Астрид Линдгрен «Звенит ли моя липа, поёт ли мой соловушка…»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Приют для неимущих. Разные люди, разные судьбы, разные характеры...
И добрая, чувствительная, печальная девочка, ждущая чуда...
Издана отдельно в 1984 году
Входит в:
— сборник «Солнечная полянка», 1959 г.
— антологию «Подарок тролля», 1990 г.
— антологию «Сказки скандинавских писателей», 1990 г.
- /языки:
- русский (11), украинский (2)
- /тип:
- книги (12), цифровое (1)
- /перевод:
- Л. Брауде (2), Г. Кирпа (1), И. Новицкая (1), И. Стреблова (7)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 18 марта 2023 г.
Ох уж эти уроженцы Скандинавии, почему-то им зачастую свойственно мрачное мировосприятие, в тяжелых угнетающих тонах. Это выражается в различных ипостасях, к примеру в древней мифологии с суровым и жестоким пантеоном богов, или же в многочисленных музыкальных группах играющих в давящем стиле Doom, а также собственно и в данном произведении Линдгрен. Тема беспросветного детства плавно перешла сюда из аналогичной «Солнечной полянки», только здесь это более обострено и выпукло. Захудалая богадельня с разношерстными обитателями внушает чувство гадкого отвращения, но что делать-только это может дать общество несчастным, не имеющим ни своего угла, ни средств к существованию. Юная Малин попала в эту безысходность как в зыбкую трясину, но неожиданно к ней пришло утешение и неясная надежда на что-то доброе и светлое.
Всего лишь обрывки слов из нечаянно услышанной сказки донеслись до слуха девочки, но какое они оказали действие! Ведь в слове заключена огромная потенциальная энергия, способная подчинить себе, к примеру, огромные массы людей и определить их действия совершенно противоположных направлений от ведения захватнических войн до попыток созидания светлого будущего. Здесь же речь идет о свойстве слова воодушевить ребенка, приподнять над бездной отчаянья. Линдгрен описывает сильнейшую, почти фанатичную веру в чудо, которое просто обязано случиться по законам сказочного жанра. Но все не так-то просто, это не обычная пушистая сказка со счастливым концом. Писательница показывает акт некой мистической трансформации существования и тут ощущается уже не сказочное волшебство, а чуть ли не метафизика, настолько все преподносится автором серьезно и загадочно. В этом смысле сказка довольно необычна и стоит признать несколько давящая и сумрачная. Но в этом заключена вся соль и всю оригинальность подчеркивает концовка, где только несчастный безумец своим раздвоившимся сознанием мог воспринять весточку из высших таинственных сфер.
L I T L, 26 июля 2014 г.
Вот оно как... Недаром мне мой любимый всё «сватал» мне рассказы Линдгрен. А я-то думала, что она всё «Карлсона» да «Пэппи» писала... А вот оно как, на самом деле. Какие глубины души, какой океан любви и самопжертвования Линдгрен нам доносит в этом маленьком рассказе! Какой невероятный образ девочки Малин! Какая страшная безисходность... Я ничего подобного до сих пор не читала. Даже любимая моя книга «Серебряные коньки» — оказалось не такая печальная, там всё хорошо в конце. А это..
Такой жуткий рассказ. Эти все несчастные люди, эта девочка Малин — которая как Ангел. Мне както нехорошо было, когда я читала этот рассказ. Я Малин и её бедняков согреть и накормить хотела — не смейтесь! я правда хотела. Мне больно было.
Я не плакала над этим рассказом — я над ним повзрослела.
Franka, 29 сентября 2008 г.
Сборник «Солнечная полянка» не сильно похож на знакомого с детства «Карлсона и «Пэппи». Темы смерти, одиночества пронизывают его. Дети взрослеют.