Вадим Панов «Сокровища чистого разума»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Среди планет Герметикона одной из самых страшных и кровавых вот уже двадцать с лишним лет считается Менсала. Сочащаяся болью, переполненная смертью. Богатство Менсалы стало ее проклятием, мир — войной, а страх и ненависть — девизом. Но именно здесь, вдали от всех, в полнейшей тайне, инженер Холь решил провести испытания своего невероятного изобретения.
И надо же такому случиться, что именно на Менсалу судьба забросила Павла Гатова и Андреаса О. Мерсу, за которыми вели охоту и галаниты, и местные бандиты, и старый знакомый Руди Йорчик...
Входит в:
— цикл «Герметикон»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 383
Активный словарный запас: высокий (3066 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Золотая цепь" |
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Созвездие Большой Медведицы" | |
номинант |
РосКон, 2016 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
volodihin, 18 июля 2021 г.
Философия романа вызывает сопереживание... Батальные сцены захватывают...
Но.
Маловато Помпилио. А без него этот цикл вроде «Терминатора» без Шварценеггера.
Как мясо со вкусом капусты, иначе говоря.
void ptr, 1 августа 2021 г.
Не хочется спойлерить, но по-другому не получится.
В целом сюжет динамичный. Скучать не дает, но ждешь охоты на Огнедела, а не развитие линии «Все хотят Гатова».
Это люто раздражает местами, но сдерживаешься, потому что понимаешь, что мои ожидания — моя проблема и книга-то неплоха. Про войну, человеческую жестокость и глупость (она же жадность). Неплохо, но мне хочется бежать дальше!
Ладно! Хватит трещать, скорее следующий том. Скорее!
MoppoH, 17 января 2019 г.
перечитал всю серию еще раз, очень хорошо написано, за последние годы не читал ничего лучше этого, через пару лет еще раз перечитаю, Автор молодец, вся серия на 10 балов
Barrell, 17 мая 2017 г.
Не удивил и не разочаровал.
Не удивил. Традиционно для автора ещё с «анклавов», сюжет развивается под влиянием внешних обстоятельств, при которых главные герои отчаянно тупят, косячат и дуркуют. При ожесточённом внимании со стороны отмороженной общественности всей планеты ГГ блудят по борделям, кидают в открытую мафиози, козыряют знаниями и умениями. Не далеко от них ушли и главные злодеи. Прямо, Голливуд какой-то. Есть сатира, а есть желчь. Так вот в этой книге сплошная желчь на соседей наших, прямо обида кровная. То ли автору от «незалежных» таможенников досталось, то ли ток-шоу насмотрелся, то ли «индивидуалки» не обслужили как следует. Наконец-то в цикле раскрыта новая глава порноиндустрии — БДСМ. Как же без этого? Не обошлось и без «ножа сквозь масло» и «тёмных кругов вокруг набухающих сосков». Ну и конечно в финале классический для Панова «бог-из-машины» или, если по-герметиконски, «чёртик-из-цепеля».
Не разочаровал. Размашисто и колоритно. Мексикано-украинские страсти. Многие сцены просто чувствуешь глазами. Особенно, если сцена связана с тем что летает, движется или стреляет. Радует, что Панову в «Герметиконе» стали удаваться любовные линии сюжета. Единственные персонажи, у которых меняется внутреннее содержание. Сопереживал всем участникам любовного треугольника. Приятен лейтмотив книги — социальная ответственность за всё, что делаешь, будь то научный эксперимент, миротворческая миссия или губернаторство в провинции. Ну и фирменный юмор трио «учёных с академическим образованием», хоть прямо на сцену.
ИМХО, достойная точка цикла. Конечно, жалко было бы расставаться с «Герметиконом», но эта книга — достойный финал. Конечно, если издатель надавит, автору деваться будет некуда. Панов — несомненно талантливый рассказчик и всегда может приятно удивить. Хотя, может (масса примеров) и разочаровать.
ЧИТАТЬ !!!!!
PS
Перечитал на днях спустя 5 лет: и где я там юмор высмотрел?
WAD, 2 октября 2018 г.
Читал в отрыве от остальной серии, поэтому поначалу пришлось вспоминать, кто из персонажей есть кто и почему все так. Но если откинуть принадлежность серии, то перед нами неплохая военная проза в антураже стимпанка. Вообще планета на которой воюют все против всех — идеальное местодля всяких интриг, военных действий и т.д. Конечно немного жалко, что героев повсюду ждали рояли в кустах, но в целом написано динамично и интересно. Последние главы с финальной битвой так вообще воспринимались как фильм. Однако читать все-таки лучше в рамках серии. В отрыве от остального цикла типажи ГГ слишком блеклые и непонятно зачем все это затеяно.
Lidonel, 4 июня 2015 г.
Притягивает и затягивает как всегда у сказочника Панова, который из доброго В Тайном городже превратился и циничного, но всё равно романтичного.
По мне так затянуто всё, как будто события как в клею потихоньку вязнут вязнут и в финале всё быстро и резко.
Мне не приятно от сцен насилия, при чём часто замешанного именно на сексе, прям пунктик какой-то, наслаждаться беспомощностью жертв. Без них книга ну вообще бы ничего не потеряла!
Про учёных типа Гатова и Алоиза всегда читаю с нежностью, а при описании любви к математике, просто накатывает умиление, изобретатели — интереснейшие люди.
В отличии от многих, мне нравится Помпилио и жалко, что его почти нет в книге. Ну и финал таков, что точно ждём продолжения!
Lilian, 17 февраля 2015 г.
Хорошее продолжение истории. События разворачиваются параллельно «Кардонийской петле», с уже знакомыми и новыми героями. Все в духе предыдущих книг.
Хотя порой мне было скучно. Неторопливое, малость растянутое повествование, из-за чего периодически ослабевал интерес к происходящему. Знаменитая Менсала, раздираемая гражданской войной... Признаться, на фоне масштабного противостояния на Кардонии она смотрелась блекло. Троице ученых было отведено не так уж много времени, а новые герои далеко не сразу раскрылись, чтобы с должным интересом следить за их действиями.
Однако нельзя не признать, что финальные главы полностью реабилитируют книгу в этом плане. Они захватывающие, динамичные и «по-пановски» брутальные.
К тому же мне понравилась сама линия противостояния «разума» и «грубой военной силы». По большому счету книга как раз об этом, о разрушительной силе «чистого разума» и о возникающих последствиях. А Менсала не более, чем фон.
Также нельзя не оценить образы масштаба Эзры, Вениамина, майора Жо... Или вплетенные по ходу действия размышления. Они не перегружают текст, книга все-равно остается по структуре вполне обычным боевиком. Но всего пара фраз, и все становится немного глубже.
Да и сам мир Герметикона. Он необычный, продуманный, детализированный.
За все это вполне можно простить отдельные огрехи и условности цикла.
george1109, 19 января 2015 г.
Оставлял пятый том «Герметикона» на новогоднее «сладкое», седьмое, заключительно блюдо зимних каникул. Не пожалел. Панов ожидания не совсем оправдал (ну, хочется-то нам всегда, согласитесь, большего), но заслуженным «десертом» стал.
Вновь новый – четвертый по счету – мир, вновь захватывающий сюжет, вновь новые колоритные персонажи и привычно ироничные, архаично тяжеловатые, но затягивающие, тщательно выстроенные конструкции диалогов.
Опять война. Третья на пять книг. Но война в Герметиконе каждый раз новая. То скоротечная, то тщательно, до занудности выписанная, на этот раз – перманентно не прекращающаяся.
Опять любовь, опять любовная драма.
Что, в целом, в числе прочих достоинств, ценно в «Герметиконе» вообще. То, что цивилизация развивается на наших глазах, совершая открытия и проводя научные исследования. В «Сокровищах…», как и обещает, собственно, название, эта тема выставлена на максимум. «Смертоносный луч поразил ученых. Не как смертоносный, а как торжество разума, очередное подтверждение величия человеческого гения». Где-то так. Эдакий максимально ужесточенный, вывернутый наизнанку по всем векторам, кроме жажды познания, «Понедельник начинается в субботу».
Что еще. Несмотря на немаленький (заметно больше современного среднего) объем, лишних сцен и искусственно раздутых эпизодов нет. Почти нет. К первым можно отнести разве что сцену охоты губернатора Мритского. Ко вторым – финальное взаимное истребление. Вообще, описание массовой войнушки – не конек Панова, что уже доказала «Кардонийская петля». Но охота фактически не занимает места, а войнушка… Ну, имеет же автор право на маленькие слабости?..
В целом, отличный производственно-приключенческий роман с приличествующей Герметикону жесткостью и набирающей силу пановской социальной философией.
P. S. Вот только настораживает меня амплитуда собственных оценок романов цикла. 9-6-8-6-7. Определенная, не самая лучшая последовательность присутствует. Хотя… Немногим поменьше упомянутой войнушки, и «Сокровища…» получили бы «восьмерку».
stare, 14 декабря 2014 г.
Очередное творение Вадима Юрьевича. В этот раз продолжение цикла “Герметикон”.
Этакое боковое ответвление сюжета, по его окончании мы окажемся в эпилоге предыдущей книги – свадьбе Помпилио.
И таки да – это первая книга цикла “не про Помпилио”. Мессер засветиться лишь в самом финале, расставив точки над i.
Cюжет книги, на мой взгляд, вторичен : в одном географическом месте сходятся интересы нескольких команд преследующих
различные цели. Тут и экспериментаторы, и те кто пытается им помешать, и охотники, идущие по следу Гатова, и сам
Гатов сотоварищи, пытающиеся вернуться в цивилизованный мир. Все пытаются разными путями добраться до намеченной
цели и что в итоге из этого получается (отчасти напомнило “Красные камни белого, отчасти “Костры на алтарях”)
Однако, читается на одном дыхании..
Из безусловных плюсов произведения хочу отметить следующее: как всегда очень колоритные персонажи и их истории.
Это уже становиться визитной карточкой автора и данного цикла; описание нового мира – уже известной по другим
произведениям цикла планеты Менсала. Жестокой планеты, где постоянно идет война “всех против всех”.
Планеты, которая при повторном прочтении книги, натолкнула на мысль о сопредельном государстве, где так же
ведут войну свои «западуры» и «беляши».
Да и просто интересно следить за развитием сюжета.
Минусы… Не сказать чтоб книга разочаровала, но и ожидания мои полностью не оправдала. Хотелось дальнейшего
движения сюжета вперед, а получил занятную историю с “хэппи эндом”. Этакий боевичок, с элементами любовного
романа. Положительным героям прям таки до неприличия сопутствует удача. Надолго ли ее хватит ? Видимо, автор
решил, что со смертью Лилиан лимит трагических происшествий с главными героями исчерпан на пару книг вперед.
Тут двоякое ощущение. Недавно я сам критиковал Вадима за то, что в другом цикле начал уподобляться Мартину
и пускать под нож главных героев. А тут «возмущаюсь» тем, что все живы-невредимы. Бережное отношение к «хорошим»
героям мне нравиться больше, но и противостоят им отнюдь не дураки. Не зря ведь Арбедалочика прозвали Везунчиком.
И, что то мне подсказывает, что в ближайшем будущем галаниты отчасти возьмут реванш. Ну да ладно, это лишь мои
предположения. Автору виднее.
А нам, благодарным читателям, остается to be continued… И еще. Вдогонку.
Конечно, разочаровало издание. По сравнению с первыми книгами цикла и бумага стала хуже, и отсутствие рисунков…
Все эти факторы не добавляют печатному изданию привлекательности.
Покупал книги этого цикла не глядя. Не ждал, когда выложат на литресе. Следующую, пожалуй, дождусь сначала электронную
версию, а там уж решу, стоит ли дальше брать серию в бумаге в таком качестве за такие деньги (375) или не стоит.
VovaZ, 22 октября 2017 г.
В заключительном романе цикла автор, на мой вкус, несколько экономит в прихотливости интриги и фантазии.
Политические интриги умерены, сюжет вообще оформлен слабо. Основная линия — борьба мелких князьков провинциального мира за обладание опасными военными технологиями.
Основной ГГ цикла, мессир Помпилио, в сюжете не участвует, появляясь лишь в финале, в качестве кавалерии.
В целом, Панов выезжает здесь исключительно на боевых и драматических сценах, построенных по старым схемам. Образы персонажей остаются без развития, и наоборот, несколько теряют колорит и объём, не смотря на «манявки».
На мой вкус, автору не следовало завершать цикл столько формальной отпиской, а подождать появления новых идей.
В связи с некоторой занудливостью, роман прочёлся с меньшим интересом и лёгкостью, чем предыдущие.
Shining, 23 мая 2016 г.
Нет ничего плохого в том, чтобы демонстрировать свои политические взгляды в собственном художественном произведении. Но Господи, как же грубо и некрасиво это делает Панов! За банальнейшим сюжетом, словно сошедшим с пропагандистской агитки, теряется все остальное.
ostapchuki, 11 января 2015 г.
Приятно, когда твои ожидания сбываются. Этот роман цикла получился на таком же высоком уровне, как 1-й или 3-й. Тут есть всё: и напряжённость сюжета, приключения и тайны, и знакомство с многострадальной Менсалой (планета ощущается полноценным живым персонажем романа), и яркие, запоминающиеся герои. Очень колоритны, например, губернаторы Менсалы, их помощники, глубже раскрываются и галаниты... У автора есть способность привязывать читателя к своим героям, положительным и не очень. И даже Йорчик воспринимается уже «старым знакомым», а что мы теперь будем делать без Гатова и Бааламестре?!.. Разве что автор что-нибудь придумает... Гимн науке, ответственность учёного — главная тема романа — прозвучала, и теперь будем ждать продолжения. Почему-то кажется, что пути Гатова и Холя разойдутся, и сильно, слишком разные они люди, и в разных обстоятельствах. Любовная линия тоже очень уместна, привносит что-то возвышенное, куртуазное. Отдельное спасибо за, так сказать, политическую составляющую. Где-то тонко и философски, где-то прямо и резко... Кому надо — тот поймёт, остальным — будет интересно и так. Кстати, эпизод с дикой кошкой символичен, как мне показалось... И в целом — роман яркий, насыщенный разными красками, иллюстрации тут, пожалуй, не нужны. А в конце автор элегантно напоминает, кто здесь всё-таки главный. И заставляет ждать продолжения!! Оценка — 10.
seldon, 14 декабря 2014 г.
Сразу бросается в глаза — оформление по качеству в разы хуже предыдущих книг, а цена не изменилась. Плюс в тексте опечатки: например, отсутствует описание свиглы белой в словаре... Издатели халтурят, я не хочу себе такой подарок под ёлочку.
Что до содержания, то сюжет по времени параллелен или почти параллелен действиям «Кардонийской петли». Можно расценивать «Сокровища...» как вторую часть, да и конец у них по сути один — свадьба. Зита и Гита в общем :) ИМХО, лучше б это был двухтомник или одна большая толстая книга, читать было бы удобнее.
Очень было интересно узнать наконец, что произошло с героями, которые мне весьма нравятся :)
Узнала — не разочарована, Панов таки мастер писать истории.
AuR, 17 февраля 2016 г.
По объективным причинам тянул с прочтением новой книги серии почти полгода, что для меня нетипично. (не уголовка, просто новая работа такая). С удивлением увидел падение рейтинга цикла на фантлабе. Недоумеваю... Мир тот же самый, альтернатив которому, увы... По пальцам сосчитать можно, и не только в российской фантастике. Новый сеттинг. Новые персонажи. Старые — добрые персонажи в новом сеттинге. Все тот же сочный язык. Те же постмодернистские (в лучшем смысле) ссылки на real world. Отсутствие картинок можно списать на кризис. В общем, все ровно. Вадим Панов криво не насаживает! Поэтому реально 9.
SERMIH, 25 июля 2015 г.
Предлагаю эпиграф, созвучный этому роману:
«Назло всем нытикам, романтикам и мракобесам, наш мир развивается, ибо человеческий разум делает его все лучше и лучше… С помощью рук… с помощью инструментов… с помощью здравого смысла, науки и расчета.» (с) Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»
Хороший, яркий и вкусный к чтению, цикл.
Фантастика Панова становится от романа к роману более взрослой, мудрой, социальной.
Но фоне легкого экшен-приключения механика Гатова и его попутчиков (в этой книге цикла) идут вставки курсивом — рассуждения, которые легко интепретируются с нашим нескучным сероватым временем... На эти вставки обратил внимание еще в цикле Анклавы, с которого у меня началось знакомство с творчеством Панова, и тех пор с удовольствием слежу за новинками автора.
Сам мир Гермитикон тоже вызывает уважение к автору — он живой, детальный, интересный.
Вот героев можно наверное было прописать чуток реалистичнее, разнообразнее, чтобы госпожа Удача иногда и отходила от них в сторону, придав событиям непредсказуемость и интригу.
Хотя понятно, этого требует жанр....
В целом — СПАСИБО за полученное удовольствие :)