fantlab ru

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
331
Моя оценка:
-

подробнее

Навек исчезнув в бездне под Мессиной...

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Первая мировая война. Командир туннельного взвода Королевского Инженерного Корпуса ведет свою войну — с немцами, с безнадежностью, с опостылевшей сыростью и... с чем-то неведомым. В тоннелях под Мессиной исчезают люди...

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2014», 2014 г.

— сборник «Триптих первый: Война», 2016 г.

— антологию «Самая страшная книга: Лучшее», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Самая страшная книга 2014
2014 г.
Самая страшная книга: Лучшее
2017 г.

Электронные издания:

Триптих первый: Война
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот этот рассказ мне очень понравился.

Но всё же есть один момент, который заметно портит впечатление. Один из офицеров вспоминает, что в той части Бельгии, где происходит действие много лет назад по приказу одного вельможи живьём закапали тысячи людей. Главный герой удивляется, откуда тот персонаж вообще может это знать, ведь он не похож на того кто читает или интересуется историей. А когда того офицера спросили к чему он это сказал, тот ответил «не знаю». Т.е. не известно откуда знает и непонятно к чему сказал.

Т.е. мы понимаем, что это автор захотел таким образом добавить месту действия «страшного прошлого» и не придумал, как это сделать иначе. В итоге этот момент выглядит неправдоподобным и чужеродным.

А ведь даже если его просто убрать, то рассказ не станет хуже. Ну или можно было подать по другому. Например, «кроты» при прокладке туннеля натолкнулись на кости и им кто-то рассказал эту легенду. Чуть банальнее, но логичнее.

В остальном же — необычный сеттинг, необычный род занятий ГГ. Таинственная атмосфера. Тьма в буквальном смысле забрала несколько человек.

Хороший рассказ

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

ИМХО, самый мощный рассказ сборника. Разгар Первой Мировой Войны, британские военные инженеры копают подземные тоннели под немецкие позиции с целью подложить туда побольше тротила и БАХНУТЬ. Работа эта, хоть и чуть менее опасная, нежели пребывание под обстрелами в окопах, но имеет свою специфику и очень сильно давит на психику: нахождение под многометровой толщей земли, постоянно опасаясь то вражеского контр-подкопа, то осыпания грунта – даже для бывалых шахтеров порой становится невыносимо. А тут еще в одном дальнем тоннеле пара солдат как-то совсем невероятным образом пропала без следа. Что-то неладное творится в подземном лабиринте.

По сути своей даже почти не хоррор, а мрачнющая драма про ужасы войны и тщетность бытия. Да, есть некоторый элемент слегка лавкрафтианской мистики – но с тем же успехом можно было обойтись и без нее. Хотя с ней, конечно, колоритнее. «Как мало, в сущности, мы знаем об этом мире, который считаем своим…»

Ощущается, на мой взгляд, влияние такого кинофильма, как «На страже смерти / Deathwatch», или же чуть менее удачной картины «Бункер». Но это так, на уровне общей концепции – поля сражений по понятным причинам представляют собой отличную декорацию для таких историй.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый и продуманный рассказ, берущий не грудами наваленных тел, а сдавливающим приступом клаустрофобии. Первая Мировая война,солдаты роют подкопы под укрепления врага, и безумие, царящее над поверхностью, не может не проникнуть в темноту тоннелей. Владимир Кузнецов очень правильно изначально расставляет акценты, не тыкая читателя напрямую в Страшное Зло с Большими Зубами, а постоянно нагнетая атмосферу ужасами самого различного характера. Я к середине рассказа поневоле стал прислушиваться к тому, ничего ли там за стенкой не слышно, никто ли там не копает, настолько он проникает в сознание. Концовка классическая, но от этого не менее вкусная.

И несколько раз возникла мысль, что вот из этого рассказа мог бы родиться отличный роман. Прекрасное произведение.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отечественные авторы, садящиеся писать ужасы, зачастую убегают в зарубежные дебри, перенося действие в штат Мэн, Нью-Йорк или еще черт знает куда, при этом герои их остаются насквозь нашими, как принято говорить, «с рязанским акцентом». Но есть и те, кому перенос действия из местных палестин удается на все сто. «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...» — как раз такой случай. Этот рассказ запросто украсил бы любую западную антологию хоррора (в первую очередь — классического хоррора). Он отлично написан, от него так и веет мраком подземелий, где несут службу «кроты» и где обитает кое-что еще... Лавкравтианской породы зло лишь украшает историю, будь вместо него какие-нибудь черви-мутанты — эффект был бы совершенно другой. А так — дождь, сырость, неровные отблески света на стенах туннеля и странные звуки сквозь толщу земли... Что еще нужно, чтобы получить удовольствие от рассказа ужасов?

ЗЫ: После прочтения подумалось, что для подобной истории (раз уж речь идет о Первой мировой) в качестве локации больше подошли бы Доломитовые Альпы, где шла знаменитая война минеров, но в таком случае пришлось бы распрощаться с прекрасным поэтичным названием, поэтому — от добра добра не ищут.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала автор затягивает читателя в сырые тёмные подземелья, создаёт тяжёлую грустную атмосферу безысходности и... всё. Больше автору предложить нечего.

Да, поначалу всё отлично. Описательная техника на высоте, детали и детальки отлично проработаны, монотонное повествование создаёт настроение. Но ближе к середине всё это начинает докучать. Автор абсолютно не уделяет внимания напряжённым и жутким моментам, продолжая в том же темпе рассказывать свою историю. Развёрнутые описания постепенно надоедают, потому как только замедляют действие, которое через нагромождение эпитетов и метафор не всегда удаётся чётко рассмотреть. Зато удаётся рассмотреть нелепости вроде:

«Мысли в голове Райена напоминали пчел, больно барабанивших по стенкам черепа»

Мало того, что мысли тут способны причинить физическую боль. Ещё ведь и «барабанящие пчелы», это же настолько будничный образ, что он абсолютно легко представляется и сразу понятно, что автор имеет в виду... мда...

«Локтевая кость отозвалась на удар острой болью»

Кость отозвалась болью, ага... Ну тут банальная неграмотность автора.

В общем, в таком духе всё и продолжается. Опасные для жизни моменты, в том числе драка ГГ с немцем (драка насмерть), описаны точно так же, как устройство тоннелей. Мистическая составляющая вообще теряется на фоне остальных событий, которые автор сам часто называет рутиной. Ну а потом конец.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я обычно не очень люблю, когда русскоязычные авторы начинают писать про всяких условных Бенов и Майклов, потому что с этим неплохо справляются авторы англоязычные. Но здесь все сошлось очень неплохо. Первая мировая война, тяжелая, черновая работа достаточно малоизвестных персонажей — шахтеров, которые прорывают туннели под позициями противника. Опасность, подстерегающая сразу с двух сторон: обыденные, понятные, но от этого не менее опасные немцы и жуткая, невыносимая темнота, которую стоит даже писать с большой буквы, Темнота, так как здесь это не просто потаенный человеческий страх, а вполне себе враг, забирающий жизни. Враг, которого нельзя убить пулей или вмазать по роже кулаком. Очень атмосферная и добротная штука, в общем.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Темнота… Она будет ждать.

Я помню этот рассказ еще с самого первого сборника, а ведь прошло уже 4 года! Правда в 2014 году оценить по достоинству не смогла. Да, хороший, атмосферный — но мне словно чего-то не хватало. Рада, что сейчас посмотрела на рассказ совершенно другими глазами. Хотя с военной темой у меня всегда была беда, и я это признаю. Вторая мировая еще хоть как-то держится, но вот Первая мировая... Чистый лист. Но война, какой бы она не была, — это постоянные жертвы, море крови, всевозможные лишения и бесперебойная перестрелка. Я уже не говорю о постоянном страхе нападения.

Владимир Кузнецов хорошо передал эти ужасы войны. Здесь-то и добавить нечего. Меня затянуло и я в красках воспроизвела сюжет. Что тогда, что сейчас рассказ оставляет под впечатлением, а это уже о много говорит о мастерстве автора.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный атмосферный рассказ. Грязь, сырость, узкие тоннели, перманентная усталость — к финалу сам чувствуешь себя «кротом». Есть в рассказе некая, присущая Лавкрафту и Ко, тягучесть, нагнетание ужаса, но при этом рассказ читается гораздо легче, чем у того же Лавкрафта. История, как таковая, довольна необычна. Столкнувшись с неведомым, главный герой не пытается его уничтожить, не пытается его постичь, он просто... продолжает делать свою работу. Потому что на войне больше ничего не остается, ты просто выполняешь приказы и стараешься не умереть. Появление таинственного нечто, из-за которого пропадают люди, воспринимается, как дополнительный риск, не более.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В силу своей профессиональной деятельности и бесконечных командировок я часто путешествую по стране. Поезда, автобусы, маршрутки. Дай бог здоровья тому человеку, который придумал оснащать современный транспорт бесплатным Wi-Fi. К чему это я? Ах, да! В последнее время моей страстью в дороге стало прослушивание аудиокниг. Особое предпочтение я отдаю рассказам авторов ССК в прекрасной озвучке Владимира Князева и Ильи Пивоварова. Кабир, Кожин, Матюхин, Костюкевич — знакомство с их творчеством я начал именно с аудиохоррора.

Но настоящим откровением для меня стал рассказ «Навек исчезнув в бездне под Мессиной» Владимира Кузнецова. Увлекаясь историей, я всегда уделял особое предпочтение литературе на тему мировых войн. И, не кривя душой, искренне могу сказать, что данный рассказ я считаю одним из лучших произведений, которое было написано на тему Первой Мировой. От этого еще больше удивляешься, когда узнаешь, что автор — твой современник. Окопная жизнь, грязь и ужас войны просто сочатся со страниц, так хорошо все описано. Можно сколько угодно писать о достоинствах рассказа. Но скажу только то, что от мрачно-грустной концовки у меня одновременно и бежали по спине холодные мурашки, и наворачивались слезы на глаза. А такой эффект от прочитанного говорит о многом.

Здесь писали о сходствах и аналогиях, но лично мне «Мессина» больше всего напомнила роман «И пели птицы...» Себастьяна Фолкса тоже на тему войны и саперных отрядов англичан.

Что касается рассказа, то больше говорить нечего — абсолютная десятка!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занимательный исторический военный рассказ с примесью мистики. Не скажу за Лавкрафта, а стилистически очень похоже на Келли Линк. Тоже непонятное нечто, неизвестно откуда, какие-то намеки без объяснений, когда возникает вопрос наяву ли это, или сформировалось в голове действующих лиц. Ощущение массовой галлюцинации не покидает до конца рассказа. В плане атмосферы рассказ действительно хорош, и что немаловажно исторически верен. Минерные войны в первую мировую были заметным явлением, а люди с острым слухом ценились на вес золота.

И все же туннели под землей дело такое... все может быть.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю насчёт вторичности, но язык и стиль повествования меня сразу покорили. Автор умело, без лишних описаний, погружает читателя в другую эпоху. А это уже дорогого стоит. Хоррорные нотки в рассказе присутствуют и вполне гармонично вплетены в сюжетную канву. И всё, же, считаю, что это прежде всего не хоррор, это драматическая история об ужасах войны, о безысходности, о письмах, которые не найдут адресата. История трагичная и яркая. А страшное явление, воспринимается, скорее, как символ драматических событий, дополнительная нотка, подчеркивающая атмосферу рассказа . В общем, мне понравилось.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вспоминаются сразу На страже смерти и Бункер, здесь и тягучая серая атмосфера безысходности и нечто темное, убирающее солдат одного за другим. Только рассказ воспринимается как копирка этих фильмов. Крайне блеклая и унылая.

Та самая тьма, которая хорошо была подана в упомянутых английских фильмах, в рассказе просто притянута за уши, дабы хоррором назваться и в антологию попасть.

Вводится она обыденно, мелькает то здесь то там для антуража, истории никакой под собой не имеет и заканчивается все банально и скучно. Во всяком случае в данном рассказе подобная концовка не заработала.

Претензии мои только к вторичной и тухлой истории, автор пишет хорошо, возможно, ему бы создать что-то свое, а не складным языком пересказывать то, что до него уже итак раскрыли.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась любовь автора к деталям. Не сомневаюсь, что перед написанием этого рассказа автор провел немало часов для изучения составляющих. Было очень круто и интересно. Не назвал бы это хоррором, наверное. Я вообще думаю что «мистический» элемент в «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...» вторичен. Но тем не менее — круто.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супер. Очень оригинальный и интересный сюжет.

Но, по-моему, больше всего, рассказ затягивает читателя своей атмосферой. Автор мастерски сумел передать окружающую героев темноту, сырость и холод туннелей. Писатель уделил много внимания не действиям героев, а их моральному состоянию, подавленности, психологическом давлению от пребывания под землёй.

Все это и создало прекрасную мрачную и гнетущую атмосферу рассказа.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Группа солдат, занятых работами в тоннелях в годы Второй Мировой, сталкивается с чем-то таинственным, выходящим за всякие рамки воображения.... Сначала рассказ показался вариацией на тему «Заставы» Уилсона. Но нет, автор пошел по другому, менее избитому пути. Вместо внешних ужасов он сделал упор на клаустрофобию. И не прогадал — получился атмосферный мистический рассказ.

Почему-то мне кажется, что бойцы столкнулись с лавкрафтовским Древним....

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх