Йен Макдональд «Дни Соломона Гурски»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Очень далёкое будущее | Далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Изобретения и научные исследования | Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный | Дискретный
- Возраст читателя: Для взрослых
Один из создателей нанотехнологического бессмертия, подобно библейскому Агасферу, отправляется с Земли близкого будущего в странствие до самого конца Универсума. Идя по дорогам, где дистанции измеряются сотнями парсеков, а время — миллионолетиями, он наблюдает эволюцию жизни во Вселенной в духе Циолковского и Стэплдона, пока, наконец, не заглядывает за пределы нашего материального мира.
Входит в:
— цикл «Некровиль»
— журнал «Asimov's Science Fiction, June 1998», 1998 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Sixteenth Annual Collection», 1999 г.
— журнал «Если 1999'1-2», 1999 г.
— антологию «The Furthest Horizon: SF Adventures to the Far Future», 2000 г.
— антологию «The Mammoth Book of Extreme Science Fiction», 2006 г.
— антологию «Бюро корректировки», 2012 г.
— сборник «Floating Dogs», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1999 // Повесть |
- /языки:
- русский (4), английский (7)
- /тип:
- книги (8), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Осояну (1), С. Силакова (2), К. Сташевски (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 11 августа 2023 г.
В Нф мало кто из авторов отваживается заглянуть в будущее у самого конца вселенной, и уж тем более не многие рискнули изложить всю историю человечества или разумной жизни на миллиарды лет вперёд. Впервые такую попытку предпринял ещё Ходжсон в начале 20века, а более правдоподобно и научно — праотец английской НФ Олаф Стэплдон в «Создателе Заезд». У последнего весь универсум распадался на атомы , пока не достигал энтропийной смерти из-за расширения вселенной. В 30е годы 20 века доминировала теория бесконечного расширения, однако в момент написания «Ночи всех мертвецов» была ещё научна теория обратного сжатия универсума в сингулярность (за которой ничего не понятно и не известно ). Вот ее Макдональд и выбрал , отправив бессмертного постчеловека (эдакого Илона Маска) из уютной деревенской глубинки близкого будущего на экскурсию до конца времён. Чего тут только нет: повесть содержит весь набор трансгуманистической философии в чистом виде. Это своего рода футуристический трактат об осмыслении бытия, о месте людей в нем, о перспективах науки в будущем и разума во вселенной. Научно более-менее правдоподобно, но оптимизм автора вызывает изумление. Такое впечатление, что он следует тропой Циолковского и безгранично верит в успех человеческого мероприятия , цель которого — дожить до конца вообще всего, конца Универсума. Это скорее не трагический миф, как у Стэплдона, а наоборот — утопия в стиле Ефремова. Пережив эпохи и империи, испробовав все и отлюбив всех, изменяясь физически и духовно герои добредают до сингулярности уже чисто из научного любопытства, тк смысла жить дальше особо и нет. И в конце их ждёт не старец с нимбом и не Создатель звёзд, а чуть ли не домик в деревне с курочками и петушками и прогулки на велике с любимой, не хуже финала «Соляриса» Тарковского. Человек (адекватный и рациональный) даже в постчеловеческом состоянии не может потерять себя, своё я, перестать любить, думать, познавать мир вокруг и стремиться к новому и интересному. Такова основная мысль этого необычного произведения, заряжающего читателя бодростью и оптимизмом.
P.s. Вероятно Макдональд писал это произведение под влиянием творчества Дж.Т.Зебровского, который в похожем по сюжету романе «Макрожизнь» развивает идеи Циолковского (см предисловие).Поэтому «Ночь всех мертвецов» — это сумма воззрений Стэпллдона,Циолковского,Фёдорова и Зебровского. Космизм встретился с трансгуманизмом.
warlock1980, 2 ноября 2024 г.
Мечтатель и Фантаст с большой буквы Йен Макдональд спустя 4 года после публикации «Некровиля» пишет и публикует повесть «Дни Соломона Гурски» в журнале «Asimov's Science Fiction». Повесть даже номинируется на Локус и Хьюго, но не получает наград. Хотя, по моему мнению, вещь выдающаяся.
При всех своих достоинствах, роман «Некровиль» не оставил у меня такого эмоционального отклика, как «Дни...» Полёт фантазии здесь Макдональда таков, что «Некровиль» воспринимается чуть ли не историческим романом (это «Некровиль»-то, с его нанотехнологиями). Да, язык повести непрост, но посудите, как можно писать просто об эволюции человечества, о гибели и рождении галактик, о бесконечном Космосе, о таких масштабах, которые сложно вообразить. Но Йен попытался, здесь он делает то же самое, что и в «Некровиле» — заставляет ваш мозг работать, воображать и рисовать эти удивительные картины, даже если вы не понимаете иногда ни слова. В этом красота его текстов, возможно, парадоксальная. И да, это повесть о любви, которая в итоге переживает смерть, но не выдерживает бессмертия. Как пишет Макдональд, «смертельным врагом любви была вечность». «Бессмертие — это бесконечные перемены». Бессмертие видоизменяет всё, даже такие понятия, как любовь. А воскресенье Сола Гурски — это не просто день, следующий за субботой. Это Воскресение Сола Гурски, новая жизнь, жизни, Вселенные, бесконечный цикл рождения и смерти. Макдональд действительно даёт человечеству шанс. И верит в то, что этот шанс оно не упустит.
Manowar76, 30 ноября 2023 г.
Тот же мир, что и в «Некровиле», та же идея, другой масштаб. В романе все действие уместилось в сутки, хоть и с многочисленными флэшбэками. Не то в «Днях». Каждая глава-веха делает крупный скачок в будущее.
Заря нанотехнологий и велопутешествие двух влюблённых; первое воскрешение первой обезьяны; расцвет могущества корпорадо «Теслер-Танос»; восстание Свободных мертвецов и оставление Солнечной системы; глобальная катастрофа на терраформированной планете — люди теперь могут быть кем и чем захотят; плюс тридцать миллионов лет, потомками человечества заселены двести миллиардов звезд, и тут появляется экстраординарный инопланетный артефакт размером в полторы астрономических единицы и владеющий технологиями червоточин; конец старой и начало новой вселенной и снова велопутешествие.
Грандиозная картина всемогущества за гранью понимания. И всё это нано- и фемтотех.
10(ГРАНДИОЗНО)
Беспроигрышный вариант, как получить от меня десять баллов в НФ: ненаивно описать масштабные во времени и пространстве события. Желательно захватывающие весь период жизни Вселенной и гигапарсеки пространств! Такие вещи крайне редки, но всегда безошибочно поражают центр восхищения и удивления в мозгу.
NIKItoS1989, 6 сентября 2024 г.
Интересная повесть, приквел к роману Некровиль. События лет за 35-40 до повествования в нём — живые ещё правят миром, а ходячие мертвецы ещё не изобретены. Хотя нет — это только начало...
«Эй, подруга, ты больше не комета! Ты звездолет» — Макдональд продолжает сыпать искромётным юмором, как в основном романе цикла.
Мы видим в повести развитие посмертных нанотехнологий и расселение человечества в этом виде по Галактике. Любопытно, даже мёртвые мы продолжаем экспансию...
Любовь Соломона Элен — преследуют его на протяжение всей жизни.
Она является его навязчивой целью и в тоже время непостижимой. И он достигает экзистенции. Это философская повесть о будущем человека и о человеке будущего. Если честно, немного выносит мозг, но это интересный взгляд.
И да, до Дукая и его Идеального несовершенства не дотягивает по глубине.
lwiw, 4 февраля 2022 г.
Весьма эпичная книга, хотя и очень маленькая по объёму. Впечатляет полёт фантазии автора, при чтении чувствуется вселенский масштаб происходящего (именно ощущается, а не просто вычитывается). В процессе казалось, что всё слишком бегло, фрагментарно, но после понимаешь, что формат повести для этого произведения прекрасно подходит. Единственный недостаток — количество специфических терминов на единицу текста — постоянно спотыкаешься, и повествование уже не кажется таким гармоничным.
Lilian, 8 июля 2020 г.
Название для этой повести — «Дни Соломона Гурски», и только так, никакой «Ночи всех мертвецов».
Повесть, довольно спокойно и непритязательно начинающаяся (я не слишком ценю продемонстрированную сухость и приземленность описания мира и героев). Но затем, с каждой главой-днём всё более и более раскрывающаяся в плане авторской фантазии и конструирования образов пост-человечества. От главы к главе растет масштаб, растет чуждость и абсолютная сила разумных существ. Да, по большому счету перед нами история эволюции разума во Вселенной, история покорения законов природы, времени, пространства и реальностей, позволившая пройти путь от воскрешения отдельных особей до воскрешения-преображения целой Вселенной, распавшейся на множество альтернативных ветвей. Разумеется, в виду масштабности картины подано всё это через личную историю одного конкретного индивидуума — с его довольно локальными мечтами и сожалениями.
