Лю Цысинь «В память о прошлом Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ) | Австралия и Океания ) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы | Юпитер, спутники Юпитера | На орбите Земли | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Плутон, спутники Плутона )
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век | Близкое будущее | 20 век | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Изобретения и научные исследования | Контакт | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Долгожданный контакт с инопланетным разумом осуществлён.
Через каких-то 400 лет представители погибающей цивилизации Трисоляриса прибудут на Землю. Что делать человечеству сейчас? Ждать их, как друзей, способных научить новому, или как захватчиков?
Прочти, далёкий потомок, эту хронику о прошлом Земли, показывающую, что в масштабах Вселенной, как и в Истории, действуют суровые законы и ведущей является роль Личности.
Неофициальный перевод цикла на русский язык — в группе https://vk.com/club83926979
К циклу примыкает роман Баошу «Возрождение времени» (2011).
Хронологическая таблица эр:
Общая Эра: до 201… года после Р. Х.;
Эра Кризиса: 201… — 2208 гг.;
Эра Устрашения: 2208–2270 гг.;
Эра Пост-Устрашения: 2270–2272 гг.;
Эра Космической Передачи: 2272–2332 гг.;
Эра Космических Убежищ: 2333–2400 гг.;
Галактическая Эра: 2273 г. — неизвестно;
Эра Черного Домена для звезды DX3906: 2687—18 906 416 гг.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (28), английский (14), немецкий (2), украинский (4), болгарский (3), венгерский (5), китайский (10)
- /тип:
- книги (52), самиздат (3), аудиокниги (9), цифровое (2)
- /перевод:
- Ф. Бенкё (1), К. Бетц (1), О. Браатхен (3), О. Глушкова (13), А. Дранка (2), К. Лю (8), Д. Мартинсен (2), г-н Н. (2), Д. Накамура (8), З. Пек (1), С. Русинов (3), С. Саксин (3), А. Саньо (1), М. Хассе (1), Е. Ширинос (4)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Muslim, 27 августа 2024 г.
За первую книгу скажу спасибо автору, но 2 и 3 читать тяжело, так как это просто постоянное описание не самых интересных событий, сами персонажи, эти события переживающие, как будто добавлены ради приличия, чтобы были.
Xocotl, 11 июля 2024 г.
Путешествие от Китая до края Вселенной :)
Трилогия Лю Цысиня «В память о прошлом Земли» — это не просто научная фантастика, это настоящий удар по сознанию, который заставляет по-новому взглянуть на место человека во Вселенной. Это путешествие, которое начинается с знакомых нам проблем современного мира и уносит нас к далеким звездам, где человечество оказывается перед лицом таких вызовов, о которых мы можем только догадываться.
Больше всего поражает способность автора мыслить масштабно. Цысинь не просто придумывает фантастические миры, он создает целые цивилизации со своей историей, культурой и философией. И на фоне этой грандиозной панорамы разворачиваются человеческие драмы, полные трагизма, надежды и отчаяния.
Помню, как меня в свое время поразила концепция «тёмного леса». Эта леденящая душу мысль о том, что
Не могу сказать, что все в трилогии мне понравилось. Некоторые персонажи вызывали откровенное раздражение, а сюжетные повороты в третьей книге казались натянутыми. Но даже в те моменты, когда я был не согласен с автором, я не мог отрицать силы его воображения и глубины его мысли.
«В память о прошлом Земли» — это книга, которая заставляет задуматься о том, кто мы такие и какое место занимаем в этом огромном и непознанном мире. Она оставляет после себя долгий шлейф размышлений и эмоций, которые не забудутся еще долго. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается главная сила настоящей литературы.
ledje91, 12 апреля 2024 г.
Я сразу заметил, что оценки у книг данного цикла сильно контрастируют. Самые рейтинговые отзывы на 2-3 балла, а чуть ниже 9-ки и 10-ки. Часто такие низкие оценки я вижу от людей, чьи вкусы и подход к чтению сильно различаются с моим, т.е. я не знаток фундаментальных наук и не воспринимаю фантастику «на серьезных щщах» и могу допускать какие-то грубые фантастические элементы, являющиеся полетом фантазии автора и невозможные в реальности. Именно поэтому на такие отзывы, где кто-то с ходу докапывается до деталей или «расчеркивает широкой кистью» без аргументов что всё плохо и читать невозможно, а вот Стругацкие!... я стараюсь не обращать внимания. Благо, что положительных отзывов достаточно, они и сподвигли меня на прочтение.
Первая книга самая слабая из трилогии, но она все равно достаточно увлекательная и для меня была свежей в плане идей. А вторая и третьи книги читаются намного легче и написаны лучше. Что касается содержимого — я никогда не читал ничего похожего. Конечно же я читал фантастику, но именно такого развития я ещё не встречал, поэтому никаких подробностей расписывать даже не хочется — куда не ткни, сплошной спойлер будет. В целом — это очень хорошая, интересная и свежая трилогия. Для меня это не шедевр, конечно, но читать было увлекательно, хорошо и добротно.
alekscooper, 28 февраля 2024 г.
Честно говоря, удручает немного отношение наших читателей к этой трилогии. Какой-то снобизм, что ли. Ну, понятное дело, что автор, может, и имеет какие-то проколы в плане логики и сюжетного развития (кстати, а вы пробовали вообще написать страниц 40-50 художественного текста? Я пробовал, это адский труд в плане выдержки здравого смысла в десятках детали — времени суток, освещённости, течения хода событий и т. п. Это очень сложно, ты можешь сам запросто забыть, что у тебя было 10 страниц назад. Это только кажется, что писатель помнит все свои книги наизусть).
Так вот, трилогия отличная. Самое главное — у автора работает фантазия. И ещё мне нравится, что он не боится быть нежным и лиричным. Кстати, по всей видимости, Лю неплохо знает русскую литературу, потому что у него в трилогии упоминаются Гоголь и Тургенев. Да и в целом Россия в книге немножко, но есть (понятное дело, что трилогия — китаецентрична).
На последней книге меня кидало от пессимизма до какой-то усталой надежды, впервые я ощутил тоску по Земле как по нашему общему дому (я не глобалист ни разу), и последние страницы дочитывал с мыслью, мол, сжалься уже над человечеством, итак жизнь хреновая, что в реальности, что в книгах.
В целом, Лю написал отрочество человечества. Если Кларк написал конец детства, то тут — конец отрочества (кстати, видимо, Лю и сам закидывает в одном месте такую версию).
Подытоживая, очень хорошо, что такая трилогия написана. После развала СССР Россия попрощалась и с космосом, и с наукой, и с фантастикой. Что ж, может, у китайцев получится.
Deliann, 13 сентября 2023 г.
О трилогии «В память о прошлом Земли» Лю Цысиня я узнал, когда она ещё отсутствовала в наших книжных магазинах, и прочитать её можно было лишь в электронном виде. Тогда желания знакомиться с китайской научной фантастикой не возникло. Бывает так, что на самые любимые книги натыкаешься абсолютно случайно. А бывает, что ноосфера усиленно тебе что-то подсовывает, а ты как можешь уворачиваешься. Касательно творчества Лю Цысиня у меня как раз второй случай.
Время шло, «Задача трёх тел» вышла у нас официально, я задумался о покупке, но узнал, что это перевод с перевода. То есть на русский перевели с английского перевода с китайского. Я такое не люблю, и желание покупать книгу пропало. А время продолжало идти. Вот уже вышла вся трилогия, анонсировали издание омнибуса, появились новости об экранизации, друзья и знакомые всё чаще стали спрашивать моё мнение о «Задаче трёх тел», поэтому я вновь задумался о покупке. Открыл ознакомительный фрагмент, прочитал его, и желание покупать книгу опять исчезло. Слишком сухой стиль, слишком не вдохновляющие персонажи, да и общая идея не сказать, что прям очень интересная. Но любопытная. Поэтому нынче, когда в моё инфополе опять начала просачиваться информация о трилогии, я понял, что вода камень сточила и прочитал все три романа залпом. И вот что из этого получилось.
• «Задача трёх тел». Китайские учёные решают найти инопланетян и транслируют в космос радиосигнал. В ответ инопланетяне просят им больше не звонить. Однако люди просьбе не внимают, что и выливается в сюжет романа, в котором инопланетяне где-то там, а детективный триллер с загадочными смертями, аномалиями и китайской культурой где-то здесь. От книги я получил примерно такие же впечатления как от НФ шестидесятых, только сделать скидку на возраст не получилось, ведь «Задача трёх тел» – это продукт ХХI века. Впрочем, пока Лю Цысинь писал про людей, было ещё довольно интересно, но всё, что связано с инопланетянами, особенно их мотивация и методы, вызывает только нервный смешок и недоумение. Видимо «Ложная слепота» Питера Уоттса слишком сильно задрала планку моих требований к твёрдой научной фантастике. Так что дальше читать пришлось, стиснув зубы и приглушив своё критическое мышление.
• «Тёмный лес». Злые пришельцы летят к нам в гости. Летят не очень быстро, лет через 400 доберутся. Естественно, человечество хочет оказать достойный приём. Поэтому срочно разрабатываются планы, двигается научный прогресс, все бегают и суетятся. Чтобы суеты было ещё больше, инопланетяне отправили вперёд себя элементарные частицы, оснащённые искусственным интеллектом, которые могут и шпионить, и диверсию проводить. Человечество же в ответ выдумывает великолепный план, надёжный как швейцарские часы. Короче, четыре избранных по отдельности пытаются тайно разработать достойный ответ пришельцам, а те стараются всё выведать и всем помешать. Выглядело это как в анекдоте, только вместо обычных американца, немца и русского нам предлагают: американца, венесуэльца, британца и китайца, которым дали задание встретить инопланетян. Читался роман хуже первой части, но обилие неожиданных поворотов, подчас до смешного глупых, немного скрашивало процесс.
• «Вечная жизнь Смерти». Казалось бы, финал предыдущей части намекал на завершение конфликта людей с пришельцами. Но нет, одни оказались глупыми, а вторые – вероломными. Так что человечество продолжило разрабатывать ещё более великолепные планы вопреки всему. В первую очередь вопреки авторскому решению понизить уровень интеллекта людей. И вот эта книга оставила смешанные впечатления. Вроде и масштаб мне понравился, и смена ориентиров на космооперу пришлась по душе, и отдельные элементы, типа сказок хороши. Но персонажи вызывают только раздражение, а от логики сюжета я устал еще в первой трети романа.
Как итог, шесть баллов всё-таки поставлю. Но, пожалуй, ничего бы не потерял, если бы решил оставить трилогию непрочитанной.
obvilion, 10 сентября 2023 г.
Цикл средненький. Научной фантастики мало, логических ошибок масса, художественная составляющая не впечатляет, драматургия есть, но слабенькая, учитывая описываемые в книгах события. Автор не смог показать себя ни как литератор, ни как мыслитель, создав плохопродуманную и плохорассказанную историю. В книгах цикла концовки неплохие, но не хватает полёта мысли на мой взгляд, которого в избытке у Станислава Лема, например, который может полкниги рассказывать про выдуманную им планету, её историю, её эволюцию и обитателей, при этом раскрываясь и как философ и как мыслитель, но не как литератор, а может расписывать визуальные какие-то события с той же дотошностью, раскрываясь как литератор, но не раскрываясь уже как драматург. Лю Цисыня же, кроме как за идеи концовок, хвалить не за что на мой взгляд.
Задача трёх тел.
Слабейшая книга из цикла.
Злые инопланетяны портят эксперименты завязанные на ускорители частиц и физики, разуверившись в законах физики, выпрыгивают из окон и погибают от воздействия гравитации, потому что «физики нет». Так себя ученые и ведут, да. Затем умные люди бегают по всей квартире с бильярдным столом, чтобы один из них потом сказал «вот видишь, физика работает. А иногда — нет!» (на этом моменте я заржал) — это вот так работники умственного труда между собой опытом делятся, параллельно восполняя дефицит физической активности. Автор неосознанно выставляет своих героев клоунами уже не в первый раз. В современности постаревшая героиня организовала секту с целью уничтожения человечества, мол она дзен познала, то есть самую суть человеческой природы, но так как героиню уже заявили как дуру, ничего удивительного, что она не понимает природу человека. Насколько я понял, вот так автор пытается провести логическую связь между пятнадцатилетними школьницами, убившими её отца, и желанием уничтожить всё человечество, только тут получается, что эти тупоголовые детишки из первых глав имели претензии к одному человеку конкретному, а у героини почему-то претензии ко всему человечеству, при чём в радикальной форме, то есть мотивация гораздо глубже её детской трагедии. Автор обесценил драматургию первых глав, они в книге стали просто лишними, вырежи их, и не изменится ничего, вообще. Как героиня секту организовала и как секта функционирует — отдельная тема. Впрочем, если всё описанное мной ранее назвать «стиль Лю», то всё в том же стиле. Видеоигра для вербовки в секту, которая непонятно как работает и почему там пользователи с именами известных учёных а не megapihar9000, при этом требует VR интерфейс со спецкостюмом, которые по логике дорогущие и недоступны для абсолютного большинства «геймеров». Видеоигра притянута за уши, просто чтобы как-то связать секту с инопланетянами в более «невинном» ключе, в ущерб логике. Учитывая, что всю информацию читатель и герои книги получают прямым текстом, видеоигра эта вообще читателю ненужна, описать жизнь инопланетян автор мог и другим способом, но она нужна чтобы как-то оправдать существование секты, которая, впрочем, тоже не нужна. Собрания секты на уровне детского сада, ни конспирации, ничего, как будто междусобойчик какой-то. Автору надо было описывать как инопланетяне сговариваются с определёнными группировками/странами на земле, уже сформированными и заинтересованными в борьбе с крупнейшими экономиками Земли, снабжать их информацией и через них вести подрывную деятельность, а не использовать притянутую за уши секту, к которой притянута за уши видеоигра. И это половина книги, худшая. Само собой не весь бред описал, там ещё есть масса моментов, но они не столь существенны.
Вторая половина книги, когда автор отходит от современности и от истории, более менее получилась, но осадочек остался до конца.
Тёмный лес.
Сильнейшая из цикла, но не без бредятины в основе. Стоит отметить, что после первой книги, последующие ругать уже не шибко хотелось, настолько она плоха получилась.
Проблема второй книги — это операция «отвернувшиеся». В чём суть. Есть значит суперпротон, сливающий информацию врагам, и решено значит выбрать людей, которые план у себя в голове будут держать и всё, этих людей назвали «отвернувшимися». Автор при этом описывает, что для валидации информации используются сектанты из первой книги. То есть объемы сливаемой информации, упираются в сектантский ресурс. Теперь давайте прикинем в уме, как у нас в современности валидация информации происходит. Сбили самолёт, через час уже в новостях заголовки «самолёт сбит Америкой» в Америке «самолёт сбит Россией» и т.д., истина никому не нужна, но при этом эту информацию всё равно надо валидировать, прежде чем использовать, без валидации все наши предположения мы можем записать на бумагу и слить в унитаз. Приходит разрушитель к отвернувшимуся, описывает его план, а отвернувшийся ему в ответ «не угадал» и всё, сектанты вынуждены дальше акцентировать внимание на отвернувшемся, просто потому что они не могут валидировать его слова. При этом автор то описывает крайне небольшой поток информации, мол из 7 млрд. людей активных человек 100, а это не так, все что-то говорят и делают, а суперпротон он как определяет за кем следить, за кем не следить, кого подслушивать, а за кем подсматривать? Это одна проблема. Вторая проблема, а почему отвернувшихся 4, а не 1000? Какая разница? Сказали по телевидению (как на примере с самолётом), что выбрали 1000 человек, а выбрали на самом деле 10000, пусть сектанты не за четырьмя следят, а за тысячами, запутать информационные потоки легко. А почему сектантов-разрушителей всего 4? Автор опять в угоду некой идеи, закрыл глаза на логику. Информационный шум выглядел бы гораздо убедительнее, чем просто 4 сектанта-разрушителя, приходящих в гости к 4 отвернувшимся. Сама же идея Тёмного леса неплохой показалась.
Вечная жизнь Смерти.
Средненькая книжка вышла. Даже награду можно выдать за самого бесполезного и скучного главного героя, которого тащат за ручку по всей книге, и который почти всегда бесполезен. Концовка слабовата, но не из-за своей идеи, а из-за того, как автор её преподнёс.
Можно ещё сказать, что концепция «устрашения» бредова, и даже сам автор поплыл в ней, то говоря, что можно посчитать % устрашения, то говоря, что его оценить невозможно. Непонятно, почему инопланетяне не использовали ту же концепцию, пользуясь технологическим преимуществом. То есть надо было заготовить корабли для эвакуации и готовиться к эвакуации, а потом, когда всё будет готово, сказать землянам, что они могут самоубиваться сколько влезет, давая понять, что земляне своим самоубийством не убьют врага, а дальше смотреть за результатом. Так как невозможно убедиться, что враг не отправит в тёмный лес твои координаты, даже если ты оставишь его в покое, инопланетяне, будучи разумными существами, подготовились бы и к самоубийству Земли.
fsherstobitov, 23 июня 2023 г.
Весьма амбициозный по размаху цикл. Мне показалось, что амбиции автора росли от тома к тому. Первая книга — во многом локальная земная история про первый контакт и его последствия. Вторая уже включает в себя межзвездные полеты длительностью в сотни лет и раскрывает авторский взгляд на космос. Третья проносит читателя через миллиарды лет, параллельные вселенные и
Мне понравилась научная сторона книг. Лю Цысинь обосновывает, на мой взгляд удачно, продвижение цивилизации в космос глобальными научными открытиями, к примеру, люди не могли начать колонизацию солнечной системы пока не открыли термоядерный двигатель, а массовых межзвездных перелетов не случилось и после этого. В общем, все что связано с авторским взглядом на развитие технологий читалось с интересом и доставляло удовольствие.
Не понравились описания социальных явлений и поступков людей. Слишком все схематично и однобоко. К примеру, пересказ первого контакта людей с другой цивилизацией:
- Привет, Марсиане! Мы Земля!
- Привет, Земля! Лучше нам не пиши, иначе прилетим и вломим люлей так, что мало не покажется!
- Да все равно прилетайте, а то мы тут сами не знаем как нам жить
- Ну ладно, жди, корабли выслали, как долетят — всех вас вырежут до последнего человечка!
- Ой, божечки! Что же делать? Нас убивать будут :-(
Вот реально, если проанализировать действия Е Веньцзе в первой книге, то все сведется к примерно такому диалогу! Ну не верю я, что ученый может так упрощенно смотреть на мир, не принимать в расчет реальность угрозы другой цивилизации.
Много вопрос и к главной идее всей серии — метафоре космоса как темного леса. На мой взгляд, это тоже упрощенный и однобокий взгляд на мир, в котором все друг другу — враги и пытаются всех вокруг перебить. Если взглянуть на историю человечества, то мы увидим, что между разными народами бывают разные отношения — кто-то воюет, кто-то торгует, кто-то просто живет мирно и никуда не лезет. Но впечатлительным подросткам, конечно, может показаться, что автор прав, так оно и есть и только так и может быть.
Я не пожалел, что потратил время на чтение данного цикла, это было местами увлекательно (особенно первая книга), местами непросто (ближе к концу третьей), но при этом не могу сказать, что это произведение перевернуло мое представление о мире.
artem-sailer, 16 октября 2022 г.
Сложно писать отзывы на такие произведения: слишком сильное впечатление производят, а богатство научно-фантастических идей не позволяет остановиться на какой-либо конкретной.
Начав со строгой научно-технической фантастики ближнего прицела в «Шаровой молнии», Лю Цысинь к финалу перепрыгивает через эпохи, цивилизации и масштабы. Знай только — не теряй голову от вселенских величин и гамбитов межзвёздных шахмат.
Монументальный цикл, шедевр современной научно-философской фантастики.
эрмак, 6 января 2022 г.
Приветствую всех!
Пару месяцев назад листая Фантлаб в поисках что почитать наткнулся на этого автора. С китайской фантастикой я не особо знаком, так что он натолкнул меня на накоторые раздумия. Пролистав библиографию и найдя «Блуждающую землю», я вспомнил, что смотрел фильм по той книге, и в целом, что по сюжету, что по съемке это был вполне себе традиционный голливудский блокбастер. Прикинув, что в книгах будет врятли что-то совсем уж принципиально другое, я решился, и взял весь цикл «Воспоминания о прошлом Земли» прочитать, начиная, собственно, с «Задачи трех тел». Читая у меня появилась мысль, прочитав все 4 книги эта мысль укрепилась, и сейчас, спустя месяц я созрел для написания отзыва. Мысль эта в самом коротком виде звучит как «Да это же китайский Ефремов на минималках!». И мне это нравится.
Сложно, читая Лю Цысиня от этой мысли отделаться. Причем добавка «на минималках» тут стоит как чёткий плюс автору. Дело в том, что на мой взгляд они очень похожи и по сооружению в момент написания, и по идеям которые они несут, и по желанию нести свои идеи всетаки опираясь на науку, тоесть твердую фантастику делая. Разница тут в том, что если у Ефремова занудство просто через страницу выпирает, и идеи победившего коммунизма мелькают ещё чаще, то у Цысиня это всё подано легко и с предысторией. Человечество у него не сплачивается в едином порыве в сильно отдаленном будущем, а идет к этому шаг за шагом во всех 4-х книгах. Девиз «всё ради цели» тоже на распространен на планету и это часто закручивает сюжет, но тем не менее рад героев живут с такой идеей, а сам образ Китая как государства подан в ключе, что его сильная сторона в возможности так сплотиться. Занудных огромных рассуждений тут на много меньше, а сами они не такие тяжелые. Можно много аналогий между ними проводить, и Цысинь будет выигрывать, но это уже начнет раскрывать сюжет, и я остановлюсь.
Отдельно мне понравилось то, что автор старается максимально адекватно подать научную сторону соответствующих действ в книге. То, что сейчас является константой в физике, математике или астрономии идет константой и у него, без каких-либо «новейших открытий», волшебным образом решающих принципиальные проблемы. Область фантастики в книгах раскрывается малореальным сюжетом самим по себе, плюс некими фантазиями в тех областях, которые сейчас в науке недостаточно хорошо изучены и какие то шансы что всё может быть так, как написано, есть на самом деле. Получилось очень твердо, очень приятно и очень читабельно.
Из минусов, самое наверное большое, это хроническая удачливость ГГ всех произведений, зачастую настолько нереальная, что немного раздражает. Я понимаю, что сложно писать художественную литературу без таких вещей, но некоторым авторам это удается сделать не так навязчиво, а вот у Цысиня всетаки с этим скорее проблемы.
Итого, резюмирую: книги понравились, любителям НГ «средней тяжести» вполне могу рекомендовать, и при появлении новых переводов автора с удовольствием буду их читать.
Aelius Messalla, 24 сентября 2021 г.
В последнее время я с умом расходую свой временной литературный ресурс. Я выверено подбираю книги, от которых остаюсь в космическом восторге, от которых моё самосознание взрывается сверхновой. Мне везёт? Нет, это – тактика. Или вкусовщина.
Подсознательно я знал, что Цысинь – мой автор. С первой и по последнюю страницы этой меланхоличной, «тёмной» научной фантастики, где есть:
1. Люди, представленные некой серой биомассой, миллиардным стадом, которое пасут несколько странных личностей. Самые вменяемые и интересные – Да Ши (вытащил на себе первый том) и Ло Цзы (вытащил на себе второй том). Остальные овцы как бы не существуют в принципе. Они проявляют себя только глобально в массовых приступах дибилизма в ожидании скорой гибели. Знакомо, ведь так?
2. Духовное китайское единение или чрезмерное обобщение, когда говорят: «Всем — в космофлот!», «Всем переселяться в Австралию!», «Всем строить космические убежища!», а овцы поблеяли и потопали;
3. То ли отсталые, то ли премудрые трисоляриане, представленные коммунистической партией современного Китая с завышенным чувством скорейшей регидрации. Они живут в системе тройной звезды тысячелетиями, умеют разворачивать протон в нескольких измерениях, создают «капли» с сильным ядерным взаимодействием, имеют, как оказалось, двигатель искривляющий пространство… Зачем им Земля?! Одна она такая;
4. Тёмный лес. Он жесток и темен. И в космосе, и на Земле;
5. Неизведанные Пути Вселенной…
И ещё много всего. Но я был рядом — в четырёхмерном пространстве — и пристально следил за развитием истории Земли из своей лужи, решал задачу трёх тел (почему-то не четырёх), «держал меч», ложился в гибернацию, жил на дереве, голодал в Австралии, слушал сказки, застревал в Чёрном домене и искал единения со Вселенной… я кайфовал все три тома, честно.
Да, это не «Ложная слепота». Это разные книги де-факто, но их почему-то упорно сравнивают. Уоттс, конечно, мой фаворит. Лю прозаичнее, более поверхностный, доступный для лит. масс-маркета. Но Лю хорош. В каких-то моментах он оказался мне ближе. И я признаю это с удовольствием. Его научпоп не тяготил, не душил, не вгонял в сон. За Культурную революцию – поклон. Теория «Тёмного леса» мне зашла только в рамках планеты Земля. Уверен, что Земля и населяющие её люди – это тот самый Тёмный лес в миниатюре, который Лю тащил через три книги.
Трилогия долгая, в ней есть ляпы и щелбаны, большинство из которых можно списать на национальность автора. Везде чувствуется китайщина. Есть в этом и колорит, и лубочность. В диалогах на научные темы я представлял (из фильмов) манеру разговора китайцев, это забавно. Некоторые сцены и диалоги навсегда врезались в память, я их прочувствовал. Некоторые находки показались гениальными. Как ни крути, Лю — самобытный автор. Вопросы, конечно, остались, но я не спешу к «Возрождению времени», потому что Лю поставил точку, додумывайте сами. Это было яркое и запоминающееся путешествие. Это действительно «Воспоминания о прошлом Земли». И я говорю спасибо тебе, сэй Лю.
P.S. Огромный-ОГРОМНЫЙ респект переводчикам! Ребята, если вы читаете этот куцый отзыв, пожалуйста, переводите ещё! Такого складного, качественного, выверенного текста сейчас не найдёшь, как трёхмерную Землю после удара Тёмного леса. Жаль, что энтузиастов в этом деле, как вы, кто истинно горит своей работой, — единицы.
aviraen, 24 июля 2021 г.
Итак. Цикл прочитан и мне есть что сказать о нем.
Для начала это научная фантастика. Прям научная фантастика старой школы с допущениями возможными вроде как, а вроде как и не совсем.
Далее это китайская научная фантастика. Культурные особенности будут переть во весь рот примере прочеютения. И так как Китай это социалистическое государство то ощущение что вы ещё читаете что то из старой советской фантастики вас не покинет. Хорошо это или плохо решать вам.
Ну и последнее. Автор не имел с самого начала план на трилогию и это очевидно. По факту это дилогия и одна книга продолжения в которую автор засунул все что пришло в голову по ходу написания первых книг.
Первые две книги представляют из себя законченную историю про борьбу человеческой цивилизации с захватчиками. Раскрывать сюжетные повороты не буду но центральная концепция темного леса теперь является одной из распространенных в фантастике.
Третья книга во многом достижения первых двух просто херит и это неприятно но такой уж мир у автора. Недружелюбный.
Во многом темный лес царит и на земле. В принципе даже история культурной революции в Китае которая идёт красной нитью через повествование в первой книге нам это уже говорит.
Цикл рекомендую всем любителям Нф. Это теперь классика, это знать надо
facepaw, 28 февраля 2021 г.
Многие хаят автора, что он из твердой НФ скатился в космооперу. Так и есть, но плохо ли это? Сам факт изменения жанра нет, не плох, возможно даже развитие в писательстве — хочется попробовать новое. Вспомните его идеи — от живого компьютера к сказкам. Это прекрасно.
Мне кажется негативное отношение складывается не из-за жанра, а так как автор не умеет раскрывать характеры.
И героев нет. Не «героев», а лиц, скорее. Главная героиня в третьей книге — типичная барышня 19-го века, в ответственный момент впадает в прострацию и вспоминает всю историю Земли. А потом ещё живёт миллионы лет и страдает. И корабль ради нее построили, и разбудили вовремя (привет роялю). Важная женщина.
Ну как-то печально все с героями, то есть с лицами.
Тетка, отправившая сообщение Трисолярису, постигла дзен ещё до того, как начались события. И ходила приблаженная, «а я что — я ничего». Может это нормально для китайцев, я не в курсе. Нам преподносится, что это последствия культурной революции, но то ли автор не докрутил, то ли так себе идея.
Достойным мне показался второй герой — Отвернувшийся Ло Цзи. Он вытянул вторую книгу, и она мне больше всего понравилась.
Если резюмировать — хорошие, интересные идеи. Будоражат воображение, завлекают. Но как-то безличностно, персонажи не радуют, социальная часть на нуле. Отношение автора, что люди — безвольное стадо, если честно надоело. И при этом он не раскрывает человека, как личность. Ну такое.
P.S. Больше всего меня интересовали люди, улетевшие в космос. Спасибо автору, что он их особо не трогал.
Владигор, 31 декабря 2020 г.
Трудно писать отзыв, когда полноценное мнение так и не сложилось. С одной стороны, этот цикл сильнейшее произведение за последние несколько лет, а по влиянию на мое самосознание и словно заново открытий мир, возможно и вообще такие ощущения никогда не повторятся.
Довольно невнятное и тяжелее начало. Заставляю себя читать, не в первый раз такое. Не все хорошие книги с первой страницы определяются. И, вот наконец, добрался до сути, чем эта книга цепляет. Прежде всего идеями. Каждая по отдельности они, возможно, и не так сногсшибательны, но замешанная в плотный клубок, их концентрация вызывает какой-то интеллектуальный взрыв, переосмысление всего окружающего и вокруг происходящего. Наука и фантазия так переплелись, что не понимаешь, что из этого в нашем будущем вполне осуществимо, а что — лишь наивная выдумка.
История держит в напряжении, в этом вымышленном мире достаточно неизвестных. Героем может оказаться любой. Интересный замысел с гибернацией. Времена меняются, люди остаются. Их мысли, теории, решения. Герои своими глазами видят последствия своих действий.
Сюжет не раз порадует читателя непредсказуемыми действиями и невероятными событиями. Иногда даже переворачивая все с ног на голову, заставляя все шестерёнки в голове усиленно работать, и мозг просто кипит от полученного удовольствия. И, наконец, последний шаг человечества для защиты собственной цивилизации. Теория существования и взаимодействия всех разумных сил во Вселенной. Земляне выросли, стали частью жестокого мира звёзд. Небанальный, хоть и очень простой сюжетный приём. Добро пожаловать в новый мир...
Но вот с третьего романа происходит изменение. Кажется, все логично. Процесс запущен, история развивается. По-прежнему нас радуют неожиданными поворотами. И будущее человечества выглядит вполне интересным. Но есть одно «НО». История себя исчерпала. Сигнал отправлен в пустоту. В игру вступают другие правила. Вчерашний враг, как и само человечество, превращается в загнанного зверя, ему сейчас не до мелких «людишек». Новая эра кризиса. Кто на этот раз охотится за нами? Враг снова неведом.
Звучит вроде неплохо, но это лишь новый виток. Опять всё заново. К счастью, развязки ждать долго не пришлось. И в самом финале ещё элемент непродолжительной «космической одиссеи».
И вот здесь выясняется, что теория «темного леса» в большей степени, ну, скажем так, хромает чтоли. Высокоразвитые цивилизации уже давно друг о друге знают, где-то сотрудничают, где-то ведут бесконечные войны. То есть примерно заниматься тем же что и жители Земли, канувшей уже в Лету. А удар по искоркам осмысленной жизни, появляющимся в бесконечной Вселенной, лишь игра и некоторая форма уважения к этой жизни. На будущее. Чтоб под ногами не мешались. И от этого саморазрушения интригующей, таинственной, манящей системы, созданной китайским писателем — «во Вселенной все равны перед друг другом и то же время все мы враги» — остаётся пустота внутри. Как нечто потерянное. Внезапное Открытие, полное надежд сменилось разочарованием.
И финал, вроде такой открытый, полный надежд и в то же время таящий новое неизведанное, не оставляет должного отпечатка. И не ставит никаких точек. Словно история продолжается. «Я дал вам ориентиры, но свое будущее вы пишете сами. Пока есть Жизнь, будет и Смерть. И они будут вечно...»
Ed Kalish, 8 декабря 2020 г.
После Лю читать (и писать) фантастику по-прежнему уже невозможно.
Примерно так же выход «Имени розы» разделил историческую прозу на эпохи «до Эко» и «после Эко».
Не сомневаюсь, что многие авторы – и талантливые, и не очень – проигнорируют это и продолжат сочинять книги так, будто никакого Лю нет на свете. Многие вообще считают его трилогию неудачной («...а отдельные творческие единицы решили просто, что серия провалилась»). Это нормально. Но это ничего не меняет. Очередной эволюционный шаг сделан.
Что такое SF? Science fiction, или speculative fiction; в любом случае – литература для размышления. Чего мы ждем от фантастики – так это интеллектуальных приключений. Приключений мысли. Добавим: приключений в интеллектуальном «сеттинге», заданном текущей естественнонаучной картиной мира и сопутствующей методологией (именно поэтому нельзя отнести к SF, например, рассказы Борхеса). Хорошая SF – это книга, читатель которой будет хотя бы время от времени ахать и чесать в затылке не от внезапных фабульных и психологических поворотов, а от чисто интеллектуальных трюков, проделываемых автором.
Такую SF умеют писать очень немногие, и Лю – бесспорно, один из этих немногих. Он захватывает читателя интеллектуальными приключениями еще в первой книге, когда их размах по меркам этой трилогии невелик, и не отпускает до конца.
Абзацем выше я намеренно употребил слово «трюк». Да, этому автору отлично удаются сюжетные и логические фокусы, он умеет заинтриговать. Но это отнюдь не все. Когда во второй книге он доходит ни много ни мало до построения оригинальной космологической гипотезы – тут уж я не знаю, кем надо быть, чтобы не задуматься всерьез. Модель Вселенной получилась вполне захватывающая (верная или неверная – вопрос совсем иной). Известно, что острая мысль далеко не всегда сочетается с легким стилем, но Лю сумел найти компромисс: манера его письма очень user-friendly, читать ничто не мешает; четкая прозрачная проза, по которой летишь, как велосипедист по лесной дороге в хорошую погоду. И ждешь: какая новая грань мира, прекрасная или страшная, откроется за следующим поворотом?..
Как и любая великая книга, трилогия Лю имеет множество недостатков.
Прежде всего, её нельзя отнести к твёрдой НФ. Образец нынешней твёрдой, и даже сверхтвёрдой, научной фантастики есть под рукой – это «Ковчег 47 Либра» Бориса Штерна; роман прекрасный, но совершенно в другом роде. У Штерна ничто нигде не выходит за пределы современных, свойственных первой четверти XXI века, научных представлений, для него это принципиально. Однако не будем забывать, что твёрдая НФ – лишь локальный поджанр фантастики. В конечном счете мы читаем фантастические книги не ради научной конкретики, а ради приключений мысли, для которых научные факты служат материалом. Ради своих задач автору можно делать с этими фактами ВСЁ: хоть переименовать звезду, хоть изменить ход планет в системе Альфы Центавра, хоть изобразить плоскую Землю. Anything goes. Ты либо мыслишь (по возможности попутно развлекаясь), либо нет.
В трилогии Лю нет богатых психологических портретов, бурлящих потоков сознания и прочей субъективной аналитики в джойсовском духе. Единственная любовная история там насквозь неправдоподобна; собственно, то же самое можно сказать и о психологии центрального героя – Ло Цзи. Всё это никоим образом не значит, что Лю не умеет создавать ярких персонажей (кто читал, пусть вспомнит хотя бы бесцеремонного Да Ши) или что ему неинтересны люди. Или что он пренебрегает темой любви. Умеет. Интересны. Не пренебрегает (обратите внимание, например, на «Сказки Янцзы»). Но Лю – определенно не Джойс. Больше скажу: он, внезапно, вообще не европейский писатель. Вот здесь-то, как мне кажется, собака и зарыта.
Что такое трилогия Лю? Это уникальное и очень удачное слияние западной традиции научной фантастики, представленной Азимовым и Кларком (которых Лю точно любит) с древней традицией дальневосточной эпической прозы, представленной, например, великим «Троецарствием» (на которое там тоже можно выйти по цепочке ссылок). Возьмите образцовую НФ на уровне Кларка или, страшно сказать, Лема, и напишите её в манере Ло Гуаньчжуна, – по возможности адаптируя к современному читателю, но оставив традицию живой. Слабо? Ах, не слабо?.. В общем, именно по этому рецепту трилогия Лю и сделана.
Отсюда же вытекает и еще одна особенность Лю, а именно его любовь к истории. В китайской культуре история вообще занимает огромное место. Заглавие трилогии не случайно, как не случайно и обилие исторических эпизодов (особенно в первой книге), и некоторый общий угол зрения. «Они герои, да? – Нет. – Они злодеи? – Нет. – А кто же они тогда? – История».
Трилогия «В память о прошлом Земли» (или как там ее в итоге назвали) – безусловно единое произведение. Составлять впечатление о ней по первой книге ни в коем случае нельзя. От книги к книге там всё сильно меняется, не переставая, однако, быть целым. Это не три книги, а одна – просто толстая.
Единственное, что лично мне не понравилось, это перевод названия третьего романа. Мне кажется, это должен быть КОНЕЦ СМЕРТИ. Английский перевод, сделанный блестящим Кеном Лю, именно так и называется: «Death’s End». В остальном перевод трилогии на русский очень хорош. Он соответствует главному критерию: читается как хорошее русское прозаическое произведение, чего нельзя сказать о многих других (даже современных) переводах фантастики. Ну ведь и переводили не случайные люди, а те, которые этой книгой поначалу просто увлеклись.
Что же до Ло Цзи и иных необычных персонажей, то тут, мне кажется, всё тоже очень по-китайски, в традиционном русле этой прекрасной рационалистичной и антропоцентричной культуры. «Я не верю, что существует разумная сила, способная влиять по своему усмотрению на мою жизнь. Но я верю, что бывают на свете очень странные люди. Я просто знаю это».
nevr1001, 23 ноября 2020 г.
Грандиозный цикл. Пронизывающий до глубины души. Оставляющий после прочтение «черную дыру» в мозгу и желание вернуться в детство от страшных реалий взрослых будней.
Прочитав негативные отзывы, составлю свой, как некий краткий ответ.
В первом романе, китайской истории наверное не больше 1/5 от общего объема. Бояться ее не стоит — в ней и зарождается зерно сюжета.
Не совсем научные подходы автора к физике и астрономии, вполне нормальные допущения с учетом масштаба происходящего и временного периода. Гораздо лучше чем просто «построили машину времени» или «путешествие через «кротовую нору».
Объяснение торможения развития фундаментальных исследований на Земле вообще гениально (а торможение действительно сейчас есть, хотя причины все так в другом надеюсь)))).
Супертехнологии инопланетян вообще не могут подвергаться критики, ибо докажите что такого быть не может.
Теория «темного леса» — гениальна.
Трилогия это боевик в космосе (хотя описание войны, кровь и кишки немного присутствуют). Цикл это философский трактат о том «кто мы во Вселенной» и откуда она вообще и для чего. Только положенный на сюжет, обрамленный фантастикой. Это философия. Да, современная, написанная языком для широкого круга читателей (многие ли осилили Канта например), но философия. С этой позиции и нужно читать цикл. Готовясь не к тому, что автор попытается представить в действительности жизнь на Марсе (привет «Марсианен»), а охватит книгами глобальный вопрос бытия, любви, человеческих качеств, дружбы.
В том, числе по этому наверное главными спасителями и губителями человечества становятся хоть и люди науки, но применившие не научные методы в лабораториях (кмк для этого и были введены софоны), а именно мыслительно-логическую деятельность, как отправка координат к звезде Лао Цзы, так просто чувства, как у Чэнь Синь.
Китайских имен не много, запоминаются они достаточно легко.
Оценка 10 однозначно.