fantlab ru

Ярослав Веров, Сергей Чекмаев «Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.72
Оценок:
32
Моя оценка:
-

подробнее

,

Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе

Антология, год

Аннотация:

XXII век. СССР не погиб на пике своего могущества. Великая социалистическая держава триумфально вышла в космос и вот уже два столетия несет увенчанное серпом и молотом знамя в отдаленные уголки марсианских пустошей и астероид­ного Пояса. Но не дремлют и могущественные враги — Космический Рейх, Европейский Альянс, Сфера Сопроцветания и Соединенные Штаты. По расчетным орбитам движутся Звезды Смерти, крошат гусеницами марсианский грунт броне­ходы Гудериана, вгрызаются в изъеденную метеоритами лунную поверхность мехкомплексы артиллерийской поддер­ж­­ки… И все же нет таких крепостей, которых не смогли бы взять десантники в силовой броне с алыми звездами, простые советские парни и девчонки, бойцы Ракетно-Космической Красной Армии.

Маститые писатели и начинающие таланты с ностальгией о неслучившемся советском будущем в новой антологии от Сергея Чекмаева и «Снежного Кома М»!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.23 (45)
-
1 отз.
6.17 (30)
-
1 отз.
6.61 (28)
-
5.37 (47)
-
2 отз.
6.63 (27)
-
7.29 (31)
-
6.53 (32)
-
6.26 (27)
-
6.59 (89)
-
13 отз.
6.63 (27)
-
6.54 (26)
-
1 отз.
6.12 (25)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторым подозрением относился к сборнику, ожидая не будет ли развесистой клюквы — и очень рад, что оказался в корне неправ. Уже первые несколько рассказов показывают, что авторы шагают далеко за рамки концепции об СССР в космосе, поднимая сложные, важные вопросы и моральные дилеммы.

Здесь у нас история дипломата и миротворцев на узкой нейтральной полосе между Венерой южной и северной. Здесь у нас потрясающий рассказ Сергея Игнатьева о раскопках вокруг корабля космических бродяг, закованного во льдах на далекой планете Байтоушань. Здесь у нас откровенный стеб над СССР и аллюзии на Warhammer 40k, но при этом же рассказ «с Вахой» на самом деле не о Вахе, а вовсе даже о манипулировании и границах патриотизма.

Колоритно. Атмосферно. Остросюжетно (ну, понятное дело, чего еще ждать от сборника с таким названием?) и очень душевно-проникновенно и неглупо. Наверное, от Гелприна, Бурносова, Игнатьева, Вереснева и нельзя ждать чего-то иного.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы все родом из СССР вне зависимости от нашего желания. Именно Советский Союз штурмовал Берлин в годы Второй Мировой, отправил в космос первый спутник и первого же космонавта, именно Союз сформировал культуру, заложил основу современной России. И хотя СССР уже давно и окончательно распался, это не мешает писателям фантазировать о его возможном будущем. Антология «Парабеллум» полностью посвящена различным отражениям Союза в зеркальном зале альтернативных веток будущего. По большей части авторы ставили перед собой задачу не кропотливого моделирования воображаемого развития истории, а создания яркого и колоритного батального полотна, посвященного далекой космической эре человечества. Героический пафос, вой сирен, сражения эскадр — вот основная палитра антологии.

Сергей Игнатьев известен как мастер стилизации, однако вычурный антураж не всегда сочетается с удачным сюжетом. Впрочем, в рассказе «Виски-Фокстрот и Чиан-Ши» ему удалось совместить стильную картинку, высокую концентрацию идей и динамичный экшен и, что особенно ценно, малую долю психоделичности. Смесь получилась гремучая, но оттого лишь еще более удачная. В отличие от него, Татьяна Кигим с «В Америке секса нет» избрала путь гротеска и пародии. Балансируя на грани абсурда, она изобразила прекрасный СССР и загнивающее США, доведя до предела все советские штампы. Тупые американские граждане, обожающие жвачку и не умеющие мыслить; умные, сильные и преданные родине десантники; Сферы Мира против Звезд Смерти и прочие многочисленные отсылки. Абсурд получился кипучим и ядреным, но в большом количестве быстро приедается и навевает тоску.

И все же экспериментов в антологии не так много. Часть авторов обратилась к традициям соц-реализма с его вниманием к психологии коммунистов в самых трудных условиях и непременным подчеркиванием стойкости советских бойцов. По этому пути пошел и Юрий Бурносов в «Черные звёзды, золотое небо», где подробно описана неказистая история простого лейтенанта, и Евгений Гаркушев с рассказом «Имя для эсминца», в котором команда отважно принимает бой, несмотря на тяжелые обстоятельства. Однако обоим не хватило интересных ходов и насыщенного сюжета. Причем у Гаркушева я до конца надеялся на камерное решение загадки, а не скоротечную развязку с внешним решением. Зато Михаилу Лапикову в «Ведре с болтами» удалось найти несколько удачных неожиданных ходов, которые скрасили простую завязку. А может, свое влияние оказал масштабный космический бой.

Если вспомнить о пафосе, то здесь вне конкуренции Юрий Погуляй с шикарным боевиком «След Капеллана». Товарищи, знакомые со вселенной «WarHammer 40.000», оценят аутентичную атмосферу, а остальные получат в меру закрученный сюжет, философские дилеммы и хороший экшен. Хороший рассказ «Кумачовая планета» получился у Александра Сальникова, который интригующе сыграл на отступлениях в прошлое и постепенно складывающейся мозаике событий, чтобы расцветить обычную историю о специальном задании особой важности. Если речь пошла о спецоперациях, то стоит отметить и Игоря Вереснева с его «Круизом «Дженнифер Энистон»». Помимо противостояния террористов, экипажа корабля и русских десантников в рассказе также сплетен узор многослойной интриги, который проявляется постепенно, по мере развития событий, срывая маски и выворачивая наружу все интриги.

Я не зря упоминал о Второй Мировой. Во-первых, в нескольких рассказах Рейх дожил до космического будущего и уже тогда схлестнулся в схватке с СССР, как у Игнатьева и Сальникова. А во-вторых, рассказ «2142: Битва за Марс» Константина Ситникова, по сути, является попыткой соединить дух противостояния Второй Мировой и декорации Марсианской войны. Нарочито ретроградный антураж с артиллерией, танками и землянками, с политруком и портретами Сталина. Однако весь антивоенный посыл оказался сведен на нет анекдотичной кульминацией. В рассказе же Майка Гелприна и Натальи Анисковой «Мой человек из СССР» фашизм не называется по имени, но подразумевается в идеологии и атмосфере диктатуры. Психологический слой соавторы разыграли как по нотам, однако вопросы к мотивам действий СССРа ослабляют впечатление.

А на сладкое в антологии припасены две полу-сказки, полу-притчи. Альберт Гумеров в своем «В гостях у сказки» рассказывает историю о судьбе и выборе, о долге и человечности. Небольшие допущения скрадываются доверительным тоном повествования, но вот скачки от одних к воспоминаний к другим стоило бы оформить более четко, чтобы создавать путаницы. Второй же подобный рассказ, ««Домбай» и «Эрцог»» Сергея Волкова, больше похож на байку у костра, притчу старого ветерана, коей он, впрочем, и является. Легкая доля иронии, колоритные декорации и описания. Речь звездного бродяги, стэлмена, пересыпана и жаргонизмами, и выдуманными словами, однако это лишь дополняет историю, делая ее живее. Даже ставить вопросы по достоверности не хочется, потому что рассказ совсем о другом. Не о заклепках или железках, а про людей, про обычных героев.

Узкотематичность подборки рассказов — это и достоинство — для тех, кто любит космос в стиле советского милитари или тоскует по фантастике с советской идеологией — и недостаток — для тех, кто предпочитается широту мотивов и жанров, точное моделирование будущего или придирчив к малой форме. Однако в целом средний уровень рассказов достаточно высок, поэтому поклонникам темы «милитаризованный СССР в космосе» стоит ознакомиться.

Итог: космос, советские десантники, пилоты и дипломаты в узком спектре боевой фантастики.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все авторы антологии – родом из СССР. Большая часть – успела «зацепить» эпоху Империи в сознательном возрасте. Так что, реалии того мира им отлично знакомы, и выписаны, как правило, с доброй ностальгией, а временами даже в духе той, советской фантастики. (Во избежание недоразумений, поясню – в духе хорошей советской фантастики)))

Но поскольку в статике невозможны изменения, а речь идет именно о застывшей, хотя и продолжающейся истории, подавляющее большинство авторов не обошлось без легкой иронии. По причине статичности социального строя, все герои Союза XXII века похожи на героев века XX не только безоглядной способностью к подвигу, но и поведением, и мотивацией и моралью.

Увы, некоторые авторы не удержались, и «свалились» до сатирических эпизодов, уровня использования кувалды на российской космической станции в брюсуилловском «Армагеддоне».

Некоторые – дошли до откровенного исторического абсурда, ничем не объяснимого с позиций литературной необходимости.

Но главное, конечно, во всех рассказах – героизм. Честный, чистый, единственно возможный. Под него, собственно, и заточено большинство сюжетов, таких же честных (что хорошо) и прямых (что – не очень).

Моя средняя арифметическая оценка рассказов – шесть. Но антологии в целом ставлю на балл выше за саму идею, и за несбывшуюся мечту.

Отличная задумка, достойное исполнение.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в рассказах антологии Глеба Гусакова и Сергея Чекмаева две общие черты.

Во-первых, примерно общие декорации. Главное допущение, что Советский Союз не распался и вполне себе существует в далеком будущем, равно как и, например, фашистская Германия. То есть политические реалии середины двадцатого века без всяких реверансов перемещены в середину века двадцать второго. Только теперь великие страны выясняют отношения не на Земле, а в космосе. И противостояние разворачивается и на Марсе, и на Венере, и в поясе астероидов, а иногда и за пределами Солнечной система. Я написал «примерно общие», так как, пусть в начале и кажется, что перед нами некий продуманный единый сеттинг, то по мере чтения становится ясно, что рассказы противоречат друг другу не только в мелочах, но и по-крупному. Так – только в «2142: Битве за Марс» Константина Ситникова указывается, что доблестные советские граждане свято уверены, что Сталин до сих пор жив, хотя прошло уже без малого двести пятьдесят лет с его рождения. Или – действие «Виски-Фокстрот и Чиан-Ши» Сергея Игнатьева разворачивается на планете явно другой звездной системы, а в «Имени для эсминца» Евгения Гаркушева упоминается, что земляне пока не в состоянии улететь дальше Плутона.

Во-вторых, то ли сознательно, то ли случайно, но в каждом из рассказов тем или иным образом поднимается проблема подвига и героя. У одних персонажей стать героями не получается, как бы они не старались («Мой человек из СССР» Майка Гелприна и Натальи Анисковой, «Черные звезды, золотое небо» Юрия Бурносова), у других – все выходит на раз-два-три («В Америке секса нет» Татьяны Кигим, «Ведро с болтами» Михаила Лапикова), третьи становятся таковыми в силу трагического стечения обстоятельств («В гостях у сказки» Альберта Гумерова, «Имя для эсминца» Евгения Гаркушева).

Некоторые читатели решили, что «Парабеллум» — это сборник реваншистской фантастики и полнейшая конъектура. Мне кажется, что так прямолинейно воспринимать эту книжку, мягко скажем, странно. Может быть я не туда смотрел, но, прежде всего, я увидел откровенную постмодернистскую игру. Начнем с подзаголовка «СССР, XXII век: война в космосе». Сразу же возникают ассоциации с книжкой, реваншизма в которой днем с огнем не сыщешь. Тем более что во многих рассказах авторы грустят скорее не по стране, которую мы потеряли, а стремятся показать, какие ужасы в ней были возможны. И уж назвать конъектурным откровенно стебовый рассказ Татьяны Кигим «В Америке секса нет» язык не поворачивается. Кстати, Кигим играет в этом рассказе на гране фола: в стилистике какого-нибудь «Билла – Героя Галактики» Гарри Гаррисона она высмеивает не только все штампы советской пропаганды, но и раздает на орехи американскому стилю жизни. Как и полагается в таких случаях, авторы играют стилями и штампами рассматриваемой эпохи. Тут вам будет и шпионский боевик («Круиз «Дженнифер Энистон» Игоря Вереснева), и стилизация под Хемингуэя («Черные звезды, золотое небо» Юрия Бурносова), и производственная проза («Ведро с болтами» Михаила Лапикова). Все перечислять не имеет смысла.

Не могу сказать, что все рассказы понравились. Во время чтения вообще казалось, что тексты выполнены на одинаковом уровне. Но если обращать внимание на послевкусие, то лично у меня таковое осталось от тягучего рассказа Сергея Игнатьева «Виски-Фокстрот и Чиан-Ши» и неожиданного переосмысления реалий «Вархаммера» в «Следе капеллана» Юрия Погуляй.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, на удивление неоднозначной получилась антология... Про её достоинства и недостатки здесь сказано уже достаточно, но вот что интересно — прочитал я её чуть меньше недели назад, но руки всё никак не доходили выставить оценки, а когда дошли — с удивлением обнаружил я, что практически не помню, что в каком рассказе происходило. Это ни в коей мере не значит, что книга плохая, потому как читать было интересно, да и время пролетело незаметно, но больно уж «однородным» получился «Парабеллум». Получается, что самыми запоминающимися произведениями антологии стали: «След капеллана» Юрия Погуляя (который в своём отзыве пользователь пан Туман метко окрестил «красным Warhammerom»), с его непростым морально-этическим посылом и хорошим литературным исполнением; «Домбай» и «Эрцог» Сергея Волкова из-за описаний космических кочевников-стэлманов; да «В Америке секса нет» Татьяны Кигим с (да простит меня автор) придурковатым юмором в стиле рифмы Билл-дебил и американца, краснеющего при слове многочлен, который мне не понравился совершенно, но запомнился ведь! =))) Все остальные рассказы — это именно то, что обещают в аннотации: «нет таких крепостей, которых не смогли бы взять десантники в силовой броне с алыми звездами, простые советские парни и девчонки.» Опять же повторюсь — это не значит, что рассказы плохи сами по себе, но не остаются они в голове. Ведь предполагается, что действие происходит в альтернативной реальности, поэтому хотелось бы больше конкретики о мироустройстве и путях развития человечества, а всему этому в книге уделено очень мало место. Меняй декорации на Великую Отечественную или локальные конфликты XX-XXI веков, и ничего, по сути, не изменится.

Подводя итог, могу сказать, что книга заслуживает крепкой 7, но за несбывшуюся мечту (надеюсь, что только пока) «Космос будет наш!» накину балл. Рекомендовать могу поклонникам боевой фантастики — читать какой эсминец прикрывает какой транспортник и какие на него летят вражеские истребители иногда утомляет. Ну и в качестве ностальгии по будущему, которое могло бы быть =)))

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После третьего рассказа я задал себе вопрос – Почему я вместо рассказов Джека Лондона или Эрнеста Хемингуэя читаю ЭТО? Зачем? Чтобы ознакомится с современными фантастическими рассказами? Оно мне надо? Ну, прочитал заглавный рассказ Майка Гелприна и хватит.

Однако затем я начал читать рассказ «В Америке секса нет», вначале я улыбался, затем хохотал, под конец просто нервно хихикал. Кто-то скажет, что шутки в этом рассказе бородатые и местами ниже пояса, как по мне, так зато весело. После этого были ещё неплохие рассказы: «В гостях у сказки», «След капеллана» и ура-патриотический «Имя для эсминца», остальное можно не читать, ибо кажется, что это просто военно-космическое перевоплощение различных локальных конфликтов, в котором участвовал СССР в ХХ веке. В итоге, сборник получился как-то так себе. Ну есть и ладно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх