fantlab ru

Лино Альдани «Онирофильм»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Онирофильм

Onirofilm

Другие названия: Buonanotte Sofia

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Изобретение онирофильма означало смертный приговор для обычного кино. Теперь, включив проекционный аппарат, человек с полной достоверностью воспринимал запахи, ощущал прикосновения, сливался с происходящим и оказывался «внутри» фильма. Он был уже не пассивным зрителем, а главным героем. Чудесные сновидения о любви, силе и славе стали единственной потребностью. Всё остальное в жизни потеряло смысл…

© tale
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Quarta dimensione», 1964 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 5. Антология фантастических рассказов», 1966 г.

— антологию «Научно-фантастични разкази», 1969 г.

— антологию «View from Another Shore», 1973 г.

— антологию «Blick vom anderen Ufer», 1977 г.

— антологию «Metagalaktika», 1978 г.

— антологию «Онирофилм», 1980 г.

— антологию «Framstegens tid», 1986 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Зарубежный фантастический рассказ 1990`2», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика (Киев)», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.

— антологию «Остров страха», 1993 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.

— сборник «Febbre di luna», 2004 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1979 // Рассказ. 5-е место

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  5. Антология фантастических рассказов
1966 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
Остров страха
1993 г.

Периодика:

Зарубежный фантастический рассказ №2 1990
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Научно-фантастични разкази
1969 г.
(болгарский)
View from Another Shore
1973 г.
(английский)
Blick vom anderen Ufer
1977 г.
(немецкий)
Metagalaktika
1978 г.
(венгерский)
Онирофилм
1980 г.
(болгарский)
Framstegens tid
1986 г.
(шведский)
Buonanotte Sofia
1997 г.
(итальянский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Mammoth Book of 20th Century Science Fiction: Volume One
2003 г.
(английский)
The Science Fiction Century, Volume One
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Комбинезоны, голубые и серые, двигались вдоль шоссе. Голубой и серый, других красок не было. Не было ни магазинов, ни контор, ни одного бара, ни даже витрины с игрушками или парфюмерией. Время от времени в закопченной стене, поросшей мхом и заваленной мусором, открывалась вращающаяся дверь в лавку. Там были «сновидения»: онирофильм — счастье на любую цену, доступное всем; там была нагая Софи Барлоу для каждого, кто захотел бы ее купить».

Так уж получилось, но лучше всего у нас знают англоязычную фантастику. Немного польскую. Чуточку немецкую и французскую. А дальше все печально... И все же временами в свет выходят переводные произведения и с других языков.

Лучше всего в знакомстве читателей с фантастикой преуспело знаменитое красно-белое 25-томное издание научной фантастики и фэнтези. Тома этого собрания выходили в свет с 1965 до 1973 год. Мне повезло — у нас в семье эти книги были.

Естественно, я прочитала все, что было опубликовано в 25-томнике и неоднократно это перечитывала. И одним из самых запоминающихся произведений стал для меня небольшой рассказ итальянского писателя Лино Алдани (сейчас пишут — Альдани) «Онирофильм».

Будущее, где реальный мир подменен миром виртуальным, миром снов, которые создают онирофильмы — фильмы, которые смотрят не на экране, а которые передают непосредственно в мозг.

Сны для мужчин и женщин на все случаи жизни. Сны, которые делают ненужными какие-либо стремления, поскольку по сравнению со снами реальность проигрывает по всем статьям. Сны, которые уничтожили семью и отношения. Сны, которые превратили людей в вечных одиночек.

«Человек – остров. Вот к чему все свелось. С одной стороны класс Предпринимателей – правящий класс, к нему принадлежала и она сама, знаменитая актриса, с другой – армия Потребителей – мужчины и женщины, жаждущие одиночества и полутьмы, шелковичные черви, завернутые в кокон собственных снов, бледные бескровные личинки, отравленные бездействием.

Софи родилась в колбе. Как все. Она не знала свою мать. Миллионы женщин отправлялись раз в месяц в Банк Жизни, миллионы мужчин доходили в сновидениях до оргазма и сдавали семя в Банк, который вел отбор и использовал его в соответствии со строгими законами генетики. Брак стал архаическим институтом. Софи была дочерью сновидения неизвестного и безымянного мужчины, который в своих грезах обладал актрисой. Каждый мужчина старше сорока лет мог быть ее отцом, каждая женщина от сорока до восьмидесяти – матерью.»

Это очень экономный мир... К чему производить горы одежды, когда достаточно комбинезонов? А красивые наряды есть во снах. К чему тратиться на новые дома и просто убирать улицы? Люди все равно большую часть времени стремятся в сон. И так можно говорить до бесконечности...

А еще это очень устойчивый мир, где нет места бунту. Ах, да, существует Лига борьбы со сновидениями — сторонники естественных отношений, но успехов у них не видать, да и сами они едва ли верят собственным словам.

Лино Алдани описал идеальный мир Матрицы задолго до того, как появилась виртуальная реальность. И его рассказ очень быстро дошел до читателей. На итальянском рассказ «Онирофильм» был опубликован в 1963 году, а уже в 1966 году переведен на русский язык и вышел в свет в 5 томе 25-томной библиотеки современной фантастики.

В нашей стране его публиковали не так уж и часто, а после первой публикации в 1966 году явно не поняли. Сначала были возмущенные письма родителей, потом негодование журнала «Здоровье»...

Да что говорить, авторы вступительной статьи (М. Емцев, Е. Парнов) тогда в 1966 году тоже не разобрались, о чем рассказ. Они назвали его острым и беспощадным — и это была правда, а вот тему определили ошибочно.

«Онирофильм» — вовсе не о грехах коммерческого кино и не о массовом искусстве, а об одном из самых беззастенчивых способов Промышленников (в рассказе так и написано с заглавной буквы) свести жизнь обычных людей к необходимому минимуму, а для снятия социальной напряженности даровать им сны — виртуальную реальность.

Из этого виртуального мира невозможно выбраться. Главная героиня рассказа — актриса Софи Барлоу — это поняла и приняла. А уж как это случилось — читайте у Лино Альдани. Слава Богу, мы живем в мире, где у людей все же есть желания и стремления, в том числе желание узнавать новое. Во всяком случае — пока.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, удивительно читать такое в рассказе 1963-го года. Ведь тут описана полноценная и вязкая виртуальная реальность да ещё и нелицеприятная и вовсе не сатирическая картинка современного шоу-бизнеса. Автор запросто и доступно оперирует такими понятиями как модный стереотип и секс-символ. Разумеется, называет всё это другими словами, поскольку таких терминов в начале 60-х даже на Западе, вероятно, не было.

Навязанная через масс-медиа духовная деградация перерастает в этом рассказе в общественный уклад. Пропагандирующие естественный образ жизни — личные взаимоотношения, традиционную форму семьи — становятся диссидентами, совершенно не понятыми толпой. Автор умело увлекает читателя в бездну суррогатной реальности, выстраивает её вокруг читающего таким образом, что вырванный обратно, ты не с первого раза понимаешь, что находился внутри хитросплетённого сна. Удачный приём, выполненный безупречно.

Рассказ актуален сегодня. И вероятно, даже более актуален, нежели во времена его написания. Впрочем, в 63-м он, видимо, был вообще настоящим откровением.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, современная европейская фантастика не слишком широко известна в нашей стране, и даже в тематических ветках форума упоминается не больше пяти-шести имён авторов для той или иной страны. Другое дело — советские времена, когда выходило приличное количество антологий и сборников рассказов малоизвестных авторов, представляющих как Западную, так и Восточную Европу. Вполне естественно, что при этом содержание многих из этих антологий и сборников было весьма идеологизированным, а их литературные достоинства — не всегда высокими. Тем более неожиданным было наткнуться на замечательный рассказ совершенно незнакомого мне итальянского фантаста Лино Альдани...

Читая «Онирофильм», не переставал удивляться, как его вообще могли напечатать в те времена, но уважаемый witkowsky в своём отзыве пролил свет на скандал, который за этой публикацией последовал, =))) и всё встало на свои места. При этом рассказ действительно хорош. Особенно если вспомнить, что написан он в 1963 году, когда само понятие виртуальной реальности было известно лишь узкому кругу специалистов, и были сконструированы лишь первые примитивные устройства для её воспроизведения. И пусть автор не совсем верно предугадал развитие «развлекательных технологий», картина нарисованного им будущего выглядит устрашающе-реальной. Ведь до создания виртуальных моделей, которые смогут по-настоящему заменить реальность осталось не так много времени. И кто знает, не превратится ли через несколько десятилетий большинство жителей крупнейших мегаполисов мира в скопище «шелковичных червей, завернутых в кокон собственных снов», погружённых в искусственные грёзы? Ведь уже сейчас к этому есть множество предпосылок...

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идиотический скандал, инспирированный журналом «Здоровье» («...рассказ нельзя рассматривать иначе как пропаганду онанизма!») на многие годы закрыл в СССР возможность печатать хоть что-то из Альдани, рассказ стоил выговоров и премий сотрудникам редакции «Молодая Гвардия» — притом даже начальству: директора вызвали в ЦК комсомола, где все матери-жены начальства надышаться не могли на журнал «Здоровье» — страшней были только «Крокодил» и «Фитиль». Между тем трагический рассказ о механистическом обществе не содержал в себе не только пропаганды оного занятия (с годами выяснилось, что вполне безвредного), он и эротики-то не содержал, не говоря о порнографии. Словом, обычная травля по-советски, последний излет хрущевской оттепели (публикация рассказа) — и наступление брежневских (тогда народ думал, что косыгинских) заморозков.

Хотя рассказ и не шедевр, но вызванное им «брожение» всерьез заставило заподозрить, что фантастика бывает и на такую тему. На тему того, что занятие любовью (тогда этого словосочетания в русском языке не было) — это, как писал Оруэлл, «наш долг перед партией» только в СССР. Где в те годы брали налог за бездетность, напоминаю. Более чем через двадцать лет некая дура брякнула в ти-ви бессмертное «В Советском Союзе секса нет!»

К счастью, народ полагал иначе. Будь рассказ смешным — пожалуй, все удалось бы спустить на тормозах. Но он был именно трагическим, и сильно повредил составам последующих томов «Библиотеки Н/ф» в «Молодой Гвардии».

Многое из томов повылетало, притом, что роман Робера Мерля «Мальвиль» (1972, русск. изд. 1977), прекрасно вышел в изд. «Художественная литература» — заметим, «пост-атомный», что в «Мире» категорически, а в МГ «почти категорически» было запрещено, хотя роман был набит полной «клубничкой» (разве что малость того, что «на грани фола» порезали) — и он никакого скандала не вызвал. Цензура слабела, цензура не боялась пропаганды онанизма. Она уже и про секс-то знала лишь то, что «его нет».

Альдани же оказался в числе пострадавших. Что очень несправедливо, и еще не поздно поправить.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел сильное впечатление в далеком подростковом возрасте. И вовсе не своей эротичностью, а предчувствием того, что некая внушаемая реальность станет возможной еще при этой жизни. Сегодняшняя виртуальная реальность — лишь предвестник появления в ближайшие два-три года технических средств, которые позволят не только эмоционально, но и физически погружаться в физико-психологические глубины виртуального пространства. Потом эта тема неоднократно реализовывалась писателями фантастами, кинорежиссерами (Кэтрин Бигелоу «Странные дни»), но рассказ Альдани прочно закрепился в памяти. Альдани уже тогда удалось разглядеть в новой технологии жестокую опасность подобного рода технических новинок для социума, а самое главное для психики человека. В Китае довольно распространена своеобразная игра для взрослых: встречают в интернете двое — он и она, решают создать виртуальную семью, затем он и она, ни разу не увидев друг друга в настоящей жизни, начинают строить дом, мечтать о высокооплачиваемой работе, добиваться ее, строить дом, вить семейное гнездо, обустраивать уют и даже воспитывать якобы собственных детей. Но вот он встретил в интернете кого-то еще, и говорит ей — все, дорогая, между нами все кончено — я ухожу. Она не выдерживает и кончает жизнь самоубийством — в реальном мире. Китайские психологи забили во все колокола: виртуальная реальность, создавая иллюзию, способна размыть или сделать зыбкой границу, которая отделяет хрупкую психику человека от реальности и погружает в призрачный мир, формируемый виртуальным сервисом. А ведь прошло-то всего ничего — каких-то пять десятков лет. Вот такой неожиданно реальной оказалась фантастика ближнего прицела Лино Альдани. Читать обязательно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Видеофабрика грёз» в повести Лино Альдани не выдержала тест на подлинность иллюзии. Тем хуже для столь несовершенной фантоматики. Настоящие драмы начнутся с наступлением эры доподлинной имитированной реальности. Возможность наступления эпохи фантоматики предрекал ещё Станислав Лем в «Сумме технологии».

Самое сильное произведение на эту тему — антиутопия «Открытая мишень» (Nagi cel) поляка А. Вишневского-Снерга. (Удивительно, — но этот роман до сих пор так и не переведён на русский). В мире -фантомате, в который превратилась Земля в грядущем, воображением Вишневского-Снерга создана действительность, где люди в состоянии анабиоза годами ждут очереди на выход в индивидуальное сценическое пространство фантомата, — чтобы ощутить себя демиургами реальности. Покинуть спектакль-наваждение можно только погибнув по ходу фантоматического действа. А затем остаётся только снова ждать своей очереди...

Так что описанный в «Онирофильме» примитивный суррогат сексуальных грёз — лишь первый и робкий шаг в царство фантоматики. Одолеет ли киберреальность химнаркотическую нирвану — вопрос пока остаётся открытым.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ был издан у нас в 1966 году, всего через три года после публикации на родине автора, в одном из томов культовой Библиотека современной фантастики (1965—1973гг) — удивительном подарке советскому читателю. Потом даже был скандал из-за наличия в рассказе эротики. «Онирофильм» — образец футурологической мысли в идеальном исполнении. После него киберпанк вряд ли удивит.

«Комбинезоны, голубые и серые, двигались вдоль шоссе. Голубой и серый, других красок не было. Не было ни магазинов, ни контор, ни одного бара, ни даже витрины с игрушками или парфюмерией. Время от времени в закопченной стене, поросшей мхом и заваленной мусором, открывалась вращающаяся дверь в лавку. Там были «сновидения»»: онирофильм – счастье на любую цену, доступное всем; там была нагая Софи Барлоу для каждого, кто захотел бы ее купить».

Читая недавно Стовера «Герои умирают» и «Клинок Тишалла», подумал — да ведь это «Онирофильм», растянутый на два тома. Со дня выхода рассказа минуло почти полвека — онирофильмы уже скоро появятся в продаже. «Нет реальности, которая могла бы превзойти сновидение, публика в этом твердо убедилась.»

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда этот рассказ писался, он, наверное, казался откровенной фантастикой. Теперь же, по прошествии почти полувека, его социальная сатира приобретает все более реалистические черты. Это рассказ о виртуальной реальности, написанный в те времена, когда такого слова еще никто не знал. И рассказ замечательный, остро ставящий вопросы о том, что же лучше для человека — невесёлая и проблемная реальность или сладостная несуществующая виртуальность?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В данном рассказе сказался пророческий дар автора, предсказавшего подступающую к нашему порогу виртуальную реальность со всеми ее последствиями. Это фактически наркотик, первые признаки которого наблюдаются уже сегодня — зависимость от компьютера, когда лучший друг компьютер.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые эту тему поднял еще Хаксли, тридцатью годами ранее. НО — тамошние «ощущалки» были всего лишь одним из многих развлечений, а заодно и «лебединой песнью» искусства. Онирофильмы же — настоящий виртуал, полностью заменивший собой реальную жизнь (и это написано в 60-е годы!). Жутковатый получился мир и самое страшное — безысходный.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх