Вл. Гаков «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 21»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «НФ: альманах научной фантастики», 1964 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 8 апреля 2020 г.
Экологическая фантастика получила особое распространение в 60-х годах прошлого века, хотя и до этого выходило немало произведений, связанных с темой бережного отношения к природе. В первой половине ХХ века фантастов больше интересовали темы космической экспансии, изобретения, стремительное движение вперед — к прогрессу. Однако, развитие промышленности, глобальное потепление, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — все эти проблемы начинали всё больше волновать умы представителей общества, и фантастика не могла не откликнуться. 21-ый том из серии альманахов «НФ», подготовленный Вл. Гаковым, посвящен как раз-таки теме защиты окружающей среды, причем не только нашей родной планеты, но и миров, которые, как мы надеемся, ещё только предстоит открыть и освоить. Преимущественно в сборнике представлены работы отечественных авторов, как мастеров жанра, так и начинающих писателей, нашлось место и для зарубежных коллег. По структуре книга удобно делится на три блока, привычная разбивка для данной серии, плюс дополнительные материалы. Художественную часть предваряет вступительная статья составителя, где он коротко представляет участвующих авторов, предлагает читателю дайджест произведений, вошедших в книгу.
Действие рассказа О. Ларионовой «Где королевская охота» разворачивается на заповедной планете-курорте, куда прибывает троица туристов. Охота здесь строго запрещена, но людям свойственно нарушать запреты. Большую часть времени главный герой преследует раненого зверя, чтобы нанести ему удар милосердия. Приключенческая линия здесь вторична и довольно условна, главное место автор уделяет рефлексиям героя, ставшего частью любовного треугольника. Повесть К. Булычева «Закон для дракона» из цикла о Павлыше так и хочется характеризовать как адаптацию «Неукротимой планеты» Гаррисона для юного читателя. Главный герой получает вызов и отправляется на планету, где опасности подвергается небольшая экспедиция земных ученых. Местная фауна ведет себя довольно агрессивно по отношению к людям, раскрыть причины такого поведения и предстоит доктору Павлышу. Сюжет довольно прямолинейный, герои шаблонные, а условная детективная интрига прикреплена для галочки, вытягивает повесть фирменный стиль мастера, хотя для взрослого читателя всё покажется наивным и легкомысленным.
Идея при освоении новых миров менять самого человека, а не среду обитания, прямо скажем не нова. Рассказ П. Амнуэля «Иду по трассе» неизбежно заставит сравнивать его с зарубежными аналогами, типа «Ключей к декабрю» Желязны или «Дезертирство» (часть романа «Город») К. Саймака, причем сравнение будет явно не в пользу Амнуэля. На Венере проводятся полевые испытания с участием нескольких генетически измененных людей, которые могут выживать в самых экстремальных условиях. От итогов эксперимента зависит судьба экспедиции, попавшей в беду на Нептуне. Весь драматизм и нерв рассказа, можно сказать, проистекает из принципа «слабоумие и отвага», который можно было написать на гербе центральных персонажей, если бы таковой у них имелся.
Интересную концепцию для своего рассказа «Джеклоны» выбрал Г. Гуревич — перед нами не просто новелла, а литературный проект романа. Автор задает ситуацию в которой на свет было произведено несколько клонов писателя Дж. Лондона, за развитием судьбы каждого клона и предстоит следить нам. Влияют ли гены на талант, характер, смогут ли клоны повторить успех оригинала — вот в чем интрига. В рассказе А. Балабухи «Двое» оператор, управляющий роботами по добыче руды на планете Шейла, заканчивает рутинную трудовую смену, а в это время на Земле проходит праздник падающих листьев. Хорошо там, где нас нет? Возможно, технологии будущего позволят оставить эту грустную присказку в прошлом. К теме ответственности ученых за результаты своих изобретений обращается Д. Биленкин в рассказе «И всё такое прочее». Историк Таволгин отправляется в привычные места на рыбалку, но к своему удивлению обнаруживает, что там проводится некий секретный эксперимент. Руководитель испытаний нового прибора — бывший одноклассник главного героя разрешает ему стать свидетелем происходящего. Если естественный отбор не справляется достаточно эффективно, то как с этим справится человек, допустимо ли брать на себя роль Бога и к каким последствиям это приведет?
Раздел творчества начинающих авторов открывает рассказ Ф. Дымова «Сова». Два приятеля возвращаются с охоты на автомобиле, по пути они сбивают сову и закидывают птицу на заднее сиденье, скоротать дорогу позволяют разговоры о личной жизни, работе, но течение беседы прерывают странные события, необъяснимые с точки зрения обыденной логики. Два персонажа — два взгляда на мир, но уж слишком монохромна психологическая картина, кто хороший, кто плохой — ясно с самого начала, никаких полутонов здесь не предусмотрено. Достаточно интересную идею положил в основу своего рассказа «Узник» Э. Маринин. Главный герой в результате крушения оказывается на странной планете, где мысли становятся реальностью. Тема благодатная, но раскрыта вторично — слишком уж ощутимо здесь влияние Р. Шекли и «Соляриса».
Короткую зарисовку Г. Усовой под названием «Вода» сложно назвать фантастикой, это просто фантазия на заданную тему. В некой деревне, расположенной неподалеку от химкомбината, начинают болеть дети, причем умирают они от обезвоживания, отказываясь пить местную воду. С оптимизмом смотрит в будущее С. Другаль, в его рассказе «Экзамен» восстановлением биосферы Земли занимается Институт Реставрации Природы. Успехи генетики и роботехники используются на полную катушку — автор описывает массу диковинных животных, выведенных специалистами Института, а задача главного героя — проявить себя, доказать, что он достойный профессионал в своем деле. Одиноки ли мы во Вселенной? На этот вопрос мы пока не имеем достоверных ответов, но в рассказе В. Рыбакова «Великая сушь» человечество после долгих поисков обнаруживает планету Сола, где жизнь только зарождается, до разумности ей ещё миллионы лет, но насколько хрупок баланс, как легко нарушить естественное развитие Жизни — об этом старается предупредить нас автор. В тексте слишком мало действия и очень много диалогов, многословных рассуждений. Это первая публикация известного ныне отечественного фантаста, и пусть первый блин получился комом, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, не так ли?
В раздел зарубежной фантастики вошли всего три рассказа, больше прочих мне понравился Дж. Баллард и его новелла «Конец». Перед нами далекое будущее, когда почти все люди уже покинули Колыбель человечества, обреченную на медленную смерть, превращенную в свалку отходов. На Земле остаются лишь одиночки, да и те стараются улететь к новым мирам, но главный герой рассказа — настоящий романтик, он уверен, что Земля способна возродиться, что человечество должно быть благодарно своей Матери за то, что она дала ему жизнь. Действие рассказа Г. Франке «Анклавы» это краткая хроника будущего человечества длиной в 700 лет — проблема утилизации отходов привела к разделению на два вида — обычных людей, живущих в анклавах, и генетически измененных, способных выживать только на загрязненных территориях. Рассказ интересен инверсионной подачей сюжета — от финала истории мы последовательно движемся к отправной точке событий. Р. Брэдбери не умеет писать плохо и пусть «Час привидений» не относится к его лучшим произведениям, но эта история в его фирменном стиле — здесь и тема детства и любимых литературных произведений. Бумажные книги уже сейчас постепенно уходят в прошлое, но что будет послезавтра, неужели наши любимые литературные герои будут преданы забвению? Брэдбери по своему обыкновению смотрит на мир с оптимизмом, технический прогресс не остановить, но никто не отнимет у человека его главное свойство — способность мечтать.
Завершает сборник пара тематических эссе на экологическую тематику. Большая развернутая статья Вл. Гакова «Феномен Крайтона» исследует причины популярности романа «Штамм Андромеда», ставшего бестселлером в 1969 году, помимо прочего автор обращается к проблеме деления фантастики на субжанры, приводит краткий обзор 13 зарубежных фантастических романов-катастроф, некоторые из них до сих пор не были опубликованы на русском. Статья довольно информативная, её стоит прочесть всем, кто интересуется фантастикой. Проблемам защиты окружающей среды посвятил своё исследование И. Бестужев-Лада, в его эссе «Как люди вовремя разглядели опасность» содержится даже краткий план мероприятий по сохранению земной экологии, но учитывая характер капиталистической экономики современного мира всё это больше похоже на утопию. Автор последовательно ругает страны Запада, пренебрегающие защитой природы, но в то же время пытается оправдать глобальные советские проекты изменения окружающей среды, что смотрится крайне тенденциозно. В конце книги мы также обнаружим привычную рубрику новостей в мире фантастики, что происходили во второй половине 1978 года — на данный момент сие уже утратило актуальность для массового читателя и может быть интересно разве что дотошным историкам-фантастиковедам. В целом, сборник смотрится достаточно средним, от нечего делать почитать можно, но особых восторгов не вызывает. Лично мне понравился разве что рассказ Дж. Балларда, ну и статью Вл. Гакова про романы-катастрофы прочел с интересом, всё прочее можно считать факультативом.