Рэй Брэдбери «Канун всех святых»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Европейского средневековья | Египетская ) | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа ) | Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Древний мир | Средние века | 20 век | Позднее Средневековье/эпоха Возрождения | Каменный век | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Такого дерева вы не видели никогда в жизни. Оно достигает вершиной небес, и растут на нем тыквы всех форм, размеров и цветов. Возле этого дерева вы встречаете странного господина по имени мистер Смерч, и он увлекает вас в чудесное путешествие, из которого вы вернетесь совсем другим человеком — если вернетесь...
Издание 2005 г. содержит ряд дополнительных материалов — черновики, интервью, сценарий и др.
В 1993 году роман был экранизирован в виде мультфильма.
Входит в:
— сборник «The Halloween Tree», 2005 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1980-е (1), 1990-е (3), 2000-е (7), 2010-е (22), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (34), эстонский (1), болгарский (1)
- /перевод:
- С. Емцова (1), Г. Ермолаев (1), М. Ковалёва (27), А. Оганян (2), Т. Пеэтерсоо (1), Б. Тончев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (36 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 22 ноября 2025 г.
Восемь детей, проживающих в Гринтауне, неожиданно для себя самих становятся участниками увлекательного и познавательного путешествия в разные страны и эпохи, чтобы уяснить причины появления в западной культуре такого праздника, как День всех святых. Руководителем их странствий будет некий волшебник по имени (или прозвищу) Смерч, в образе которого много от самого автора. В процессе своего путешествия ребята в полной мере уяснят истинный смысл своих неформальных кличек: древний мир раскроет перед ними тайны обезьянолюдей, а Древний Египет расскажет им о культе мумий, друиды покажут им своего ужасного бога смерти Самайна, римляне научат по-настоящему ценить привидений, средневековые жители Европы пояснят, зачем им понадобились ведьмы с колдунами, французы разъяснят, почему на Соборе Парижской богоматери оказались горгульи и прочие ужасные чудовища, а жители Мексики расскажут о своем культе мертвых, почитаемых во время праздника El Dia de Muerte.
Не секрет, что все религии появились на свете из-за невежества древних людей. Вначале они, как и друиды, поклонялись священным деревам, дающим силу и могущество их богам. А потом отделили земное от небесного, поместив своих богов в заоблачный мир, из которого все земные деяния видны как на ладони. Но со временем многие религии сильно изменились, извратив свои первоначальные постулаты и принципы. Наибольший вред цивилизации нанесло христианство, на корню уничтожившее Римскую империю и почти на тысячу лет погрузившее всю Европу во мрак злобы и невежества. На пике своего могущества христианские апологеты не церемонились со своим приходом, сжигая его представителей на кострах и топя в прорубях. Ни одна война не принесла миру столько жертв, сколько распространение христианства. Целые народы были уничтожены испанскими католиками «во славу распятого богочеловека». Мы даже не знаем, каких высот в познании мира достигли инки, ацтеки и майя, поскольку все рукописи этих народов были уничтожены в процессе Конкисты. Осталось только то, что уничтожить невозможно — невероятные по архитектуре сооружения, занимательные поделки из разных материалов да заброшенные в джунглях города. Пока Кортес управлялся с ацтеками, стирая их культуру из земной истории, колонисты под началом Франсиско де Монтехо занялись завоеванием Юкатана, поражая его жителей неизвестными болезнями — корью, оспой и гриппом. А небольшая группа авантюристов, возглавляемая Франсиско Писарро, привела в упадок империю Инков, которая была для индейцев Южной Америки неким подобием Советского Союза. Свой первый опыт по уничтожению чужой культуры испанцы получили на Канарских островах, фактически стерев в порошок эндемичную народность гуанчей, древними прародителями которой были знаменитые жители Атлантиды. Тем самым история планеты была кардинально изменена теми, кто так ратовал за всеобщую справедливость. А религия быстро превратилась из веры в сверхъестественное в типичный европейский бизнес, где всё продается и покупается — даже смертные грехи, о которых так часто говорил Иешуа из Назарета. Дело зашло так далеко и глубоко, что раскол произошел и в самом христианстве, которое разделилось на католичество и православие. И войны начались уже между представителями этих двух течений. Видно, одной религии маловато для того, чтобы прекратить все войны на планете...
В этом смысле мне импонирует отношение к вере современных мексиканцев: они ничего не запрещают своим апологетам, а их христианские праздники способны ввести в ступор любого европейского церковника. Получился как бы новый вид религии, рожденный из слияния христианства с древней верой индейцев Месоамерики. Герои Брэдбери вовсю наслаждаются сахарными черепами и пластиковыми скелетами, которые мексиканцы дарят своим детям. Где вы еще на планете сможете увидеть подобное «кощунство»?? Думаю, даже для взрослого человека будет полезным ознакомиться с данным произведением, чтобы понять простую истину: всё в этом мире взаимосвязано между собой, только вот интерпретации этой связи сильно различаются от народа к народу. Вы можете не верить в Христа, но при этом будете поклоняться Вселенскому Разуму, как это делал известный персонаж «Звездного пути» Спок. Или подобно Льву Толстому верить в Извечное Добро, которое живет в сердце каждого человека — Настоящего Человека...
------------
РЕЗЮМЕ: сказочная история, рассказывающая о том, как и почему люди стали праздновать День всех святых. Типичная романтика Брэдбери, не содержащая в себе никакой религиозной пропаганды.
-----------
СТАТИСТИКА:
Сюжет — 7 баллов
Персонажи — 6,5 балла (по-настоящему яркими являются только два образа из восьми)
Стиль — 7 баллов (сказочно-романтический)
Качество литературного перевода — 7 баллов
Количество оригинальных идей — 1 (взаимосвязанность всех религий мира между собой)
zvezdochet2009, 8 ноября 2025 г.
«Канун всех святых» — роман американского фантаста Рэя Брэдбери, написанный в 1972 году, сравнительно небольшого объема, героями которого в очередной раз становятся дети.
Брэдбери обыгрывает ситуацию, при которой в канун Дня святых дети ходят по домам, обряженные в страшные костюмы, и выпрашивают конфеты с присказкой «Сласти или страсти!». Заглянув в жилище к одному очень бледному высокому господину, ни попадают в серьезный переплет, на чем и строится весь сюжетный каркас истории.
Роман написан в типичной поэтической манере Брэдбери, прекрасным образным языком, читается легко, фактически за один день. Героям сопереживаешь, образ бледного господина писателем использован умело и пожалуй, любой сообразительный читатель догадается, о ком здесь идет речь. Но все же тексту чего-то недостает.
При анализе «Кануна всех святых» возникает стойкое ощущение, что мастер просто не доработал текст до нужной кондиции, словно мы познакомились с черновиком, первоначальной версией романа. Слишком поверхностны сюжетные изгибы, да и все действия персонажей кажутся искусственными. Не до конца понятно, что же хотел сказать Брэдбери в этом тексте, какую мысль стремился донести до аудитории. Если напугать, то эта миссия явно провалена. Если преподать моралите, то с уроками совести тоже не все в порядке.
Может быть автор просто хотел вовлечь читателя в красивое путешествие по миру? Вероятнее всего, Брэдбери преследовал именно эту цель: путешествие ради самого себя. Цель хорошая, но учитывая высокую образность и глубокие метафоры в каждом своем произведении, читать «Канун всех святых» просто как развлечение довольно необычно. Напиши этот текст кто-нибудь другой, он рассматривался бы как бесспорный хит. Но учитывая авторство человека, написавшего «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники», эта вещь выглядит на их фоне явно бледной и беспомощной.
Тем не менее, «Канун всех святых» — книжка хорошая, и хороша она уже потому, что имеет форму сказки-притчи, что будет довольно интересно детям.
primorec, 7 ноября 2012 г.
Никто не умел и не умеет ТАК написать о Детстве. Именно так — с большой буквы. О таком Детстве, которое видится через призму прожитых лет, как самое счастливое и свободное время, когда мир для наших глаз был нов и чудесен.
Открываем страницу — и снова мы в этом далеком и счастливом времени, когда можно было бегать с утра до ночи в компании верных друзей, каждый день узнавая что-то новое о жизни и о себе. И снова машина времени Брэдбери отправляет нас в маленький провинциальный городок Америки, в самый таинственный и мистический день любого года, когда накануне Дня всех святых из пыльных уголков вылезают древние создания, а в двери стучится само Колдовство, нагло шантажируя — «сласти» или «страсти-мордасти».
Только вот в этот раз для девяти верных друзей не будет никаких «сластей», а, в основном, «страсти-мордасти». Каково это отправится в компании самой Смерти на самую необычную экскурсию в жизни: через времена и страны, чтобы узнать историю и корни Хэллуина, его традиций и символики? Какое приключение: побывать в древнем Египте, присутствовать на мистическом ритуале друидов, строить собор Нотр-Дам... Наблюдать, как рождаются традиции, а затем изменяются под влиянием новых верований и моды.
Но и это было бы так, приключение на раз. Если бы не большая цель — спасти от Смерти своего лучшего друга. Хороший повод впервые задуматься о круговороте Жизни, где рассветы и закаты, лето и зима, рождение и уход тесто связаны. Задуматься о ценности жизни и дружбы. Вот Вы, например, готовы отдать год своей собственной жизни ради друга и знать, что проживете, скажем, не семьдесят, а шестьдесят девять лет? А вдруг этот последний год должен был стать самым лучшим и важным? То-то же...
Чудесное приключение. Взял Брэдбери всю мальчишескую жизнерадостность, восторг от самого ощущения жизни, жажду странствий и знаний, бесшабашность и наглую смелость, добавил тайные мечты и страхи, капнул печали и мудрости, перемешал все это в солнечный напиток и выдал нам полную бутылочку концентрированного Детства. Что же медлить, поднимем бокалы! Выпьем лекарство от скуки, равнодушия и усталости...
korsrok, 24 февраля 2017 г.
Накануне дня всех святых, компания мальчиков, надев маски и самодельные костюмы, начнет охоту за сладостями, но вскоре их незатейливая игра превратится в настоящее приключение. В эту ночь мальчикам предстоит узнать историю Хеллоуина и на воздушном змее сотканном из обрывков цирковых афиш отправится в незабываемое путешествие.
Им предстоит побывать в древнем Египте в годовщину великой гибели солнца и за миллион лет до того у ночного костра пещерного человека. Они увидят друидов и величественного Жнеца Самайна, окажутся в колдовской стае ведьм и демонов и пролетят над парижским собором богоматери, украшенном диковинными тварями – каменными химерами и горгульями. Мальчики побывают на мексиканском кладбище в Dia De Los Muertos и попробуют сахарные черепа. А перед тем, как вернуться домой, они сделают сложный выбор. В их власти будет спасение жизни друга, который не присоединился к ним в этот Хеллоуин. Чтобы вернутся из путешествия по дню мертвецов вместе с ним, им придется заплатить высокую цену.
«Канун всех святых» Рэя Брэдбери праздничная, увлекательная, интересная, добрая и светлая повесть. Рекомендую! Хорошая книга.
Синяя мышь, 30 октября 2016 г.
Если подходить к этой повести с точки зрения сюжета, то сюжет очень напоминает школьную экскурсию для средних и младших классов «Как люди разных временных эпох справлялись со страхом смерти, их обычаи и ритуалы». Восемь мальчишек послушно следуют за экскурсоводом, который любит переодеваться в тематические костюмы, а девятый, их лучший друг, все время опережает экскурсию и сбивает их с толку, зовет на помощь…
Но, прах побери, зачем нужен сюжет, если это рассказ про Великолепное Приключение на Хэллоуин! Воплощение мальчишеской мечты, вдохновленное черно-белыми фильмами ужасов, историями из журналов и комиксов, и страшилками, рассказанными вечерами на крыльце, и хэллоуинским оранжевым оскалом тыкв.
Ведь мальчишкам нравится бояться.
И потому в Хэллоуинскую ночь они идут к дому в овраге, где их встречает мистер Череп-Да-Кости Смерч.
И все приключения, в которые он вовлекает мальчишек, точно соответствуют их потребности испугаться: ведь воздушный змей, слепленный из цирковых афиш, рычит и скалится, Самайн машет своей косой, прутья для ведьминых метл хлещут, угрожая сшибить на землю, которая далеко внизу…
Это вам не дешевая каруселька с монстриками за пять центов – это настоящий аттракцион темных чудес, и лошадь под тобой в любой момент может вздыбиться и оскалиться… да полно, разве у лошади могут быть такие длинные зубы?
В самом деле, мне кажется, что взрослый читатель, ознакомившись только с «Кануном Всех Святых», не удивится, прочитав потом «Вельд» и «Темный Карнавал». В «Кануне» нет сиропной сладости страха понарошку – наоборот, это страх как бы и понарошку, для детей, но не отпускает ощущение, что в любой момент Воздушный змей может вцепиться нарисованными клыками в бок по-настоящему, с кровью и мясом.
Еще один интересный момент, который заметит взрослый читатель – это остановка в Париже. Концепция языческих богов, которые живут в той или иной форме только пока их помнят, в них верят; оказывается, Брэдбери задолго до Геймана рассадил химер и горгулий по камню Нотр-Дама.
Невероятно поэтичный текст, сложнейшая задача для переводчика, и огромное спасибо Маргарите Ковалевой за удовольствие читать Брэдбери на русском!
Пы.Сы. К нам Хэллоуин пришел, так сказать, не с того конца – как целиком коммерческий бренд, который пытаются использовать в маркетинговых стратегиях. Конечно, тыквы Хэллоуина не настолько раздражают, как шоколадные сердечки Валентина, но и не вдохновляют, не радуют.
А книга Брэдбери – это концентрированная суть Хэллоуина как праздника, а не бренда, его оранжевое зубастое сердце, чистый экстракт сладкого ужаса и смеха со страхом пополам.
И, как человек, который вчера гримировал племянников под ведьм и адских клоунов, хочу сказать – Хэллоуинское дерево имеет право расти и на этой земле, если оно так радует детей
Happy Halloween!
swgold, 9 мая 2008 г.
Прочитал страницу «на языке оригинала». Подумал: бог ты мой! Это же белый стих. Переводчики с этим — увы! — не справились, да и не справятся, наверное, никогда. Что останется от этой вещи в сухом подстрочном изложении? Краткий историко-географический экскурс, перечень расхожих символов смерти и незамысловатый сюжет. Брэдбери взял очень поэтичную сказку Барри и создал историю про Питера Пэна-наоборот, где вместо страны вечного детства — страна вечного ужаса. Детские страхи и детская бессовестная радость всегда идут рука об руку. Книга об этом. Точнее, и об этом тоже. Остальные 90% кроются в «языке оригинала».
Нескорений, 21 сентября 2017 г.
Так сложилось, что один из самых любимых праздников среди детей и взрослых на Западе — Хэллоуин — в нашей стране не отмечается, только в последние годы стали устраивать тематические вечеринки, маскарады, но массового характера эти действа не имеют. Хотя у нас есть и собственные традиции, вспомним рождественские гадания, колядование, скоморошество, правда, всё это осталось в деревенском прошлом, к сожалению. А ведь гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» по духу очень даже хэллоуинская история. Можно ругать молодежь, перенимающую иностранные традиции, но нельзя не признать, что сегодня у нас нет ничего похожего. При этом антураж праздника очень яркий — все эти тыквы, леденцы в форме черепов и скелетов, карнавальные костюмы — что плохого в том, что люди умеют от души веселиться, собираясь вместе. Искренняя радость и улыбка побеждают любые невзгоды, перед ними отступает даже сама смерть, которая из страшной старухи превращается в мрачного, но добродушного приятеля.
Короткий роман Р. Брэдбери «Канун Всех Святых» с первых страниц погружает нас в праздничную атмосферу конца октября. Действие происходит в небольшом безымянном городке, который очень сильно напоминает Гринтаун — здесь тоже есть дом с привидениями и мрачный овраг, средоточие всех дневных страхов обитателей города. Главные герои — компания мальчишек, уже нарядившихся в праздничные костюмы и запасшихся объемными мешками для традиционного сбора сладостей. Праздничную атмосферу омрачает лишь одно обстоятельство — душа компании, веселый и заводной Джо Пифкин, кажется, серьезно заболел, а без него какой там праздник. Тем не менее, друзья отправляются к местному дому с привидениями на пороге которого и начинается их опасное и безумное путешествие по странам и эпохам. В качестве проводника выступает таинственный мистер Смерч, хозяин странного дома, а в роли транспорта — волшебный воздушный змей, сотканный из обрывков старых цирковых и карнавальных афиш.
У автора получилось передать ту самую атмосферу праздника, как она воспринимается глазами мальчишек. Все краски осени, запахи палой листвы, бледный свет луны и, конечно, множество тыквенных голов с глазами-свечками нашли своё место на страницах романа. Особенно ярким и запоминающимся получился образ Дерева Всех Святых символизм которого раскроется в финале. Основная сюжетная линия — динамичный и довольно сюрреалистичный квестовый экскурс в историю возникновения праздника. Героям предстоит побывать в древнем Египте, стать свидетелями церемонии друидов на британских островах, вместе с ведьмами и колдунами пронестись на метлах в небе над Европой и увидеть создание знаменитого Нотр-Дама. Пригодились автору и впечатления, полученные во время путешествия по Мексике — тамошний День смерти по размаху и красочности превосходит даже американский Хэллоуин — практически у каждого народа есть свои традиции и ритуалы, связанные с культом предков, почитанием смерти.
Само путешествие напоминает посещение карнавального аттракциона «Лабиринт страха», когда ты едешь по рельсам в небольшой тележке а из-за каждого угла могут выскочить монстры, чтобы немножко напугать и тут же развеселить. Ощущение, что все здесь как бы понарошку, не покидает во время чтения ни на миг. Роман ориентирован на юную аудиторию, взрослому читателю может не хватить привычной философской глубины, эмоционального напряжения, да и для тех кто более-менее знаком с легендами и мифами народов мира автор не откроет ничего нового. Хотя будь я сейчас школьником, то, наверное, был бы в полном восторге, а так кажется, что сюжет развивается уж слишком быстро — не успел привыкнуть к одной локации, как уже переносишься в следующую, и так до самого финала. Между тем, читается произведение очень легко, часто используются междометия и звукоподражание, почти как в графических романах, есть песенки и стишки — всё это добавляет очков общей атмосфере происходящего.
Помимо главного квеста, который носит развлекательный характер, в романе есть и дополнительный смысл, иначе это уже был бы не Брэдбери. Причиной, подтолкнувшей героев к путешествию, стало исчезновение их приятеля — Джо Пифкина. Подобно белому кролику Джо в разных образах появляется практически в каждой локации, но лишь затем, чтобы вновь ускользнуть и повести своих друзей дальше. Здесь автор в форме аллегории демонстрирует процесс становления героев, которые должны понять, что смерть реальна и она навсегда, это не игра, а суровая правда жизни. До определенного возраста дети не понимают, что могут умереть, что это может произойти с ними. Осознание конечности человеческого бытия — важный этап на пути взросления. Дополнительным элементом здесь выступает дружба и способность к самопожертвованию — насколько герои ценят собственную жизнь, сумеют ли они пройти финальное испытание и спасти своего приятеля, да и может ли сказочное волшебство заставить отступить смерть и болезнь?
Что же в итоге? Получилось легкое, озорное и познавательное путешествие с терпким осадком простой жизненной философии, которая будет понятна даже самому юному читателю. Тех, кто постарше следует предупредить, что особых глубин здесь искать не следует, для этой цели лучше обратиться к роману «Надвигается беда». И всё же я не перестаю удивляться тому, как автору удается передать тот искренний незамутненный детский взгляд на вещи, то чистое восприятие мира, которое присуще каждому мальчишке. Даже тем, кто ни разу не принимал участия в хэллоуинских мероприятиях не составит труда ощутить себя в гуще событий, почувствовать атмосферу этого веселого и страшного праздника. В легкой игровой форме Брэдбери высказал свое отношение к смерти, к вечности, которых не нужно бояться, как глупо пытаться избежать неминуемого. При этом в любой даже самой непростой ситуации важно оставаться человеком, уметь принести в нужный момент необходимую жертву ради тех, кто нам дорог.
YanaD16, 25 февраля 2017 г.
Произведение, насквозь пропитанное духом Хэллоуина.
Неожиданное в том плане, что совсем не ожидаешь увидеть в нём отсылки к реальным традициям праздника, его историческим предпосылкам.
Познавательно-увлекательное повествование, фирменный коктейль (нет, всё же смерч ;)) метафор от дядюшки Рэя и пример настоящей дружбы.
В общем, must read для всех любителей творчества РБ и тех, кто желает узнать, что на самом деле скрывается за тыквенными личинами, масками из папье-маше и конфетными обёртками.
А, прочитав, каждый сделает свой выбор:
сласти или страсти-мордасти! ;)
Olcha, 13 октября 2008 г.
Вот поразительно. как человек умеет обращаться с Словом! Как замысловато Брэдберри объединил все традиции посвященные поминанию усопших в одном ХУДОЖЕСТВЕННОМ рассказе! Читать было очень занимательно в первую очередь из-за этого, ведь на самом деле никогда ен задумывалась откуда пошел праздник Хэллоуин, и уж тем более не знала, сколько разных традиций существует у разных народов.
Нортон Коммандер, 5 июля 2018 г.
Этот роман Брэдбери написал в 72-ом году, прежде всего для американских детей. В нём он рассказал об истории праздника под названием Канун всех святых, столь популярного на Западе, о его истоках, уходящих корнями в самую глубь человеческой истории. Чем же этот роман может быть интересен современному отечественному читателю?
Его, конечно же, оценят все любители хорошей литературы за невероятно поэтичный язык Брэдбери, «Канун всех святых» — это, в первую очередь, мастерский красивый текст. Но за этой поэтичностью стоят и вложенные автором смыслы. Когда читаешь и о реалистичных и о невероятных событиях, происходящих в романе, кажется, что вспоминаешь, будто что-то подобное когда-то было и с тобой.
Во все времена люди всех народов радовались солнцу, весне, жизни. И боялись ночи, зимы и смерти. Но никогда одно не существовало без другого. Со временем постоянный страх смерти отступил, но не исчез и нашёл отражение во многих проявлениях человеческой культуры, в том числе и в праздновании Хэллоуина.
Череп-Да-Кости Смерч приглашает всех в полёт в далёкие времена и страны, чтобы показать что же именно стоит за этим весёлым праздником!
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Мне не очень нравится это произведение. Да, оно абсолютно «брэдбериевское» по стилю, по мастерскому созданию атмосферы... Но сюжетно оно меня не захватывает, и даже местами раздражает. Увы.
evridik, 25 ноября 2019 г.
Когда 100 лет не читала Брэдбери и вдруг взяла сразу роман (пусть и маленький), то с разбегу прочитала целую страницу и ничего не поняла. Оказалось, в романе этом текст такой плотный и такой брэдберинский, что читать его надо внимательно, желательно – в полном уединении/тишине. Потому что в этой плотности и есть весь цимес, и чуть только вопль голодной кошки на кухне отвлечёт от текста, из книги выпадаешь. Читать надо непрерывно, тогда и эффект будет.
А какого эффекта ждёшь от книги с названием «Канун всех святых»? Получить мешок волшебной жути? На год вперёд набояться шороха осенней листвы? Научиться виртуозно прятаться под одеяло, не выпуская книгу из рук? А, нет, это уже не «Канун», это «Тёмный карнавал».
Когда я только начала читать роман, то подумала, что он будет про праздник Хеллоуин со всей сопутствующей атрибутикой (на моём выпуске книги на обложке нарисована ворона на тыкве, если что). Что может быть жутче, чем Хеллоун в маленьком провинциальном городке? Брэдбери в каждой фразе рисует картину приготовления городка к празднику, к кануну, к чему-то особенному, что должно вот-вот произойти. И бац! – оно происходит! Целых восемь мальчишек выбегают из своих домов навстречу страстям или мордастям!
С этого момента всё, что я ожидала от романа, не сбылось, ха-ха. Он оказался не просто приключенческим, а познавательным. Ничего жуткого в нём нет. Всё, что происходит «страшного», веселит героев-мальчишек до икоты. Этот роман – как комната страха в парке аттракционов, и быть бы ему обычным надуманным произведением, если бы не тот самый познавательный приём, который Брэдбери использовал, чтобы придать всем действиям смысл. Да, это красочный роман; способ, с помощью которого герои попадают из одного места в другое, делает честь выдумке автора. Но есть в романе одна вещь, которая затмевает даже познавательность, даже вот эту вот фирменную брэдберинскую красочность. Из-за неё я читала роман как на духу.
Здорово, конечно, было узнать, откуда пошло само понятие кануна всех святых, но ещё лучше – прочесть про нерушимую ничем (даже смертью) дружбу. «Канун всех святых» — роман о бесценной детской дружбе. Очень красочный, образный роман.
+9
Pcihodelika, 9 декабря 2016 г.
Замечательный роман для детей. Когда читала, недоумевала: почему Дисней не снял по нему мюзикл. Отлично смотрелось бы — диалоги Смерча с мальчиками и повествование об истории праздника в разные эпохи у разных народов очень похожи на музыкальные партии.
Wolf94, 27 октября 2020 г.
– Всегда одно и то же, только по-разному, да? В свой век, в свой час. Но всегда день уходил. Ночь всегда наступала. И вы всегда боялись – верно, Обезьяночеловек, верно, эй, Мумия, – что солнце больше никогда не взойдет?©
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Тише-тише!.. Тихо, неслышно. Скользите, крадитесь.
А зачем? Почему? Чего ради? Как! Когда? Кто! Где началось, откуда все пошло?
– Так вы не знаете? А? – спрашивает Череп-Да-Кости Смерч, восставая из кучи сухой листвы под Праздничным деревом. – Значит, вы совсем ничего не знаете?
– Ну-у… – отвечает Том-Скелет, – это… не-а.
Было ли это в Древнем Египте, четыре тысячи лет назад, в годовщину великой гибели солнца?
Или – еще за миллион лет до того, у горящего в ночи костра пещерного человека?
Или – в Британии друидов, под ссссссвистящщщщие взмахи косы Самайна?
Или – в колдовской стае, мчась под средневековой Европой – рой за роем, ведьмы, колдуны, колдуньи, дьявольские отродья, нечистая сила?
Или – высоко в небе над спящим Парижем, где диковинные твари превращались в камень и оседали горгульями и химерами на соборе Парижской Богоматери?
Или – в Мексике, на светящихся тысячами свечей кладбищах, полных народу и крохотных сахарных человечков в El Dia Los Muertos – День мертвых?
А может, где-то еще?©
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Брэдбери – непревзойденный жанровый автор. Как же приятно брать его книги, особенно после большого перерыва, и проваливаться, как Алиса в кроличью нору, в мир историй, оживающих, как на экране, в сознании.
Канун всех святых – роман, как нельзя лучше подходящий для октябрьского настроения. Сначала кажется, что перед читателем детская сказка, но чем дальше, тем ощутимее видна взрослая нотка, так ярко проявляющаяся в конце. Перед читателями не просто история Хэллоуина, а краткая экскурсия по празднику.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Небольшой роман, но сколько же в нем увлекательного и философского. Концовка же – это то, что просто надо вынести в цитату:
– Думайте, ребята, думайте! Это не шуточка – сделка с тем, у кого нет имени. Я не шучу. Это все взаправду, на самом деле. Вы принимаете суровые условия, и это серьезная сделка. Каждый из вас обещает отдать один год. Сейчас-то вы этот годик и не заметите, вы слишком юны, и я читаю в ваших мыслях, что вы не способны даже вообразить себе, как это будет. Только много лет спустя – лет через пятьдесят, с этой ночи, или лет через шестьдесят, с этого рассвета, когда время для вас потечет быстрее, иссякнет, вы будете от всей души желать прожить еще денек-другой, посидеть на солнышке, порадоваться на мир, и вот тогда-то придет некий мистер Р (то есть – Рок) или миссис К (то есть Костлявая) и предъявит вам счет к оплате. А может, и сам я приду, мистер Смерч собственной персоной, старый друг вашей юности, и скажу: «Платите». Так что обещанный год придется отдать. Я скажу: «Отдавайте», и вам придется отдать. Что это будет значить для каждого из вас? А вот что. Тот, кто мог бы прожить семьдесят один год, должен умереть в семьдесят. А кому довелось бы дожить до восьмидесяти шести, придется расставаться с жизнью в восемьдесят пять. Возраст преклонный. Кажется, годом больше, годом меньше – невелика разница. Но когда пробьет час, ребятки, вы можете об этом пожалеть. Правда, зато вы сможете сказать: этот год я потратил не зря, я отдал его за Пифа, я жизнью выкупил славного Пифкина, самого дорогого друга, какой только жил на земле. Спас самое лучшее яблоко, готовое упасть с осенней яблони. Кое-кому из вас придется вместо сорока девяти лет подвести черту в сорок восемь. А кое-кто должен уснуть вечным сном не в пятьдесят пять, а в пятьдесят четыре. Ну, теперь вы понимаете все как есть? Можете сложить и вычесть? Арифметика вам ясна? Кто прозакладывает триста шестьдесят пять дней своей собственной, личной жизни, чтобы вернуть Пифкина? Думайте, ребята. Помолчите. Потом говорите.©
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Роман, который можно читать, как детям, так и взрослым. Здесь каждый найдет что-то для себя.
MalCurie, 5 марта 2019 г.
Очень красочная и яркая история о ценности и скоротечности жизни, обернутая в мистическое путешествие мальчишек по разным эпохам в День Всех Святых.
Не скажу, чтобы сюжет был уж очень интересен, или истины открывались какие-то непознанные, но прочитать стоит. Как минимум для того, чтобы насладиться прекрасными описаниями и погрузиться в атмосферу таинственного, буйного, но, если приглядеться, немного грустного праздника.
Людям с живым воображением и склонностью визуализировать прочитанное у себя в голове смело рекомендую.