fantlab ru

Памела Сарджент «Бегунья»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.60
Оценок:
35
Моя оценка:
-

подробнее

Бегунья

Strip-Runner

Рассказ, год; цикл «Азимов. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Эйми была лучшей из всех девчонок-бегуний Нью-Йорка, ведь бег по скоростным дорожкам для Эйми был самой жизнью. Из-за этого у неё часто случались конфликты в школе и дома.

© Ank
Примечание:

Действие происходит в период между событиями, описанными в романах А. Азимова «Обнажённое солнце» и «Роботы зари».


Входит в:

— антологию «Foundation's Friends», 1997 г.



Курсанты Академии
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Курсанты Академии
2010 г.
Курсанты Академии
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)
Foundation's Friends
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это хороший рассказ, полностью и абсолютно самостоятельный и самодостаточный. Подростковая антиутопия здорового человека). Юная девочка не видит никакой перспективы в своём будущем, не видит смысла играть по предписанным правилам, хорошо учиться в школе и соответствовать социальным ожиданиям окружающего общества. Она просто хочет бегать — это единственное, что ей нравится и чем она хочет заниматься. Из этого исходит и конфликт данной истории — родители-то, которые зверские надрывались всю жизнь, чтобы обеспечить своё скромное благополучие, категорически не одобряют антисоциальное поведение дочери. Это противоречие, фактически, и является двигателем сюжета про бунтующего подростка. Развязка — хороша, подозреваю, что она ещё очень уместно и точно встраивается в хронологию романов Азимова.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Бегунья» была написана специально для участия в юбилейной антологии М. Гринберга «Курсанты Академии», посвященной творчеству А. Азимова. По факту перед нами спин-офф азимовского цикла «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо», действие повести разворачивается на Земле (точнее в недрах Земли) в период между событиями, описанными в романах «Обнаженное солнце» и «Роботы зари». В небольшом камео появляется Элайдж Бейли собственной персоной, также есть упоминание о его сыне Бене, которому суждено возглавить вторую волну исхода человечества со старушки-Земли. Помимо прочего есть небольшая отсылка к событиям «Обнаженного солнца», где Элайдж расследовал убийство ученого Рикейна Дельмарра.

Главная героиня — четырнадцатилетняя девочка-подросток Эйми Барон-Штайн, которая сталкивается с типичными для ее возраста проблемами, пытается самоутвердиться, найти свое место в мире. Главное увлечение в жизни Эйми — бег по движущимся городским тротуарам, что-то типа современного паркура. «Бегуны» — единственная молодежная субкультура, которая упоминается в произведении, обычное, хотя и немного опасное развлечение подростков — кто из нас не катался в детстве на трамвайной «колбасе», не прыгал по гаражам? Времена идут, а дети остаются детьми...

Немаловажную роль в сюжете играет вечный конфликт поколений, сопряженный с взрослением главной героини. Родители Эйми по тамошним меркам люди довольно солидные и обеспеченные, отец работает в службе статистики, мать после рождения дочери вынуждена была оставить службу и стать домохозяйкой. В молодости родители тоже были не такими как все, их поведение считалось антисоциальным, но с возрастом юношеский максимализм ушел в прошлое, теперь они сами отчитывают свою дочь за легкомысленное поведение, которое может бросить тень на карьеру отца, повлиять на отношение соседей.

Социальный аспект в повести прописан довольно подробно, насколько это позволяет объем произведения. В будущем человечество переселилось в подземные города, на поверхности Земли жить можно, но желающих почти нет. Под открытым небом располагаются автоматизированные фермы, плантации и заводы на которых трудятся роботы, снабжая человеческие убежища всем необходимым. Тем не менее в ближайшем будущем, учитывая рост населения, ресурсов для всех не хватит, единственным спасением будет выход на поверхность и эмиграция на другие планеты, чему пока препятствуют «инопланетяне» — земляне, колонизировавшие иные миры во время первой волны освоения космоса. Также необходимо учитывать тотальную агорафобию «детей подземелья», которые настолько привыкли жить без естественного освещения, что любой выход на поверхность вызывает острый приступ паники.

Роботы стали неотъемлемой частью жизни общества — они заняли практически все рабочие места на производстве, что не добавляет им любви населения, которое обречено жить на пособие. Временами случаются народные бунты, направленные против использования роботов, но пока они не носят массового характера. Огромные города — это поражающие воображение человейники из металла, бетона и пластика. Общественные места разделены по половому признаку — есть мужские и женские сектора с душевыми, прачечными, туалетами и столовыми. Семьи живут в крохотных квартирках, добавление дополнительной жилплощади требует серьезного прогресса на карьерном поле. Люди тоскуют по старым временам, в частности по средневековью, когда было гораздо больше простора и свободы, но желающих реально изменить свою жизнь — единицы.

Главная героиня тотально недовольна установленными порядками, ее главная цель — вырваться за флажки, разорвать цепи унылой рутины, предопределенности своей социальной роли. Её «пробежки» — это способ бросить вызов обществу, но для того чтобы поменять жизнь на деле этого недостаточно. Всё меняется, когда она узнает о группе «сумасшедших», которые под предводительством детектива Бейли регулярно выходят на поверхность и готовятся в будущем навсегда покинуть Землю. Сможет ли Эйми победить агорафобию, преодолеть сопротивление родителей, которые хотят лишь одного — чтобы «всё было как у людей», в конце концов поверить в себя, в свою мечту и сделать хотя бы робкие первые шаги по пути к намеченной цели — вот основная проблематика произведения.

Несмотря на то, что повесть написана в рамках «продолжений Азимова» она может вызвать интерес даже у тех читателей, которые не знакомы с творчеством создателя законов роботехники, хотя знатоки получат дополнительное удовольствие от отсылок к творчеству мастера. Произведение можно читать в любом возрасте, здесь нет акцента на подростковую аудиторию, подсевшую на «сумерки», «голодные игры» и прочие «инсургенты», достаточно сказать, что любовная линия здесь отсутствует в принципе, да и необходимости в ней нет никакой. Мотивация персонажей выглядит достоверно — семейные конфликты, трудности переходного возраста, подростковая психология — здесь чувствуется женская рука автора. Социальная структура, декорации также прописаны на уровне, можно отметить позитивный финал, а из минусов, пожалуй, выделю недостаточную проработку сюжета, интрига, как таковая отсутствует, возникает ощущение, что рассматриваешь не цельное полотно, а всего лишь красивую иллюстрацию. Правда, на большее автор, видимо, и не претендует, цели «писать под Азимова» у П. Сарджент нет, у нее несколько другая специализация.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой ракурс, из уже достаточно избитой темы — жизнь городов, ушедших под землю в своем развитии. Зарисовка из жизни отдельно взятой семьи, возможно не хватает в этом немного остроты ощущений, возможно виноват перевод, не совсем видна более-менее концовка зарисовки, а может так и было задумано — отдельные кадры из киноленты, дорисовать которые предлагается самим.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх