Дэвид Эддингс «Алмазный трон»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Тёмный властелин | Фантастические существа (Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вернувшись на родину после долгой ссылки, рыцарь Спархок обнаруживает, что королева Элана, которую он оставил еще девочкой, находится на грани смерти, а жизнь в ней поддерживает лишь волшебство его собратьев по ордену и колдуньи из народа стириков. Страной же формально правит кузен Эланы Личеас, фактически же — первосвященник Энниас, рвущийся к трону Архипрелата. Спасти королеву может только один из древних магических артефактов, и Спархок бросается на поиски.
Входит в:
— цикл «Рыцарь Спархок» > роман-эпопею «Хроники Элении»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
edwardvik, 4 октября 2022 г.
Прочиталось легко и ненавязчиво, конечно не без недостатков. Не скажу что слишком увлекло. Спархок слишком тускл и сер чтобы быть ГГ, Флейта выглядит каким-то кустом из рояля, и так далее. Мир прорисован довольно тщательно, но герои не впечатляют. Плюс за замороженную в хрустале королеву. Поэтому оценка будет невысока. Читать только если ничего получше под рукой нет.
Мета, 27 августа 2016 г.
Королевские мушкетеры в мире меча и магии
О, путник, ступивший на благословенные земли Элении! Готов ли ты к путешествию по изумрудным равнинам, знойным пустыням и безбрежным морям в компании смельчаков, разыскивающих таинственный магический кристалл — Беллиом? Сможешь ли вместе с храбрыми рыцарями, могучей волшебницей, загадочной девочкой-найденышем и юным воришкой пройти полным опасностей путем и противостоять злоумышлениям гнусных предателей и коварных врагов? Тогда дерзай, и да помогут тебе Старшие и Младшие Боги Стирикума!
Всем тем, кто не убежал в воодушевлении за заветным томиком, подтверждаю, что да, ваши опасения полностью оправданы, «Алмазный Трон» — классическое героическое фэнтези, выглядящее так же прекрасно, как и чистопородная собака. Конечно, только до тех пор, пока вы не понимаете, каких проблем со здоровьем стоит несчастной животинке идеальная форма черепной коробки и правильная длина лап. Так и этот роман стиснут рамками жанра, не дающими ему вздохнуть хотя бы раз. Главный волшебный артефакт здесь является помесью Сильмариллов и Кольца Всевластия. В разношерстной группе приключенцев всегда найдется тот, кто знает, как преодолеть очередное препятствие впереди, а для выполнения ключевой задачи необходимо обязательно обойти весь свет кругом за восемьдесят дюжин страниц. Злодеи злы исключительно по причине личной злобности. Магическая система находится на уровне банальной абракадабры: маловразумительных выкриков вроде «Окерагуказек» и пасов руками. В какой-то момент от всего этого меня с головой накрыло пренеприятнейшее чувство deja vu. Скукота куда не кинь, и совсем не за что зацепиться.
Безликий и невыразительный мир, о котором читатель к заключительной главе узнает не сильно больше, чем на вступительных абзацах, представляет из себя стандартное квази-средневековье, формуемое автором под себя в удобных ему местах. Максимальное незнание исторических жизненных реалий будет вашим преимуществом. Иначе вас ждет много удивительного: рыцари щеголяют в черненых доспехах установленного образца, научились обходиться без оруженосцев, ни чуть не гнушаются прикрываться чужими знаменами, а до посвящения ходят в послушниках; персонажи отдыхают душой и телом в экипажах без рессор; эскулапы помимо кровопускания и установки пиявок занимаются реконструктивной ринопластикой; в церковной приемной чуть ли не напитки предлагают; в городах наличествует факельное уличное освещение в ночное время; в любой покосившейся халупе можно обнаружить застекленное окно; а кочевники заместо собственно кочевки подпирают стены домов оседлого селения. Окружающее пространство очерчено лишь узким прожектором повествования, все остальное обрисовано весьма смутно, и в целом картина не имеет горизонта. Редкие обрывки эрзац-мифологии и -истории не способны что-либо прояснить. Какие-то сплошь невнятные боги, люди, кони, приправленные ворохом экзотических имен собственных. Чем разные народы отличаются один от другого уяснить невозможно, и фразу «черты лица ее были скорее стирикские, чем эленийские» разгадать так и не удалось. Религии — блеклые кальки с язычества и христианства без малейшего понимания внутренней глубины этих вероучений. Наличествующие скудные крупицы знаний о здешнем мироустройстве столь сухи, что мигом выдуваются из памяти, ничего по себе не оставив.
Персонажи не выходят за границы стереотипных типажей воина, мага, вора или клирика. Расстановка фигур очень уж напоминает положение дел у Александра Дюма в «Трех мушкетерах»: защитник короны противодействует духовному лицу высокого сана и его охране в красных плащиках, тогда как нуждающаяся в спасении королева здесь сама себе алмазная подвеска. Главный герой, олицетворенное добро с кулаками, абсолютно неинтересен в собственной правильности. Действует силой и нахрапом, беззастенчиво угрожая титулованным особам и их стражам, и упорно не получает по рукам и прочим частям тела за столь вызывающее поведение. Просто поразительно, как с такими-то повадками бесстрашный сэр рыцарь умудрился дожить хотя бы до четверти книги. Лжет и изворачивается во имя благой цели. Изощренно хитер, планируя показное убийство вражеского сподручного в темном переулке, только что разжившись проволокой у местного торговца. Оставляет за собой груды трупов гвардейцев кардинала, pardon, одетых в красное солдат церкви и наемников, но поскольку отважный воитель личность положительная, а его противники — прихвостни зла, то преступлением это ни в коей мере не считается. Правда, прочие члены команды хороших парней столь штампованны, что про них сказать и вовсе нечего. Антагонисты, кардинал Ришелье, ой, опять напутала, первосвященник Энниас и павший рыцарь Мартэл совершенно не те соперники, за борьбой с которыми интересно наблюдать (хотя не могу исключать, что позже один из них, а то и оба, раскаются и перейдут на светлую сторону силы). Засылаемые ими вооруженные отряды внезапно выскакивают из-за кустов как куски раскрашенной фанеры, и расправляются с ними точно так же, как с любым муляжом. Персонажи плутают в трех соснах взаимных интриг и постоянно пытаются обвести друг друга вокруг пальца, из которого высосаны все шитые белыми нитками козни и происки. Объяснение откровенной слабости и даже бредовости всех злоумышлений просто смешно. Впрочем, все в этом мире происходит без напряжения и усилий с чей-либо стороны.
Маловыразительный авторский слог периодически перемежается описаниями окрестных пейзажей, типичными для всех произведений, написанных подобным пресным языком. Видать, именно такой манере письма обучают на курсах писательского мастерства. Тип мышления всех действующих лиц удручающе современен. Стилистика речи едина для всех чинов и сословий. Диалоги унылы и либо ломятся от непомерного количества лордов, господ и иных чрезмерно почтительных обращений к первому встречному, либо представляют собой радостно-бестолковую болтовню с тщетной претензией на шутку промеж старых приятелей. И вечно кто-то просит кого-то постеречь его коня. В целом текст угнетающе однотипный как по содержанию, так и по сочинению. Слабую искорку интереса, затрепетавшую в самом начале, автор старательно растоптал задолго до финала. Я одолела данный том целиком в надежде на хоть какие-то подвижки к лучшему в конце, но, увы, нелестное впечатление, сложившееся у меня после первых глав, лишь подкрепилось последующими частями, ведь «Алмазный Трон», оказавшийся всего-навсего третью хроник, не имеет ни толики самостоятельности и завершенности. Так что ровно с тем же успехом можно было распрощаться с этой фантастически серой жвачкой намного раньше.
Сочинение для поклонников жанра или неискушенных читателей. Этот роман, как типовая советская многоэтажка: в обоих случаях любой человек, столкнувшись с парой представителей, в дальнейшем будет примерно знать, что и где ожидать. Если определенная степень достоверности важна для вас, бессмысленные приключения ради приключений решительно не устраивают, а соседство в одном времени тяжелых мечей и тонких рапир заставляет исторгнуть тяжкий вздох и возвести очи горе, то это не та книга, которую вы ищите.
Manowar76, 5 июля 2019 г.
Почему: очень хотел перечитать трилогию классического фэнтези. Один из первых фэнтези-романов на российском рынке с очень крутой обложкой. Дополнительным стимулом было то, я читал трилогию « Эления», но не читал второе трикнижие «Томул». А чтобы прочитать его, надо вспомнить события первой трилогии.
В итоге: Фактически, это перепевка«Трёх мушкетёров».
Есть злой «кардинал», дама в беде, четыре рыцаря.
Рыцарские ордена, использующие магию, напоминают о тамплиерах, если бы все слухи о них были правдой.
Интересный, атмосферный мир с проработанной географией, пантеонами богов, системой магии.
Много разговоров, мало действия. Бесконечный квест по слишком камерному континенту Эозия.
Большинство жанровых романов не имеет большого смысла перечитывать через четверть века. Нет, есть, конечно, вещи уровня МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ, которые можно перечитывать всю жизнь, но АЛМАЗНЫЙ ТРОН не из таких. Хотя это не самое плохое высокое фэнтези и к середине тома втягиваешься и начинаешь получать удовольствие от немудрящих шуток и однообразных стычек с наймитами главгадов.
«Рояли в кустах» в виде призраков, периодически сообщающих информацию, двигающую сюжет, вызывают умилительную улыбку.
karlan, 22 января 2019 г.
Ванильное фэнтези.
Сюжет — приключения благородного Ггероя в картонно-волшебном мире. Не могу сказать что работа выполнена небрежно, по меркам качественной литературы все сработано тщательно. Старательно описаны локации, не забыты погодные условия, при появлении нового героя дается подробное описание его внешности и одежды. Но к сожалению на этом все хорошее и закончилось. В остальном — повороты сюжета, боевка, характеры героев — продукт не на высоте.
Текст изложен подчеркнуто простым языком, но я читал русский перевод, а не оригинал, поэтому возможно это качество работы переводчика. Герои примитивны и ходульны, схватки откровенно не блистают, все предельно линейно и никаких неожиданностей в сюжете просто нет. Не могу принять как оправдание всего этого — год написания книги, Глен Кук примерно в то же время работая в том же жанре выдавал намного более качественный продукт.
Роман не вызывает отторжения, но и не завлекает. Серость. С другой стороны становится понятно почему так мощно выстрелили Мартин, Аберкромби и Эриксон — с подобной продукцией очень легко конкурировать и выигрывать у Эддингса эту конкуренцию. Надо просто хотя бы минимально снизить уровень картонности происходящего и сразу можно начинать готовить кошелек для гонораров.
Вероятно раньше Эддингс считался неплохим автором, но сейчас я не вижу целевой аудитории у его книг. Немного похоже на учебное пособие «Как написать фэнтези-роман для чайников».
Не дочитал и соответственно не оцениваю.
UnrealQW, 10 августа 2016 г.
Аннотации романа с моей точки зрения (можете сравнить с официальной):
Изгнанный под страхом смертной казни безземельный рыцарь со странным именем Спархок, по непонятной для всех, включая читателя, причине возвращается на родину и начинает давить харизмой, оскорблять и учить как жить правящую верхушку страны. Его, конечно узнают -- всего-то 10 лет прошло -- и тепло принимают вместо того, чтобы казнить за нарушение приказа об изгнании. Фактически силой прорвавшись в королевские покои, он узнает (новости, по-видимому, не распространяются за пределы страны), что королева в анабиозе, а трон узурпировали бастард почившего короля и первосвященник -- оба крайне мерзкие личности, о чем Спархок сразу же заявляет им в лицо и вызывает на дуэль. Вместо того, чтобы немедленно казнить наглеца, узурпаторы вежливо просят удалиться славного рыцаря в замок своего ордена. С видом победителя Спархок покидает аудиенцию, но прежде обещает разобраться в вопросе с замороженной королевой и найти виновных, толсто намекая на то, кто это может быть.
На этом я книгу закрыл -- не смог больше переносить такой ереси... Автор абсолютно не понимает принципов феодализма. Он отвергает элементарную логику в угоду каким-то внутренним психологическим комплексам. Спархок для Эддингса -- это личный Конан, который безумно харизматичен, необъятно силен, ужасно красив и чертовски честен. Плохо! Рыцарским романом тут даже и не пахнет.
Pupsjara, 31 июля 2010 г.
Еще один роман, который прочитан поздно, в этот раз я просто уже вышел из возраста, когда средний фэнтезийный квест смог бы доставить мне массу удовольствия. Прежде всего роману отчаянно не хватает ну хоть какой-то оригинальности, все это уже десятки и сотни раз было в произведениях других писателей, ничего нового и необычного автор не придумал. Стандартный фэнтезийный мир, стандартные положительные герои, спасающие жизнь хорошей и доброй принцессы, стандартные злодеи, стандартные квесты, похожие на компьютерную игру: найди одного типа и добудь у него информацию, затем иди к другому типу и добудь алмаз, затем к третьему, добудь лекарство и так далее, периодически при этом сражаясь. Может быть боги смогут внести оживление в этот мир, но об этом можно будет только узнать в последующих романах. Из плюсов можно отметить некоторые смешные моменты, и то, что роман держит свою среднюю планку и не опускается вниз, все написано на одном уровне. Буду читать продолжение, вдруг меня автор сможет удивить.
Terrano, 22 сентября 2013 г.
с недавних пор начал замечать за собой желание прочесть какой нить рыцарский роман. вспомнил, что давно еще, лет 10 назад читал Элению, но так и не дочитал до конца. взялся наконец за перечитку этой трилогии. мне лично, по крайней мере сейчас, нравятся рыцарские романы, со всеми эти ритуалами рыцарскими, куртуазиями всякими и прочее. мне было в удовольствие читать этот роман, хоть он и пропитан просто разными христианизмами, меня это ничуть не смутило. мне показалось, что это даже ближе к реализму, чем другие романы, прочитанные мной.
glupec, 24 августа 2009 г.
Если вы ищете в фэнтези прежде всего старомодных «высоких чувств», повествования о романтической любви и геройских подвигах — читайте эту книгу, она именно «на ту тему». Ну, и продолжения ее, разумеется... Первая часть сама по себе, впрочем, может показаться относительно незамысловатой — мир еще не настолько сочно, красочно и атмосферно выписан, как будет в следующих книгах. Это _всего лишь завязка_... но и здесь есть удачные моменты: рыцарское братство — как единственный островок спокойствия для ГГ в неуютном и конфликтном мире; строгая, подчас даже крутая характером, но всё равно всеми своими учениками любимая наставница Сефрения — довольно удачный и «живой» образ. Интересно также сравнение эленийцев и стириков — это не просто разные народы, это два разных типа мышления и поведения... И — да, королеву (умную, благородную... за что и поплатилась) жалко...
Из минусов: нам больше показан город (типичный для фэнтези — грязный, изобилующий ворами и т.п.), чем собственно мир. Поэтому антураж бедноват (где мы хоть чуть-чуть видим мир — там какие-то малоинтересные религиозные дрязги и т.п.). Многие сюжетные линии еще как следует не раскрыты (Флейта, например — тот, кто не читал остальные две книги, просто не поймет, зачем она возникла в сюжете, какие на нее, так сказать, планы у автора). Впрочем, со второго тома начиная, всё изменится...
okter, 19 октября 2009 г.
Персонажи как куклы, мир как декорации, нет ни живости ни глубины. Очень раздражает стиль повествования: сначала описывается, как герои обсуждают то, что собираются предпринять, потом как они это совершают, потом как они рассказывают об этом другим.
Darinella, 28 сентября 2007 г.
Зло должно быть наказано, а добро побеждать — чего плохого в этих вечных словах? Рыцарь отправляется спасать прекрасную даму, совсем не подозревая, что она — дама его сердца. Сюжет стандартен, но есть одно но: авторский слог исправляет или маскирует все недостатки. Ну и, конечно, один из самых светлых моментов книги: ритуал плодородия на крыше и Лильяс.
kkk72, 21 марта 2008 г.
Достойное начало масштабного фэнтезийного цикла. Вроде бы описано стандартное противоборство добра и зла, но описано весьма интересно. Удачно показано взаимодействие религии и магии. Впечатляют мрачные образы Старших Богов. Сюжет динамичен, с интересными находками автора. При том, что описываемые события достаточно мрачны, в романе есть и немало веселых моментов. Читается «Алмазный трон» весьма легко.
peterK, 11 марта 2008 г.
Одна из первых прочитанных мною книг жанра фэнтези. На фоне отсутствия в то время других — прошла «на ура». Точно, дал бы 9. Через 15 лет сочинение воспринимается как наивное, простенькое, скорее «серенькое». Не думаю, что это из-за того, что я повзрослел — просто стало с чем сравнивать.
jailbird, 6 августа 2007 г.
Глупость какая-то. Ни ума, ни идей.
P.S. Дети! Не читайте Эддингса! Начинайте знакомство с жанром фентэзи с других авторов, коих достаточно, поверьте. ;-)
Uldemir, 5 января 2007 г.
Стандартное коммерческое фэнтези. Благородный рыцарь поехал мочить вселенское зло. А чтобы у романа было продолжение, зло примочить в первой же книге цикла не получилось. В целом вполне читабельно, хотя и без блеска. С продолжением знакомиться желания не возникло.
marius, 26 марта 2010 г.
Когда мне было лет примерно 20 ,читал БЕЛГАРИАД----вроде нравилось.Но сейчас над Спархоком просто залипаю,не цепляет.