FantLab ru

Лю Цысинь «В память о прошлом Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
816
Моя оценка:
-

подробнее

В память о прошлом Земли

三体

Другие названия: Воспоминания о прошлом Земли

Цикл

Аннотация:

Долгожданный контакт с инопланетным разумом осуществлён.

Через каких-то 400 лет представители погибающей цивилизации Трисоляриса прибудут на Землю. Что делать человечеству сейчас? Ждать их, как друзей, способных научить новому, или как захватчиков?

Прочти, далёкий потомок, эту хронику о прошлом Земли, показывающую, что в масштабах Вселенной, как и в Истории, действуют суровые законы и ведущей является роль Личности.

© A.Ch
Примечание:

Неофициальный перевод цикла на русский язык — в группе https://vk.com/club83926979

К циклу примыкает роман Баошу «Возрождение времени» (2011).


Хронологическая таблица эр:

Общая Эра: до 201… года после Р. Х.;

Эра Кризиса: 201… — 2208 гг.;

Эра Устрашения: 2208–2270 гг.;

Эра Пост-Устрашения: 2270–2272 гг.;

Эра Космической Передачи: 2272–2332 гг.;

Эра Космических Убежищ: 2333–2400 гг.;

Галактическая Эра: 2273 г. — неизвестно;

Эра Черного Домена для звезды DX3906: 2687—18 906 416 гг.


Содержание цикла:

7.45 (318)
-
28 отз.
7.81 (2268)
-
109 отз.
8.45 (1462)
-
43 отз.
7.95 (1168)
-
45 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Задача трех тел
2017 г.
Темный лес
2018 г.
Вечная жизнь Смерти
2018 г.
Шаровая молния
2019 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.
Темный лес
2017 г.
Вечная жизнь Смерти
2017 г.

Аудиокниги:

The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Вечная жизнь Смерти
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.
Тёмный лес
2017 г.
Вечная жизнь смерти
2018 г.
Темный лес
2018 г.
Шаровая молния
2019 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.
Темный лес
2016 г.
Вечная жизнь Смерти
2017 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Dark Forest
2015 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Death's End
2016 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
Der dunkle Wald
2018 г.
(немецкий)
Ball Lightning
2018 г.
(английский)
Death's End
2018 г.
(английский)
The Dark Forest
2018 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)
Темний ліс
2019 г.
(украинский)
Проблема трьох тіл
2020 г.
(украинский)
Вічне життя смерті
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак. Цикл прочитан и мне есть что сказать о нем.

Для начала это научная фантастика. Прям научная фантастика старой школы с допущениями возможными вроде как, а вроде как и не совсем.

Далее это китайская научная фантастика. Культурные особенности будут переть во весь рот примере прочеютения. И так как Китай это социалистическое государство то ощущение что вы ещё читаете что то из старой советской фантастики вас не покинет. Хорошо это или плохо решать вам.

Ну и последнее. Автор не имел с самого начала план на трилогию и это очевидно. По факту это дилогия и одна книга продолжения в которую автор засунул все что пришло в голову по ходу написания первых книг.

Первые две книги представляют из себя законченную историю про борьбу человеческой цивилизации с захватчиками. Раскрывать сюжетные повороты не буду но центральная концепция темного леса теперь является одной из распространенных в фантастике.

Третья книга во многом достижения первых двух просто херит и это неприятно но такой уж мир у автора. Недружелюбный.

Во многом темный лес царит и на земле. В принципе даже история культурной революции в Китае которая идёт красной нитью через повествование в первой книге нам это уже говорит.

Цикл рекомендую всем любителям Нф. Это теперь классика, это знать надо

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие хаят автора, что он из твердой НФ скатился в космооперу. Так и есть, но плохо ли это? Сам факт изменения жанра нет, не плох, возможно даже развитие в писательстве — хочется попробовать новое. Вспомните его идеи — от живого компьютера к сказкам. Это прекрасно.

Мне кажется негативное отношение складывается не из-за жанра, а так как автор не умеет раскрывать характеры.

И героев нет. Не «героев», а лиц, скорее. Главная героиня в третьей книге — типичная барышня 19-го века, в ответственный момент впадает в прострацию и вспоминает всю историю Земли. А потом ещё живёт миллионы лет и страдает. И корабль ради нее построили, и разбудили вовремя (привет роялю). Важная женщина.

Ну как-то печально все с героями, то есть с лицами.

Тетка, отправившая сообщение Трисолярису, постигла дзен ещё до того, как начались события. И ходила приблаженная, «а я что — я ничего». Может это нормально для китайцев, я не в курсе. Нам преподносится, что это последствия культурной революции, но то ли автор не докрутил, то ли так себе идея.

Достойным мне показался второй герой — Отвернувшийся Ло Цзи. Он вытянул вторую книгу, и она мне больше всего понравилась.

Если резюмировать — хорошие, интересные идеи. Будоражат воображение, завлекают. Но как-то безличностно, персонажи не радуют, социальная часть на нуле. Отношение автора, что люди — безвольное стадо, если честно надоело. И при этом он не раскрывает человека, как личность. Ну такое.

P.S. Больше всего меня интересовали люди, улетевшие в космос. Спасибо автору, что он их особо не трогал.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно писать отзыв, когда полноценное мнение так и не сложилось. С одной стороны, этот цикл сильнейшее произведение за последние несколько лет, а по влиянию на мое самосознание и словно заново открытий мир, возможно и вообще такие ощущения никогда не повторятся.

Довольно невнятное и тяжелее начало. Заставляю себя читать, не в первый раз такое. Не все хорошие книги с первой страницы определяются. И, вот наконец, добрался до сути, чем эта книга цепляет. Прежде всего идеями. Каждая по отдельности они, возможно, и не так сногсшибательны, но замешанная в плотный клубок, их концентрация вызывает какой-то интеллектуальный взрыв, переосмысление всего окружающего и вокруг происходящего. Наука и фантазия так переплелись, что не понимаешь, что из этого в нашем будущем вполне осуществимо, а что — лишь наивная выдумка.

История держит в напряжении, в этом вымышленном мире достаточно неизвестных. Героем может оказаться любой. Интересный замысел с гибернацией. Времена меняются, люди остаются. Их мысли, теории, решения. Герои своими глазами видят последствия своих действий.

Сюжет не раз порадует читателя непредсказуемыми действиями и невероятными событиями. Иногда даже переворачивая все с ног на голову, заставляя все шестерёнки в голове усиленно работать, и мозг просто кипит от полученного удовольствия. И, наконец, последний шаг человечества для защиты собственной цивилизации. Теория существования и взаимодействия всех разумных сил во Вселенной. Земляне выросли, стали частью жестокого мира звёзд. Небанальный, хоть и очень простой сюжетный приём. Добро пожаловать в новый мир...

Но вот с третьего романа происходит изменение. Кажется, все логично. Процесс запущен, история развивается. По-прежнему нас радуют неожиданными поворотами. И будущее человечества выглядит вполне интересным. Но есть одно «НО». История себя исчерпала. Сигнал отправлен в пустоту. В игру вступают другие правила. Вчерашний враг, как и само человечество, превращается в загнанного зверя, ему сейчас не до мелких «людишек». Новая эра кризиса. Кто на этот раз охотится за нами? Враг снова неведом.

Звучит вроде неплохо, но это лишь новый виток. Опять всё заново. К счастью, развязки ждать долго не пришлось. И в самом финале ещё элемент непродолжительной «космической одиссеи».

И вот здесь выясняется, что теория «темного леса» в большей степени, ну, скажем так, хромает чтоли. Высокоразвитые цивилизации уже давно друг о друге знают, где-то сотрудничают, где-то ведут бесконечные войны. То есть примерно заниматься тем же что и жители Земли, канувшей уже в Лету. А удар по искоркам осмысленной жизни, появляющимся в бесконечной Вселенной, лишь игра и некоторая форма уважения к этой жизни. На будущее. Чтоб под ногами не мешались. И от этого саморазрушения интригующей, таинственной, манящей системы, созданной китайским писателем — «во Вселенной все равны перед друг другом и то же время все мы враги» — остаётся пустота внутри. Как нечто потерянное. Внезапное Открытие, полное надежд сменилось разочарованием.

И финал, вроде такой открытый, полный надежд и в то же время таящий новое неизведанное, не оставляет должного отпечатка. И не ставит никаких точек. Словно история продолжается. «Я дал вам ориентиры, но свое будущее вы пишете сами. Пока есть Жизнь, будет и Смерть. И они будут вечно...»

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После Лю читать (и писать) фантастику по-прежнему уже невозможно.

Примерно так же выход «Имени розы» разделил историческую прозу на эпохи «до Эко» и «после Эко».

Не сомневаюсь, что многие авторы – и талантливые, и не очень – проигнорируют это и продолжат сочинять книги так, будто никакого Лю нет на свете. Многие вообще считают его трилогию неудачной («...а отдельные творческие единицы решили просто, что серия провалилась»). Это нормально. Но это ничего не меняет. Очередной эволюционный шаг сделан.

Что такое SF? Science fiction, или speculative fiction; в любом случае – литература для размышления. Чего мы ждем от фантастики – так это интеллектуальных приключений. Приключений мысли. Добавим: приключений в интеллектуальном «сеттинге», заданном текущей естественнонаучной картиной мира и сопутствующей методологией (именно поэтому нельзя отнести к SF, например, рассказы Борхеса). Хорошая SF – это книга, читатель которой будет хотя бы время от времени ахать и чесать в затылке не от внезапных фабульных и психологических поворотов, а от чисто интеллектуальных трюков, проделываемых автором.

Такую SF умеют писать очень немногие, и Лю – бесспорно, один из этих немногих. Он захватывает читателя интеллектуальными приключениями еще в первой книге, когда их размах по меркам этой трилогии невелик, и не отпускает до конца.

Абзацем выше я намеренно употребил слово «трюк». Да, этому автору отлично удаются сюжетные и логические фокусы, он умеет заинтриговать. Но это отнюдь не все. Когда во второй книге он доходит ни много ни мало до построения оригинальной космологической гипотезы – тут уж я не знаю, кем надо быть, чтобы не задуматься всерьез. Модель Вселенной получилась вполне захватывающая (верная или неверная – вопрос совсем иной). Известно, что острая мысль далеко не всегда сочетается с легким стилем, но Лю сумел найти компромисс: манера его письма очень user-friendly, читать ничто не мешает; четкая прозрачная проза, по которой летишь, как велосипедист по лесной дороге в хорошую погоду. И ждешь: какая новая грань мира, прекрасная или страшная, откроется за следующим поворотом?..

Как и любая великая книга, трилогия Лю имеет множество недостатков.

Прежде всего, её нельзя отнести к твёрдой НФ. Образец нынешней твёрдой, и даже сверхтвёрдой, научной фантастики есть под рукой – это «Ковчег 47 Либра» Бориса Штерна; роман прекрасный, но совершенно в другом роде. У Штерна ничто нигде не выходит за пределы современных, свойственных первой четверти XXI века, научных представлений, для него это принципиально. Однако не будем забывать, что твёрдая НФ – лишь локальный поджанр фантастики. В конечном счете мы читаем фантастические книги не ради научной конкретики, а ради приключений мысли, для которых научные факты служат материалом. Ради своих задач автору можно делать с этими фактами ВСЁ: хоть переименовать звезду, хоть изменить ход планет в системе Альфы Центавра, хоть изобразить плоскую Землю. Anything goes. Ты либо мыслишь (по возможности попутно развлекаясь), либо нет.

В трилогии Лю нет богатых психологических портретов, бурлящих потоков сознания и прочей субъективной аналитики в джойсовском духе. Единственная любовная история там насквозь неправдоподобна; собственно, то же самое можно сказать и о психологии центрального героя – Ло Цзи. Всё это никоим образом не значит, что Лю не умеет создавать ярких персонажей (кто читал, пусть вспомнит хотя бы бесцеремонного Да Ши) или что ему неинтересны люди. Или что он пренебрегает темой любви. Умеет. Интересны. Не пренебрегает (обратите внимание, например, на «Сказки Янцзы»). Но Лю – определенно не Джойс. Больше скажу: он, внезапно, вообще не европейский писатель. Вот здесь-то, как мне кажется, собака и зарыта.

Что такое трилогия Лю? Это уникальное и очень удачное слияние западной традиции научной фантастики, представленной Азимовым и Кларком (которых Лю точно любит) с древней традицией дальневосточной эпической прозы, представленной, например, великим «Троецарствием» (на которое там тоже можно выйти по цепочке ссылок). Возьмите образцовую НФ на уровне Кларка или, страшно сказать, Лема, и напишите её в манере Ло Гуаньчжуна, – по возможности адаптируя к современному читателю, но оставив традицию живой. Слабо? Ах, не слабо?.. В общем, именно по этому рецепту трилогия Лю и сделана.

Отсюда же вытекает и еще одна особенность Лю, а именно его любовь к истории. В китайской культуре история вообще занимает огромное место. Заглавие трилогии не случайно, как не случайно и обилие исторических эпизодов (особенно в первой книге), и некоторый общий угол зрения. «Они герои, да? – Нет. – Они злодеи? – Нет. – А кто же они тогда? – История».

Трилогия «В память о прошлом Земли» (или как там ее в итоге назвали) – безусловно единое произведение. Составлять впечатление о ней по первой книге ни в коем случае нельзя. От книги к книге там всё сильно меняется, не переставая, однако, быть целым. Это не три книги, а одна – просто толстая.

Единственное, что лично мне не понравилось, это перевод названия третьего романа. Мне кажется, это должен быть КОНЕЦ СМЕРТИ. Английский перевод, сделанный блестящим Кеном Лю, именно так и называется: «Death’s End». В остальном перевод трилогии на русский очень хорош. Он соответствует главному критерию: читается как хорошее русское прозаическое произведение, чего нельзя сказать о многих других (даже современных) переводах фантастики. Ну ведь и переводили не случайные люди, а те, которые этой книгой поначалу просто увлеклись.

Что же до Ло Цзи и иных необычных персонажей, то тут, мне кажется, всё тоже очень по-китайски, в традиционном русле этой прекрасной рационалистичной и антропоцентричной культуры. «Я не верю, что существует разумная сила, способная влиять по своему усмотрению на мою жизнь. Но я верю, что бывают на свете очень странные люди. Я просто знаю это».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грандиозный цикл. Пронизывающий до глубины души. Оставляющий после прочтение «черную дыру» в мозгу и желание вернуться в детство от страшных реалий взрослых будней.

Прочитав негативные отзывы, составлю свой, как некий краткий ответ.

В первом романе, китайской истории наверное не больше 1/5 от общего объема. Бояться ее не стоит — в ней и зарождается зерно сюжета.

Не совсем научные подходы автора к физике и астрономии, вполне нормальные допущения с учетом масштаба происходящего и временного периода. Гораздо лучше чем просто «построили машину времени» или «путешествие через «кротовую нору».

Объяснение торможения развития фундаментальных исследований на Земле вообще гениально (а торможение действительно сейчас есть, хотя причины все так в другом надеюсь)))).

Супертехнологии инопланетян вообще не могут подвергаться критики, ибо докажите что такого быть не может.

Теория «темного леса» — гениальна.

Трилогия это боевик в космосе (хотя описание войны, кровь и кишки немного присутствуют). Цикл это философский трактат о том «кто мы во Вселенной» и откуда она вообще и для чего. Только положенный на сюжет, обрамленный фантастикой. Это философия. Да, современная, написанная языком для широкого круга читателей (многие ли осилили Канта например), но философия. С этой позиции и нужно читать цикл. Готовясь не к тому, что автор попытается представить в действительности жизнь на Марсе (привет «Марсианен»), а охватит книгами глобальный вопрос бытия, любви, человеческих качеств, дружбы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В том, числе по этому наверное главными спасителями и губителями человечества становятся хоть и люди науки, но применившие не научные методы в лабораториях (кмк для этого и были введены софоны), а именно мыслительно-логическую деятельность, как отправка координат к звезде Лао Цзы, так просто чувства, как у Чэнь Синь.

Китайских имен не много, запоминаются они достаточно легко.

Оценка 10 однозначно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Они давно за нами наблюдают и неизбежно всех убьют..» . Очень длинно, Технофентези. Политота. Уныние и безысходность.

Автор про гравитационные линзы звезд не подозревает, хотя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в начале первого тома изображает такой феномен, но делает его работающим из Китая.

Я подозреваю, что Лю ржет над лаоваями , когда его никто не видит. Он ведь писал памфлет.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купил трилогию (издание, кстати, отлично оформленное) из-за хвалебных отзывов в инете. Начинал читать с некоторой опаской, т.к. некоторый опыт знакомства с современной китайской литературой имелся, хотя и небольшой (Мо Янь «Страна вина»). Дочитать последнюю до конца я, честно признаюсь, не смог-слишком уж необычная и непривычная оказалась книга. Так вот- после прочтения трилогии мастера Лю (я так понимаю, что это один из ведущих китайских фантастов) я укрепился в мысли, что больше китайской литературы я читать не буду, фантастику уж точно. Коробят меня даже непривычные для русского уха имена героев (ничего не могу с собой поделать), неудачный, на мой взгляд перевод, Глушковой и Накамуры, разбросанность и заумность повествования, слабая проработка трисолярианской цивилизации и т.д. Честно дочитал трилогию до конца, хотя и не без усилий.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это бесконечно печальная книга. Эта книга о страхе, предубеждении, неискоренимом недоверии, безнадеге. Автору пришла в голову (хотя как она может прийти фантасту?!( очень плохая и ничуть не новая, а старая гадкая мысль. Весь мир — темный лес (которыми всегда славился Китай?), в котором рыщут хищные звери и лютые охотники, а премудрые пискари затаились в своих норах без свете и звука. Приведу цитату из ненаписанной книги: «И мысли его бежали по земле». Вот и у Лю мы встречаемся со старой и дурной человеческой подозрительностью, которая и сотворила весь мир трех этих книг. Эти старые страхи и недоверие запросто переносятся на другие миры, о которых сейчас мы, люди, не имеем никакого представления. Разум человеческий, которым мы пользоваться по-настоящему не научились, становится образцом для иных разумов, старых, но не развитых. Вселенную заселяют недалекие и примитивные цивилизации, по сути, варвары в своем отношении друг к другу. Это — гипотеза, которую автор настойчиво нам навязывает. Мы может с ней не согласиться, что я и делаю. В романах Люцзы нет никаких попыток представить возможный поиск контакта, найти общий язык, в основе которого нет угрозы и шантажа. Он показывает Вселенную слишком человечной или человеческой, но не гуманной. Кант написал, что мы живем в век Просвещения, но не в просвещенный век. Так и у старого Лю: человечество, Трисолярис, мир дивного Певуна используют фантастические технологии для истребления разумных существ, но остаются дикарями в области развития коммуникативных технологий, поиска общего языка, разделения труда. В мире старого Лю невозможно никакое Великое Кольцо, в нем каждый сам по себе и за себя. Это плохой и скучный мир, поэтому ему должен прийти конец.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решался ознакомиться с этими романами. Отпугивали противоречивые отзывы, многие ставили совсем уж низкие оценки. Теперь, прочитав трилогию, могу сказать, что лишний раз убедился в том, насколько у людей разные вкусы. Если это плохая фантастика, то что тогда хорошая?

Кроме того, слишком экзотичным казалось, что автор китаец. До этого китайскую фантастику не читал; опасался, что трудно будет воспринимать китайские имена. Опасения не оправдались, читаются книги Лю Цысиня легко. Многие в отзывах прямо указывают на особенности китайской психологии в этих книгах. Мне же показалось, что у нас с китайцами намного больше общего, чем разного; не такие уж они и «инопланетяне» для нас. (Кстати, обратная картина у меня получилась с современными польскими авторами. Вот где сложность и непонимание, несмотря на этнографическую близость.)

Теперь немного впечатлений от отдельных романов трилогии.

- «Задача трёх тел.» —

Этот роман вернул мне давно забытое ощущение чтения захватывающей книги, когда она увлекает настолько, что не хочется анализировать, сравнивать, искать недочёты. Главный герой сталкивается с совершенно необъяснимыми явлениями, которые оказываются связаны с инопланетной сверхцивилизацией, населяющей соседнюю звёздную систему. Эти инопланетяне — трисоляриане — получают сигнал с Земли и приступают к захвату нашей планеты. Да, система Альфы Центавра в реальности не такая, как в романе, но это не портит впечатления.

- «Тёмный лес.» —

Здесь Лю Цысинь предложил оригинальное объяснение парадоксу Ферми, которое не хуже любого другого. Флот Трисоляриса движется к Земле. Земля для них как открытая книга. Единственное место, где от них можно скрыть информацию — мысли человека. Хватаясь за эту единственную возможность человечество создаёт проект «Отвернувшиеся». Очень интересно было следить за тем, как Отвернувшиеся пытаются осуществить свои планы и победить инопланетян. В этом романе другой главный герой. Отношение общественности к нему постоянно меняется — его то презирают, то возлагают надежды на спасение мира.

- «Вечная жизнь Смерти.» —

В предыдущем романе была отличная концовка, но третий роман ведёт нас дальше. Человечество готовится к атаке «тёмного леса». Трисолярис — сверхцивилизация в сравнении с землянами, но в галактике существуют гораздо более могущественные силы, для которых трисоляреане — дети по меркам вселенной. Именно от такой силы и стараются спастись жители Солнечной системы. Один из героев передаёт людям информацию, которую он зашифровал в виде волшебных сказок. А главной героине предстоит пройти сквозь огромное количество лет, как обычных так и световых.

Произведения Лю Цысиня в чём-то похожи на произведения классиков и ярких современных авторов научной фантастики, а в чём-то уникальны. Он, как оказалось, действительно талантливый автор, способный по настоящему заинтересовать и захватить внимание, держать интригу. Предугадать развитие сюжета совершенно невозможно. Для меня трилогия «В память о прошлом Земли» оказалась редким открытием, поразившим воображения не меньше, чем лучшее из лучшего, ставшая в один ряд с «Марсианскими хрониками» Брэдбери, «Полуденным циклом» Стругацких, «Спином» Роберта Уилсона и «Ложной слепотой» Уоттса.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждой книги цикла есть достаточно интересный глобально сюжет, со своими, конечно, помарками, но в целом нельзя сказать что читатель с большой вероятностью будет ожидать именно такие концовки книг. При этом локальный сюжет каждой книги откровенно хромает, персонажи слабые, огромные куски текста не развивают ни сюжет, ни персонажей, которые в целом, конечно, картонные насквозь. Можно сказать что если оценивать с позиций интересности НФ-составляющей, что мы видим перед собой дешёвую китайскую подделку, имитацию, сделанную без особого понимания, что именно имитируется. Начало первой книги — вообще не НФ.

Если все три книги уместить в одну повесть в половину объёма одной из книг, то будет читабельно. А так не рекомендую данную трилогию никому — потеряете время на затянутую нудотину.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитана последняя страница «Вечной жизни смерти», третьей книги цикла китайского автора Лю Цысиня «В память о прошлом Земли».

Книга закрыта. И в голове звенящая пустота.

Не от того, что книга не оставляет никаких отпечатков на своих читателях, вовсе нет. Как раз наоборот.

Но обо всем по порядку и по чуть-чуть.

* Задача трёх тел.

Прочитана на одном дыхании, несмотря на довольно сложную передачу информации (множество научных терминов и законов) и не сильно витиеватый, круто закрученный сюжет. Я не нашел проблемы в том, что, как некоторые говорят, в книге мало действий. Да, книга отлична от американских или европейских представителей НФ, но плавное течение книг китайского писателя-фантаста — скорее достоинство книги, а не её недостаток. Наверное у китайских писателей в крови вплетать философию в свои произведения (и я сейчас говорю про «тонны» филосовских мыслей).

* Тёмный лес.

Для меня бесспорно самая сильная книга трилогии. Центр всего повествования. Основной посыл автора вы найдёте именно здесь. В сравнении с первой книгой серии, «Тёмный лес» вобрал в себя ещё больше размышлений героев книги, уменьшив тем самым action-time повествования. Появились разрывы пространства, из-за которых уже приходится держать в голове не только действия и героев, но и хронологию происходящего.

* Вечная жизнь Смерти.

Не смерти. А именно Смерти. Ведь так к ней относится автор в своей третьей книге. Леденящее продолжение истории человеческой цивилизации. Хрупкость нашего с вами мира. Бренность бытия. И Вселенной как таковой. Если в первой книге скорость повествования была сопоставима со скоростью едущему по автостраде автомобилю, а второй — со скоростью авиалайнера, то тут вы столкнётесь с первой космической — такого временного разрыва между началом и концом книги я его нигде не встречал.

Что понравилось:

- Интересный подход и стиль книги (частично за это спасибо переводчикам — как англоязычным, так и родным, которые перевели сей труд со всей тщательностью и скрупулёзностью)

- Мир НФ глазами азиатского автора

- Отличная задумка мира и его реализация на бумаге

Что не понравилось:

- Концовка могла бы быть менее скомканной

- Сложность китайских имён и фамилий

Я сейчас не хочу говорить о политике в книге, о дискриминации остальной части мира. Каждый автор в большей степени на первый план будет выводить свою расу. И это нормально.

Я сейчас не хочу говорить о том, сколь плоски или объёмны проекции протагонистов и антагонистов в цикле. Этот цикл не об этом.

Я скажу только лишь, что это один из самых интересных современных НФ-циклов, что я читал.

Ах да, ещё кое что.

Спасибо автору, теперь я стал иначе думать о космосе :)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С чисто литературной точки зрения, конечно, не шедевр, и основные претензии — к картонности персонажей и схематичности ключевых исторических событий, спорности социальных прогнозов. Навскидку неубедительны феминизация человечества в Эру Устрашения, его почти мгновенные «оправки» после катастрофических событий типа Великой Пади, Австралийского геноцида и др. и пр. В плюсе — наукообразность, любопытные космогония и космология, хотя, на мой субъективный вкус, последняя часть «Вечной жизни смерти» (после гибели Солнечной системы) просто лишняя. Со всеми этими прыжками изначально неочевидных ГГ через время и решением ими вселенских судеб автор заигрался в А.Кларка (хорошо, если не в Э. Гамильтона или В. Головачева), превратив старательно нагнетаемый на протяжении предшествующей тысячи страниц трагический пафос ожидания и гибели человеческой цивилизации в необязательную космическую оперу.

Однозначный респект автору — за безжалостное вскрытие бритвой Оккама парадокса Ферми, концепцию «темного леса», породившую неочевидные ассоциации с пессимизмом позднего И.Ефремова и ставшую некой масштабной аллюзией на его «стрелу Аримана». Исходя из этих соображений — для расширения кругозора к прочтению обязательно, в качестве прививки от социального оптимизма. Одним из признаков действительно стоящего произведения является рождение им, пусть даже спонтанно, поводов поразмыслить на самые разные темы — и этому критерию трилогия Лю Цысиня отвечает сполна.

* Необязательная сноска — неутешительным для национального самолюбия, но значимым для его самоопределения является исчезающе малое участие в событиях саги России (пара необязательных третьестепенных персонажей — не в счет), что дает повод задуматься об действительной оценке ее места в современной и перспективной геополитике со стороны «властителей дум» из числа наших ближайших соседей и потенциальных союзников (?).

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осилил только первые 2 книги, дальше сил читать не осталось. Но обо всем по порядку.

Задача трёх тел даже понравилась. Необычно и даже интересно было начинать читать НФ с истории Китая, эдакий исторический экскурс, о многих фактах становления китайской версии коммунизма я даже и не знал. Да и такое начало очень хорошо раскрывает нам личность главной героини, помогает читателю понять ее мотивы и внутренний мир. Затем нас бросают во времена современности, здесь уже сюжет чем-то напоминает детектив, где нас знакомят с инопланетной расой трисоляриан – их мотивами, философией выживания, развитием цивилизации, и это все в антураже человеческих цивилизаций. И уже в конце наступает период конфликта, когда трисолярис решает напасть на Землю. И вот здесь уже появились нотки бредовости – создание софонов, и их цель, создание организации ОЗТ, и их мотивы, поведение главных героев – все немного не продуманно, очень натянуто и слабо. Но да ладно – вцелом первая книга создала интригу, читалось все с интузиазмом, и хотелось быстрее перейти к продолжению, что я и сделал.

Темный лес. И вот тут понеслась. Первую половину книги еще можно было читать скрипя зубами на многие неточности, сумбур, фантастичность идей, инфантилизм персонажей, и т.д. но дальше читал через силу. Та бредовость, которая появилась только в конце первой книги, здесь начинается практически сразу. Здесь тупо практически все – идиотский проект Отвернувшиеся, с его четырмя «мутными» типам; рояли в кустах, ввиде некоторых персонажей, о которых нам долго повествуют, а потом сливают их линии в унитаз; описание технологий поздней эпохи кризиса, где за век с лишним человечество прыгнуло в технологиях так, что это никак не складывается с предыдущим повествованием о пораженчистве и планетарном кризисе; бой с первым зондом противника, эт вообще сказка – такого тактического и стратегического дебилизма я давно не читал, да и концовка просто что-то с чем-то, думал в конце чтения себе лоб расшибу фейспалмами, настолько все не вязалось. Да и вся задумка книги о «Темном лесе» не логична, т.к. даже не совсем продвинутые трисоляриане спокойно создали софон, а типо «продвинутые охотники темного леса», не додумались послать такие же софоны во все близлежащие звездные системы для обнаружения цивилизаций и их уничтожения, а сидят, и ждут якобы сигналов со звезд – бред вобщем.

Подытоживая – ставлю 6 баллов только из-за неплохой первой части, вторая просто отбила желание читать продолжение, настолько все плохо. Советовать к прочтению не могу. ИМХО

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то между Мао и Лао.

*** «Болезненное дежавю».

Чтение «В память о прошлом Земли» вызывает странное, тревожащее чувство. Ты словно раскалываешься надвое, одновременно осознавая чужеродность текста из Поднебесной и чувствуя его необъяснимую близость. Оттого ли это, что китайская Великая пролетарская культурная революция 1966-1976-го годов, с кровавых сцен которой открывается цикл, до боли напоминает события нашей не столь отдалённой истории? Оттого ли, что русскоязычный перевод трилогии сделан с её американской локализации? Оттого ли, что Лю Цысинь (1963-го года рождения) вырос на тех же произведениях западной и советской фантастики, что и мы? А может быть, причиной всему глобализация, и каждый читатель вне зависимости от нации будет обречён терзаться этой двойственностью?..

Лишь после прочтения всех трёх книг романа начинаешь догадываться о той работе, что проделал автор для создания эффекта «болезненного дежавю» именно у западного (или прозападного) читателя. Казалось бы, смысл – если не содержание – каждой из них, как и всего цикла, закодирован уже в заглавии, но кто из представителей европейской культуры всерьёз верит в предопределение? Нам всегда надо сначала побороться с фатумом, и «В память о прошлом Земли» будто бы предоставляет такую возможность. А что на самом деле? «Задача трёх тел» вводит в игру, завлекает, оперируя привычными категориями и облекая их в знакомые нам формы: коммунистическая революция, торжество практической науки, поиск внеземных братьев по разуму (и даже идеологии), долгожданный контакт с такой цивилизацией, обрётшая статус мировой религии глобальная сетевая компьютерная игра, триллер и детектив. «Тёмный лес» рисует футурологическую картину человечества, сплотившегося в борьбе против инопланетных захватчиков в лучших традициях космооперы, но образ испуганного ребёнка, внезапно осознавшего беспощадность окружающего мира и собственную смертность, меняет восприятие этого «героического полотна». «Вечная жизнь Смерти», с самого начала передав эстафетную палочку повествования женскому и восточному видению ситуации, окончательно выводит читателя из зоны комфорта и затягивает в пучину ориентального фатализма.

*** Ловля читателя на блесну.

«В память о прошлом Земли» – это, безусловно, фантастика, но так ли уж она научна? Текст поначалу прямо-таки пестрит специальной терминологией, часто он словно намеренно перегружен ею и популярными изложениями тех или иных теорий, но вскоре «выдыхается», и во второй и третьей книгах акцент смещается на социум и философию соответственно. Обратите внимание: Лю Цысинь преимущественно использует «открытия» и «технологии будущего», уже хорошо освоенные американской и советской фантастикой начиная примерно с середины 20-го века. Это борьба со скоростью света, космические паруса, нанотехнологии, беспроводная передача бытового электричества, информационные поля-экраны, индивидуальные «летающие самокаты», гибернация, искусственные спутники-поселения у газовых планет-гигантов, первые проникновения в смежные много- и маломерные измерения пространства и тому подобные штампы. В романе они даже объяснены на опережение диверсией пришельцев, «заморозивших» земную науку. Пожалуй, несколько выделяется на общем фоне более вольное, нежели раньше, обращение со звёздами и чёрными дырами, некоторые дополнения и другие мелочи, но в целом это ничего не меняет. Далее, сама ситуация вмешательства высшей недоброжелательной силы в земную науку отнюдь не нова, её, к примеру, использовали Аркадий и Борис Стругацкие в повести «За миллиард лет до конца света» 1976-го года. Компьютерная реальность как виртуальный полигон для социологических и научных исследований есть у Кодзи Судзуки в серии романов «Звонок» 1991-1999-х годов, а прогнозирование возможных путей развития религии – у Дэна Симмонса в цикле «Песни Гипериона», написанного с 1989-го по 1999-й годы. Наконец, Роберт Шекли и двуликий Генри Лайон Олди уже подарили читателям великое множество «безумных» миров. Продолжать в этом духе можно очень, очень долго, но зачем? Создаётся впечатление, что Sci-Fi здесь такая же декорация, как триллер и детектив, а внимание самого автора сосредоточено на чём-то другом. Быть может, это «что-то» можно назвать социальной фантастикой?

Общество будущего в изображении Лю Цысиня отличается от подобных моделей других фантастов прежде всего своим «пластичным непостоянством». Его можно сравнить с растительным миром, зависимым от почвы, воды, ветра, солнца и многих других факторов. Чуть только нарушится баланс в сторону любого из элементов, как вся эта трава, кусты и даже деревья тут же изменятся, подстроившись к новым условиям существования. Любопытно, что одной из форм для городов будущего автор выбрал именно «лес» из «деревьев», в котором «листья» – это отдельные здания, а «стволы» и «ветви» выполняют несущую и коммуникационную функции. Данная «гуттаперчевая» особенность общества проявляется во всём: в политике и законодательстве, отношении к «культу личности», видах религиозного или атеистического мировоззрения, морально-этических принципах, полоролевом поведении и внешности, образе жизни и просто моде. Что показательно, почти любые изменения преподносятся спокойно, не как отклонение от некой «нормы», и совершенно без желания эпатировать читателя, и это заметно прежде всего по восприятию следующих поколений персонажами, так или иначе продлевающими своё существование во времени. Неоднократно подчёркивается, что все происходящие с человечеством метаморфозы – отнюдь не результат эволюции, не развитие по заданной «генетически» или идеологически программе, не «взросление» общества как всякого живого и растущего организма, а именно приспособление человеческой популяции к постоянно меняющейся жизни. Увы, вся новизна темы и интерес автора к её изучению этим и исчерпывается. Тоталитаризм цивилизации Трисоляриса, всё повторяющийся психологический ребус из серии «Жизни на всех не хватит», прочие приспособленческие колебания, происходящие с людьми на Земле и в космосе, перечисляются и описываются, но не становятся ни объектом пристального исследования (или даже особого внимания), ни фоном для напряжённого или динамичного действия. Ни о какой утопии или антиутопии речи здесь и подавно вестись не может. Заявленная было «космическая социология» вообще оказалась настолько фантастической дисциплиной, что ушла лишь немногим дальше простого поименования.

*** Серп Кроноса.

Мы привыкли читать книги европейских авторов, очарованных, испуганных или неопределённо поражённых экзотикой «загадочного Востока», но в случае с Лю Цысинем нельзя сказать, что он, увлёкшись не менее загадочным для Китая Западом, зеркально их повторяет. Действительно, в цикле упоминается огромное количество знаковых имён западной культуры: Исаак Ньютон, Николай Коперник, Альберт Эйнштейн, Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи, Иван Тургенев… Но обратите внимание: как и в случае с научной терминологией, «основной удар» опять приходится на первую книгу, а до третьей дотягивают лишь действительно важные автору в контексте его произведения артефакты: будто учащая общаться без слов «Мона Лиза», неожиданно оказавшаяся реалистичной и даже реалистически написанной «Звёздная ночь», малоизвестное стихотворение в прозе «Порог» от создателя романа «Отцы и дети», исследователя феномена «нового человека» и нашего соотечественника, и немногие другие. Рискну предположить, что Лю Цысинь сравнивает на примере одного события, имеющего общечеловеческое значение – вторжения извне – традиционные западную и восточную культуры, противопоставляет их методы и отношение к жизни вообще. Приключенческая и даже социальная составляющие постепенно уходят на второй план, забываются, наконец-то уступая дорогу тому, ради чего всё, собственно, и затевалось – экзистенциальной проблематике и фантастике философской.

Не возьмусь утверждать, что верно понял авторские посыл и замысел, но у меня после прочтения «В память о прошлом Земли» возник целый ряд вопросов, и вот лишь некоторые из них. Способна ли на продолжение себя в достаточно далёкое будущее цивилизация Запада, начавшаяся с оскопления отца сыном в греческих мифах? Почему конфликт поколений у нас выражен настолько остро, что даже дикарские методы Кроноса и Зевса представляются гуманнее и прогрессивнее совсем уж скотского пожирания собственного потомства? Откуда у нас эта невозможность одновременного мирного сосуществования хотя бы двух поколений и нежелание «дать дорогу молодым»? Способна ли на самозащиту при встрече с равным или превосходящим по силе противником, на выживание вне зоны комфорта цивилизация, отказавшаяся от этой первобытной жестокости и утратившая вместе с ней варварскую жизненную энергию, скорость реакции и саму волю к жизни? Повлиял ли этот отказ на так называемые «стихийные первоэлементы», в разных пропорциях составляющие полноценные личность и общество? Не выродились ли из-за него изначальные мужское и женское начала, полностью утратив доли Огня и Земли? Способен ли породить хоть что-нибудь союз оставшихся Воздуха и Воды? Почему даже в цивилизованном и считающем себя гуманным обществе ставших действительно взрослыми и посмевших проявить свою самостоятельность сыновей до сих пор убивают? Почему ради того, чтобы остаться жить вместе с родителями, сыновьям приходится либо навсегда оставаться послушными великовозрастными детьми, не способными на инициативу, либо вовсе ритуально оскоплять себя, приобретая взамен черты столь приятной глазу, изощрённой в общении и утончённой в манерах феминности?..

*** Зеркало Лао-цзы.

В свете учения Лао-цзы «болезненное дежавю», или «когнитивный раскол» сознания западного читателя перестаёт существовать, а трилогия «В память о прошлом Земли» начинает приоткрывать свои глубинные смыслы. Вероятнее всего, в Китайской Народной Республике, на родине Лю Цысиня, следует считать объектом воздействия не западного, а прозападного читателя, а также предполагать несколько иное воздействие «возвращения к даосизму» на публику, но отрицание наличия этой философии в произведении представляется мне бессмысленным. Не предлагая познать Дао или понять сущность Дэ, хочу напомнить о принципе «недеяния», или, скорее, «деяния без борьбы», которым, к примеру, столь совершенно владел главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812-го года М. И. Кутузов в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Имеется в виду такое «ничегонеделание», которое на самом деле является тем внешне беспричинным, спонтанным действием, что видом, временем проявления и мерой своего воздействия максимально точно соответствует внутренней гармонии вселенной и самого человека, не нарушая их равновесия и, тем не менее, позволяет достичь этому человеку его цель кратчайшим путём. Принцип «деяния», или «деяния наперекор», соответственно, означает стремление достичь желаемое, основываясь на исчерпывающем знании, долгосрочном подробном планировании и точном расчёте, добиваясь своего любыми средствами, преодолевая все преграды и не оглядываясь на последствия, причём, как правило, действует разрушительно на окружающий мир и самого человека, а цель по достижении не всегда или не навсегда совпадает с действительно желаемым. Мне кажется, что именно противопоставление Запада-как-деяния и Востока-как-недеяния составляет суть основного конфликта трилогии, который, к тому же, так и не получает разрешения в сюжете, оставаясь в устойчивом равновесном состоянии и к финалу последней книги.

В присутствии «Старого младенца» Лао-цзы становятся понятнее многие до того неясные моменты и неожиданные повороты сюжета, в том числе пропущенные в качестве факультативных и прочитанные «по диагонали» как неинтересные или чуждые. Приобретают смысл, казалось бы, совершенно лишние описания репрессий научной интеллигенции Китая, в частности, сцена публичной пытки-унижения до последнего отстаивающих теоретические физические постулаты учёных и преподавателей. Жизнь Е Вэньцзе, конкретно её сопротивление переменам, месть за отца и последующее прозрение, частично переданное позднее одному из «отвернувшихся», начинает восприниматься эпиграфом ко всему циклу. Сама национально-политическая принадлежность «отвернувшихся» (Америка, Венесуэла, Британия, Евросоюз и Китай), их действия и судьбы были более чем аллегоричны и до того, сейчас же показали своё истинное место в сюжетной схеме и системе образов. Действия Чэн Синь и Ло Цзи (не слишком далеко от «Лао-цзы» на взгляд русского) перестают быть неожиданными, их наивные поступки получают фундаментальное философское основание, а удача – системное обоснование.

*** И снова монолог Гамлета.

Действительно ли в цикле присутствует социально-философский конфликт-противопоставление западного и восточного мировоззрений, не надуман ли он, не привнесён ли извне и позднее, после выхода «В память о прошлом Земли» за границы Китая? Предположим, его не существует. Проблема «привозного» характера возникновения КНР и её аналогичных европейским радикальных изменений традиционного уклада жизни от этого никуда не денется. Это предположение отнимет мораль и счастливую развязку у «сказки-притчи» о злом художнике и маге Остроглазе, преуспевшем в рисовании на западный манер, но не обученном восточному стилю живописи, тем самым лишив уже «Вечную жизнь Смерти» духовного зерна и сюжетообразующего ключа к спасению. Наконец, это оставит без объяснения деление всех значимых персонажей каждой книги трилогии на прозападных, традиционно-восточных (не обязательно китайских) и мятущихся духом между этими полюсами, а также параллельное сюжетное ведение попыток решения этими персонажами очередной проблемы мирового масштаба.

Почему основной конфликт произведения, по моему мнению, остался неразрешённым, «застывшим» в динамическом равновесии наподобие системы Трисоляриса? На это указывает оставленная Чэн Синь в глобуле персональной мини-вселенной искусственно созданная миниатюрная замкнутая экологическая система, которая, в свою очередь, предвосхищается просьбой оставить шарик с рыбкой, поступившей от реликта четырёхмерного пространства. Сколько-то килограммов массы, насильственно изъятых из «вселенского уравнения», которому для сохранения равновесия может быть важен каждый атом! Не слишком ли рискованная прихоть? Истинность «восточного стиля», казалось бы, стала всем очевидна – и вдруг такое граничащее с безумием нежелание класть все яйца в одну корзину. Или это следует понимать как очередной спонтанный импульс даосского «недеяния»? Весь цикл, как один по-разному заданный вопрос, оставленный без ответа, как чьё-то письмо в бутылке, отданное на милость океана.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный цикл. Давно я не читал НФ с таким удовольствием, да ещё и три книги серии подряд. Очевидно, что эти произведения подойдут далеко не всем – слишком уж характерный авторский стиль вкупе с особенностями современной китайской литературы могут многих оттолкнуть. Но сейчас, оценивая свои впечатления после прочтения цикла, мне кажется, что не познакомься я с творчеством Лю Цысиня, пропустил бы важную часть современной научной фантастики.

Не хочу отдельно писать о недостатках, поэтому перечислю особенности.

— В «Памяти о прошлом Земли», на мой взгляд, нет полноценных, интересных героев. Единственное исключение – Е Вэньцзе . Её история хоть и очень простая и короткая, но, всё равно, цепляет. Что касается остальных персонажей, то это, скорее, ходячие видеокамеры, через которые читатель смотрит на новые времена и обстоятельства. К слову, все значимые герои здесь учёные. Любопытно, что всё это не делает чтение менее интересным и напряжённым – учитывая масштабы происходящего, главным действующим лицом становится всё человечество, и переживаешь уже за него;

— В отличии от современной западной фантастики, где в последнее время наблюдается тренд на натуралистичность телесного, в «Памяти о прошлом земли», в этом плане, всё стерильно – нет ни эротики, ни расчленки;

— Масштаб событий увеличивается с каждой книгой и к финалу всё становится ну очень эпичным;

— Автор мастерски создаёт миры – каждый временной период запросто мог бы стать основой для отдельного романа, а то и не одного. Жаль, что Цысинь не очень силён в личных, подробных историях. Может быть, в будущем ситуация изменится;

— Главное достоинство цикла – идеи, которые предлагает автор. Причём, изначально они вполне характерные для научной фантастики, но, вот, их переложение в социальную и философскую плоскости очень свежее и впечатляющее;

— Названия романов, на мой взгляд, на все 100% передают содержание книг;

— Если сравнивать, то 2я и 3я книги довольно похожи на цикл «Академия» Азимова;

— «В память о прошлом Земли» — очень мрачные, на грани с депрессивностью, романы;

— Стиль автора не переусложнённый, но и не примитивный. Особых красивостей и изысков нет, зато читается текст легко;

Не люблю фразы типа «обязательно к прочтению», однако, «В память о прошлом Земли», на мой взгляд, очень важный и необычный цикл, который любителям фантастики не следует пропускать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх