fantlab ru

Лю Цысинь «Вечная жизнь Смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
1864
Моя оценка:
-

подробнее

Вечная жизнь Смерти

死神永生

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

Эра Устрашения, приход которой описан во второй части трилогии, не покончила с драматическим противостоянием Земли и Трисоляриса. Однако опасность ещё более грозная нависла над земной цивилизацией — с тех пор, как из Солнечной Системы и её окрестностей во Вселенную несколько раз отправлены были кодированные сигналы, означающие наличие в этом регионе космоса высокоразвитого разума. Ибо Мироздание — это Тёмный Лес, населённый непримиримыми врагами, прячущимися друг от друга и уничтожающими всякого, кто имел неосторожность дать знать о своём существовании ближним и дальним соседям.

Получив недвусмысленное практическое подтверждение этой концепции, объединённое человечество начинает напряжённую подготовку к отражению возможной атаки, вступая в так называемую Эру Бункера. Удастся ли землянам сделать всё, что было в их силах? Все ли полученные предупреждения учли и разгадали учёные Солнечной Системы?

Об этом читатель узнает, прочитав заключительный роман трилогии «В память о прошлом Земли», так же, как и две предыдущие её книги, полный удивительных свершений, побед и трагедий, потрясающих открытий и прозрений.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Sky Awards, 2010 // Китайское произведение - Крупная форма

лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2010 // Китайская фантастика - Крупная форма

лауреат
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2011 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ (перевод с китайского)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2017 // Научно-фантастический роман (перевод с китайского)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (Китай)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2019 // Зарубежный роман (Китай)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2019 // Переводной роман (Китай)

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2021 // Научно-фантастическая книга (Китай)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Вечная жизнь Смерти
2018 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.
Вечная жизнь Смерти
2024 г.
Вечная жизнь Смерти
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Вечная жизнь Смерти
2017 г.

Аудиокниги:

Вечная жизнь Смерти
2017 г.
Вечная жизнь смерти
2018 г.

Издания на иностранных языках:

死神永生
2010 г.
(китайский)
死神永生
2011 г.
(китайский)
死神永生
2016 г.
(китайский)
Death's End
2016 г.
(английский)
Death's End
2018 г.
(английский)
A halál vége
2020 г.
(венгерский)
Вічне життя Смерті
2021 г.
(украинский)
Безсмъртната смърт
2022 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга мне понравилась намного больше первых двух, прямо жаль, что в ней многое было бы непонятно без их знания. Здесь — всё самое вкусное, ради чего стоит читать трилогию Лю Цысиня.

Все предыдущие проблемы человечества, сколь бы глобальными ни казались, в этой книге померкнут перед лицом ещё больших. С каждой частью книги ставки всё повышаются и повышаются, и если поначалу это было само существование человеческой цивилизации, то затем — судьба Вселенной или даже Вселенных. Повествование в сумме охватывает всего лишь... несколько миллионов лет. Поначалу, правда, мы перепрыгиваем ненамного — примерно по 60 лет. И, если раньше читателю казалось, что Трисолярис — главная угроза, то в этой книге всё станет на свои места. Есть угрозы и посерьёзнее от других цивилизаций, но самая главная для нас — само человечество. Автор беспощадно проходится по ООН и НАТО, ибо решения, принятые в этой книге мировым правительством, иначе как идиотскими не назовёшь. Сами посудите:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предлагается три варианта решения проблемы, все они потенциально могут спасти цивилизацию. Но нет, мы не будем разрабатывать все три, потому что «эскапизм». Да задолбали вы уже, остановитесь и подумайте о последствиях! Нет, надо было взять тот вариант, что не был предложен извне, хотя всё человечество ждало этой информации как откровения ради спасения.

Весьма впечатляющими в книге выглядят сказки Юнь Тяньминя. С одной стороны, выглядят незамысловатыми детскими историями, а с другой — наталкивают человечество на варианты путешествий в космосе, а заодно несут серьёзное предостережение (на которое, впрочем, никто не обратил внимания).

Вот многие ругают главную героиню книги Чэн Синь, что она, мол, слишком наивная, из-за неё все беды человечества. Нет, главные злодеи здесь — те, кто принимает решения. Не назначь ООН её держателем меча, всё пошло бы по другому пути. Не талдычь в мировом правительстве без конца про эскапизм и не налагай на него запреты (прямо инквизицией запахло), развитие технологий могло пойти гораздо быстрее. А Чэн Синь... от неё веет буддистской мудростью. Да, поначалу она совершает косяки, но со временем берёт на себя всю ответственность, а это почти непосильный груз.

Очень впечатляет масштаб фантазии Лю Цысиня. Многомерное и двумерное пространство, множество космических рас, разные концепции выживания и борьбы, широкий размах технологий — всё это поражает воображение. Но по-прежнему многие вещи выглядят явно не научной фантастикой и вызывают вопросы (например, как про содержимое сказок узнали люди на космических кораблях вдали от Солнечной системы, если эту информацию засекретили?), в итоге стоит воспринимать роман как космическое фэнтези, зато крайне эпического масштаба. Убежища, домены, расы со сверхтехнологиями, мини-вселенные, даже искусственно созданные небольшие чёрные дыры — всё это лишь отдельные детали глобального паззла.

Но есть и то, что не понравилось: общая фатальность и мрачность происходящего. Похоже, автор совершенно не верит в гуманизм нашей расы, поскольку в основном показывает только её жестокость, а в случае мирных побуждений, как у Чэн Синь, показывает, что они, мол, ни к чему хорошему не приведут. Это убеждение он переносит и на все остальные расы во Вселенной. Из-за этого, а ещё из-за постоянных отсылок к Эдему и Судному дню (понятия, несовместимые с инопланетной логикой, но почему-то применяемые даже трисолярианами) я едва не снизил оценку до 9. И всё-таки удержал гигантский масштаб и размах, плюс захватывающий сюжет, держащий в напряжении почти 700 страниц!

Если сериал по книге дойдёт до экранизации этой части, это однозначно стоит посмотреть, зрелище обещает стать крайне захватывающим.

P.S. Для тех, кто в теме.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Певун вошёл в зрительный зал и уронил кусочек фольги на пол. И все стали частью занавеса.

10 из 10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вечная жизнь Смерти, кратко: слишком много пространства, слишком мало человека...

Завершающая часть трилогии, вызвала у меня смешанные чувства. С одной стороны, автор продолжает поражать размахом своих идей и фантастических концепций, выводя повествование на уровень Вселенной. С другой стороны, именно этот грандиозный размах, кажется, и сыграл с ним злую шутку.

Перебор с идеями. Если в предыдущих книгах научные и философские идеи были основой, на которой строился сюжет, то здесь они начинают жить самостоятельной жизнью, превращая роман в своеобразную выставку фантастических концепций. Не успеваешь осмыслить одну, как автор подкидывает следующую, еще более умопомрачительную.

Сюжетные скачки во времени становятся слишком стремительными, из-за чего теряется ощущение связности и эпичности. Мы перескакиваем через сотни и тысячи лет, не успевая проникнуться атмосферой эпохи и переживаниями героев.

Персонажи теряются на фоне грандиозных событий. Чэн Синь, главная героиня романа, вызывает скорее раздражение, чем сочувствие. Ее постоянные метания, ошибки и неспособность принять ответственность за свои поступки утомляют. Второстепенные персонажи и вовсе превращаются в картонные декорации.

Ощущение незавершенности и смятости. В попытке охватить необъятное автор оставляет множество сюжетных линий не завершенными, а некоторые вопросы — без ответов. Финал, хоть и неожиданный, не производит впечатления логической развязки всей трилогии.

И все же «Вечная жизнь Смерти» — это интересный и необычный роман, который заставляет задуматься о многих вещах. В нем есть и мощные научные идеи, и философские размышления, и захватывающие картины будущего. Однако ему не хватает той целостности, глубины и эмоциональной силы, которые были присущи предыдущим частям трилогии

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Феерический финал монументального цикла.

Начав с классической научной фантастики, Лю Цысинь с каждой книгой тетралогии (роман «Шаровая молния» часто и, на мой взгляд, вполне справедливо называют вступлением к основной трилогии) наращивает обороты, переходит от одной космической скорости к следующей, достигая в финале умопомрачительных сверхсветовых величин и вселенских масштабов. В финальной книге он уже не разменивается на планетарные события и исторические эпохи, теперь его уровень — это миллионы цивилизаций и геологические эры.

Кошки-мышки с галактической расой? Запросто! Свёртывание измерений в отдельно взятой солнечной системе? Нет ничего проще! Перескочить через миллионы лет? Не вопрос! Перекроить физические константы до следующего Большого взрыва? Пожалуйста!

Умопомрачительный финал грандиозной эпопеи, занавес которой — это и смерть, и вечная жизнь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вечная жизнь смерти» – финал грандиозной трилогии Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». Хочется сразу оговориться, что полноценным и законченным произведением является именно трилогия. Только в третьей книге Лю Цысинь даёт ответы на большинство вопросов, и после прочтения удается понять весь масштаб задумки автора.

Научность романа носит довольно интересный характер. В нашем понимании научная фантастика чаще всего использует уже открытые законы и теории. Автор же решается поиграть с ещё нерешёнными задачами физики. Тут нам и парадокс Ферми, и сильное взаимодействие, и теория струн, и много что ещё. Лю Цысинь предлагает свои решения, и они неоднозначны, поэтому и интересны. Часто за объяснением некоторых моментов приходится лезть в интернет и читать научные статьи.

В финале второй книги Отвернувшийся Ло Цзи раскрывает основной закон Вселенной – «Темный лес». Жизнь бесконечна, а вот ресурсы очень даже конечны. И при встрече двух цивилизаций, более сильная непременно уничтожает более слабую. Никто не знает, как поведет себя сосед в тот или иной момент. Даже отставание в технологическом развитии служит слабой защитой, ведь резкие технологические скачки происходят повсеместно. Замешкаешься, и бывший слабый сосед уже превосходит тебя по всем фронтам. Поэтому все разумные виды прячутся друг от друга, как охотники в темном лесу. Лишь земляне по своему невежеству прокричали на всю Вселенную о своем местоположении. Услышал их, к счастью лишь Трисолярис. Ло Цзи дошел до этой концепции ещё к середине второй книги, но, исполняя роль Отвернувшегося, никому о ней не рассказал. Пробный удар он нанес по далёкой звёздной системе, видимой с Земли. Спустя несколько десятилетий он узнает о том, что звезда уничтожена, чем получает подтверждение собственной теории. Воспользовавшись этим, Ло Цзи угрожает передать координаты Трисоляриса в космос, чем и останавливает вторжение. Правда у этого метода есть существенный минус. Разгласив местоположение Трисоляриса, Отвернувшийся подвергнет опасности и Землю. Возникает некий вооруженный нейтралитет – наступает эра Устрашения. Между Землей и Трисолярисом устанавливается своеобразное сотрудничество, бывшие захватчики даже передают многие свои технологии землянам. Однако долго такое шаткое равновесие существовать не могло.

Люди довольно быстро расслабились и даже начали проникаться тёплыми чувствами к трисолярианам. На смену харизматичному и по-своему гениальному Ло Цзи приходит новый главный герой. Нет, бывший Отвернувшийся никуда не делся, просто стал второстепенным персонажем. Новая героиня, Чэн Синь, совершенно иная. Она мягкая и чересчур добрая. Через этого персонажа автор отображает настрой человечества того времени. Попав в максимально благоприятные условия, человечество тоже стало гораздо мягче. Поэтому на посту Держателя Меча (того самого обладателя красной кнопки, способной уничтожить два мира) Чэн Синь смещает сурового Ло Цзи. Своим бездействием и нерешительностью Чэн Синь дважды ставит человечество на край гибели. Но только ли девушка виновата в этом? На мой взгляд, нет. Её на эту должность выбрало человечество.

Общество в романах играет все большую и большую роль. Его настроение крайне переменчиво. Ярким примером служит то, что Ло Цзи считают то спасителем, то вершителем геноцида. Герои романа лишь олицетворяют собой это общество. По сути, именно общество и является главным героем трилогии. Хотя стоит уточнить, что ближе к финалу Лю Цысинь ещё больше повышает ставки, и на первый план выходит даже судьба не человечества, а всей Вселенной.

Важным сюжетным ходом трилогии является технология гибернации. Именно благодаря ей наши герои посещают разные эпохи. Эпоха Устрашения и пришедшая ей на смену Эпоха Космических убежищ интересны каждая по-своему. Мы видим, как меняется человечество на протяжении веков. В самом конце калейдоскоп времени ускоряется до поистине космических масштабов.

Пока в Солнечной системе развивается противостояние с Трисолярисом и дальнейшая борьба за существование, в далёком космосе сбежавшие корабли землян встречаются с проявлением многомерности Вселенной, а именно находят области четырехмерного пространства. На мой взгляд, именно эта идея и была ключевой у автора. Честно сказать, меня именно этот момент не очень впечатлил. Он грандиозен по задумке, но не очень гармонично вписывается в общий сюжет, кажется несколько инородным.

Сильным моментом книги, на мой взгляд, кажется идея сказок Юнь Тяньмина, давнего друга Чэн Синь, оказавшегося в плену у трисоляриан. В своих романах Лю Цысинь повсеместно использует многоуровневые метафоры, и своё максимальное развитие они получают именно в сказках. В такой необычной форме Юнь Тяньмин даёт секрет к спасению человечества, и лучшие умы мира бьются над этой загадкой.

Финал истории получился необычным и неожиданным. Лично я ожидал эпичную финальную битву Земли и Трисоляриса. Однако все вышло гораздо масштабнее, и на этом фоне противостояние двух цивилизаций выглядит мелко и незначительно.

Итог: «Вечная жизнь смерти» слабее «Темного леса», но ничуть не уступает «Задаче трёх тел». Из-за возросшего объема повествование местами провисает, и вся история кажется затянутой. В финальный роман Лю Цысинь попытался вложить слишком много идей, отчего пострадала целостность истории – она фрагментарна. Все это не делает роман плохим. Нет, по-прежнему это великолепный образец научной фантастики, ознакомиться с которым я всем и советую. А вот любителям космических боевиков лучше пройти мимо. «В память о прошлом Земли» – философская история об обществе и его месте во Вселенной.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, не по сеньке шапка. Автор — не писатель, он инженер. Которого вдруг разнесло на целую трилогию. Первая книга была хороша именно тем, что там все было на своем месте, в правильных пропорциях и масштабе. А далее автор выбрал масштаб, в котором сам же в итоге и утонул.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Необъяснимое, и, самое главное, так и не объясненное и не обоснованное автором поведение ГГ — некое подсознательное стремление к уничтожению собственного вида при вполне сознательной и искренней любви к нему. Любопытный кейс для психиатра, в общем. Сюжет с фантастическими спасениями и море пафоса — без комментариев.

Ценность роман тем не менее имеет — замечательные научно-фантастические концепции + интересные и даже логически обоснованные идеи космической социологии и психологии. Есть над чем задуматься, и это уже хорошо.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если человек выпадает с пятого этажа и остается цел, это чудо.

Если тот же человек выпадает с пятого этажа повторно и снова остается цел, это совпадение.

Ну, а, если это случается с ним трижды, речь идет о привычке. Или диагнозе.

Итак, Лю Цысинь, “Вечная жизнь Смерти”.

Есть такие писатели-фантасты, которые куда больше фантасты, чем писатели. И это не попытка сказать нечто обидное. Нет. Они могут быть очень любимы, востребованы и популярны. Как Айзек Азимов, например. Идеи потрясающие. Масштаб, мышление просто вызывают восхищение. Но персонажи … не очень. Сюжет — местами. Люблю ли я Азимова или, скажем, Кларка? Однозначно — да. Считаю их хорошими писателями — нет. Найдите в их книгах лорда Корвина, или Пола Атрейдеса… вот и я о том.

Нет, я понимаю, что сейчас могут найтись люди, которые захотят доказать обратное, но спорить с ними не стану. Я вообще не об Азимове и Кларке. Я о Лю Цысине. А Лю Цысинь он и удивляет, и не удивляет одновременно.

“Вечная жизнь Смерти” — заключительная часть трилогии о довольно странных взаимоотношениях цивилизаций Земли и Трисоляриса, единственной обитаемой планеты тройной звезды Альфа, Бета и Проксима Центавра. Условия жизни на Трисолярисе жуткие, и его жители резонно решают переселиться на Землю, для чего надо оную завоевать, очистить от людей и начать строить на ней светлое будущее. В общем, это нормально.

Но развитие трилогии происходит как бы по кривой Гаусса. Первая часть неплоха, но не более, вторая гораздо круче, в ней персонажи обретают объем и цвет, НФ-идеи становятся реально грандиозными и читатель начинает ощущать себя пешкой на безразмерной шахматной доске Вселенной. Вот с таким ощущением он (читатель) вплывает, полный нетерпения, в третью часть и …

… здравствуйте, мои любимые грабли.

Этот роман ощутимо хуже, чем второй, хотя, по абсолютной шкале ценностей он неплох. Но… проблемы те же. Когда вещи случаются по третьему кругу, это уже совсем не случайность.

НФ составляющая книги, как мы уже привыкли, хороша, впечатляюща и остаётся только челюсть подбирать от восхищения. Лю Цысинь удивляет в хорошем смысле слова и продолжает традиции упомянутых уже Азимова, Кларка и иже с ними. Прекрасно продолжает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Его игры с измерениями, временем, скоростью света заслуживают всяческих похвал.
Это ново, это оригинально, это очень органично вписано в книгу. Интригует. Захватывает. Влечет. Короче, чудесно. 11 баллов из 10 возможных.

Но дальше поезд не идёт. Главная героиня романа Чэнь Син снова оказывается плоским человеком в плоском мире, подобно большинству персонажей “Задачи трех тел”.. Она дважды недрогнувшей рукой берет на себя право решать судьбу человечества,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и оба раза ее выбор неудачен. Если последствием первой ошибки оказывается гибель пары десятков миллионов (кто считал…), то вторая раскатывает всё человечество, словно асфальтовый каток игрушечный домик.

Впрочем, человечество в книгах Лю Цысиня не блещет интеллектом. Методы принятия решений удручающи, выводы однобоки, а способность к прогнозированию болтается на уровне нуля. Способность учиться на ошибках и того ниже. Да, человек сам назвал себя разумным и в этом явно себе же польстил. Но, когда автор играет за землян в своих же книгах, он не сильно переутруждается. А зря. Хочется верить, что мы не настолько одноклеточны. Этот фон из слегка дементного человечества сильно портит книгу. Когда людям противостоит умный и опасный, непредсказуемый враг, это хорошо. Но когда сами люди при этом ведут себя крайне наивно и нелепо, это плохо для книги. Масштаб злобного врага делает не таким уж страшным (бить слабых легко, верно), да и движение по сюжету слишком часто перемежается вопросами типа “Какой еще ляп сделает человечество?”. От этого в какой-то момент даже устаешь.

Подведем итог. Это не плохая книга. Я прочитал ее на одном дыхании. В ней немало ляпов. В ней немало тех мест, которые просят наждачной бумаги или даже рубанка. Это не шедевр мировой литературы. Но это добротная хорошая книга, которую хочется читать. И которую будешь помнить, как и всю трилогию за ее масштабность, за величие мироздания и за веру в способность человека посмотреть этому мирозданию в глаза и не отвести взгляд.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение охарактеризую так: очень нудная завязка и невнятная концовка, которая никак не тянет на твердую научную фантастику учитывая разбросанные то там, то здесь рояли. А где-то посередине вставлены сказки-разгадайки и описание путешествия во времени ГГ, которая не заслуживает своими действиями такого «экранного времени». Да что уж говорить сама вселенная сошла с ума, если никто в романе не удосужился посчитать ее бесхребетной и безответственной, но тем не менее волей-неволей вершительницей судеб. Ну после второго раза, кто-нибудь обязан был сказать ей: «Это фиаско, братан!» В общем и целом не понял я этого замысла автора, извините, ничем он не оправдан.

В итоге получился объемный роман, концовка которого не вяжется с концепцией предыдущих романов и душной героиней.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гора родила мышь» или «читал, читал, но не осилил» — такие оценки приходят на ум после того, как наконец-то перелистнута последняя страница этого талмуда. Если первая часть была написана как динамичный техно-фантастический триллер, то последняя напоминает «блюдо дня» в плохой столовой, готорое состоит из остатков всего недоеденного в течении недели. Так и тут, имеем и лирические рассказы за любовь, и философские сказки, и заумные рассказы об измерениях, и «репортажи» о житье простых рабоче-крестьян будущего. Все это смешано и перекручено, вот только вместо интереса вызывает скуку. Новые персонажи — катано-робот, АА, Чынь вызывают только апатию и раздражение своей откровенной тупостью.

Ну и финал... три тома нам талдычат про жутко эгоистическую Вселенную, но одной из последних фраз романа является объявление кондуктора в стиле «автобус дальше не едет, пассажиры выйдите и помогите».

В общем, если можно, то лучше «это» не читать.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К третьей книге автор-таки окончательно поборол анимешность (ну, почти, никак от робота с катаной не удаётся избавиться, ещё и идиотский персонаж Ай Аа добавился, роль которого — comic relief (включая имя)) и наконец-то занялся научной фантастикой, особенно во второй части этого огромного талмуда. Конец немного смазан, но в целом крайне достойно. Когда выйдет следующая его книга, обязательно прочту.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В саду у вечной жизни побывал

Какую только смерть я там не повидал..

Вот и все.. Трилогия окончена. Монументальная работа автора завершилась, так же как и гигантский труд читателя, взявшегося за чтение всей трилогии.. Что сказать.. Эмоций много, но не всегда они положительные и светлые.. В моей голове плюсы и минусы конкретно третьей части разделились пополам.. Я не могу сказать, что «Вечная жизнь смерти» уныла и безнадежна, но утверждать, что это шедевр фантастики, который еще долго будет привлекать внимание, тоже не могу..

Лю Цысинь безусловно постарался написать книгу, которая действительно выглядит, как и все его предыдущие творения. Идея, сюжеты, герои, проблемы и страсти — это было бы безумно прекрасно если бы не одно но.. У Лю Цысиня слишком многое и многие похожи, как две капли воды.. Когда читатель приступает к чтению монументального произведения, где есть несколько томов, то он хочет больше сюжетных ходов, которые бы объяснялись логически. Он хочет больше персонажей, которые будут не фантомами из предыдущих частей, а оригинальными героями, про которых можно будет долго помнить. Данный список можно продолжать, но это не главное..

Главное — «Вечная жизнь смерти» — это хорошая книга.. Попробую немного сказать в защиту, раз уж я начал с критики..

— Идея — Мозг Лю Цысиня весьма богат на идеи. В финальной части трилогии, писатель не страдает от недостатка идей. Даже несмотря на то, что у меня нет специального образования, я мог понять что к чему и испытывал трудности не с научной частью, а скорее с недостатком развития идейных ходов. В этом, пожалуй, главная проблема книги. Не успеваешь разобраться с тремя первыми идеями, как тебе накидывают еще пять сверху. К концу книги можно подойти с мнением, что у книги просто перегрузка идей, не все из которых были бы в принципе нужны.. Только из-за этого поставлю 8 из 10.

— Сюжет — «Вечная жизнь смерти» сюжетно продолжает «Темный лес», но делает это далеко не сразу. Поначалу вообще кажется, что это самостоятельный роман, но, по прошествии трехсот страниц, понимаешь, что это не так. Во многих моментах, книга напоминала мне гигантский и межпланетный квест, где каждое решение имеет последствия. И, даже несмотря на то, что сюжет удивит своими поворотами в трех-четырех местах, он не слишком сложный для целостного восприятия.. Пожалуй можно поставить даже 9 из 10(недочеты ведь не настолько уж и явные).

— Персонажи — Из предыдущих книг, будет всего несколько героев, знакомых читателю, а в остальном.. Куча новых лиц, каждый из которых может вызвать гамму эмоций, на основе своих поступков.. Некоторых можно презирать, к другим относиться с сочувствием. Хоть часть героев и выглядит, как картонный фон, в котором нет смысла, но они так или иначе дополняют реальность Лю Цысиня, делая ее более насыщенной. Главные герои, как таковые есть, но у некоторых читателей они могут вызвать синдромы «закатанных глаз» и «недовольного выдыхания».. Я же в целом за персонажей поставлю 8 из 10.

— Атмосфера и погружение — Атмосфера Лю Цысиня очень нестандартна сама по себе. Во-многом, это можно связать с его стремительными скачками по сюжету и персонажам. Не успеваешь настроиться на спокойный лад, как тебя кидают в гущу событий хаоса и неразберихи. Это может отпугнуть многих, поэтому следует тщательно подготовиться к погружению, которое будет непростым, но станет интересным, если Вы попытаетесь преодолеть свое негодование. Поставлю 7 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — То, как Лю Цысинь описывает жестокость и холодность людей — это прекрасно.. Все моменты, связанные непосредственно с человеческими ужасами и поступками, действительно заслуживают уважения. Книга очень пессимистична по отношению к населению нашей планеты и нельзя не согласиться с автором в том плане, что если и случится катастрофа, то мы будем ее главными виновниками. В «Вечной жизни смерти» вся человеческая низость достигает своего апогея. И хоть надежда есть.. Нам она не будет нужна.. Ставлю 10 из 10.

Подводя итог, «Вечная жизнь смерти» это хорошее завершение трилогии. Но.. Оно просто хорошее, как и вся трилогия. Не шедевр или классика, но хорошее произведение уровня выше среднего. Здесь есть много вопросов в плане этнических и расовых моментов( о том, что китайцы всегда и везде хороши, а остальные недостойны). Поначалу с этим можно мириться, но ближе к концу, будет раздражать. Что уж тут поделать, китаец пишет о своем народе и возводит его на пьедестал. Это его право и его выбор..

Хоть в книге и есть недочеты, но я все равно не пожалел, что прочитал ее. Надеюсь, что в будущем, Лю Цысинь напишет что-нибудь в духе социальной фантастики.. На мой взгляд, у него действительно может получиться отличное произведение.. А пока..

Спасибо за внимание..

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По диагонали смог пролистать три тома этого слабо структурированного бреда. Что могу сказать — это не литература точно. Что-то китайское, инопланетное, трисолярианское — но в моём понимании это не литература. Литература это хорошо написанный текст про людей, а не про бластеры и роботов.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вначале для пытающихся узнать, стоит ли читать этот роман.

Если попробовав начало, сочтёте неинтересным, не спешите бросать. Роман из числа тех, где присутствуют довольно длинные отступления, длинноты. Если есть желание их пропускать, это будет не трудно (пропуская «отступление», достаточно увидеть, где продолжается действие, а в пропущенном фрагменте нет риска потерять что-то важное для понимания дальнейшего сюжета). В первых двух романах цикла из-за этого сюжет сдвигается помедленнее, чем здесь. Я например, пару лет начинал «Проблемы трёх тел», но бросил, не дождавшись интересного, какого-либо действия, хотя бы завязки. В этом смысле «Вечная жизнь смерти» гораздо лучше. Под её впечатлением прочёл «Проблему трёх тел», читаю «Тёмный лес». В итоге, из того, что я знаю, считаю Цысиня лучшим из современных фантастов. Удобно слушать в виде аудиокниг, они есть на все три романа.

Немножко критики.

Характеры героев — не является сильной стороной писателя. И есть несколько моментов, которые всё-таки выглядят несколько бредовыми. К таковым отношу должность «держатель меча» (в первую очередь по названию, но и в какой-то мере по сути), и сплошные «эры» (эра устрашения и т. п.). Эти моменты, IMHO, не снижают оценку книги, которую определённо стоит прочесть/прослушать.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, не зря я поминал Кларка с Бакстером и их «Одиссею времени», когда писал отзывы на первые две книги трисолярианского цикла… Теперь, прочитав «Вечную жизнь смерти», я понимаю, что сходство между двумя трилогиями заключается не столько в отдельных эпизодах, деталях или одинаковой базовой идее (целенаправленное уничтожение низших цивилизаций высшими), сколько в общем впечатлении, оставшемся после их прочтения. Первые две книги «Одиссеи времени» еще можно было читать, порой даже не без удовольствия, хотя оригинальностью и новизной идей они не блистали, а вот третья часть вышла бесформенным нагромождением чего попало, абсолютно нечитаемым и непонятно ради чего написанным. Точно так же я воспринимаю и трисолярианский цикл. Его заключительная часть, в отличие от первых двух, – это именно такое вот хаотическое и бесцельное сплетение всего, что только пришло автору в голову. Предыдущие рецензенты писали, что добротная «твердая» фантастика скатилась здесь до уровня банальной космооперы. Я бы уточнил: не оперы, а оперетты. Все по классическим законам этого жанра: есть главная, «трагическая», разлученная судьбой пара, проходящая через весь сюжет с начала и до конца; есть несколько второстепенных героев, иногда серьезных, иногда не очень, играющих вспомогательные роли; наконец, присутствует большое количество третьестепенных персонажей, в нужный момент появляющихся на сцене, чтобы произнести несколько слов, выполнить то или иное несложное действие, после чего исчезнуть до следующего раза, когда они потребуются автору. On vous demandera quand on aura besoin de vous – вот тот основной принцип, по которому построен роман. Персонажи, когда в них пропадает надобность, просто ложатся поспать в анабиозе несколько десятилетий, а потом послушно просыпаются и вновь выходят на сцену.

Меня не оставляет стойкое ощущение, что третья часть трисолярианского цикла обязана своим появлением исключительно разыгравшейся фантазии автора, срочно требовавшей выхода. Иначе зачем вообще надо было писать эту третью книгу? В «Темном лесе» было достигнуто логическое завершение сюжета, и тем самым он практически исчерпал себя. Остались незавершенными только три нити: трисолярианский флот, отвернувший прочь от Земли, два беглых земных корабля и будущее Трисоляриса. Ни одна из них не требовала обязательного продолжения – оно и так угадывалось из хода событий «Темного леса». Но раз уж продолжение существует, я ожидал, что оно для того и написано, чтобы развить эти линии в духе двух предыдущих книг – суховатом, но в целом дельном и, за отдельными исключениями, не выходящем из рамок известных ныне физических теорий и законов. А вместо этого увидел совершенно немыслимое нагромождение как всевозможных притянутых за уши продолжений трех прежних сюжетных линий, так и уймы новых. Чтобы подвести хоть какую-нибудь основу под это все, Лю начинает в большом количестве выдумывать на ровном месте новые законы (как человеческие, так и физические) и сущности. Одни «закрытые области», разрывающие квантовую запутанность, или замедление скорости света в тысячи раз чего стоят! Чем дальше, тем больше сыплется разнообразных «роялей из кустов» со всех сторон. Корабль, способный лететь со скоростью света, – один из наиболее бросающихся в глаза примеров. Многие годы разработка световых двигателей была под законодательным запретом, однако потом, когда такой двигатель срочно понадобился, оказалось, что он уже готов – один-единственный, специально для двух главных персонажей. Далее, «софонозащитные камеры» – автор вдруг изобретает их тогда, когда в них уже в общем-то нет надобности, а устройство таких камер, надо понимать, самое простое. Что мешало изобрести их раньше? Впрочем, вопрос риторический: без софонов не было бы и всей трисолярианской трилогии.

Потом, в самом конце, уже совсем из ниоткуда появляются нейронные компьютеры, аннигиляционные двигатели, безопасные таблетки для краткосрочного анабиоза и другие подобные штуки вплоть до карманной мини-вселенной – и каждый раз как раз тогда, когда возникает такая необходимость. На разъяснения их устройства и принципов действия Лю уже не тратит времени – некогда, история стремительно несется к развязке, подстегиваемая его буйной фантазией. Поглощенный вселенским масштабом своих замыслов, он, похоже, полностью забывает о куда более простых и знакомых вещах. Так что космические города с миллионами обитателей у него располагаются возле Юпитера, прямо среди его убийственных радиационных поясов, а огонь свободно горит в невесомости без дополнительных приспособлений, обеспечивающих приток кислорода.

Если обратиться от физики и космологии к людям, то тут все еще хуже. Я имею в виду прежде всего Чэн Синь, главный и сквозной персонаж романа. Обвинять или оправдывать ее я не собираюсь – она не изменник и не герой, а всего-навсего человек, постоянно оказывающийся не на своем месте. Не стоило выводить ее на первый план и строить сюжет вокруг нее – не заслуживает она такой чести. За все время действия она не совершила почти ничего. В этом Чэн Синь – полная противоположность Е Вэньцзе из «Задачи трех тел» – решительному и непреклонному человеку действия. Чэн Синь же предпочитает действию бесцельное размышление. А если уж все-таки решается действовать, то исключительно под влиянием сиюминутных эмоций – и поэтому неизбежно поступает ошибочно. Все ее последующие многочисленные раскаяния и душевные терзания не значат уже ровным счетом ничего. Ну, а в основном она просто этакой беззаботной мошкой перепархивает из одной эпохи в другую, не задерживаясь нигде сколько-нибудь надолго. Пожила немного, увидела уйму новых чудес, повстречалась с несколькими знакомыми (сильно постаревшими, разумеется), приняла очередную порцию поклонений, почестей и привилегий – и снова в анабиоз еще на несколько десятков лет.

Рядом с Чэн Синь присутствует несколько загадочная АА. Загадочная потому, что непонятно, с чего вдруг она настолько привязалась к Чэн Синь, что бросила все, поменяла свою жизнь и стала верной подругой на целые века.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
До самого конца книги я ожидал, что это неспроста и что рано или поздно она окажется каким-нибудь шпионом, убийцей, а то и вовсе биороботом инопланетян вроде Томоко. Был крайне разочарован, когда этого не случилось.
Роли в «космооперетте» у нее, по сути, вообще никакой нет – так, девочка на подпевках, которая зачем-то вечно крутится на сцене, мелькая перед глазами у зрителей и привлекая их внимание необычным именем. Тут, кстати, любопытно было бы узнать соображения, которыми руководствовались переводчики при передаче таких смешанных китайско-английских имен – их в книге два или три. Зачем надо было и в русском тексте передавать фамилию по-китайски? Для подавляющего большинства читателей, включая меня, эти символы ничего не значат, несмотря на соответствующие разъяснения в примечаниях.

Впрочем, перечислять все, что пришло мне на ум при чтении «Вечной жизни смерти», излишне – не люблю чрезмерно длинные отзывы. Поэтому закончу так: намного лучше было бы выбросить все лишнее и надуманное и сделать из пустого, накачанного «водой» сверх всякой меры романа короткую динамичную повесть. А если уж Лю непременно хотелось выплеснуть все возникшее у него обилие идей вселенского масштаба, то для этого подошел бы формат многотомной «истории будущего» вроде азимовской «Академии» – хорошо структурированной, всеобъемлющей, подробной и неторопливой. А то, что мы имеем на деле, – как и у Кларка с Бакстером, ни рыба ни мясо, попытка впихнуть стремительно расширяющийся объем ненужных фантазий в относительно небольшую книгу. К сожалению, чувство меры в последней книге цикла автору изменило. Даже само название в конечном итоге оказывается ложным: в финале Лю фактически провозглашает вечную жизнь жизни, но никак не наоборот. Интересно, сам-то он заметил столь капитальную нестыковку?

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, сильнейший роман из 3х, но сомнения уважаемых коллег мне вполне понятны.

Произведение огромное по тексту, но почти совершенно без «воды». Объём обеспечивается длиннейшим, но динамичным сюжетом, дополненным красочными описаниями природы, катаклизмов и катастроф.

Роман, с одной стороны, очень китайский. Автор лихо манипулирует с коллективами и огромными группами людей (от всего человечества, до всей вселенной) спокойно и безжалостно, как и в прежних романах, часто превращая их в групповых персонажей. С другой стороны, образы личностей главных героев сформированы вполне в традициях европейской литературы. Групповые персонажи автору вполне безразличны, однако конкретные имеют огромную роль в истории, как спасительную, так и роковую, и как правило «вытягиваются» автором из любой беды.

Сценизм в 3-м романе тоже вполне «западный», с высоким драйвом. Колорит и антураж сцен самобытен не по-китайски, а по привычному нам образцу. Единственно, что не укладывается в традиции знакомой нам литературы, это мотивация действий и решений главных героев. Они скорее китайские, по сути.

Не смотря на несколько технических ляпов (Теория относительности включается, и выключается, когда автору удобно. Много темпоральных и релятивистских ошибок), уровень фантазии Лю Цысинь поражает. Автор с потрясающей «фантастической достоверностью» описывает технологии, и события, выходящие за наше понимание и фантазию.

Роман очень понравился. Не смотря на масштаб, прочёлся на одном дыхании. Оказал влияние, как на настроение, так и вообще.

Оценка: 9
– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко, то всё очень плохо.

Цикл из весьма неплохой фантастики скатился в уныленькую космооперу, в которой нет ни заявленного смысла, ни приключений, которые могли бы спасти хотя бы остатки интереса. Дочитывала из упрямства, резюмирую — зря. Можно было прочитать последние две страницы, ничего не потеряв.

Хуже невнятного, блёклого и абсолютно алогичного (и после первой трети вообще отсутствующего) сюжета только главная героиня. Глупая, аморфная курица, чей вклад в историю состоит только в том, что она из соображений «гуманизма» и «любви к человечеству», которые на самом деле — обычный эгоизм и бегство от ответственности, раз за разом уничтожает надежду на спасение для цивилизации. И ведь добивается своего, при этом продолжая крайне высокодуховно страдать. В общем-то, это всё, что она делает на протяжении повествования — красиво плачет или элегантно спит в гибернации.

Не знаю, что хотел автор сказать этими бесконечными вставками о высоких моральных качествах и глубочайших переживаниях, но сочувствовать бесхребетной дуре, которая не способна учиться на ошибках и три (три!!!) раза подряд наступает на одни и те же грабли, невозможно. С такими героями человечеству не надо никаких врагов, что, в принципе, прекрасно иллюстрирует итог цивилизации.

Что особенно восхитило: героиню никто не обвиняет. Подумаешь, запорола всё, что можно, не сделала ни одного правильного выбора и поспособствовала гибели человечества, она ведь всё равно прекрасный и невинный ангел.

Хорошего в книге почти нет. Понравились несколько второстепенных персонажей, у которых, в отличие от «прекрасной и невероятной» ГГ голова не только для того, чтобы в неё есть, но и их было слишком мало. Неплохая линия сказок, опять же, коротенькая и толком нераскрытая. С натяжкой можно назвать интересным видение развития цивилизации, превращающейся в избалованное дитятко, которое меняет свои пристрастия раз в пять минут, регулярно объявляя врагами своих прошлых кумиров, а затем снова возводя их на пьедестал.

Ещё одна отвратительная особенность этой книги: постоянные рояли. Даже не рояли — целые оркестровые группы, плохо замаскированные жухлыми кустиками.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Световой двигатель» в единственном экземпляре, которым оборудована яхта специально для ГГ, героически улетающей вместе с подругой от гибнущей Солнечной системы. Всё. Конец. Дальше воспринимать «сюжет» серьёзно просто невозможно, всё скатывается в голливудский фильм про супергероев.

Карманные вселенные! Скорость света в ~15 км/с! Схлопывание многомерных пространств! Холод в вакууме!

Какой. Бесконечный. Тлен.

Вся идея «тёмного леса» слита.

Очень, очень много алогичных вещей, ляпов, противоречий написанному раннее. Автор постоянно путается в цифрах, расстояниях, оценках, времени. Сложилось ощущение, что где-то после конца проекта «Лестница» у него закончились готовые повороты, он достал свои черновики и начал кидать в текст всё, что лежало там двадцать лет, не задумываясь о логических объяснениях, смысловой нагрузке и уместности, чтобы побыстрее сдать в печать и забыть.

Фантазия автора, конечно, впечатляет, но слишком много намешано всего — и ничего не раскрыто. Книга в результате выглядит как набор каких-то бессвязных идей, слабо скреплённых между собой картонными персонажами.

Предпочту думать, что третьей части нет, и серия представлена только первыми двумя.

Жалею о потраченном на прочтение времени.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх