FantLab ru

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Голосов:
2798
Моя оценка:
-

подробнее

Пепел и сталь

Mistborn: The Final Empire

Роман, год; цикл «Рождённый туманом»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Когда-то давным-давно были другие времена, солнце не выглядело красным, небо не заволакивали дым и пепел, растениям не приходилось бороться за жизнь, а скаа не были рабами. Но те дни почти забылись и даже легенды о них становились всё более неопределенными и смутными.

Вот уже тысячу лет властитель, почитаемый, как живой бог, железной рукой направляет Последнюю империю, которую он сколотил, уничтожив все прочие государства и поработив их народы. Все попытки свергнуть кажущегося бессмертным тирана оборачивались провалами, но теперь за дело берутся не революционеры-идеалисты, а профессиональные аферисты во главе с прославленным мошенником Кельсером из севера, с краёв, где рука Вседержителя ощущается слабее, а примкнувшая к ним юная воровка Вин или леди Валетт, которая войдя в роль даже не зная, кем из них ей хочется быть, и не подозревает о своём невероятном магическом потенциале…

Входит в:

— условный цикл «Космер»  >  условный цикл «Скадриаль»  >  цикл «Рождённый туманом»


Награды и премии:


лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2010 // Переводной роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2018 // Книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Пепел и сталь
2010 г.
Пепел и сталь
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Пепел и сталь
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Mistborn: The Final Empire
2006 г.
(английский)
Mistborn
2007 г.
(английский)
The Mistborn Trilogy
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, книга не понравилась совсем.

Картонный непроработанный мир, политическая система абсолютно бредовая: в провинции чисто южноамериканское рабовладение, в городе однозначно раннекапиталистическое устройство общество.

Наивные и плоские герои (одни заседания заговорщиков чего стоят — ни дать, ни взять мозговые штурмы современных консультативных манагеров).

Система магии вроде оригинальна, но тоже оставляет вопросы — если «работают» металлы в крови? зачем их надо пить? сколько надо времени перейти из желудка в кровь?

Изложение крайне простецкое, рояли не только в кустах, но и прямо на проезжей части.

Автор исключен из планируемых к чтению и приобретению.

Никому рекомендовать не могу — в мире много хороших умных и вкусных книг.

Не тратьте свое время на ерунду.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всей известности автора, книга мне совершенно не зашла и читать её продолжение не хочется.

Явные плюсы: построение мира, система магии, попытка встроить атмосферу революции в сюжет.

Минусы: плоские персонажи, деревянные диалоги, много странной сюжетной логики, явные «мэри сью».

В итоге выглядит как отличная задумка с плохим воплощением. Картины в воображении может вызывать сочные, но повествование вызывало у меня порой лишь испанский стыд. Ну не верю я в этих персонажей, ну не разговаривают люди так, ну неинтересно следить за персонажами, которые могут всё, а последствия для окружающих толком и не показываются.

Видя восторги в других отзывах, думаю, что возможно просто «не мой» автор.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не желая получать дальше передоз пафосом, я оставил пока мир Рошара с его бурями и тоскливыми рефлексирующими супергероями. Однако отвергать автора я не стал, пишет он с выдумкой, без особого огонька, но солидно, выразительно и любопытно, как и положено нормальному ремесленнику. И, находясь в поисках нового чтива от Брендона Сандерсона, я держал в голове две вещи — во первых, не стоит ждать чего-то невероятного, и, во вторых, нужно приготовится к многочисленным самоповторам. Уж больно писучь автор, выпуская по два-три романа в год, сложно оставаться оригинальным и разнообразным... если ты, конечно, не Желязны, а Сандерсон явно не дотягивает до этой планки.

Выбрал наугад, скажу честно, просто хотелось оставаться в рамках фэнтезийного жанра, посетить новый мир, которые товарищ Сандерсон такой мастак творить. И я выбрал Скадриал — мир, засыпаемый пеплом от курящихся вулканов, жители которого не знают, что такое весенняя зелень, не ведают белого снега, и с трудом могут вообразить жёлтые лучи солнца, ведь заволочённые тучами небеса окрашивают его в красный. Не совсем, правда, понятно, каким образом, при постоянном пеплопаде вообще возможно земледельческое сельское хозяйство, и куда девается такое количество вулканической (!) золы (не надо рассказывать, что они все сбрасываться в реки), как поддерживается водоснабжение чистой пресной водой... ну и так далее. Падающий с неба пепел на фоне красноватого неба, конечно, смотрится эффектно, но о реалистичности существования в таких природных условиях относительно многочисленного общества да ещё с развитой экономикой, позволяющей поддерживать не только население, но и нереальные, судя по описанию, статусные блага аристократии.

Ну да Бог с ним, с миром. Этот антураж мог бы быть заявкой на Dark, однако, внезапно, это не он. В центре внимания у нас девочка-подросток с низов, нищая сирота, которую обижал брат и многочисленные соратники по воровским бандам. И — опять внезапно! — она оказывается невероятным талантом, с огромными способностями в местной разновидности магии, юная воровка показывает недюжие навыки в тактике, имеет выдающееся актёрское дарование, которое помогают девочке со дна с полпинка внедрится в круги аристократов, танцуя вальсы не хуже светских дам и поддерживая аристократические беседы, едва умея читать, и притом за несколько месяцев превращаясь в сверхбойца, которая левой рукой едва ли не небрежно укладывает снопами профессиональных алломантов-убийц.

Короче, опять Избранный, «не такой как все», которого прокачивает местный Мистер Мияги, и который, после трагической гибели оного от рук Главного Гада, идёт ему мстить. Да-да, понимаю, никто даже не будет давить инстинктивный зевок, всё здесь создаётся как по готовым выкройкам из журнала Burda. Даже возлюбленный главной героини, которого она спасает от гибели, как классическую «блондинку в беде», дарит ей в конце вожделенный поцелуй, на фоне окна, в котором, наверное, светится канонический багровый закат...

Но не всё так плохо, как я описываю. Читать совсем не скучно, и даже мерисьюшка Вин/Валетт не раздражает своей крутостью, всё даётся в меру. К счастью Сандерсона, он и правда опытный ремесленник, и умеет работать с текстом, не допуская сюжетных перекосов. Поэтому его тексты и читаемы. Тем более, что сюжет не сводится к авантюрным приключениям юной воровки. Конечно, стоит упомянуть о революционной борьбе, которую ведут герои против Империи Зла.

Я нарочно не буду говорить о чародеях-алломантах, о них пишут все, скажу только, что Сандерсон явно неравнодушен к китайским «уся», что в « The Stormlight Archive» бурерождённые порхают в воздухе на буресвете, что алломанты летают на металле — всё одно. Эффектно, красиво и зрелищно... Но о чём бишь я? Правильно, о революции. Конечно, планы Кельсера нам, выросшим на рассказах о народниках и большевиках, кажутся чрезвычайно наивными, тактику революционной борьбы Сандерсон явно знает хуже чем, например, Чайна Мьевиль. Однако Сандерсон и здесь проявил писательскую смекалку, периодически швыряя своих революционеров в объятия незапланированных обстоятельств, и заставляя их менять правила игры на ходу... Что и сделал, собственно, Кельсер, который, желая вызывать революционный толчок, создал вокруг себя целую религию, которая, с одной стороны, подняла «массы на борьбу», с другой — создала идейный противовес веры в полубожественного Вседержителя...

Кроме того, конфигурации, построенной Сандерсоном, есть ещё один элемент, который лежит в основе этого мира. Он изначально задумывал Скадриал как мир «несостоявшегося подвига». В далёком прошлом этого мира приходил, согласно пророчеству, Герой Веков, который должен был спасти это мир от Тьмы... А он не спас, и мир, хоть и не погибнув до конца, всё равно остаётся лежать в руинах, превращаясь в империю победившего Мордора, которым управляет... скажем так, обретший Кольцо Боромир. Так что во главе миропостроения Сандерсон ставит идею победившего Тёмного Валстелина, причём умудрился по этом не продублировать ни Кларка Эштона Смита, ни Кука, Ни Аберкромби...

Итак, казалось бы, базовый сюжет завершился, и роман продолжения не требует. Однако Сандерсон явно припас пару тузов в рукаве, вроде проблемы той же самой тёмной Бездны, которая может пожрать мир, или тумана, в котором порхают алломанты... И новое государство, которое нужно строить на фундаменте тысячелетнего гомеостаза, тоже нужно как-то построить... Так что могу только поздравить автора — с очередным испытанием он справился, показав, что умеет писать не только громоздкие саги.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох детушки, а хотите я вам расскажу сказочку? Только предупреждаю, что будет то, что нынче кличут СПОЙЛЕРАМИ. Поэтому скрою я ее под плашкой соответственной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жила-была бедная девочка в одной очень плохой стране. И была у девочки куча проблем. И вот однажды… Кто сказал «прилетел рояль из кустов в виде гарного наставника и от проблем ее избавил»? Ну так оно в общем-то и есть, но… Кто уже выдал «До конца чувак явно не дотянет?» Это ж интрига романа, вроде как.

Ну ладно, захотел значит этот наставник властелина злого свергнуть. Да, мертвая жена, за которую он мстит, в комплект входит, нечего ерничать. Интриги значит стал плести, армию собирать… Что значит «Нафиг оно не нужно. Все решает схватка с главным боссом». Кто тут сказку рассказывает?. Стал он значит, девочку учить, и тут выяснилось, что она…

Кто крикнул «Мэри Сью?» Хватит меня все перебивать. А вдруг сказка дальше интересная? Что значит «нет?» Ладно, сами напросились. Да, девочка избранная, самая крутая магичка, встретит принца, то в нее влюбиться не взирая на разницу в социальном статусе, наставник облажается и помрет. Но окажется, что все это его хитрый план, чтобы народ взбунтовать, а девочка убьет непобедимого тирана с одной подачи. Которой пред смертью говорит: «Муахаха, а главный злодей тут не я. На самом деле...» Предсмертные хрипы, покупайте следующую книгу. Все, КОНЕЦ. Достали. Ну как конец. Там еще два тома продолжения про девочку эту есть. И еще сколько-то без девочки.

Вот такая сказочка вышла. Что значит «сто раз уже такое слышали?» Зато тут система магии интересная есть… Что значит «да таких систем в настолках навалом, ешь не хочу?» Зануды. В девяностые это было круто… Чегось? 2006 года сказка, говорите? Не брешите? А я-то старый думал, она куда старше, так наивно-банально написана…

Оценка: 4
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С фантазией у Сандерсона все отлично, она, похоже, не имеет пределов и способна приобретать самые причудливые формы. Вот только не всегда автор может все свои идеи грамотно обосновать. В «Пепле и стали», например, отсутствует объяснение ряда крайне удивительных и интересных процессов, и очень схематично изображен окружающий мир. По большему счету, действие романа ограничивается стенами столичного города Лютадели, за пределы которого герои выбираются довольно редко и обычно не дальше ближайшего городка. Но и Лютадель описана в книге достаточно скупыми штрихами, поэтому о столице читатели получают только крайне общее представление.

А вот местной магической системе уделено гораздо больше времени и места. Яркость и необычность местной магии бросается в глаза с первых страниц. Сандерсон решил не использовать банальные свитки, заклинания, посохи и прочие магические штучки, нет, в его мире все основывается на восьми базовых металлах. Каждый из металлов обладает своими свойствами и используется в различных ситуациях. С помощью олова можно усилить свои органы чувств, свинец придает сил, медь способна укрыть от других алломантов, а бронза наоборот поможет их найти, с помощью железа и стали можно управлять другими металлами, а цинка — эмоциями других людей. Некоторые алломанты способны использовать только один металл (таких зовут туманщиками), в то время как другие способны использовать силы всех основных металлов. Эти называются рожденными туманом.

К последней категории и относятся главные герои книги, знаменитый вор Кельсер и бывшая уличная воровка Вин. Первый — номинально главный герой книги. Именно в его голову пришел сумасшедший план свергнуть Империю, именно Кельсер убедил своих последователях в возможности борьбы и именно он обучил Вин ремеслу алломанта. В то же время практически большую часть книги Кельсер находится как бы в тени Вин, ему посвящено не так много времени, как девушке, его намерения не всегда можно понять, действия адекватно оценить, а истинные мотивы раскрываются только в самом конце романа. Впрочем, поступи Сандерсон по-другому, это нарушило бы впечатления от финала. Именно в конце книги становится понятен истинный замысел Кельсера, после которого перед веселым вором остается только снять шляпу.

Равно как и перед его создателем — настолько точно Брендону удалось показать роль личности в истории и подчеркнуть качества, необходимые каждому лидеру для того, чтобы увлечь за собой целый народ. Кельсер — идеальный лидер, способный просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, задумать многоходовую комбинацию, в ходе реализации которой любая проблема или заранее запланирована или имеет решение, способное обернуть ситуацию в сторону еще большей выгоды Кельсера.

Впрочем, герои — это еще одна сильная сторона книги. Сандерсон блестяще проработал образы любого персонажа, появляющегося на страницах произведения. Ни один из них не похож на другого, и даже каждый скаа, каждый знатный лорд, каждый член команды Кельсера имеет какие-то свои, присущие только ему одному черты.

В середине книги начинает остро ощущаться недостаток действия. Вроде бы надвигаются большие перемены — собирается армия, готовится восстание, Вин обучается ремеслу рожденного туманом, Кельсер носится как белка в колесе, — большая часть этих событий проходит как бы за кадром, в то время как автор концентрируется на Вин, ее чувствах, ее ощущениях, на посещении балов и описаниях царящих там нравов. Право слово, порой возникает ощущение, что читаешь не фэнтезийный роман, а «Войну и мир».

Однако недостаток действия с лихвой компенсируется в последней четверти романа. События начинают развиваться с головокружительной скоростью, автор раз за разом подкидывает неожиданные повороты сюжета, а концовка и вовсе ставит некоторые вещи с ног на голову.

В финале завершаются сразу несколько сюжетных линий книги, так что несмотря на то, что формально книга — это всего лишь первый том трилогии, которая, в свою очередь, должна стать первой из трех, которые Сандерсон собрался написать, «Пепел и сталь» можно назвать логически завершенным произведением, которое можно читать не опасаясь, что ряд жизненно важных вопросов так и останется неразгаданным до второго, а то и третьего тома. Учитывая, что пока «ЭКСМО» не спешит анонсировать выход следующих частей трилогии, данный факт способен повлиять на успехи романа.

Раз уж заговорили об «ЭКСМО», то стоит рассказать о качестве русского издания. Должен отметить, что томик издан на вполне приличном уровне. Несмотря на то, что герой с обложки как две капли воды похож на Николаса Кейджа в фильме «Ученик чародея», общее впечатление от нее более благоприятное, чем от зарубежных обложек. Бумага в книге качественная, белая, перевод в целом читаемый, ну а формат не отличается от других книг, изданных в серии «Мастера меча и магии». Ничо так книга в общем.

Итого: Довольно многообещающий роман от перспективного американского автора. Недостатки, такие как недостаточная проработка мира и некоторая затянутость, с лихвой компенсируются увлекательным сюжетом, прекрасно прописанными характерами героев, изумительной магической системой, довольно неплохими познаниями автора в психологии личности и толпы и ударно прописанными вещами. Несмотря на то, что это формально первая часть цикла, ее легко можно читать в отрыве от следующих томов.

Оценка: 8
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь» — не зря я эту книгу, купленную около двух лет назад, не мог до недавнего времени взять в руки. Не сумел дочитать, бросил. С самого первого мгновения погружения в текст смущала плодовитость этого автора; мысль, что книга была написана за какой-то неполный месяц, мучила меня с первых же строк. «Не прикладывал должных стараний» — думал я, пробегая взглядом по тексту. К моему удивлению, повествование оказалось довольно любопытным по причине нестандартного мира. Но весь восторг улетучился в тот момент, когда я обнаружил, что герои усмехаются буквально на каждой странице. Усмешка — наибанальнейшая эмоция, которая «с успехом» эксплуатируется каждым первым МТА. Дальше — больше. Вылазка главного героя в дом аристократа, закончившаяся дракой с превосходящим числом противника.... Противника — профессионала в высшей степени. Как думаете, кто победил? И тут-то мы и натыкаемся в первый раз на подмену харизматичности — самоуверенной крутостью ГГ. О том, что он глубоко вздохнул на бегу, я лучше промолчу.

Несмотря на упомянутые выше недостатки, я продолжил чтение дальше. Снова выбить меня из колеи удостоились честью размышления писателя о союзнических армиях:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собрали, значит, мы кучу бедняков, которые должны восстать — десятки тысяч человек — и почему-то тут же сомневаемся в её пригодности, утверждая, что нужна другая армия, для дела. Возникает логичный вопрос: а та, уже готовая армия, для чего нужна, для массовки?

Добил меня следующий диалог (авторский текст, типа «сказал тот, возразил этот», я пропустил) :

»- Мой дорогой друг... <...> весь смысл жизни в том и состоит, чтобы находить способы взваливать на других свою работу. Разве ты незнаком с основами экономики?... <...>

- Ну, вообще-то я...

- Это был риторический вопрос <...>

- Как раз риторические вопросы интереснее всего <...>

- Отложим философию до лучших времён <...>»

Я практически никак не буду комментировать тот бред, что процитирован мною выше. Скажу только, что при прочтении этого у меня сложилось впечатление, что писатель — 14-летний ребёнок от силы. А ещё он явно не знаком с тем, что есть философия.

Оценка: 2
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Цикл «Рожденный туманом» родился из двух идей. Во-первых, я смотрел фильм «11 друзей Оушена» («Ocean’s Eleven») и понял, что в центре некоторых моих любимых фильмов, таких как «Тихушники» («Sneakers»), «Ограбление по-итальянски» («The Italian Job») — команда воров-профессионалов, проворачивающих невероятные трюки. Я задался вопросом, почему никто не сделал такого в фэнтези. Так что я создал систему магии из шестнадцати специализированными частей и команду тайных мошенников-виртуозов, каждый из которых — специалист в одном или нескольких аспектах магической системы. Вторую идею я почерпнул из массы фэнтезийных романов, которые читал, когда был моложе. Мне казалось, что слишком многие из них были историями о молодом крестьянине, который ушел из дома, чтобы сразиться с каким-то могущественным темным властелином. Я спрашивал себя, что если бы ... ну, победил темный властелин. Что, если он прихлопнул этого маленького селянина, как, вероятно, и должно было случиться во всех этих историях.» (с) Б. Сандерсон.

«Пепел и сталь» – это отличный фэнтезийный роман с живыми героями, интересными сюжетными находками и проработанным языком. В центре повествования – история Кельсера, Рожденного туманом, единственного выжившего в Ямах Хатчина и крайне обаятельного и харизматичного вора, решившего, что ему по силам совершить политический переворот в Последней Империи. Движут им жажда мести, чувство сострадания к своим соотечественникам и определенная доля безумия, ведь он решил противостоять самому лорду-правителю, бессмертному и крайне могущественному.

А теперь давайте попробуем посмотреть, что же в этом романе такого особенного.

1) Язык автора. Существенно лучше и проработаннее, чем у большинства коллег. Очень яркие и кинематографичные схватки, хорошо показанные переживания персонажей, даже индивидуальность в их мыслях можно различить. Конечно, Сандерсон в этом плане не на уровне Ротфусса, но точно выше «средней температуры по больнице».

2) Сюжет. Неплохо, есть неожиданные повороты, есть интрига, но на середине повествование существенно тормозится и провисает. Автор пытался сохранить равновесие между героикой и политическими интригами, но героика дается ему явно лучше, в результате чего читать про балы и светские приемы гораздо менее интересно, чем про то, как Кельсер сталкивается в схватке с инквизитором.

3) Персонажи. Строго говоря, у нас тут два главных героя: Кельсер и Вин. Про первого я сказал уже достаточно много, так что сейчас уделю внимание и второй. Вин – девушка, которая, по сути, является ученицей Кельсера, как по части владения алломантией, так и по идейному наполнению. Большую часть времени мы смотрим на мир именно ее глазами, а она, хоть и очень сообразительная, но неопытная рассказчица. В результате читатель становится зрителем на представлении фокусника: пока очаровательная ассистентка Вин отвлекает внимание, опытный иллюзионист Кельсер проворачивает свои дела и приводит в исполнение свой план.

4) Диалоги. Тут есть, где разгуляться: временами чрезмерно пафосные, временами с юмором, – но они оживляют повествование, и читать их интересно. В то же время они не наполнены всякими внешними интересностями под завязку, как это было в «Хрониках убийцы короля», где кто-то говорил стихами, а кто-то метафорами, и остаются лишь средством подачи мыслей, без особых изысков. В общем, все как у людей.

5) Мир. О нем мы знаем очень мало. Сейчас в мире все плохо, с неба пепел сыплется, по ночам туман наползает, а в тумане всякие твари бродят. Раньше было лучше, но это было тысячу лет назад и никто уже точно не знает, как именно было в те далекие времена. Вообще говоря, предыстория здесь очень интересна и подана очень грамотно: мы узнаем о делах минувших по крупицам и куча загадок остается заделами на будущее, что подстегивает любопытство и подталкивает открыть второй роман сразу после первого. Само действие между тем ограничено двумя городами да близлежащими плантациями и пещерами. Не очень разнообразно, но для первого романа трилогии вполне достаточно.

6) Магическая система. Самобытна и достаточно необычна. Магия здесь называется алломантией, и суть ее заключается в управлении металлами. Металлов существует 8 основных и 2 высших (по крайней мере это известно в начале истории). Каждый металл помогает осуществлять конкретный магический трюк (сталь делает сильнее и выносливее, олово усиливает все 5 чувств, цинк смягчает эмоции и т.д.). Обычный маг называется туманщиком и может использовать один металл. Если же кто-то из туманщиков в состоянии использовать несколько металлов, это означает, что он может овладеть всеми видами магии этого мира, и таких называют Рожденными туманом. Кроме того, в этой истории фигурирует еще ферохимия, но это уже на грани спойлера и о ней подробнее в следующий раз.

7) Финал. Любому автору необходимо уметь создавать интригующее начало истории, чтобы читать не забросил книгу подальше после первых 50 страниц. Не менее важно уметь закончить историю так, чтобы у читателя остался определенный лимит доверия и возникло желание продолжать знакомство с творчеством писателя. В целом финал Сандерсону удался: он содержит зацепки на будущее, содержит в себе много экшна и действительно важных событий. Это не просто мочилово добра со злом, здесь все немного глубже и сложнее. Хотя, конечно, появление «бога из машины» удручает, но не сказывается на желании открыть «Источник вознесения» прямо сейчас.

На этом я свой отзыв заканчиваю. Книгу рекомендую всем любителям добротных фэнтезийных приключений. Эта история невероятно затягивает, пусть и сама по себе несколько затянута. Заслуженные 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только что закончил чтение «Последней Империи» (The Final Empire), или как наши локализаторы обозвали книгу «Пепел и сталь». То что пепел присутствует в названии, понять ещё можно, потому что он окутывает город и портит накидки героев на протяжении всего романа, и создаёт антураж. А вот сталь тут причём, когда это всего лишь один из многих металлов, используемых в алломантии и которому в сюжете уделено чуть больше, чем ноль внимания и не вокруг него всё вертится?

Помимо неудачного перевода названия книги, это уж точно не вина Сандерсона, мне придраться не к чему. Книга образец, как надо писать правильное, грамотное, серое (в хорошем смысле слова) и прагматичное фэнтези. Мир и его герои не шаблонны. Здесь нет абсолютного добра и абсолютного зла (привет Властелину колец). Другой крайности (аля дарк фэнтези), где весь мир прогнил и все люди злы в разных пропорциях – тоже нет. При этом всего есть в меру. От дарк фэнтези взят сам мир и диспозиция. Добро давным-давно проиграло и миром правит «Темный Властелин», или Вседержитель, который держит под контролем знать и манипулирует ею, которая в свою очередь угнетает, пытает и убивает всю остальную массу населения. Люди в основном либо жестоки и беспощадны (аристократия, братство, Вседержитель) либо подавленное и ни на что не надеющееся жалкое подобие людей, которые прожили 1000 лет под пятой бессмертного диктатора и не верят в революцию. Но с другой стороны есть место и добру, в этой матрице живут люди, которые хотят изменить этот мир в лучшую сторону, люди, которые на протяжении всего романа показывают и доказывают свою благодетель, меняются в лучшую сторону, хотя они, конечно же, имеют и пару другую недостатков и они не бессмертны, автор обязательно убьёт парочку любимых вами героев. Даже «Тёмный Властелин» в романе походу сюжета предстаёт не совсем тёмным, ему и его ноше начинаешь сочувствовать. От этого мир предстаёт довольно таки реалистичным, он уносит с головой и в него легко погружаешься. По атмосфере книгу и (надеюсь) сам цикл можно поставить в ряд с такими как: «Игра престолов» Джорджа Мартина, «Первый Закон» Джо Аберкромби. Ещё ближе, на мой взгляд, к данной по атмосфере книге роман Энтони Райана «Песнь крови».

Судя по отзывам, многие ругают эту первую книгу в цикле, говоря, что она немного скучноватая, а вот дальше начнётся... Ну не знаю, я тогда вдвойне счастлив, что начал читать этот цикл. Если первую книгу считают «ужасной», а следующие по-лучше, то я могу только представлять как будет взрываться мой мозг от счастья походу цикла. Хотя это только показывает мастерство автора, который с каждым романом улучшает своё творчество. Многие почему-то обошли стороной Вин, найдя её полустатичным и неинтересным персонажем. Мне же она запала в душу. Было интересно наблюдать за её эволюцией из закомплексованной воришки в храбрую женщину-алломанта (алломантия – местная магия). На мой взгляд, наравне с Кельсером, самый харизматичный персонаж в романе, интересно будет наблюдать продолжение её любовной линии с Элендом, которую тоже почему-то ругают. Будет интересно наблюдать, что у них там будет происходить, в особенности, что будет происходить с Элендом (тоже интересный персонаж, его положение к концу 1 книги обещает множество перспектив).

В общем, советую всем почитать это фэнтези. Лично для меня это стало первое знакомство с автором, которое я уверен продолжится долго.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый мой прочитанный роман Сандерсона. Рано или поздно каждый любитель фэнтези столкнется с тем, что ему нужно прочитать хотя бы одну книгу этого автора, потому что на данный момент он очень популярен. Правда, данный цикл не самый популярный у него...

Читая эту книгу, я понял еще одну вещь — когда долгое время читаешь книги, которые не вызывают вау-эффекта, шанс каждой новой книги на то, чтобы произвести фуррор, становится все выше. «Пепел и сталь» меня очень захватил. Да так сильно, что я ждал, когда закончу работать, приду домой и продолжу чтение данной замечательной книги.

Завязка — в неком вымышленном мире (в котором есть балы и буржуазия) герой победил лютую Бездну, но при этом сам он стал не освободителем героем, а скорее тираном. Мир разделился на 2 части — дворяне и холопы (именуются как «скаа»). В какой-то момент некоторым скаа надоело батрачить на панов, и они решили устроить революцию. В этом им должна помочь супер инновационная система магии, которая завязана на металлах. Есть 10 (а по слухам даже 11 или более) металлов, которых можно проглотить, зажечь внутри и сделать какое-то чудо (притянуть металлический предмет и оттолкнуть, заставить проявить эмоции человека или наоборот успокоить его, и многое другое). Но для совершения данных чудес в человеке должен быть развит дар рожденного туманом. В общем и целом, магическая система мира весьма занятная.

Вся середина книги посвящена подготовке к совершению революции. К дворянам подсылают шпионов, готовят армию, пытаются узнать секреты Оверлорда. И меня постоянно ела мысль о том, что в конце автор должен чем-то удивить. Я должен буду запутаться, думать, что вот этот плохой, а этот хороший, а выйдет все наоборот. А вдруг он придумает что-нибудь еще более крутое? Так вот, по моему мнению — не придумал. Сюжет довольно линейный. Ближе к подростковому, чем к чему-то взрослому. Простой язык, читается быстро.

Я не разочаровался, но все-таки ждал чего-то большего. Возможно, это большее будет в продолжении цикла, к которому я приступлю чуть позже. Очень хотелось «вау», но его таки не было. Но была вполне занятная книга, к которой я бежал домой вприпрыжку после работы=)

Оценка: 8
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Под самый занавес уходящий год преподнес мне еще один приятный сюрприз — знакомство с творчеством Брендона Сандерсона. Пожалуй, наряду с Ротфуссом — это самые яркие писатели, чьи произведения опубликованы в серии «Мастера меча и магии» в этом году.

Во-первых, отмечу достаточно неожиданный сюжет, использующий как стандартные, так и совершенно оригинальные ходы. Россия — колыбель трех революций. Казалось бы, кому как не отечественным авторам-фантастам воспеть революционную романтику и тяжелые будни подполья? Тем не менее, после «Обитаемого острова» и «Силайского яблока» я и не припомню, чтобы наши авторы написали что-то толковое на эту тему. А вот американец Сандерсон создал очень интересный роман, в котором угнетенные скаа борются за свою свободу и пытаются сбросить безжалостную власть бессмертного лорда-правителя. И, на мой взгляд, эта история заслуживает внимания.

Во-первых, привлекают внимание яркие, интересные характеры персонажей. Очень хорош образ Кельсера, который из обычного жулика становится своеобразным «профессиональным революционером», яркого лидера, создавшего свою команду и поставившего перед собой и своими людьми почти невозможную цель. Еще одна большая удача автора — образ Сейзеда, хранителя погибших религий, человека на редкость спокойного, невозмутимого и преданного, обладающего многими скрытыми талантами. На их фоне главная героиня Вин несколько проигрывает. Слишком уж автор подчеркивает некоторые ее черты характера, слишком стремительной получилась ее эволюция. Впрочем, даже второстепенные персонажи из числа подпольщиков обладают собственной индивидуальностью. Невозможно перепутать Бриза и Хэма, Марша и Доусона. А вот их противники, наоборот, крайне схематичны. Ни в лорде-правителе, ни в инквизиторах, ни даже в прочих лордах мы не видим людей, а видим только негодяев, порождение абстрактного зла. И даже характер Эленда Венчера не раскрывается полностью, например, непонятно, к чему же он на самом деле стремился.

Во-вторых, запоминается необычная магическая система, придуманная Сандерсоном. Что вы слышали об аломантии и ферухимии? Ничего? А ведь эти системы магии, основанные на использовании свойств металлов, тщательно проработаны автором и дают весьма необычные возможности для героев книги.

В-третьих, произвело сильное впечатление то, с каким реализмом описано происходящее. Привычно, когда хитроумные планы героев легко воплощаются в жизнь, хотя на деле так бывает крайне редко. У Сандерсона все не так. Раз за разом замыслы Кельсера срываются из-за ошибок или нетерпеливости его соратников. Он попадает в ловушки врагов, теряет своих людей, меняет свои планы и снова и снова пытается достичь своей цели. Автор умело сочетает спокойный ритм повествования и мощное напряжение, возникающее в ключевые моменты романа. В итоге чувствуешь, что победа положительным героям отнюдь не гарантирована и действительно сопереживаешь им.

Запомнился удачный ход с найденным дневником лорда-правителя и неожиданный исход этой истории. Это позволило и познакомить читателя с предысторией событий и придать роману определенную глубину и дать интересный ответ на одну из ключевых загадок романа.

Есть у романа и слабые места. Так, мир проработан весьма поверхностно, а некоторые детали, вроде падающего с неба пепла, эффектны, но достаточно неправдоподобны. Чересчур бестолковыми выглядят противники главных героев. Удивительно, что никто из аристократов не заподозрил Вин. Странно, что столь разветвленный заговор не был раньше времени выявлен инквизиторами. Впрочем, общего положительного впечатления от книги это не портит.

Главный вывод — перед нами увлекательный и необычный фэнтезийный роман от многообещающего автора, который может порадовать самые широкие круги читателей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и в большинстве книг,нужно прочитать некую часть романа,чтобы вовлечься в историю,прочувствовать атмосферу, заинтересоваться происходящим. Для меня этой частью оказались первые пять глав,затем история увлекает до самого конца. Так таковых ошибок в книге нет,есть только множество нюансов,некоторые могут привлечь,а некоторые оттолкнуть.

Как любителю взрослых героев — любителю видеть в главных героях сформировавшуюся личность, было необычно обнаружить ,что в истории два главных героя,а один из них подросток. Естественно,что выделено много времени для формирования личности главной героини. Надеюсь всё это оправдается в следующих книгах.

Люди иногда совершают глупые поступки. Книга затрагивает множество тем,героям часто приходиться выбирать.

Философии, внутренние мысли, неопределённость, взросление,вера, политика,заговоры,сражения,армия,жестокость, дружба,доверие,свобода,воля,интриги,загадки.

Думаю эти теги помогут сформировать представление о книге перед чтением.

Пепел и сталь — хорошее фэнтези, одновременно и развлекает , и заставляет задуматься.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, роман совершенно «не зашёл». Собственно, проблема Сандерсона с верным соотношением текста с развитием сюжета обнаружилась для меня ещё при стараниях автора завершить труды покойного Роберта Джордана в «Колесе Времени». Долгое размазывание завязки, почти на три четверти романа, с попыткой завершить интригу в оставшейся четверти. Вот прочлись несколько сотен страниц, а герои всё ещё никуда не идут. В произведении меньшего обьёма, это меня бы не отпугнуло. Но в этакой «глыбе»...

Кроме того, как и было замечено, приложена большая фантазия в создании мира романа, но весьма малая в создании диалогов и персонажей. Слишком похоже на литРПГ. Так и кажется, что вот вот появится вставка «ваш уровень маны вырос до 3-х». Вероятно фанаты жанра магического фэнтази простят автора, как это видно из оценок уважаемых коллег. У меня не вышло.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрая, во многом по нынешним временам — наивная легкая приключенческая сага с обещанием продолжения и раскрытия тайн в будущем.

Если вам нравятся китайские псевдоисторические фильмы в духе «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», то с визуализацией романа не возникнет проблем.

Те же парящие над крышами домов и деревьев герои, правда для акробатических трюков использующие многократно усиленные магнетические свойства ряда металлов.

Отсюда «сталь» в переводном варианте романа (в оригинале — Последняя империя), а пепел.. Пепел он для антуража и обещание загадки а-ля большой большой проблемы в ближайшем в будущем.

Имеются в меру нехороший Император и «одиннадцать друзей Оушена» в фентезийном мире по признанию автора. Шансы чудом уцелевшего к началу цикла Черного Властелина можете представить самостоятельно.

Образы главного героя и его друзей в меру картонны, зато прописаны легко, умирают либо внезапно оказываются спасенными также весьма вовремя. Одни словом, динамизм повествования вполне выдержан, чтобы удовлетворить и женскую и юношескую части аудитории.

В действительности же, наибольший интерес представляет перипетии судьбы главной героини романа, плавно перекочевавшей, судя по всему, из Колеса времени (не зря же Сандерсон его дописывал).

Сильная женщина и ботаник-книгочей —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
едва поцеловавшиеся к самому финалу
— как будто идеальная ЦА для фэнтези романа.

Вердикт: почему бы и нет, в качестве развлекательного чтения вполне хорошо. Эпичность же обещают завезти после.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Почему-то считается, что только в молодости человек бывает глупым. Лично я давно заметил, что возраст не прибавляет ума тому, кого обделили им еще в детстве.»

*

«Чиновник, политик, генерал… любому государству нужен кое-кто еще. Хороший убийца.»

*

«Никогда не доверяй человеку, принесшему хорошие новости...»

*

Очень неоднозначное впечатление оставила после себя эта книга. Если вы не читали цикл «Архив Буресвета» того же автора, вам не понять мои терзания. Я так и не смогла отключить в голове режим сравнения с уже прочитанным шедевром. Поэтому моя оценка в чем-то, возможно, окажется заниженной. Но обо всем по порядку. История рассказывает нам о Последней империи, где на протяжении долгих столетий у власти стоит тиран, поработивший все и вся. Чудовищные условия существования людей, абсолютно несовместимые с нормальной жизнью, всколыхнули общество, и нашелся человек, который решился пойти против существующей системы. Его прошлое напоминает ад, а главной целью в жизни становится поиск единомышленников для совместной борьбы с всесильным императором.

*

Хочу сказать, что история увлекает настолько, что увесистый том в 600 страниц был прочитан мной незаметно. Порадовала фантазия автора, которая продолжает удивлять своей неисчерпаемостью. Перед нами невероятно интересный мир, который напоминает Средневековье и имеет свою языковую культуру, религиозные и политические особенности. Судьбы безвольных рабов-скаа, амбициозных вельмож, алломантов и рожденных туманом переплелись на страницах этой книги в бесконечном хороводе социальных взаимоотношений. Это очень мрачный мир, который погряз в придворных интригах, политических заговорах и кровопролитных казнях. Здесь с неба хлопьями сыпется пепел, а холодный туман, густо окутывающий ночной воздух, вызывает непреодолимую дрожь. Понравилась очень необычная и до мелочей продуманная автором магия, основанная на металлах. Он не просто придумал экстраординарные способности для избранных людей, но и сделал попытку объяснить их свойства с точки зрения точных наук. Но если в начале книги магические способности героев вызывали восторг, то к финалу я от них попросту устала. Герои настолько часто пользовались своей уникальность, что в конечном итоге, общая картинка истории превратилась в бесконечное мельтешение эпизодов, напоминающих мультяшные аниме-сцены. Антураж происходящего был описан немного поверхностно, не так сочно, как мне того хотелось. Надеюсь, что карта мира, помещенная в начале книги, не окажется пустой картинкой, и нас ждет увеличение географии событий.

*

Книга читается на одном дыхании. Она не перегружена сложносочиненными мыслями и на 90% состоит из диалогов. Герои только и делают, что говорят и говорят. Причем, не только друг с другом, но и сами с собой. Повествование смешанного типа — мы видим происходящее со стороны и при этом знаем мысли и чувства некоторых действующих лиц. Это относится даже ко второстепенным персонажам. Линейный сюжет радует высокой динамикой происходящего. Не было времени даже на то, чтобы немного посочувствовать героям, у которых между поединками не успевали заживать не только телесные, но и душевные раны. Временные скачки в сюжете проявляются лишь в виде немногочисленных цитат-воспоминаний, сказанных когда-то в прошлом. Фабула украшена очень неожиданными эпизодами, которыми автор иногда шокировал. Но, вместо ожидаемого восторга, я испытывала недоумение. До сих пор для меня остается загадкой, почему он с такой легкостью «разбрасывается» персонажами. Причем, абсолютно бессмысленно. Во всяком случае, на уровне этой части трилогии. Название книги «говорящее». Пепел здесь повсюду: в небе, на земле, а иногда и в голове героев, которые непонятно чем руководствуются в принятии важных решений. Они так просто рассуждают на такую серьезную тему, как революция, будто она является неотъемлемым элементов повседневности. А вообще, вся эта книга от и до представляет собой учебное пособие по проведению вооруженных восстаний. Причем, в большинстве своем, она наглядно иллюстрирует то, чего делать не нужно, чтобы добиться желаемых результатов. Поэтому, финал меня удивил своей неправдоподобностью. Общее впечатление от прочитанного окончательно испортил «рояль в кустах» финальной части. Оказывается, все так просто можно было решить?!!!

*

Герои тоже вызывали двоякое отношение. С одной стороны, роман представляет собой парад очень ярких образов, которые несут индивидуальность как внешнюю, так и внутреннюю. Потрясающая банда абсолютно разных людей. Я очень сопереживала им и читала это приключение, затаив дыхание. Потрясающая улыбка одного из них освещала страницы книги сквозь туманность мира. С другой стороны, я не могу сказать, что хоть один персонаж сумел всколыхнуть во мне сильные эмоции. Даже моменты расставания с некоторыми из них прошли абсолютно ровно. Их выносливость была просто нечеловеческая, поэтому они воспринимались мной не как живые люди, а как универсальные неубиваемые сверхсущества. Большие надежды возлагает автор на один персонаж, смещение приоритетов в сторону которого можно наблюдать уже в начале книги. Думаю, что становление именно этой личности будет основным направлением событий следующих частей. Это очень предсказуемо и поэтому удручает. Я жду (ждала/буду ждать) появления в цикле взрослого образа — рупора автора. Как-то нереально выглядит 16-летняя девчушка, направо и налево раздающая советы и тоскливо размышляющая о превратностях Судьбы.

*

Несмотря на недостатки, читать было увлекательно. Поэтому приступаю к следующей книге цикла под названием «Источник вознесения». Очень надеюсь, что она не разочарует. Продолжение следует...

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Обреченного королества» я был настроен крайне оптимистично. Тем горше оказалось разочарование.

Сначала то, что понравилось.

В принципе, стиль прослеживается: сначала повествование идёт неспешно и растянуто, а потом резко набирает обороты и мчится галопом. Перед каждой главой некие всупления, рассказывающие историю какого-то другого персонажа. Какого — будет понятно позднее, это приятная изюминка. Самобытная магия, несколько интересных фишек в мире (пепел, кандры, поручители). Как всегда, полёты и битвы в воздухе. Читается достаточно легко и ненавязчиво.

В общем-то всё.

Всё остальное надо доработать напильником, к сожалению.

Сюжет на удивление простецкий. Угнетенный народ, гады-аристократы, злой кощей лорд-правитель. Автор добавил специй с помощью магии и тайной задумки Кельсера, но помогло не сильно.

Герои мне были несимпатичны. Самые главные, Кельсер и Вин, раскрыты неплохо, но это им не на руку. Кельсер — маньяк-убийца на грани фашизма. Давайте, мол, убьем всех аристократов без разбора, просто потому что они бяки. Что это за юношеский максимализм? Образумить его Вин немного удалось, общую картину это не изменило. Вин — забитое загнанное существо, обладающее талантом к магии. Симпатию вызывала только лишь потому, что на фоне остальных, на безрыбье и рак рыба. К слову, начав читать вторую книгу, я полностью в Вин разочаровался, она даже стала неприятна из-за эпизода с собакой, которую она решила скормить кандре. Вин быстро освоилась, и тоже стала всех убивать направо и налево. Причем, в произведении это будто бы считается хорошо, правильно и всячески оправдывается. Мол, вот какие у нас герои крутые, всех положили. Такая кровожадность, циничность и просто культивирование наплевательского отношения к жизни мне неприятны.

Остальные герои раскрыты слабо и очень невнятно, даже нечего комментировать.

Проработка стремится к нулю. Вербовка в столовых и складах тысяч человек? Так, чтобы никто не настучал и не узнал? Смешно. Стравить Дома с помощью ночных нападений? Нелепо. А чего стоят инквизиторы с «кнопкой выключения»? Просто отпад.

Самый адекватный персонаж — Эленд, а из революционеров — Марш.

Не уверен, справлюсь ли со второй книгой, но третью вряд ли осилю.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх