Калеб Карр «Алиенист»
- Жанры/поджанры: Детектив | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
XIX век на исходе. Нью-Йорк, уже ставший вселенским Вавилоном, потрясен чередой неслыханных доселе зверств. В городских трущобах убивают детей, и увечья, которые наносят им, от раза к разу все изощреннее. Исполняется некий кровавый ритуал, а полиция не способна решить эту жуткую загадку. Будущий президент США Теодор Рузвельт собирает группу специалистов, для которых криминальные расследования — дело такое же новое, как и для профессиональных детективов. Так на сцену выходят выдающийся психолог-алиенист Ласло Крайцлер, репортер уголовной хроники газеты «Таймс» Джон Скайлер Мур, первая в истории женщина-полицейский Сара Говард и детектив-сержанты братья Айзексоны — сторонники нетрадиционных методов ведения следствия. Охота начинается...
Однако новое зло в старой Америке уже проснулось — и никто не сможет пережить встречу с ним лицом к лицу. Роман Калеба Карра «Алиенист», самый знаменитый исторический триллер последнего десятилетия — впервые на русском языке.
Входит в:
— цикл «Ласло Крайцлер»
Награды и премии:
лауреат |
Главный приз за детективную литературу / Grand Prix de Littérature Policière, 1996 // Зарубежный роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1994 // Роман | |
номинант |
Лямбда / Lambda Award, 1994 // Детектив на тему гомосексуализма |
Экранизации:
— «Алиенист» / «The Alienist» 2018, США, реж: Якоб Вербрюгген, Пако Кабесас, Джеймс Хоуз и др.
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- С. Натапов (4), М. Немцов (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
piglet, 9 декабря 2008 г.
Да, да, посыл вполне читаемый! ну, а с другой стороны ведется какая-нибудь обработка данных о преступности: почеу возник именно тогда этот убийца или почему молодежь стала более жестокой? Только не говорите мне банальные вещи о компьютерных играх и насилии на ТВ!
А что касается Карра, то купила после того, как прочитала отрывок в Книжном обозрении. Такой у человека прекрасный язык, такая безупречная стилизация!
baroni, 30 сентября 2008 г.
Итак, «Алиенист» — первый из романов, посвященных психиатру Ласло Крайцлеру.
Место действия — Нью-Йорк. Время действия — конец 19 века.
...Нью-Йоркская полиция тщетно пытается выйти на след серийного убийцы, который самым жестоким образом уничтожает мальчиков-проституток, своеобразных парий большого города. Только вот в конце позапрошлого века самого понятия «серийный убийца» еще не существовало как такового. Мало того, высшие чины нью-йоркской полиции отрицали даже возможность подобного явления. Новый шеф полиции «Большого Яблока», молодой амбициозный политик Теодор Рузвельт (будущий 26-й президент США) не рискует начать открытое полицейское расследование по фактам гибели детей. Предпочитая действовать окольными путями, стараясь избгать лишней огласки, Рузвельт создает независимую следственную группу, в которую включает своих близких друзей: алиениста (или же, по-нашему, психиатра) Ласло Крайцлера, журналиста Мура, первую в истории Америки женщину-полицейского Сару Говард и еще несколько не менее колоритных персонажей...
«Алиенист» К. Карра написан в жанре психологического триллера. В этом романе действительно очень много всего: и психологии, и триллера. Завораживающий, крайне напряженный сюжет «Алиениста» тесно переплетается с экскурсами в историю криминалистики и психоанализа, с увлекательными картинами повседневной жизни Нью-Йорка в девяностые годы 19 века.
Богемные кафе и мрачные притоны, дешевые публичные дома и особняки городской элиты, колоритный преступный мир и не менее колоритный мир Большой Политики, наконец, метастазы коррупции, буквально разъедающие само тело этого великого и страшного города — К. Карру великолепно удается выписать фон, воссоздать атмосферу, вкус, запахи той далекой нью-йоркской жизни. Вообще, можно было бы назвать роман Карра идеальным образцом детективного романа — одновременно динамичного и умного, — если бы не одно обстоятельство. Это обстоятельство заключается в банальном и смехотворном месседже Карра, пропущенном через весь текст романа и в финале раскрывающимся во всей своей красе. «Что позволяет серийному убийце стать им?» — рассуждает автор вместе с ГГ романа алиенистом Крайцером. — «То, что мы дозволяем. То, чем мы даже наслаждаемся».
Калеб Карр приходит к банальному и порочному выводу – об ответственности общества за все насилия и убийства, совершенные преступником. Преступник как жертва неблагоприятного стечения обстоятельств. На Западе эта теория считается практически официальной и обжалованию не подлежит. Мол, бандиты, насильники и убийцы вырастают из тех, кого в детстве унижали. Или родители, или мальчики во дворе. В «цивилизованном мире» таких детей из неблагополучных семей даже призывают оправдывать – сколько бы народу он не порешил. Мол, жертва не тот, кому полоснули по горлу, а тот, кто взялся за нож. Вы как хотите, но я эту «теорию обстоятельств» признать и принять не могу. И это единственное, что портит впечатление от незаурядного романа К. Карра.
tapok, 7 марта 2022 г.
О том, как зарождалось неформальное профилирование в конце XIX века
***
Роман Калеба Карра «Алиенист» получил широкую известность после великолепной одноименной экранизации. Сериал оказался успешен: высокие рейтинги, хорошие оценки экспертов, близость к оригиналу (по части сюжета). Поэтому ничего удивительного в том, что сняли 2ой сезон, нет. Это же и придало импульс интереса к первоисточнику, что видно по количеству переизданий в РФ после релиза сериала (три издания).
…1896 год, Нью-Йорк. В трущобах находят тело мальчика-проститутки. Убийство оказалось весьма зверским. Алиенист (психолог) Ласло Крайцлер считает, что это серийный маньяк (тогда такого термина не существовало, но Ласло так и не называл убийцу!), он довольно быстро находит подтверждение своей теории. Вскоре появляется новая жертва. И тогда Теодор Рузвельт (да-да, будущий президент США) решает, что нужно расследовать это дело. Но нельзя допускать огромной шумихи. Да и действовать официально тоже нельзя. В итоге собирается команда из пятерых человек: Ласло (алиенист), Мур (репортёр), Сара (секретарь Рузвельта, она же связная) и два брата Айзексоны, они детектив-сержанты (вообще роль у них что-то типа криминалистов). Эта пятерка пытается найти убийцу детей.
Роман Калеба Карра довольно сильно отличается от современных детективных триллеров. Во-первых, время действие здесь – конец XX века (обычно сейчас действие в детективах идет в современном мире, хотя есть и исключения – «Аспект Дьявола», «1793»). Во-вторых, автор углубился в тему расследования на все 100%. Конец XX века в криминалистике – это переходный период, когда происходит настоящая революция. В то время толком не было дактилоскопии. Ловили буквально «на живца», либо на месте преступления. О профилировании вообще речи не было. Вот вам пример. Примерно за десять лет до этого в Уайтчепеле орудовал Джек Потрошитель, которого так и не поймали. И этот пример хорошо иллюстрирует уровень криминалистики того времени. Еще пример – вымышленный герой Шерлок Холмс. Конечно, Дойль занимался вымыслом, поэтому Шерлоку удавалось всё так легко. И всё-таки Холмс – феномен. Но если сравнить Холмса с «Алиенистом», то мы чётко видим книгу того времени (Холмс) и книгу о том времени («Алиенист»). И этот срез демонстрирует реально положение дел (кризис) в обоих случаях. В одном полиция (у Дойля) – нелепые куклы, в другом – политики и интриганы (у Карра). И в обоих случаях дела раскрывает даже не полиция, а околополиция. В-третьих, роман совершенно не работает в динамику. Автор буквально готов усыпить читателя, засыпая его ненужными гастрономическими подробностями, скатываясь в банальный пересказ («газетный стиль»). Но это нужно лишь для того, чтобы в следующий момент выдать письмо убийцы, которое подвергается тщательнейшему анализу и составлению профиля убийцы (профилирование), заставляя вчитываться в каждую деталь.
Чем еще примечателен роман Карра? Герои – вот ещё один положительный момент. Здесь их пять, но основных трое – Ласло, Сара и Мур. Ласло – человек с демонами в прошлом. Он может быть скрытным даже с друзьями. При этом он сильно переживает в случае ошибок. Он невероятно умен, он жаждет новых знаний. Сара – это пример ненавязчивого феминизма. Причем Карр действует не в рамках убеждения или эмоционального давления на читателя. Он показывает на примере рационального подхода важность женщин в мире (независимо от времени написания романа или времени действия). Мур – легкомысленный повеса, он прожигает жизнь, хотя способен на многое. При этом Мур всё равно остаётся умным, находчивым и достаточно сенситивным. Айзексоны занимают меньше страничного времени, но всё равно очень важны для сюжета. Это два брата, которые используют нестандартные методики, они часто подначивают друг друга и любят поесть.
Что сказать о минусах? Как уже было сказано выше, низкий темп повествования может отпугнуть многих читателей. Чернуха, коей довольно много, может оказаться не по душе щепетильным читателям. Финал получился совсем голливудским.
Заключение: «Алиенист» – это атмосфера, интрига и крайне увлекательное описание уровня, на котором находилась криминалистика времен Джека Потрошителя. Роман Карра прекрасно иллюстрирует, почему не нашли убийцу из Уайтчепела. Аналогов «Алиенисту» найти сложно. Карр всё-таки здорово подошел к вопросу расследования с точки зрения науки того времени.
PS: сериал «Алиенист» – великолепная работа. Он намного живее романа, хотя местами некоторые детали изменены (глаза > рот; спасение Мура > сцена за кадром в борделе). Главные герои отыграли свои роли на ура.
9 алиенистов из 10.
Heckel, 10 сентября 2009 г.
Очень хороший роман, но аналогично baroni, считаю моральный посыл автора никуда не годным. Как частность — может быть. Как некое общее (блин, чуть не написал общечеловеское) — это нет.
Nafamm, 20 августа 2009 г.
Напряженно-«атмосферный», довольно мрачный триллер о маньяке. Рекомендую всем любителям жанра!
Хе-хе, следственную группу возглавляет будущий президент США Теодор Рузвельт…
Оч. понравилось.
Книги серии очень прилично оформлены. Белая бумага, сдержанные обложки в кремово-коричневых тонах… Не стыдно читать в метро и дарить приятно.
Maximontano, 22 марта 2011 г.
Понравился. Интересный и захватывающий сюжет. Очень понравился сам ход расследования убийств и описание мрачного Нью Йорка того времени.
KatrinBelous, 13 марта 2019 г.
Открывая «Алиениста», предварительно ознакомившись с отзывами и количеством страниц в детективе, я очень боялась, что это будет долгое и возможно скучное чтение. Но у меня была мотивация — мне хотелось посмотреть экранизацию с Люком Эвансом, поэтому за книгу я все же взялась) И совершенно не пожалела. Что для меня было очень важным — у романа отлично прописанный исторический фон. Нью-Йорк 19 века — не самое привлекательное и безопасное в мире место, особенно, если отойти на пару кварталов от центра и оказаться в грязных и бедных проулках, где в разваливающихся лачугах ютятся как крысы эмигранты. Автор описывает такую нищету, антисанитарию, беззаконие и беспросветность, что волосы встают дыбом, когда подумаешь, что люди могли прожить в таких условиях всю жизнь, чтобы закончить ее в пьяной драке или под избиениями заглянувших случайно сюда полицейских, а ещё рожали здесь детей, которые никому не были нужны и в лучшем случае оканчивали свои дни в борделях, причем как девочки, так и мальчики. И все это лишь 100 лет назад! При этом жители благополучных районов Нью-Йорка смотрели на происходящее сквозь пальцы, даже инвестировали и тайно поддерживали различные группировки, которые содержали доходные злачные места. Удивительно ли, что когда кто-то решил жестоко истязать и разрезать на кусочки таких неблагополучных детей, отданных для сексуальных развлечений взрослых особей, никто не захотел даже палец о палец ударить. Полиция получала от борделей свою часть навара, политики не хотели ввязываться в «грязное» дело, да даже церковь открестилась от этих убийств, потому что спокойствие обеспеченных граждан, платящих взносы, важнее. Ужасное время и ужасный город, жителям которого было наплевать на страдания всех, кроме себя.
Кстати, этим прописанием исторических декораций и ситуации в городе, Карр мне очень напомнил Моррелла и его «Изящное искусство смерти» . Только если Моррелл больше акцентировал внимание на любопытных исторических фактах из жизни Лондона, то Карр пошел намного дальше. Он скурпулезно описал как работает полиция и детективы в Америке, как начинается расследование, как в 19 веке собирали улики, искали убийцу и выносили приговор. Он рассказывает о сумасшедших домах, о методах лечения душевнобольных, о том как специальные доктора-алиенисты в суде могли признать убийцу невменяемым и вместо смертной казни его отправляли в сумасшедший дом на лечение, или наоборот, выявляли, что убийца во вполне здравом рассудке и заслуживает наказания по всей строгости. Я и не знала, что единое слово алиениста могло повлиять на расследование и даже приговор суда. Из того что мне еще очень понравилось в «Алиенисте» — это краткий экскурс в криминальную историю Америки и рассказ об известных преступниках, о которых я даже никогда не слышала, например, о докторе Холмсе, а ещё упоминание редких и необычных способов получения улик, например, «в момент смерти человеческий глаз навсегда запечатлевает последнее, что он видел при жизни» и если использовать глаз как линзу, то можно сфотографировать и проявить, что он видел... Интересно, была ли когда-нибудь эта гипотеза экспериментально подтверждена? И, кстати, упоминание этой процедуры есть у Жюль Верна, знать бы ещё в каком произведении)
Глубоко погружает Карр читателя и в изучение психологии преступника. Ведь главный герой детектива — алиенист Ласло Крайцлер уверен, что только проникнув «в голову» преступника, поняв предпосылки убийства, что к нему привело, можно составить точный портрет убийцы и поймать его. Звучит на самом деле фантастично, как в 19 веке можно составить портрет человека лишь по малочисленным уликам и характеру преступлений, причем восстановить полностью его жизнь с самого детства и в итоге отыскать его самого? Ведь, большинство кровавых «ритуалов», которые совершают убийцы, идут именно из их детства и обстановки в семье. Но тем любопытное наблюдать за таким необычным расследованием!
Команда главных героев подобралась тоже необычная. Тайным куратором частного детективного расследования становится сам Теодор Рузвельт, который в то время был комиссаром полиции и боролся с коррупцией в органах правопорядка, но из-за предвыборной компании не мог «засветиться» в этом деле. Поэтому руководителем стал его старый товарищ по колледжу — талантливый доктор, хирург, психолог и алиенист — Ласло Крайцлер. Довольно неоднозначный человек со своими «тараканами» в голове, который не смотря на противодействие ему как учёных, так и церкви, создал собственный центр реабилитации для детей с отклонениями. Так что найти убийцу, который режет мальчиков, было для него делом чести, а предпосылки уходили в его собственное прошлое. История расследования рассказывается от лица криминального репортёра и талантливого иллюстратора Джона Мура, который также учился в одном колледже с Крайцлером и Рузвельтом, но давно не поддерживал с ними связь. Выбор Джона Мура в команду был, конечно же, не случаен: во-первых, он был в курсе событий криминального мира, как иллюстратор был незаменим на месте преступления, а во-вторых, он был другом детства мисс Сары Говард, нынешнего секретаря Рузвельта и единственной женщины в учреждении полиции. А без такого настырного и умного связного как Сара, команде обойтись было никак) Ну а беспристрастные и помешанные на современной науке криминалистики детективы братья Айзексоны, стали просто незаменимы в работе с уликами. Но даже с такой талантливой командой раскрыть подобное преступление в Нью-Йорке 19 века, когда ещё даже не верили в «отпечатки пальцев», было чрезвычайно трудной задачей.
Что-то перечитала свое описание персонажей «Алиениста» и какие-то они все серьезные и скучные люди вышли))) Надо добавить им огоньку) Вот Джон Мур, например, живёт до сих пор со своей бабушкой, которая терпеть не может, когда ему на весь дом и в любое время названивают по телефону с редакции «Таймс» или всякие «подозрительные личности» приходят звать его «погулять», причем Крайцлер в этом списке подозрительных на 1 месте:) Сара прекрасно стреляет, и чтобы быть уверенной в себе, проходя по коридорам полицейского учреждения полного не самых воспитанных мужчин, кроме собственного сарказма берет с собой маленький и красивенький пистолет) А доктор Крайцлер может похвастаться самой необычной прислугой в городе — его служанка Мэри, в которую он немножко влюблен, сожгла собственного отца, его черный слуга Сайрус, прекрасно музицирующий и безмерно преданный хозяину, в прошлом — убийца, а вот кучер доктора и по совместительству проблемный подросток на перевоспитании Стиви был вором и чуть не угодил за ограбления за решетку. Так что Джон Мур, впервые прийдя к Ласло Крайцлеру в гости, не совсем уютно себя чувствовал в одном доме с вором, убийцей и поджигательницей...) Я уж молчу про описание семейки Теодора Рузвельта и домашних питомцев его детей, в общем, персонажи «Алиениста» те ещё оригиналы)
Мне «Алиенист» понравился. Это не шедевральный роман и не закрученный детектив. Это неспешный, подробный, исторический роман с детективной линией, который глубоко вдается в психологию всех персонажей, при этом разбавляет сюжет уместной динамикой и картинами того исторического времени. Книга на любителя. Но лично я теперь точно уверена, что буду читать второй том и остальные детективы Калеба Карра, если, конечно, они у нас появятся) Кстати, сериал я уже успела посмотреть и он вполне на уровне книги, мне одинаково понравился, что роман, что его экранизация. Хотя если выбирать, то я отдала бы все же предпочтение книге, она раскрывает героев намного глубже и интереснее)
prouste, 4 мая 2011 г.
Конст.Леонтьев, помнится, предъявлял претензии к «Войне и мир» исходя из того, что психология и манера изъясняться дворянина начала века очень отличалась от середины века и упрекал автора в излишней психологизации Пьера, который, по идее, должен был быть попроще. Что бы он сказал по поводу детектива Карра, персонаж которого, хотя и живет в конце 19 века, пропитан идеями века позже? Условность детектива как жанра все же позволяет смириться с осовремениванием психиатора, знакомству его с Фрейдом в Америке задолго до европейской известности д-ра Зигмунда. За вычетом указанного роман Кара вполне себе нормально выстроен, увлекателен, да и раскрытие маньяка путем воссоздания по манере убивать психологического портрета не так чтобы сильно часть встречалось. Осведомленность автора о бытовых условиях, топографии, работе полиции, функционированию Нью-Йорка конца 19 века не вызывает сомнений – отсюда плотность выписанного фона, различного рода бытовые сценки, третьестепенные обитатели города( в основном , негодяи). Вниманием к антисанитарии, жизни «дна» и заведомым сгущением красок мне роман несколько напомнил «Королеву Бедлама» Маккаммона – вещь более полижанровую и залихватскую, но и менее обстоятельную. Понравилось, собрался читать продолжение.
aldanare, 9 июня 2010 г.
“Отчужденными” (англ. aliens) называли психически больных на заре психологической науки – в конце XIX века. Этим словом было четко обозначено отношение тогдашнего общества к этим людям, которые и людьми-то не считались. А алиенистами именовали ученых-психиатров, которые не брезговали проникать в темные закоулки душ этих людей, пытаясь понять, что сделало их такими. По меркам того времени – занятие грязное и непристойное. Поэтому участие героя романа, алиениста Ласло Крайцлера в расследовании серии жестоких убийств детей в Нью-Йорке 1896 года – случай из ряда вон выходящий.
Впрочем, этого бы не случилось, если бы доктор Крайцлер не был Гарвардским однокашником и другом Теодора Рузвельта, который в то время возглавлял Полицейское управление Нью-Йорка. Компанию Крайцлеру в независимом расследовании этого безнадежного дела составил другой товарищ будущего президента США – Джон Скайлер Мур, репортер и авторское Я романа. Друзьям помогают отважная эмансипированная барышня Сара Говард, секретарша Рузвельта, мечтающая работать в полиции, и детективы братья Айзексоны – сторонники передовых методов ведения расследования. И еще один колоритный персонаж есть в “Алиенисте” – Нью-Йорк конца позапрошлого столетия, мрачный и страшный город, по сравнению с которым комиксовый Город греха кажется детской площадкой…
Команда доктора Крайцлера избрала долгий и опасный путь расследования. Это путь постепенного проникновения в душу предполагаемого убийцы, выяснение его возможного прошлого, вплоть до раннего детства и сведений о родителях. Потому что доктор Крайцлер убежден: человек есть сумма его индивидуального опыта. Его страхов, его любви и ненависти, его способов отвечать на удары жестокого мира. И каждый из нас достоин жалости и понимания – будь то знаменитый ученый, уличный мальчишка-беспризорник или жестокий маньяк-убийца.
Очень человечный получился роман у профессионального историка и голливудского сценариста Калеба Карра. Несмотря на обилие жестокости, крови и грязи, “Алиенист” исполнен веры в победу добра над злом – той веры, адептами которой были классики детективного жанра. В этом, а не только в блестящей стилизации под викторианскую прозу, – прелесть “Алиениста”. И не случайно он несколько недель возглавлял список бестселлеров газеты “Нью-Йорк Таймс” (а то, что именно в этой газете работал Джон Мур, наверняка случайное совпадение!).
its_muffin_time, 7 декабря 2021 г.
Если вкратце о сюжете: в Нью-Йорке появляется серийный маньяк, который специализируется на жестоких убийствах мальчиков до четырнадцати лет, которые работают в сфере проституции. Для поимки преступника Теодор Рузвельт — на тот момент управляющий полицейскими участками — дает добро собрать команду из алиениста (психиатра) Ласло Крайцлера, криминального журналиста Джона Мура, братьев детективов Айзексонов и секретаря полицейского управления Сары Говард (первой женщины, которой разрешили работать в полиции). Команда пытается выяснить личность преступника с помощью психологии и науки. Пытается понять почему и по каким причинам убийца убивает детей и так зверски обходится с их телами. В целом — залезть в голову убийце, для того, чтобы остановить его.
Очень-очень тяжелая книга оказалась. С одной стороны тонна плотного текста, написанная неподъемным для меня языком. Много лишней информации, которую если выкинуть ничего по сюжету не поменяется.. считаю, что написаны многие сцены и рассуждения лишь для передачи атмосферы того времени и то, что наш главный герой журналист. С другой стороны — тема насилия над детьми. Всегда тяжело читать про детей и животных, а тут автор не стесняется особо и показывает всю «прелесть» беспризорников и иммигрантов, которые пытались выжить кто как может; сцены убийства и отношения внутри семьи.
Если честно, книга шла тяжело до момента, когда уже начало что-то проясняться про личность и историю убийцы, вот тогда меня невозможно было оторвать. Но вот под конец автор меня настолько разочаровал, что даже не знаю стоит ли знакомится с этой серией дальше... Мне не хватило... да всего не хватило. Ни мотивов, ни психологической составляющей, ни объяснений автора, почему было так, а не так. Это достойный детектив, но советовать его кому-то для прочтения я бы не стала — слишком уж специфичной вышла тема и концовка... В книге поднимаются серьезные темы: детская проституция, которая просто процветала в конце 19 века; хорошо показана тема коррупции как в полиции, так и в религиозных кругах; нищета и мигранты и, понятное дело, убийства и их раскрываемость.
Изенгрим, 8 февраля 2019 г.
Калеб Карр, кажется, пытался написать стилизацию, и, вероятно, у него бы это получилось, если бы копируемый стиль того стоил. Иногда возникало ощущение, что книга написана для среднего школьного возраста (со скидкой на потрошительные подробности), слишком уж все правильно написано, и диалоги как по учебнику, и персонажи по архетипам разобраны. Книга могла бы получится отличной — все ингредиенты вроде бы на месте, но авторского таланта не хватило: Карр очень хочет писать, но выше ремесленного начетничества литературный уровень книги не поднимается.
У Карра вполне получилось реконструировать Нью-Йорк конца позапрошлого века: я верю, что он разбирается в его топографии, в том как Нью-Йорк выглядел тогда, и ему удалось передать это чувство понимания города. Автору также удалась сугубая историчность — убедительность антуража весьма высокая, не только архитектурного, викторианство американского извода живое и выпуклое.
Для меня в этой книге форма превалирует над содержанием. Сюжет, честно сказать, не зацепил, и следил я за происходящим постольку-поскольку. А вот описательная часть романа — все эти улицы, жральни, строящийся Нью-Йорк, эмигранты, межклассовое напряжение, новые течения и маргинальные теории в медицине, криминалистике, просвещении — это удалось на очень похвальном уровне. Автор регулярно и крайне уместно использует имена и фигуры реальных исторических личностей, что тоже работает на общую картину. С содержанием же гораздо хуже.
Расследование тут ведет целая команда чип-и-дэйлов: психованный психиатр (похожий на карикатуру на Шерлока Холмса), матерная секретарша с дерринджером в ридикюле, недотыкомка-журналист, сполна отыгрывающий роль Ватсона и даже научно-полицейские евреи в количестве двух штук. Очень похоже на современные плохие сериалы про американские агентства на три буквы. Учитывая то, что секретарша здесь настолько самостоятельная и независимая, что скулы сводит, а также наличие умного негра, книжка весьма прогрессивная, так что наличие экранизации не удивляет.
У автор присутствует определенное косноязычие, усиливаемое тем, что переводчики явно боялись сделать шаг в сторону и пожертвовать точностью в пользу художественности и лучшего звучания на русском. Кроме того, Карр кажется вообще не способен писать увлекательно и живо — постоянно чего-то не хватает, я так и не стал сопереживать героям несмотря на все авторские усилия. Как тематический парк — вроде все правильно, а единственное, что хочется — уйти. Повествование от первого лица одного персонажа тоже оказалось неудачным выбором: несколько раз автору приходилось проговаривать информацию в виде лекции
Переводчики Натапов и Немцов здесь начудили сверх меры. Разнообразных перлов навалом — успевай выписывать. «Мой мозг начал вгрызаться в окружающие обстоятельства.» Чудесно, мозг с зубами — всем бы так. «В Саре говорила жесткая сторона.» Ну, это же Сара — у нее много чего есть. «Оставалось смутным, можно ли перевозить человека в таком состоянии.» Н-да... «Рассчитывая, что поимеет место сцена расставания.» Это что, гугл-переводчик? Але, гугл, где я? «Кулак, скользом прошедший по моей голове.» Возможно, это название приема из бокса — джеб там, хук, скольз. «Вы же еще можете примениться!» Могу только догадываться, что это значит... Кто-то из переводчиков даже делает классическую, но от этого не менее грубую ошибку, переводя police officer как «офицер полиции».
В целом детектив про маньячную личность и суперсыщика, вооруженного передовыми технологиями, не получился. Автор как будто специально подгонял преступление под специфические требования расследования. Лучше б Карр мейнстримный роман запилил — глядишь, и получилось бы, а то и премия какая-нить обломилась.
Kuntc, 18 июня 2011 г.
Иллюстрация на тему «Преступник есть жертва общества». То есть основной идеей в этом историческом детективе Карра станет тезис о том, что убийцы, насильники и воры точно такие же несчастные и забитые люди, как и их жертвы. А все их действия — не более чем результат насмешек соседских ребятишек в детстве и насилия со стороны родителей. В более общем смысле – характер любого человека и совершаемые им поступки определяются его прошлым; тем, что человек пережил и чему стал свидетелем ранее. Свободны ли мы на самом деле в выборе или изначально были запрограммированы на то или иное поведение? Карр выбирает последний вариант. Такая вот психология. Принимать ли ее или нет, каждый решает для себя сам. Лично я отчасти с автором согласен, но вот серийные убийцы и прочие нелюди ни жалости, ни сочувствия у меня не вызывают.
Фоном для своей иллюстрации Карр выбрал Нью-Йорк конца девятнадцатого века. Здесь по темным улочкам бродит страшный зверь в человеческом обличье, что жестоко убивает детей. Чтобы остановить маньяка глава Нью-Йоркской полиции сам Теодор Рузвельт, будущий президент Соединенных Штатов, создает тайную команду для розыска. Руководит группой Ласло Крайцлер, психиатр, «алиенист»; в расследовании помогают его приятель по Гарварду репортер Джон Скайлер Мур, первая женщина в полицейском отделе Сара Гордон и два брата-детектива Люциус и Маркус Айзексоны. Впереди у этих людей месяцы напряженной работы «серых клеточек» и охота на кровожадного монстра.
Стародавний Нью-Йорк, конечно, автору удалось изобразить более чем хорошо. Блеск высшей элиты, опера, дорогие рестораны, а на противоположной стороне – продажные полицейские, нищета иммигрантов, публичные дома… Криминальный мир и мир политики сливаются воедино, и было весьма любопытно заглянуть за ширму правопорядка, чтобы узнать, как же там все на самом деле работает. Добротная мрачная атмосфера, немного мелодрамы ближе к концу; несколько интересных моментов из истории и географии старого Нью-Йорка – не зря автор выражает благодарность Историческому Обществу, библиотекам и Гарвардскому Архиву. Немного любопытных сведений из истории психиатрии и криминалистики. Все это хорошо, но вот именно как детектив «Алиенист» меня особо не впечатлил.
Я не зря назвал этот роман «иллюстрацией», потому как ничем иным он больше и не является. Все события, происходящие в романе… Все те жестокости, что творит неведомый убийца: вырезанные глаза, скрученные руки и сомнительная профессия жертв… Все это нужно автору лишь для одной цели – показать как работает метод Крайцлера и подтвердить теорию о взращивании обществом жестокости у человека. Именно такое чувство меня преследовало, начиная с первой страницы книги и вплоть до финала этой истории. Искусственность, неестественность. У людей Крайцлера получается все слишком просто, я им почти не верю. Таким же недостоверным мне показалось и соединение в одной группе последних достижений криминалистики: психологический портрет, дактилоскопия, почерковедческая экспертиза – слишком наигранно и слишком явные параллели с современностью. Ничего хорошего не могу сказать непосредственно и о самих героях, они тоже, по сути, ходячие иллюстрации для основной идеи. По крайней мере, большинство из них, включая самого Крайцлера. Впрочем, ничего плохого сказать о персонажах тоже не могу.
Я всегда скептично относился к тем книгам, которые были написаны «вопреки» чему-то, а, по словам Карра, «Алиенист» создан в ответ на «архетип Шерлока Холмса». Собственно, результат предсказуем. Нет, «Алиенист» не плохой роман. Хороший. Его, наверное, даже стоит прочесть, чтобы узнать «что бывает и так». Просто замысел в нем превалирует над содержанием, не продумал автор этот момент. А как противоположность ему – «Слезы дракона» Дина Кунца и слова одного из героев: «…Все теперь вдруг хотят быть жертвами. Никто не хочет быть преступником. Какое бы жестокое преступление ты ни совершил, обязательно желаешь, чтобы тебе посочувствовали, уверяешь всех и вся, что пал жертвой белого расизма, черного расизма, сексуального извращения, ненависти к пожилым людям, к образованным людям, предубеждения против толстяков, уродов, глухонемых, удачливых! Ты потому ограбил банк или пырнул ножом полицейского, что ты несчастная жертва!.. Вот это то и губит нас сейчас, именно от этого все летит к чертовой матери! Никто ни за что не желает нести ответственность. Все хотят быть кем угодно, делать все, что заблагорассудится, но никто не желает платить за содеянное…»
WAD, 12 августа 2018 г.
Эдакая «Война и мир» от психологического триллера. Иногда складывалось впечатление, что автору платили за объем, как в старину. Очень тягучее повествование со всеми переживаниями ГГ. Но не смотря на все ухищрения автору не удалось убить интригу и напряжение. В целом ГГ у меня лично вызвал некоторое отторжение своим легким ханжеством и бесполезностью. Ну и в целом есть ряд претензий к автору по поводу поведения «первой звезды» романа Ласло Крайцера. И в общем вменяемыми там оказываются второстепенные герои. Первые лица романа как на подбор неврастеники. Но повторюсь это не помешало автору написать неплохой ретро-триллер. Не шедевр, но в целом крепкая хорошая вещь.
rezviy-homiak, 22 января 2020 г.
Это мрачная, тяжёлая, страшная и скучная история. Исторические детективы — это совсем не моё, я давно это поняла, но, видно, успела забыть. Чтобы погрузить нас в то время, автор использует очень много описаний Нью-Йорка, погружая нас в трущобы, темные закоулки и в темные души, населяющие эти места. Отчего-то авторы современных детективов считают, что чем кровавые они будут описывать преступления, чем больше отвратительных подробностей используют — тем интереснее будет его читать. Но не это показатель качественного детектива, а интрига, загадка, желание разобраться кто. Тут же считаешь страницы до конца, теряя терпение от объемного тома, наполненного унынием, но никак не интригой. Традиционно используется прием с психологическими и не только травмами из прошлого. Это настолько часто встречается в детективах сейчас, что попадись мне нормальный адекватный персонаж — я буду очень удивлена. Вердикт: напрасно потраченное время. Семь лет ждала книга своего часа, могла бы ждать ещё столько же. Я бы ничего не потеряла.