Паоло Бачигалупи «Помпа номер шесть»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Что станет с системой канализаций одного крупного американского города, если их возьмется обслуживать человек, который не сумел закончить даже школу? Или не все так просто...
Входит в:
— сборник «Помпа номер шесть», 2008 г.
— антологию «Year's Best SF 14», 2009 г.
— журнал «Если 2009'1», 2009 г.
— антологию «After the End: Recent Apocalypses», 2013 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2009 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (6), английский (3)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- З. Буркина (2), К. Егорова (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 30 октября 2024 г.
Про будущий мир идиократии читать сейчас тяжелее, чем лет тридцать бы назад. Потому что уже каждому мало-мальски анализирующему человеку понятно, что критическая масса хомо недоразвитус уже прошла точку невозврата. Могу привести много доводов, но хватит одного — некоторая самая развитая страна более полувека назад совершивавшая серию рейсов за 400 000 км в космосе к Луне с людьми на борту, сейчас не может снять с орбиты в 400 км пару астронавтов, уговаривая тех потерпеть годик.
И трудно принимать рассказ Бачигалупи за фантастику. Скорее всего, это хроника будущего. То, что раньше было уделом троечников — теперь достижения исчезающих отличников. Секс останется, удовлетворение инстинктов и базовых потребностей будет все больше суррогатными способами. И рано или поздно захлебнемся в собственных фекалиях.
Особенно грустно было за главного героя, знающего, что он недалекого ума, который вдруг понимает, что остальные современники на порядок тупее.
Marsianin-2000, 8 декабря 2024 г.
Вот до самого конца не понимаешь что это рассказ о своего рода Апокалипсисе. Об очень страшном конце цивилизации. Я бы сказал очень поучительно.
catcakeme, 22 июля 2024 г.
Честно сказать, не люблю я фильм «Идиократия».
Ну не работает так человек и общество! Не могут все резко отупеть. Ведь есть такая вещь, как регрессия к среднему, и у тупых родителей не рождаются такие же тупые дети. Вдобавок уже давно никто не рожает по 10 с лишним детей (здравствуй, второй демографический переход). Да и к тому же в обществе, которое ТАК помешано на успехе и в котором высшее образование является чуть ли не главным социальным лифтом...
Ну короче, не получается у меня абстрагироваться от кучи условностей в этом фильме, а вся его концепция кажется мне скорее ворчанием стариков на тему того, что «а вот молодёжь ужо какая-то не та!»
НО
Этому рассказу удалось меня зацепить, несмотря на крайне похожий сетап. Небольшая деталь — то, что дети поколение за поколением мутируют из-за обилия гормонов, лекарств и «химии» в воде и постепенно превращаются в тупых, бесполых «обезьян», — заставляет меня таки поверить в выдуманный мир (это не человек такой по своей природе, это обстоятельства привели его к этому).
В этот момент моё неверие приостанавливается, и я всецело погружаюсь в невероятно печальный рассказ об одном из последних «гениев» в умирающем мире.
zdraste, 10 июня 2024 г.
Рассказ вызвал больше позитивных ощущений, чем негативных.
Это о человеке, простом человеке, который является важным элементом общества, своеобразным фундаментом этого самого общества. Он осознает свою значимость, и именно это осознание заставляет его сесть и грызть гранит науки. Не каждому это дано. За детей, это больно, и боль эта наша общая, мне кажется, автор хотел намекнуть на то, что в последнее время резко возросло количество выявления разного спектра аутизма, и прочих отклонений. И никуда мы от этого не денемся, и никто из нас не застрахован.
Как по мне, рассказ очень реалистичный. Таких людей как главный герой, в нашем обществе много, мы их знаем лично, мы сами может быть обладаем личностными качествами Гл.героя.
Спасибо за совет, Дэн.
Тиань, 29 января 2016 г.
Когда пишут антиутопии о гибели цивилизации, обычно предполагают некое событие, в связи с которым все рухнуло. Бачигалупи же показывает медленную гибель цивилизации по причине вырождения человечества, сначала интеллектуального, потом и физического. Ничего страшного не случилось, не было войн, взрывов, метеоритов, инопланетян и т.д. Просто люди полностью сосредоточились на потреблении и удовольствиях, утратив интерес к творчеству и осмысленному систематическому труду.
Современная цивилизация много дает человеку в плане личных удобств. Но и требует много. Надо создавать и обслуживать механизмы, бесперебойная работа которых обеспечивает наш повседневный комфорт. Надо посвящать свое время учебе и работе, чтобы всё вокруг функционировало исправно и без сбоев. Тогда цивилизация живет и люди получают привычный уровень комфорта.
Техногенный путь развития сделал человечество заложником механизмов. Если они вдруг откажут, среда обитания человека очень быстро превратится в отравленную свалку. Когда такое происходит внезапно, есть шанс преодолеть последствия катастрофы, поскольку понятно, что надо это делать, надо восстанавливать разрушенное. А если процесс идет медленно, смерть цивилизации наступает незаметно. Просто все меньше молодых людей стремится учиться и осмысленно выполнять общественно полезную работу. Все больше тех, кто хочет проводить жизнь в развлечениях и удовольствиях, не отягощая интеллект раздумьями о проблемах. В какой-то момент факультеты учебных заведений не добирают студентов и закрываются. Старшее поколение уходит из жизни. И вместе с ним уходят знания, никому не интересные, не востребованные. И гибнет привычный человеческий мир. Не сразу, за пару-другую столетий, но ужас в том, что начало процесса отследить почти невозможно, ведь происходит он в сознании человека, который и является наблюдателем.
Рассказ, способный напугать своей безнадежностью. Мир, в котором некому починить вышедшую из строя помпу, и нет машиностроительного факультета, где можно получить консультацию по прикладной инженерии, обречен. Он просто сам себя съел. Момент доедания людьми созданной ими когда-то цивилизации мы и видим в рассказе. Грустно, страшно, хочется верить, что не неизбежно, но риск велик, ведь потребность учиться и работать в инстинкты человека не встроена, а общество потребления все больше и больше апеллирует к инстинктам, подавляя разум.
elninjo_3, 24 октября 2014 г.
Произведения Бачигалупи как насыщенное путешествие в экзотическую страну: переизбыток впечатлений, после которых хочется уже домой. Однако проходит время и тебя тянет опять вернуться в этот странный мир.
Так и я, отдохнув от мира пружин и генных хакеров, решил снова окунуться в необычный мир фантазии талантливого писателя. В рассказе «Помпа номер шесть» рисуется картина вырождающегося человечества, людей, которые из-за ухудшения экологии, злоупотребления пищевыми добавками и общего роста уровня технологий стали терять свои интеллектуальные способности. Сюжет чем- то напоминающий х/ф «Идеократия». Люди становятся все глупее, наиболее глупые рожают больше детей (соответственно еще более глупых), чем более умные, в результате чего наступает катастрофа. Только здесь нет ни капли юмора.
В отзывах прекрасно спроецировали все это на нашу действительность, систему образования и нравы. Я же хочу обратить внимание на еще один аспект проблемы.
Бачигалупи со свойственной ему проницательностью описал первый этап катастрофы, от которой человечество отделяет, по сути, лишь шаг. Человечество вышло на такой технологический уровень, что падение с него грозит полной катастрофой и ввергнет цивилизацию в средневековье.
Что будет, если откажут механизмы поддержания жизнеобеспечения города, и никто не сможет понять чертеж помпы? Уже сейчас среднестатистический человек не сможет сделать двигатель внутреннего сгорания, не знает технологии литья чугуна. Как пустить электричество по проводу? Как вообще сделать провод? Неспециалист не сможет решить эти проблемы в случае отсутствия электрика или сталевара. Я уже не говорю о фармацевтике и генетике. За 20-й век человечество гигантскими шагами ринулось вперед к прогрессу, вынуждая готовить узкопрофильных специалистов, строя тем самым сложнейшую социально-технологическую систему, которая является не только чрезвычайно сложной, но и чрезвычайно уязвимой. У меня есть один знакомый, глава строительной фирмы. Как- то раз, в состоянии алкогольного опьянения он признался мне, что совершенно не понимает как строится дом, над которым работает его фирма. Он подписывает какие- то бумаги и каждое утро, проезжая мимо с удивлением обнаруживает, что он строится! Система работает! Но что будет, когда один или несколько винтиков этого сложного механизма перестанут исполнять свои функции? Бачигалупи показал начало конца.
И, действительно, стало страшно.
Seidhe, 20 января 2014 г.
Совершенно не ожидал, что меня столь впечатлит что-то из творчества Бачигалупи.
До прочтения этого рассказа, никак не мог понять — что находят в его творчестве? И вроде фантазия у автора на высоте, и идеи близки и понятны, но больно уж произведения его напоминают о наркоманском бреде Берроуза и неаппетитных (хоть и талантливых) фантазиях Сорокина. Отвращение какое-то остаётся после прочтения хоть малой формы, хоть обласканной критиками «Заводной». Но я всегда пытаюсь получить полное представление о творчестве автора, поэтому решил прочитать всё переведённое на данный момент из малой формы. («Разрушители кораблей» для юношества, извините, не потяну — свежи впечатления от ориентированной на взрослую аудиторию «Заводной», которая оказалась, мягко говоря, не совсем фантастикой, и совсем не научной...) И ведь не прогадал! Отличный рассказ, который заставляет задуматься. Очень вероятная модель будущего. Для нашей страны — вещь вообще весьма актуальная. Ведь поколения тех, кто по-настоящему строил всё, благодаря чему мы живём с комфортом, а не только магазины и торговые центры, постепенно уходят...
Не пожалейте времени — прочтите.
А потом посмотрите на современных студентов, которые давно забыли глагол «заработать» по отношению к деньгам, заменяя его модным «поднять».
god54, 19 июня 2011 г.
Рассказ из серии, которую начал «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, и которую я просто обожаю. Это не рассказ о мрачном будущем. Это рассказ о нас сегодняшних. О том, что мы совершаем каждый день по чуть-чуть. Вспомните: мы протестировали студентов — они стали глупее. Люди не хотят работать — хотят развлекаться. Люди не хотят читать — а потом разучатся читать. Нет, это не жалобы, что раньше и вода была мокрее. Нет, это наше общество, которое не хочет думать, выбирать, прогнозировать, желать... И эта серость, которая захватывает власть и насаждает средний уровень, среднее мышление, средний специалист... И вот тогда наступит то, что и описал автор.
CHRONOMASTER, 31 января 2010 г.
Великолепный рассказ, который я прочёл не отрываясь. И рассказ навеял на меня уж очень не оптимистичные мысли.
Ситуацию описанную в рассказе можно с проецировать на нашу действительность в нашей стране
Да, конечно, мир описанный Паоло Бачигалупи маловероятен, но а всё-таки, я вот смотрю на студентов в своем университете и вижу, что они тупеют. Зачем учиться, ведь можно найти в гугле и скачать, можно купить микронаушник и обмануть глупого препода. Зачем тратить время на образование, его же можно с пользой потратить на пиво и клубы.
Да, молодое поколение умеет пользоваться компьютером, интернетом и смартфонами, но думать они не умеют или просто не хотят. Зачем, ведь у нас страна торгашей и бизнесменов. Зачем учиться что-то разрабатывать, конструировать, проектировать, изобретать ведь давно всё из Китая везется, а то что было сделано в советском союзе на наш век хватит. Да что такого, что гидроэлектростанции в 200 метров дают сбой, а турбину для этой «нашей» гидроэлектростанции закупают у канадцев. И ничего страшного, что автомобили у нас больше не производятся. Самолеты тоже все иностранные закупаются. Зачем что-то делать, ведь за нас сделают другие, а мы перепродадим, наладим бизнес и «заработаем».
Думать, а оно необходимо или ненужный атавизм?
freeresearcher, 1 июля 2016 г.
Очень неоднозначное произведение. Безусловно, талантливое — хотя бы тем, что цепляет и врезается в память, я сейчас заметил случайно на одной из страниц фантлаба и спустя много лет после прочтения пошёл писать отзыв. Именно отзыв, без оценки.
Потому что при всей талантливости я не могу принять идею. Потому что идея — стократно повторенная мантра о том, что человечество глупеет, что студенты деградируют и вообще вместо великой Америки с замечательными инженерами мы пришли к стране, где правят бал стервозные тетки (начальница героя) пополам с бездарностями, а дальше только хуже, причём на глупость накладывается экологическая катастрофа. Пинок автора в сторону левых, феминисток и студентов считывается легко... и особо достаётся женщинам. Если напарник героя туповат, но все-таки выглядит неплохим парнем (может принести-подать-унести и не делает глупостей активно), про Макса мы ничего определенного не читаем (впрочем, он держит заведение, которое сам герой считает самым приличным из имеющихся), а Меркати вовсе был грамотным специалистом — то из женщин с симпатией показана только сторож в кампусе. Да и про ту сказано, что это её муж преподавал органическую химию и вот он что-то понимал, а она, преподавательская жена и специалистка по социальной психологии, годится только на охрану зданий от пьяных раздолбаев. Начальница героя дура, жена пытается проверить утечку газа зажигалкой и почистить розетку железной вилкой, подруга жены прямо называется тупой. Вишенка на торте — все кроме старушки вдобавок похотливы и/или бисексуальны, на уме у них либо секс, либо размножение, либо пьянка. Ну, ещё они думают, как бы попилить героя, в промежутках между сексом, вечеринками и тусовками. Столь явной мизогинии, надо признать, я не видел давно, сейчас специально перечитал рассказ и выяснил, что первое впечатление было еще смягченным прошедшим с тех пор временем.
Как человек, занимающийся гендерными исследованиями, не могу пройти и не могу не сказать «фу». Потому что про утрату следующим поколением мотивации уже говорили. И это было даже не в «Идиократии». Про это было у Бетти Фридан в «Загадке женственности», 1960-е, одна из знаковых книг феминизма второй волны. Идея там ровно та — американская мечта оказалась пустышкой, за материальным достатком нет профессиональной реализации и потерянные в пустом, хоть и богатом, мире матери растят инфантильных и немотивированных детей. Только вот Фридан анализирует проблему, а после неё об этом ещё многие (из тех же феминисток, кстати) пишут глубже и больше — поэтому в 2008 году это уже как-то совсем не новая мысль. Те студенты-раздолбаи не просто выросли, они уже на пенсию выйти успели, и ничего, мир не рухнул. Руководительницу разработки программного обеспечения для компьютеров кораблей в программе «Аполло» звали Маргарет Гамильтон (она же дала термин software engineering), первый компилятор написала Грейс Хоппер, лесбиянка Салли Райд была инженером и астронавткой, которая потом со своей любимой женщиной писала как раз образовательные книги для детей. ЦЕРН сейчас возглавляет женщина. Мэром Рима выбрана женщина. Мэр Хьюстона, два срока подряд, в крупнейшем городе Техаса, самого консервативного штата — о ужас, лесбиянка. И ничего, как-то там канализация работает, и треть астронавтов-женщин не мешает США разрабатывать новые корабли.
alexsei111, 3 марта 2009 г.
Великолепно .Рассказ напоминает «Мягкую посадку» Громова.Та же тема всеобщей деградаций людей и всеобшего упадка.Прекрасный язык и перевод Зои Вотяковой великолепно передает атмосферу городского декаданса.Я нахожусь в состоянии простраций ибо не ожидал от незнакомого мне автора рассказа такой литературной силы .Читать всем.Это как раз тот случай когда слов нет,а есть только ощущение восторга и настоящей фантастики.Сейчас буду искать в сети остальные 3 рассказа Бачигалупи.Бог в помощь.
zmey-uj, 4 февраля 2009 г.
Скажу сначала про сам рассказ. Мрачное будущее, изображенное в нем, вполне можно себе представить, глядя на некоторые, наиболее неприятные стороны современности: экологическая безответственность, наркомания, пресловутое падение нравов. Чем-то это, конечно, напоминает прогнозы «метрового слоя конского навоза» для наших дней, но в мире действительно все слишком запутано, и запутывается все больше. Да и не стоит смотреть в будущее с оптимизмом только потому, что потомки что-нибудь придумают. Иначе можно стать как бабуля из университета: я-то и так скоро умру, а вы придумывайте, что делать.
А теперь в общем. Пока мне попались только три рассказа Бачигалупи. Видно, конечно, что они написаны человеком, умеющим облечь стОящую идею в увлекательную форму. И придумать концовку, достаточно неожиданную, но прекрасно вписывающуюся в общее настроение произведения. Но кроме пессимизма и некоторого драматизма, свойственного для этих трех рассказов, (а также для произведений других писателей — не в этом дело), есть в них одна вещь, которая мешает мне считать, что это «мой автор». Что-то неприятное присутствует то ли в описании мира будущего, то ли в людях, его населяющих, то ли в мелких деталях, которые позволяют лучше представить обстановку. В «Специалисте по калориям» — покинутые города, животные-мутанты, жестокие полицейские. В «Девочке-флейте» одним сверлят кости, других сажают на кол. В «Помпе номер шесть» — бетонные дожди, люди, покрытые прыщами, идиотизм населения. Какая-то физиологичность, на которой играет автор, может быть, бессознательно. Как врач, рассказывающий о вреде курения с демонстрацией изъеденных раком легких...
Тем не менее, читать произведения Бачигалупи собираюсь и дальше.
Sergio Blanc, 5 июня 2021 г.
Ещё одна талантливо нарисованная Бачигалупи картина постмодернового будущего. Человеческая цивилизация на «излёте» своего существования. Всё ещё работает, но всё хуже и хуже. Кое-что ещё можно купить в магазинах, кое-где ещё работают автоматы, но газ в квартиры подают всё реже..
«Цивилизация — канализация», -так по-моему в одной из своих песенок пел лидер группы «Звери»(знаете такую?) Рома Зверь. И это не он придумал.
Главный герой рассказа Трев обслуживает помпы городской канализации. Однажды одна из них выходит из строя. И выясняется, что починить её не так то просто по целому ряду причин. Очень актуальный текст. Мы пользуемся огромным количеством предметов и другими благами современной цивилизации, но не знаем ни как их произвести, ни как их починить, если что. Но дело даже не в этом. Проблема поднимаемая автором гораздо серьёзнее. Деволюция, деградация человека — вот что беспокоит писателя. Повсеместное распространение наркотиков, упадок образования, разрушающаяся инфраструктура — вот признаки «дивного нового мира» в рассказе. Не случайно рядом с людьми он показывает живущих в городах трогов. «Троги были тут как тут……..мохнатые, рогатые и абсолютно беззаботные.» Ключевое слово — беззаботные. Именно такими мы становимся — безответственными и беззаботными. И я думаю, что в трогах автор и видит то, во что превращаются люди. Не случайно их с каждым годом всё больше. «..человекообезьяны с приплюснутыми лицами, круглыми желтыми глазами, большими розовыми языками и такой жидкой шерстью, что в природе им ни за что не выжить» вот портрет человека будущего по Бачигалупи.
Финал рассказа дарит очень-очень маленькую надежду на более оптимистичный итог. Но, я думаю, что всё будет ещё грустнее.
Хороший рассказ. Сильный текст с явным антифеминистическим посылом, что нынче редкость.
Всем читать. Однозначно.
troq, 31 марта 2012 г.
Прочитал по рекомендации фантлаба. Думал, будет что-то забавное и про дерьмо, но оказалось, что рассказ не является ни сатирой, ни сколь либо серьезной вещью, т.е обычное второсортное чтиво, которое стоит читать лишь чтобы убить время, например, в поездке. Во-первых, аннотация как всегда вводит в заблуждение, речь не о каком-то недотепе, который случайно получает важную должность. Напротив, главный герой по меркам предложенного автором мира является и умным, и ответственным и вообще, чуть ли не единственным, кому не всё равно. А все почему? Потому что происходит не вполне понятное нечто, из-за которого все отупели, деторождение крайне затруднено, улицы наполняют некие мутанты-деграданты, которые только и делают, что сношаются. Вобщем, рассказ не заставляет нас ни задуматься, ни сопереживать, не раскрывает нам причин происходящего, имеет крайне слабый сюжет и написан неинтересным языком. Ну а причины явно на генетическом уровне, а не в телевидении, интернете, прочем бездарном масс-медиа, упадке системы образования и прочем. Так что говорить: одумайтесь, а то вооон, что нас ждет — просто глупо.
Airwalk, 30 августа 2023 г.
Как то не заходит мне Бачигалупи…вот вроде все ингредиенты для моего типа фантастики: интересные сюжеты,небанальные идеи ..но в итоге что с Заводной что с Помпой номер 6 -почему то ждёшь кульминации,ждёшь какого то поворота, сюжетного твиста , а он все никак не наступает.может я сам виноват и это скорее синдром завышенных ожиданий?