Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Красная звезда, орбита зимы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
США уже давно отказались от космической программы. Весь груз на себе тянет Советский Союз. Лунная База, Первая высадка на Марс, и космическая станция «Космоград». Но в космос не выгодно вкладывать средства, это бесперспективно, отдачи нет никакой, и решено свернуть все космические программы. И «Космоград», по приказу Политбюро, будет покинут людьми и спущен с орбиты на Землю. Конец мечтам о космосе? Но полковник Юрий Васильевич Королев, первый человек на Марсе, не намерен с этим мириться...
Входит в:
— антологию «The Third Omni Book of Science Fiction», 1985 г.
— антологию «Зеркальные очки», 1986 г.
— сборник «Сожжение Хром», 1986 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
- /языки:
- русский (10), английский (6), французский (1)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ж. Бонфой (1), А. Комаринец (3), С. Красиков (6)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NishaEgira, 26 октября 2020 г.
Если честно, из всех героев жаль только солдат — потому что в сем абсурдном действии не участвуют, но в конце таки получают люлей от предателей по заветам «Красного октября». А предатели эти еще что-то про Гагарина смеют вспоминать…
Сюжет — абсурдный. Государство подставило ради подставы (хотя герои и сами себя подставляли)… Ну, СССР же. Вы что, Чернобыль (2019) не смотрели, где правда и уважение? СССР — г… Так, о чем это я?
Написан рассказ таким языком, что непонятно кого и что там подставляют. А еще непонятно что герои делают — все государства на Земле перестали заботиться о космосе. А герои отчего-то захотели в Китай. А оттуда в Японию. Вот они-то нас поймут, ага. Интересно, в какую еще это Японию из Китая? В Америку — ладно, они в 80-е (рассказ написан в эти года, а его действие происходит где-то в относительно недалеком будущем) вроде еще «друзьями» были, но в Японию? Ну не знаю…
Тут ниже еще писали, что, вот, интересная мысль возникла при чтении — когда бунтуют буржуи, то норм. Абсолютно не согласен. Вон, «К звездам» (2019) посмотрите, с Брэдом Питтом который. Так там один абсурд происходит — герой такой хороший, бунтует… убивает. А в конце его делают героем Земли — за убийства своих товарищей, наверное. Так, я опять о фильмах из 2019 года…
Клюквы в рассказе за исключением описания станции почти нет. Почти. А если бы не развязка в стиле Тома Клэнси (хотя тут еще и завязка, но ее понять даже после прочтения развязки довольно трудно), то, я бы сказал, все было бы довольно неплохо. Но что есть, то есть
Пару слов о смысле рассказа — космос нужен. Это говорят нам американцы, принижая свою же страну (впрочем, принижая ТОЛЬКО на космическом поприще). Но убедительно (!) авторы все же так и не доказали, зачем. А у нас по настоящему в 90-е все совсем в космосе печально было. Вместо Буранов и Энергий были более важные дела. Назвать проспект в честь одного диссидента? Ну давайте и в честь других диссидентов. Оставить одного космонавта на орбите? А зачем возвращать? Дорого же. Из страны другой вылетел же! Не наше.
an2001, 7 марта 2018 г.
Развесистая клюква: со стильными итальянскими туфлями, замазкой на иллюминаторах, огурцами и блатными сотрудниками — и всё это на элитной русской космической станции в условиях невесомости. Я не могу вопринимать это всерьёз, несмотря в общем-то на имеющийся сюжет, где можно сделать скидку на то, что это писал американец.
vam-1970, 21 февраля 2020 г.
Сатирически-пародийно-иронически -эротически — юмористический сюжет о продолжении освоения Космоса со стороны СССР, как бы говоря -вот эта социальная система не может прогрессировать. Все персонажи рассказа имеют фамилии или имена известных советских космонавтов и ученых по космосу. Королев, Гришко, Романенко, Валентина (понятно какая) и т.д. С одной стороны неприятно такое читать, т.к. мы тогда жили под влиянием подвигов наших космонавтов и опошлять их память неприлично, можно было бы избрать другой стиль. С другой стороны — это 1983 год написания , время наибольшего противостояния между СССР и НАТО во времена Брежнева. Так что можно считать рассказ пропагандистским и только. Другого смысла я не вижу.
Bizon, 25 февраля 2015 г.
Очень приличный провидческий рассказ. Психологически достоверный и легко интерполирующийся на реалии советских людей. Находясь на Земле действуют общепринятые для страны законы и положения. Но в отдалении от страны проживания все меняется, люди начинают держаться друг за друга, и это становится главным, а вовсе не идеология. Подобные забастовки, когда рядовые участники исследовательского отряда, миссии случались и в реальности, достаточно вспомнить исследование Антарктиды, когда попытка посадить неугодного руководителя команды вызвала общий протест и помощь в бегстве в Аргентину. Так что в реалиях и психологии Гибсон смыслит.
Так что проверки, проверками,- а со временем все меняется, и во главу угла ставится взаимовыручка. Исходя из этого, и прочитав ниженаписанные отзывы приходишь к парадоксальному выводы — оказывается американский автор в 80-е годы (!) знал советских людей намного лучше, чем сами проживающие в стране. Уже ради этого рекомендую этот рассказ к прочтению.
AlisterOrm, 17 января 2017 г.
Это произведение, наверное, одно из самых депрессивных во всей антологии, хотя в нём почти нет страшных описаний антиутопичного будущего и всеобщего загнивания. Люди из миров, описанных другими авторами, привыкли к своему миру, и, хотя и находятся ему в противоречии, вписываются в него. Не таков Юрий Королёв из «Red Star, Winter Orbit». Мечтатель «на переднем краю», герой, бесстрашный космонавт, отдавший жизнь мечте, он будто-бы сошёл со страниц советской фантастики, пропитанной романтикой дальнего космоса. Но космической экспансии СССР настаёт конец, миссию сворачивают, герои прошлого оказались не у дел.
По сути, это рассказ о людях, в глазах которых есть искорка сумасшедшинки, тех самых, которые, рискуя жизнью, шли всё дальше и дальше, сначала по земле, сопровождая ВГО, потом в космосе. Движение, освоение, изучение — для них это как дыхание, символ того, что человечество не закольцуется и не задохнётся в самом себе на измученной планете-колыбели. Несмотря на то, что рассказ довольно депрессивен, в конце есть проблеск надежды — в космос выходят уже другие люди, которые не могут без движения, которые стремятся к звёздам. Может быть, это галлюцинации умирающего старика, но в них хочется верить.
P.S. Стерлинг и Гибсон мягко, по доброму и с большим уважением отнеслись к нашей Космической Мечте. Конечно, есть здесь и определённые странности, вызывающие у русского читателя недоумение, но сам тон рассказа оставил тёплый след в душе.
JohnNorrik, 9 января 2017 г.
Тот типа рассказов, где человеку который не жил в той эпохе и в том времени на самом деле сложно разобраться. Поэтому я не могу поставить высокую оценку рассказу, поскольку многие вещи для меня непонятны в силу того, что я живу в другом времени с другой философией.
Скажем так, нынешнему поколению рассказ покажется немного странным, хотя вроде бы проблемы поднимаемые в рассказе скорее общечеловеческие , но все равно, полностью прочувствовать не получится.
Shipoopi, 24 августа 2011 г.
Грустный такой рассказ, в целом, хоть и с оптимистичной концовкой. Но клюква, развешанная по веткам, настолько кислая (да-да, я все понимаю ,куча лет прошла и этот рассказ — всего лишь точка зрения того времени, как наша страна и ее будущее воспринималась в далекие уже 80-е), что продраться было не так-то просто. Зато во время чтения поймал себя на интересной мысли — когда условные буржуи герои произведений что-то совершают (например, бунт), воспринимаешь это отстраненно — ну, бунтанули, ну характер у них такой и образ жизни. А тут начал сразу нос морщить — да в условиях Союза такое было бы невозможно, да это голимая утопия, дилетантский взгляд из-за океана... Из-за такого вот сумбура после прочтения рассказ может считаться только любопытным, но вряд ли больше, в лучшие вещи сборника его отнести никак нельзя.
god54, 29 июня 2010 г.
Мне никогда не нравились произведения о чужой культуре. Это очень редко бывает у американцев, но у русских сплошь и рядом, как следствие идеологической политики СССР. Данный рассказ написан хорошо, но абсолютно не реален. Тот кто жил в СССР может сказать это уверенно. Бастовать в космосе, да проверки людей для работы в космосе выявляли малейшее несогласие с политикой партии. Понравилось лишь предсказательная часть рассказа: свертывание космических исследований, премьер на тракторе, взрыв атомной станции и т.д.
sham, 4 сентября 2008 г.
согласен с предыдущими отзывами... когда читал постоянно вспоминал станцию «МИР». Гибсон и Стерлинг показывают в этом рассказе, как хорошо они владеют русской историей... рассказ написан в 1983 году, но я не увидел американизмомв в духе фильма «Армагеддон». получил огромное удовольствие от чтения...
Olcha, 27 августа 2008 г.
Очень печальное произведение, написанное на влне состродания к русскому народу, который верит в идеалы, но всилу различнх социально-исторических обстоятельств не может их достичь. Гибсону можно аплодировать стоя в который раз за его пророческие произведения, а еще за небывалую поллиткорректность, учитывая год напсания вещи.
Mef, 29 декабря 2006 г.
Рассказ о русской космической станции, где все действующие лица русский. На как такое может не понравиться? Онако если честно ждал что станция сгорит в атмосфере =) Если бы так случилось Гибсоны бы предсказал уничтожение станции «Мир».