fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Кредо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
874
Моя оценка:
-

подробнее

Кредо

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Бывший работник «убойного» отдела в МУРе, а ныне частный детектив по делам наследства Артём, маясь от безделья, отправляется в ресторан, чтобы пропустить кружечку пива. Там он случайным образом знакомится с молодым преподавателем из университета. Когда тот узнаёт, что Артём является детективом, то ужасно радуется, и просит помочь в одном деле. Ссылаясь на то, что Артёму самому лучше всё услышать, он приглашает его в университет. На выходе из ресторана кто-то убивает преподавателя, и Артём берётся сам искать убийцу…

Примечание:

Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С. Лукьяненко
Повесть «Кредо» имеет странную судьбу. Не секрет, что порой идеи для романа писатели дарят друг другу (тут можно вспомнить и «Ревизора», и «Двенадцать стульев»). Не секрет и то, что порой идею подсказывают друзья – которые сами, увы, не могут реализовать интересный сюжет. К примеру, несколько раз в рассказах я пользовался идеями моего друга, переводчика Павла Вязникова (он пишет и сам но, увы, крайне редко. А жаль!) Идею «Кредо» мне подарил мой друг, литературный критик и сотрудник журнала фантастики «Если» Дмитрий Байкалов. Идея была проста – «мир, в котором доказана реинкарнация души». Идея была мирообразующей – самое важное для повести или романа. Я немедленно сел писать роман. Мне, как материалисту, захотелось дать научное обоснование происходящему. Я придумал наукообразное объяснение происходящему, вписал (с твердой целью поменять в дальнейшем) физика Теслу как изобретателя устройства, описанного в романе и занялся, собственно говоря, детективной интригой. Лишь через несколько дней я решил подробнее изучить биографию великого физика. Каково же было мое удивления, когда через несколько часов я понял – именно Тесла и никто другой мог работать в этом направлении (и, даже, можно сказать – работал!) Все, что я придумывал изначально ложилось на неизвестные мне раньше исторические факты с поразительной точностью. Настолько, что я решил временно отложить роман, а для начала написать повесть. Рано или поздно «Кредо» вырастет в настоящий роман, но пока я с чистой совестью называю это произведение повестью.

Есть и второе удивительное совпадение. Несколько лет назад критик и журналист Андрей Чертков, автор концепции сборников «Время учеников» и многих других интереснейших проектов, придумал точно такую же мирообразующую идею – мир с доказанной реинкарнацией! И тоже подарил эту идею – писателю Александру Житинскому! И вскоре после выхода «Кредо» на эту же идею была написана и повесть Житинского – совершенно другая, конечно же.

Я абсолютно убежден (и Дмитрий с Андреем в этом уверены), что один и тот же ход был придуман независимо. Наверное, это значит, что для этой идеи пришло время.

И все таки мне, писателю фантасту, а значит – скептику, немного не по себе от таких совпадений.


Входит в:

— журнал «Если 2004'5», 2004 г.

— антологию «Кредо», 2005 г.

— сборник «Кредо», 2006 г.

— антологию «Миры «Если», 2006 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Конец легенды», 2008 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 58

Активный словарный запас: средний (2803 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2005 // Средняя и малая форма

Похожие произведения:

 

 


Кредо
2005 г.
Миры «Если»
2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Кредо
2007 г.
Конец легенды
2007 г.
Осенние визиты. Спектр. Кредо
2007 г.
Спектр
2007 г.
Кредо
2012 г.
Визиты
2014 г.
Визиты: Осенние визиты. Спектр. Кредо
2021 г.

Периодика:

Если № 5, май 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Конец легенды
2011 г.
Кредо
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая фантастическая повесть.

Главный герой — российский детектив, расследующий убийство ученого, погибшего на его глазах. Сюжет для меня интересен. Хорошая детективная составляющая, неплохая интрига. Живые герои. Язык написания хороший, читается легко. Сюжет развивается динамично, затянутых моментов нет. Место действия — альтернативная история Российской Федерации, город Москва.

После прочтения сложилось впечатление, что автор не имеет представления о функционировании системы органов внутренних дел.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень смелое и необычное произведение, которое выбивается из всего творчества Лукьяненко. В пример этого жанра могу противопоставить только «Отель у погибшего альпиниста» братьев Стругацких. Очень интересно и занимательно, а главное повесть имеет свою канву, свой мир альтернативной истории, где открыта звезда Теслы, с помощью которой можно вызывать свою предыдущую инкарнацию. Пожалуй с такой идеей можно было бы навертеть таких интриг и историй, придумать целый цикл романов и населить эту вселенную всевозможными героями и антогонистами. Но Сергей ограничился повестью, да еще какой. Это настоящий детектив с цепочками умозаключений, пропискою всех дейтвующих лиц, с хитростями и уловками, и конешно харизмой главного героя.

Идея о том, что после смерти душа не умирает, а переселяется в другое бренное тело, способна совершить просто мощнейшую революцию в вере и вероисповедании, казалось бы это целый поворот в понимании бога — создателя, убеждений, что никакого рая и ада нет, что весь этой «механизм» православия и христианства не работает. И каким тогда должен быть мир? Какое положение должна занимать церковь и наша православная вера? Не идеи ли буддизма должны взять верх и обрести массовую популярность? Ответа на этот вопрос мы не узнаем, по крайней мере пока. А то, что священник все таки присутствует на процессе вызова дущи, это правильный ход. Конформизм чистой воды, слабость и поиск церкви удобного обьяснения сего феномена, с целью сохранить свое былое влияние, проявить интерес и активное вмешательство в этот процесс и феномен. Я бы порассуждал насчет этой проблемы еще, потому что Сергей дал очень плодородную почву и описал очень живой мир..9 из 10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, данное произведение не похоже на остальные книги Лукьяненко. По крайней мере, на те, которые я прочитал.

Странный мир, в котором все знают что было в прошлой жизни. Не очень понятно само открытие явления реинкарнации, автор просто ставит читателя перед фактом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отменный рассказ, детективная часть только чуть-чуть подкачала в остальном же — на оччень высоком уровне.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, всетаки каждый фантаст, рано или поздно касается темы детективов. Так было когда-то со Стругацкими «Отлеь У погибшего альпиниста», вот это каснулось и Лукьяненко, только братья шли от жизни к фантастике, а он пошел от фантастики к жизни...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересная затея с реинкарнацией, Интересный поворот, раньше такого не встречала.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив типичный, только заморочки с реинкарнациями...

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая вот простецкая и насквозь понятная повесть. Никаких очень уж глубоких идей, двойных-тройных смыслов, характерных для больших книг Лукьяненко. И мир-то нашему почти подобен, за исключением одной мелочи. Впрочем, не будь её, этой мелочи, и писать было бы не о чем. А так — доказанная реинкарнация. Впрочем я подумал — ничего себе мелочь, да?..

А не собирается ли автор ещё заглянуть в этот мир? Прорубить, так сказать, окно пошире? Было бы интересно, честное слово! Как в этом мире с религией? Ведь христианство, да и ислам тоже, кажется не провозглашают переселения душ? Не перекрестился ли народ в буддисты?:smile:

А если всё же вернуться к самой повести, то ничего я плохого и не скажу. Видите ли, мало придумать какой-нибудь оригинальный мир, надо ещё населить его людьми, глазами которых мы на этот мир будем смотреть. Нужно это постараться сделать так, чтоб читатели не кричали «не верю!», чтоб из повествования не вылезали на каждом шагу несуразицы и нелепицы, т.е. качество книги должно быть высоким. А уж дальше автор волен вложить в уста и мысли героев те истины, что намеревался сказать читателю — глубокие или не очень, спорные или общепринятые. Можно заставить читателя серьёзно задуматься, а можно попробовать развлечь, скрасить миг жизни. И именно для такой цели, как мне кажется, служит эта книга. Добротная, качественная (как повесть, это ведь не роман), а что в качестве детектива плосковатая по мнению некоторых — ну так пускай бы те, кто профессионально пишет детективы, попробовали что-нибудь оригинальное в фантастике придумать. Если вы поклонник творчества Сергея Лукьяненко, но не читали — сделайте это, повесть не должна бы вас разочаровать.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочёл рассказ в журнале «Если». Прочёл, подивился и ... забыл. На днях, начав читать сборник рассказов Лукьяненко в чёрной обложке от АСТ под названием «Конец легенды», вспомнил, что было нечто знакомое, только к третьей странице. Дочитав до конца, так и не смог возродить впечатления от первого прочтения, что показалось мне весьма странным, ведь рассказ совсем не плох...

Идея создать мир, где реинкарнация — научный факт и обьект административного права — очень свежа и невероятно хороша. Чего стоит только упоминание об участии православного священника в процедуре прохождения «звезды Теслы«! По меткому замечанию моей супруги, из этой идеи можно и нужно было вытягивать роман, а то и серию романов. И что это Лукьяненко такую слабину дал?

Детективная составляющая оказалась на вполне крепком и профессиональном уровне. Персонажи для рассказа достаточно выпуклы и ярки. Мой вывод — вещь хороша и замечательно, что Сергей Васильевич не стал её крутить до романа. Может, он ещё с этим миром поиграет?

P.S. И чего это я так мимолётно просквозил такую новеллу в первом чтении?

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детективная нить — это то, чем пронизаны практически все произведения Сергея Лукьяненко. Это у него получается. Это он любит. Отчасти из-за этого его работы имеют такой неповторимый шарм и очарование. И из-за этого их ещё интереснее читать. Но как всё же хорошо, что весь свой талант писатель отдал служению Фантастике, а не стал писать детективы, как этого требовало то время, когда он обрел свою славу, и как того требовали тогдашние вкусы массового читателя. Кстати, в последних своих интервью Лукьяненко несколько раз упоминал, что есть у него желание написать классический детектив. Ну что же, если это произойдет, будет интересно ознакомиться.

«Кредо» — очень интересная повесть, написанная в фирменном стиле писателя. Действие происходит в Москве, в мире альтернативной истории. Ответвление история дала в 1893 году, когда была изобретена так называемая «спиритическая спираль», или Звезда Теслы. При подключении человека к этому устройству возникает «инкарнационный прорыв» и предыдущее воплощение человека временно обретает сознание. Вот вокруг этого и происходит действие.

«Кредо» — одна из моих самых любимых повестей у Сергея Лукьяненко. Не понравилось единственное место, где упоминается, что в данном альтернативном историческом варианте великий Роберт Хайнлайн совсем даже не писатель-фантаст, а полководец американской армии :-) Не смешная шутка )

Кстати, есть в повести одно очень заметное несоответствие, которое касается разрешенного законом возраста первого прохождения процедуры «Звезда Теслы». Но я думаю толку указывать на это самое несоответствие будет мало, так как повесть давно написана, опубликована в различных изданиях и положительно принята читающей публикой.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой детектив.

В центре сюжета — расследование убийства преподавателя института, совершенное на глазах у частного детектива.

Жанр повести— фантастических детектив, хотя фантастических допущений в произведении только одно — реинкарнация, но тем не менее на нем, отчасти, построен весь сюжет и детективная задача.

Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп достаточно быстрый, держит в напряжении до последней страницы.

Я минусов у произведения не обнаружил, кроме, возможно очень уж малого объема.

Работа автора заслуживает всяческих похвал, поступки героев мотивированы, логика расследования соблюдена.

В целом произведение — отличный фантастический детектив.

Думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычное для Лукьяненко произведение — фантастический детектив. Повесть удалась. Читается легко , на едином дыхании. Даже фантастические элементы являются не просто фоном произведения а удачно вплетены в сюжет детектива. Рекомендую не только любителям фантастики, но и остросюжетных произведений.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кратенький детектив с элементами фантастики.

Интересная идея мира с доказанной реинкарнацией. Согласен с мнением большинства — с помощью этой интересной мирообразующей идеи можно было соткать более весомое произведение. Даже целый цикл аля «С.т.а.л.к.е.р», созданного по идеи «Пикника на обочине». А в целом, очень неплохо — лёгкое чтиво на 1-2 часа... рекомендую...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Лукьяненко получился вполне неплохой детектив. Понятно, что детективные сюжеты встречаются и в его других произведениях, и не сказать, что редко, но это классический полицейский детектив с убийством и вполне внятным и логичным его расследованием. С ложными версиями и подозреваемыми и подробным объяснением логических умозаключений детектива.

Правда, фантастическая составляющая повести здесь больше для антуража, хотя некоторые выводы Артем (главный герой — детектив) делает именно исходя из этой особенности мира в котором он живет — мира в котором реальна реинкарнация.

Мне понравилось. Интересно. Читается легко и быстро.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Артём Камалов работает частным детективом, специализируясь на делах, связанных с реинкарнацией. В один не слишком прекрасный день в баре напротив МГТУ на его глазах убивают преподавателя этого университета, который перед этим пытался донести до Артёма важную информацию. И вот, будучи реинкарнацией известного американского сыщика Алана Пинкертона, ставшего в своё время прототипом литературного героя, Артём берётся за расследование этого убийства.

Я бы не сказал, что это первый детектив за авторством Сергея Лукьяненко. Хорошая фантастика — всегда немного детектив, ведь там есть Тайна. что требует разгадки. Да и по более формальным признакам «Геном» и «Спектр» уж точно можно отнести к детективам, а они вышли раньше, чем «Кредо».

Реинкарнация тут, прямо скажем, с ограниченными возмжностями. Для выявления предшественника требуются танцы с бубном, вернее Звезда Теслы. Ничего глобального тот сообщить просто не успеет, да и есть риск сойти с ума от всех этих манипуляций. Но пару применений найти удалось: историки с радостью послушают ветерана битвы при Фермопилах, а правоохранители — откровения умерших не своей смертью. Хотя даже в этом случае, как мне кажется, были бы убиты множество религий и культов. Чего в повести не наблюдается.

Очень чёткое попадание в типажи, образы каждого действующего лица в этой повести объёмны и зримы, в них легко веришь, что для детектива скорее нехарактерно.

Детектив тут классический, и мне, как любителю жанра, понравился. Чётко, по ясным критериям очерчен круг подозреваемых, логично отсечены лишние и справедливость восторжествовала. И даже мотив для убийства

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы скрыть другое преступление
относится к классической триаде.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх