fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2014»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Оценок:
225
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2014

Антология, год

Аннотация:

Перед вами — уникальная книга. Антология современного русского хоррора, которую «благословил» сам классик жанра Клайв Баркер. Сборник лучших отечественных рассказов ужасов. Кто сказал, что они лучшие? Не занудные литературные критики и не издатели, которым дай только прилепить куда-нибудь эпитет «лучший». Нет, это были такие же поклонники литературы тёмных жанров, как и вы. В ходе анонимного голосования, в котором участвовало несколько сотен рассказов, читатели выбрали девятнадцать историй, которые и вошли в книгу. Это — коллекция не похожих друг на друга кошмаров, и от каждой истории стынет в жилах кровь. Всё самое мрачное, завораживающее и пугающее. А теперь... Наберитесь смелости, устройтесь поудобнее, откройте книгу и взгляните в лицо своим страхам. Русский хоррор выходит из тени. На этих страницах оживают чудовища.

Примечание:

Формально составителем антологии считается М. С. Парфёнов, однако он явился лишь автором идеи и координатором проекта. Составителей у антологии гораздо больше, чем один человек.

Официальный сайт книги

Информация для желающих скачать официальную электронную версию этой книги:

Horror Shop



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.17 (155)
-
2 отз.
7.13 (103)
-
6.42 (290)
-
12 отз.
  • Фарш (2014) // Автор: Михаил Павлов  
6.39 (268)
-
14 отз.
7.39 (323)
-
19 отз.
7.47 (400)
-
20 отз.
  • Никта (2014) // Авторы: Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич  
5.88 (212)
-
8 отз.
7.25 (254)
-
13 отз.
5.76 (223)
-
8 отз.
6.27 (252)
-
9 отз.
5.24 (245)
-
9 отз.
6.96 (212)
-
13 отз.
6.20 (208)
-
7 отз.
5.10 (197)
-
8 отз.
  • Своё место  [= Часто снились кошмары] (2014), написано в 2006 // Автор: М. С. Парфёнов  
5.95 (226)
-
7 отз.
  • Буря (2014) // Автор: Вадим Волобуев  
5.52 (200)
-
4 отз.
5.18 (196)
-
3 отз.
  • Мин бол (2012), написано в 2010 // Автор: Олег Кожин  
6.97 (277)
-
7 отз.
5.87 (191)
-
4 отз.
5.90 (193)
-
4 отз.
6.86 (213)
-
6 отз.
  • Благодарности

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Мистика и хоррор года

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая антология

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2014
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил перед собой цель — постепенно прочесть все, что выходило под маркой «Самая страшная книга». Чтобы быть в курсе, теме и тренде. Ибо с современным русским хоррором знаком очень выборочно и в основном по конкурсу Чертова Дюжина.

Решил пойти по хронологии и первой целиком прочитанной книгой стал сборник 2014 года. Не скажу, что первый блин стал комом, но сразу бросается в глаза, что сборник очень не ровный. Рядом с достойными крепкими рассказами соседствуют явно ученические работы, которые на той же ЧД не вышли бы из группы не по причине своей оригинальности или неформатности, а именно «в плохом смысле».

И в отзывах постараюсь быть максимально объективным. Так уж вышло, что я более-менее знаком со многими авторами ССК, с некоторыми даже лично, так что обидеть никого не хочу. И наоборот, если на мой взгляд есть за что поругать, то почему бы и нет. Ведь хвалить условного Подольского только за то, что он Подольский — это путь в никуда. В том числе и для самого Подольского.

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ СБОРНИКА

«Навек исчезнув в бездне под Мессиной» Владимира Кузнецова

Прекрасный рассказ. Мрачный, давящий, неуютный. Сырые окопы Западного Фронта и таящаяся под землей тьма. Люблю именно такой вид хоррора, когда зла не показывают, но оно повсюду, сочится со страниц, чувствуется кожей.

Не знаю, чем вдохновлялся автор, но мне рассказ напомнил роман «И пели птицы» Себастьяна Фолкса. Тоже про британских военных инженеров в годы Первой Мировой.

Повторюсь, прекрасный рассказ и возможно один из лучших, что я читал во всей серии. В десятке точно. Хотя все мы конечно прекрасно знаем, что про войну это не хоррор, спекуляция и слезодавилка

ПОНРАВИЛИСЬ

«Фарш» Михаила Павлова

Даже без ужасов рассказ был бы страшным. Холод, тоска и бесконечная темная зима. Вот где хоррор

«Дом на болоте» Михаила Павлова

Тоже довольно грустный рассказ о семейных тайнах и возвращении в прошлое, которое на самом деле никогда не отпускает. Очень хорошо

»... где живет Кракен» Олега Кожина

До этого у Кожина читал только несколько рассказов и все они как-то прошли мимо меня. А этот попал в самую точку. И Лысик разбила мое сердце

МИМО МЕНЯ

В том смысле, что рассказы есть, они неплохие, но восторгов не вызвали и ругать особо не за что. Отмечу лишь те, про которые есть что сказать:

«Чики-чик» Александра Юдина

Ну ооооочень затянутый рассказ. Зачем мне читать весь договор между главным героем и его нанимателем? К чему эти подробные бессмысленные диалоги? В итоге, когда добираешься до развязки (довольно неплохой, кстати), радуешься, что рассказ закончился

«Черная дама» Ирины Скидневской

А вот за этот рассказ даже обидно. Он отлично написан, легко читается и от него не кровоточат глаза. А вот все остальное в нем вызывает недоумение, смех или даже злость. Сюжет и наполнение уровня «мистических» сериалов типа «Гадалка», «Колдовская любовь» и т.д., где все проблемы решаются походом к той самой гадалке, в церковь, постановкой свечек, окроплением святой водой и приложением к мощам. А финал и развязка даже хуже, чем «убийца дворецкий». Зато хэппи-энд. Котик вернулся и все будет хорошо

НЕ ПОНРАВИЛИСЬ

«Старик Чельбиген» Максима Маскаля

Все очень плохо. Главная героиня — неформалка и любит готику. Ее конечно никто не понимает, а она гуляет по кладбищам с другими неформалами и готами. Ходячий стереотип просто. Диалоги уровня:

- Ой, ты слушаешь рок?

- Да, а то у нас только «Иванушек» все слушают. А я люблю рок и меня никто не понимает. Так скучно.

- Я тебя понимаю. Давай встречаться.

Ужасов как таковых я тоже не рассмотрел. Что вообще за дед? Почему он страшный?

Для прозы.ру может и пойдет, но не для «уникальной книги, которую благословил Клайв Баркер»

«Буря» Вадима Волобуева

Почти такой же мрак, как и «Старик Чельбиген», но выигрывает за счет экзотического антуража и нескольких оригинальных задумок. Если бы все это было еще и более-менее читаемо, было бы хорошо. Но нет, не сложилось. Совсем

В целом же, если книга мне не нравится, я ее чаще всего не дочитываю. ССК-14 же дочитал до конца. Буду читать дальше

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначный сборник. Большинство рассказов не пригодны даже для электронного сборника, а тут такое шикарное издание и такой низкий уровень рассказов. Я поражен! Кто выбирал их??? Простые, такие, как я, читатели? Ну уж... «Самая страшная»... Ну вообще не тот эпитет, который подошёл бы к данной книге. ССК можно было расшифровать — «самая скучная книга», но никак не «страшная». Если какой-то рассказ и зацепил в сборнике, то он и близко не стоял с жанром хоррор. Немного жаль даже! А такое многообещающее предисловие было.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, «Самая страшная книга 2014» не особенно-то и страшная. По крайней мере, для искушенного читателя. 19 рассказов, которые не могут похвастаться новизной идеи, хотя и очень неплохи по исполнению. Сборник довольно ровный, рассказы разноплановые и охватывают достаточно интересные темы. Лично мне больше всего пришлись по душе 8 рассказов, из которых я 6 историй оценил на семь баллов и 2 – на восемь. Оставшиеся 11 рассказов не вызвали особых восторгов, как впрочем и отвращения, так что они были оценены мной на шесть баллов. Как обычно, про «семерки» и «восьмерки» я напишу подробнее.

Сперва те рассказы, которым я поставил твердые 7 баллов:

• «Сквозь занавес», Д. Тихонов. Неплохой мистический рассказ с сильной составляющей психологии мальчишек. Хвощ возвращается в детдом из психушки после нервного срыва. Возвращается тихим и как будто запуганным, а во сне говорящим о пугающем Короле гнили. Рассказ не пугает, это скорее психологическая проза, которой не помешало бы увеличение объема. Мистическая составляющая не объясняется вообще никак и оставляет в недоумении.

• «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...», В. Кузнецов. Первая мировая война, подразделение «тоннельщиков», солдат, деятельность которых заключается в операциях под землей. Они не на передовой, но войны хлебнули сполна. И вот во тьме тоннелей начали пропадать солдаты… Рассказ хорошо проработан по части атмосферы, но в сюжетном плане не может предложить ничего особенного.

• «Чики-чик», А. Юдин. Очень хороший детектив и довольно посредственный триллер. Повесть интересная, по настроению напоминает «Десять негритят» А. Кристи: остров, убийца среди основных персонажей, любопытная разгадка… А потом БАМ, и концовка все переворачивает в сторону триллера. Надо сказать, решение нетривиальное и прочитать повесть стоит.

• «По ту сторону», О. Зинченко. Не рассказ, а скорее зарисовка, но как ужастик смотрится неплохо. Тут вам и пара жертв, и чудовище, и кровища с саспенсом. Не хватает этой истории только глубины да проработанности сюжета. В целом нормально, но остается ощущение, будто прочитал пролог неплохого ужастика, а самой истории не нашел.

• «Мин бол», О. Кожин. Неплохая мистическая история о том, что не стоит произносить вслух непонятные слова. Об этом нам твердят почти в каждом ужастике о демонах. Увы, главный герой рассказа погнался за деньгами, что и привело к жутким последствиям.

• «Чёрная дама», И. Скидневская. Еще один хороший триллер. В жизни Лары началась черная полоса: кот пропал, одиночество заедает, мелкие неурядицы преследуют по пятам, еще и призрак Черной Дамы по ночам является. По атмосфере слегка напоминает рождественский выпуск «Шерлока», если добавить в него нотку безумия и заменить викторианскую Англию на Россию «нулевых». Рассказ нестрашный, но хороший в плане сюжета и языка.

Теперь те два рассказа, которые меня по-настоящему зацепили и порадовали и которые я оценил на 8 баллов:

• «Дом на болоте», М. Павлов. В лучших традициях Лавкрафта. Главный герой возвращается в дом своего детства, в котором живут мама, бабушка и полоумная двоюродная сестра. А еще дом хранит в своем подвале очень страшный секрет. Рассказ очень выделяется своей тягучей атмосферой ужаса. Я, прочитав его перед сном, даже решил повременить со сном и отвлечься чем-нибудь веселым и позитивным.

• «...где живет Кракен», О. Кожин. Отличный ужастик, пропитанный духом детства. Компания из шести ребятишек отправляется к заброшенному нефтяному резервуару, дабы посмотреть на живущего там Кракена. Рассказ можно поставить на одну полку с «Телом» и «Оно» С. Кинга: сюжеты схожи, да и дух детства поставлен во главу угла. Причем детства именно мальчишечьего, со всеми этими опасными авантюрами, типа беготни по заброшенной стройке от сторожа (который запросто может быть вурдалаком), прыжков по гаражам и с гаражей, прогулки до самых пугающих мест города и т.д. Рассказ впечатляет и трогает.

В итоге мы имеем достаточно ровный, но, к сожалению, средний сборник рассказов. И хотя «средняя температура по больнице» в данном случае не выходит за пределы нормы, мне бы хотелось, чтобы большинство рассказов оценивались бы мной на 8 и 9 баллов. Что ж, может, следующие сборники оправдают мои ожидания?

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрался-таки до отзыва на Самую Страшную Книгу, прочитанную уже давно. Стало быть, впечатления сгладились и воспоминания остались лишь самые яркие и запоминающиеся, а значит — самые важные. И это хорошо.

Итак, во первых строках хочу отметить, что сборник категорически удался. Итоговую оценку (7/10) я выставлял, основываясь на средней арифметической оценке всех рассказов сборника, что математически демонстрирует высокий уровень качества антологии. Плохие (на мой взгляд) рассказы, конечно, тоже есть, но их немного и они не портят общей картины, тем более что по соседству расположены произведения хорошие, а порой и отличные. Но обо всем по порядку.

К жемчужинам сборника можно смело отнести «...где живет Кракен» и «Мин бол» Олега Кожина, «Навек исчезнув в бездне под Мессиной» Владимира Кузнецова и «Чики-чик» Александра Юдина — все эти рассказы блестяще написаны и доставляют огромное удовольствие от прочтения (пусть даже «Чики-чик» можно отнести к хоррору весьма условно, хуже от этого рассказ не стал). Тут, как говорится, снимаю шляпу.

Ступенью ниже расположились «Фарш» Михаила Павлова, «Никта» Алексея Жаркова и Дмитрия Костюкевича, «10 фунтов» Игоря Кременцова и «Волки да вороны» Альберта Гумерова — отличные увлекательные рассказы, которые будет приятно перечитать снова. Может быть, даже не один раз :)

За ними следует группа хорошистов: «Сквозь занавес» Дмитрия Тихонова, «Старик Чельбиген» Максима Маскаля, «Перевертыши» Виктории Земсковой и «Дом на болоте» Михаила Павлова. Эти рассказы принесли несколько приятных минут, но не более того, даром что хорошо написаны. В любом случае, сборник они совсем не портят.

Ну и в конце топчется группа рассказов, которые показались мне неудачными (опять-таки, это оценки от 3 до 5, что намекает нам на крепкий средний уровень даже этих работ). Итак, не понравились по тем или иным причинам «Верлиока» Ольги Дорофеевой, «Под знаком Пи» Андрея Буторина, «По ту сторону» Ольги Зинченко, «Свое место» М.С.Парфенова, «Буря» Вадима Волобуева, «Храм червей» Александра Ульянова и «Черная дама» Ирины Скидневской.

Должен признаться, что обжегшись раз на «Диком пляже» от господина Демина я с большой опаской брался за очередную книжку с отечественными ужасами и был приятно удивлен их качеством. А слухи о том, что следующая «Страшная книга» будет еще лучше, наполняют меня безудержным оптимизмом. Неужели русский хоррор наконец-то выходит из тени?..

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написал я отзывы на ССК-2015 и 1016, пора взяться и за первую ласточку. Отзыв сей будет не самым хвалебным, даже, наверное, немного снисходительным — но по-хорошему снисходительным. ССК-2014 — еще пробник, еще имеется множество недочетов, еще хватает «порожняка», но уже чувствуется потенциал этой замечательной идеи. И уж несомненно, всем причастным именно эта, пилотная антология особенно дорога: с нее ведь все и началось.

Ну-с, пошли по объектам.

Открывает сборник Михаил Парфенов с любопытным микрорассказом-притчей «Самая страшная книга». Некий человек разыскивает Самую Страшную Книгу. Ради обладания ею он идет на любые преступления. Наконец, найдя ее, он узнает, что в Самой Страшной Книге каждый встретит свой, персональный страх. Банально? Вот и злодей не удивлен, однако то, что он увидит на страницах Книги, оказывается гораздо страшнее, чем он ожидал... и чем ожидали мы. Что ж, начало достойное.

Далее идут рассуждения составителя о судьбе русского хоррора — надо сказать, довольно верные. Пожалуй, это настоящий «Манифест ССК».

Дмитрий Тихонов — «Сквозь занавес». Тихонов — один из моих фаворитов. Еще ни один из его рассказов меня не разочаровывал. Даже «Свиноголового», которого многие почему-то ругают, я нашел замечательным. «Сквозь занавес» тоже весьма неплохой рассказ. История о детдомовце, попавшем на представление в страшный театр, получилась мрачной, атмосферной и, я бы сказал, болезненной. Однако есть у Тихонова рассказы лучше.

«Фарш» Михаила Павлова показался мне несколько... смазанным, что ли. Начало сразу заряжает читателя должным настроем, монстр довольно любопытен, но при этом текст какой-то слишком ровный; в нем словно бы нет кульминации, появление чудовища описано как-то буднично. Опять же, Павлов умеет лучше.

Далее вступает Владимир Кузнецов с рассказом «Навек исчезнув в бездне под Мессиной» — о английских солдатах, которые столкнулись в прорытых туннелях с невидимым врагом. Сам рассказ не блещет оригинальностью — я видел подобное в фильмах «Бункер» и «На страже смерти». Но восхищает мастерство стилизации — Кузнецов как всегда проникновенно и убедительно воссоздал для читателя кусочек чужого мира и живущих — вернее, выживающих — в нем людей. Финал очень впечатляет.

«Где живет Кракен» открыл для меня замечательного писателя Олега Кожина. Знакомство вышло чертовски удачным: великолепный язык, великолепный юмор (да не обидится на меня автор, если я скажу, что именно юмор, а не ужас — вернее, сочетание ужаса с юмором — является его сильной стороной). Лето, детство, запах пыли и раскаленного асфальта, детские разборки и детские же страхи — практически идеальное сочетание. Любители «мальчишечьих ужасов» будут довольны.

«Никта» Дмитрия Костюкевича и Алексея Жаркова — неплохой «исторический» ужастик. Но история про мертвого инквизитора, нагрянувшего в пост-петровский Петербург, показалась мне слегка поверхностной.

«10 фунтов» — яркий дебют Игоря Кременцова. Как и Кузнецов, автор обратился к «иностранщине», поместив действие в Англию 19-го века. С точки зрения аутентичности, стилизации, получилось хуже, чем у Кузнецова, и тем не менее, рассказ — один из лучших в сборнике. Он не то чтобы страшный — он невероятно гнетущий. Молодой человек, в юности чудом сумевший вместе со своей сестрой выбраться с социального дна, снова лишается всего после мимолетной, казалось бы, встречи со сверхъестественным. Кременцов последовательно погружает читателя в пучину отчаяния вместе с героем.

После этого сборник начинает, честно говоря, скатываться.

«Старик Чельбиген» Максима Маскаля мне активно не понравился. Сам этот сверхъестественный старикашка нисколечко не пугает, персонажи-подростки не вызывают сочувствия, а следовательно в их «высокие чувства» и самопожертвование не верится ни на грош. В принципе, это такой себе средне-самиздатовский уровень.

«Волки да вороны» Андрея Гумерова тоже не впечатлили. Крутой шаман, воюющий на фронтах Великой Отечественной, попал в руки эсесовцев. Ясное дело, что у него в рукаве припрятан козырь, и фашист, связавшийся с ним, горько пожалеет. Ничего выдающегося.

«Верлиока» Ольги Дорофеевой... Стоп, а о чем он? Нет, я помню, что там были убийства и этот самый Верлиока, но в общем рассказ показался мне довольно бессвязным.

«Чики-чик» Александра Юдина — иронический детективный триллер. Причем, триллером его делают последние несколько строк. Многие обвиняют автора в том, что строки эти пришиты белыми нитками, чтобы рассказ прошел по теме. Тем не менее, без них рассказ, на мой взгляд, был бы хуже. Момент, когда комичный, казалось бы, злодей открывает свое истинное лицо, меня очень порадовал. И все же... не совсем подходит рассказ.

Не радует и «Под знаком Пи» Андрея Буторина. Это больше мистика, чем ужасы, да еще и с налетом чернухи, герои не внушают симпатии, сюжет, как мне показалось, путаный. Хотя я видел немало и положительных отзывов, так что, возможно, это я чего-то не понимаю.

«По ту сторону» Ольги Зинченко также не вдохновляет — довольно банальная страшилка-крипипаста.

Как ни странно, не порадовал и сам Михаил Парфенов. «Своё место» — любопытная психологическая зарисовка, но едва ли рассказ ужасов. Подобные вещи часто встречаются в сборниках западной составительницы Эллен Дятлоу, которые справедливо ругают у нас за несоответствие жанру. В следующей ССК Парфенов выступит куда удачнее с отличным постапокалиптическим хоррором «Конец пути».

«Буря» Владимира Волобуева — история с огромным потенциалом и хромой реализацией. Муж и жена оказываются на острове, где уже живет безумец со своей семьей... Язык неумелый, с шероховатостями, герои несимпатичные. Мог бы получиться отличный сплаттерпанк в духе «Острова» Ричарда Лаймона, но — увы.

«Храм червей» Александра Ульянова — один из худших рассказов сборника. Уровень самиздата, ей-богу. Опять же, потенциал был, но реализация корявая.

Снова взлет — опять Кожин с рассказом «Мин Бол» — о пожилом актере, получившем неожиданное выгодное предложение. С подвохом, ясен перец. Взлет в плане качества — отличный язык, юмор, меткие характеристики персонажей. Но в плане соответствия жанру рассказ вызывает сомнения. Это опять больше мистика, нежели хоррор.

Сразу за ним идет рассказ «Перевертыши» Виктории Земсковой. Черт возьми! Тут я вынужден сделать небольшой спойлер. Дело в том, что рассказ Земсковой по своей фабуле практически повторяет рассказы Кожина и Гумерова. То есть, в ССК-2014 есть ТРИ рассказа с практически идентичной темой! И это, скажу я вам, не есть гут. Сам по себе рассказ мне понравился. Хоть и напоминает — и это тоже спойлер — известный мистический триллер «Ключ от всех дверей».

«Чёрная дама» Ирины Скидневской — это падение в бездну. Это ни разу не хоррор — это дамский детективчик с ложной мистикой. Имеем все признаки чтива для домохозяек — тут и мудрые старушки, и дамские проблемы уровня «У меня в кафе увели перчатки, и я полюбила другого», и обилие цитат из классики, подчеркивающих литературное убожество самого рассказа. «Дать ему в рыло? — предложил покачивающийся справа от Лары мужской голос» — ТВОЮ Ж ДИВИЗИЮ!!! Как такой хлам проник в ССК? И ведь были читатели, отмечавшие «прекрасный язык» этого, прости Господи, произведения!

Но завершение сборника вышло удачным — снова Михаил Павлов с отличным рассказом «Дом на болоте». Павлов убедительно доказывает, что дух Лавкрафта прекрасно приживается и в наших родных краях.

В итоге... Первый блин, как есть, но задатки уже видны. Система совершенствовалась, читательские требования росли. Наверное, две трети рассказов сборника не прошли бы сито отбора в следующие тома ССК. Рядом с блистательными антологиями 2015 и 2016 гг., ССК-2014 кажется юношеской пробой пера рядом со зрелыми работами профессионала. Всего три жемчужины — «Кракен», «10 фунтов» и «Навек исчезнув в бездне под Мессиной», несколько очень хороших рассказов, немало и посредственных, есть и просто плохие. Но даже и жемчужины, за исключением, пожалуй, «Кракена», уступают рассказам тех же авторов из более поздних сборников. Тем не менее, роль ССК-2014 в становлении русского хоррора неоценима. И за одно это она заслуживает огромного уважения.

А уже завтра стартует читательский отбор в четвертый том этой замечательной серии. В добрый путь!

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечу сразу, что от сборника абсолютно ничего не ждал, поэтому и о разочаровании говорить не стоит.

Рассказы в основном разноплановые, есть и совсем не хоррор, но так во всех аналогичных антологиях. Что удивило, так это четыре (!!) практически одинаковых рассказа, на одну тему, но в разных декорациях. Прочитав сборник, сразу обратите на них внимание. Располагаются они, плюс ко всему, попарно. Идея этих рассказов даже не вторична, я только с ходу, даже не вспоминая, могу назвать четыре штуки (Кинг «Бабуля», Дик «Вкус Уаба», Мартин «Человек-в-форме-груши», Гейман «Троллев мост»), и точно, что были еще на эту тему.

Теперь по самим рассказам:

Сквозь занавес

К хоррору отношение имеет слабое. Скорее какой-то гротеск. Идея поместить его в сборнике первым понятна. Его задача скорее открыть сборник, ну и ладно.

Фарш

Вариация на тему «Серая дрянь» Кинга. Это уже имеет непосредственное отношение к теме.

Навек исчезнув в бездне под Мессиной...

Это военная проза с небольшими элементами мистики. Рассказ неплохой, но не для этого сборника.

...где живет Кракен

Это именно хоррор, каким он и должен быть. Влияние Кинга заметно.

Никта

Рассказ атмосферный, но слишком рваный стиль повествования. В целом неплохо.

10 фунтов

Мистика, а не хоррор. Не понравилось то, что гг сам себе создает проблемы, и сам же от них мучается, поведение его совсем не мотивировано, следственно, и события рассказа не воспринимаются, и тем более не пугают.

Старик Чельбиген

Рассказ нормальный, но эта тема уже себя исчерпала.

Волки да вороны

Та же идея, как и в предыдущем, но исполнение хуже, плюс хоррора нет совсем.

Верлиока

Кинговская вещь на тему, что лучше не ворошить детские страхи. Нормально, по крайней мере, хоррор.

Чики-чик

Что здесь делает детектив? Не понимаю. Видимо, из-за жестокой сцены в концовке.

Под знаком Пи

Очень невнятное психоделичное повествование, к теме не имеющее отношения.

По ту сторону

Детская страшилка, расписанная на рассказ. С натяжкой потянет на хоррор.

Своё место

Не хоррор, а такая циничная социалка.

Буря

Не особо удачная стилизация под Лаймона, причем собранная из нескольких его произведений.

Храм червей

Стилизация под Лавкрафта, причем весьма неплохая.

Мин Бол

То же самое, что и «Старик Чельбиген» и «Волки да вороны». 3-й однотипный рассказ! Не перебор ли?

Перевертыши

В самом начале, когда богатый дедушка вызывает к себе из другого города алчущего наследства внука, подумал, неужели опять кража тела? Да нет, думаю, не 4-й же рассказ об этом, не может быть! Может, еще как может...

Чёрная дама

Просто обычный детектив. Даже не мистика.

Дом на болоте

Очень лавкрафтовский рассказ, с огромным количеством его штампов, вплоть до пресловутого «это было так ужасно, что не могу описать!». В сборнике смотрится очень хорошо.

В общем, антология весьма неровная, но это, конечно, лучше чем ничего.

«Самую страшную книгу 2015» читать буду.

Оценка: 4
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

От сборника рассказов русских писателей в жанре «хоррор» я особенно многого не ждал. Не потому, что я не люблю русские книги в данном стиле. Нет, мне нравятся некоторые отечественные романы ужасов. Даже для меня они имеют преимущество перед заграничными. «Своё» как-то ближе, атмосфернее. Просто, я считаю, что в рассказе трудно передать и сюжет и атмосферу хоррора, а в сборнике рассказов это сделать труднее. Тем более, у каждого писателя есть сильные и слабые произведения, и для каждого читателя предпочтения индивидуальны. Как выбрать лучший рассказ? Одни мне понравились больше, другие меньше, третьи вообще не понравились. Как оценить сборник в целом?

Первый рассказ. Д. Тихонов. «Сквозь занавес». Он о жизни мальчишек в детском доме. Конечно, детский дом — это страшно, но к жанру хоррор этот рассказ не имеет отношения, так, немного мистики, но в чем здесь ужас? Просто грустная и трагичная история. Мне не понравилась.

М. Павлов «Фарш». Ну это -классический рассказ ужасов. Некая аморфная тварь, убивающая людей. Очень тяжёлый, мрачный но интересный рассказ. Не шедевр, но в данный сборник хорошо ложиться.

В. Кузнецов. «Навек исчезнув в бездне под Мессиной». Мне рассказ понравился, оригинальный сюжет, мрачная, таинственная атмосфера. Нечто, убивающая солдат и офицеров во тьме подземных тоннелей.

О. Кожин «Где живёт Кракен «. Отличный рассказ, немного детский, немного грустный. Он не страшный, но к жанру «хоррор» его можно отнести смело.

А. Жарков. «Никта». Ну это сказка с историческим уклоном. Изгнание демона, призрак Петра I,старообрядцы... Не страшно.

И. Кременцов. Рассказ «10 фунтов». Он о жизни лондонских нищих, о голоде, нужде, болезнях и о смерти близких. Мрачный, тяжёлый рассказ. Я такие не люблю...

М. Маскаль. «Старик Чельбиген». Рассказ о нечисти из хакасского фольклора. Вот это произведение мне понравилось.

А. Гумеров «Волки да вороны» Рассказ о шаманах, Гестапо и переселении душ. На мой взгляд, слабый рассказ. К хоррору отношения не имеет.

О. Дорофеева. Рассказ «Верлиока». Какой-то запутанный и бессмысленный, нет ни начала ни конца.

А. Юдин. «Чики-чик». Обыкновенный детектив, ничего особенного. К чему он в этом сборнике?

А. Буторин «Под знаком Пи», мрачный мистический рассказ, нестрашный, скорее неприятный, очень безъисходный и сумбурный.

О. Зинченко. «По ту сторону». Неплохой и оригинальный рассказ, о нечто, что находится по ту сторону компьютера. И что оно не безобидно. Хорошо бы прочитать фанатикам компьютерных игр и соцсетей.

М. Парфёнов «Свое место». Хороший рассказ про маньяка и палача. Чем они отличаются друг от друга.

В. Волобуев. «Буря». Рассказ про необитаемый остров, вернее, обитаемый. Каннибаллами.

А. Ульянов. «Храм червей». Дети, заблудившиеся в подземельях под пустырем, темнота, черви, непонятные ужасы во мраке. Рассказ, конечно, в стиле «хоррор», но какой-то невнятный, любительского уровня.

О. Кожин. «Мин Бол». Рассказ про якутских шаманов, магию, переселение душ. Подобный рассказ уже был в данной антологии- «Волки да вороны». Довольно неплохое произведение.

В. Земскова «Перевертыши». Опять про переселение душ, про бессмертие и про чернокнижника. Довольно яркий рассказ.

И. Скидневская. «Чёрная дама» Рассказ детективный, с оттенком женских романов. Хоть и про призраков , к жанру ужасов его можно отнести с трудом.

М. Павлов. «Дом на болоте». Ещё один рассказ этого автора. Вот это, настоящий классический хоррор. Очень достойное завершение сборника.

Двадцать рассказов. Парочка отличных, несколько довольно хороших. Многие попали в данный сборник не знаю почему. Некоторые написаны, на мой взгляд, полными дилетантами.

Как оценить антологию в целом? Если вывести среднюю оценку, то я поставлю данной книге «5».Буду ли я читать « Самую страшную книгу 2015 года» ? Да, буду. Буду ли я перечитывать «Самую страшную книгу 2014 года» ? Нет! Из неё мне запомнились два-три рассказа, об остальных я через неделю и не вспомню.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя пару месяцев после выхода антологии «Пазл» весьма неожиданно было увидеть анонс еще одного отечественного хоррор-сборника, получившего неказистое название «Самая страшная книга 2014». Впрочем, на проверку книги оказались совсем разными. Если «Пазл» ходил по кромке сплаттерпанка (практически каждый рассказ можно было описать словами «кровавые ужасы»), да и вообще, учитывая небольшой объем, выглядел этаким единым черным монолитом, то ССК представляет собой крайне разнородную жанрово и стилистически массу историй. Самое удивительное, что в плане именно «хоррорности» «Самая страшная книга», несмотря на название, проигрывает ранее вышедшей книге. Более того, в ней всего один рассказ, который можно назвать по-настоящему кровавым и который уместно смотрелся бы смотрелся в «Пазле», в этом плане составители сборника меня слегка удивили. Но, несмотря на не слишком высокий уровень «страха», по литературной части сборник даже выигрывает у своего предшественника.

Антология начинается с рассказа Дмитрия Тихонова «Сквозь занавес», который отличился в «Пазле» шикарной «Трапезой». Впрочем, рассказ оказался не настолько ярким, как ожидалось, тем более, для «открывашки» антологии. Что понравилось: атмосфера детдома, в котором происходит действие, мощная концовка. Не слишком удачно: композиция рассказа, до середины читать скучновато. 7/10

Второй рассказ — «Фарш» Михаила Павлова, производит куда большее впечатление. Это как раз тот рассказ, который выглядел бы своим в «Пазле». Мощный сплаттерпанк, пропитанный атмосферой безысходности, обогащенный хоть и предсказуемым, но интересным детективным сюжетом и даже чем-то напоминающий рассказы Клайва Баркера. Плюс — достаточное количество крови и сильная концовка. 10/10

Следующий номер называется «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...» и принадлежит авторству Владимира Кузнецова. Военный хоррор, действие которого разворачивается во времена Первой Мировой, стилизованный под классический рассказ ужасов, который вполне мог быть написан Говардом Лавкрафтом. С творчеством последнего рассказ также роднит похожая атмосфера и природа зла, о котором мы так ничего толкового и не узнаем. Рассказ обладает безупречным стилем, но, на мой взгляд, самую малость затянут. 9/10

Далее по списку — «...где живет Кракен» Олега Кожина. Еще один представитель жанра «мальчишеских» ужасов, только на этот раз более страшный и обладающий немалой долей психологичности, что роднит его с произведениями Стивена Кинга. Также присутствует отличный образ монстра, живущего в огромной бочке, и необычно светлый конец. 8/10

«Никта», Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич. Вполне себе неплохо, интересный сюжет, необычный антураж — действие происходит в Петербурге спустя некоторое время после смерти Петра, хорошая стилизация. Правда, совсем не страшно и не совсем хоррор — скорее, необычное фэнтези с его элементами, причем проявляющимися только ближе к концу. Но за хорошую долю иронии можно поставить 8/10.

Следующий рассказ — «10 фунтов» Игоря Кременцова. Еще одна жемчужина антологии. Стилизация под классический готический рассказ с невероятно насыщенной «черной» атмосферой. История про живых мертвецов, действие которой опять происходит за пределами России в 1920 году, поданная с пусть не совсем оригинальной, но не заезженной позиции. Сюжетный реверанс роднит рассказ с «Кладбищем домашних животных» Стивена Кинга, но больше ничего общего с творчеством «Короля ужасов» здесь нет — рассказ вполне мог бы выйти из под пера Эдгара Аллана По. 10/10

Далее следует не слишком удачный «Старик Чельбиген» Максима Маскаля. Не слишком удачный в первую очередь благодаря слишком простому, даже ученическому стилю, не особо интересному сюжету (девочку-неформалку отправляют в деревню на перевоспитание, где она сталкивается с мифологическим злом — тем самым стариком, чье имя вынесено в название рассказа), неправдоподобным персонажам. Впрочем, самый конец рассказа вытягивает его на средний уровень. 6/10

«Волки да вороны» Альберта Гумерова. Опять война, только на сей раз, Великая Отечественная. Не слишком сложный сюжет про шамана, который, будучи в плену, обменялся телом со своим пытателем-фашистом, автор компенсирует приемом разделения последовательного сюжета на три параллельные линии, действие которых происходит в разных временных отрезках. Финальный финт достаточно непредсказуем, но при этом обесценивает все, что было до этого. Также, как и «Никта», не является хоррором. 7/10

Рассказ Ольги Дорофеевой «Верлиока». Один из самых необычных рассказов сборника, в котором крепко сплелись мифологический злодей, поначалу детективный сюжет и безумная психотропная атмосфера. Автор, кстати, не дает четких объяснений тому, что происходит, так что додумывать все приходится читателю. Не сказать, что это плохо, вполне себе крепкий рассказ. 8/10

Далее — «Чики-чик» Александра Юдина. Детективный триллер с отличными сюжетом и непредсказуемым финалом, который вряд ли можно с чистой душой привязать к жанру ужасов, при этом является одной из лучших вещей сборника. Впрочем, последние строчки делают свое дело, добавляя хоррор-элемент, но даже без них рассказ ничего бы не потерял. Замечательно построенная история, в которой замешаны давняя месть, тропический остров и напряженное расследование. 10/10

Рассказ Андрея Буторина «Под знаком Пи» своей сюжетной хаотичностью напоминает идущую немногим ранее «Верлиоку», но имеет более четкую развязку и вопросов «А что это было?» не вызывает. На самом деле, таких историй немало и особо шокировать концовка вряд ли сможет, но рассказ обладает по-настоящему мрачной тягучей атмосферой и даже какой-никакой философской подоплекой. 8/10

Следующий рассказ — «По ту сторону» Ольги Зинченко, не вызывает практически никаких эмоций. Жутковато, конечно, особенно образ существа внутри киберпространства (тема рассказа — гадание с помощью современных технологий), но слишком коротко и, в отличии от многих других произведений с похожей тематикой, как то слабо раскрыто. 6/10

Рассказ от составителя сборника, Михаила Парфенова, носящий название «Свое место», тоже ничем особенным не выделяется, но читается лучше предыдущего. Мрачная атмосфера, несколько отвратительных подробностей, правда, сюжет практически отсутствует, рассказ напоминает скорее зарисовку о мании к убийствам. Но находится на «своем месте» и лишним точно не является. 7/10

«Буря» Вадима Волубьева. Здесь уже явная отсылка к Уэлльсу и его «Острову доктора Моро», только в современном сеттинге, близком к разного рода голивудским ужастикам. Действительно, сюжет неплохо смотрелся бы на большом экране — интрига, затягивающая атмосфера тропического, опять же, острова, безнадежный конец и слегка глуповатые поступки персонажей — все это присутствует в равной степени. 8/10

«Храм червей» Александра Ульянова является третьим представителем «мальчишеского хоррора» в антологии. Что тут действительно хорошо, так это жуткая атмосфера, этот рассказ можно назвать действительно страшным. В минусах — не слишком запоминающийся сюжет. Но за мрачное настроение вполне можно поставить 8/10.

Еще один рассказ Олега Кожина «Мин Бол» опять возвращает нас к теме шаманизма и переселения душ, как и «Волки да вороны» Альберта Гумерова, но здесь мы имеем более «страшный» сюжет. Процесс обмена телами можно назвать одним из самых запоминающийся моментов в антологии, действительно, свежо и необычно. Разве что в концовке хотелось бы чего то более яркого. 8/10

Также цепляет и рассказ «Перевертыши» Виктории Земсковой. Пусть стиль не очень ровный, а сюжет до боли напоминает фильм «Ключ от всех дверей» (опять переселение душ!), но повествование сбито очень крепко, от чтения невозможно оторваться, да и отдельные авторские находки (вроде Библии с перевёрнутым текстом) весьма радуют. 9/10

«Черная дама» большую свою часть вводит в заблуждение мрачнейшим тоскливым настроением, граничащем с безумием, но в конце сюжет делает необычный финт, и на предыдущие события смотришь уже совсем по-другому. Конечно, развязка достаточно непредсказуема, но, на мой взгляд, простовата для рассказа. Хотелось мистики, а на деле все оказалось обычной «бытовухой». Впрочем, все остальное очень даже хорошо. 8/10

Наконец, последний рассказ сборника — «Дом на болоте» Михаила Павлова. Также, как и «Фарш», история пропитана мрачной, слегка «баркеровской» атмосферой и обладает невероятно отвратительным злодеем. Действительно сильный и страшный рассказ, который является идеальным завершением антологии. 9/10

В заключение можно сказать, что сборник удался. Его действительно можно поставить в один ряд с самыми именитыми западными антологиями подобного рода, а, учитывая то, что практически все имена относительно новые, начинаешь верить в будущее российского хоррора. Пусть не все рассказы одинаково хороши и далеко не все смогут напугать читателя, антология заслуживает самой высшей оценки.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, не страшно.

Во-вторых, отбор рассказов очень и очень странный. Такое ощущение, что отбирались заведомо отстойные, скучные, примитивные произведения. Сборник рассчитан на кого? На тех кому 10 лет и кто в руках не держал произведения мировой хоррор-литературы?

Данной собрание сочинений очень сильно напоминает выходящие у нас фильмы типа «Самый смешной фильм» и прочие поделки...

Не рекомендую читать данные сборник и скорее всего (продолжу читать сборники серии) всю серию можно пропустить.

При том что идея антологии отличная, но увы — отвратительная реализация.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «ПАЗЛ» , вторая русская хоррор-антология бралась в руки уже с опаской..

Рекламное «благословение» Баркера, в глаза не видящего данный сборник, тоже не внушало доверия..

Да и метод отбора произведений вызывал опаску.

В этот раз составители пошли интересным путем, собрали 30 гипотетических любителей хоррора, которые должны были отобрать наиболее интересные произведения из многочисленного общего вороха..

Сработал ли этот метод судить читателям, мне он не показался идеальным..

Что касается рассказов..

Я писал это в своем отзыве на «ПАЗЛ» и повторю это для «Самой страшной книги» — первый рассказ сборника , должен быть сильным. Заставить читателя заинтересоваться и заинтриговать..

Дмитрий Тихонов «Сквозь занавес»

Заглавный рассказ. Неплох, но звезд с неба не хватает

Михаил Павлов «Фарш»

Рассказ не о чем..Мрачно, безысходно , но сюжет как таковой хромает.. Автор по быстрому сострогал неубедительную концовку и на этом закончил..

После второго рассказа, в голове у меня стал вырисовываться не очень лицеприятный отзыв..

Однако дальше, сборник стал набирать темп.

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...»

Военный хоррор всегда интересен, и автор довольно интересно подал сюжет, хотя на мой взгляд можно было его доработать и сделать еще более мрачным

Олег Кожин «...где живет Кракен»

Истории , где главными героями являются дети и подростки , для меня всегда плюс.. Если добавить еще монстра, да в обычной российской действительности.. Получится отличная история..

Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта»

История произошедшая на Петербургской земле, после кончины Петра 1. Дух его стал бродить по

городу пугая нерадивых чиновников и мздоимцев, что и привело к прибытию двух заграничных инквизиторов..

Не страшно, и на мой взгляд перемудрено

Игорь Кременцов «10 фунтов»

Одна из лучших историй в сборнике..Мрачно, тягуче, напоминает классический готический рассказ..

Максим Маскаль «Старик Чельбиген»

Деревенский хоррор с использованием мифологического персонажа.. Особенно не зацепило..

Альберт Гумеров «Волки да вороны»

История о шамане , во время Второй Мировой попавшему в плен к нацистам.. Довольно неплохо.

Ольга Дорофеева «Верлиока»

Еще один рассказ с использованием мифологического существа. Приятно, что наши авторы начали использовать мифологию предков..

Александр Юдин «Чики-чик»

Детективный триллер. Отлично написанный рассказ, отлично выстроенный и с неожиданной концовкой..

Андрей Буторин «Под знаком Пи»

Очень средне.. Больше мистика, чем ужас..

Ольга Зинченко «По ту сторону»

Еще один не запоминающийся рассказ, о методах гадания с применением новейших технологий:)

М. С. Парфенов «Своё место»

Об палачах и жертвах.

Вадим Волобуев «Буря»

Ну а это, что то в духе «Остров доктора Моро».

Александр Ульянов «Храм червей»

Снова детишки, подземелья и катакомбы.. И как уже заранее понятно, все кончится плохо..

Олег Кожин «Мин бол»

Второй рассказ Олега Кожина, не хуже Кракена. Но вот концовка мне показалось смазанной, поэтому оценку на балл снизил..

Виктория Земскова «Перевертыши»

Отличный жутик, в духе Лавкрафта..

Ирина Скидневская «Чёрная дама»

Что делает вот этот рассказ в сборнике, я толком не знаю.. Мистики нет, ужасов нет.. Помнить не про что..

Михаил Павлов «Дом на болоте»

Добротный рассказ. Проклятые дома и семейные тайны, всегда пользовались успехом..

Могу сказать, что несмотря на мое кажущееся ворчание, данная антология получилась.. Да в ней есть несколько слабых рассказов, но в целом очень интересная и разнообразная подборка как авторов, так и тематик.

Надеюсь , что в дальнейшем нас ждет «ССК 2», потом «ССК 3», авторы будут матереть и становиться заслуженными мастерами жанра.. И русский хоррор семимильными шагами зашагает по планете..

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это уже не первый сборник, который я прочитал по теме отечественного хоррора. Я не отношу себя к любителям данного жанра, но для разнообразия всегда интересно прочитать что-то несвойственное, и разбавить немного фантастику и фэнтези.

На мой взгляд, антология получилась довольно интересной. Рассказы затрагивают практически все возможные сферы: детские страшилки, внутрисемейные конфликты, мифы и легенды небольших городков, психологические триллеры, мистика и многое другое. То есть, присутствуют истории на самый разный вкус, которые в той или иной степени будут интересны читателям.

Концепция отбора в этот сборник, для меня не совсем понятна. Кто все эти люди, которые определяли итоговую оценку писательским работам? Если это какие-то любители хоррора из соцсетей, голосовавшие за каждую историю отдельно, то почему прошли отбор откровенно слабые рассказы? Наверное, издатели и составители учли некоторые ошибки, потому что последующие антологии получились более сбалансированными и без провальных работ.

Однозначно хочу отметить, что эксперимент удался и это видно по новым сборникам, которых появилось довольно много. Перенасыщение рынка, наверное, вряд ли возможно, потому что особых конкурентов в этой сфере не наблюдается. Туманные перспективы жанра хоррор, уже можно четко увидеть, читателям интересно это читать и видеть на своих книжных полках.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Натюр продукт, тот самый случай, да.

В основе сборника — огненный энтузиазм, любовь к жанру, знание его, и его же полное понимание.

В содержании — хоррор, самый разный. Привычная и доступная всем классика, и «странный» ужас, и рассказы-«обманки», и «мальчишечьи ужасы», -- палитра полная, представлены все оттенки страха.

Разумеется, что по представительности имен ССК уступает ежегодным антологиям хоррора Стивена Джонса или Эллен Дятлоу, которые на Западе принято считать одними из самых авторитетных. Уступает даже по российским меркам. Однако, по разнообразию представленных тем, полному отсутствию составительской вкусовщины и кумовства, да и простому удовольствию от чтения, САМАЯ Страшная Книга выигрывает за явным преимуществом. И то ли еще будет!.. ;)

Словом, не оставьте без внимания.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, конечно, лицо заинтересованное, но! Имею сказать следующее: если в сборнике четверть удачных рассказов — он оправдывает потраченные на покупку деньги. Если половина — он хорош. Если больше половины — он просто замечателен. Такого, чтобы все рассказы хорошими, достичь просто нереально, даже в авторском сборнике маститого писателя. «Самая страшная книга 2014», на мой взгляд, колеблется между хорошо и замечательно. Т.е. годных рассказов в нем больше половины. Конечно, это сугубо ИМХО, но давайте пройдемся по содержимому. Под каждым рассказом я уже оставил отзыв, так что повторятся не буду, ограничусь общим впечатлением.

Дмитрий Тихонов «Сквозь занавес», Михаил Павлов «Фарш», Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта», Максим Маскаль «Старик Чельбиген», Ольга Дорофеева «Верлиока», Вадим Волобуев «Буря», Виктория Земскова «Перевертыши» — хорошие рассказы. Может не без огрехов, но запоминающиеся и интересные.

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...», Игорь Кременцов «10 фунтов», Альберт Гумеров «Волки да вороны», Михаил Павлов «Дом на болоте» — отличные работы, перед авторами которых я снимаю шляпу. Из всех был знаком только с творчеством Павлова, знал, что могёт. Оказалось, могут и другие. На мой взгляд, эти рассказы — украшение сборника, его жемчужины.

Отдельно поставлю следующие рассказы: Андрей Буторин «Под знаком Пи», Александр Юдин «Чики-чик», М. С. Парфенов «Своё место», Ирина Скидневская «Чёрная дама». Эти работы, вроде и ругать не за что, но и хвалить, особо, тоже. Язык гладкий, герои — не картонные, все на местах и видно, что авторы умеют складывать буквы в слова, а слова в предложения. Возможно, в данном случае, для меня играет фактор, что все они — на стыке жанров. Мистика, детектив, триллер. Хоррора по минимуму. Тем не менее, сборник они не портят.

И, наконец, рассказы, которые не понравились: Ольга Зинченко «По ту сторону», Александр Ульянов «Храм червей». Слабые работы. Потенциал есть, но над историями еще работать и работать. Пахать, я бы даже сказал.

Итого, мы имеем только 2 (ДВА!) рассказа из 19, которые не понравились. Честно — такой кучностью удивлен. Рассказы чертовски разные, как по тематике, так и по атмосфере. И это сильная сторона сборника, кмк. Тексты на любой вкус. И, что характерно. набивших оскомину вампиров, оборотней и зомби здесь нет, от слова «вообще».

PS: Кожина не рассматриваю по-понятным причинам. Не авторское это дело. От себя лишь скажу, что «Мин бол» считаю послабее, чем «...где живет Кракен». Надеюсь, мои рассказы украсили антологию.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антология с очень нескромным названием — «Самая страшная книга«! Как тут не вспомнить «Самый лучший фильм»? Но, с другой стороны, это раньше я читал ужастики для испуга, а теперь читаю их для удовольствия. И от «Самой страшной книги 2014» это удовольствие получил.

Во-первых, все рассказы написаны прекрасным языком (даже такой проходняк, как «Черная дама»... да что там, именно «Дама» один из лучших рассказов в этом плане).

Во-вторых, с некоторых историй мне потрепало нервы, а другие просто погрузили во мрак (например, «Десять фунтов»).

В-третьих, процент слабых историй здесь довольно мал, не чета другой антологии русских хорроров, которая зовется «Натюр морт».

Самые понравившиеся истории:

- «Навек исчезнув в бездне под Мессиной» Владимира Кузнецова. Военная драма снаружи, мистика внутри.

- «Где живет Кракен» Олега Кожина. Люблю мальчишечьи страшилки. А если за них берется хороший автор, то это же просто кайф! Особенно понравилось то, что здесь не самого монстра боишься — страх охватывает от ОЖИДАНИЯ его появления. Вот это, я понимаю, саспенс. Единственный«недостаток — вряд ли Кожину стоило делать такой открытый реверанс кинговскому «Оно» в финале.

- «10 фунтов» Игоря Кременцова. А это уже реверанс «Кладбищу домашних животных». Страшная история с беспросветным финалом, и как водится, с оживлением умерших. Автор обошелся без кровожадных зомби, одними лишь намеками (Кинг в своем «Кладбище» так не сумел). Особенно подействует на читателя с хорошим воображением.

- «Старик Чельбиген» Максима Маскаля. Некоторым этот рассказ покажется подростковым наивняком (тут тебе и девушка-неформал, и пацан-неформал, и постоянно обсуждается субкультура молодежи), но меня зацепило. Всегда любил ужастики о проклятиях. И любил деревенский антураж. Здесь и то, и другое, а также жуткий персонаж, достойный называться лучшим злодеем антологии — старик Чельбиген.

- «Волки да вороны» Альберта Гумерова. Небольшой рассказ. Но на вес золота! Написан так затягивающе, что после прочтения нужно некоторое время, чтобы отойти от него.

- «Чики-чик» Александра Юдина. Будьте бдительны — хотя это и самая большая история в антологии, в ней меньше всего хоррора. Зато есть сочно написанный детектив, который одно удовольствие читать.

- «Под знаком Пи» Олега Буторина. Не самый лучший из представленных рассказов, но хорошо нагнетает мрачную атмосферу.

- «Буря» Вадима Волобуева. Здесь нет психологизма, хитро закрученной сюжетной линии, здесь есть некоторая примитивность — но это совсем не мешает получить удовольствие от этой бойкой приключенческой страшилки!

- «Дом на болоте» Михаила Павлова. Идея с проклятым домом не нова, этот прием встречался и у Лавкрафта, и у По, и у сотен их последователей. Но от того, что его применили сотни раз, прием ещё не перестал работать. Автор здорово нагоняет жуть. Если вы боитесь темных комнат, то после «Дома на болоте» забоитесь ещё сильней.

Рассказы которые в целом понравились, но которые я вряд ли буду перечитывать — «Сквозь занавес», «Фарш», «Свое место», «Храм червей», «Мин бол».

Слабенькие истории — «Никта» (хотя исторический антураж хорош), «Верлиока» (история ни о чем), «По ту сторону», «Перевертыши», «Черная дама».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честный отъем денег у заинтересованного населения. И еще очень хочется посмотреть на ту таргет группу которая это выбрала из сотен рассказов. В общем это смешно и как выход из тени и как достойные печати тексты.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх