Филип Дик «Сдвиг времени по-марсиански»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Терраформирование | Контакт
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Семье мастера-ремонтника Джека Болена, председателю союза водопроводчиков Арни Котту и другим колонистам-марсианам суждено принять участие в развернувшейся борьбе за лучшее место под солнцем.
Для Арни приемлемы любые средства, но особенно его занимают идеи предсказания будущего и изменения прошлого. Именно ради этого он пытается воспользоваться необычными способностями мальчика-аутиста и даже обратиться к религии бликменов – коренных жителей Марса. Ведь если дух Грязной Башки — их священной скалы — проявит благосклонность, Арни получит то, что просит…
Вот только кто знает, как могут отразиться прошлые поступки при попытке изменить это самое прошлое?...
Входит в:
— журнал «Worlds of Tomorrow, August 1963», 1963 г.
— журнал «Worlds of Tomorrow, December 1963», 1963 г.
— журнал «Worlds of Tomorrow, October 1963», 1963 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
- /языки:
- русский (7), английский (7)
- /тип:
- книги (11), периодика (3)
- /перевод:
- М. Ланина (7)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 5 октября 2024 г.
Данный роман считаю одним из самых недосказанных, но тем не менее это произведение с яркой и внятной сюжетной канвой, в котором самую важную роль играют характеры персонажей. Их несколько, это судьбы разных героев, сформированные определенными обстоятельствами, общественной средой, которую человечество попыталось обустроить на красной планете. В этом и кроется основная проблематика, ведь автор попытался выделить именно эту сюжетную особенность: колонизация Марса, как возможность воссоздать на чуждой планете условия для новой жизни, исходя из экономических предпосылок и политических взглядов. Основное повествование будет целиком и полностью сконцентрировано на внутренних проблемах героев, их психологической картине, поведении и несовершенстве их моральных установок, а так же поступках, которые они совершат ради достижения тех или иных целей. Как всегда контекст очень важен, попробую его тезисно раскрыть.
1. Земной империализм и рыночные спекуляции в планетарных масштабах.
Перед нами недалёкое будущее, в котором снова планета Земля сдает свои позиции, оказываясь перенаселённой. К этому так же добавляется проблема автоматизации, когда человеческий труд начинает заменяться роботизированными технологиями, а так же где-то на фоне маячат экологические трудности (в человеческий генофонд вдруг проникают мутации). Из соображений общественного блага ООН в лице содружества нескольких стран начинает программу колонизации Марса, обнаруживая там самую настоящую разумную жизнь — остатки древней цивилизации, которая смогла построить и оставить после себя огромную сеть водных каналов. После многих лет развития коренное население Марса выродилось, пребывая теперь в состоянии первобытного племени, полностью лишённого былых экономических мощностей. Остатки этой былой цивилизации — блинкмены, повадками и образом жизни так похожие на земных бушменов, полностью подчинились человеческой экспансии, уступая собственные территории и свой древний технологический базис (те самые марсианские каналы), пользоваться которым всё равно уже давно разучились. Их культура так же примитивна, обусловленная религиозными предрассудками, представляет их себя типичный родоплеменной уклад с обрядами, верованиями в богов природы и шаманизмом. Земляне быстро ассимилируют доступное пространство, возводя сразу несколько центров сосредоточения капитала, не придумав ничего лучше банальной рыночной экономики, где для доморощенных марсианских атлантов будут открыты все дороги для выстраивая собственного частного бизнеса. В этом и будет состоять подлинный раскол человеческого общества — земная транс-национальная корпоративная машина (в лице ООН) против неокрепших но инициативных частных марсианских предпринимателей, которым все ещё нужна государственная материальная помощь с Земли в виде новой рабочей силы и ресурсов (плечики сами себя не расправят), но совершенно не выгодны влияние и контроль земного гос. аппарата. Тем самым подобная ситуация больше напоминает историческую подоплеку результатов завоевания североамериканского континента, когда зародившийся и окрепший стремящийся к независимости американский капитал вошёл в противоречие с когда-то породившим его европейским колониальным конгломератом.
На этом противоречии (противостоянии интересов государства и частного сектора) строится основная сюжетообразующая особенность — попытка спекуляций на выкупе марсианских территорий, которые нужны ООН для постройки жилья и инфраструктуры. Ушлый делец (отец одного из главных героев Лео Болен), представляющий интересы определенного земного картеля, получив инсайдерскую информацию о планах государственной машины, попытается заранее выкупить марсианскую землю в свое частное владение дабы затем на правах хозяина продать её еще дороже, создав тем самым прецедент, причиняя непоправимый экономический вред общему делу, людям, готовым к эмиграции на Марс, да и всей программе колонизации красной планеты — ему, как станет понятно по сюжету, на это будет вообще начхать, так как сиюминутная прибыль окажется важнее. На этот ход обратит внимание другой влиятельный бизнесмен (Арни Котт), который уже отгрохал на Марсе свой личный маня-мирок, где после полномочий лидера профсоюза рабочих, эмигрировавших на планету в целях обустройства и налаживания производственных цепочек, обрел возможности авторитарного хозяйчика, подмяв под себя контроль за рынками сбыта, рабочей силы и формированием частного капитала. Именно в попытках перехитрить Лео Болена Арни Котт захочет сломать само время (попытаться проникнуть в прошлое), дабы выиграть в этой гонке за грязной прибылью (об этом далее).
Процветает на Марсе и теневой рынок в лице налаженной сети контрабандных поставок самых разных редких земных товаров, чем заняты уже другие персонажи — Норберт Штайнер и его подмастерье Отто Зитте, чьей незаконной деятельности в борьбе за влияние и капитал перейдет дорогу всё тот же атлант всех атлантов Арни Котт. Что ж планета другая, а проблемы у людей все те же самые.
2. Психологические проблемы нового поколения.
После освоения новых земель, налаживания производства и возведения городов на Марсе люди стали создавать семьи, а затем в новых условиях ассимилированной красной планеты начали рождаться дети, отличающиеся особым восприятием действительности. Психическое состояние таких детей обуславливалось замкнутостью, отрешённостью и отсутствием желания к коммуникации, в особенности это коснулось тех, кто страдал расстройством аутического спектра. Так как проблема обрела общественный характер, на Марсе (на территории нового Израиля) создали центр исследования проблем психики «Бен-Гурион» (в честь неоднозначного левого политического лидера времен становления Израиля, если что), где особенные дети должны были содержаться при должном внимании и заботе. В этой сюжетной канве Дик пытается рассмотреть тему аутизма с более надуманной стороны, создавая нарративы о фантастических возможностях таких людей, касаясь вопросов психики, как механизма индивидуального восприятия действительности. Ученые и доктора «Бен-Гуриона» выдвигают теорию, что восприятие детей, страдающих аутизмом, искажено во времени (оно ускорено в несколько раз) — ребенок буквально видит мир на быстрой перемотке. В своих попытках осознать происходящие процессы он способен видеть будущее, предсказывать его. Это сопровождается галлюцинациями (флешфорварды еще не произошедших событий), мешающими нормально осознавать себя и окружающих, вызывающими всепоглощающий неконтролируемый страх.
Одним из ключевых персонажей, страдающим от аутизма, является Манфред Стайнер (сын Норберта), вокруг которого выстраивается целая плеяда событий. Его буквально пытается использовать в своих политических интересах Арни Котт, который убежден в его фантастических способностях предсказывать будущее или даже путешествовать во времени. Единственная проблема в решении наполеоновских задач Арни — это коммуникация с Манфредом, который совершенно для неё не пригоден.
Живописуя нелегкую судьбу мальчика, автор поднимает непростые вопросы общественного характера — начиная с того, как к нему относятся его собственные родители, для которых он является скорее обузой, родство с которым и содержание его в особом диспансере является семейной тайной (отец Манфреда Норберт в итоге вообще кончает жизнь самоубийством, полностью наплевав на дальнейшую судьбу сына), заканчивая позицией самого государства, которое в интересах программы освоения Марса и создания для этого благоприятного имиджа собирается вообще закрыть «Бен-Гурион» и не заниматься больше подобными вопросами детской психики насколько открыто. Новый мир людей на Марсе буквально враждебен для Манфреда, люди либо слишком жестоки и предвзяты, либо пытаются манипулировать им ради собственных корыстных целей. Единственными, кто находит с ним общий язык и относится, как к равному, являются сами блинкменты (коренные марсиане). Тем самым автор связывает воедино проблему искажённой психики рождённых на Марсе детей с влиянием чуждой среды на этой планете. Не имея знаний и опыта пребывания на Земле, дети не имеют иммунитета для сопротивления «атмосфере» Марса, тем самым безвозвратно меняясь — они становятся блинкменами, возможно не внешне, но на уровне психического восприятия точно. Здесь так же можно провести параллели о важности заботы и воспитания собственных отпрысков, постулаты чего людьми, заселившими Марс, были явно упущены. Углубившись в проблемы выживания на чужой планете в условиях ограниченных ресурсов, а так же не избавившись от болячек земного рыночного хищного уклада, родители потеряли свое будущее поколение, которое выбрало для себя других воспитателей уже самостоятельно. И вся эта ситуация мне кажется очень знакомой, не правда ли?
3. Образование по-марсиански.
Тем менее на Марсе люди сумели построить школы для психически здоровых детей, правда вместо учителей и уроков, где учеников заставляли бы грызть гранит науки по основным дисциплинам, образование автоматизировано и состоит из бесед с симулякрами — механическими куклами с заранее заложенным поведением. Эти куклы являются прообразами известных исторических фигур, обладая их внешностью и повадками, представляют из себя разные слепки личностей — примеры, как положительные (писатели, композиторы, учёные, политики), так и отрицательные (преступники и прочие не совсем честные деятели). Якобы это нужно для того, чтобы ребенок видел разницу между добром и злом, черным и белым. Исходя из заложенной в каждую такую куклу программу симуляции конкретной личности, которая имеет свой определенный взгляд на те или иные вещи, получается довольно странная система образования, где полностью отсутствует человеческий контроль за качеством и полнотой чистых знаний, должная забота о детях, воспитание, а присутствует только определенный заранее заготовленный трафарет. Ребенок получает не знание, а чьё-то субъективное мнение об этом знании, которым обладает тот или иной авторитет (даже не личность, а симуляция этой личности). В конечном итоге, как сказал бы какой-нибудь персонаж творчества братьев Стругацких, такая система готовит не специалистов, обладающих широким кругозором о мире в целом, а полуфабрикат, выращенный по готовому сценарию. Автор при этом не даёт конкретной оценки такой концепции образования, хотя и вводит нарративы страха перед симулякрами, так похожими на людей.
К слову, когда в подобную школу попадает Манфред Стайнер, выясняется, что симулякры не способны влиять на него, их подходы и методы коммуникации, их авторитет псевдо учителя не срабатывает на тех, кто отличается более сложным психическим состоянием. Скорее, это сам Манфред подавляет их, взламывая их паттерны поведения, заставляя паниковать и беспокоиться о своей безопасности. В очередной раз писатель намекает, что люди, придумавшие подобные алгоритмы, не готовы к таким колоссальным изменениям в детях, теряя связь с будущим поколением окончательно.
4. Сдвиги во времени или сила убеждения.
Итак. Основная концепция произведения заключается в анализе психического устройства тех или иных архетипов, способности влияния и подавления более слабой психики, силе убеждения. Манфред Стайнер — пример психически сильного индивида, который способен подавлять других (более слабых), ломая их картину мира окончательно, путая их понятия и ощущение реальности. Так и происходит с Джеком Боленом (сын Лео, которого Арни Котт берет к себе в подчинение), который так же страдал долгое время от приступов шизофрении, после чего и эмигрировал на Марс в надежде найти в новом мире более спокойную и стабильную жизнь со своей семьей. Присутствие Манфреда снова пробуждает в нем старые симптомы, тот начинает влиять на его и без того больную психику, после чего Джек полностью, хотя и временно, теряет связь с реальностью. В сюжете это подано довольно оригинально: автор начинает зацикливать одну и ту же сцену, постепенно корректируя только некоторые детали, заставляя читателя прочувствовать состояние измененного сознания Джека, после чего вовсе меняет последовательность событий, обозначая как бы сдвиги во времени.
Но основной потенциал способностей особенного ребенка предстоит раскрыть бизнесмену Арни Котту, которому кажется, что он получил возможность попасть в прошлое и изменить его.
Автор при этом не дает однозначного ответа о подлинности путешествий/сдвигов во времени: либо это действительно мощные способности Манфреда, который отправил Котта в прошлое, либо наркотический бред из-за воздействия вредных веществ. В любом случае Дик намекает, что воздействие, которому подверглись персонажи Джек и Арни можно трактовать, как силу внушения психически огромного потенциала Манфреда, заставляющую воспринимать реальность совершенно по-другому.
5. Безрадостное марсианское будущее.
История самого мальчика так же получает логическое завершение, что еще раз заставляет задуматься читателя о неоднозначности восприятия реальности, но здесь более важна перспектива достижений человечества на красной планете, которая так же раскрывается полностью на примере нелегкой судьбы Манфреда.
Получается, Филип Дик обозначает безрадостное будущее для Марсианской колонии, которая несмотря на огромные усилия ООН всё равно в последующем деградирует и окажется в запустении, что неудивительно с учетом того, какие люди и с какими взглядами могли стоять у руля (на примере Лео Болена и Арни Котта — это становится очевидно). Этой бесперспективной антиутопии автор противопоставляет общество блинкменов, чья судьба пусть и не обладающих высокими знаниями, культурой и технологиями аборигенов, кажется более счастливой и гармоничной.
Вывод.
Это неплохое произведение философского содержания, которое снова переполнено критикой к человеческим порокам, предрассудкам и несправедливому экономическому укладу, перспективы у чего (на примере попыток освоения чуждой красной планеты) по мнению автора нет и вовсе. Это так же интересное исследование предметной области психики, где Дик так же делает довольно смелые предположения и фантастические допущения. Это интересно поданные и сюжетно раскрытые судьбы разных героев, объяснить подоплеку взаимоотношений которых между собой в рамках простого отзыва о книге у меня не хватит таланта.
Мах Асаматман, 15 октября 2018 г.
Скажу сразу, Дик один из самых любимых мною «творцов» в принципе. Да, к нему нужно иметь привычку, знакомясь с ним, поначалу частенько думаешь: «что за бред?», но стоит проникнуться — и начинаешь получать от его книг удовольствие.
«Сдвиг» находится в моем личном восприятии где-то между великолепным «Убиком», «Помутнением» и «Лабиринтом смерти» с одной стороны и «Стигматами», «ЧВВЗ» с другой. Раскрученные «мечтающие андроиды» тоже где-то рядом.
Первая тройка при характерной для Дика абсурдности отличается достаточно правдоподобным обоснованием, да-да. Наркотики, иная реальность — фантастика, но вполне допустимый вариант, объясняющий даже сюрреалистичность происходящего в «Лабиринте». Просто в какой-то момент автор, заигрывая с читателем, делает очередной финт, переворачивающий все с ног на голову, но за это ведь мы его и любим. Яркий пример — финал «Убика».
Вторая группа при всей моей симпатии выглядит отнюдь не так гладко, те же «Стигматы» перенасыщены всевозможными «хвостами», которые не только не объясняют сути происходящего, но и добавляют еще уйму вопросов. Вот и «Сдвиг» такой же. Лишь краем касается автор мистической составляющей культуры бликменов, собственно перемещению сознания (о котором кричала аннотация к книге и которое заняло страниц 15), привычных игр с реальностями было меньше обычного, но «аутические» главы достаточно запутаны, опять же финальный трюк Манфреда ничем не обоснован, линии героев переплетены так, что до сих пор не ясно, а много ли дал сюжет в принципе...
Нет, я не ругаю, но ожидал немного иного. Ах да, линии поведения Лео, Дорин, Энн лично мне не всегда кажутся понятными и логичными. И слишком импульсивными, впрочем, Дик не столько мастер слога, сколько творец идей и ему это простительно.
Вердикт — не прочесть просто не мог, не разочарован, но запутан.
Гадл-гадл.
saranac, 17 марта 2020 г.
Отличный роман, читал не отрываясь, понравилось больше чем Лабиринт Смерти и Когда наступит прошлый год. Роман про мальчика аутиста, который видит мир в своем ракурсе и у которого свое течение времени и о людях, которые пытаются использовать его дар (или отклонение) в своих целях. Поражает на сколько Дик сам в курсе тех болезней, о которых он пишет, в этом романе это шизофреники. В романе так же много психоделического ужаса, ни чем не уступающего Кингу. Великолепно!
deepnight79, 11 мая 2019 г.
Очень хорошо. Не сказать, что гениально, но — хорошо. Не традиционный «диковский» скач по обрывкам сюжета, неряшливо сшитого толстыми нитками, а вполне ровное, логичное и добротное произведение. Видно, в сравнении с ранними вещами, что ФКД повзрослел здесь как писатель и поработал над книгой основательно (явно не проходная вещь) — текст без провалов, резких смен темпа и без обилия диалогов, лишенных описаний. Последняя треть романа аж захватила. Где-то сюрреалистично, где-то даже жутко.
Wisteria Breeze, 8 июня 2018 г.
Эта книга похожа на сумасшедший кошмар со своей внутренней и непротиворечивой логикой. Она безумна, абстрактна и при всем при этом абсолютно реалистична. Одна из лучших книг Дика. Боюсь, что не все происходящее я смогла воспринять сразу, поэтому я перечитаю ее через некоторое время.
Нельзя словами описать ощущение от романа. Ты как будто проснулся от кошмара и смотришь на реальность с непрекращающимся чувством дереализации.
При этом сюжет абсолютно понятен, фантасмагория только в восприятии персонажей.
Рекомендую.
GomerX, 3 декабря 2008 г.
Дик как всегда на высоте! Не понимаю как ему удавалось писать по 5 романов в год и все такие классные. В этой книжке не так уж много диалогов между героями (что является характерной чертой для большинства произведений писателя), больше внимания уделено описанию их переживаний, описанию событий и окружающего мира. Всегда восхищался тем как Дик изображает систему, государство, общество будущего, ценности... Затронуты многие важные проблемы: аутичные дети, отношения в семье, жажда наживы, путешествия во времени, развитие науки — пожалуй, стандартный набор проблематики для этого автора, за исключением первого.
Вот что по поводу этого романа говорит сам Ф.К.Дик: «Этот роман основан на предпосылке, которая- в то время была для меня особенно важной. То есть, речь там шла не только о том, что каждый из нас живет в своем, уникальном мире, являющемся плодом нашей собственной психики, но и о том, что субъективный мир какой-нибудь более могущественной личности может вторгнуться в мир другой личности, более слабой. Если я могу заставить вас увидеть мир таким, каким его вижу я, тогда вы автоматически будете думать так, как думаю я. В итоге вы придете к выводам, к каким прихожу я. И самая величайшая власть, которую одно человеческое существо может установить над другими человеческими существами, как раз и заключается в контроле над их восприятием реальности и в возможности вмешиваться в целостность и индивидуальность их мира. Такой прием используется, например, психотерапевтами. Я и сам прошел через подобную шоковую терапию, когда был в Канаде. Так вот, вам вполне по силам заставить толпу вопить то, что нужно вам, и, кстати, сразу становится ясной тайна московских публичных процессов тридцатых годов, когда люди вставали и говорили — очень искренне говорили,— что они совершили преступление, хотя и знали, что наказанием за такое преступление может быть только казнь. А разгадка проста; она заключается в невероятной власти группы людей, способной вторгаться в мир любого человека, извне навязывая ему образ, под который он просто вынужден подстраивать свое видение самого себя.»
Только вот концовка слабовата. Такое чувство, что Дик не знал как закончить роман, а потом просто взял и начеркал две страницы, которые непришей к уху нога. Но черт с ней, с концовкой, зато какой размах фантазии, какой острый захватывающий сюжет.
osipdark, 23 апреля 2015 г.
Истина приходит позднее... Кое-что уже забылось, но то, что в памяти осталось, воспринимается уже по-другому.
Не зря кроме «Убик», «Снятся ли...» и ««Человек в...» оказались вместе с этим романом и «Три стигмата...» (последнее — отдельная тема) в одном пятитомнике от «ШФ». Действительно, эти романы — лучшие вещи Дика, хотя все его романы так или иначе, включая и реализмы, похожие и не очень, удивительны, интересны и поразительны, вообщем — диковские они. Так же и «Сдвиг...».
Во-первых, отличный мир обрисовал нам Дик — колонизируемый Марс, пустынный, мертвый, с новоявленными городами людей, руинами марсианских городов, огромными и древними каналами... Цивилизация, погибшая, прошедшая взлеты и падения, но в итоге ставшая подобиями наших бедуинов — смуглыми, низкими кочевниками, без будущего, угасающие, даже без постоянных жилищ, да еще и ставшие, добровольно, прислугой марсианских человеческих магнатов. Люди, живущие здесь, сбегают от земной действительности — ужасной перенаселенности, распространения шизофрении... Только она проскальзывает и на Марс, в его будущее, мрачное и ужасное, до крайности сюрриалистичное, где люди свою колонию покинули. Да и много интересных фактов есть, создающих диковский Марс — родство рас двух планет, частые случаи рождения больных детей там, роботизированные школы... И второе, конечно же — сюжет. Интересный, разрушающий реальность, впрочем, как и всегда у Киндреда, интригующий, со множеством интриг и финалом — непонятным, но, как думается теперь, достойным для «Сдвига...».
Произведение — одно из лучших у Филипа. Разумеется, к прочтению.
primorec, 22 декабря 2012 г.
Бесконечная ржаво-красная пустыня, где величайшая ценность — простой глоток воды, древние, рассыпающиеся в прах горы, медленные воды Великих Каналов, последние жители умирающей планеты. Марс, ждущий новых хозяев. Жестокий, дикий, опасный и пугающе прекрасный мир. Мир, такой знакомый еще по «Марсианским хроникам», в который земляне, мало понимающие его, пытаются принести свои собственные законы и понятия. Отличный фон для очередных Игр Разума Филипа Дика.
Наверное, эта история могла произойти на какой-то другой планете, но тогда не было бы этой мрачной и напряженной атмосферы, в которой порой трудно даже определить, что больше ожидаешь от разворачивающихся событий — беды или, наоборот, чуда.
Предприниматель Арни Котт привык добиваться желаемого любыми способами и получать все, что ему требуется, будь то услуги, товары или люди. И в этот раз он готов вступить в схватку с воротилами с Земли за участие в прибыльном предприятии. Чтобы победить в этой борьбе он готовит особый козырь: возможность не просто заглядывать в будущее, а влиять на прошлое, создавая нужный ему вариант будущего.
Вот здесь и начинается самое интересное. Безумные Игры со временем и вариантами реальности, которые создает разум одинокого и несчастного мальчика-аутиста Манфреда, существующего в собственном замкнутом Мире, полном ужасных видений будущего, слепого и глухого к окружающему. При этом его интеллект столь мощен, что под его влияние попадают все окружающие, постепенно заражаясь его восприятием реальности. И невозможно отличить действительность от навязанных безумных образов.
Одна из самых приятных вещей в романе — взаимосвязи людей, событий, деталей, которые, с первого взгляда, имеют друг к другу только отдаленное отношение, но неожиданно все встает на свои места в самом финале. И нельзя с уверенностью сказать, что это — естественное течение событий или тонкое вмешательство мощного интеллекта Манфреда, творящего такое прошлое, которое избавило бы его в будущем от страданий и боли.
И еще один запомнившийся момент, который вернул к теме марсианских рассказов Брэдбери. Марс, хранящий удивительные тайны Разума и Сознания, оказался способен защитить себя от алчности пришельцев-колонизаторов через их детей, которые стали непонятны своим родителям-землянам: все чаще рожденные на Марсе обычные девочки и мальчики уходят в пустыню, чтобы рассматривать там древности, камни и песок, вслушиваться в ветер и ускользающее время, постепенно становясь настоящими жителями красной планеты.
wax, 29 мая 2013 г.
Одна из самых впечатливших книг, наверное.
это
Буду обязательно перечитывать её.
Что мне было страшнее всего-это
Сумбурно получилось, лучше не могу. Перечитаю еще раз-возможно допишу еще что-то.
GoldSwan, 8 декабря 2011 г.
Одна из сильных «хронооперных» сторон сюжета этого романа — в его разгадке механизма изменения будущего. Один из главных героев только этим и занят — он пытается расшифровать события настоящего, чтобы понять, как они влияют на будущее. И действительно, всё гениальное — просто. И Дик, как всегда, гениален — ведь машина времени, а точнее, способ изменения будущего — в наших собственных руках, точнее, в наших поступках сегодняшнего дня.
shurik321, 25 ноября 2011 г.
Очень сильная книжка. По стилю похожа на «Исповедь недоумка». Не знаю, что это за стиль, но это лучшее, что я читал.
Дай Бог, чтобы это были не единственные такие книжки. 10/10
Shipoopi, 27 мая 2011 г.
Не могу сказать, что это произведение стало моим любимым у автора, но чем-то зацепило однозначно. Как и хорошо умеет, мистер Дик описывает одиночество, сумасшествие и противостояние с агрессивным социумом языком фантастики, где та — лишь декорация или театральный костюм. Впечатлило описание сумасшествия, совершенно психоделические образы, наползающие друг на друга после которого (гадл-гадл) становится жутко и неуютно. Достойно похвалы внимание к футуристическим мелочам быта, это у него получается идеально. Хоть иногда полувековое назад видение будущего теперь и вызывает улыбку (диктофон, например), многие вещи до сих пор выглядят, как пророчества Верна. Сюжет не впечатлил, если откровенно, а вот умение его подать и увлечь словом — выше похвал, тут было крайне увлекательно.
ZiZu, 17 октября 2007 г.
Есть классика детективов, есть классика фантастика и фентази. А этот роман наверное можно отнести к классике «бреда». Но очень качественного и затягивающего. Настолько сильно втягиваешься в это произведение, что оторваться невозможно. А вот описание одного вечера 4-мя разными глазами это просто супер.
Теххи, 6 июля 2009 г.
Именно на этом тексте меня посетило озарение касаемо дружбы автора с лсд. Замысел показался слабым, сюжет малопривлекательным, переживания шизофреников неубедительными, приемы избитыми. Неоднократно возникали аллюзии на Бодлера и Грофа. Не впечатлилась.
Dune, 23 июня 2009 г.
Ну и скукота. И я думаю уровень скуки прямо пропорционален колличеству прочитанных книг этого автора. Жизнеописание персонажей у Дика в книгах получается как-то не убедительно, нет сочувствия. Я именно этому посвящена большая часть книги.
Люди ходят, что-то говорят и что-то делают. И подойдя уже к последней трети книги я пришел к выводу, что ничего не сказано и не сделано. Две темы: на Марсе жизнь не сахар и в городе есть психушка. А психи возможно необычные. Это аутичные дети, которых много именно на Марсе. В аутизме которых возможно есть скрытый смысл. И ещё коренные жители.
К последней трети книги блеснуло что-то интересное. И вот, читаю, строю предположения. Какие сюрпризы Дик готовит. Знаю, что удивлял во многих книгах. А тут, ну слов нет — как-то невнятно. Скучно как то. Мои предположения рухнули.
Худшая книга из прочитанный мной у Дика. Хотя бредовые состояния показы как всегда на ура.