FantLab ru

Эдмонд Гамильтон «Невероятный мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Голосов:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Невероятный мир

Wacky World

Другие названия: Невероятная планета

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Приземлившись на Марсе, космонавты оказываются в весьма пестрой компании аборигенов самого невероятного вида. Могли ли они представить, что перед ними — плоды творческой фантазии земных литераторов?!..

Примечание:

Так же: Гамильтон Эдмонд. Невероятный мир: Фантаст. рассказ-шутка / Сокр. пер. с англ. З.Бобырь // Ленинец (Уфа). – 1956. – 16, 18 окт. (№№ 125, 126).

Входит в:

— условный цикл «Мир приключений»  >  антологию «Мир приключений. Альманах 2», 1956 г.

— антологию «Невероятный мир», 1991 г.

— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.

— антологию «Премия за риск», 1993 г.

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— журнал «Юный техник» 1956'01», 1956 г.

— журнал «Просто фантастика 2005'05», 2005 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир приключений
1956 г.
Невероятный мир
1989 г.
Калейдоскоп
1990 г.
Звёздные короли
1990 г.
Невероятный мир
1991 г.
Невероятный мир
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Звездные короли
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Звездные короли
1997 г.

Периодика:

Юный техник № 1 за 1956
1956 г.
Новая интересная газета Z. Просто фантастика № 5, 2005 г.
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Дети Солнца
2018 г.
Молот Валькаров
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2014 г.

Сейчас есть броское слово «кроссовер» и пафосное слово «постмодернизм», а раньше произведения такого рода именовали просто шутками или чем-то в этом роде. Рассказ написан в 1942-м году и представляет собой сатиру на литературную моду того времени. Дело в том, что фантастические рассказы этого временного периода под завязку были набиты пришельцами всех мастей. Особым спросом пользовались жукоглазые марсиане, причем, чем жукоглазее и марсианестее, тем лучше. И вот, Эдмонд Гамильтон написал рассказ, в котором пара астронавтов высаживается на Марсе и обнаруживает там огромное число разнообразных местных жителей, которые крайне недружелюбно настроены по отношению к землянам. Оказалось, все пришельцы, придуманные писателями и представленные в воображении читателями, немедленно материализуются на планете. На Марсе уже перенаселение от обилия разнообразных жукоглазых товарищей, а поток новичков все не ослабевает... Вот и что делать в такой ситуации?

Сам по себе рассказ забавный, но не более, однако мне он очень нравится за счет тех размышлений, на которые эта история меня подтолкнула. И вот тут Остапа понесло... (Примерно здесь непосредственно отзыв на рассказ закончился.)

Представьте, существует мир, где бесчисленные полчища супергероев бесконечно спасают мир (миниверсию этого можно увидеть в фильме «Мстители», где герои одним боевым винегретом сражаются против сборной солянки злодеев).

Мир, где томные страдальцы, сверкающие на Солнце феечки, суровый Граф из Восточной Европы с компанией, армии полуразумных клыкастых плохишей… Хотя все это уже придумано и блестяще описано Кимом Ньюманом. Кстати, рекомендую. Ладно, пойдем чуть дальше: у Ньюмана кровь вампирам портил Джек Потрошитель, что ж, добавим ему в компанию двух смазливых братьев со стволами поубойнее, симпатичную блондинку, уверенно держащую кол, потомка Ван Хельсинга, подозрительно смахивающего на Росомаху из соседней вселенной, и негра с катаной.

Мир маньяков: верзила в маске хоккейного вратаря, обгоревший весельчак с перчаткой, оснащенной ножами, подростки в черных балахонах и масках кричащего призрака... Хотя, опять же, это отлично реализовано в игре «Terrordrome», так что добавим сюда маньяка, который охотится на маньяков, несколько копов и детективов, а еще пару агентов ФБР, которые в поисках истины будут ходить не только по миру пришельцев, но и тут.

А вагон ситкомов? Этот мир должен выглядеть как громадный дом, где на одном этаже шестеро друзей выясняют отношения, на другом один слегка занудный архитектор в подробностях рассказывает, как он встретил чью-то маму, на третьем – бедный продавец обуви, который несчастен сам по себе, однако счастлив вместе со своей семьей, где-то рядом там живут пять папиных дочек и музыкальный продюсер, нанявший своим детям и самому себе няню, а также группа умников, которые пытаются доказать теорию Большого Взрыва.

Сосредоточие фентезийных миров должно выглядеть как громадная таверна, в которой ведьмак из Ривии со скепсисом выслушивает байки потертого жизнью бродяжника о каком-то кольце, разношерстная компания инквизиторов, уже изрядно перебрав, начинает расследование с целью выяснения, является ли подручный бармена демоном, а сам бармен уж слишком много баек травит о своей жизни... Волшебники же за своим столом должны весело проводить время, со взрывами и вспышками. И только их Избранные будут грустить, но на то они и Избранные, чтоб мир спасать да думать о вечном.

Мир детективов, где английский джентльмен курит трубку и пытается убить скуку игрой на скрипке, пожилая леди постоянно что-то ищет, а маленький бельгиец то и дело расчесывает свои усики.

Мир крутых мужиков. Как Вальхалла, только круче. Смотрите франшизу «Неудержимые».

Здорово, в общем. И придумать можно еще очень много, а все благодаря маленькому рассказу. Так что рекомендую всем прочитать эту историю.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2009 г.

Крайне неглупый и забавный рассказ, являющийся в своем роде иронией над захлынувшими в свое время Америку дурацкими рассказами о Марсе и марсианах. Герберт Уэллс со своей «Войной миров» был тому виной или еще что — не важно. Эдмонд Гамильтон предположил, что могло бы случиться, если бы то, что описывали писаки в своих графоманских творениях, в самом деле происходило на Марсе. В конце концов, согласно исследованиям ученых, мысль материальна — и в этом случае если десять тысяч человек создадут мыслеобраз марсианина как маленького красного человечка, то они вполне смогут создать на Марсе такого себе маленького красного человечка.

Окончания рассказа тоже вполне забавно — и мне было бы крайне любопытно, кто бы в конечном итоге «победил», если бы подобное противостояние продолжилось и к чему это вообще бы привело. Жалко, Гамильтон не написал сиквела :gigi:

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2012 г.

Читал в одноимённой антологии, где этот рассказ был последним – эдакой финальной точкой. И, надо сказать, эта финальная точка была для меня очень яркой. И динамичной. Запомнилась. Да и такая получилась весьма своеобразная черта под всем… Позже, уже во второе прочтение, бросилось в глаза как похоже на рассказ Брэдбери «Изгои» из этой же антологии – но это ни в коем случае не в минус, так как, несмотря на некоторые сравнения, рассказы о разном: тоска по уничтожаемым шедеврам литературы (у Брэдбери, и это уже не совсем фантастика, увы) и эдакая сатира на малограмотных создателей фантастики, пичкающих Марс жукоглазыми монстрами. И надо сказать, эту сатиру автор сделал поразительной. Ведь и написана она легко, просто, может даже без особой выдумки (и вычурности) – но с каким удовольствием читается! С удовольствием и улыбкой. А тут ведь ещё и самоирония в каком-то смысле (если вспомнить, чем славен сам Гамильтон) – добавляет какой-то приятности и уважения к автору. И концовка вроде бы и лёгкая, но интересная. Нет, не смотря на то, что рассказ, по-моему, лёгкий и, в каком-то смысле, простой – он удивительно приятно читается и запоминается очень хорошо. И главное, содержит кроме сатиры ещё и некоторый смысл (напомнило даже статью Биленкина «Фантастика и подделка» недавно прочитанную – только тут художественное, высмеивающее, исполнение этих идей). Обязателен к прочтению. Особенно тем, кто вздумал писать фантастику. С жукоглазыми марсианами, лучами смерти и непроизносимыми именами… Молодец, Гамильтон!

И, кстати, несмотря на то, что написан рассказ в далёких сороковых, актуальности он, по-моему, не потерял и по сей день… )))

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2012 г.

«Wacky World», лихая постмодернистская сатира (ну то есть, это теперь ее можно назвать «постмодернистской», в 40-е годы этому еще не придумали определения, а в советских переводах, и подавно, текст проходил под сомнительным жанровым грифом «рассказ-шутка») от литературного отца «космооперы», автора саги про «Звездных королей» и еще нескольких важных для жанра саг Эдмонда Мура Гамильтона. Написано в 1942 году.

Двое землян-первопроходцев неуклонно приближаются к Марсу, рассуждая о радужных перспективах того, что им предстоит совершить. Один, помоложе и понаивней, грезит о долгожданной встрече с «жукоглазыми» аборигенами, знания о которых почерпнуты им из pulp-fiction. Второй, порассудительней и поскептичней, справедливо парирует, что Марс, если верить передовым научным достижениям, климатическим исследованиям да и собственному здравому смыслу, ну никак не пригоден для жизни, и максимум на что там можно рассчитывать в смысле Первого Контакта — найти какие-нибудь морозостойкие лишайники.

Высадка происходит успешно, и тотчас, к равному удивлению обоих сторон, выясняется, что прав был первый.

За ближайшими дюнами первопроходцы встречают группу аборигенов.

Жукоглазы с красной кожей и зловещей техникой наперевес, они, тем не менее, свободно говорят по-английски, и гостей встречают без всякого уместного в этой ситуации удивления, и даже радушно. По пути в город спешат ввести в курс дела. Налетевшего внезапно хищного представителя местной фауны отгоняют световыми лучами (поясняют: эти штуки выглядят зловеще, но никакого вреда, конечно, причинить не могут — мы ими сигналы подаем), показывают космодром (они, конечно, не летают, парень который их выдумал был не в ладах с техникой), с грустинкой рассуждают о собственных именах (попробуй запомни такое!)…

Землянам, кажется, самое время насторожиться. Но открывающая перед ними панорама марсианского города окончательно усыпляет всякую бдительность.

Город представляет собой мешанину архитектурных стилей, сплошная эклектика, многообразие и карнавал-парад; прогуливающееся по улицам местное население являет босховскую палитру расцветок и форм, разнясь количеством глаз и конечностей (тут уже скорее вспоминается проказник де Сад с его «все хорошо, что чрезмерно»). А уж какие там женщины!...

В целом, все это выглядит довольно мило.

Но все меняется, когда герои решают, наконец, озвучить цель своего визита и, главное, точку отправления.

«Да это же земляне, ребята, держи их!», в ярости вопит толпа, тараща все свои многочисленные глаза и распуская все свои многочисленные конечности.

Героев сначала хотят растерзать на месте, потом берет верх мнение, что хорошо бы для начала их хорошенько помучить. После непродолжительных дебатов, пленников решают сдать на милость местной интеллектуальной элиты, похожей на осьминогов.

В разговоре с этими весьма образованными человекоподобными моллюсками (от парня который нас выдумал, один только толк — сделал нам Большие Мозги; остальному научились сами), выясняется, что ранее Марс, справедливо считавшийся необитаемым, пал жертвой популярных беллетристов-землян.

Магнитные силовые поля, расходящиеся по солнечной системе, доносят сюда мысленные волны читателей pulp-fiction, воплощая в реальность любые бредни про прямоходящих мокриц, похищающих блондинок (эти, в виду природной агрессивности, заложенной в них создателями, особенно настаивают на применении к захваченным землянам пыток). А поскольку большинство авторов не утруждают себя правдоподобием и изучением, как теперь принято говорить, «матчасти» — тут и корабли не летают, и земля не родит, и от навороченных бластеров мало толку, и каналы эти – то появляются, то пропадают, сладу с ними нет. А всяческие уродливые хищники и стихийные бедствия пребывают, меж тем, в прямой пропорции с ростом тиражей фантастики — там, на Земле.

Ученые-осьминоги «суперы», которым доверено решить судьбу пленников — гуманны и мудры. По итогам беседы они не отдают героев-первопроходцев в лапы кровожадных гигантских мокриц и разгневанных жукоглазов, и даже предоставляют землянам возможность спокойно сесть в ракету и убраться к себе домой.

А впрочем... Невежественность и буйство фантазии коммерческих авторов, похоже, даже этих осьминогих марсианских интеллектуалов вывели из себя. Ну, правда, сколько можно?

Поэтому землян, по прибытии домой (ракету сажают, для лихости, в Центральном Парке Нью-Йорка), ждет небольшой сюрприз.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2008 г.

Великолепно. Высокая оценка не за качество рассказа, оно, признаться, могло бы быть и повыше, а за задумку. И за юмор. Если вспомнить книжки тех лет, то какими только марсиан не представляли... Если бы марсиане действительно существовали — обхохотались бы. Так что автор попросту поиздевался над всеми, современными ему, книжками в мягких обложках. А заодно и нас посмешил. Но идея меня заинтересовала. А что если все наши фантазии и в самом деле где-то оживают?

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2013 г.

Отличная пародия на перенаселенный фантастами прошлого века мир Марса. Гамильтон (а вместе с ним и читатели) от души веселится над несуразным обликом особей мужского пола, которыми англо-американские фантасты заселили Красную планету, да и мимо красавиц женского полу, обликом похожих на земных особей, он также не проходит мимо. Да и попытка чудищ отомстить землянам за идиотское воображение писателей-фантастов, продолжающих порождать на Марсе разных уродов, выбглядит комичной. Замечательный рассказ. С хорошим юмором. Да и прочел его я во втором выпуске «Мира приключений» с отличными иллюстрациями и в переводе Зинаиды Бобырь.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2011 г.

Наконец-то давняя мечта человечества осуществилась — люди достигли другой планеты. Тщательно подготовленная миссия по полету на Марс увенчалась грандиозным успехом. Небольшой экипаж из двух «стратонавтов» — Лестера и Хоскинса, — произвел успешную посадку на его поверхность. Вот только те экстремальные условия, к которым готовились космические путешественники, оказались не такими уж и экстремальными. Для них было полной неожиданностью обнаружить на Марсе, который все земные ученые в один голос называли безжизненной холодной пустыней, практически лишенной кислорода и воды, вполне пригодную для дыхания человека атмосферу и приятную температуру. В ещё больший шок их повергло знакомство с четырмя англоговорящими аборигенами. «У них была красная кожа, безволосый куполообразный череп, выпуклая грудная клетка и ходулеобразные ноги. На них красовались сложные доспехи из ремней, на груди каждого висела блестящая металлическая трубка. Лица их были похожи на земные... Но глаза совсем не земные. Эти глаза были выпуклыми, со множеством граней, как у насекомых.» Такого они даже не могли себе представить, это шло в разрез с любыми научными теориями. В добавок, недалеко от места их посадки оказался расположен целый громадный и причудливый марсианский город, населенный сотнями и сотнями разнообразных и не похожих друг на друга рас.

Эту историю, при всём её научно-фантастическом антураже можно смело отнести к жанру юмористической фантастики. Автору вполне удалось весело и незло постебаться над коллегами по цеху уже давным-давно в своих произведениях обжившим пески Красной планеты. Досталось многим, из основных можно упомянуть Берроуза с Уэллсом. Он смог ненавязчиво пройтись по множеству штампов, характерных для «марсианской» литературы, попенять фантастам на их зачастую вопиющую техническую безграмотность и общую абсурдность идей и выдвинуть весьма занятное объяснение всему тому бедламу, творящемуся на планете. Рассказ можно рассматривать как некий призыв: к литераторам — писать более качественные тексты, к читателям — читать не абы что, а лишь качественные книги, иначе последствия могут быть весьма печальными.

Итог: забавный рассказик, после прочтения которого возникает стойкое чувство, что он гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И это чувство хорошее, заставляющее взглянуть на вещи под новым непривычным углом и открыть их с неожиданной стороны. При всей своей примитивности он доставил мне массу удовольствия при чтении. Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2010 г.

Замечательнейший рассказ. Гамильтон сумел объединить и остроумную пародию на многобрачие книг про Марс, часто довольно низкого качества — были такие книжечки в мягких переплетах/журналах — бросив камешек не в один огород своим коллегам по перу, но и довольно неплохой сюжет. Первоначальное банальное начало, о том, как земляне достигли наконец-то Красной планеты, перерастает в незаурядный, можно сказать просто отличный рассказ с замечательной концовкой. В краткую форму автор сумел «впихнуть» издевку над некачественной литературой, поместив в словах марсиан всевозможные претензии к низкопробным рассказикам — это и отсутствие идей, и непроработынный мир, даже имена персонажей... все чем пытаются завлечь читателя при отсутствии таланта. К сожалению марсиане не так уж далеки от истины. Но, к счастью, данный рассказ не относится к этому типу.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2010 г.

Особую ценность рассказу придает тот факт, что Гамильтон пародировал не только собратьев по перу, но и себя самого. Ведь и у него хватает проходных рассказов про странных инопланетян с нелепыми именами. Самоирония, способность посмеяться над собой — один из признаков настоящего мастера! Далеко не единственный признак, разумеется.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2010 г.

Рассказ, кроме первого пародийного слоя имеет и второй -- ставит проблему ограниченности человеческого воображения. Люди, (а может и не только люди) устроены так, что им трудно придумать что-то, чего они не видели никогда. Даже великий Леонардо, когда ему заказали сцену Страшного суда, взял лупу и двинулся в поле, наловил там разных насекомых и стал зарисовывать наиболее неприятные черты каждого из экземпляров. А потом, во время выполнения заказа, комбинировал их между собой, создавая «невиданных» чудовищ. Говорят, верующие трепетали, когда он закончил... И это великий Леонардо, которого никто не может обвинить в недостатке фантазии. Что уж брать с простых смертных?

Те, кто думает, что Гамильтон всего лишь посмеивается над ограниченностью воображения коллег-писателей не правы. В качестве теста пусть попробуют придумать зверя, не похожего ни на одного из земных животных.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2010 г.

Откровенно пародийно-ироническое произведение на тему героев произведений писателей-фантастов. Автор откровенно издевается над скудностью фантазии писателей, которые даже не могут продумать своих героев, в том числе и инопланетных жителей. Сколько лет прошло с момента написания рассказа, а в литературе ничего не поменялось, как была основная масса фантастической литературы халтурой, так и осталась: ни фантазии, ни обоснованности, элементарной обоснованности, предлагаемых идей. Грустно это, грустно.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2015 г.

Когда-то давно листал комикс по этому рассказу. Так и запомнился — Ок Вок. Сейчас попался сам рассказ — прочитал, думал, просто забавная игра ума, ан — нет, сейчас рассказ блеснул другой гранью — сатирической. Про писателей, которые пишут о том, в чём сами ничего не смыслят. Причём, действительно, в строках есть самокритика — то ли просто насмешка над собою, то ли смех сквозь слёзы — ведь Гамильтон и сам ваял космооперы, в которых стремительные домкраты бороздят просторы Большого театра.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2011 г.

Отличный рассказ из категории юмористических. Автор иронизировал над своими современниками, а читается так, что кажется, будто злободневность рассказа дышит и сейчас. Особенно забавляют различия в полах между марсианами — все марсианки — красавицы! :lol: Да и сама по себе идея не так уж банальна, как может показаться. Рекомендуется к прочтению.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2009 г.

Забавный рассказ. В те времена (середина 30-х — начало 40-х), фантасты заселяли Марс кем попало. Ассортимент марсиан и их техники был чрезмерно богатым. Зачастую, все это было описано очень бредово. На этом факте и основана ирония Гамильтона. Но всех переплюнул, спустя 7 лет, гениальный Брэдбери, населив Марс духами писателей — Э. По, У. Шекспира и др. Правда, это уже совсем несмешная история...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2016 г.

Блестящая идея, за которую не жалко и 100 баллов, особенно учитывая год написания 1942. Одно из первых прочитанных мной произведениё зарубежной фантастики (второе было «Сокровище громовой луны» того же Гамильтона, печатавшееся в Технике-молодёжи в 56-м году). Гамильтон велик, несмотря на напыщенность и некоторую одностороннесть (которые в этом рассказе отступают на второй план перед остроумной идеей).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх