Андрей Валентинов «Страж раны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Таинственный тибетский монастырь Шекар-Гомп, который неизвестные люди с голубыми свастиками и красными звездами на буденовках превратили в хорошо охраняемую строительную площадку. Именно здесь оказываются друзья-недруги Ростислав Арцеулов и Степан Косухин, заброшенные далеко от полыхающей России и отныне знающие ее — и свое — будущее. Выберут ли они предначертанную им высшими силами судьбу — или же найдут в себе силы пойти наперекор ей?
Входит в:
— роман-эпопею «Око силы» > роман-эпопею «Око силы: Первая трилогия (1920-1921 годы)»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 276
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2655 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iricia, 13 сентября 2020 г.
Продолжение первого прочитанного романа закончила с большим трудом. С одной стороны, я люблю тему заклятых друзей и мне нравится как вынужденное взаимодействие между двумя главными героями переходит на новый уровень. Но вот сам сюжет... герои так далеко забрались, что я нередко чувствовала себя капитально сбитой с толку: что происходит, где там Гражданская война, где Россия, чем персонажи вообще занимаются и для чего?
Ironic_Cloud, 15 сентября 2019 г.
Топтание вокруг монастыря.
Где война? Где секретный проект, ради успеха которого столько людей рискуют жизнями? А нет их. Лазаем по горам, смотрим глюки о вероятном будущем, спасаем даму, находим артефакты. «Индиана Джонс», не иначе.
Написано неплохо, но серьезное отклонение в сторону от центральной темы, заданной в первой книге, удручает.
dxbckt, 7 июня 2018 г.
Вторая книга (первой трилогии) данного СИ так же изобилует приключения в стиле «поход за кольцом», тут так же есть свой Мордор (Шекар-Гомп), свой Саурон (Всеслав) и борьба между разными расами (тут борьба между белыми и красными). В общем уклон от событий собственно гражданской (в первой книге) плавно перемещается ко всякого рода мистическим свершениям. Плюс все это «великолепие» непонятным образом соседствует с космической тематикой (переселенцами на другую планету Тускулу, стартовавшим (с помощью ракетоносителя) еще в первой книге. В общем несмотря на отсутствие определенного жанра читается без отторжения.
shaynar, 6 сентября 2016 г.
В отличие от Волонтеров Челкеля, Страж раны — роман крайне неровный. И дело тут совсем не в том, что неспешное криптоисторическое полотно с мистико-фантастическими вкраплениями сменилось ураганным экшеном с невероятными приключениями, таинственными храмами и злобными врагами.
Проблема состоит в том, что первые две трети романа — это бодрое и, несомненно захватывающее действо резко обрывается в оставшейся части книги. Подобно Арцеулову и Косухину, застрявшим индийском захолустье, вязнет и читатель, сбитый с толку резкой сменой ритма повествования. Конечно же, события финала книги не менее важны для сюжета, чем например приключения в Шекар-Гомпе, но все же смена темпа могла быть и более плавной.
Главное достоинство первой книги, а именно ее герои Арцеулов и Косухин, вновь на высоте. Неправда, что характеры героев не развиваются — на глазах читателя застарелая вражда и политические разногласия былых врагов меркнут, а взаимные симпатия и уважение крепнут после всего пережитого вместе. И все явственнее проступает главная, как мне кажется, мысль романа — хорошие ребята есть по обе стороны баррикад, независимо от того красный ты командир или белый офицер.
alexis1273, 7 декабря 2012 г.
В этой части практически ничего не осталось от криптоистории. Сюжет перешел в плоскость магии и экшена. Какой-то замысловатой интриги здесь тоже нет. Высшие силы могли бы решать свои проблемы и напрямую. Привлечение персонажей романа выглядит надумано. В «дозорах» Лукьяненко есть шахматные партии, где слабые фигуры выполняют свои роли. У Перумова есть своя система сдержек и противовесов, не позволяющая «высшим силам» напрямую влиять на события и решать их грубыми силовыми способами. У Валентинова этого нет. Высшие силы и магические артефакты появляются тогда, когда это нужно героям (и авторучтобы обеспечить очередной поворот сюжета). Прочтение этой книги напоминает компьютерную игру, в которой у ГГ есть «код бессмертия».
repaS, 18 июня 2012 г.
Точно, Индиана Джонс в отвратительнейшем исполнении. Нагромождение мистических событий, которые происходят сами по себе, и застывшие в любом своем развитии пролетарий Косухин и белогвардеец Арцеулов. Зачем писано, о чем писано?! Поскольку ощущение фарса и лубочности усиливается, то, наверное, это действительно какой-то неведомый и непостижимый для меня жанр.
Kote, 17 августа 2011 г.
Ну не знаю. Если первая часть еще как то читалась, несмотря на постоянные отклонения в область эзотерики и музицирования на рояле в кустах, но как то захватывала. То вторая слишком выхолощена и предсказуема. Вообще говоря, данный цикл разочаровывает. По сравнению с шикарным «Дезертиром» повествование в «Оке силы» выглядит как игра двух шулеров! Которые по мере развития сюжета выкладывают козырных тузов в несметных количествах, ничуть не смущаясь этого. Это шулерство очень мешает как сюжету, так и полноценно-взвешенному восприятию этого цикла :frown:
pokurim, 15 декабря 2010 г.
Вторая часть показалась немного слабее первой. Если первая читалась интереснее за счет манящей таинственности происходящего, то вторую часть автор превратил в авантюрные приключения, герои осуществили сложное путешествие через пол-Азии, ознакомились с некоторыми обычаями и нравами народов, которые они встретили, в частности, с тибетской мифологией, выживали, спасали друг друга и т.д. Но если бы это был Жюль Верн или Луи Буссенар, то все было бы очень хорошо. Но это все-таки фантастический роман, причем в жанре криптоистории. Фантачтисекая составляющая показалась слабой, проработка некоторых персонажей вообще поразила. Например, г-жа Берг, которая вдруг предстала перед нами хладнокровным боевиком, режущим горло другим людям, потом плачущая о том, что она «всего лишь физик — экспериментатор». Свалившийся на голову героям американец мне кажется «ружьем на стене из первого акта», очень надеюсь, что оно все же выстрелит. Но от дальнейшего прочтения ни в коем случае не отказываюсь, тем более что последние страницы заинтриговали...
coleebree, 21 июля 2012 г.
Во второй части история отошла на второй план, а мистика стала просто таки зашкаливать. Появился еще один ценный спасительный артефакт. Но в целом, опять-таки мастерски выстроенный сюжет, отличная косичка из сюжетных линий, хорошая динамика отношений между Степой и Ростиславом. Понравилось чуть меньше, чем «Волонтеры Челкеля», но интерес не угас. В целом, не стоит, наверное, оценивать каждую часть как отдельную книгу, потому что только трилогия является законченным романом.
peterK, 8 декабря 2008 г.
На мой взгляд, трилогия все больше превращается в смесь похождений героев Жюля Верна и Индианы Джонса на фоне классовой борьбы начала 20 века в России. Если это чисто фантастика-развлекаловка — то явно не мой жанр. Если автор все же пытается привнести в роман нечто реалистичное — ему это плохо удается. Опять же, база посреди Тибета, с лифтами, прожекторами и другими благами цивилизации — при отсутствии хотя бы какой-то ифраструктуры, кроме горных дорог, где пройти можно лишь «плечом к плечу».
Штампы, косяки и ляпы начинаются почти с первых страниц. «Шуаны Вандеи» (где Вандея, а где Бретань?), марковцы, рубящие пленных с наскока (вообще-то марковцы образовывали осенью 1918 года пехотный полк, без кавалерии), Митька Фурманов (так запросто звал Степан комиссара дивизии, в которой командовал, максимум, одним из 27 батальонов).
Сцена избиения американца — я сначала подумал даже, что это румынские пограничники мутузят несравненного Остапа Бендера. Воспоминания о будущем главных героев, где один обязательно должен погибнуть в подвалах НКВД, а второй по телевизору увидеть водружение над Москвой триколора в 1991 (отгадайте с двух раз, кто из них кто?). Полет над Гималаями, Яков Свердлов и Рерих под псевдонимами (чтобы потомков ненароком не обидеть?)...
Боевые действия» «наших» в Тибете явно срисованы с американских кинобоевиков: мы их «мочим», как хочим... Не хватило только финального прыжка «из-под взрыва» Степана и Наташи, взявшихся за руки.
Ну, про «Не падайте духом» и слишком частую помощь «высших сил» сказано в предыдущих отзывах...
В общем, если сравнивать автора с Умберто Эко и Александром Дюма, как это сделано на обложке книги, то он уступает обоим — не хватает солидности первого и легкости второго.
Лично для меня, «средненько», скорее даже «ниже среднего».
Yazewa, 14 августа 2009 г.
Во втором романе трилогии автор, по-моему, заметно торопится. Ему нужно срочно вылить на бумагу как можно больше задуманных им приключений. При этом стиль становится более упрощенным (если не выразиться жестче), герои же отнюдь не становятся ярче и выпуклей, но оказываются еще более картонно-плоскими, с примитивной психологией и такой же речью.
Сюжет романа — индианаджонсовщина в чистом виде, со всем причиндалами подобного жанра: с чудесными спасениями «в последнее мгновение», с беспроигрышными планами геройских операций, безо всяких тонкостей и нюансов, колебаний и неоднозначностей. Здесь нужна только плотная динамика, крупными мазками наляпанный антураж (монстры, подземелья и блескучие драгоценности обязательны!) и разноплановые герои (белый, негр и девушка; солдат, ученый и опять же красотка и т.п., — большевик, белогвардеец, иностранный ученый и все та же девушка отлично подойдут!).
Резвлекаловка стопроцентная, мозги для данного чтива не нужны; они могут только помешать, так как зафиксируют массу несуразностей и откровенно слабых мест. Но если хочется бездумной голливудской бегалки-стрелялки — то это, наверное, не самый худший ее литературный эквивалент.
Я же поняла, что третью часть читать не буду: все это уж очень неинтересно и сюжетно и стилистически.
Созидающий, 19 апреля 2010 г.
Честно признаться, вторая часть не хуже первой. Опять динамика, терзания «красного» — Степана Косухина, умеренная доза экшена и мистики. В итоги мы получили ещё одну великолепную криптоисторию.
dio, 27 января 2009 г.
Во второй части трилогии автор сменил акценты, в ней приключенческая составляющая вышла на первый план. Да и место действия — Тибет, и сам по себе является довольно загадочным местом, под пером Валентинова вообще превратился в мистический центр. Учитывая все это, роман отходит от, любимой автором криптоистории, в категорию приключенческого романа в историческом антураже.
Ladynelly, 22 декабря 2007 г.
Ох! Что это было? За один или два дня я все-таки я это прочитала!? Приключения в Тибете это нечто! Оторваться невозможно! Нет слов!!! Сплошные эмоции...:shuffle:
Если раньше я больше симпатизировала Ростиславу, то теперь мои симпатии делятся поровну между ним и Степой!!!:blush:
cherepaha, 25 января 2007 г.
Во второй части «плоскостность» героев начала утомлять. И уж слишком часто к ним на помощь стали приходить высшие силы. А то что капитан Арцеулов оказался автором песни «Не падайте духом» — просто пошлый фарс.