Роберт Абернати «Человек против города»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Развиваясь, город растёт и подавляет вокруг себя всё живое — природу, человека. И вот один из жителей решил бросить городу вызов и уничтожить его.
Рассказ в переводе И. Найденкова был также напечатан в газете «Навiны АН Беларуси», №№ 33-36, 1992 год.
Входит в:
— журнал «Fiction n° 25, décembre 1955», 1955 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, January 1955», 1955 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— антологию «Cities of Wonder», 1966 г.
— антологию «Fiction spécial n° 23 : Futurs d'Antan», 1974 г.
— антологию «Sociology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 19», 1978 г.
— антологию «Histoires mécaniques», 1985 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— журнал «Кентавр, № 2», 1991 г.
— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.
— антологию «1938-1957, l'âge d'or», 2000 г.
- /языки:
- русский (4), английский (6), французский (6)
- /тип:
- книги (13), периодика (3)
- /перевод:
- А. Григорьев (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 17 мая 2016 г.
Несмотря на то, что рассказ понравился меньше трёх других переведённых на русский язык, нельзя не признать, что для 1954 года он весьма и весьма необычен. Тема города, который разрастается подобно раковой опухоли и подчиняет себе человека, приобретая некую персонификацию и разумность, станет популярной в фантастике значительно позже. С этой точки зрения рассказ, безусловно, неплох. Временами даже нотки киберпанка можно уловить. Так что атмосфера рассказа — хороша. Но вот самого сюжета мне лично не хватило. Так я до конца и не понял — из-за чего главный герой к Городу такую ненависть питал?
P.S. Очень жаль, что переведено так мало рассказов автора. С удовольствием почитал бы ещё. Есть вероятность, что переведено действительно лучшее, но всё-таки чувствуется высокий уровень как писательского мастерства, так и идей.
artem-sailer, 9 июля 2015 г.
Довольно интересный рассказ, как мне кажется, весьма оригинальный для 50-х — много читал из литературы тех лет, а вот с этой темой не сталкивался.
Образ города как живого существа описан весьма неплохо, герой, противостоящий ему, также довольно красочен — настолько, насколько позволяют объёмные рамки малой прозы. Этакие изгой, одинокий мститель. Вообще, образ любого метасущества, будь то планета или город, весьма привлекателен и не сказать, чтобы хорошо разработан в фантастике (а может быть, просто мне не попадались такие книжки), и поэтому любые изыскания по этому поводу идут на ура.
Единственное, что не понравилось, так это концовка.
Но это, разумеется, каждому своё.
redmarie, 11 декабря 2012 г.
Рассказ Роберта Абернати «Человек против города» — короткий и динамичный. Русский вариант названия точно передает суть истории — противостояние мегаполиса и человека.
Самое запомнившееся в этом произведении — образ Города. Это паразит, «словно раковая опухоль... он протянул свои щупальца вверх по долине на несколько километров, просочился в каждую впадину холмов, все глубже и глубже вгрызаясь в землю, на которой он стоял», способный на мыслительный процесс и мстительные реакции. Город живой, но это не прекрасный и чудесный «дом, милый дом», город-защитник, где и стены помогают, напротив, чудовище, заманивающее человека в свое логово светящимися окнами домов, словно болотными блуждающими огнями... Город — отрицательный персонаж рассказа Роберта Абернати — портрет современного мегаполиса, в котором вырубаются парки для строительства очередных гостиниц-торговых центров-банков, да цветочные клумбы заменяются скульптурными композициями из бетона.
Человек же показан существом маленьким, одиноким и беззащитным перед такой махиной. Финал борьбы предсказуем чуть ли не с первых строк. Когда речь идет о жизни или смерти, «город не ведает жалости».
bakunian, 17 мая 2016 г.
Автор просто-напросто вложил в героя свое отношение к урбанизированному чудовищу, каковым являются сегодня многие мегаполисы. Пророчество сработало — чудовищная экология города-монстра пожирает здоровье его обитателей.
Yazewa, 18 декабря 2013 г.
Хороший, эмоционально цепляющий рассказ. Вообще, образ города как единого существа, дружелюбного или враждебного, всегда интересен. Здесь этот образ жутковатый, при этом вполне узнаваемый.
skein, 14 февраля 2013 г.
Человек оставил леса и саванны, построил каменные стены, укротил машины. Маленькие стаи прямоходящих обезьян сбились в племена и народы. «Каменные джунгли» для нас куда более естественная среда обитания, чем джунгли зелёные. Но что-то из архаичных глубин психики вопит о противоестественности такого существования. Загнанный в подсознание примат воспринимает город как чудовище, поглотившее мириады существ. Вместо простой иерархии стаи (один альфа, беты, самки, детёныши) – социальные структуры, настолько сложные, что производят впечатление независимых сущностей, причём сущностей, враждебных человеку. Абернати взывает к самым глубинам, к древнему архетипу противостояния Человека и Левиафана, в роли которого здесь выступает мегаполис.
sterh77, 15 мая 2012 г.
Этот рассказ был написан раньше «Город — мечта, да ноги из плоти « Роберта Шекли, «Визг побитой собаки» Харлана Эллисона и «И пришел город» Джона Ширли. Так что — честь и хвала Роберту Абернати!
god54, 10 января 2010 г.
Психологический рассказ о человеке, который нашел в себе смелость выступить против системы, в данном случае города, который подавляет всё:природу, личность... Очень тонкое описание переживаний героя, бросившего вызов, но боящегося повернуть назад. Как это похоже на нас, которые лишь на кухне готовы выступить против системы.