fantlab ru

Роберт Льюис Стивенсон «Провидение и гитара»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Провидение и гитара

Providence and the Guitar

Другие названия: Предчувствие и гитара

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Артистическая семейная пара — на гастролях в маленьком городке Кастель-ле-Гаши. Как оказалось — здесь их не ждет теплый прием и успех.

Входит в:



Вечернiя бѣседы на островѣ
1913 г.
Полное иллюстрированное собрание романов. Вып. 13-14
1914 г.
Моя артистическая карьера
1974 г.
Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ века
1985 г.
Путешествие внутрь страны. Клуб самоубийц
1994 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Черная стрела. Новые арабские ночи. Повести. Рассказы. Стихи и баллады
2000 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 5
2002 г.
Новые тысяча и одна ночь
2011 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Новые тысяча и одна ночь
2012 г.
Остров сокровищ. Черная стрела
2014 г.
Клуб самоубийц
2017 г.
Ночлег Франсуа Вийона
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повествование нетривиально рассказывает читателю, как нелегко порой приходится людям искусства взаимодействовать с посредственными обывателями, всегда составляющими большинство в любом обществе во все времена.

При этом это не история о «непризнанных гениях», ибо сам автор неоднократно подчёркивает относительную ограниченность таланта на примере одного из главных героев Леона Бертелини, певца и актёра, в чьём лице безграничная любовь к искусству доходит порою до позерства. Читателю самостоятельно предстоит решить, на чьей он стороне и каково его личное отношение к искусству.

Похожая история и с художником, чей дом ночью бродячая компания в лице четы Бертелини и студента Стаббса осветила своим присутствием. Интересно, что в обоих случаях творческую ограниченность мужчин раскрывается в репликах их жён.

Отдельную роль играет образ молодого студента, чьё имя читатель так и не узнает, потому как автор ограничивается его фамилией – Стаббс (видимо, не заслужил!). Несмотря на незначительную, на первый взгляд, роль, без этого персонажа история вообще рисковала бы не получиться. Именно его на первый взгляд неуместные реплики продвигают сюжет. Автор наделеят его глупой внешностью «с одутловатым лицом» и «пустым взглядом» (фрагменты описания взяты из подлинника), напрочь лишая его тяги к прекрасному. Он даже на словах не в состоянии проникнуться «заоблачными эфирами искусства», о которых ему вдохновенно повествует Леон, и слушает, абсолютно не понимая и не разделяя экзальтации собеседника.

Конечная мысль студента, с которой он покинул дом художника и которой и заканчивается рассказ, на мой скромный взгляд, получилась эпически меткой. Мораль проста: людям из разных вселенных едва ли суждено понять друг друга до конца. Кажется, рассказ не мог закончиться лучше и поучительнее. А поучительность эта кроется в том, что другим людям всегда нужно оставлять место для проявления своих профессиональных склонностей (естественно, это не относится к проявлениям девиантных наклонностей), будь то музыка, пение, рисование или работа в банке. Как говорится, все профессии нужны...

Но самое главное, по какой бы жизненной стезе ни повела судьба, – это взаимопонимание среди самых близких, как в примере с героями – взаимопонимание с их жёнами, которое у Бертелини имелось изначально, а у худодника появилось в конце рассказа не без помощи посредничества супругов Бертелини. А вот студент так и остался не понятым другими героями. В Экклезиасте сказано: «Горе одинокому».

Рассказ определённо достоин внимания со многих точек зрения. Рекомендую!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх