Сергей Другаль «Экзамен»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Институт Реставрации Природы расширяет свою деятельность и организует детские учреждения, ответственные за экологическое воспитание молодых граждан планеты Земля. Лучшие люди сдают экзамен на право быть воспитателем в этих учреждениях — космонавты, учёные, маги...
Экранизация: любительский анимационный сериал «Институт Реставрации Природы» (2023, Россия, реж. Алексей Евдокимов).
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 21», 1979 г.
— журнал «Уральский следопыт 1979'06», 1979 г.
— антологию «Der Wurfspieß des Odysseus», 1981 г.
— сборник «Тигр проводит вас до гаража», 1984 г.
— антологию «Les Descendants d'Orphée», 1987 г.
— сборник «Василиск», 1990 г.
— сборник «Язычники», 1997 г.
— журнал «Chtenia 2015 Vol. 8, No. 2, Issue 30 (Spring)», 2015 г.
— антологию «Red Star Tales: A Century of Russian and Soviet Science Fiction», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Приз Пермского КЛФ «Рифей», 1979 // (рассказ) |
- /языки:
- русский (7), английский (2), немецкий (1), французский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Володзько (1), И. Исхаков (1), Х. Кюбарт (1), И. Хауэлл (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
karina_burunova, 21 марта 2021 г.
Такое ощущение, что автор лишь наблюдает за своим воображаемом миром, а не создаёт законченный сюжет для очередного рассказа. В цикле историй про Институт Реставрации Природы прослеживается страсть писателя к прогулкам по природе и активному отдыху на её лоне. Особой тревоги не чувствуется, все проблемы состояния природы в далёком будущем видятся мнимыми и надуманными, а всё, что есть, — это пристрастия автора к естественным благам. Вот и киберы у него служат подражателями животному миру. Это слишком мягкая фантастика, которой не хватает глубины погружения в масштабы проблем освоения природы человеком. Отдай эти темы Роберту Шекли и он бы даже со своими традиционными наивными героями увидел куда больше, чем Сергей Другаль пытался делать в литературе. И тем более удивительно, что автор был изобретателем в своей реальной профессии, но в фантастике дальше юношеских рассказов о светлом будущем так и не ушёл. Все его рассказы больше полны созерцательностью, а не вдумчивой проработкой причинно-следственных связей. Именно это не позволило ему вырасти до настоящего мэтра.
amak2508, 6 октября 2014 г.
Еще один из рассказов цикла Сергея Другаля об ИРП (Институте реставрации природы). Сюжет его совершенно прост — экзамен на право работать воспитателем в дошкольных учреждениях Земли, — но как же здорово эта вещь написана...
Она увлекательна, очень легко читается, но, главное, этот рассказ получился у автора каким-то на редкость светлым, добрым и веселым. Может быть, где-то даже и на грани реальности и сказки. Читать его текст, насквозь пронизанный ярким солнечным юмором — огромное удовольствие.
Ну, а то, что заниматься воспитанием детей могут далеко не все люди, а только лучшие из лучших — теперь это, пусть хотя бы и теоретически, похоже дошло уже почти до всех людей, а не только до автора, который пытался донести эту мысль до читателя еще тридцать пять годочков назад....
gorvzavodru, 3 июня 2012 г.
Начинается как достаточно среднее фантастическое произведение социалистического периода — предлагается посмотреть на некий, «слюнтяво-розовый» вариант коммунистического общества.
А концовка весьма неожиданна — оказывается имеет место отбор в воспитатели детского садика.
Сильно. Действительно ведь — дети — это будущее нации. А их воспитывают в настоящее время — ну вообще не поймёшь кто...
Sawwin, 14 апреля 2009 г.
Рассказ целиком и полностью построен на развитии идей Стругацких о роли учителей в мире Полдня. Стругацкие, в свою очередь базировались на идеях и мыслях Ивана Антоновича Ефремова, а тот уже восходит непосредственно к утопистам XVI века. Так что предыстория у рассказа Сергея Другаля почтенная. Тем не менее, рассказ совершенно самостоятельный, в первую очередь благодаря самобытному антуражу. Мир Другаля, такой же солнечный, как и мир Полдня, тем не менее, разительно от него отличается, прежде всего -- сказочностью. Автор не стесняется привлекать сказку там, где начинает пасовать наука и наши представления о социальном развитии. Стругацкие относятся к миру Полдня серьёзно, Другаль уже знает, что в обозримом будущем ничего подобного создано быть не может, и потому зовёт на помощь сказку. И это у него получается хорошо. В конце семидесятых, в самую застойную пору, мы ещё раз окунулись в солнечное, счастливое будущее. И этот свет не погас до сих пор.
god54, 13 апреля 2011 г.
Атмосферное произведение, проникнутое гордостью за человека и его достижения в покорении природы, а ярко ироничный стиль изложения сюжета настраивает на минорный лад, позволяющий расслабиться, твердо зная, что ни автор, ни читатель не верят в такое рафинированное будущее и все события воспринимают, как сказку на ночь, добрую сказку, призванную создать хорошее настроение, перед завтрашней реальностью.
LENA56, 20 мая 2008 г.
:rev: В чем красота этого рассказа? В том, что все лучшее надо отдавать детям или в том, что взрослые не умеют сочинять сказки. Не знаю. Читать надо налаждаясь каждым словом и предложением, каждой умелой шуткой, так же как и весь цикл о Институте Реставрации Природы.
elent, 10 сентября 2007 г.
Если бы у нас так проводился отбор — в детсадах и школах было бы пусто.