FantLab ru

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
2271
Моя оценка:
-

подробнее

Задача трёх тел

三体

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Перевод под названием «Задача трёх тел» доступен в сети. Переводчик — Ольга Браатхен. Двойной перевод через английский.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2006 // Китайская фантастика - Крупная форма

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2015 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2017 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман (Китай)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (Китай)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман. 3-е место (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (Китай)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2017 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2017 // (Китай)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Китай)

Экранизации:

«Проблема трёх тел» / «The Three-Body Problem: I» 2017, Китай, реж: Фаньфань Чжан



Похожие произведения:

 

 


Задача трех тел
2017 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.

Аудиокниги:

The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)
Проблема трьох тіл
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  73  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О положительных сторонах романа уже много сказали здесь, поэтому остановлюсь исключительно на негативных моментах. А их, к сожалению, достаточно, причем касаются они логики основного сюжета, так что избежать их читателю при всем желании не удастся. Всю критику, разумеется, прячу в спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пока роман повествует о драматических перипетиях земной истории и загадочной игре, придраться не к чему, но как только на сцену выступают инопланетяне, сушите, что называется, весла. Первое, что бросается в глаза, это картонность трисоляриан. Конечно, в простенькой голливудской экранизации они будут смотреться на ура, но от цивилизации возрастом миллионы лет ждешь чего-то посложнее. Еще большее недоумение вызывает их наука, способная подчинять высшие измерения (до одиннадцатого) и создать самодвижущийся искин внутри одного-единственного протона. При этом у них нет мало-мальски хорошего орбитального телескопа, который на раз нашел бы уйму пригодных для обитания планет, да хоть бы ту же Землю, расположенную всего в четырех световых годах? И это учитывая, что вопрос поиска иных планет для трисоляриан – вопрос жизни и смерти, а не как для человечества – простое любопытство (которое, тем не менее, уже обнаружило «планету Альфа Центавра B b с массой, близкой к земной, на орбите вокруг α Центавра B»!). И это учитывая, что научный и технологический прогресс трисоляриан развивается не по взрывной экспоненте, как на Земле, а плавно, равномерно, то есть занимает очень много времени – сотни, тысячи лет, за которые не то что найти новые миры возможно, но и слетать на них в целях разведки и подготовки к заселению. Трисоляриане же, вместо активного поиска, окружили свою планету кучей радиоприемников и ждут, пока кто-то не даст сам о себе знать. (При том, что им в общем-то не нужна планета именно с разумной жизнью, им нужен просто новый дом, то есть пригодная для жизни планета, а такую, разумеется, обнаружить гораздо проще, чем населенную разумными существами, которых, вдобавок, придется еще и зачищать). Для сверхцивилизации, которой угрожает неминуемая гибель, сверхнепростительная глупость.

Еще одна нелепица: их суперпротон. Невидимый, неуязвимый, практически всемогущий, на мгновенной связи с родной планетой — и как он используется? Как пушка, стреляющая по воробьям (а то и комарам). Они не придумали ничего лучше, чем пугать китайских ученых, засвечивая им фотопленку!!! Мигать реликтовым излучением! Толкаться в синхрофазотронах! Якобы это не позволит земным ученым продвинуть фундаментальную науку до такой степени, чтобы встретить прилетающий через четыре сотни лет инопланетный флот во всеоружии. Но позвольте: ведь ваш чудо-протон умеет разворачиваться двухмерной сферой вокруг целой планеты, полностью перекрывая ей солнечную энергию! Так сделайте это вокруг Земли. Вы представляете, какой наступит цивилизационный коллапс, когда температура под этой сферой упадет до космического нуля, океаны замерзнут, атмосфера перейдет в жидкое состояние, флора и фауна погибнут и т.п.?! Даже если земляне успеют выстрелить ракетами в сторону сферы, дабы разорвать ее, – не беда: пусть протон сворачивается всякий раз, пропуская ракеты, а затем вновь разворачивается. Ведь он это делает мгновенно. Люди лишь вхолостую расстреляют весь свой боевой запас. Одного протона хватит, чтобы погрузить человечество в новый каменный век, а то и вовсе стерилизовать Землю (ведь мы пока не научились сколько-нибудь эффективно использовать тепло земного ядра). Прилетевшему через полтысячелетия флоту останется лишь запустить программы восстановления и терраформирования под собственные нужды, а самим дегидрироваться в терпеливом ожидании. Уж что-что, а терпеливо ожидать они умеют. В это время, начиная уже от стерилизации Земли, трисоляриане бы настроили кораблей достаточно, чтобы перевезти на новое место все население, а не ждать, как завершится поход только лишь их первого флота (Кстати, по хорошему, им вполне хватило бы и Марса — по сравнению с их родным «адом» это вполне дружелюбный мирок, требующий к себе лишь небольшого усилия, которое от сверхцивилизации, управляющей одиннадцатью измерениями, не кажется чрезмерным).

Вызывает недоумение и начальная постановка трисолярианской проблемы. Во-первых, строго говоря, речь идет о системе четырех тел, ведь кроме трех солнц в движении участвует и сама планета Трисолярис, так что это «задача четырех тел» (или уж тогда «задача трех солнц»). Во-вторых, тройная система Альфы Центавра имеет вполне нормальные, стабильные, вычислимые орбиты, а не тот непредсказуемый хаос, который изображает нам автор. В третьих, совершенно не верится, что после тех ужасных катаклизмов, которые раздирали время от времени Трисолярис (так что плавилась кора, «раскаленное вещество ядра вытекло наружу», а сама планета как-то даже разорвалась надвое), остались хоть какие-то «архивные записи» от предыдущих погибших цивилизаций. Вообще не верится, что после такого Разрыва понадобилось всего девяносто миллионов лет, чтобы не только вновь заколосилась жизнь, но и появилась новая цивилизация (при том что Эры Хаоса продолжают случаться). Это уже из разряда ненаучной фантастики!

Таким образом, упомянутые логические ошибки и просчеты сильно снижают общее впечатление от романа, переводя в его в разряд весьма наивного и поверхностного псевдонаучного чтива, что-то вроде «Кода да Винчи». Не удивлюсь, если грядущая экранизация окажется такой же бездушной поделкой, как фильм с когда-то весьма талантливым Томом Хэнксом. А настоящую научную фантастику пишет Питер Уоттс.

Оценка: 4
–  [  46  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая мысль после прочтения романа: «И вот за ЭТО теперь дают «Хьюго»?? Что это вообще было?..

Как уже верно отметили, это больше похоже на школьное сочинение старшеклассника, ощутившего восторг от первого прикосновения к некоторым наиболее таинственным аспектам современной науки. Теория струн, квантовая механика, теория относительности, возможная многомерность пространства микромира — ох, как звучит! И так зудит — хочется немедленно поделиться услышанным от знакомого физика со всем миром! А поскольку научпоп писать не с руки (автор — не ученый), то нужно рассказать все в рамках какого-нибудь острого сюжета. И приправить это китайской историей и культурой, раз уж автор — китаец. И вот, пожалуй, последнее — единственное, что более-менее получилось. Предположу, что для большей части читателей романа детали китайской «культурной революции» не слишком известны (для меня, во всяком случае, это именно так). Поэтому узнать мнение современных китайцев о тех событиях было довольно любопытно. Для российского читателя это может быть тем интереснее, что в китайской истории можно вдруг обнаружить отражение некоторых событий нашей советской эпохи (например, непростую судьбу генетики и кибернетики, попавших в жернова политической конъюнктуры). В остальном обсуждать роман бессмысленно. Автор описывает мир людей, занимающихся теоретической физикой, не имея, по всей видимости, об этом мире особого представления. Некоторые реакции героев книги на происходящие события попросту карикатурны. Если вдруг завтра обнаружится, что физические законы перестали выполнятся так, как от них ожидали, это станет самым большим праздником современной науки, карнавалом, на котором отплясывать джигу будут будущие нобелевские лауреаты. Найти что-то, что не укладывается в современные представления, — это то, о чем мечтает едва ли не каждый физик. А у автора ученые по этому поводу впадают в глубокую депрессию. Видимо, он не знаком с речью лорда Кельвина, произнесенной чуть более 100 лет назад о конце физики, и «двух облаках» на ее в целом безоблачном небосклоне, которые разрушили всю современную (на тот момент) физику, и с той бурей энтузиазма, которую то разрушение вызывало.

С описанием инопланетной расы все вышло еще хуже. Ну есть же «Глубина в небе», где с солнечной системой инопланетян тоже не все в порядке, и где инопланетная раса художественно описана. Есть «Огненный цикл» Клемента, есть... да море есть всего! В конце концов есть «Война миров» Уэллса. А тут такое ощущение, что человек и не читал ничего, чтобы грамотно позаимствовать, и сам придумать не смог. Как-то даже для школьного сочинения наивно получилось.

В самом конце вдруг обнаружил, что послесловие автора к американскому изданию — это наиболее интересная часть романа. Там, пожалуй, художественности больше, чем во всем произведении. История мальчика из бедной китайской деревушки, который взрослел вместе со страной, заставляет в очередной раз задуматься. Из тотальной бедноты и необразованности и вдруг — вжих! — в одного из технологических и экономических лидеров планеты в течение жизни одного поколения. Вот где — фантастика!

Оценка: 4
–  [  39  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У китайской литературной фантастики долгое время была одна большая проблема. Ее в связи с веселым законодательством и отношением к цензуре в Поднебесной вообще фактически не существовало. Даже с зарубежной фантастикой там были определенные проблемы, допустим постановила Партия, что путешествия во времени – пагубная выдумка злобных капиталистов, и учи иностранный, чтобы хоть ознакомиться с седой классикой Уэллса.

И вот ей, китайской фантастике, наконец, дали шанс поднять голову. И как там обстоят дела? Как всегда у чего-то, что по сути лишь начинает свой путь. В основном не очень.

«Задача трех тел» — вещь весьма слабая. Приемы старой, лишь нащупывающей свой путь фантастики сочетаются в ней с идиотизмами опусов уже нашего времени, когда цивилизация, существовавшая много-премного лет и вроде обладающая непомерными возможностями ведет себя как кучка мелких пакостников и строит планы, достойные третьесортных киношных злодеев. Складывается нехорошее ощущение, что на Западе книгу начали резко продвигать только потому, что с китайцами резко стало нужно дружить, и поэтому поводу выдать им каких премий, в том числе и в литературе. А для этого нужно было срочно найти хоть что-то, чему эти самые премии можно было бы хоть как-то выдать. И ничего лучше «Трех тел» не нашлось. А может они и вовсе просто первыми под руку подвернулись… В любом случае, абсолютно ничего выдающегося в данной книге по современным меркам нет.

С нетерпением жду времени, когда «Хьюго» нужно будет выдавать скажем индусам. А то я помимо «Рамаяны» и «Махабхараты» так у них ничего и не прочел.

Оценка: 5
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Версия заметки для авторского ресурса (https://goo.gl/WFxjJl)

Китайская НФ сейчас пребывает на стадии развития, аналогичной Золотому Веку западной, и у нее тоже появляется своя мгновенная классика; наиболее ярким представителем ее и достоин считаться роман Лю, по степени воздействия на китайский фэндом сравнимый с «Дюной» в Америке 1960-х. Лю признается, что писал трилогию без особой надежды на неразрывные продажи от первой до последней книги и был весьма удивлен, когда третий роман цикла, «Бессмертие в смерти», где действие практически оторвано от земного Китая и перепрыгивает в самые отдаленные уголки мироздания накануне тепловой смерти Вселенной, обрел в синосфере наибольшую популярность и фактически заставил читателей заново переоткрыть две предваряющие его работы.

Лично мне «Задача трех тел» по стилю напомнила «Теранезию» и, в меньшей степени, «Диаспору». С другой стороны, сама ЗТТ больше походит на «Игру Эндера». Проблема тут скорее в том, что сеттинг довольно сомнителен с научной точки зрения. Начать с того, что исходная система захватчиков является устойчивой. Это мы и с Земли видеть можем, благо недалеко. И вообще, если захочется про сплетение Контакта с геноцидом в этой системе (в данном случае это Культурная революция и вырубка реликтового леса... а имя для леса и мира, как показано во втором романе цикла, одно), лучше раннего Харрисона («Устройство с Центавра») возьмите, благо он недавно переведен на русский.

Но! Уже хотя бы ради оригинального объяснения парадокса Ферми Лю почитать стоит (тут неминуемы сравнения с «Розой и червем», но они натянуты, первоисточником труда Ибатуллина является, внезапно, Райт со своим «Сосчитать до триллиона»; эти авторы довольно узконишевы, особенно Ибатуллин, а Лю писал раньше их обоих и приобрел в Китае популярность, сопоставимую с мартиновской). Однако если вам не нравится Иган, то, скорее всего, не понравится и Лю, его китайский аналог: роман больше сходен именно с работами Игана, а не с циклом Райта о Менелае Монтрозе.

Причина же феноменальной популярности «Задачи трех тел» не так очевидна, как можно подумать. Это не просто этапная работа в новом для китайской литературы жанре твердой, крепко сбитой, зиждящейся на актуальных и перспективных научных представлениях фантастики. Это и энциклопедическое собрание пасхалок, подмигивающих небесными фонариками евроатлантической классике (скажем, способ интеграции инопланетян в сюжет — нескрываемая, целенаправленная отсылка к Карду с его фэнтези-виртуалкой в Боевой Школе). А ценность предложенного решения парадокса Ферми главным образом в том, как оно удачно ложится на китайскую модель экспансии в евроатлантический мир и конкуренции с тамошними брендами. Не случайно в Weibo полно аккаунтов китайских айтишников с именами персонажей романа, а известный китайский ученый написал книгу, специально посвященную сеттингу «Задачи трех тел» в свете современной физики и математической экономики.

И наконец, это не первое, но самое успешное в китайской литературе информационного века сочинение на заданную тему — реквием по жертвам Культурной революции и Большого скачка. Лю на стороне жертв маоистского режима, но способен, если сюжет того требует, переселиться и в шкуры молодых пассионариев, брошенных на иллюзорные баррикады лишь затем, чтобы инерцией слепого орудия столкнуть в яму со змеями интеллектуалов из оппозиции. Ведь принцип «Fire and Forget» в Китае пока не сменился отмеченным еще Лемом «Let Others Do», и когда Е Вэньцзе пытается использовать для амплификации сигнала Солнце, ее останавливают партийные инквизиторы, для которых дневное светило предстает небесным двойником галеонного символа Китая. Китайская цивилизация помнит, через что ей пришлось пройти на выходе с очередного витка мальтузианской спирали в попытке обуздать социальные механизмы, раз за разом вызывающие из исторической бездны тиранов вроде Цинь Шихуана, Чжу Юаньчжана или Председателя Мао. С другой стороны, так ли достойно предпочесть тирании человека, совершившего семьдесят правильных поступков на тридцать ошибок, господство ксеноморфов, как полагает пятая колонна трисоларианцев на Земле? В конце концов, мотивы нашей расы более или менее понятны, а чем руководствуются инопланетяне, блуждая в заколдованном лесу Галактики, ведомо лишь служителям у алтаря духа Энрико Ферми.

Кстати, «Задача трех тел» написана в 2007 г., когда для этой задачи, неразложимой в общем случае на независимые уравнения меньшей сложности, было известно всего три семейства особых решений, идейно восходящих еще к Эйлеру и Лагранжу. На данный момент, благодаря растущим возможностям компьютерных симуляторов, их насчитывается уже шестнадцать. http://arxiv.org/abs/1303.0181 Правда, ряды Зундмана, дающие аналитическое решение, по-прежнему малополезны на современном уровне развития вычислительной техники.

Оценка: 6
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Была проделана большая работа.» (с)

Вышеупомянутая цитата подвисла у меня в голове где-то минут на пятнадцать после того, как я дочитал последнюю строку первого тома. Рискуя навлечь гнев фанатов писателя — это самая глупая, самая отвратительно написанная и самая переоцененная научная фантастика, которую я когда либо читал. На его фоне даже «Роза и Червь» Роберта Ибатуллина начинает казаться нормальной, пусть и пустоватой книжкой.

Если к середине книги интрига как-то сохранялась благодаря загадке игры про три тела, то после раскрытия основного «твиста» эта сюжетная линия уходит в никуда и оказывается, что роман без нее ничего бы не потерял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно «весело» начинает быть во время раскрытия аспектов бытия цивилизации трисоляриан (причем подробности их жизни и исток центрального конфликта каким-то образом оказываются на харде Майка Эванса в виде художественного текста), которые:

1) Абсолютно ничем не отличаются от людей по психологии мышления и социальному устройству. Существа, живущие за 4.5 световых года от Земли, обладающие природной способностью к анабиозу через дегидратацию, общающуюся через световые импульсы, отражаемые своими зеркальными телами и размножающуюся через слияние двух особей. Для полного счастья один из неназванных коллаборационистов-трисолярианцев всерьез пеняет своему начальству за то, что их жизни — это беспросветная тоска без культурного багажа и искусства, которого они не знают. О какой тоске может идти речь у цивилизации, которая в самой своей основе направлена исключительно на выживание вплоть до самого исключения таких понятий — непонятно. Неясно.

2) Обладают технологическим уровнем, позволяющим им оперировать энергиями микромира вплоть до постройки нескольких тысяч космических кораблей, застройки родной планеты примерно до уровня половины зв-шного Беспина, создания развертки элементов Искусственного Интеллекта в виде зеркальной оболочки вокруг родной планеты (!!!), сворачивания этой самой оболочки до нужного размера, пролюбливания этого процесса вместе с огромным количеством ресурсов, повторения (!!!) этого процесса еще три (!!!) раза, пока не получится то, что нужно (а нужен им был компьютер размером с протон) и отправки этого самого софона на Землю, чтобы он... глушил землянам показания приборов для исследования микромира, проецировал ученым на глаза зловещие картинки и таким образом тормозил им НТП. При этом всем трисоляриане понятия не имеют, как им обустроится на родной планете с тремя звездами. То есть автор хочет, чтобы читатель поверил, что инопланетяне с таким технологическим уровнем не додумались до трансгуманистических идей и концепций астрофизических техногенных объектов вроде колоний О`Нила, до которых додумались земляне начала и середины 20-го века, когда самый крутой компьютер по прежнему выдавал данные на принтере? Все это делает весь план трисоляриан по захвату Земли не зловещим, а попросту глупым и не нужным.

На все это накладывается игра, которая абсолютно выпадает из сюжета и которая не стала бы работать не то что в реальном мире, а в мире книги; абсолютно безэмоциональная, но при этом тошнотворно напыщенно-театральная подача текста, плоские персонажи и даже глупейшие ошибки в научных выкладках.

Мой вердикт таков:

Вам эта книга может понравится только в одном случае — вы не читали Азимова, Кларка, Брина, Стругацких, Хайнлайна, Уоттса, Макдональда, Робинсона, Стивенсона, Саймака, Шекли, Дика, Гаррисона, Лема, Брэдбери, Сильверберга, Андерсона, Дилейни и, скорее всего, научную фантастику вообще.

Оценка: 1
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудовищная, просто безумная дрянь. Стиль, мотивация героев, развитие сюжета, описание, характеры, мир, пришельцы — все описано на уровне максимум 12-летнего подростка. Про логику автор не в курсе вообще. Не тратье время, эта «фантастика» даже для смышленого школьника покажется плоской, тупой и скучной идиотией. А я не буду тратить время на ее описание.

Оценка: 1
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думал, что бы почитать из hard sf, остановился на Цысине Лю. Модный китайский автор твердой НФ, передовой мыслитель, миллионные тиражи на родине и на западе, статуэтка «хьюго», наконец. Казалось бы, что здесь может пойти не так?

Ха ха, правильный ответ — ВСЕ.

Когда китаец начал рассказывать про инопланетян с Проксимы Центавра, которые все такие высокоразвитые, но их миллионолетняя цивилизация не может тупо обсчитать орбиту своей планеты в системе из трех солнц, потому что ЗАДАЧА ТРЕХ ТЕЛ НЕ ИМЕЕТ РЕШЕНИЯ — я почувствовал, что здесь что-то неладно.

Короче, центавриане весь свой миллион лет претерпевают ужасные лишения, потому что у них то день, то ночь, то жара, то холод, а то одно из солнц подлетает слишком близко и ЛЮДИ С ЗЕМЛИ НАЧИНАЮТ ПАДАТЬ ВВЕРХ В СОЛНЦЕ И СГОРАТЬ (не шучу). Чтобы спастись от этой напасти, они придумывают хитрый план — построить огромные радиотелескопы и слушать небо, авось где-нибудь рядом появится достаточно развитая техническая цивилизация, тогда мы услышим их передачи, сразу туда полетим, всех убьем, займем планету и будем жить припеваючи. А если никто поблизости не сподобится вещать в радиодиапазоне в нашу сторону, ну что поделать, не изучать же ближайшие системы самим, это суетно, лучше претерпевать и гибнуть.

К счастью, тут они ловят сигнал с Земли и немедля выступают в военный поход! Но есть проблема — до Земли лететь 400 лет, за это время земляне наверняка технически разовьются до неописуемых высот и встретят горе-завоевателей (которые всего-то миллион лет развивались) крепкими тумаками. Надо остановить технический прогресс на Земле! Сказано-сделано, злодеи берут обычный протон, разворачивают его в 11 измерениях (что бы это ни значило), паяют на получившейся гигантской поверхности бессчетное число микросхем и сворачивают обратно в форму протона! И пуляют его с околосветовой скоростью к Земле.

Долетев, умный протон развивает подрывную деятельность. Вначале он проникает в ускорители частиц и портит атомщикам все опыты. От этого ведущие физики по всему миру начинают сходить с ума и выпрыгивать из окон с криком «физика не работает, мне незачем больше жить» (не шучу). Сатанинский протон также поддает жару астрономам, заставляя реликтовое излучение мерцать азбукой Морзе; но этот его план терпит крах, потому что астрономы при виде такого чуда просто пожимают плечами (не шучу!!) и идут пить чай, ну типа, реликтовый фон мерцает, ну и пускай его, у нас обеденный перерыв. В приступе бешенства протон начинает писать выжившим физикам прямо на сетчатке глаза буковки ВЫ ЖАЛКИЕ ЧЕРВЯКИ АХХА ХА ХАХА (не шучу!!!)

В качестве вишенок на торте идут детективные сцены, где, например, захваченную у террористов бомбу ВЗВЕШИВАЮТ НА БЕЗМЕНЕ, чтобы выяснить, не атомная ли она, а патрульный мент Вася приглашен в мировые советы по спасению Земли, но рядом с могучим потоком идиотии основного сюжета это все практически уже и неважно.

По прочтении не дает покоя единственный вопрос — бессчетные тысячи читателей, оставившие отзывы «боже до чего умная и глубокая книга боже 10/10», кто они? Они люди вообще?

Оценка: 4
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, совершенно не понимаю, как можно говорить о каких-то идеях, заложенных в этой трилогии, осуждать их, спорить. Идеи там, конечно, есть, но… Все-таки фантастика (хоть твердая, хоть мягкая, хоть какая) – это литература, причем художественная литература. Со своими особенностями, но литература. Мало что-то придумать, надо это изложить и, желательно, чтоб было интересно читать, чтоб увлечь, вызвать эмоции. Так вот, ничего этого здесь нет и в помине. Так, наверное, мог бы изложить пятиклассник в школьном сочинении. Текст не вызывает ничего, кроме недоумения, досады и даже стыда за автора.

Тем более удивительно, такое количество наград, особенно «Хьюго». Объяснения у меня только два: или это пресловутая политкорректность, или все написанное мною выше относится не к роману Лю Цысиня, а к его переводу на русский.

Оценка: 2
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я начала читать эту книгу и сразу подпала под ее волшебство. Остановиться не могу. Я хочу задать вопрос: никто не занимается ее переводом? Потому что если нет, я мечтаю ее перевести. Не огорчайте меня, пожалуйста!

Оценка: нет
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интригующе и неожиданно. Наверное, такие эпитеты точнее всего описывают «Задачу трех тел». Начав с зубодробительной сцены казни профессора физики в разгар Культурной Революции в Китае 60-х, автор находит способ выстроить историю так, чтоб удивлять нас каждый 10-20 страниц. Только-только ты начинаешь перебирать в уме клише фантастики, пытаясь угадать куда нас выведет история на этот раз, как бац – появляется совершенно новая штука, все переворачивающая с ног на голову. В какой-то момент даже начинает казаться, что никакой системы в этом нет. Автор рассеян, у него много мыслей и думает он их хаотично, путая и себя и нас.

Но затем, где-то в середине книги, за всем уже сказанным вдруг начинает проступать нечто большее. Автор переключает невидимый тумблер, появляется гравитация, и все эти бессвязные куски дрейфуют друг к другу, собираясь воедино. И надо сказать — это настоящее волшебство. Когда проблески Идеи появляются между строчек еще до того, как она проговорена. Волшебство и талант.

Здесь, наверное, можно было бы еще поговорить о героях. Есть определенные поджанры фантастики (твердонаучные, обычно), где персонажи превращаются в функции (Грэг Иган, например, так пишет). Ничего плохого в этом, в принципе, нет. Это мир исследования, мир эксперимента. Человеческий фактор упраздняется, как ненужный, привносящий только помехи и ошибки. Книга Лю не то, чтобы относится к этому типу литературы, просто человеческое тут – самый слабый элемент. Мотивация героев выглядит несколько упрощенной, где-то даже глупой.

Но, черт с ним, ругать автора за это совсем не хочется – слишком уж крутую книжку он написал. И хорошую фантастику. Очень-очень хорошую фантастику.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

4/10 Лю Цысинь «Задача трёх тел» (первая книга цикла «В память о прошлом Земли») -- твердая китайская (и «китайская») фантастика. Читая произведение, у меня не раз проскакивала мысль «Что за дичь!?». Во многом это связано с тем, что роман -- лауреат многочисленных премий, а значит как минимум не должен проседать по всем фронтам.

Что же роман из себя представляет? Возьмем коньюнктурный бульварный сюжет со спецслужбами и террористами, добавим исторические вкрапления про китайскую Культурную революцию и пассажи про математику, перемешаем с голливудским пафосом второсортной фантастики... Вдобавок к посредственному сюжету, роман написан откровенно слабо с литературной точки зрения: описания картонных персонажей настолько убоги, что даже убийство одним из них близких ему людей описывается как сухое перечисление действий. Да и мотивация поступков сильно хромает. Диалоги может быть и типичны для китайской культуры, но у меня резали слух. Сложно все это списать на недочеты двойного перевода (китайский-английский-русский), но в процессе него что-то явно было испорчено.

Развитие истории очень неторопливо и, в основном, вызывает зевоту; разве что в последней главе события внезапно поскакали галопом, демонстрируя потенциал идей на следующий роман цикла. Ну а многочисленные, вызывающие возгласы недоумения поступки персонажей и логические дыры в сюжете, ставят большую жирную точку «качеству» романе. Как уже писали в других обзорах, китайской фантастике еще расти и расти.

Резюме: слабая, скучная и часто нелогичная -- «китайская» фантастика

Оценка: 4
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень длинно, очень подробно и очень нудно. Книга, по стилю, жуткий сплав из Дэна Брауна, Умберто Эко и Паоло Коэльо, только без авантюризма первого, изящества второго и непринужденного цинизма третьего, а в результате имеем что имеем — неудобоваримый силикатный кирпич. Не рекомендую.

Оценка: 2
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не очень чётко помню, откуда у меня в телефоне взялась вообще эта книжка, но с какой-то долей вероятности я увидел её в книжном магазине в той же серии, в которой выходил даже Стивенсон. Ага, Стивенсон, подумал я... наверное... Или не знаю. Потом я посмотрел оценки (весьма высокие), увидел, что роману давали «Хьюго» в 2015 году, а «Хьюго» — это вам не просто так, в том числе в последние годы. Перед китайцем её получила Энн Леки за хорошую, вообще-то, штуку — «Слуги правосудия». «Хьюго» не всегда дают за прямо гениальные книги, но вообще в перечне есть очень много известных и уважаемых фантастов, часто с хорошими произведениями — от Винджа, Геймана, Стивенсона, Симмонса и Буджолд до Азимова, Ле Гуин, Желязны и гремевшего в 60-е Хайнлайна. И вот теперь Лю Цысинь.

Честно говоря, я не припоминаю таких разочарований в современной фантастике. Обычно такие книги бросаются на первых 50 страницах, и судьба Лю была бы точно такой же, если бы он не врубил в начало кусок про культурную революцию в Китае. Этот блок убаюкивает читателя и обещает ему китайского колорита, но по факту как только включается фантастическая часть, повествование превращается в тупую тыкву, а в конце скатывается в какую-то откровенную ересь про безумных марсиан инопланетян, которые по уровню развития напоминают упоротых нароктиками студентов какого-нибудь агроколледжа на начальной стадии обучения.

Я не могу точно ответить, зачем я это дочитал до конца. Будем считать, что это дань уважения Стивенсону, хотя и его «Семиевие», вышедшее в этой же серии, я пока не смог дочитать дальше первых 20 страниц.

Сложно предположить, за что китайскому автору дали «Хьюго», но это примерно то же самое, что нобелевская премия мира Бараку Обаме в 2009-м. Вот и Лю Цысинь написал продолжение «Задачи трёх тел», но мне даже страшно представить, чем там дело кончилось.

Впрочем, опыт хороший. Говорит, в частности, о том, что не надо слепо доверять рейтингам.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя сказать, что в книге нет интересных идей, но реализованы они откровенно плохо — просто брошены в клубок из безликих персонажей и приправлены бессвязными глупостями. Невозможно воспринимать это всерьез, настолько плохо и примитивно тут все описывается.

Мир сухой и безжизненный, персонажи приходят и уходят. Вот думаешь сейчас-то все как заиграет, но ничего подобного — очередная рокировка автора и снова все начинается сначала. Где нормальные литературные приемы? Где завязки-развязки, где кульминации? Зачем просто кидаться в читателя кусками и обрывками чего-то, что могло стать одной большой историей?

1 Отвратительные безликие и не запоминающиеся персонажи

2 Глупейшая концепция компьютерной игры, от которой так и веет надуманностью. Читать огромные блоки текста про эту тупизну просто достает, потому что даже мало-мальски не получается допустить существование такого времяпрепровождения!

3 Ну и концовка — хуже просто не придумать. Повелители, советники, какое-то бесконечное лизоблюдство. Просто противно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор реализовывал свои архаичные понятия о древнем Китае, а никак не придумывал оригинальное состояние инопланетной чуждой нам цивилизации.

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В художественном плане весьма слабое произведение. Персонажи не проработаны, плоские, несут чисто функциональную нагрузку и никак не могут ожить. Не вызывают совершенно никаких эмоций.

Сам стиль сухой, технический. Автор изо всех сил пытается блеснуть эрудицией во всех областях науки и техники, невпопад вставляя скучные технические подробности, которые по сути не несут никакого смысла и не придают художественной яркости.

При этом сделана попытка затронуть интересную и весьма сложную тему. Но видимо задача оказалась неподъемной и в первой книге проблематика ставится очень слабо. Акцент зачем то сделан на техническую сторону, хотя автор и делал неуклюжие попытки затронуть социально-психологические аспекты.

Единственное, что хоть как-то заинтересовало, это отсылки к культурной революции. Хотя связь с общим сюжетом весьма надуманная. Видимо автор опять таки вставил то, что знал. Читать ради этого думаю не стоит, наверняка есть авторы, у которых эта тема раскрыта намного интереснее.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх