fantlab ru

Патрик О'Лири «Дверь № 3»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
226
Моя оценка:
-

подробнее

Дверь № 3

Door Number Three

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

«За тот год я успел влюбиться в инопланетянку, раскрыть тайну забытых снов, спасти Землю и покончить с собой...»

Это заявление доктора Доннелли звучит несколько помпезно, однако правда в нем — каждое слово. Просто есть миры, миры и двери, их соединяющие. Двери безумия, прозрения, магии, просветления. И когда двери открываются — игра идет по совершенно другим, непривычным правилам...

В произведение входит:

-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


FantLab рекомендует:

Патрик О'Лири «Дверь №3»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Круглов (1)

Дверь №3
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно сумбурная и бредовая история. Главный герой – психоаналитик Джон Донелли. Он и сам имеет такой букет психологических проблем, что впору становиться собственным пациентом. Это проблемы в отношениях с матерью (мамин любимчик, путь от любви до ненависти), проблемы с религией (от примерного католика-семинариста до отрицающего атеиста), трусость, прикрываемая пацифизмом (отказался служить во Вьетнаме под предлогом религиозных убеждений), проблемы в отношениях с женщинами – они его бросают (я бы тоже бросила). Да, еще у него есть младший брат (любимец отца), над которым Джон в детстве издевался и который (простой продавец автомобилей) по житейской мудрости далеко обходит дипломированного психоаналитика.

Тем не менее бизнес Джона вроде как идет успешно. В книге лишь упоминается, что у него куча пациентов и время плотно расписано, но в сюжете появляется всего одна клиентка. Это некая Лора, которая явилась на первый прием весной 1990 г. Непонятно, почему в классификаторе большинство читателей указали 21 век, там даже все реалии однозначно указывают на 20-й.

Лора представилась гибридом человека и инопланетянина-холока, в доказательство продемонстрировав грудь с квадратными сосками. Вопрос – почему на обложке соски круглые? Художник даже первую главу не осилил?)) Далее начинаются сеансы с Лорой за обычную плату 70 долларов в час. Она рассказывает невероятные вещи о цивилизации холоков и о том, как с ней там обращались с самого раннего детства. Джон поначалу считает, что все ее рассказы – фантазии, но при этом следствие невероятных душевных травм, которые ему как психоаналитику нужно выявить. Далее выясняется, что главная цель Лоры – заиметь от Джона ребенка, потому что такой ребенок, и именно от Джона, и именно рожденный в нужный год, будет иметь основополагающую роль для самого существования холоков.

Дальнейший бред зашкаливает. Книга не зацепила. То ли из-за чрезмерной оригинальности сюжета, то ли из-за того, что психологические проблемы главного героя совершенно не близки. Читать не скучно, но не обязательно.

Да, еще поржала над фразой, в которой из-за двух ошибок в одном слове появился прикольный смысл: «Люди, которые говорят как пописанному».

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«За тот год я успел влюбиться в инопланетянку, раскрыть тайну забытых снов, спасти Землю и покончить с собой...» говорит аннотация, и нисколечки не врет. Вы получите именно то, о чем написано. Другой вопрос — понравиться ли?

Джон Доннелли — практикующий психолог, достаточно успешный. Ему за сорок, у него есть младший брат, с которым он редко общается, и мать, с которой он не общается совсем. Все меняется, когда к нему на прием приходит некая Лора, и, на правах полной анонимности, предлагает свою историю. По словам Лоры, ее вырастили инопланетяне — холоки — и у нее есть год, на то, чтобы ей поверил один здравомыслящий землянин, тогда она сможет остаться на Земле. И ее выбор пал на Джона.

Интригует завязка, не так ли? На деле все хуже. Половину книги Джон пытается поверить Лоре и страдает от любви к ней. Вторую половину — стремится ее убить. Вот и все.

Да, тут есть перемещения во времени. Да, идея этих перемещений достаточно интересна — будущее изменить нельзя, только прошлое — но реализована так себе. Джон всю книгу ведет себя как двадцатилетка, а не взрослый мужик. Лора то темнит, то нет. Везде какие-то переусложненные, многоуровневые интриги, которые не нужны, персонажи симпатии не вызывают, кроме Сола (старик, который постоянно прыгает во времени), да и он не такой уж белый и пушистый.

Итог. Казалось бы роман прочитал, а рассказать не о чем. Скучная история с интригующей завязкой и так-себе ее реализацией. Советовать бы не стал.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, действительно, было бы правильно поставить восемь баллов. Решил же поставить на один меньше. Почему?

Ну, для начала, о чем роман? Сюжет повествует нам об своеобразном вторжении в нашу жизнь, точнее, сны, расу однополых амфибий, которые, как оказывается, еще и из другого времени. Основная линия складывается из главного героя, его пациентки Лоры — гибрида двух рас, и одного профессора, который-таки понял, что в реальности совершенно вторжение, цель которого — поглощать наши сны (так уж вышло, что раса гуманоидных лягушек, оказывается, живет довольно скучно — они безэмоциональны, им нечего делать. Секса нет, интима нет, даже природы — всего два животных вида, кроме них. Как же они, не имея другого образа жизни, поняли, что это скука, для меня не очень ясно). И дальнейшая эта игра может привести лишь к одному — гибели нашего мирка... Конечно же, под конец нас спасают, одновременно рассказывая, что не существует множества будущих — существует множество прошлых.

Да, конечно, идеи оригинальные, но произведение сравнить с «Убиком» у меня лично не получается, уж тем более поставить этот роман рядом с гениальным психологизмом Дика. Так и не понятно, почему вообще в «Рекомендациях» фантлабовские профы сравнили и стали отождевстлять их. Нет, «Дверь №3» уж точно не для тех, кто прочел «Убик» и ожидал подобного ему прорыва мысли и идей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая зарисовка! В меру все. А уж сколько фантастических плюшек для искушенного читателя разбросано по роману. В центре сюжета человек. Не каждому это под силу, но О'Лири справился. Есть конфликт, есть харизма, не приторно, не пафосно. Так непринужденно создавать персонажи разве что Саймак умел.

За перевернутое дерево, за квадратные соски, за потрясающую любовную линию, которой внимания несколько листов, но каких, ставлю 10. Но отниму бал, ибо не все ценят то, что ценю я.

Стоит читать, это уж точно!

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если рассудок и жизнь дороги вам держитесь подальше от... «Двери №3«!

Есть такая распространенная методика психологического давления, которой пользуются многие — от сотрудников спецслужб до всяких сектантов. Сперва с человеком ведется на первый взгляд вполне невинная беседа, где пытаются нащупать его слабые места. Затем с помощью давления на эти слабые места пытаются вывести человека из психического равновесия. Затем пытаются разрушить привычные для человека стереотипы и понятия о норме поведения, показать несостоятельность его жизненных ценностей. А уж затем можно внушить сломленному человеку все что угодно.

Вот примерно по такой схеме пытается действовать и умелый психолог Патрик О Лири. Сперва он закидывает крючки якобы своему герою, а на самом деле читателю по поводу отношений со строгой матерью, с любимой девушкой, с другими близкими людьми. Затем в ход идет тяжелая артиллерия — гомосексуализм, инцест и так далее вплоть до каннибализма. Шокированный читатель начинает потихоньку терять способность к критическому мышлению. И тут автор развернулся вовсю.

Честно говоря, не помню, чтобы книга производила на меня столь тяжелое и отталкивающее впечатление. Где-то после первой трети отвращение стало настолько сильным, что я решил не продираться дальше сквозь дебри буйного воображения автора и сделал то, что вообще-то делаю редко — бросил книгу недочитанной.

По классификации Моэрса эту книгу смело можно заносить в разряд «опасных книг» и я бы не рекомендовал большинству читателей за нее браться. Впрочем, если вам так уж хочется пощекотать себе нервы с помощью острых ощущений — эта книга — то, что вам нужно. Но будьте осторожны, Патрик О Лири действительно опасный противник!

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот мое «ИМХО», с вашего позволения. Кто-то за бликами на поверхности повествования не заметил глубокого омута и принял за мелководье, кто-то вообще выдал «трэш» (мусор, что ли, или из heavy metal?), кто-то воспринял Донелли как неудачника, кто-то вообще говорит о «гибели героя» — где вы такое прочли? А кивок в сторону Паланика, мол, ему бы эти карты в руки, сложил бы стоящий пасьянс, меня вообще шокировал. Я лично «всего Паланика» сдал в букинистический магазин: из-за того, что у него все слишком прозрачно и прозаично (и даже, местами, «попсово»), чтобы читать его снова, когда бы то ни было. Все, в общем, говорит о том, что «Дверь No 3» как раз из категории тех творений, что даже самым продвинутым читателям с первого захода не открываются полностью, и в чем я лично всегда вижу главную ценность искусства, будь то литература или музыка или кино. Снова два брата-Ирландца — нечто биографическое явно проглядывается, снова выражение симпатии к птицам. Мое резюме: почти гениальная вещь от гениального создателя гениальной «Невозможной птицы».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К главному герою этого произведения Патрика О’Лири, психологу Доннелли, приходит весьма необычный пациент. Девушка. Зовут Лора. Утверждает, что провела всю свою жизнь у пришельцев, и теперь только Доннелли может помочь остаться ей на Земле. Для этого надо сделать не так уж много, всего лишь поверить в ее рассказ. И никому не говорить ни слова о ней: ни жене, ни знакомым, ни каким-либо еще психоаналитикам – иначе ничего не получится. И конечно же в дальнейшем все окажется совсем не так, как представлялось в начале. Хотя финал этой истории будет уже известен.

«Заранее знать конец не всегда так уж плохо, все зависит от книги», — говорит главный герой этого романа. И это действительно так, а «Дверь №3» этому хороший пример. Патрик О’Лири сразу же, еще в прологе, в двух словах рассказывает, что произойдет в его романе и чем все закончится. Роман с пришельцем. Секреты забытых снов. Спасение Земли от Третьей Мировой. И тем не менее читать не менее интересно, чем если бы все было в общепринятых традициях. А быть может, даже и увлекательнее. «Мы сожгли машину времени в Голливуде» — так звучит первое предложение, что тут же вызывает ряд вопросов: а что это за машина? как главный герой до нее добрался? в какие времена путешествовал?..

Вопросы – это вообще одна из основ «Двери №3». Недомолвки, неясности. О’Лири классно играет на этом, не раз переворачивая с головы на ноги то, что ранее казалось определенным. Отсюда и отчасти нереальная, галлюцинирующая, атмосфера. На это же играет и то, что многое из происходящего так или иначе будет связано со снами; то, что главный герой, пережив путешествие во времени, выпал из его основного потока, из-за чего причины и следствия для него меняются местами. Жаль во только, что автор не усилил этот эффект. Все-таки будь «Дверь №3» чуть абсурднее — в хорошем смысле – это бы только пошло ей на пользу. Вот как в «Шкатулке сновидений» Дэвида Мэдсена, закольцованном романе, у которого нет окончания.

Мэдсена я вспомнил не случайно. «Дверь №3», как и «Шкатулка», густо замешена на психоанализе. Люблю такие книги. В этом случае в ход идут теории Юнга, о том, что все комплексы у человека появляются, как результат неких травмирующих психику человека ситуаций. Все это откладывается где-то в подсознании и оказывает влияние на наше поведение, характер отношений и прочее. И вот жизнь Доннелли, которую О’Лири будет постепенно вскрывать в этом романе: взаимоотношения с религиозной матерью, с отцом, братом, случаи из детства – как нельзя лучше вписывается в эту теорию.

Хотя вот ближе всего к «Двери №3» на самом деле будет не «Шкатулка» Мэдсона, – их роднит только психоанализ и производные — а Филип Дик и, конечно же, «Планета КА-ПЭКС» Джина Брюэра, в которой главный герой попадает в подобную с Доннелли ситуацию. В целом – понравилось, неплохо. Но все-таки предпочел бы перечитать историю Прота – чувствуется в этом романе О’Лири какая-то холодная искусственность.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман несомненно заслуживает пристального внимания со стороны гурманов хорошей фантастической литературы. Писатель столько всякого интересного вложил в это произведение! Тут и необычная раса инопланетян, такая же необычная машина времени, совершенно парадоксальный герой (когда прочтете до конца, поймете о чем я говорю) и отчаянные, порой граничащие с безумием поступки героев романа. Просматривается в этом произведении конечно же и мотивы Филипа нашего Дика, мне даже поначалу показалось что автор будет сводить все происходящее к божественности всего сущего и божественному откровению снизошедшего на главного героя. Но несколько позже начал понимать, что все несколько сложнее, ведь человеческая душа настолько же глубока и не изучена, как и само понятие божественной сущности. Автор пошел по не совсем легкому пути: он взял героя психолога и начал ставить на нем опыты, хотя нет скорее ОДИН БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Могу сказать, что герою пришлось немало попотеть, чтобы с честью выйти из данной ситуации, но сделал это скорее всего не благодаря себе, а вопреки, благодаря помощи других героев этого произведения (своему брату, старику миллионеру Солу, своей будущей девушки, и наконец, попугаю Аймишу). Таким образом, доктор Доннелли сам становится пациентом, причем пациентом от которого зависит дальнейшая судьба настоящего, будущего и прошлого планеты Земля. Вообщем поверьте, главному герою и вам скучать не придется, в дальнейшем его ждут захватывающие приключения от которых кругом идет голова.

К сожалению, не обошлось и без некоторых огрехов в романе, правда незначительных, на мой взгляд. В первую очередь, некоторые поступки героев выглядят нелогичными, некоторые сюжетные линии страдают некоторой загруженностью (например терзания главного героя). Иногда это немного раздражает, но совсем недолго. Также иногда кажется, что автор захотел, чтобы герой поступил именно так, как этого хочет сам автор, ничем не мотивируя поступок героя.

Несмотря на все вышесказанное могу сказать, что роман «Дверь №3» произвел на меня очень достойное впечатление. Это умный, нетривиальный роман, можно сказать штучный товар. Правда, очень обидно, что такие хорошие произведения порой очень редко находят своих читателей... Причины могут быть разными, но суть, к сожалению одна.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга показалась очень... легкой, что ли. (Немудрено, учитывая, что читалась она после Мьевиля...) И дело не только в отсутствии психоделических этюдов: не почувствовалось драйва. Ни напряжения, ни психологической глубины я здесь не почувствовала. Легко, с улыбкой автор ведет свое повествование. Читается — славно. Но, по-моему, скоро не вспомнится ничего...

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Путеводитель по управляемому сумасшествию, гигантский слалом с препятствиями по глубинным чудесам подсознания...

Где-то очень «кинематографичная» вещь, так и просящаяся на экран, т.к. в процессе чтения вспоминаются одновременно и «Планета Ка-Пэкс», и «Окончательный анализ», и «Матрица», и даже «Терминатор», да и что только не...

Раз двадцать за время чтения (о, к сожалению, слишком недолгое время)) угадываешь, что же там, на самом деле, происходит, потом обнаруживаешь свою ошибку, потом снова угадываешь... и опять ошибаешься.

А самое главное, что, отбросив все — пусть очень красивые — поверхностные фантастические пласты, с легкостью обнаруживаешь простую такую, но не менее значимую от этой простоты мысль, что все мы «родом из детства», всю жизнь боремся с застарелыми детскими комплексами и, ну да, с самим собой.

Роскошная штука!..

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная загадка нашего книжного мира, где восторженные отзывы, переиздания большими тиражами, читательская любовь и другие атрибуты признания? Роман Патрика О'Лири как глоток свежего воздуха. Совершенно фантастическая смесь диковской манеры недоговоренности и неясности, теории Юнга, квантовой нейробиологии и путешествий во времени.

Автор играет с читателем уже из аннотации, зуб даю, что переведена авторская, финал романа раскрыт и во вступлении, осталось немного — узнать что же произошло до этого ;-).

Доктор психоаналитик Донелли, ирландец по матери, как и сам автор, сталкивается с необычной пациенткой. Женщина уверяет, что она дочь земного мужчины и инопланетянина, которая долго воспитывалась в другом мире и лишь недавно вновь вернулась на Землю. Ее задача, чтобы один, и только один, землянин поверил в ее историю, и тогда она останется на Земле. Шизофрения? Несомненно, любой психиатр бы поставил бы такой диагноз, однако почему ее соски имеют квадратную форму, и зачем она носит в сумочке столько шоколадок Херши? Почему она сводит доктора с человеком, который утверждает, что она говорит правду, и что во снах он бывает в том мире, где она выросла, и боролся с инопланетянами? А главное, что начинает возникать в снах главного героя? Как много вопросов, и как мало ответов... Остается только поверить в реальность происходящего и отправиться в совершенно безумное приключение, в которым доктор Донелли обязательно погибнет...

О'Лири во многом пошел по следам Дика, это отмечают почти все читавшие, и, как Дику, автору удается совершенно немыслимая игра с читателем, пара предложений и вся история становится понятной, но с совершенно иной стороны, чем казалось раньше, десяток страниц и новое откровение, каждый раз отдергивается новая пелена, скрывающая правду о настоящей природе, происходящего в книге. Несмотря на такую сложность, текст читается очень легко. Он не перенасыщен какими то общими размышлениями, О'Лири, в основном, передает все диалогами героев. Не могу сказать, что О'Лири в романе открыл что то невиданно, но помимо весьма талантливых и неожиданных интерпретаций каких то более или менее классических НФ идей, пара очень любопытных мыслей содержится. ИМХО не маловажным для понимания текста будет поверхностное знакомство с идеями Юнга.

Хочется отметить отдельно работу переводчика А.Круглова сумевшего создать хорошо читаемый перевод

9-10/10

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, отличная книга. Но, пытаясь рассуждать объективно, на любителя.

Слегка психоделическая, довольно заумная, про пришельцев, про психиатрию, с философией и много еще чего.) Намешал автор мнооогое. Но главное в романе всё-таки человек, его мысли и чувства, а фантастика, мир будущего — это так, арена, на которой происходят события, не больше.

Интересные герои, с хорошо прописанными характерами, в необычной ситуации.

Мозг порой кипел от «непоняток», но, черт возьми, оно того стоило!

«Я живу в будущем. Помню настоящее. Предвижу прошлое». (с)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, «Дверь» оказалась одной из тех книг, по прочтении которых мне становится немного обидно за автора и отчасти даже стыдно за себя, и вот почему. Роман изобилует многочисленными интереснейшими авторскими находками, как фантастического характера, так и вполне реалистичными, знакомит с несколькими очень яркими и интригующими героями, связывает привычные для НФ темы, такие как контакт с иной расой и путешествия во времени, с какой-то нарочитой абсурдностью в стиле Дика (это отмечают если не все, то очень многие читатели), вообще заставляет вживую представлять, с какой любовью и удовольствием автор работал над ним — и при этом оставляет абсолютно равнодушным. Книга, по правде говоря, равнодушия никак не заслуживает, но и каких-либо эмоций у меня не вызывает, увы. Отчасти, возможно, причина в том, что всё это изобилие местами делает роман излишне сумбурным, но это не главная причина. Основная беда «Двери» (для меня, разумеется) — это психология. Разумеется, хорошую художественную книгу без сколько-нибудь тщательной проработки психологии её героев написать практически невозможно. Но это не значит, что данная сторона может безболезненно отпихивать прочие элементы на второстепенные позиции. Здесь же именно это и произошло: все вышеперечисленные плюсы играют лишь вспомогательную роль на фоне довольно запутанного сюжета, постепенно складывающегося в описание крупномасштабного психологического эксперимента автора над своим героем, и вот лично у меня этот эксперимент ни интереса, ни положительных эмоций не вызвал. Отсюда, пожалуй, и общие, не слишком благоприятные впечатления.

Итог: я не могу назвать эту книгу плохой — она хороша практически во всех аспектах, если попытаться оценить их объективно, и, пожалуй, заслуживает внимания любителей жанра, но я всё же чтением скорее недоволен, чем наоборот. Тем не менее, не могу поставить оценку ниже 7 — совесть не позволяет.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почитал восторженные отзывы и взялся за книгу. Сплошное разочарование.....

Начало интересное, только сразу напомнило «Планету Ка-Пэкс» Брюэра. Вобщем, старт неплохой. Примерно до половины книги происходит увлекательное развитие событий, читал запоем. А потом все сдулось, к сожалению... Если поначалу был намек на психологичность, некую глубину, то вторая половина книги пошла на манер какой-то дешевой мелодрамы — сплошная нудятина. До конца не осилил.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, что заметил во время прочтения, это необычно жёсткая манера автора. Создаётся впечатление, что роман выгравирован на стальных листах. Повествование затягивает с первых страниц, и чем дальше — тем большее потрясение вызывает всё происходящее. Начавшись, как повествование о мнимом или реальном сумашествии одного человека (одной женщины, точнее), вскоре роман заставляет усомниться в том, что все его герои живут в обычном мире. Смесь психологии, сюрра, местами триллера, а местами твёрдой НФ, создала превосходный коктейль. Роман производит просто неизгладимое впечатление, и порой, при прочтении, требует паузы для анализа прочитанного, необходимого для более полного и точного восприятия романа.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх