Робин Хобб «Дорога шамана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Невэйр Барвиль — второй сын второго сына, рожденный, чтобы стать воином. Богатый молодой дворянин, он последовал за своим отцом — король Гернии недавно пожаловал ему титул лорда — в кавалерию, обучаться военному искусству в Королевской Академии Кавеллы в столице Старого Тэреса. Смышленый и образованный, превосходный всадник, к тому же выгодно помолвленный — будущее Невэйра кажется прекрасным.
Но в процессе обучения в Академии Невэйр начинает понимать, что на самом деле все сложнее, чем ему казалось. Старая аристократия смотрит на него свысока, как на сына «нового дворянина» и, будучи неподготовленным к политическим интригам школы и города, молодой человек оказывается в ловушке несправедливости, дискриминации и нечестной игры. Вдобавок к этим бедам, ему нет покоя от его эксцентричной кузины Эпини, бросающей вызов его прежде не изменяющемуся взгляду на мир, и от странных снов, которые преследуют его ночами.
В течение двадцати лет Королевская конница завоевывала равнины, покоряла кочевников и колонизировала окружающие земли во славу Гернии. Теперь они достигли Предельных Гор, территорий людей Спек — тихого, лесного народа, который хранит последние крупицы магии в бурно развивающемся мире. С детства Невэйра учили, что Спек — примитивный народ, достойный жалости за свою отсталость, и пугали первобытными болезнями этого племени, такими как смертельная чума Спек, которая опустошила ближайшие города и военные заставы.
Вечер Темноты приносит в Старый Тэрес карнавал, а вместе с ним — неизвестное волшебство и Спек, которых Невэйр видел впервые…
Входит в:
— цикл «Сын солдата»
Награды и премии:
лауреат |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2007 // Зарубежный переводной роман в 2-х томах (США) |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези |
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- В. Гольдич (3), И. Оганесова (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 9 мая 2022 г.
Робин Хобб умеет писать захватывающе — так, что залпом глотаешь шестисотстраничный том, забывая про еду и сон. «Дорогу шамана» я прочла за два дня, хотя, справедливости ради, нужно отметить: были провисания, были затянутые сцены (особенно финальная «битва»).
Ещё одна сильная сторона Робин Хобб — персонажи. Они живые, яркие и запоминающиеся, хотя некоторые образы, например, Эпини, кузины протагониста, — сильной и независимой девушки, стремящейся сломать устои общества, — для неё уже не новы. Самоповторение — это не плохо, когда автор не копирует дословно сам себя. В конце концов, у каждого писателя есть темы, исследование которых ему интересно.
Сложности возникают с главным героем, Неваром, — объёмный и человечный в своих слабостях, этими слабостями он и раздражает. Пассивный, неуверенный в себе, лишённый стержня, живущий по принципу «моя хата с краю». Несмотря на то, что автор создала такого неприятного героя, она чётко обрисовала причины его характера, а также, уже ближе к финалу, дала ему толчок для развития. Надеюсь, в последующих книгах это развитие продолжится.
Язык у Робин Хобб не меняется из книги в книгу: волшебный, мягкий, но при этом не переусложнённый. Благодаря её красочным и не перегруженным описаниям перед глазами так и встают выписываемые ею картины равнин. Город, к сожалению,удался ей хуже, но, быть может, виной тому сам сюжет, ведь Невар практически не покидал стен академии, где уж тут город качественно прописывать. Зато образ лесопилок я запомню надолго. Тот случай, когда развитие (в плане стилистики) автору попросту не нужно, достаточно удерживать заданную планку. Её фантазия тоже на уровне: она всегда умела создавать сложные, полные загадок миры, и цикл «Сын солдата», началом которого и является «Дорога шамана», не стал исключением. Это другая эпоха, другие акценты, но всё та же оригинальность, та же атмосфера таинственности, тот же психологизм и масса запоминающихся сцен, каждая из которых несёт в себе определённый смысл. Мир «Сына солдата» жестокий, бескомпромиссный, несправедливый и безжалостный по отношению к индивидуальности.
Из минусов, помимо неоднозначного главного героя (это даже не недостаток, просто такой типаж зайдёт далеко не всем) и уже упомянутых провисаний, можно отметить повторы. Раз за разом герой повторяет одну и ту же информацию о том, кто какую роль занимает в мире и так далее. Возможно, автор сделала это для того, чтобы люди не запутались, но условности мира не настолько сложны, а читатели не настолько тупы. В какой-то момент эти повторения начинают раздражать. Не понравилась мне и увлечённость спиритуализмом. Она характерна для эпохи, но я просто на дух не переношу тематику медиумов. Вкусовщина, однако из неё вытекает ещё один минус — рояль в кустах в лице мощных спиритуалистических способностей Эпини. Поразительная удача, когда членом семьи порабощённого чуждой магией солдата является сильный медиум (о её силе неоднократно упоминается в тексте). Сама основа общества — эдакая кастовая система, основанная на порядке рождения, — тоже спорна с точки зрения логики, но фэнтези есть фэнтези, и в рамках своего мира автор эту логику не нарушает.
Книге — добротные 8 камушков из 10. Она прекрасна, но — сугубо под настроение, ибо очень медитативна и созерцательна. Читать такие книги урывками в метро не лучшая идея.
«Дорога шамана» у меня в новом издании Азбука 2022 года. Обложка красивая, хоть и не имеющая ничего общего с содержанием (нет в книге драконов и вряд ли появятся в цикле). Есть опечатки, причём, довольно грубые. Бумага белая, однако читать было тяжеловато: то ли буквы мелковаты, то ли сам шрифт тяжёл для восприятия.
docahden, 27 октября 2020 г.
«Детство. Отрочество. Юность» — так, по-толстовски, можно было бы охарактеризовать данный роман. А ещё — «Будни кадета». Если кто-то купился на название книги и решил, что его ждут здесь необычайные и захватывающие «друидские» подвиги, расслабьтесь, ничего такого тут нет и в помине. Вместо насыщенного приключенческого сюжета читателя ждёт довольно скучное описание стандартной казарменной жизни в вымышленном «викторианском» мире с поправкой на бесхребетного главного героя и неадекватных людей, окружающих его. Вообще, читая этот роман, я не мог отделаться от ощущения, что держу в руках не самое лучшее школьное сочинение, и много раз порывался бросить его читать. Это впечатление усугублялось также крайне примитивным слогом, но виноват в этом может быть переводчик, недостаточно хорошо владеющий художественной стилистикой русского языка, хотя не буду этого утверждать. В любом случае чтиво получилось весьма сомнительное, которое не спасает ни интригующая завязка, ни логичная хорошая концовка. В целом же — это очень слабая книга, которую я не буду никому рекомендовать, даже любителям психологических и драматических произведений. Тем более детям, ибо в книге без прикрас показано слишком много разных неприглядностей.
Selvaggio, 4 июля 2024 г.
Первая книга трилогии . Читать было мне интересно — прекрасно прописанный мир , где много внимания уделено географии (я часто смотрел карту) , различным обычаям и традициям , политике и религии . Так же мне понравился язык автора — читалось очень легко — такое вроде бы не спешное повествование , но всегда присутствовала толика динамики не дававшая мне скучать . В первой части книги мы знакомимся с молодым парнем , сыном лорда — Неваром Бурвилем . В связи с обычаями этого мира он как второй сын обязан стать военным — сначала его готовят к воинской службе дома , понравился момент когда отец его отдаёт на какое то время в принципе врагу , что бы тот тоже его чему то научил .. Во второй же части юный Невар отправляется в столицу , в Королевскую Академию Каваллы где из него и будут воспитывать офицера . Тут с ним случится множество разных историй , появятся первые друзья , ну и знакомство с эксцентричной кузиной Эпини не пройдёт для него даром ... Хобб создала массу интриг и завязок что бы я не откладывал в дальний ящик вторую книгу , что я наверное вскорости и сделаю .
Eugene111, 7 декабря 2016 г.
Книгу прочел после «Песнь крови» Энтони Райана. На её фоне «Дорога Шамана» выглядит как-то по детски, наивно, не закончено.
Или может пехоту и братьев 6го ордена тренируют суровей, чем кавалу)
Совершенно другие проблемы, сотни страниц переживаний, надуманной морали... Не знаю, женский взгляд на мужское воспитание. Оценка — 4.
Мисс Марпл, 6 сентября 2010 г.
В любую информацию, будь то случайно обороненная фраза или восьмисотстраничный роман, человек вкладывает определенный смысл. Загвоздка в том, что воспринимающий эту информацию также вкладывает в нее смысл. Прелесть интерпретации переводных осложняется тем, что и переводчик вносит в книгу свой вклад, а, скажем, модные нынче аудиокниги обогащают восприятие произведения голосом читающего.
Зачем весь этот абзац? Искреннее восхищаясь талантом Хобб, я наконец добралась до романа, не имеющего отношения к Стране Элдерлингов, и решила поставить эксперимент — прослушать большую часть книги на языке оригинала, а остаток дочитать на русском, чтобы сравнить впечатление, производимое романом в разных форматах и на разных языках.
Конечно, в основе своей рассказанная Хобб история не изменяется. Перед нами шикарно выписанный «роман взросления», повторяющий и развивающий характерные для творчества автора темы — самосознание, свобода и изменчивость мира. Какие-то мотивы, как, скажем, право женщин выбирать собственную судьбу, встречались у Хобб и раньше в практически такой же форме, а на другие вопросы она взглянула под новым для себя углом.
Главный герой, Невар Бурвиль, на протяжении всего романа постепенно осознает, что привычный для него мир, где отец — мудрый и любящий, но все же «царь и бог», мать всецело насаждается своей ролью хозяйки дома и думает только о красивой музыке и благопристойном браке для дочерей, а король с помощью своих верных аристократов, готовых поддержать друг друга, стремиться к славе своей державы, — всего лишь маска. Постепенно, под влиянием разных событий и более близком знакомстве с реалиями своего мира, герой осознает, что отец может быть упрямым и деспотичным, мать и женщины вообще — одушевленными людьми со своими желаниями, а не недалекими созданиями, ни на что не способными без мужчин, что среди аристократов царит вражда, амбиции и постоянное желание обогащения, король намеренно раздувает все это в политических целях, а Добрый Бог — далеко не единственная сила, имеющая власть в этом мире. Невар сталкивается с необычными, неприемлемыми в его мировоззрении вещами, и магия — далеко не главная из них.
Вообще, порою складывается такое чувство, что и жесткий иерархический мир Гернии, контрастирующий с «варварством нецивилизованных народов», и монотеизм, противопоставленный мощи стихий, созданы автором лишь для более полного раскрытия образа героя. Он не столько выбирается из клетки, сколько осознает, что он находится внутри неё.
Причем то, что именно Невар — главный герой, очень странно и в то же время логично. В обыкновенном романе с упором на фабулу героем мог бы быть, скажем, Спинк — гаррипоттерообразный нищий сын погибшего героя, Трист с его обаянием балансирующего на грани добра и зла героя XXI века, обладающая магическим даром и близкая ко двору Эпини или воитель Девора. Но нет, главный и единственный герой — именно Невар, не обладающий никакими особыми качествами, характером, положением и способностями, присущими героям фэнтези. В любом другом романе он был бы сюжетообразующим существом, этаким «пятым персонажем», без которого развитие фабулы затруднительно, но ради которого книгу никто читать не будет. Однако Хобб настолько точно передает душевные терзания героя, каждую черточку его взросления, что этот скучный человечек вызывает неподдельный интерес.
Ясное и мощное раскрытие образа Невара построено на полутонах; оно плавно и постепенно, и талант Хобб к написанию объемных книг проявляется тут в полной мере. В принципе, роману не требуются продолжения — несмотря на затянутую экспозицию, в нем есть и кульминация, и развязка, причем дальнейшее разжевывание может только ухудшить впечатление. В таком виде история Невара получилась очень сбалансированной и тонкой.
К сожалению, своя ложка дегтя есть и тут. «Дорога Шамана» близка к другим вещам Хобб не только на идейном уровне, она вторична по отношению к её предыдущим работам и в композиции, и в подборе персонажей. В отличии от трех предыдущих трилогий, в романе нет яркого и обаятельного персонажа, ради которого хочется, чтобы книга никогда не кончалась.
Итог: Может быть, эти недостатки будут более явными в продолжениях. Сам же роман очень аккуратный, глубокий и изящный, а главное — просто мастерски написанный.
Рекомендация: Очень высокая
Издания: Вот тут нужно вспомнить долгое и мутной вступление к отзыву. Очень советую послушать аудиоверсию романа на английском — актер настолько полно вживается в образ Невара, что просто книгой это уже не назвать. Это — совместный труд автора-создателя и исполнителя его воли, привносящий в роман еще больше интимности и тепла. На русском языке и в печатной форме достоинства книги никуда не деваются, но все же.
Shaudra, 28 октября 2016 г.
От этой книги у меня осталось двойственное ощущение. Вроде бы чтение и было очень увлекательным по следующим причинам: текст повествования очень изящный и структурированный, как кружево; у книги какая-то по-особенному уютная, «ламповая» атмосфера; оригинальный, плавно развивающийся сюжет; достаточно интересные персонажи, в том числе и второстепенные; неплохо прописано устройство мира, бытовые детали, устои и традиции; понравилась тема обучения и все, что с ней было связано. Заметила, что тема учебы привлекательна для меня не только в произведениях стиля фэнтези, есть в ней что-то особенно притягательное. В данной книге автор прекрасно справилась и показала по-настоящему интересные отношения между учащимися и преподавателями, порядки в самом учебном заведении. Читать об этом было даже увлекательнее, чем об остальном мире и его деталях.
В то же время книга имеет и недостатки, из-за которых я не стала продолжать знакомство с данной серией. Во-первых, главный герой Невар. Он скучен и неинтересен, он «никакой». Ну совершенно он не тянет на роль главного персонажа, мне было интереснее наблюдать за многими второстепенными, например, за товарищами Невара по обучению. Невар совершенно обычен, у него нет амбиций и лидерских навыков, он привык следовать за кем-то, а не вести за собой. Увы, не заинтересовал меня данный персонаж и за его судьбой мне далее следить неинтересно. Во-вторых, мир прописан неплохо, но не до конца. Сложилось ощущение, что автор не вытянула задачу, которую взяла на себя и просто не справилась с объемами. Она попыталась описать сразу все и сразу, а получилось по большому счету «ни о чем». Да, в качестве первоначального знакомства с новым миром, вполне неплохо. Но для дальнейшего желания узнавать и задержать интерес слишком просто, скупо и однообразно. В-третьих, плюс книги, состоящий в уютной и «домашней» атмосфере сыграл с ней злую шутку и стал практически минусом. Тут нет ни эпичности событий и даже намеков на них. Увы, мне более по душе произведения как раз эпичные, вроде «Властелина». В том мире можно бесконечно копаться и находить для себя нечто новое, перечитывать бесконечное количество раз и любоваться, как дорогим полотном и произведением искусства множество раз со всех сторон. В-четвертых, книга абсолютно обыденна. Иногда я забывала, что читаю именно фэнтези. Мало здесь от этого жанра. Да, как я написала в плюсах, описание процесса обучения и связанные с этим детали, мне понравилось, но это же фэнтези-роман. И ждала я от него чего-то яркого и неординарного. Какие-то же события мелькнули лишь в финале, но меня не слишком это обрадовало.
Сложилось впечатление, что написана книга Хобб «на коленке» и на скорую руку. Опять-таки, для меня эта книга на один раз. Да, она все-таки хороша, даже весьма, но вот перечитывать ее и узнавать продолжение у меня желания не возникло.
jansson, 9 сентября 2015 г.
Уже не вспомню, когда последний раз книга меня настолько захватывала, что я за день могла отмахать 450 бумажных страниц практически не отрываясь. Дневная норма вливания в фэнтезийные эпики у меня стандартно не больше 50 страниц – а то начинается каша в голове и накатывает скукота от деревенских пейзажей. Ну что... Так оно и было, пока в моей жизни не появилась Хобб. Она полностью подчинила меня своей воле. 672 страницы про шаманов и солдат пролетели незаметно ;)
Чуть ранее я читала ее «Волшебный корабль», где от множества сюжетных линий да постоянных страданий и лишений у меня немножко взорвалась голова. Я чуть не два месяца шла к тому, чтобы признаться в любви к кораблям Хобб. В общем, совсем непростое, а местами мучительное было чтение, но ощущения потрясающие. «Шамана» воспринимать гораздо проще – тут всего одна основная линия, следующая за сыном новых аристократов Неваром Бурвилем с первых сознательных шагов до поворотной точки в его жизни (да и не только его) во время пребывания в Королевской Академии каваллы. И хотя название трилогии («Сын солдата») совсем не воодушевило, меня было за уши не оторвать от описания Академии и безрадостных будней в казарме – в основном благодаря политическим интригам, диктующим часть событий. Противостояние двух фракций описывается достаточно подробно и обстоятельно, так что невольно проникаешься этой темой. И пускай сейчас мальчик сидит в тепле и относительной безопасности в Старом Городе, я очень и очень надеюсь, что скоро дорога приведет его к Рубежным горам.
Дело ли в том, что я читала практически залпом или все и правда так хорошо, но повествование мне показалось ровным, без откровенно скучных моментов. Особенно запавших в душу сцен две штуки: трип-испытание кидона и экзамен капитана Моу (и последующий горький разговор). Концовку я себе отвратительнейше проспойлерила, потому что силы воли в полвторого ночи ноль, глаза слипаются, но без знания чтотамдальше не уснуть. Что не повлияло на конечную оценку, просто последнее столкновение воспринималось уже не так остро. Не особенно блещет интересом длинное путешествие в Академию, но попривыкнув к Хобб отношение к этим подробным и нерелевантным описаниям трансформируется. Да, пацан сотню страниц сплавляется по реке и впитывает окружение, но все это неотъемлемая часть цельной картины. Невар, к слову, получился годным героем, ведущим читателя за руку – отчасти потому как его поведение, поступки, способ познать мир настолько незатейливы и достоверны для пацана его возраста, что даже его излишняя наивность не вызывает раздражения. Да, сейчас он не блещет сообразительностью, но кто из нас не ошибался и не наступал на грабли? Надеюсь, ощущения меня не обманывают, и во второй части он зажжет как следует, и это уже не ему будут диктовать условия, а он будет вершить судьбы. Кстати, в кораблях Хобб есть целых два персонажа возрастом даже младше Невара, но ведут они себя как умудренные житейским опытом взрослые, хотя и невзгоды на них валятся –мама не горюй. У нашего мальчика все гораздо плавнее и не так жестоко, враг сквозь призму его восприятия кажется несерьезным, а смысл части слов и событий ускользает от его понимания. Пока что. Как по мне – отличное начало трилогии.
Anahitta, 24 июня 2013 г.
Если судить по оценкам и некоторым отзывам, эта трилогия Робин Хобб ожидалась не такой увлекательной, как истории из мира Элдерлингов.
В начале книги обучение у старика-туземца напомнило дневники Кастанеды, с которыми я когда-то пробовала (безуспешно) ознакомиться. В самом деле, не верится как-то, что родной отец отдаст сына на воспитание врагу.
Но дальше все встало на свои места. Мастерство Робин Хобб, как всегда, на высоте. Как обычно, повествование не отличается динамичностью, но никоим образом не кажется скучным, оно затягивает, создавая ощущение присутствия в этом мире.
Первое, что отличает Робин Хобб, это умение создавать миры такие достоверные, что кажется, будто она сама в них побывала. Мир этой книги не такой волшебный, как мир Элдерлингов. В нем тоже есть магия, но она до времени остается на изнанке повествования и буквально взрывается только в финале.
Второе − это психологизм, обычно не свойственный жанру. Описание учебы Невара в Академии подается в абсолютно реалистичной манере. Переживания вступающего в жизнь юноши, его мечты и стремления, отношения с друзьями и врагами. Порой создается впечатление, что это никакое не фэнтази, а проза классика английской литературы.
Третье. Робин Хобб мастерски выстраивает сюжет − это не набор отдельных эпизодов, а события естественно вытекают одно из другого. Никаких выскакивающих из кустов роялей и неожиданных спасителей, ситуации разруливаются персонажами самостоятельно. В мире Невара традиции предписывают каждому занимать место в соответствии с порядком рождении. Казалось бы, сюжет должен быть посвящен бунту главного героя против этих традиций. Но этого не будет. Невар с готовностью принимает свою судьбу, он мечтает об этом предопределенном традициями будущем, ему нравится выбранная родителями невеста, он следует привитым ему воспитанием правилам чести и не одобряет бунтарства кузины. Он хочет быть обычным человеком и не по своей воле стал избранным. Хобб любит делать центральными персонажами не ярких харизматичных лидеров, а одиночек с глубоким внутренним миром, вроде Фитца или Невара. Поэтому интрига сюжета воплощается не столько в действии и приключениях, сколько в описании их мотивации. Если читателю это кажется скучным, то это не его автор.
Отдельное спасибо за финал. Книга не обрывается на полуслове и, несмотря на грядущее продолжение, является законченным произведением.
Как вывод: «Дорога шамана» ничем не хуже «Ученика убийцы», Робин Хобб опять на высоте!
drenay, 1 августа 2012 г.
Лично для меня лучший роман в творчестве Хобб.Если в романах о Фитце в «Саге о Видящех» и «Саге о Шуте и Убийце«автор больше уделяла раскрытию характеров каждого из героев и от этого были «пробуксовки» в динамике повествования,то здесь все смотрится гармонично.Есть динамика,есть прекрасный сюжет,есть и прекрасное раскрытие образов каждого персонажа.
Сюжет.Он очень хорош и незаезжен.Невар-вторый сын в семье «нового аристократа»-ему предначертано стать воином.По воле отца он отправляется в военную академию где должен обучиться воинскому искусству.Обученный перед академией жестоким кочевником Деварой всем премудростям хорошего воина:стратегии,стрельбе из лука и ружья,став прекрасным наездником,приехав обучаться в академию,он понимает,что все эти качества здесь и не потребуются.Главное здесь «выжить«морально и недломиться.Директор академии приспешник «старых аристократов«во всем потакает их детям-ученикам академии,на детей «новых аристократов«здесь смотрят свысока и всячески пытаются их унизить.Вместо того,чтобы сплотится начинается раздор среди «новой аристократии».Все эти моменты госпожа Хобб очень красиво преподносит читателю в неповторимом стиле.В этом романе присутствует все,что требуется изысканному читателю:любовь,предательство,воинская взаимовыручка,интриги,ну и конечно колоритные персонажи...
Персонажи.Больше всех в этом романе мне понравился лучший друг Невара- Спинк, сын героя войны, погибшего во благо короля Гернии.Это благородный парень,в котором присутствуют лидерские способности.Он честен,чистолюбив.
Двоюродная сестра Невара-Эпини,это ходячая неприятность для всех присутствующих.Любимая старшая дочь своего отца.При всей своей бесшабашности и своеволию в ней присутствуют такие хорошие человечиские качества,как смелость(когда в академию пришла чума,он не задумываясь пришла рискуя жизнью до Невара и Спинка),благородство и преданность.Ради любимого Спинка она готова многим пожертвовать.
Очень импонирует дядя Невара,в отличие от отца.Ну и конечно сержант Дюрил,настоящий образец настоящего воина и хорошего человека.
Очень хорошее произведение прекрасного автора.
Black Hagen, 16 ноября 2015 г.
Сложно сказать, чем меня зацепила эта книга. При том, что самоя известное творение Хобб — «Сага о видящих» — у меня совсем не зашло. Но эта книжка была прочитана быстро и с большим интересом.
Динамики весьма мало, события текут вяло, мы видим очень много всевозможных описаний и, конечно же, рефлексию главного героя. Звучит не слишком заманчиво, но читать все это весьма занятно, не смотря ни на что.
Самого «фентези» здесь совсем немного, но это не идет книге в минус. Герои прописаны отлично, представляются очень живо. Здорово удалась часть про обучение в Академии.
Сам главный герой местами вызывает отторжение. Слишком нерешительный, постоянно сомневающийся, и самое главное — питающий странную страсть быть не лидером, но ведомым. Он долго выбирает, кого из своих новых друзей посчитать своим лидером, но возникает вопрос — а зачем? Так ли это обязательно идти на кем-то? В итоге Невар выбирает Спинка, который, как бы не старалась Хобб, совсем не проявляет лидерских качеств, да и харизмой, судя по всему, не больно-то обладает.
Да и мнения своего Невар практически не имеет. На большинство вопросов отвечает словами своего отца, в своих действиях же руководствуется заветами своей семьи и своего положения в обществе.
Понятно дальнейшее развитие сюжета трилогии — противостояние Леса и Цивилизации, где герой займет позицию ровно по середине. Конфликт между старой и новой аристократией, судя по всему, исчерпан уже в этой книге.
Я бы не сказал, что Невару в этом томе слишком уж достается от судьбы. Да, на его долю выпадает изрядная доля неприятностей, но многие из них быстро решаются, а концовку вполне можно назвать позитивной. С некоторыми «но», конечно же.
Несмотря на недостатки, эта книга относится к тем произведениям, дочитывая которые не терпится сразу же открыть продолжение, чтобы узнать «а что там будет дальше». Это, думаю, главное достоинство «Дороги шамана».
luffu, 1 июня 2014 г.
В силу своей любви к бунтарям, мне искренне противен главный персонаж и мир в целом. Робин фанат Платона ?
Мне абсолютно не нравится как ведется повествование, герой на 10 страниц говорит одну фразу, все остальное за него делает автор, причем как-то не веришь ее слову.
Еще со времен прочтения первой и второй трилогии о Фитце, я сложил мнение что мудрая Робин абсолютно не понимает мужской пол, но я честно верил что методом проб и ошибок у ней все получится, но увы она как подстраивала характеры персонажей под повествование, делая их полными идиотами, так и продолжает.
Герои у Робин ни чему не учатся! Если ты делаешь героя идиотом, так будь добра покажи рост, а не то как он в силу своей тупости бегает по кругу решая одну и туже проблему на протяжении всей трилогии.
Так же Робин абсолютно не имеет чувство времени, она легко прыгает с 8 до 12 лет жизни героя за 20 страниц, а потом уделяет 1 дню из жизни в 2 раза больше. Мда мадам до Патрика Ротфусса вам как до звезды. Про сюжет промолчу, если оценку давать в сравнении с «Малазанской книгой падщих» к примеру или других произведений подобного уровня то Робин просто школьница, ну а если среди других ее работ, то работа средняя.
В любом случае своего читателя данная работа найдет.
По прошествии нескольких дней и ознакомившись с оставшимися двумя книгами, я решил дополнить отзыв и дать совет на будущее.
Как выяснилось первая книга по мнению многих является лучшей, но лучшей она является только по нескольким ошибкам присущим именно стилю Робин, а так все три книги ужасны, ниже приведу причины почему выделяют первую книгу:
1) Робин любит повторять сюжеты прошлых событий, а так как книга первая то мы избегаем этого, от чего и первый плюс.
2) Первая книга уделяется детству и взрослению ГГ.
3) Из моих наблюдений у Робин есть определенная схема по которой она пишет каждую свою трилогию, возможно я ошибаюсь. Схема состоит в том что первая книга выглядит вполне законченной и Робин вынужденна подстоиться под эту схему и показывает нам только одну сторону медали и все события происходят на детском уровне, до взрослых им еще пока далеко и все заканчивается неплохим концом. Со второй книги начинает полный Ад в котором оказывается главный персонаж и до конца второй книги автор давит на читателя и поверьте мне читать это крайне мерзко, ну а в третьей все это продолжается, стреляют ружья и тд. и Робин понимает что надо дать выдохнуть всем так как куда дальше то гнуть палку.
Так вот вернемся к причине, в первой книге из-за своей схемы автор вынуждена сделать книгу законченной и издевательство над герой вступает только в первую фазу, от чего читается первая книга приятнее других.
Если говорить о трилогии в целом то она ужасна, отдельно первая книги была бы на много лучше, остальные две просто сжечь.
ingenium, 25 декабря 2015 г.
Прочитал всю трилогию, после «Саги о живых кораблях» очень слабовато, вялотекущий сюжет, наигранные проблемы, аморфный главный герой. Рохля, нюня и неудачник. Когда читал складывалось впечатление, что я вернулся в университет и перечитываю конспекты по математическому анализу, скучно. И именно одним словом «скучно» можно описать всю трилогию. Если и начинает происходить действие, накаляются страсти и ты ждешь развязки, но автор сворачивается на середине и размазывает еще на добрых 100 страницах действие в 1 минуту. Задаюсь вопросом ну если не по мне 1 книга зачем я 3 прочел, и не нахожу ответа. Тем кому хочется интриги, действий и фентези, книгу порекомендовать не могу.
dimon1979, 14 января 2013 г.
Это первая книга цикла Робин Хобб «Сын солдата». Полностью придуманный мир, в котором есть несколько разных народов, вынужденных в силу неких противоречий конфликтовать между собой. Условно их можно разделить на три сообщества — люди равнин, люди леса и люди города. Равнинные и лесные жители используют магию, у каждого из народов есть свои собственные колдуны, которые участвуют в боевых действиях, применяя свои особенные магические методы. Жители городов больше полагаются на проверенные временем — ружье и пистолет, а также на сабли и мечи, вообще железное оружие уничтожает любые проявления магии и поэтому победителями в большинстве столкновений выходят солдаты из городских гарнизонов.
У каждого из народов есть свои традиции и обычаи. Наследники аристократических семей должны четко следовать заведенному порядку — первый сын будет поддерживать поместье и заниматься развитием хозяйства, второй сын должен стать солдатом и продолжить военную стезю отца, третий сын станет священнослужителем, а девочки должны стать примерными женами для будущих офицеров или вместе с будущим мужем заниматься хозяйством. У жителей равнин и лесов, также есть обычаи и свои особенности жизненного уклада, но им в первой книге будет уделено минимум внимания.
Очень многое зависит от уровня писателя. По сути, в этом романе не происходит никаких глобальных событий, события развиваются очень медленно и неспешно, но читать очень интересно. Хобб умеет увлечь читателей даже таким нарочито медленным повествованием, привлекая внимание к деталям и подробно описывая все происходящее, она делает это настолько умело, что в ее мир полностью погружаешься и переживаешь вместе с героями.
До этой книги я считал подобные произведения слишком женскими и пропускал их мимо своего внимания, но Робин Хобб доказала насколько интересно можно рассказать о жизни простого юноши. Автор делает упор на описание взаимоотношений между несколькими группами людей, беря за основу межличностные отношения и перестраивая по ходу сюжета любого из своих персонажей.
Очень неожиданное начало цикла, претендующее на звание одного из самых ярких открытий начавшегося года.
A.Ram, 16 февраля 2011 г.
«Дорога шамана» — моя книга-знакомство с творчеством г-жи Хобб. Поэтому и данный отзыв будет «незамутнен» знаниями о других произведениях автора.
Во-первых, что поразило. Именно так — поразило! — не меньше. Даже не могу припомнить другого автора, который сумел бы поддержать интерес к чтению с таким невысоким ритмом повествования. На протяжении одной-двух-трех-и т.д. страниц в романе не происходит ничего особенного, но при этом никакого намека на скуку, читаешь внимательно, сопереживаешь, ждешь дальнейшего развертывания сюжета. Например, на протяжении 3-х глав (или 4-х?) Бурвили едут в Академию. По дороге случаются какие-то мелочи, но ничего такого, что могло бы зацепить взгляд читателя. Автор просто, пользуясь случаем, подробно рассказывает о стране, о укладе жизни, немного истории и т.д. Сделай Хобб это описание чуть-чуть менее талантливым — и все, заплевали бы вишневыми косточками. Сказали бы, что прием стар — отправляй в дорогу якутского акына и пущай поет обо всем, что видит!. Что еще хуже посылать в дорогу неразумного дитятю и на его «прозрениях» вводить читателя в курс дела. Да что далеко ходить, я бы первый и сказал. )) Но к Хобб подобные суждения неприменимы. Потому что вместе с главным героем веришь — ты видишь этот мир впервые, и все, даже самое привычное и банальное, тебе страсть как интересно. Просто феноменальное умение! Низкий поклон г-же Хобб, искреннее восхищение.
Второе мое искреннее и огромное спасибо — за удивительное чувство меры, за умение вовремя остановиться. В данном случае я говорю о «рабстве», в которое попал главный герой, и противостоянии с «Древесной Девой». К сожалению, за последние годы все больше привыкаешь к иной структуре циклов — автор изобрел некий конфликт и, раз уж он «выстрелил» в первой книге, начинает размазывать его на протяжении всей серии. Даже когда конфликт морально устарел и ничего, кроме благородной отрыжки, не вызывает. А г-жа Хобб плюнула на «легкий путь» и не побоялась воткнуть в пузо спековского божества кавалерийскую саблю! И это уже в конце первой книги, а мы-то знаем, что впереди еще 2! Момент оказался настолько радостным и неожиданным, что ей-бо я перечитал его раза три — все никак не мог поверить, что ожидаемая «тягучка» решительно оборвана (либо перешла на новый уровень). Еще один поклон!
И все же не обошлось без соринки в глазу, песка в ботинке, плевка в кружке, комара в ухе и дятла в ж... жарослях плодово-ягодных культур. Чем ближе подбирался к финишу, тем крепче становилось подспудное, трудно уловимое чувство, что где-то что-то кое-где у нас порой... Что-то мешает безоговорочно записать товарища Хобб в суперсветила. Сначала грешил на шутку переводчика (мы-то знаем что Бурвиль не героический лорд, а французский актер-комик: «Большая прогулка», «Разиня» и т.д.). Но буквально на последних страницах понял, что же мне спокойно жить не дает.
Дело-то в том, что при всей цельности и «настоящести» героев, при всей скрупулезности и красоте описаний, г-жа Хобб серьезно недоработала линию большого социума (общественного устройства). И ее мир мгновенно сделался менее правдив.
Во-первых, явная нестыковка в конфликте новых и старых лордов, нестыковка элементарная, математическая. Откуда г-жа Хобб взяла такое количество 2-х сыновей, чтобы каждый год отправлять в Академию по 2 «дозора»? По книге это в среднем 20 человек. Учитывая, что книга описывает первое поколение новых лордов, воином становится только 2-ой сын, берем условно смену поколений в 20 лет и получаем — чтобы каждый год в Академии училось 20 сыновей новых лордов, король должен был пожаловать титулы четыремстам офицерам. Увеличиваем данное число на погибших, бездетных, односыновних — и получаем, что новых лордов должно быть 700-800 человек. Не многовато? Особенно если учесть, что со старыми лордами у новых должен был получиться численный паритет, то выходит, что в Совете лордов заседает одновременно ок. полутора тысяч человек. Что ж это за орган управления такой? Неужто во время его заседаний вся жизнь в стране останавливается, куклится? Нет, поверить в эдакого монстра сложно.
Вторая «неправда» отыскалась в головах благородных лордов. С одной стороны, вера в доброго бога — одна из самых жестоких религий, которые я встречал на страницах литпроизведений. Здесь не только женщины лишены права на собственное мнение. Мужчины ненамного отличаются от них — ведь каждому четко определена его судьба, его предназначение. И: «шаг влево-вправо приравнивается к побегу, прыжок на месте — провокация». А с другой стороны, лорды ведут себя настолько вольно, что готовы отстранить от власти законного короля. Эдакие аглицкие бароны времен Джона Безземельного или великопольская шляхта. Но, пардон, с жесточайшими религиозными догмами эдакую «революциённость» не совместить. Если ты живешь по одобренному свыше плану — сиди и не чирикай, знай свое место. Если ты свергаешь королей — то плевать ты хотел на религию. Напр., известный исторический факт: в борьбе за польский престол один из Радзивиллов трижды на протяжении своей жизни менял вероисповедание, из католиков переходил в православные и обратно, в зависимости от «политического момента».
И третья заноза, впившаяся под ноготь, состоит в следующем законе социума: в мирное время политика диктует армии, какой той быть, в военное время все наоборот, к власти и влиянию приходят военные. Поэтому в настолько жесткий конфликт в Академии веришь с трудом. Если бы «новых» было 2-3 ученика — тогда да, «старики» заклевали бы их без зазрения совести. Но их же поровну! Ни одна армия в мире не позволит себе в военное время разделиться на 2 враждующих офицерских лагеря, хотя бы потому, чтобы не получить пулю в спину. В противном случае это уже гражданская война, что совершенно другая история.
Вот эти три нестыковки и не позволяют мне полностью поверить в мир г-жи Хобб. Впрочем, плюсы ее романа многократно перевешивают минусы, а «живость» героев и несомненный талант автора заставляют забывать о собственных сомнениях.
psycrow, 2 апреля 2013 г.
C творчеством Хобб я познакомился года три назад, когда прочел живую, интересную, но порой отягощенную логическими нелепостями трилогию об ученике убийцы. Купленная одним ненастным днем «Дорога шамана» простояла на полке около двух лет: никак не хотел за нее браться, памятуя о подпорченных впечатлениях при первом знакомстве. Открыв же, однако, не смог захлопнуть, пока не добрался до конца: то, как Хобб заставляет читателя переворачивать страницы, поневоле действительно наводит на мысли о некоем благодетельном шаманском проклятии. У главного героя книги, Невара Бурвиля, история, впрочем, другая. Как второй сын аристократа, он предвкушает предначертанную религиозной традицией карьеру солдата и, в особенности, несколько лет в столичной офицерской школе. Его родная Герния, развитие которой наводит на мысли о веке эдак восемнадцатом нашей с вами западной цивилизации, воюет с разрозненными обитателями равнин и лесов, неумолимо прокладывая дорогу к восточному морю, а это значит, что нужды в солдатах у правительства хоть отбавляй. Однако же, одно случайное происшествие обратит Невара из пешки в какую-то иную, таинственную фигуру на глобальной шахматной доске.
Если коротко, книжка выбивает высший балл почти на каждом огневом рубеже. Мир открывается размеренно, без мозговыносительных инфодампов, удовлетворяя сиюминутное любопытство, но постоянно оставляя желать большего. Невар взрослеет тоже очень плавно: без занудства и без мгновенных скачков; фокус на ранних этапах повествования делается на ключевых моментах его становления. События в офицерской школе ничуть не напоминают омерзительный сериал про кадетов, который некогда мелькал на ТВ: даже с учетом того, что всевозможная солдатщина меня ровным счетом никогда не привлекала, именно на этом этапе страницы летели быстрее всего. Будут у Невара и друзья, и враги, и аллюзии на «Повелителя мух», и вообще море неприятностей, вываливанием которых на голову собственных протагонистов Хобб особенно славится. Также автору удались здесь второстепенные персонажи, причем герои, роль которых кажется незначительной и недолговечной, прописаны ничуть не хуже постоянных действующих лиц. «Дорога шамана» с ответственным заданием открытия новой трилогии справляется великолепно, не наступает на уже упомянутые грабли «ученика убийцы», преподносит самостоятельную концовку, которая не выглядит натянутым проведением границ по просьбе издателя, а также вынуждает немедленно схватиться за продолжение.