Повесть, в которой мне не хватило эмоционального отклика. Очень уж всё сухо написано для номинальной истории о потерянной любви, пронесенной через вечность. Отстраненное описание, в котором больший отклик способны дать картины разнообразия жизни (за счет признания масштаба авторской фантазии), но не образы главных героев.
xdma, 15 июля 2020 г.
Эта повесть напоминает мне черновик какого-то грандиозного литературного проекта.
Её действие происходит на протяжении ... миллиардов и миллиардов лет. Человечество практически обрело бессмертие и со временем — богоподобность. Перед читателем мелькают разрозненные эпизоды из бытия различных инкарнаций Соломона Гурски — одного из «создателей бессмертия». Кстати, я так и не понял толком, как реализовывалось восстановление (реинкарнация) личностей. Бессмертный Соломон (автор намекает о его еврейском происхождении) обитает в непостижимых временных и пространственных континуумах, со временем он уже творит целые галактики и вселенные. Вот только интересы и мотивы у этой сущности, казалось бы невероятно отдалённой от изначального Соломона, очень банально человеческие.
Заигрывая с религиозными идеями, автор создаёт грандиозные миры. Однако это всё — как беглые, путанные наброски, без каких либо внятных объяснений, да ещё утяжелённое ненужным собственным лексиконом типа медленновремя, серводухи, умно-полимерные волокна и тому подобное. Хотя, возможно, терминология — это «заслуга» переводчика, так же как и ставящий в тупик перевод названия.
FixedGrin, 14 ноября 2011 г.
В англоязычной литературе довольно много произведений, структурированных по образу и подобию какой-нибудь детской считалки. Хрестоматийный пример — «Десять негритят» Агаты Кристи. Правда, если попросить среднестатистического представителя электората продолжить перечисление таких примеров, весьма вероятна паника ядра. Думается, что имела она место и у переводчика этой работы Макдональда на русский, иначе бы не озаглавил он свой труд «Ночь всех мертвецов».
А ларчик просто открывался:
Solomon Grundy,
Born on a Monday,
Christened on Tuesday,
Married on Wednesday,
Took ill on Thursday,
Grew worse on Friday,
Died on Saturday,
Buried on Sunday.
This is the end
Of Solomon Grundy.
Рассказ представляет собой спин-офф романа «Некровилль». Оба произведения относятся ко вселенной, где стало возможным воскрешение мёртвых с помощью нанотехнологий, и как следствие — раскол человеческой расы на первоживущих, воскрешённых и зомби (последняя категория влезла в долги, зарабатывая на возрождение, и вынуждена ишачить на дядю). Ещё одной характерной чертой описываемого мира является значительное ослабление международных позиций США и их фактический переход в латиноамериканский социокультурный регион.
Но если действие «Некровилля» происходит на Земле середины нашего века, то от масштаба событий, описанных в рассказе, просто захватывает дух. По очень приблизительным оценкам, семь эпизодов, на которые он подразделяется — картинки семи дней из жизни учёного-биолога по имени Соломон Гурски (и его многочисленных возлюбленных), — охватывают временной отрезок в добрую сотню миллиардов лет. Несколько портит впечатление тот факт, что рассказ написан с точки зрения весьма спорной теории Большого Хлопка, которая в 1998 г. была развита довольно слабо, но в последние годы получила определенное экспериментальное опровержение. Хотя, конечно, точность астрофизических данных всё ещё недостаточна, чтобы с уверенностью отличить экспериментальное значение параметра плотности тёмной энергии от 1 (а хотя бы и от -1).
С другой стороны, не менее существенно, насколько можно судить, повлияли на Макдональда Фрэнк Типлер, да и Эвдем Родосский c Ницше.
В англоязычном фантастическом хозяйстве существует одна непреложная народная примета: в тот год, когда Тед Чан выпускает очередной рассказ, этот автор обязательно получит Небьюлу, Хьюго или Локус. В те же годы, когда Чан занят программированием, эти премии часто выдают по каким-то странным критериям, за совершенно рядовые или даже откровенно слабые работы малой формы (чего стоят только «Даже у королевы» Конни Уиллис и «Пони» Кидж Джонсон). Исходя из этого, рассказ Макдональда имел мало шансов получить какую-либо из этих премий. Он её и не получил. А жаль.
Seidhe, 5 декабря 2014 г.
Начать нужно с того, что ни аннотация, ни даже название не имеют с произведением ничего общего. Именно «благодаря» им я пару лет назад и не обратил внимания на «Дни Соломона Гурски» (решив что это что-то зомбиобразное), о чём за время прочтения не раз пожалел. С другой стороны — было весьма интересно ознакомиться со своеобразной предысторией возникновения постчеловечества, воплощённого в форме галактической Клады, знакомой по «Убежищу», «Слезе» и «Кольцу Верданди». Про главный недостаток повести — рваность повествования и излишнюю насыщенность непонятными терминами — много раз упомянули до меня, поэтому я хотел бы остановится на главном (для меня, естественно), плюсе. И плюс этот — неискоренимая вера Йена Макдональда в человечество. И пусть человек в его произведениях на человека уже совсем не похож, да и вообще — возникновение новых ступеней цивилизации начинается с открытия способа воскрешать мёртвых с помощью нанотехнологий, вера в человеческий разум, в его жажду познания, способность приспосабливаться к любым, даже самым неблагоприятным условиям, сквозит буквально в каждой строчке. И конечно — любовь, которая, как известно, вроде как должна спасти мир. А то и Вселенную =)))
Если вы читали упомянутые выше произведения Макдональда и они пришлись вам по душе — не ведитесь на название. И не доверяйте аннотации. Лучше просто не пожалейте времени и на «Дни Соломона Гурски» — повесть того достойна.
Чиксулуб, 4 июня 2013 г.
Отличная история, на мой взгляд. Нанотехнологии, которые приносят людям бессмертие. Бессмертие обеспечивает удивительное будущее и бесславный конец времен и Вселенной. И замечательный финал для главного героя, который воочию увидел это будущее и смог его предотвратить. Удивительно, но все это автору удалось вместить в короткую прозу.
Gynny, 30 марта 2013 г.
Пару часов назад дочитала повесть.
Любопытный такой мир с изобретением бессмертия, основанного на послесмертии и нанотехнологиях, определившего пути дальнейшего развития вырвавшегося в Большой Космос обессмертившегося человечества. Местами образы такие, что слегка «крыша едет». Кажется — супер! Но вот красная линия, тянущаяся через все воплощения Сола — он и она — «All You Need Is Love» (c) + и финал-закольцовка а ля знаменитные «оттого, что в кузнице не было гвоздя», только вместо гвоздя и подковы сломавшийся переключатель скоростей велосипеда, а Сол, избегая поломки, начинает новый виток будущего — будущего со своей любимой — все это диссонирует с основным текстом, и как результат — мы видим финал, достойный дамского романа. :)
satol, 10 января 2010 г.
Очень сильная книга. Человек бессмертный. Бесконечная экспансия и бесконечное время. Немного сложная, но очень красивая и необыкновенная история.
piglet, 19 апреля 2010 г.
На мой вкус, слишком уж бессвязное повествование, продираться приходится сквозь несусветную кучу «красивостей» технического толка, да и сам сюжет, честно говоря, кажется набившим оскомину. Все эти возрождения и перерождения...
Не знаю, настолько эта повесть разительо отличается от «Реки..» и от «Камня..», что даже не верится, что один и тот же автор у них. Невнятный посыл, сумбурное изложение. И даже прорвавшись до победного конца, не совсем понимаешь, к чему весь этот огород городился.
Бывший, 27 июля 2007 г.
Великолепное произведение! Я вообще питаю слабость к фантастике дальнего прицела, но здесь просто отлично. Считаю это одной из лучших повестей последних лет. Умный увлекательный сюжет, сильная философская начинка, множество «вкусных» деталей, наконец, головокружительная картина развития разума во Вселенной от наших дней до конца ее существования.
Шикарно!
Tryamm, 29 июня 2009 г.
Что сказать? Либо переводчик, либо язык автора,как сказать помягче — фиговенький. Такое впечатление, что читаешь программу правительства России по развитию нанотехнологий. Куча ненужных псевдотерминов. Зачем эти люди, почему они так действуют — без поллитры не разберешь, да и с поллитрой тоже. И главное -того , ради чего пробираться через текст -тоже нет. В конце-достаточно банальное -«и он пошел в другую сторону и история пошла туда же. Но это уже другая история» :biggrin: