интересную и глубокую историю со множеством прописанных и живых персонажей («Сага о живых кораблях»), и вместе с этим намалевать вот это чтиво, где герои картонные, а истории столь унылые и бессмысленные, что в какой-то момент приходит мысль, будто ты читаешь то же самое предложение уже раз третий, а все равно непонятно, зачем нужна эта информация, а потом оказывается, что это разные предложения, но все одно и то же, и все равно ничего непонятно.

Фитц. Прошло 15 лет, а деревенский дурачок вообще не изменился. Да, он вроде стал взрослее, но будто в некотором роде задержался в развитии. 15 лет сидел в хате, и только потом понял, что ему не нравится. NPC сломался, несите нового. Тут к нему является Чейд (местный Морган Фриман, который с рождения старый), который игнорировал за ненадобностью парня все эти 15 лет, и предложил вернуться, но уже в качестве простого слуги под прикрытием, ведь за 15 лет в королевстве так и не появилось никого полезного (или достаточно тупого), один только Фитц способен спасти всех и вся. А Чейд продолжает называть 35-летнего оболтуса мальчиком, и ведь не ошибается. И что делает в ответ Фитц? Делает вид, что у него есть характер: «Я не позволю себя использовать.» На этом моменте я рассмеялся! Песик тявкнул, вы только поглядите на него! Вспомнилась цитата Мантис из Стражей Галактики по отношению к Ракете: «Брехливый щеночек, такое чудо, прям умереть не встать!» А позже: «Ты не имел права. Как ты смел рыться в моих вещах?» — обращается Фитц к Чейду, да и позже несколько раз у него случаются приступы гнева. Чисто чихуахуа — много тявкает, а делать ничего не делает, потому что кастрирован. Ну не могу я этого персонажа всерьез воспринимать!

История со Старлинг отдельная чушь. Она уже предавала Фитца и поведением показывала, как ей плевать на него, главное песню сочинить покруче, Фитц даже смертельно обиделся на нее за это, но стоило ей повертеть перед ним задом, как он высунул язык и побежал, радостно тявкая. А потом она вновь его предала, какая неожиданность! Также и с Кетриккен, которая 15 лет не вспоминала его, а как ее сын пропал, так Фитц-дурачок тут же понадобился, к ноге, пёсик!

Около 20% книги от начала просто ничего не происходит, Фитц страдает, а Ночной Волк уже мечтает поскорее сдохнуть, чтобы перестать выслушивать его нытье. 20% пустых страниц, которые можно было бы пересказать за пару абзацев, я не преувеличиваю, и даже хотел кратко переписать сюжет, но мне стало лень.

«Боль, вот что значит для меня быть Видящим. Боль и ощущение, что меня используют.» — вы поглядите! Оно пытается думать! Потом Фитц просит Чейда позаботится о Неде, а тот отвечает: «Я о нем позабочусь, – прервал меня Чейд, но уже в следующее мгновение в его голосе появился гнев. – Неужели ты думал, что я способен поступить иначе?» — в этот момент у меня была только одна мысль — еще один источник манипуляций, не более. Потом Чейд добавляет: «Прошло столько лет, неужели ты не научился никому доверять?» — когда все кидают, трудно кому-то начать доверять, только жаль автор так и не развила эту тему.

Четвертая книга про Фитца, а я так и не понял, почему Одаренных так не любят. Сила — нормально! Волшебство — отлично. Дар — фу, кошмар, убить и сжечь! «На любом рынке можно встретить колдуний и колдунов. Однако народ относится к их волшебству без особого почтения – совсем не так, как к людям, владеющим Силой. К тому же в отличие от Одаренных их никогда не преследовали. Большинство относилось к ним терпимо, но с некоторым сомнением.» Почему такая жесткая дифференциация? Эти немытые крестьяне, которые верят, что Одаренные проклинают их скот и могут превращаться в животных, а также восставать из мёртвых, если их не расчленить и не сжечь, вот эти олухи вдруг так хорошо разбираются в нюансах сверхъестественного? Ну да, ну да... «Они думают, что мои способности достались мне нечестным путем, или боятся, что я использую магию против них.» — так Одаренные реально использует свои способности против некоторых, но на них лезть почему-то не боятся.

Да и откуда эта магия вообще взялась? Раньше ее не было, насколько я помню, а теперь всякие амулеты, в том числе — внимание! — способные отгонять зверей и влияющие даже на Одаренных! А разве не должны тогда те же немытые селюки скупать их пачками? Например, чтобы отлавливать Одаренных, ну или хотя бы проверять верность своих подозрений, а не сразу убивать каждого встречного? Видимо, нет. Зато Фитц приобретает очень удобный амулет, располагающий к себе людей. Рояль есть рояль, дешевый ход.

Ему бы стоило воспользоваться этим амулетом в пещере при допросе, но автор вновь решила поддержать иллюзию, будто у Фитца есть яйца, и тот начинает жестить, ну, что в его (или в автора) понимании это означает. Пара тумаков, угроза ножом — ух, жесть так жесть, книгу можно смело определять в гримдарк, Клайв Баркер курит в сторонке! Шут: «Еще никогда в жизни я так не боялся. И я ничего не мог сделать.» — сказал тот, кто едва не помер несколько раз в «Саге о живых кораблях»... И когда его Регал с компанией избивали — тоже. В итоге один фиг Фитца надолго не хватило. Самый мягкотелый убийца, что я видел. В итоге пленника чуть в темечко не целуют и просят не писать заяву, а потом Фитц при попытке отбить принца таки убивает одного бандита, но, видимо, это другое, в бою можно, юридические тонкости, Сол Гудман отмажет, если что, необходимая самооборона, ага.

И вот принц отбит и... а давайте поговорим о чем угодно, кроме того, о чем надо? А давайте! Быстренько рассказать принцу, что его просто используют? Неее! Использовать при разговоре амулет? Неее! Угрожать, бить, унижать? Еее! Вот это по нашему!

«Рано или поздно он поймет...» — А что, если нет?

«Дьютифула использовали, напомнил я себе» — А что, если сказать это вслух?

«Принц – неглупый юноша, сказал я себе.» — А что, если глупый? Фитц даже его не знает, но уже решил, что тот умный, хотя тот всю книгу только и делал, что тупил похлеще самого Фитца в его возрасте.

Потом они, только выбравшись из моря, разожгли огонь, благо у Фитца при себе всегда непромокаемая зажигалка! Ну это так, мелочи, просто придираюсь.

В очередной драке с ребенком Фитцу приходится использовать Силу, чтобы заставить того выполнять его приказы. Это очень удобно, практически решение всех проблем, нужно просто ему приказать перестать общаться с кошкой, и вуаля! Но ведь для этого необходимо иметь хотя бы десяток извилин, а Фитц этим похвастаться не может. Принц Дьютифул еще тупее, до него так долго доходило, что его используют, что еще более тупому персонажу пришлось проговаривать это вслух: «Как видишь, у моей семьи давние счеты с Видящими. Ты должен заплатить по старому долгу, принц Дьютифул. Полагаю, что за последние годы Пеладайн пережила всего несколько счастливых часов – когда мы обсуждали с ней твою судьбу. Достойный финал: Видящий лично заплатит жизнью за преступления своих родичей.» «Теперь все стало ясно.» — Было бы еще яснее, если бы этот олух написал это на табличке со стрелочкой. Так топорно обломать свой же хитроумный план, просто выболтать планы на принца вместо того, чтобы продолжить играть роль... Надеюсь, Робин Хобб бьет своего гострайтера плетьми за такие сюжеты. Или это все же писала она, а гострайтер постарался над «Сагой о живых кораблях»?

«Он [Шут] посмотрел на амулет, висевший у меня на шее, фыркнул и демонстративно отвел глаза в сторону. Я торопливо застегнул куртку. Сейчас ничто не должно воздействовать на его разум – я не мог допустить, чтобы фальшивое расположение ко мне помешало их побегу.» — Мне кажется, это работает наоборот, нет? С амулетом тебя охотней послушают...

Ну и максимально убитый финал. Фитц начинает сражаться, толпа болванчиков практически ничего не может ему сделать, там у кошки больше боевого опыта, а потом в последний момент из кустов выбегает подмога, всем отвешивает подзатыльников и отпускает восвояси. Что это было?! Откуда они взялись? Это Одаренные? Как они там оказались?

Лорел: «Мы постарались как можно скорее прийти к вам на помощь, – умоляюще заговорила Лорел. – Люди Древней Крови не виноваты, что живут далеко друг от друга. Им пришлось колесить по всей округе, собирая влиятельных людей, которые могли бы убедить Лодвайна.»

Вы хотите сказать, что Лорел с тем парнем вдвоем на одной лошади обежали всех старейшин Одаренных в разных деревнях и весях, собрали их вместе, объяснили им, в чем дело (даже то, что они знать не могли, детали про кошку!), а потом всей толпой отправились вызволять принца? Или зачем они пришли? И это за сколько? За день? Да если бы в пещеру дракон прилетел — это было бы более логично. И что значит — «убедить Лодвайна?» Просто поговорить? Так не он же даже главный! И в итоге они его ни в чем не убеждают, а просто отпускают... What? В итоге весь сюжет после побега Лорел можно просто вычеркнуть, вся беготня Фитца с ̶к̶а̶л̶ ̶о̶ф̶ Дьютифолом была бессмысленной, там бы и так все решилось само собой. Жалко только Ночного Волка, я чуть не расплакался, но благо следующая же глава началась так сухо, что не оставила и шанса выдавить у меня хоть слезинку.

6-/10 — пока худшая книга из цикла, даже хуже, чем «Королевский убийца», а это надо постараться. Или наоборот, вообще не стараться. Зачем эта книга? Я вторую пока не читал, но судя по количеству страниц, автор легко могла соединить две в одну, вырезав все лишнее, но ведь тогда не получится трилогия! А этого нельзя допустить, трилогии — это святое! Только в «Хрониках Дождевых чащоб», похоже, что-то пошло не так, там 4 книги.

Что в итоге? Совершенно бессмысленная книга, хоть что-то интересное начинается примерно с середины. Персонажи совершенно невнушительные, а история столь скудная, что ее можно было выдать в формате рассказа, ничего не потеряв, кроме тонны соплей. Одна из тех коротких историй, где автору приходится использовать весь свой талант к словоблудию, чтобы растянуть ее на целый роман и выдать за бестселлер. А надо было просто повторить стиль рассказа «Возвращение домой», где практически нет лишних строк, и тогда было бы идеально.

Оценка: 6
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я раньше думал, что вода измеряется в литрах и килограммах, но прочтение этой книги вооружило меня новым бесценным знанием — вода измеряется в страницах и килобайтах. Перед нами тридцатистраничный рассказ, который щедро разбавлен мегабайтом воды и доведен до 815 страниц по версии моего ридера. Воспитанный на трудах титанов подобных Мартину, я терпеливо переплывал эту реку словоблудия и ждал, когда же Королевский убийца и Шут начнут плести интриги, сокрушая врагов острым словом и тяжелым топором. Несколько настораживала склонность Убийцы к самокопанию, более свойственная интеллигентным героям Достоевского. Прозрение наступило в сцене засады (комментарий помещу в спойлер, однако особых серкретов там нет, поэтому нечитавшие смело жмите):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отряд Шута, Убийцы и Главного Егеря выполняет главный квест по поиску принца и попадает в засаду. Один из героев получает ранение, однако опасность миновала и взят пленник. Пленник знает где принц и жизнь этого принца в опасности. Но допросить мерзавца не так то просто — Убийца сумел его лишь пару раз пнуть как тут же утонул в пучине душевных терзаний и нового приступа самокопания. Остальные положительные герои, при виде такого насилия над заключенным, оказались на грани сопливой истерики. Напоминаю, что перед нами отряд средневековых коммандос, а не съезд толерантных собирателей гербариев.
После этой сцены уже добил книгу в ускоренном режиме и успешно снес папку «Робин Хобб». В заключение отмечу, что книга написана легким и интересным языком и прекрасно подойдет терпеливым любителям произведений, в которых Хорошее Добро побеждает Злое Зло по джентельменски красиво и не замарав рук. А я лучше подожду нового тома «Песен Льда и Пламени» Мартина.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то у меня так получается, что зимой всегда попадается на очереди в чтении Хобб (а отзыв можно писать весной, никто не запрещает). «Миссия шута» — это начало третьего подцикла из цикла Элдерлингов, и в нем мы снова встречаем старых любимых героев из первого подцикла — Фитца и Шута. Фитц постарел — так частенько пишут в чужих отзывах, и даже сама Хобб периодически напоминает в романе. А на самом деле Фитцу тут просто четвертый десяток (35 лет), и он просто возмущавший мужчина. Хотя по его настроение он самый настоящий дед. «Мне никто не нужен, я никому не нужен, жизнь-боль». Фитц живет с волком и приемным сыном в домике в какой-то глуши. Периодически к нему приходят старые знакомые — кто рассказать новости, кто попросить что-нибудь, кто просто покувыркаться в постели (ох уж эти барды). Не знаю почему, но Фитц всем твердит, что он один и никому не нужен. Хотя Нед и волк каждый день всегда с ним, но и они уже стали никем... Но единственное, что смогло Фитца сдвинуть с места — это исчезновение принца Дьютифула (а ведь это как бы сын Фитца между прочим). У Дьютифула тоже есть Дар, но учителя не было, поэтому только Фитц может помочь помочь в расследовании. А если принц найдется. его срочно нужно научить владеть Даром.

Перво-наперво меня ОЧЕНЬ удивил объем данной книги — всего 640 страниц (а не 900 или 1000, как обычно). После прочтения романа становится понятно, почему роман «тонкий». История получилась интересной, но довольно быстро она раскрутилась. Сюжет завязан на одной штуке, которая вскользь упоминалась в первых книгах о Фитце — имеющие Дар могут переходить в тело привязанного животного, но это очень опасно, особенно если не успеть вернуться обратно. В ходе поисков принца появляются необычные кошки с притягательной силой. И у этих кошек есть свои секреты.

На мой взгляд, книга получилась весьма приятной, на уровне всех предыдущих книг. Есть интрига, есть интересные встречи и эмоциональные встряски (бардесса вышла замуж, но как это может мешать периодически встречам с Фитцем? Волк, конечно, безумно расстроил...). Ну и особенную радость приносил Шут, который является одним из моих любимых героев цикла. Он все такой же загадочный, бесполый, но преданный Фитцу. И в этом подцикле Хобб потихоньку раскрывает суть и Шута, и Фитца, упоминая богов, которые работают в паре со смертными, дабы колесо мира не сошло с оси...

От концовки ожидал жирного многоточия, но как-то он довольно успешно завершился. Даже интересно, чем же второй роман подцикла будет удивлять...

Хороший приятный роман с любимыми героями. Хобб ван лав.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

ГГ неудачник и нюня, при первых признаках сопротивления на выбранном пути сразу даёт задний ход и начинается самокопание на страниц 50, все его самые стоящие деяния что в первой серии что здесь это чуткое руководство и куча пендалей в нужную сторону со стороны других героев.

Немно в начале заспойлерю, но очень уж показательно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То как в начале они поймали лучника из банды похитителей и как начали ему сопельки подтирать, срываясь на истеричные — да как так можно, он же живой человек, нельзя у него добыть информацию о месте нахождения принца, не важно что может быть через 5 минут уже будет поздно, пофиг, не хочет пусть не говорит.

Это ставит последнюю точку и теряешь надежду что гг когда нибудь уже станет нормальным мужиком который способен сделать то что нужно а не жевать сопли и по сути отдавая врагу всю инициативу, поднимая лапки вверх, играя в какие то рыцарский игры там где идут по трупам. И у вражин порой куча случаев когда они могут не заморачиваться, и так сказать, всех победить и накернить, но и враги начинают играть в дурака и включают лыцаря. Это хорошо заметно в прошлой серии про живые корабли. Но может там такие альтруистичные злодеи потому что они мужчины...)

Впрочем в этой длинной серии книг нет ни одного адекватного мужского положительного героя, все соплежуи и самоеды, предпочитающие много думать и мало делать. Зато женщины почти все лидеры, целеустремленные, деятельные, активные. Эх, Робин, красиво пишет, но имхо таки это женский роман про сильных женщин и любоф с элементами приключений, а не приключенческое эпичное фентези.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Имя, которое дала мне мать, я отдаю тебе, ты можешь меня им называть, когда мы вдвоем. — Он снова вздохнул и снова отвернулся к огню, потом закрыл глаза, но его ухмылка стала еще шире. — Любимый. Она называла меня только так — Любимый.»

Когда он сказал об этом первый раз, я подумал что это очередная шутка. Однако стоит отдать должное родителям Шута, они оказались знатными троллями X)

«Фитц, ты знаешь, что я тебя люблю, не так ли?»

Интересно, поймет ли когда-то Фитц, что это не насмешки и не дружеская любовь, а самая что ни на есть суровая мужская? С такой зацикленностью Хобб на чувствах и переживаниях героев, она могла бы уже что ли развить эту линию. Да и Шут больше достоин любви, чем те однодневные бабы, которых автор постоянно подкидывает глав. герою.

Странно, что в такой сильной по замыслу сцене, как смерть Ночного волка, не ощущается особого трагизма. Как будто он умер не на поле боя, а спустя 10 лет у камина, от старости. Да и Фитц как-то подозрительно легко это перенес, несмотря на сильнейшую связь между ними. Как будто умер его домашний питомец. Погоревал чуток и будет.

Диалоги котэ и Фитца в этой книги просто бесподобны.

— Возьми кота.

— Я не хочу держать на коленях кота.

— Подержи кота. Тебе станет лучше.

— Не спорь. Возьми кота!

Мэм «Погладь кота» получил свое логическое продолжение )

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это был один из самых неторопливых романов, что я читал. Фитц на начало книги живет в небольшом домике неизвестно где. Спустя 200 страниц он все еще сидит там никуда не помышляет ехать! Но эта неспешность описана столь интересно, что отнюдь не мучит, а лишь способствует погружению в историю и придает ей достоверности.

На страницах книги не встретишь идеальных героев. Но хорошие люди встречаются часто. Люди, которые делают ошибки, которые, порой, могут привести очень печальным последствиям не только для них самих, но и для многих других. Но они сожалеют, они умеют признать ошибку и они стараются все исправить.

Есть и такие, которые выступают антагонистами, но и их можно понять. Но, как кто-то говорил, понять и простить — разные вещи. Но вот в психологической достоверности персонажей Хобб не откажешь.

Сюжет нетороплив, но своей атмосферой книга затягивает и не отпускает, если вы пропустите ее через свое сердце. Сами же подробности раскрывать не стану, не умею этого делать красиво)

Единственное скажу — книгу читать стоит. Но только если вы ищете историю, которую можете пропустить сквозь себя, а не книжку для развлечения на 1-2 вечера. Не спорю, развлечь и Хобб может, но это в ее творчестве не главное. А вот высветлить закоулки человеческой души она может и умеет.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз убедился в том, что Робин Хобб — очень талантливая писательница. Настолько талантливая, что ее талант написания романов не всем читателям придется по душе. Когда другие пытаются наполнить свои книги бесконечным экшеном, битвами, кровью и грязью (что мне, к слову говоря, тоже нравится), Робин Хобб создает атмосферу драматизма, переживаний, раздумий, которая полностью захватывает читателя, обволакивает его и не оставляет шансов вырваться, пока не прочтешь все до самого конца. И в этом как раз заключаются сильные стороны ее таланта.

Признаюсь честно, что перерыв между первой трилогией про Фитца и четвертой книга был почти 5 лет. И эта книга затянула меня далеко не сразу. Прочитав страниц 80, я отложил ее на полгода, и потом снова вернулся. Видимо сработал принцип — каждой книге свое время. Но после возвращения я уже не смог оторваться от прочтения романа.

Все как будто зажило для меня в новом свете. Конечно, когда не просто читаешь книгу ради того, чтобы узнать, а что случилось дальше, а вдумываешься в слова героев, в их поступки, думаешь над их внутренним миром, все становится практически реальным, осязаемым. И сам не замечаешь, как ловишься на эту удочку. А когда сюжет становится более динамичным, появляются недоброжелатели, схватки, борьба, ты понимаешь, что это все умело вплетено в общую картину, так четко передающую жизнь героев.

Единственное, в чем я нахожу минус этого романа (и всех остальных тоже), это излишне тяжелая судьба ГГ. И пусть он уже не мальчик, ему по-прежнему хочется растворяться в своей боли, жить в одиночестве, быть независимым. Такое ощущение, что за 20 лет жизни ГГ в этом отношении так и не изменился.

В целом же, отличный роман.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шесть Герцогств вновь нуждаются в Фитце

***

В целом, первая трилогия «Мира Элдерлингов» («Сага о Королевском убийце») являла собой относительно самостоятельное произведение. Есть начало, есть какой-никакой финал. Однако Робин Хобб посчитала, что «Мир Элдерлингов» себя не исчерпал. И когда фанаты ждали историю о королевском бастарде-убийце, Хобб выдала…трилогию о Живых кораблях. С одной стороны, ход неожиданный, поскольку это практически еще одно самостоятельное продолжение. Другая стилистика, другая география действий. Но есть иная сторона – всё-таки это один мир. И вот в третьей трилогии – в «Саге о Шуте и Убийце» – автор возвращается к прежней истории, к прежним героям. Каким же получился камбэк?

Во-первых, Фитц изрядно постарел. Ныне он ведет оседлый образ жизни. Можно даже сказать, аскетичный образ жизни. Во-вторых, грабли всё те же. А именно – неспешное повествование и максимум отвлечений от сюжетной канвы. Поэтому если вы ждете повышение градуса действий, если именно это вы хотите от книг Робин Хобб, то…лучше закрыть «Миссию Шута».

Фитц – мужчина среднего возраста. Он воспитывает приемыша Неда. Вместе они ведут хозяйство. Оба не хватают с неба звезд. Один – устал от всего, он разочарован. Другой еще не успел вкусить от жизни. Но привычная рутина меняется, когда приходят страшные известия из Оленьего замка. И вот уже Фитц вынужден взяться за оружие, он направляется туда, где ему придется жить под другой личиной, чтобы не возродилась легенда о бастарде-оборотне. И это открывает (в который раз) целый пласт мыслей и посылов. Зачем Фитцу всё это? Чем он так обязан Видящим? Разве он не отдал все, что у него было, ничего не получив взамен? Собственно, вся сюжетная канва – это квест Фитца. Неспешная такая канва.

Так вот о минусах романа. Как уже говорилось выше, «Миссия шута» — медленная книга. Действие размазано очень тонким слоем по огромному куску текста. Воды как таковой не очень много, зато много самокопания. Пожалуй, это первая такая личная книга для Фитца. В первой трилогии тоже было много мыслей и рассуждений, но не так, как в этом романе. Плохо ли это? Откровенным минусом назвать самокопания нельзя. Хобб показывает то, каким Фитц стал. Бастард действительно становится выпуклым героем, в него начинаешь верить. Это уже не мальчишка, попавший в замок и рассуждающий как взрослый. Это уставший, разочарованный мужчина, благородный и соблюдающий данное слово. На своем пути Фитц мог не раз свернуть. Однако его стоицизм заслуживает уважением. Еще один минус – это разрыв между двумя трилогиями о Фитце. Жаль, что Хобб уделяет внимание повторам того, что было в первых трех книгах, но совсем мало внимания уделяет тому, что было между трилогиями. Наконец, в минусы можно записать сконцентрированность на одном персонаже. В «Живых кораблях» Хобб показала, как она умеет лавировать между несколькими сюжетными линиями (и дело даже не в увеличившейся в этом случае динамике). Поэтому «Миссия Шута» выглядит чуть проще.

Заключение: роман в духе «Странствия убийцы». «Мир Элдерлингов» сложно назвать ровным циклом. Так, например, первая трилогия начинается лихо, но кончается серовато. Зато вторая трилогия берет лихой старт, но градус падает после первого же романа. Третья трилогия пока что вяло начинается. Но забегая вперед, скажу, что «Золотой Шут» определенно интереснее «Миссии Шута».

8 убийц из 10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья трилогия из масштабной эпопеи «Мир Элдерлингов». Читателей ждёт ещё пара тысяч страниц и минимум событий, которых по идее должно быть много.

Поклонники Робин Хобб прекрасно знают, насколько много внимания автор уделяет описаниям всего и всех вокруг. Конкретно в этом романе, она смогла даже саму себя удивить. Первая половина этого романа, читателей ждёт описание жизни Фитца с волком и молодым пареньком. На этом всё. Фитц проснулся, приготовил завтрак, поел, погулял, погрустил, опять поел, а тут уже и вечер настаёт, можно и поужинать, а там и погрустить опять можно. Иногда герои грустят вместе, волк и Фитц, волк и паренёк, могут и по отдельности грустить. И это всё описано не просто подробно, а поминутное воспроизведение их никчемной жизни.

Неимоверно скучное начало, настолько унылое, что реально засыпаешь с книгой. Наверное, только Робин Хобб может себе такое позволить. Любая другая книга была бы закрыта и не дочитав забыта навсегда. Но... Зная, что умеет автор и как она умеет разворачивать сюжетную линию, я продолжал грустить вместе с Фитцем и его друзьями.

Скажу сразу, моё терпение было вознаграждено. Вторая половина книги имеет чёткий сюжет и структуру, начинаются приключения, новые открытия, интрига. Новые действующие лица, которых не было в предыдущих романах цикла, отсылки к прошлым книгам и выстраиваемая связь между всеми книгами серии. Всё это сразу же сделало чтение гораздо интереснее и наконец-то появилась новая цель в жизни Фитца. Ну и конечно, появление Шута. Как же его не хватало в предыдущей трилогии о Живых кораблях. Теперь он один из главных героев и все его тайны, до сих пор скрыты от читателей.

Двоякие ощущения от этого романа. Провальное начало и неплохое продолжение во второй части. Встреча со старыми героями всегда приятна, но слишком долгая, даже для Хобб, подводка к главным событиям, сильно сбивает с ритма чтения. Впереди ещё две книги из этой трилогии. Посмотрим, сможет ли Робин Хобб немного ускорить темп и порадовать своих читателей новыми тайнами и загадками.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Нож, приставленный к горлу, угрожает жизни, даже если у человека самые лучшие побуждения.»

*

«Ничто не живет вечно...Четыре поставленных друг на друга камня могут пережить все твои мечты и будут продолжать стоять даже после того, как потомки забудут о твоем существовании.»

*

«История не более определенна и мертва, чем будущее. И прошлое не дальше, чем ваш последний вздох.»

*

Королевство Шесть Герцогств. Со времен окончания войны с пиратами красных кораблей прошло 15 лет. Однако, жизнь не стоит на месте и однажды мир и спокойствие, которые царили в королевстве, пошатнулись. Произошло страшное событие, грозившее для трона Видящих не менее страшными последствиями. Ни у кого не остается сомнений, что единственным, кто сможет разрешить эту проблему, является всеми нами известный бывший королевский убийца. Вот только есть ли у него желание вмешиваться во все это? Вот уже больше 15 лет он живет отшельником в маленькой хижине неподалеку от печально известного города Кузница, пытаясь свыкнуться со своей судьбой и со шрамам, которые остались от душевных, сердечных и физических ран.  

*

«Миссия Шута» — первая книга трилогии «Сага о Шуте и Убийце», которая является прямым продолжением трилогии «Сага о Видящих». Перед нами — детективная история с исчезновением, загадками, интригами, расследованием, погонями и борьбой не на жизнь, а на смерть. Несмотря на то, что все задачи, поставленные нашими героями в предыдущей трилогии, они благополучно исполнили, финальная книга завершается минорным аккордом. Одиночество и вынужденное затворничество главного героя, буквально выкинутого на обочину общественной жизни, тяжелым осадком осталось в моем сердце. Поэтому, начиная читать эту книгу, я была готова к продолжению этой печальной истории. Однако автор решила иначе, и многие переживания главного героя прошли легким фоном в нескольких его воспоминаниях и диалогах. Благодарю автора так же за то, что не стала сильно засорять страницы романа любовными мытарствами-воспоминаниями Фитца, про которые я читала без особого энтузиазма, в силу несокрушимой антипатии по отношению к женщине сердца главного героя.

*

Открыв книгу и прочитав первую страницу, я поняла, насколько я соскучилась по прекрасному слогу Хобб, который струится своей легкостью и обладает невероятной образностью. Читая ее книги, незаметно попадаешь в трехмерное пространство и переживаешь судьбы героев не как человек со стороны, а как активный участник происходящего. Казалось иногда, что я, вместе с героем, физически наслаждалась тишиной теплой ночи, вдыхала прохладный влажный воздух, который наполняли ароматы леса и на время забывала о своих человеческих заботах, погрузившись в мир книги и став единым целым с ним.  

*

Что касается героев, то для меня эта книга — театр двух актеров и думаю, что не стоит говорить каких именно. Потрясающий дуэт сумела создать автор! Он вызывает восторг! Насколько разные и полностью дополняющие друг друга получились образы этих двух героев! Дружба на уровне сердца, взаимопонимание на уровне души и все это сдобрено потрясающим юмором в самых лучших традициях комедийного жанра. Продолжаю благодарить автора за образ Шута. Друзья, если вы все еще не влюбились в него, читая предыдущую трилогию, то у вас есть все шансы сделать это сейчас. Потому что он прекрасен как внешне, так и внутренне. Стройный молодой человек с позолоченными солнцем кожей и волосами, тонкими чертами лица и аристократическими манерами. Он сиял, словно в душе его горел яркий огонь, и освещал каждую страничку этой книги. Его искрометный ироничный юмор, поддерживаемый подтруниванием, заигрыванием и шутовской улыбкой, прекрасно сочетался с утонченными манерами и проникновенным взглядом мудрых золотистых глаз. Его воздушный образ приземлялся и дополнялся образом Фитца, который на фоне Шута выглядел деревенским олухом. Но здесь у каждого своя роль и каждый из них играет ее превосходно!

*

Снова автор много внимания уделяет теме настоящей дружбы. Когда человек может слышать и чувствовать другого на расстоянии, точно легкий аромат, принесенный ветром. Когда люди, находясь друг с другом, забывают о понятии времени, словно зависая в пространстве, радуясь настоящему, забыв о прошлом и не задумываясь о будущем. Когда друзья не стесняются слез и не переживают, что эти слезы уронят их в глазах друг друга. Когда человек не желает расставаться с надеждой, будто значит для кого-то так много и он — этот кто-то — отправится даже во сне к нему на помощь. Когда два разума сливаются и тебя охватывает понимание цельности мира, в котором твое собственное тело — лишь едва заметная пылинка. Когда потеря друга соразмерна утрате части себя. Это настоящая, судьбоносная дружба, проверенная временем.

*

Финальная часть книги оказалась прекрасной и очень пронзительной. Не знаю, как автору это удается. Но простыми словами и мыслями, описывая поступки простых людей, она умудрилась вывернуть всю мою душу наизнанку. Потому что в финале этой книги я плакала, как от радости за главных героев, так и от грусти. Для меня финал пропитался темой потери. Действительно, жизнь есть равновесие. Проживая день за днем, мы склонны об этом забывать. Мы едим, и пьем, и спим, уверенные в том, что придет завтра и мы снова проснемся. Мы считаем, что наши раны заживут, а боль со временем уйдет. Даже когда нам приходится столкнуться с ранами, заживающими медленно, с болью, которая днем отступает, но ночью возвращается, даже когда сон не приносит успокоения, мы все равно надеемся, что для нас расцветает новый день. Да, после потери ты снова станешь собой, так и должно быть, ведь если человек не умирает от раны, она заживает, даже если это душевная или сердечная рана. Но все равно, от шрамов никак не избавиться...они остаются...остаются навсегда.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошло пятнадцать лет с окончания войны с красными кораблями. Пятнадцать лет Фитц не возвращался в Баккип, не видел старых друзей и не участвовал в жизни династии Видящих. Чем заполнена его жизнь? Вы не поверите! Фитц страдает по Молли! Пятнадцать лет прошло! Еще раз — пятнадцать. Страдает о женщине, с которой на мой взгляд они всегда были чужими людьми. Страдает о дочери, которой не видел никогда в жизни. Я не верю в это. Просто нет. Может я слишком цинична, но я не верю в мужчину, пятнадцать лет испытывающего романтичные чувства к предмету своего юношеского увлечения. Так не бывает, это история не про любовь. Про нездоровую зацикленность — может быть.

Сейчас хотела кратко описать свое отношение к королеве Кетриккен. Какая же мерзкая баба! Если в предыдущих книгах я её просто не понимала, то в этой — искренне возненавидела. Автор упорно пыталась в лице Кетриккен показать образец королевского величия и самоотречения. Но Робин Хобб не особо удаются женские образы. Королева выглядит человеком начисто лишенным эмпатии и чувства такта. Что престарелый убийца, что пацан — подросток куда как больше способны к сопереживанию. Странно, правда? По возвращении Фитца ко двору королева наговорила ему красивых слов, типа я должна бы встречать тебя как героя. Но это все только словами и остается, на деле — полный пшик. Неужели за столько лет глава государства не могла посмертно реабилитировать имя бастарда? Почему нет? Почему нельзя было публично снять обвинения в занятии запретной магией? Я так понимаю, никто этим и не занимался, просто в голову не пришло. Зато просить помощи Фитца никакие убеждения и совесть королеве не помешали. Опять же можно быть благодарной, но нет, Кетриккен приставляет в Фитцу с Шутом свою подругу. Герои вынуждены постоянно быть под наблюдением и выкручиваться. На кой это было нужно? У меня нет другого ответа, кроме того, что Кетриккен не слишком умная пакостливая баба. Терпеть не могу её, фу.

Я задалась вопросом, почему некоторые герои «Саги о Видящих» начисто лишены не только развития, но и характеров как таковых? Я о Молли и Нэде говорю. Ответ нашелся. Автору просто нужно все время подкладывать главному герою в карман тухлое яйцо. Что-то, что будет лишать его свободы действий и заставлять опасаться за кого-то кроме себя. Молли и Нэд именно такую функцию и выполняют. А зачем в книге нужен характер не человека, а только определенной функции? Незачем, правильно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возвращаясь конкретно к «Миссии Шута», могу сказать, что книга порадовала нехарактерным для Хобб количеством активного действия. Рефлексии, саможалению и прочим страданиям отдана всего треть книги, что по сравнению с предыдущей трилогией просто мелочь. А потом читателя ждут бешеные скачки в лесу, засады, новые враги престола и даже неведомые берега. Много, много экшена. Зато расстроила развязка конфликта. После того, как автор зазря убила Верити в предыдущей книге и мимоходом вырезала руками пиратов половину жителей приморских герцогств, главные герои из безвыходной ситуации спасаются чудом. Только потому, что любимчики автора. Deus ex machina — не тот прием, который достоин аплодисментов.

Тем любезным читателям, кто дочитал до этого момента я сообщу, наконец, о чем эта книга и все книги цикла. Это роман о героизме в самом приземленном его проявлении. Героев, спасших мир не ждет дома торжественная встреча. Фанфар тоже не будет. Остаются только сожаления и одиночество. И тайны, которые гнетут и не отпускают, шрамы на теле и душе. Но жизнь человека, посвятившего себя другим не возвращается на круги своя. Жизнь героя без великих свершений лишена смысла, пуста и одинока. И можно оставить уютный дом, можно забыть гордость, можно снова и снова рисковать своей безопасностью, чтобы наполнить своё существование целью и превратить его — в Жизнь. Судьба героя здесь — не дорога, это палка, толкающая его вперед через холодную воду и колючий кустарник. Хорошая ли судьба у Фитца Чивэла Видящего? Нет. Но есть только такая.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая, пока что, из книг Хобб. По всем фронтам.

Четверт книги (и я не преувеличиваю, судя по страницам — реально четверть) Фитц пытается убедить себя в том, что он донельзя доволен своей тихой жизнью на отшибе и усиленно рефлексирует, вспоминая былое и страдая из-за нежелания возвращаться к прежней жизни. Сколько. Можно. Ныть. Благо в последующих событиях он немного собрался и стал отдалённо, но всё-таки напоминать тридцатипятилетнего мужчину. Отдалённо. Потому что лично у меня сложилось впечатление, что в первой трилогии Фитц очень-очень медленно взрослел, упираясь руками и ногами и отчаянно сопротивляясь этому, а потом вдруг застыл, так толком и не дойдя морально до своего физиологического возраста, потом на пятнадцать лет замотался в кокон да так и остался. И в книге очень много показательных эпизодов.

Помимо Фитца, который как-то не очень удачно показан, книга сама по себе не очень удачная. Шут здесь какой-то немного пресный, а я ведь так ждала его появления. Вроде бы показана новая грань его личности и его таланта, а вроде бы и что-то сильно не то. То ли перебор, то ли недобор, я пока не понял. В отношениях Фитца и Шута тоже что-то непонятное. В «Странствиях убийцы» были очень тонкие, лёгкие, почти воздушные намёки, красивые и придающие тексту дополнительной глубины. А здесь ну... для намёков слишком толсто и жирно, для открытого текст — слишком недосказанно. Принц Дьютифул — эгостичный и легкомысленный мальчишка, несмотря на то, что растила его Жертвенная. Впрочем, в последних главах он немного реабилитировался и Хобб продемонстрировала его с интересной стороны. Сюжет просто неинтересный и ещё более пресный, чем Шут. Никакого надрыва, никакой интриги, никакого размаха (а предыдущие книги всё-таки затрагивали масштабную войну с пиратами и не менее масштабное путешествие на север), никаких восхитительных идей и образов, кои неизменно встречались на страницах предыдущих книг Хобб. Читается легко и быстро только благодаря бодрому темпу повествования, раскрывающемуся после литров тягомотных рассуждений и сомнений Фитца в самом начале. Воистину, в этом болоте можно утонуть.

На самом деле, я как-то разочарована. Хотелось увидеть повзрослевшего — ну пожалуйста, ну Фитц, ну хватит — и переосмыслившего опыт прожитых лет героя, который, несмотря на отсутствие практики, не потерял хватку, научился, наконец, жить в гармонии с собой и не ныть по поводу и без. Просто сильного человека. А будь он совсем уж тряпкой, он бы попросту не выбрался изо всех тех передряг, что обрушились на него в молодости. А так получается, что вроде бы и выжил, и справился, а на личность это никакого эффекта не произвело. ни рыба ни мясо. Неинтересно про такого человека читать.

Но не всё так плохо. Была одна яркая сцена с Ночным Волком (в самом конце), были эффектные разговоры с котами (эти пушистые говнюки именно так и думают, зуб даю), был Шут (Хобб немножко слила его образ, но мне уже не важно, это же ШУТ), были трогательные и не притянутые за уши отношения Фитца и его приёмного сына Неда. Читать места, где всплывал Нед, действительно было очень интересно — сам по себе персонаж пока что не представляет ничего особенного, обычный парень-подросток. Но этим оно и замечательно. Отношения между Фитцем и Чейдом не остались прежними. Показано это ненавязчиво, но очень отчётливо. Чейд молодится, но он уже не тот, что раньше, да и Фитц, как оказалось, всё-таки — о, чудо! — немного умеет соображать.

Перевод плохой. Бывает хуже, поэтому не отвратительный, а просто плохой. Скилл? Серьёзно? Но как можно так уродовать книгу? Очень надеюсь, что когда на русском языке выйдет , кинутся переиздавать и старые книги Хобб.

Восьмёрка — просто потому, что ну это же Хобб. Надеюсь, ко второй книге она раскачалась и всё резко пошло в гору.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная глава из жизни бастарда Фитца Чивэла Видящего, где большое внимание уделено раскрытию образов героев и их внутреннему миру. Привыкнув к умеренному и неспешному повествованию, книга оказалась слишком короткая, жаль, но более эмоционально насыщенной и полной переживаний. Нас ждут перемены, они за горизонтом. Словно большой хищник проник на территорию, а проклятие Древней Крови состоит в том, что животные редко живут долго. Мы возвращаемся в мир Шести Герцогсв: Фитц Чивэл, бывший королевский убийца, уже пятнадцать лет живет тихой, ничем не примечательной жизнью вдали от людей. Он предпочел уединенную жизнь отшельника вместе с Ночным Волком и приемным сыном. Так бы и продолжалось его добровольное одиночество, если бы однажды в дверь Фитца не постучалась судьба. Наступили зловещие времена. Семейные проблемы требуют его присутствия. Вестником ее становится Белый Пророк, которого Фитц по-дружески всегда называл Шутом. Фитц отказываеться от своего добровольного изгнания. И вот уже отставной убийца, взявший имя Том Барджерлок скачет по каменистым тропам Горного Королевства в поисках пропавшего наследного принца...

Что произошло в эти недостающие 15 лет? «Он просто… остановился. В некотором смысле. О да, вероятно, он стал старше и мудрее. Но не сделал ни одного движения, чтобы вернуться к жизни. Если бы не его волк, все сложилось бы гораздо хуже. И все же он жил, точно мышь в норе, подбирая крошки внимания Старлинг. Даже ужасно толстокожая Старлинг, и то это понимала. Она привела к нему Неда, и Фитц его приютил. Но если бы она не оставила его возле порога, разве он стал бы искать человека, готового разделить с ним жизнь». Он сам выбрал одиночество. Как ни странно, это время стало для него чем-то вроде второго взросления. Только на сей раз он не просто стал мужчиной, а начал осознавать себя как личность. Но обстоятельства вынудили его снова погрузиться в интриги, царившие в замке Баккип...

Приятного чтения!

PS: цикл «Мир Элдерлингов», книга -7, рекомендую к прочтению после Сага о Видящих и Сага о живых кораблях.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх