Алексей Пехов, Елена Бычкова «Летос»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Договор с нечистой силой | Сверхъестественные способности, супергерои | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Катаклизм расколол некогда Единое королевство на множество герцогств. Магия уничтожила привычный мир, великие волшебники пали, герои поставлены на колени и нищие сели на троны. Спустя тысячу лет после этих событий, время смешало правду и ложь, подарив потомкам выживших нового бога — невежество.
Летос — мрачная земля на окраине искалеченного мира, где ночь приносит беду, а мертвые охотятся на живых. Именно в этом герцогстве сходятся пути героев, которые должны оживить мифы и легенды. Чтобы вспомнить прошлое. Или забыть его навсегда.
Входит в:
— роман-эпопею «Синее пламя»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 335
Активный словарный запас: средний (2743 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Black ermine, 2 декабря 2014 г.
Сразу скажу, что к творчеству Пехова отношусь очень положительно. Он — единственный российский писатель за творчеством которого я слежу. Более того, по моему скромному мнению, в современном российском фентезистроении только Пехов мог бы достойно представить нашу страну на мировом уровне. Собственно, уже представляет: «Крадущийся в тени» с продолжениями переведены как минимум на два иностранных языка — английский и испанский и вполне себе продаются за бугром.
Если читать книги Пехова в порядке написания, то будет хорошо виден его рост как профессионала. Начав с забавных поделок (см.«Последний завет»), ориентированных на совсем непритязательную аудиторию, он дорос до уровня сложного и многогранного фентези, на мой взгляд вполне способного потягаться с лучшими произведениями зарубежных авторов. Вершина творчества Пехова (хочется верить, что не окончательная) — тетралогия «Страж» достойна стоять на полке рядом с такими циклами, как «Первый закон» Аберкромби и «Ведьмаком» Сапковского. Выше — только произведения-титаны типа «Песни Льда и Пламени».
Более того, Пехов, основная нива которого — классическое фентези, вполне успешно экспериментировал в поджанрах: стимпанке, ориенталистике и городском фентези. Это тоже показатель профессионализма.
И вот, главный калибр нашего фентези закончил начало (простите за оксюморон :) нового цикла. Я возлагал на «Летос» большие надежды. Хотелось верить, что после прорывного «Стража» Алексей закрепит успех и прочно выйдет на высший уровень мастерства. Увы, этого не произошло.
В принципе, «Летос» не является плохой книгой. Фентези как фентези. Если бы его написал какой-нибудь неофит, было бы вполне нормально. Но не для Пехова.
Недостаток у книги ровно один: она чудовищно стандартизирована. Наберите в поисковике фразу «как не надо писать фентези», вылезет несколько списков черт, который настолько набили читателям оскомину, что использовать их в книге нельзя. И вы не найдете ни одной, которая бы не отметилась в «Летосе».
Книга полна штампов. Это выглядит примерно так. Начинаем читать: так, что у нас тут? Война древних магов /зевок/, элитная убийца, сбежавшая из своего ордена /широкий зевок/, Древний Могущественный Артефакт, Пробужденный Неосторожными Людишками /клюем носом/, герои все время куда-то идут /почти засыпаем/, Древнее Зло Пробуждается /хр-р-р.../.
Роман настолько шаблонен и написан как будто по лекалам, что читать его ужасно скучно. Все это мы уже видели множество раз. Да, ничего плохого в использованных автором приемах нет. Но... Но просто не интересно.
Повторюсь, для начинающего писателя, цель которого — привлечь к себе внимание сперва неразборчивых читателей и, что даже более важно, издателей было бы вполне удовлетворительно. И даже для Пехова образца начала 2000-х тоже было бы неплохо. Но не для современного Алексея — автора «Стража», «Пересмешника» и «Под знаком Мантикоры». Для него это — серьезный регресс.
Еще немного побрюзжу. Мне не совсем понятно, почему Алексей начал новый цикл, скроенный из заезженных лоскутков, когда у него самого есть множество идей, потенциал которых не реализован еще и наполовину.
Мир Рапгара самобытен, оригинален и в самом «Пересмешнике» раскрыт лишь чуть-чуть, что дразнит воображение читателя. Вот где простор, вот где могла бы разгуляться авторская мысль! Почему бы не написать продолжение?
Альтернативный мир «Мантикоры» тоже еще совершенно не исписан, я уверен, множество читателей с восторгом встретило бы новый роман.
Наконец, «Последний завет», хоть и на три головы ниже пеховских романов «главного калибра», но тоже показывает, что Алексей может работать и с темой постапокалипсиса. Отчего не вернуться к этой популярной нынче, но плохо разработанной в России теме? Тем более теперь, когда мастерство автора настолько возросло по сравнению с 2003.
В общем, увы, новый роман не удался и содержит тревожные признаки творческого кризиса. Будем надеяться, что это лишь временный спад. Как ни крути, ни один, даже самый хороший писатель не пишет абсолютно ровно.
Скажем Алексею большое спасибо за то, что он уже для нас написал и наверняка еще напишет!
ужик, 29 июня 2021 г.
Как говориться, «пана видно по халявах». Даже если бы Пехов писал мелодраму про донью Розу из страны, где много-много диких обезьян, все равно «уши торчат». Косяки одни и те же:
1. Пафос с Придыханием. Вот если старая эпоха, то Эпоха Процветания. Сменилась она на Эпоху Забвения. Между ними были Битва Гнева и Катаклизм! Я не стану заострять внимание на том, откуда в этом фэнтезийном мире древние греки ( а слово «катаклизм» имеет древнегреческое происхождение. И «эпоха» — тоже). Я просто пытаюсь представить гибель некой могущественной и высококультурной страны, сопровождавшейся нашествием демонов, массовым геноцидом, повальной пропажей у людей магического дара... И вот сидит где-то изнеженный и наманикюреный придворный летописец, закусив колпачок позолоченного Паркера, и думает — как Большой Трындец назвать? Катаклизм? Учитывая, что последствия должны быть ужасны и повальная грамотность где-то вот там и закончилась... Мог бы назвать Антананариву, местным плебеям, уцелевшим после катастрофы, это слово было бы так же понятно.
2. Названия рас. Это у Пехова, наверно, со времён «Киндрэт» и безжалостного передирания всего что можно было передрать из франшизы Мир Тьмы. Зубодробильные названия рас без пояснений ( мэлг, шаутт, асторэ). Но копни поглубже, и оказывается, что вот эти все чувачки/ расы ещё со времён Толкина прекрасно известны. Но, помним — Пафос с Придыханием, да...
3. «Страна непуганых идиотов». У автора просто ужасно обстоит дело с логикой сюжета, и это его беда на протяжении всего творчества. Эта самая оч-чень загадочная и неочевидная «логика» в свою очередь ломает и выворачивает ходульных персонажей книги так, что со стороны их поступки выглядят идиотскими. Разберём завязку романа. Итак, есть два циркача, один всю жизнь мечтает открыть антикварную лавку. Второй десять лет учился у прибившегося к цирку жутко образованного деда премудростям антикварного ремесла ( привет всем, кто с пеной у рта утверждает — Тэо никакой не рояльный персонаж! Угу, да он сам — рояль!). И ни одному из них не приходит в голову поинтересоваться законодательством в части обнаруженных на земле местных аристократов кладов. И вот вчера они нашли некую статуэтку, а сегодня продают ее на землях того самого аристократа, и вот представляете — их обвиняют в краже!!!!! Ну надо же!!!!! Ну вот никогда такого не было, и вот снова опять!!!! Даже современное законодательство признает право на клад за владельцем земельного участка, на котором он обнаружен ( ст. 233 Гражданского Кодекса РФ, ст. 343 ГК Украины). А в истории вообще были прецеденты. Вот Ричарда Львиное Сердце, как утверждают злые языки, убили во время осады замка, который Ричард осадил потому, что хозяин замка нашел золотой клад и не захотел делиться. И тут два фигляра без справки о том, что статуэтка эта — наследство от недавно усопшей бабушки, толкают ее первому-встречному. Буквально над раскопом, из которого статуэтку достали. Антиквар-покупатель — никакой не проверенный и давний скупщик, а случайный человек. И давайте подумаем, у покупателя ведь два пути... Либо заплатить за статуэтку и потом оказаться обвиненным в укрывательстве клада перед местным правителем. Или просто поймать двух идиотов и сдать их властям. (Или еще вариант — шантажировать «черных археологов» и выцыганить у них статуэтку даром под угрозой доноса страже). И вот наши циркачи попались! Вот это поворот!!!!
4. Персонажи. Лавиани в свои 53, видимо, страдает климаксом. То безжалостно расправляется с людьми, то заступается за Тэо по доброте душевной. Который её раздражает. И вызывает неконтролируемое желание его убить. Вот честно, как эта супер-крутая наемная убийца с татуировками бабочек ( надо бы ещё ромашки набить. И божьи коровки!). ( А для котят место ещё осталось?). Да, так вот, как эта старая кошолка дожила до столь преклонного возраста с эмоциональными порывами девочки в пубертате? Злодеи к нас традиционно — тупые и злые потому что АТаС — автор так сказал! Тэо радует прозорливостью аквариумной рыбки. Я убил сына местного правителя? Пофиг! Пойду через лес, полюбуюсь цветочками... Остальные герои, честно говоря, вообще не запомнились....
5. Диалоги. И они прекрасны!
»- Ты прав. Я тоже болен мраком.
-Я рад!
- Не сомневаюсь.
-Ты ненадолго меня переживаешь!».
Не Шекспир, короче...
Я, в принципе, понимаю почему который год подряд Пехов получает награды от журнала «Мир Фантастики». Ну если не Пехов — то кто? Звёздная? Демина? Какой нибудь Вася Пупкин с нетленным опусом о попаданце в ВОВ? Но, с другой стороны, если не стремиться к большему, то и получается, что у подрастающего поколения воспитывается весьма посредственный литературный вкус. Ну вот такое и пишут.
Ну не могу я читать книги, где и сюжет похабно сделан, и герои картон, и события шаблон-шаблон...
Нечитаемо.
kirael, 20 мая 2020 г.
Увы, но в этот раз Пехов меня разочаровал.
Я люблю его истории за насыщенный сюжет, интересные миры, ярких героев — да, в историях часто бывают недостатки, а герои вполне себе клишированные, но так или иначе ты в них влюбляешься и начинаешь переживать.
Летос получился... никаким. Мир — среднестатистическая фэнтезийная сборка с некромантами, демонами, эльфами, великими волшебниками и еще более великой тьмой. Зачем-то все эти расы назвали по другому, но и каноничное название не забыли. Не покидает ощущение, что легенды, на которых строится мир, тоже уже где-то были. Мир создали демиурги, не с первой попытки, а затем ушли. Детки заигрались с тьмой, наплодив еще больше грязи, и теперь пожинают плоды. К сожалению, конкретный пример сеттинга вспомнить не могу.
Сюжета нет. Книга — сплошной пролог, бессмысленный и беспощадный. Бывает, что такие прологи-романы необходимы. Но у меня возникло ощущение, что Летос создавался, чтобы ненавязчиво донести до читателя историю сотворения мира. Трое прутся выполнять квест, понимая, что награду не получат, а получат только по ушам. В промежутках:
- А расскажи-ка мне историю про...
- Но ее же все знают?
- Все равно расскажи (читатели-то не в курсе)!
- Давным-давно, в стародавние времена...
К концу романа герои, наконец, получают полноценный квест. И все. На мой взгляд, было бы достаточно ввести главу-пролог с пересказом легенды, если она так важна, и перейти сразу к делу.
Но самое большое разочарование — это герои. Ни один не вызывает сопереживания и симпатии. Тео — клоун с прокачанным общением и ловкостью, стат интеллект на нуле: не умеет ни читать, ни думать. У Шерон весь интеллект уходит в магию, с мозгами тоже не повезло. Да, у бедняги украли дочь. Вот только девочка, ты действительно готова ради нее бегать на побегушках у того, кто однажды уже уничтожил мир? Проблема не в том, что она взвешивает и готова, а в том, что куриных мозгов не хватает чтобы хоть на минуту остановиться и подумать. Сойка — самый интересный персонаж, как минимум потому, что ее «класс» действительно оригинален. Асассин с живыми татуировками. Достаточно ново и точно красиво. Вот только постоянно забываешь, что это пожившая и повидавшая дама за пятьдесят. Характер и поведение выписаны такими, что ей стоило бы быть эльфом — иметь пару сотен лет печального жизненного опыта, но при этом в психологическом развитии приближаться максимум к тридцати.
В очередной раз задумываюсь о том, что книги троицы соавторов я безумно люблю, а книги-сольники с облегчением заканчиваю. Читать продолжение не хочется.
arni555, 2 января 2024 г.
Алексей Пехов уже много лет является одним из моих самых любимых авторов фентези. Последний цикл, который я прочел несколько лет назад, — это «Страж». «Синее пламя» я не начинал читать, так как ждал, когда будет выпущен финальный роман цикла. И вот, в прошлом году это наконец случилось.
Хочу отметить, что мне не хватало именно классического Пехова как писателя, который запал мне в душу после циклов «Ветер и искры» и «Хроники Сиалы», а еще после цикла «Киндрет», который Алексей написал в соавторстве с супругой Еленой Бычковой и другой писательницей Натальей Турчаниновой.
Роман «Летос», как и весь цикл «Синее пламя», написан также в соавторстве с Еленой Бычковой, тем не менее это очередное яркое полотно для всех любителей и ценителей творчества данных авторов.
За что я люблю произведения Пехова, так это за ярких харизматичных персонажей, к которым сразу проникаешься симпатией и за которых начинаешь переживать с первых страниц. Тэо – молодой акробат, канатоходец и просто большой добряк, заработавший себе очень серьёзную проблему, грозящую обернуться потерей жизни, полная противоположность ему Лавиани – сойка, достаточно нелюдимая, подозревающая всех женщина, тяжело идущая на контакт, но при этом не лишенная светлых частичек в душе, хотя и старающаяся это максимально скрывать от окружающих. И конечно Шенон – видящая, способная защищать людей от нежити, девушка, которая провела всю жизнь на острове, но вынуждена начать путешествовать по миру, чтобы спасти дорогого человека.
Не мерее ярким и интересным получился мир, в котором столетия назад бушевали войны великих магов, и последствия этих войн продолжают сказываться на мире. Шаутты (или демоны), асторе, таувины и много других представителей этого мира встретится на страницах романа. История мира насыщенная, и важнейшие события прошлого, связанные с настоящим, мы узнаем от героев, которые делятся друг с другом легендами. Постепенно мы узнаем, из-за чего начались войны магов и каким последствиям они привели, почему магия стала уходить из мира. И читателю это поможет лучше разобраться в происходящем.
При всем при этом роман получился в определенной степени мрачным, так как зло продолжает существовать в мире, и по всей видимости становится лишь сильнее. Восстающие мертвецы и более опасная нежить, забытые герои прошлого, появляющиеся шаутты, преследующие свои собственные цели, которых обычному человеку победить невозможно.
В целом хочу сказать, что роман получился ярким, запоминающимся, таким, каким бы я и хотел видеть книгу от Алексея Пехова. Чувствуется, как история набирает обороты, и надеюсь, что дальше все будет еще масштабнее и захватывающе.
Angvat, 17 мая 2017 г.
В общем решил я попробовать обратиться к более позднему творчеству Пехова, когда он уже стал пытаться творить что- то своё, а не писать фанфики по играм.
Что можно сказать про Летос? Он уныл от и до. Наверное это тот случай когда «простота хуже воровства». Перед нами очередной ничем не выдающийся мирок, по которому путешествует угодивший в переплёт герой с ничем не примечательными спутниками ради выполнения очередного квеста. Плюс иногда некоторые персонажи творят такой идиотизм, что хочется схватиться за голову. Например, якобы опытные убийцы обладают интеллектом накшкодившего подростка. Просто так убивают абсолютно левого товарища и бросают его труп прямо на месте. Мол ой, на нас же никто не подумает. А люди, живущие на острове, где все умершие превращаются в зомби, вообще крайне нелогичное допущение из серии «потому что».
Ну и одна вещь все же мне показалась до боли знакомой. Во вселенной настольных игр « Легенда о пяти кольцах» есть такие ребята — монахи дракона. И у них есть магические татуировки, которые работают почти один в один как у местных убийц. В случае любого другого автора я бы подумал, что это чистая случайность, но учитывая, что это Пехов, видимо опять потянулись ручки за чужими идеями. Земля, где умершие вскоре оборачиваются зомбаками там тоже кстати есть. Но в отличие от пеховских болванчиков, фентезийные японцы жить там и не думают, и тамошние некроманты-экзорцисты успокаивают лишь случайных жертв.
AiRon88, 7 июня 2023 г.
Я когда-то уже читал первые 2 книги цикла, но потом выяснилось, что это эпопея-долгострой и терпеливо ждал выхода всех книг. Теперь все части у меня есть и с удовольствием поглощаю их все разом.
Первая книга «Пламени» самая, что не на есть вводная, «прологовая» — неспешно знакомит с героями и антигероями, делает первые наброски масштабной, интересной вселенной...
Все главные герои очень хороши, но в первой книге мне как-то особенно интересны Лавиани и Мильвио. Сойка так вообще очень типичный для Пехова персонаж — изгой с сомнительной профессией, который избегает социальных связей, живёт по принципу «моя хата к краю» и т.д. Мы такое уже видели и в Хрониках Сиалы и в мире Искры. Уже ждёшь, как героиня начнёт меняться — привязываться к остальным героям и т.д.
Мильвио резко становится интереснее, когда в конце книге вдруг побеждает члена Ночного клана в схватке один на один. Сразу становиться ясно, что персонаж не проходной и не простой.
В целом — очень приятное впечатление, но при этом меня книга впечатлила сильно меньше того же «Стража» — как-то слишком много для меня отсылок в прошлое мира, легендарные легенды. «Кто на ком стоял» разобраться бывает не просто. Но понятно, что в дальнейших книгах уже привыкнешь и будешь всё помнить и узнавать.
8,5/10.
Alex Sirkumpolar, 1 июня 2022 г.
У многих «эпопей» часто начало получается лучше, чем то, что идёт после, видимо и «Синее пламя» не исключение. Так как довелось сначала прочитать 4 и 3 тома пятитомника, точно могу сказать, что первый опус приключений магического союза точно вышел чётче, чем «Белый огонь» и «Талорис». Ныне почти всем мнятся лавры грандов эпического фэнтези, все запихивают в повествование десятки героев и кучу стран, фокус теряется, а читатель просто утомляется держать в памяти по десять-пятнадцать сюжетных линий разом... Пока этого не произошло и роман не разбухся, читать вполне себе приятно и уютно про приключения Тео, Лавиани и Шэрон на далёких северных островах. Легкая атмосфера недосказанности и ожидания того, что будет дальше, ведёт читателя за собой, а следить за канвой повествования одно удовольствие. Так что, как говорят музыкальные рецензенты, в данном случае, «открывашка» скорее удалась, нежели нет.
В очередной раз убедился, что Пехову неплохо удаются описания земель, территорий, погоды, атмосферы... Когда надо – хорошо прорисованы персонажи, их поведенческие особенности, связанные, с их социальным происхождением и родом занятий. Лёгкий аристократизм барона Мильвио, резкость и угловатость вкупе с цинизмом Лавиани, энергичность и открытость Тео, самоотверженность и забота Шэрон... Но более всего обрадовали описания стылого герцогства, чьё название украсило томик. Холодная и скупая, но красивая в своей суровости земля, чьи картины прямо так и манят в путь навстречу приключениям. Море и горы; дороги, что ложатся под ноги, руины древних городов и мрачноватые таверны на пути – кто из нас не мечтает о подобном?
Судя по всем томикам цикла, явно хуже описаний Пехову удаются мифологические и исторические мотивы. Как ни пытался он разъяснить суть нового мира, всё одно выходит путаница и разобраться с ней с первого раза непросто, ох как. Кто с кем? Кто против кого? Зачем? Картина мира получается плоская и шаблонная: две группы то ли полулюдей, то ли полубогов (асторэ и волшебники), которые бились «за магию» (за власть?), напортачили, благодаря чему случились сколько-то битв и Катаклизм, расколовший единое королевство.
«Вход в задачу» у героев получается несколько искусственный, как мне показалось, шёл каждый по своим делам – и тут бац, всем является одно и тоже чудо-юдо и приказывает явиться в Талорис. А ведь «детективные» интриги, в которые были вписаны Тэо и Лавиани сами ничуть не хуже «задания» от чудища (как они именуются – узнает тот, кто прочтёт), да и смысл «задания» не шибко понятен сходу. Нет, ясно, что разъяснять нам будут это все по ходу «эпопеи», но всё же недоговоренность оставляет осадок.
Главный намёк, естественно, понятен. В мире пробуждаются древние зловещие явления и существа и с этим нужно что-то делать, параллельно штопая те раны и разрывы, что были нанесены миру во времена его древности. Каждый из героев обладает своей тайной, которая должна помочь ему в исполнении «коллективного» замысла.
Конечно, сюжетные клише и натяжки книги, мифологическая схематичность бросаются в глаза чуть ли не с первых глав. Но почитать Пехова вполне можно. «Летос» — хотя бы за атмосферу самой земли Летоса и Большого начала.
Deliann, 26 декабря 2022 г.
«Летос» встречает своего читателя достаточно радушно. Вот один главный герой, спустя несколько страниц появляется второй, ближе к середине книги знакомят с третьим, после чего и стартует основной квест первого тома: только что образовавшееся трио отправляется в Талорис. Отправляется не по своей воле, а по приказу шаутта, местной разновидности демонов.
Интерес к происходящему возникает почти сразу, приключения захватывают, персонажи не вызывают отвращения, а действие с каждой главой только набирает обороты. Сперва мы наблюдаем как акробат с другом пытаются провернуть рискованную сделку, что приводит к трагическим последствиям. Затем следуют схватки, погони, напряжённые моменты. Главные герои сталкиваются и с бандитами, и с наёмными убийцами, и с неупокоенными мертвецами, и с многочисленными загадками прошлого. Несколько сбивала с толку лишь неровность повествования. Например, сначала автор переключается между персонажами в моменты их встреч, что показалось мне довольно любопытным решением, однако довольно быстро Пехов откладывает этот приём и переключения становятся более стандартными. В двух главах события вообще демонстрировались через третьестепенных персонажей, что было довольно странно и неожиданно. Но ещё неожиданнее ощущается прибытие на Летос, так как это сильно меняет уже известные правила мира. Дело в том, что в первой трети книги читателю очень мало сообщают об опасностях ночных прогулок, о существовании заблудившихся и тому подобном. Поэтому странно было перескакивать из довольно стандартного героического фэнтези в зомби-хоррор и обратно. Это выбивало из погружения, сказывалось на темпе чтения, но в то же время не сильно повлияло на мою конечную оценку. Просто заметка, что повествованию, на мой вкус, не хватает плавности.
Вторая половина романа показалась мне немного затянутой, потому что после знакомства между собой, троица главных героев довольно монотонно двигается к своему конечному пункту назначения. Да, они ввязываются во всякие передряги, но по-настоящему запоминается лишь та, что изображена на обложке.
Финал же несколько неудовлетворительный:
«Летос» представляет собой добротное приключенческое фэнтези с вкраплениями хоррора без претензий на что-то большое. Но будьте готовы, что перед вами лишь пролог основной истории. Точнее, даже пролог пролога, так как, судя по внутренним ощущениям, пролог закончился только в третьей книге цикла. Меня же эта история вполне развлекла. Возможно, потому что я начинал читать её без особых ожиданий.
Сказочник, 14 июня 2023 г.
Решился взяться за новую для себя эпопею Пехова. Совершенно не разочаровался, хотя пока что приглядываюсь к саге с осторожностью. Объясню. У Пехова с девочками практически всегда первые две книги любой эпопеи — просто прекрасно всё. А потом по нисходящей. Единственное на данный момент исключение — «Страж». Там всё здорово все четыре книги.
«Летос» же свою функцию знакомства с миром выполнил на все сто. Вводная часть, как я понимаю, окончена -переходим к основному действу?
vvmonahov, 18 ноября 2015 г.
Похоже, Пехов исписался. Надежда на новые идеи и необычный магический мир не оправдались. Книга стала напоминать произведения Перумова на этапе, когда тот стал вставлять в романы некромантию и мертвецов направо и налево. Они заменили всё: и новые идеи, и необычность фантастического мира.
У Пехова этот процесс всё-таки ещё не дошёл до стадии полного исчезновения художественных достоинств произведения, но, похоже, принципиально новых миров и героев типа «Пересмешника» или «Под знаком мантикоры» нам больше не дождаться. Только некромантия и мертвецы, а сюжет будет незамысловат, как в типичных штампах фэнтези: герои собираются в команду а затем идут, рубятся, идут, рубятся. Через несколько томов дошли и быстренько спасли мир. Но главный злодей сбежит, и в следующих многочисленных томах ещё предстоит его догонять и идти, рубиться, идти, рубиться, и опять спасать мир. Скучно.
i_am_sansanich, 23 февраля 2021 г.
Я опечален! Как хорошо всё начиналось. Начиналось, как замечательное криминальное чтиво с отличными персонажами. Причём, объёмом обладали как положительные герои, так и говнюки, что согласитесь, сейчас редкость. Мафиози и охотники за головами получились у автора настолько хорошо, что в мыслях поневоле всплывают образы Аберкромби. С одним но — автор, в отличие от упомянутого мною Джо, оказался не в силах выжать этих антигероев досуха, прежде чем от них избавиться. Создаётся впечатление, что все антигерои созданы лишь с одной целью — подставить их под молот справедливости или ещё большего злодейства.
Молот справедливости несут здесь не менее колоритные персонажи. Даже сильные представительницы слабого пола (извините за каламбур) произвели на меня приятное впечатление, что бывает со мной не так часто, очевидно, из-за моего консервативного отношения к роли женщины в обществе (как к хранительнице домашнего очага). Особенно много внимания автор уделил сойке Лавиани. Её образ прописан настолько чётко и подробно, что без сомнения, полюбится читателям и читательницам больше других. Особого внимания заслуживает циркач Тэо. Он здесь единственный, кто не играет на роялях, типа, разного рода бабочек и мух на спине, а пользуется лишь полученными трудом умениями. Здесь автору большой плюс, поскольку не забыл, как многие другие, что подобные навыки следует поддерживать постоянными тренеровками, дабы не потерять форму. Не менее привлекательным выглядит образ то ли псевдо-испанца, то ли псевдо-итальянца Мильвио. Эдакий благородный, загадочный герой не ведающий страха, появившийся не ведомо откуда и идущий не известно куда, играющий здесь роль вывешенного ружья, которое наверняка выстрелит в следующих сериях. Хотя и в этой бабахнуло оно не слабо.
Если персонажи, на мой взгляд, великолепны, то, к сожалению, с сюжетом дела немного похуже. Начал автор, как я уже говорил, за здравие, а кончил за упокой. Точнее, скатился сюжет от своеобразной криминальной драмы к традиционному, в худшем смысле этого слова, квесту с ходячими скелетами, чутка видоизменёнными файерболами, игральными костями в роли навигатора, суперспособностями персонажей по щучьему веленью и не менее традиционному зазеркалью. Жаль, что многие современные авторы не видят разницы между фэнтези и сказкой!
Окромя сказанного выше, есть в тексте ещё пара сомнительных моментов:
— Для чего положительный со всех сторон Тэо советует хозяйке, приютившей его на Летосе, сохранить некий обруч, найденный её сыном на развалинах, в то время, как сам шарахается от подобных артефактов как от огня и чуть ли не закапывает их подобно радиоактивным отходам? Неужели желает ей зла? Хотя, может статься, что залихватский циркач, действительно, немного туповат, как уже отмечали некоторые коллеги. Тогда автора стоит похвалить, ведь мир, состоящий из красавцев-умников, был бы слишком пресным. Поэтому, чем является речь молодого человека о бесцельно прожитой жизни, точнее большей её части, изначальной тупостью или воздействием печати хаоса на его теле придётся решать Вам.
— Уместно ли для того времени выражение: «рукоять меча была длиннее стандартной»? Как по мне, то рановато для стандартизации.
А ещё, я искренне завидую познаниям средневековых персонажей в анатомии: «...ударила охотника четырьмя пальцами под мечевидный отросток грудины», «...погрузила нож в мощную шею, перебивая яремную вену, общую сонную артерию и блуждающий нерв».
Жаль, пропала такая хорошая задумка, могло бы получиться неплохое криминальное фэнтези, а вышел стандартный квестовый проходняк, не имеющий даже промежуточного финала, с главгадом, обладающим странным чувством юмора, гоняющим бедных героев туда и обратно, только затем, чтобы лично дать глупейшее задание на новый квест (типа, поди туда, не знамо куда), хотя, с таким же успехом мог бы передать его через шаутта.
Ravenor, 8 февраля 2015 г.
Вот чего никак не ожидал от автора, после более чем достойной тетралогии о Страже, так это возвращение к простеньким сюжетам, аля три разномастных героя топают из пункта А в пункт Б.
Вооружившись персональным квестом, от выполнения которого, они, согласно канонам приключения, отказаться не могут, они пройдут Огонь, Воду, ну и что там еще полагается?
Станут Командой с большой буквы и обязательно спасут Мир, меньшее с таким зачином было бы странно.
Но хотелось бы чего-то новенького, не возврата к привычной фэнтези –схеме, где шаблон на шаблоне сидит.
Хорошо хоть без заезженных эльфов/орков пока обходится автор.
Понятное дело, что лежавший семь лет недописанный роман нужно было как-то «выпускать в люди», но вот увлечься новой историей как-то не получается.
Да и по насыщенности приключений и характерам персонажей пока ни шатко, ни валко, симпатий ни к кому не возникло, а злодеи, так вообще типично-злобствующие, желающие сеять хаос и смерть просто потому что такова их природа.
Первый блин новой серии?
Хотелось бы верить, что огрехи долгостроя будут исправлены в последующих романах цикла, тем более Пехов в моем личном списке российских авторов числится одним из любимых.
SNG, 28 октября 2014 г.
Пехов — один из немногих современных отечественных фантастов, которых я могу читать без ежестраничных фейспалмов. Да, были у него и фэйлы, но большая часть его творчества мне пришлась по душе. «Летос», как открывающий новый цикл роман, я ждал очень сильно. Но, к сожалению, получился как раз скорее фэйл, чем вин.
Как я понял из интервью с автором, изначально в книге должен был быть только один протагонист, а два других появились гораздо позже. Это чувствуется — и очень сильно. Два спутника, хоть и являются неплохими персонажами, в «Летосе» мне показались не особенно-то и нужными. В следующих книгах цикла дело может исправиться, но сейчас я оцениваю только первую часть, посему — незачет.
Вторая (и главная) беда книги тоже связана с ненужностью — ненужностью ДВУХ ТРЕТЕЙ РОМАНА! Серьезно, второй и третий акт можно было просто вырезать и вместо них сразу вписать события второго тома. Опять же, судя по сообщениям, которые автор оставлял на своем форуме, изначально цикла не должно было быть — должен был быть один роман. И я бы предпочел, чтобы «Летос» таки остался одним романом, ибо сейчас это больше похоже на растянутый на 400 страниц пролог.
Кроме того, на этот раз как-то чересчур много чрезмерно усложненных описаний и словесных конструкций в целом. Тоже приятного мало.
К плюсам отнесу отличный мир, крепких персонажей, наличие какой-никакой интриги. Но ждал я от Алексея Юрьевича большего.
С натяжкой -
Ярослав Васильев, 9 января 2021 г.
Сказки и легенды дружно убеждают нас, что любой герой идёт к какой-то цели. Иван-царевич выезжает убить Кощея, рыцарь собирается отрубить дракону голову и спасти принцессу, хоббиты идут уничтожить кольцо. Потом про их поход будут пересказывать легенды и петь баллады, но цель ясна и понятна уже на пороге – и так в любом из миров.
А как же мир «Синего пламени», куда открыл нам дорогу Алексей Пехов? (история, к слову. Завораживающая – если начиналась просто как очень красивый фентези-мир, то чем дальше, тем сильнее история в себя затягивает). Когда-то здесь правили прекрасные асторэ, затем их победили шестеро великих волшебников, изгнав прежних хозяев и подарив мир людям. Вот только обратной стороной победы стало появление в мире зеркальных демонов шаутов. Их называют порождениями мрака, но ведь не просто так внешне от людей их отличают лишь похожие на ртуть глаза – может их глаза-зеркала всего-то отражают пороки и грехи людей? Шестеро сражались с асторэ за светлое будущее людей, пролив при этом реки крови и оставив поля битв изуродованные так, что и тысячи лет спустя их лучше обходить стороной. Их наследники, великие волшебники, создали Единое королевство и золотой век… Который закончился чудовищной войной, где брат шёл на брата за светлые идеалы и просто из мести за убитых.
С тех пор прошла тысяча лет. Ушла из мира магия. Нет больше великих волшебников, остались лишь жалкие шарлатаны. Исчезли волшебные рыцари-таувины, вместо них лишь сойки, наёмные убийцы, обладающие жалкой тысячной долей талантов таувинов. Пропали знания, мир погрузился в дикость и невежество. К лучшему изменились лишь те, кого раньше называли некромантами и боялись – теперь , растеряв большую часть сил, они стали указующими, теми, кто помогает заблудшим душам мёртвых покинуть мир после смерти… Тоже счастье сомнительное: ибо отныне на островах Летоса, самой северной из обитаемых земель, если рядом с покойником не окажетсяУказующего, он может превратиться в очень опасную тварь, охочую до человечины. Но люди живут как могут, человек приспосабливается ко всему.
Возможно, вы что-то подобное слышали? Вполне возможно. И конечно же, как и в других мирах, зашевелилось древнее зло, потому нам нужны герои, которые всех победят и поведут людей к светлому будущему? А вот тут и окажется, что эта история – совсем иная. Тео по прозвище Пружина может и рад бы примерить на себя роль героя, но именно роль, ведь он актёр и акробат, а не рыцарь. Да вот не привык он бросать дело на полдороге, и раз уж случайно заварил кашу, пусть и по неведению, надо доварить всё до конца. Указующей Шэрон подвиги и путешествия не нужны тем более, на ней безопасность граждан родного города, которые без помощи указующей пропадут. Да вот впутали её, и теперь с дороги уже не сойдёшь. Пожилой сойке Лавиани подвиги не нужны тем более, она старый и травленый жизнью зверь, рыцарей и благородную чушь не ставит ни в грош. Да вот не привыкла она бросать друзей, потому раз уж встала на одну дорогу с ними, то дойдёт до конца. Рыцарь Мильвио вообще загадка, уж он то зачем впутался, хотя мог уне раз уйти в сторону? Наверное у него-то как раз есть резон, но он промолчит. Но не задумываясь обнажит меч, защищая друзей… пусть Лавиани потом и будет ругаться, дескать, она помогать не просила. А высокородная аристократка Бланка? Какую роль сыграешь ты, неожиданно встав поперёк дороги? Препятствие? А может ещё один товарищ в дорогу?
Может быть, вас потом назовут героями, а может проклянут… Это неизвестно. Ведь ушли вы, не зная, какая цель вас ведёт. А может цель и не главное? Есть лишь дорога, и именно от того, как вы её пройдёте, и сложат легенду – добрую или злую.
Pavel 1983, 30 сентября 2019 г.
Не удержался и все таки решил вставить и свои 5 копеек.
Описывать что в книге не буду (тут и так в отзывах много наспойлерили!).Книга как и история задумывалась как «приключение в дороге к цели которая неуловима»-то есть приключенческая история в декорациях фэнтезийного мира, в которой куча названий и дорог которые «Куда то ведут» а пока идем будем знакомить с миром и расскажем о героях и вообще о геополитических реалиях данного периода с вкраплением исторических справок.
И интересно ли?Да интересно!Но развития сюжета как такового нет.Ну наверное немного не так «развития сюжета нет» там где это не важно и хочется прочитать про места где идут герои.Мир автор(ры) описал здорово «Вот за что я и люблю Пехова его миры реалистичны.Да может где то немного и подрезал у кого-то.Но какой автор немного не посматривает у более удачливых колег?Отвечая на этот вопрос — НИКАКОЙ или которому все равно на уровень своих произведений!
Персонажи — ну тут не знаю как для меня фигляр циркач это по крайней мере не избито!Сойка-ну тут все классично или современно (Мне сразу вспомнился Assassin’s Creed ) а кому кучи книг с главными персонажами -убийцами(Вспомнить хотя бы Хобб).Ну и недо- некромант (это заметьте не ругательство а факт!) в женском обличии.Оригинально ли концепция таких героев по мне так ДА.Хорошо ли прописаны персонажи?Тут все сложней они интересны, но размазывать их описывая на всю книгу ,наверно не стоило.Выглядит прямо скажем плоско.Хотя может это такой авторский ход?(Неудавшийся по моему).
И вот роману не хватило «яркости» тут все слишком «серо».Мир описан здорово, но вот персонажам не хватает обычной человечности.(Воспринимаются действительно как книжные герои)Они как и их мысли слишком просты и поверхностны-у меня не получилось сопереживать им.Хотя зная автора он это прекрасно умеет!!!
На что это произведение похоже,для себя сравнил с Перумовым а именно с трилогией «Семь Зверей Райлега «.Если вам зашла трилогия смело к покупке и эту, ну а если нет?И вы не являетесь поклонником автора?Тогда три раза подумайте прежде чем начинать эту трилогию (пока трилогию цикл не завершен).Поверьте он неплох но и людей которым он не понравился я тоже понимаю.Мне он показался интересным но не более.
Итог:стандартное начало цикла.Ну а что дальше уже будет понятно с других романов автора.Пока-7 баллов (8 авансом все таки верю в автора!)